Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / дошкольная образовательная организация / педагог / родители / дети дошкольного возраста / взаимодействие / ценностное сознание. / family / preschool educational organization / teacher / parents / preschool children / interaction / value consciousness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.И. Власова, Е.В. Сыпко, Ю.А. Хилювчиц

В статье раскрывается проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации как институтов воспитания в процессе формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста. Раскрываются причины возникающих противоречий во взаимодействии семьи и дошкольной образовательной организации. Рассматриваются цель, задачи, принципы и приоритеты осуществления данного взаимодействия и этапы осуществления: мотивационный, диагностический, коммуникативно-деятельностный, рефлексивный. Особое внимание уделено характеристике традиционных и инновационных форм взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, которые способствовали эффективной организации процесса формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.И. Власова, Е.В. Сыпко, Ю.А. Хилювчиц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERACTION OF FAMILY AND PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS INSTITUTIONS OF EDUCATION IN THE PROCESS OF VALUE CONSCIOUSNESS FORMATION IN PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the problem of interaction between the family and the preschool educational organization as educational institutions in the process of forming value consciousness in preschool children. The reasons for the emerging contradictions in the interaction of the family and the preschool educational organization are revealed. The purpose, objectives, principles and priorities of the implementation of this interaction and the stages of implementation are considered: motivational, diagnostic, communicative-activity, reflexive. Particular attention is paid to the characteristics of traditional and innovative forms of interaction between the family and the preschool educational organization, which contributed to the effective organization of the process of forming value consciousness in preschool children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ют в режиме ближнего зрения, тем больше нарастает моторный хаос зрительного сканера. Это приводит к напряжению мышечно-моторной системы тела и к общей перегрузке и утомляемости организма. Чем больше школьник склоняет голову к объекту зрительного внимания, тем больше нарастает судорожность в работе зрительного сканера. Это состояние можно снимать с помощью «прослеживания за волнообразными линиями, удаленными от глаз» [7]. Для решения обозначенной проблемы была разработана и апробирована методика зрительно-вестибулярных тренажей на основе интегральной «схемы универсальных символов - СУС», а также автоматизированной системы «зрительно-вестибулярных тренажей - ЗЕВС». Разработанный комплекс упражнений на тренажерах способствует развитию общей и зрительной координации, реакции, снятию зрительного напряжения. Через органы зрения человек получает девяносто процентов всей информации об окружающем мире, значение сохранения зрения школьников невозможно преувеличить.

Технология параллельного здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников включает в себя ряд методик, дидактических и технических средств, способов организации образовательного пространства, направленных на сохранение здоровья учащихся, создание условий для их гармоничного, природосо-образного развития. Перечислим основные:

- методика обучения младших школьников импульсно-нажимному письму перьевой ручкой;

- наборы технических средств для обучения художественно-образному чтению детей в режиме свободного перемещения в пространстве;

Библиографический список

- сообразное сенсорным ритмам обустройство учебно-познавательной среды;

- технические устройства, предупреждающие утомление учащихся в процессе чтения и письма;

- технические устройства коррекции возникших в процессе обучения отклонений в развитии зрения и позвоночника;

- широкоформатное экологическое панно для обучения учащихся в режиме дальнего зрения и зрительно-образного моделирования и другие.

Анализ технологии параллельного обучения и воспитания школьников позволяет выделить три группы педагогических принципов, составляющих ее основу. К первой группе относятся общепедагогические принципы, включающие в себя принцип целостности, природосообразности, гуманности, демократизации учебно-воспитательного процесса. Вторую группу составляют принципы дифференцированного обучения. К ним относятся принципы ценностно-смысловой направленности, педагогической поддержки, индивидуализации учебного процесса. Третья группа включает в себя принципы гендерного подхода в образовании: принцип эгалитаризма, принцип формирования гендерной идентичности. Именно совокупность этих трех групп принципов определяет цель реализации технологии параллельного обучения и воспитания школьников, а именно учет основных психофизиологических, эмоционально-волевых, духовно-нравственных, познавательных особенностей мальчиков и девочек для создания комфортной, здоровьесберегающей учебной среды, позволяющей удовлетворить личностные и образовательные потребности учащихся общеобразовательной школы.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.

2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. Москва: Знание, 1989.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 1998.

