Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССОРА В.Ф. БАЗАРНОГО'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССОРА В.Ф. БАЗАРНОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивина О.Г., Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В., Миронова И.Ю.

В статье рассматривается здоровьесберегающая технология профессора В.Ф. Базарного, элементы которой используются на занятиях с детьми в дошкольном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дивина О.Г., Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В., Миронова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS BASED ON THE HEALTH-SAVING TECHNOLOGY OF PROFESSOR V.F. BAZARNY

The article discusses the health-saving technique of Professor V.F. Bazarny, the elements of which are used in classes with children in preschool.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССОРА В.Ф. БАЗАРНОГО»

УДК 373.24

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССОРА В.Ф. БАЗАРНОГО

Олеся Геннадьевна Дивина1

старший воспитатель lesya.vasilj eva@gmail .com Елена Васильевна Корепанова2 заведующий кафедрой педагогики и психологии кандидат психологических наук pip-mgau@yandex.ru Елена Викторовна Кирпичева2 кандидат филологических наук titdino1@mail.ru Ирина Юрьевна Миронова2

магистрант pip-mgau@yandex.ru

1МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок»» 2Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается здоровьесберегающая технология профессора В.Ф. Базарного, элементы которой используются на занятиях с детьми в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: здоровьесбережение, воспитательно-образовательный процесс, методика.

Современная экология здоровья большое внимание уделяет детскому здоровью в силу резко увеличившегося числа негативно влияющих на него внешних и внутренних факторов. Как отмечает В.А. Тарасова, «цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС - обеспечить ... возможность сохранения здоровья за период обучения..., сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.» [5-6]. Понимая важность физического здоровья ребенка как основы для всех остальных психолого-педагогических процессов, педагогам и методистам следует так трансформировать образовательное пространство ДОУ, чтобы оно имело общеоздоровительный вектор.

Сохранить здоровье детей, создать эффективные условия для положительной динамики развития ведущих психических функций детей дошкольного возраста может способствовать организация ВОП на основе здоровьесберегающей технологии д-ра мед. наук, профессора В.Ф. Базарного.

Суть данной технологии заключается, во-первых, в активном применении в процессе организации НОД режима динамических поз (выполнение ребенком заданий и его участие в различных видах деятельности как сидя за столом, так и стоя за конторкой); во-вторых, в использовании для поиска необходимой информации режима зрительных горизонтов (взгляд ребенка направлен вдаль, а не прикован к столу); в-третьих, в обращении в системе тренажей, повышающих активность различных источников информации организма детей; в-четвертых, реализация принципа наглядности посредствам экологических букварей.

В практику работы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок»» г. Мичуринска Тамбовской области внедрение здоровьесберегающей педагогической технологии В.Ф. Базарного осуществлялось поэтапно.

I этап - знакомство с основными направлениями технологии. В ходе этого этапа изучался на практике опыт работы детских садов г. Сергеева Посада по организации воспитательно-образовательного процесса с использованием

основных методических рекомендаций профессора В.Ф. Базарного. Педагоги детского сада в рамках сетевого взаимодействия посетили научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области в г. Сергеевом Посаде, где в 2007 году состоялась консультация с руководителем лаборатории В.Ф. Базарным.

II этап - психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов к использованию инновационной технологии Базарного В.Ф. в системе организации образовательного пространства ДОУ.

Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей в ДОУ в настоящее время накоплен большой опыт работы по организации воспитательно-образовательного процесса на основе здоровьеразвивающей технологии В.Ф. Базарного, разработаны конспекты занятий в режиме динамических поз и зрительных горизонтов по всем видам детской деятельности, изготовлено необходимое методическое оборудование.

Следует отметить, что рекомендуемый речевой материал и игровые задания смогли органично влиться в ту образовательную программу, по которой работают педагоги ДОУ, а изготовить незатейливое оборудование вовсе не сложно с минимальными материальными затратами, приложив максимум желания, заинтересованности давать детям знания, не отбирая у них здоровье.

Знакомство с данной технологией показало, что это не разрозненная, а целостная система нескольких здоровьесберегающих педагогических технологий.