4. Базарный В.Ф. Технологии здоровой жизни. Bazarny.ru: Официальный сайт. Available at: http://www.bazarny.ru/files/Zdrav-Tech.pdf

5. Базарный В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Hrono.info: библиотека Хронос. Available at: http://www.hrono.info/libris/lib_b/massov.html

6. Базарный В.Ф. Методические особенности адаптации детей к режиму динамических поз в условиях школы. Bazarny.ru: Базарный В.Ф. Официальный сайт. Available at: http://www. bazarny. ru/contents-110-110-71.html

7. Базарный В.Ф. Энергоактивирующий зрительно-вестибулярный тренаж профессора В. Ф. Базарного с помощью интегральной «Схемы Универсальных Символов» (СУС). Bazarny.ru: Базарный В.Ф. Официальный сайт. Available at: http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-SUS-A3.pdf

8. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. Москва: Редакция журнала «Пульс», 2009.

9. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия». Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2001; Выпуск 2: 101 - 104.

10. Раздельное обучение мальчиков и девочек: наука, методики, результаты. Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.А. Коробейникова. Москва: М-МЕГА, 2010.

References

1. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

2. Klarin M.V. Pedagogicheskaya tehnologiya v uchebnom processe. Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva: Znanie, 1989.

3. Selevko G.K. Sovremennyeobrazovatel'nye tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1998.

4. Bazarnyi V.F. Tehnologii zdorovoj zhizni. Bazarny.ru: Oficial'nyj sajt. Available at: http://www.bazarny.ru/files/Zdrav-Tech.pdf

5. Bazarnyj V.F. Massovaya pervichnaya profilaktika shkol'nyh form patologii, ili razvivayuschie zdorov'e principy konstruirovaniya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti v detskih sadah i shkolah. Hrono.info <http://www.hrono.info>: biblioteka Hronos. Available at: http://www.hrono.info/libris/lib_b/massov.html

6. Bazarnyj V.F. Metodicheskie osobennosti adaptacii detej k rezhimu dinamicheskih poz v usloviyah shkoly. Bazarny.ru: Bazarnyj V.F. Oficial'nyj sajt. Available at: http://www. bazarny. ru/contents-110-110-71.html

7. Bazarnyj V.F. 'Energoaktiviruyuschij zritel'no-vestibulyarnyj trenazh professora V. F. Bazarnogo s pomosch'yu integral'noi «Shemy Universal'nyh Simvolov» (SUS). Bazarny.ru: Bazarnyj V.F. Oficial'nyj sajt. Available at: http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-SUS-A3.pdf

8. Bazarnyj V.F. Ditya chelovecheskoe. Psihofiziologiya razvitiya iregressa. Moskva: Redakciya zhurnala «Pul's», 2009.

9. Kupriyanov B.V. Sovremennye podhody k opredeleniyu suschnosti kategorii «pedagogicheskie usloviya». Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 2001; Vypusk 2: 101 - 104.

10. Razdel'noe obuchenie mal'chikov i devochek: nauka, metodiki, rezul'taty. Opyt i perspektivy polo-lichnostnogo (gendernogo) obrazovaniya v Rossii: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.A. Korobejnikova. Moskva: M-MEGA, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.09.20

УДК 373.2

Vlasova V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssky State Humanitarian-Technical Institute (Russia), E-mail: vlasova_100@mail.ru

Supko ЕМ., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssky State Humanitarian-Technical Institute (Russia), E-mail: elena_sypko@mail.ru

Hilyuvchits Yu.A., senior teacher, Nevinnomyssky State Humanitarian-Technical Institute (Russia), E-mail: sima26rus@mail.ru

PECULIARITIES OF INTERACTION OF FAMILY AND PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS INSTITUTIONS OF EDUCATION IN THE PROCESS OF VALUE CONSCIOUSNESS FORMATION IN PRESCHOOL CHILDREN. The article reveals the problem of interaction between the family and the preschool educational organization as educational institutions in the process of forming value consciousness in preschool children. The reasons for the emerging contradictions in the interaction of the family and the preschool educational organization are revealed. The purpose, objectives, principles and priorities of the implementation of this interaction and the stages of implementation are considered: motivational, diagnostic, communicative-activity, reflexive. Particular attention is paid to the characteristics of traditional and innovative forms of interaction between the family and the preschool educational organization, which contributed to the effective organization of the process of forming value consciousness in preschool children.

Key words: family, preschool educational organization, teacher, parents, preschool children, interaction, value consciousness.

В.И. Власова, канд. пед наук, доц. Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск,

E-mail: vlasova_100@mail.ru

Е.В. Сыпко, канд. пед наук, доц., Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск,

E-mail: elena_sypko@mail.ru

Ю.А. Хилювчиц, ст. преп., Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, E-mail: sima26rus@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрывается проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации как институтов воспитания в процессе формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста. Раскрываются причины возникающих противоречий во взаимодействии семьи и дошкольной образовательной организации. Рассматриваются цель, задачи, принципы и приоритеты осуществления данного взаимодействия и этапы осуществления: мотивационный, диагностический, коммуникативно-деятельностный, рефлексивный. Особое внимание уделено характеристике традиционных и инновационных форм взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, которые способствовали эффективной организации процесса формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста.

Кточевые слова: семья, дошкольная образовательная организация, педагог, родители, дети дошкольного возраста, взаимодействие, ценностное сознание.

Решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации (далее ДОО) и эффективности процесса формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста является не только задачей науки, но и стратегической целью развития современного российского общества. Социальный заказ к системе современного дошкольного образования в решении задач формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста нашел свое отражение в целом ряде документов. Среди них Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая стала методологической основой разработки воспитательного компонента ФГОС ДО и содержит четкий социальный заказ к дошкольным образовательным организациям. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г, которая определяет цели, задачи и основные направления воспитания, механизмы и ожидаемые результаты, а также ФГОС ДО, определяющие «Портрет выпускника», требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы и требования к структуре программы воспитания и социализации воспитанников.

Многогранность процесса формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста значительно затрудняет практическую реализацию поставленных перед дошкольной образовательной организацией задач. При всей значимости ДОО как института воспитания в одиночку с возложенной на нее миссией справиться невозможно. Поэтому весьма очевидным становится необходимость конструктивного взаимодействия с другим, не менее важным институтом воспитания - семьей воспитанника. Именно в семье формируются моральные ценности, которые вытекают из главных нравственных установок, находящихся в семейных устоях, культурных, исторических, религиозных традициях [1]. Формирование ценностного сознания у детей дошкольного возраста обеспечит успешное развитие всесторонне развитой личности в современных условиях. А вот главная и первоочередная задача дошкольной образовательной организации - приобщить воспитанников к этим ценностям, что будет способствовать формированию у них ценностного сознания.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [2, ст. 44, п. 1].

Необходимость взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации как институтов воспитания вызывает интерес для изучения ученых и практиков (Н.А. Антипова, С.М. Арефьева, Л.В. Баринова, Н.А. Гребенникова, М.Б. Григоревская, Л.В. Егорова, О.А. Золотарева, ГГ Чанкова и др.).

Ряд исследователей (РМ. Асадуллин, Н.В. Мушастая, И.В. Стапонова и др.) процесс взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации относят к весьма острым проблемам [3]. Педагоги отмечают, что современный этап развития взаимоотношений ДОО с родителями воспитанников характеризуется «родительским беспределом». Участники воспитательного процесса предъявляют друг другу многочисленные требования, обмениваются взаимными обвинениями в ненадлежащем выполнении обязанностей. Даже в тех дошкольных образовательных организациях, где внешне все выглядит весьма благополучно (родители не жалуются в вышестоящие организации, не решают в судебном порядке определенные вопросы и т.д.), достаточно замаскированных или скрытых проблем и противоречий.

Нам важно стало понять причины сложившейся ситуации, которые помогут скорректировать процесс взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста. Причинами несогласованности во взаимодействии ДОО с семьей выступают:

- неизменная позиция семьи «родитель всегда прав», которая влечет за собой расшатывание статуса педагога и его деятельности;

- благодаря информационно-коммуникационным технологиям уровень педагогической просвещенности родителей значительно повысился. У родителей складывается ошибочная позиция о том, что они самостоятельно могут разобраться в вопросах воспитания своего ребенка. Однако в некоторых сложившихся ситуациях найти правильное решение становится трудно даже профессионалу;

- перекос в процессе формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста, обусловленный дисбалансом между социальным и индивидуальным, что и приводит к конфликтным ситуациям в системе «родитель - ребенок», «педагог - ребенок», «ребенок - ребенок», «родитель - педагог»;