Первая технология - это режим динамических поз, или вертикализация позы. С целью профилактики нарушения осанки мы отказались от статичной позы «сидя» и обратились к вертикальным позам. Дети работают стоя за деревянными неширокими конторками, высота которых соответствует росту ребенка, а поверхность имеет наклон в 17 градусов относительно плоскости

пола [1, с. 5]. Также следует так подобрать задания, чтобы была возможность смены позы при их выполнении.

Такое рабочее положение может рассматриваться как система тренировочных упражнений, направленных на развитие и оздоровление детского организма.

Вторая технология - это построение образовательной деятельности в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов, когда предъявляемый материал находится на максимальном удалении от глаз ребенка и когда положение взгляда - вверх и вдаль - максимально сокращает напряжение глазных мышц [2, с. 105].

При использовании второго варианта демонстрационный материал помещается в специальные удерживающие подставки. Воспитатель, медленно передвигаясь по комнате с подставками в руках, то удаляется, то приближается к детям, создавая при этом дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Третья технология - это зрительный поиск с использованием офтальмотренажера (красочной схемы, изображающей определенную траекторию, «следуя» по которой глазами дети развивают зрительно-двигательную поисковую активность) [2, с. 73].

Четвертая технология - это расширение зрительных горизонтов и развитие воображения с помощью экологического панно, которое «подвижно» во временах года.

С целью сохранности здоровья и остроты зрения при расстановке детей у экологического панно для каждого ребенка определяется индивидуальная рабочая дистанция. Для этого воспитатель берет в руки стандартную букву из «Кассы букв и слогов» и просит ребенка отходить до тех пор, пока ее контуры не потеряют четкость. Это место с помощью метки отмечается на полу. Каждый ребенок в последующем занимает свое рабочее место.

Таким образом, педагогическая здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного является комплексной, а регулярные мониторинговые

исследования позволили отметить положительные результаты ее применения в работе с детьми дошкольного возраста (диаграмма 1).

60% п

50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ до применения технологии

□ после применения технологии

*1 - удовлетворительный уровень выполнения предлагаемых заданий;

*2 - положительное эмоциональное состояние;

*3 - удовлетворительный уровень физического здоровья.

Рисунок 1. - Диаграмма «Изменение образовательных и личностных результатов до и после применения технологии И.Ф. Базарного»

С целью определения уровня физической подготовленности детей два раза в год проводится мониторинг физического развития и на основе полученных результатов заполняются карты индивидуального развития. Также обязательно планируется ежегодная проверка зрения, правильной осанки врачами: офтальмологом, хирургом, педиатром.

Все, кто пытался обобщить данные по проблеме утомления дошкольников, в частности З.И. Береснева, приходят к выводам о том, что эта «проблема одна из актуальнейших физиологических проблем человека, проживающего в информационном обществе» [3, с. 23]. Мы же, анализируя имеющиеся данные и собственный многолетний опыт и вслед за Е.О. Гордеевой, можем говорить о том, что при использовании технологии В.Ф. Базарного «систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности ... обеспечивает детям радость познания и

всестороннее развитие, а также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки к школе» [4].

Список литературы:

1. Базарный В.Ф. Как работать за конторкой. М.: Лира, 2000. 168 с.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. 133 с.

3. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ / под ред. З.И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера, 2008. 35 с.

4. Гордеева Е.О., Кирпичева Е.В. Инновационные технологии в дошкольном образовании: из опыта работы // Наука и Образование. 2020. Т.3. № 4. С. 197.

5. Тарасова С.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 165-171.

6. Тарасова С. А., Ершова Е.М. К вопросу формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе уроков технологии // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 180. - EDN WOZDVH.

UDC 373.24

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS BASED ON THE HEALTH-SAVING TECHNOLOGY OF PROFESSOR V.F. BAZARNY

Olesya G. Divina1

senior educator lesya.vasiljeva@gmail.com Elena V. Korepanova2

Head of the Department of Pedagogy and Psychology

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

pip-mgau@yandex.ru Elena V. Kirpicheva2 Ph.D., Associate Professor titdino1@mail.ru Irina U. Mironova2 master student pip-mgau@yandex.ru 1Municipal budget preschool educational institution "Kindergarten of combined type № 8 "Aistenok" 2Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article discusses the health-saving technique of Professor V.F. Bazarny, the elements of which are used in classes with children in preschool. Keywords: health care, educational process, methodology.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.