- реализация личностно ориентированной модели воспитания привела к тому, что значимость личности в современном обществе - это та доминанта, к которой необходимо стремиться. Педагогу приходится завоевывать свой авторитет своим отношением к воспитанникам, родителям, своей профессиональной компетентностью, личностными качествами. Современный воспитанник не будет уважать другого человека за то, что он старший. Этот факт необходимо учесть, так как непонимание данной особенности приводит к серьезным конфликтам, осложнениям в выстраивании взаимоотношений между семьей и ДОО;

- недостаточная компетентность педагогов в вопросах организации взаимодействия с семьей в вопросах формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста. Мы имеем в виду технологическую готовность или неготовность реагирования в различных ситуациях. Сегодня воспитанник сталкивается не только с положительными, но, к сожалению, и отрицательными примерами поведения взрослых. Ему хочется им подражать, а отличить хорошее от плохого, правильное и скверное весьма трудно. Основная причина - недостаточный жизненный опыт, отсутствие помощи взрослых, низкий уровень стрессоустойчивости и общей культуры.

Как же выстроить взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по вопросам формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста в таких условиях? Думаем, что каждое конкретное ДОО должно ответить на этот вопрос по-своему, в зависимости от контингента воспитанников, посещающих дошкольную образовательную организацию, их родителей, кадрового обеспечения, сложившихся традиций воспитания, модели взаимодействия с семьей воспитанников.

Процесс организации взаимодействия семьи и ДОО как институтов воспитания должен определяться социальным заказом, отражаться в нормативно-правовых документах, отличаться гибкостью, конкретизироваться в зависимости от особенностей ДОО, запросов родителей, потребностей воспитанников. Для этого необходимо воздать в ДОО благоприятную почву для развития подрастающей личности, ее самоопределения и социализации. Успешность реализации данной цели мы видим в том случае, если в процессе взаимодействия семьи и ДОО будет достигнуто единство требований к воспитаннику в процессе формирования ценностного сознания.

Для этого необходимо решение следующих задач:

- мотивация семьи в совместной деятельности, направленной на формирование ценностного сознания у воспитанников дошкольного возраста;

- повышение качества психолого-педагогической поддержки родителей, овладение ими приемами формирование ценностного сознания у воспитанников дошкольного возраста и совместного с ДОО поиска путей решения возникающих проблем;

- создание комфортных условий для детей дошкольного возраста в ДОО и семье, оптимизация детско-родительских отношений;

- использование разнообразных традиционных и инновационных досу-говых видов деятельности с семьями воспитанников с учетом многообразия их интересов, способностей и сложившихся традиций;

- тщательное и детальное изучение педагогами жизнедеятельности воспитанников за пределами ДОО, знакомство с их интересами, склонностями и особенностями поведения;

- проведение профилактической работы, направленной на предупреждение синдрома выгорания педагогов и родителей, формирование механизмов психологической защиты и самовосстановления.

Процесс взаимодействия семьи и ДОО как институтов воспитания необходимо строить на принципах целостного подхода к его организации; научной обоснованности содержания взаимодействия, направленного на формирование ценностного сознания у детей дошкольного возраста; систематичности и непрерывности взаимодействия педагогов, родителей, воспитанников; создания и поддержания условий, необходимых для самореализации всех участников вос-

питательного процесса; партнерства и содружества семьи и ДОО, основанного на принципе демократизации; преемственности и межпоколенных связей в воспитании; опоры на положительный пример взрослых и положительные личностные качества воспитанников, на положительные стороны семейных отношений.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению положительной динамики взаимодействия семьи и ДОО как социальных институтов в процессе формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста состояла из следующих этапов: мотивационного, диагностического, коммуникативно-дея-тельностного и рефлексивного.

Первый (мотивационный) этап был направлен на развитие потребностей родителей в интеграции с ДОО усилий в вопросах формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста. Для этого мы постарались сформировать у родителей воспитанников дошкольного возраста доверия к ДОО как институту воспитания. В своей работе мы использовали специальные приемы, психотехники, направленные на установление контакта, раскрытие и общение. В групповых и личных беседах разъясняли родителями значимость конструктивного взаимодействия семьи и ДОО в вопросах формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста.

Второй (диагностический) этап был нацелен на проведение диагностики семьи и кадрового потенциала ДОО для эффективного построения их взаимодействия, с одной стороны. С другой стороны, мы исследовали уровень сформиро-ванности ценностного сознания у детей дошкольного возраста как результат этого взаимодействия. На этом этапе нами была проведена работа по изучению контингента родителей (онлайн-конференции, онлайн-беседы, методика «Портрет семьи», анкета «Разделяете ли вы интересы своего ребенка», «Мой любимый детский сад» и др.). Мы изучили потребности родителей в вопросах формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста и удовлетворенности их деятельностью ДОО (анкетирование, онлайн-беседы, методика исследования удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения А.А. Андреева, адаптированная к условиям ДОО и др.). Проанализировали кадровые ресурсы ДОО (беседы, анализ педагогической и нормативно-правовой документации, личных достижений педагогов и др.).

Третий (коммуникативно-деятельностный) этап представлял собой непосредственную организацию осуществления взаимодействия семьи и ДОО по формированию ценностного сознания у детей дошкольного возраста на основе использования различных форм. Данный этап включал в себя информирование родителей воспитанников о направлениях деятельности ДОО по формированию ценностного сознания у детей дошкольного возраста; психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей; оказание помощи в сопровождении процесса формирования ценностного сознаний у детей дошкольного возраста; непосредственное включение родителей в управление образовательным процессом, инновационной проектной деятельностью.

Анализ практики и научной литературы (Л.В. Егорова, С.М. Потапенко, И.В. Тропина и др.) показал, что в современных условиях наиболее востребованы у родителей и педагогов формы взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий: сайт ДОО, сотовая связь, социальные сети, Интернет-консультации, личная веб-страница педагога и др. [4]. В качестве преимуществ применения информационно-коммуникационных технологий в организации взаимодействия семьи и ДОО можно отметить оперативное получение информации, индивидуальный подход в сочетании с групповой работой, обеспечение диалога между родителями, педагогами, осуществляющими образовательный процесс в ДОО.

Четвертый (рефлексивный) этап был направлен на осмысление полученных результатов, коррекцию и дальнейшее планирование и осуществление деятельности. Он позволил оценить эффективность взаимодействия семьи и ДОО как институтов воспитания по формированию ценностного сознания у детей дошкольного возраста. Нами были выделены такие критерии результативности оценки взаимодействия семьи и ДОО по формированию ценностного сознания у детей дошкольного возраста: включенность субъектов во взаимодействие, оценка и самооценка успешности взаимодействия, характер решения возникающих в процессе взаимодействия проблем [5].

В качестве ожидаемого результата взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации выступает уровень сформированности ценност-

Библиографический список

ного сознания у детей дошкольного возраста. Нами было выявлено, что для низкого уровня развития ценностного сознания у детей дошкольного возраста характерна модель авторитарного, однонаправленного общения, возникновение неразрешимых конфликтных ситуаций между педагогами и родителями воспитанников. Средний уровень развития ценностного сознания у детей дошкольного возраста наблюдается на фоне нейтрального взаимного отношения. Взаимодействие семьи и ДОО в этом случае признается как достаточно успешное, так как характеризуется внешне заданными целями, конструктивным разрешением проблем. Для высокого уровня сформированности ценностного сознания у детей дошкольного возраста характерно наличие двусторонней активности и высокой включенности семьи и ДОО во взаимодействие на основе общности цели и действий.

В результате коррекции процесса взаимодействия семьи и ДОО как институтов воспитания мы видим значительные изменения, характеризующиеся положительной динамикой в формировании ценностного сознания у детей дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо выделить основные изменения в формировании ценностного сознания у воспитанников дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации:

- изменения в содержании и способах использования воспитательных форм, применяемых в образовательном процессе;

- изменилась концепция воспитания в связи с изменением приоритетов в системе работы по формированию ценностного сознания у детей дошкольного возраста в результате приобщения к нравственным ценностям. У воспитанников сформировалась компетентность решать задачи в непосредственном взаимодействии с различными участниками образовательного процесса [6].

В результате проведенного исследования мы можем с уверенностью сказать, что личность ребенка дошкольного возраста представляет собой многокачественный феномен. Личностное состояние, личностная природа проявляется в таких свойствах, как проявление ценностного сознания, ценностного мышления, ценностного действия, отношения к политической и духовной жизни, нравственных и культурных ценностей и др. Следует отметить ряд условий, необходимых для успешной реализации эффективного взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста.

Во-первых, совершенствование нормативно-правового регулирования взаимодействия семьи и ДОО будет способствовать созданию положительного имиджа педагога и значимости педагогической профессии.

Во-вторых, развитие профессиональной педагогической компетентности в вопросах формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста позволит вовлечь родителей в эффективное взаимодействие с учетом реалий современного общества, социального заказа со стороны государства, потребностей родителей и интересов детей, а также сложившихся традиций и положительного опыта дошкольной образовательной организации.

В-третьих, создание атмосферы доверия посредством максимальной информационной открытости дошкольной образовательной организации, доброжелательности по отношению к семье, понимания ее потребностей, профессионализма, выдержки и стрессоустойчивости педагогов, позитивного имиджа дошкольной образовательной организации в микрорайоне, городе.

Таким образом, если будут выстроены доверительные отношения между семьей воспитанников и дошкольной образовательной организацией, это будет способствовать эффективному формированию ценностного сознания у детей дошкольного возраста. Родители смогут полностью нести ответственность за воспитание ребенка в семье и реально реализовать свое приоритетное право на его воспитание, дошкольная образовательная организация - выполнять социальный заказ, реализуя воспитательный компонент ФГОС ДО. У детей дошкольного возраста появится уникальная возможность осваивать и осмысливать действительность, влиять на процесс взаимодействия участников, нахождения различных способов взаимодействия воспитанников в социуме.

Новый взгляд на решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования ценностного сознания у детей дошкольного возраста существенно изменит сложившуюся ситуацию в сфере реализации приоритетных направлений, с помощью которых можно достичь желаемых результатов.

1. Власова В.И., Сыпко Е.В., Демченко Н.Ю. Актуальные проблемы национального воспитания детей средствами развития уровня их этнокультурной компетентности в воспитательном процессе школы. European Social Science Journal. 2017; № 9.

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3(ред. от 01.03.2020). Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской федерации. Available at: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii

3. Асадуллин РМ. Семья и школа: от противостояния к взаимодействию. Педагогический журнал Башкортостана. 2018; № 5 (78).

4. Егорова Л.В. и др. Интернет-консультирование родителей как метод эффективного психолого-педагогического взаимодействия семьи и школы. Успехи современной науки и образования. 2016; Т. 1, № 6: 70 - 78.

5. Позднякова Т.Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; Т. 7, № 5. Available at: https:// mir-nauki.com/PDF/04PDMN519/pdf

6. Власова В.И., Сыпко Е.В., Хилювчиц Ю.А. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного сознания в процессе приобщения к ценностям национальной культуры в условиях дошкольной образовательной организации. Общество: социология, психология, педагогика. 2020; № 4.

References

1. Vlasova V.l., Sypko E.V., Demchenko N.Yu. Aktual'nye problemy nacional'nogo vospitaniya detej sredstvami razvitiya urovnya ih 'etnokul'turnoj kompetentnosti v vospitatel'nom processe shkoly. European Social Science Journal. 2017; № 9.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ(red. ot 01.03.2020). Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty v Rossijskoj federacii. Available at: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii

3. Asadullin R.M. Sem'ya i shkola: ot protivostoyaniya k vzaimodejstviyu. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2018; № 5 (78).

4. Egorova L.V. i dr. Internet-konsul'tirovanie roditelej kak metod 'effektivnogo psihologo-pedagogicheskogo vzaimodejstviya sem'i i shkoly. Uspehisovremennojnaukiiobrazovaniya. 2016; T. 1, № 6: 70 - 78.

5. Pozdnyakova T.N. Problemy vzaimodejstviya sem'i i shkoly v sovremennoj obrazovatel'noj praktike. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2019; T. 7, № 5. Available at: https:// mir-nauki.com/PDF/04PDMN519/pdf

6. Vlasova V.l., Sypko E.V., Hilyuvchic Yu.A. Formirovanie u detej doshkol'nogo vozrasta cennostnogo soznaniya v processe priobscheniya k cennostyam nacional'noj kul'tury v usloviyah doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2020; № 4.

Статья поступила в редакцию 02.09.20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, St. Petersburg branch n.a. V. Bobkov"Russian Customs Academy"

(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

Kiseleva E.A., student, Faculty of Customs, St. Petersburg branch n.a. V. Bobkov"Russian Customs Academy" (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: ikiselyova.ek@gmail.com

DIGITALIZATION OF EDUCATION IN THE ASPECT OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO FUTURE CUSTOMS SPECIALISTS. The article is dedicated to consideration of some features of the digitalization of education from the point of view of the process of teaching foreign languages in non-linguistic universities. In the course of theoretical analysis of the content characteristics of the digitalization processes in education, the authors identify the main components of the system of digital training a foreign language to university students, as well as training of students studying in the field of Customs. They also highlight a number of advantages and disadvantages of this system, their socio-psychological, organizational and pedagogical nature, and which more clearly reflect the relevance and problems of the digitalization of learning processes, the complete transition to a distance learning in the modern conditions of the higher education development.

Key words: digitalization of education, digital learning, digital technologies, foreign language, students of non-linguistic university.

Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук, доц., Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

Е.А. Киселева, студентка, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Санкт-Петербург,

E-mail: ikiselyova.ek@gmail.com

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей цифровизации образования с точки зрения преподавания иностранных языков студентам в неязыковых вузах. В ходе теоретического анализа содержательных характеристик процессов цифровизации в образовании авторы выделяют основные компоненты системы цифрового обучения иностранному языку студентов вуза, в том числе обучающихся по направлению подготовки «Таможенное дело». Они также рассматривают ряд преимуществ и недостатков социально-психологического и организационно-педагогического характера этой системы, которые наиболее ярко отражают актуальность и проблемность цифровизации процессов обучения, полного перехода на дистанционный формат обучения в современных условиях развития высшего образования.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровое обучение, цифровые технологии, иностранный язык, студенты неязыкового вуза.

На современном этапе под влиянием распространения информационных технологий на все сферы общественной жизни возрастает значимость проблемы подготовки компетентных специалистов в условиях интенсивной цифровизации всех процессов хозяйственного ведения, в том числе системы высшего образования. Однако существуют противоречия социокультурного характера, оказывающие негативное влияние на эффективность профессиональной подготовки студентов вузов. Они, как правило, проявляются в несоответствии технической оснащенности, информационной инфраструктуры, объема и хранения информации по конкретным предметным областям и уровня цифровой компетентности педагогов современным требованиям к квалификационным характеристикам в профессиональных стандартах, содержанию учебных программ и условиям реализации непрерывного образования (lifelong learning) на основе создания единого электронного информационно-образовательного пространства. Данное перспективное направление отражено в таких новых образовательных проектах, как «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016 - 2021 гг), «Цифровая школа» (2018 - 2025 гг.), «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента РФ № 203, 09.05.2017). В связи с этим одной из задач данной статьи является рассмотрение особенностей проблемы цифровизации образования в аспекте преподавания иностранных языков будущим специалистам таможенного дела.

Чтобы следовать поставленной цели в рамках данной статьи, рассмотрим сначала сущностные характеристики термина «цифровизация» (англ. digitization). Широкое понимание этого термина подразумевает под собой появление новых цифровых форм, продуцирующих информационные потоки между социальными субъектами. По мнению В.Г Халина, «... если цифровая трансформация информации отвечает ряду требований: она охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан; сопровождается лишь эффектив-

ным использованием ее результатов; ... ее результатами пользуются не только специалисты, но и рядовые граждане; пользователи цифровой информации имеют навыки работы с ней» [1, с. 47].

Следует отметить, что если речь идет о цифровизации образования, то не следует путать этот процесс с его информатизацией. Информатизация в образовании направлена на развитие телекоммуникационной инфраструктуры для эффективного сетевого взаимодействия различных образовательных субъектов и совместного использования информационно-методических ресурсов при обучении специалистов различного профиля. А «переход на цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» (Электронный ресурс - https://ru.wiktionary.org/wiki/) в словарно-энциклопедической литературе определяется как цифровизация. Данный контекст понимания этого процесса ведет к изменению парадигмы взаимодействия социальных субъектов, в том числе в образовательных целях. Это не только переход на электронное взаимодействие образовательных субъектов, оно ориентировано на «комплексные решения инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера» [2, с. 17]. Например, оцифровка различной учебной информации облегчает процессы когнитивно-моделирующей визуализации учебного материала, рефлексии и коммуникации между субъектами образования, в том числе процессы развития иноязычно-коммуникативной компетенции (ИКК) студентов в совместной деятельности с педагогами иностранного языка.

Таким образом, под цифровизацией образования понимается переход на электронную систему обучения (E-learning System) с целью реорганизации и интенсификации образовательного процесса на основе создания виртуальной информационной среды и учета ее свойств (мультимедийность, интерактивность, моделируемость процесса коммуникации). Надо также учитывать возможности интеграции педагогических, информационно-коммуникационных и новых цифровых технологий обучения, направленных на формирование ключевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.