Научная статья на тему 'Проблема психолого-педагогического сопровождения культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада'

Проблема психолого-педагогического сопровождения культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Оксана Александровна

На основе анализа реальной практики формирования основ культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации (ДОО), автор описывает пути реализации полисубъектного подхода, в образовательном процессе дошкольного воспитания. Обозначены принципы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения. Описан алгоритм последовательных действий при его реализации в образовательном процессе в детской образовательной организации (ДОО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of psychological and pedagogical support of culture of interethnic communication among children of senior preschool age in kindergarten

On the basis of the analysis of the real practice of forming the foundations of the culture of interethnic communications of children of senior preschool age in the conditions of the child educational organization, the author describes the ways for implementing the poly-subject approach in the educational process of preschool education. The principles of effective psychological and pedagogical support of the formation of the culture of interethnic communication are indicated. The algorithm of consecutive actions at its realization in educational process in child educational organization is described.

Текст научной работы на тему «Проблема психолого-педагогического сопровождения культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

6. Цховребов, А.С. Развитие коммуникативных навыков учащихся-осетин старших классов при изучении сложносочиненного предложения русского языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Цховребов А. С. - Махачкала, 2017. - 25 с.

7. Цховребов, А.С. Метод трансформации (синтаксической замены) как наиболее продуктивный прием в обучении учащихся синтаксическим единицам / А. С. Цховребов // Успехи современной науки. - 2016. - № 10. - Т. 3. - С. 79-81.

8. Шхапацева, М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка / М.Х. Шхапацева. - Майкоп : Адыг. книжн. изд-во, 1993. - 334 с.

9. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке : учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов / А.Н. Щукин. - М. : Икар, 2011. - 454 с.

REFERENCES

1. Glazunov, O.I., Kolesova, D.V. and Popova, T.I. (2017), Program on Russian as a foreign language. Levels A1-C2. The main course. Phonetics. Vocabulary. Grammar. Listening. Reading. Speaking. Letter, publishing house Russian language. Courses, Moscow.

2. Ladyzhenskaya, T.A. (1977), "Exercises for the development of coherent speech", in Methods and techniques for learning Russian: Sbornik researcher writings ed. A.Y. Kupalova, Moscow, pp. 15.

3. Magomedova, T.I. (2009), "Formation of communicative competence of students-lawyers in multilingualism conditions", Vestnik St. Petersburg University, Issue 2. Part II, pp. 115-122.

4. Magomedova, T.I. (2011), Russian professional communicative competence: a model and technology of formation in multilingualism conditions (law profile): monograph, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co.KG, Deutschland.

5. Passov, E.I. (1991), Foreign language teaching methodology of the communicative Framework communication, Education, Moscow.

6. Tskhovrebov, A.S. (2017), Development of communicative skills of learners-Ossetians senior classes when learning Russian language proposal compound proposal, dissertation, Makhachkala.

7. Tskhovrebov, A.S. (2016), "Transformation Method (Syntax) as the most productive receiving in teaching students the syntactic units", Advances of modern science, No. 10, Vol. 3, pp. 79-81.

8. Shhapaceva, M.H. (1993), Training to build Russian language, Adygea Publishing House, Maykop.

9. Schukin, A.N. (2011), Teaching speech communication in a foreign language: manual for teachers and students of linguistic universities, Icarus, Moscow.

Контактная информация: alanec1985@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.10.2018

УДК 373.2

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Оксана Александровна Мартынова, аспирант, Пермский государственный гуманитарный педагогический университет

Аннотация

На основе анализа реальной практики формирования основ культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации (ДОО), автор описывает пути реализации полисубъектного подхода, в образовательном процессе дошкольного воспитания. Обозначены принципы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения. Описан алгоритм последовательных действий при его реализации в образовательном процессе в детской образовательной организации (ДОО).

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, культура межнационального общения; дети старшего дошкольного возраста.

PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN KINDERGARTEN

Oksana Aleksandrovna Martynova, the post-graduate student, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

Annotation

On the basis of the analysis of the real practice of forming the foundations of the culture of inter-ethnic communications of children of senior preschool age in the conditions of the child educational organization, the author describes the ways for implementing the poly-subject approach in the educational process of preschool education. The principles of effective psychological and pedagogical support of the formation of the culture of interethnic communication are indicated. The algorithm of consecutive actions at its realization in educational process in child educational organization is described.

Keywords: psychological and pedagogical follow-up, international communication culture, children of senior preschool age.

Проблема интернационального воспитания и формирования культуры межнационального общения в настоящее время приобретает в нашем государстве особую остроту. Это находит отражение в ряде законодательных и нормативных документах («Стратегия Государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «O национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.) по разным уровням системы образования и не составляет в этом отношении исключение и дошкольное образование [1, 2, 3]. В условиях дошкольного образовательного учреждения процесс формирования культуры межнационального общения у детей должен быть целенаправленным и целостно выстроенным. В процессе организации интернационального воспитания необходимо обеспечить приобщение детей к культуре других национальностей, интериоризацию социокультурных ценностей. Целевой ориентир работы в данном направлении - формирование у дошкольников основ культуры межнационального общения, которая базируется на собственной национальной идентичности, а также способствует развитию социокультурной компетентности личности, готовой к продуктивному межнациональному диалогу.

С целью обоснования актуальности проблемы конкретизации задач нашего исследования мы провели социологический опрос посредством анкетирования педагогов, психологов и родителей. В опросе учувствовало 58 педагогов, 50 родителей, 16 психологов г. Перми. По результатам анкетирования вышеобозначенных реципиентов мы выявили низкую заинтересованность педагогов (71%) и родителей (56%) в данной теме, частичное осознание ими необходимости воспитания культуры межнационального общения у детей. У педагогов вызвало затруднение формулировка ответа в понимании термина «культура межнационального общения» (93%). Положительный ответ на вопрос о необходимости учета национальных особенностей детей в группе получен у 12% педагогов. Немногие воспитатели знают, в каких нормативных документах прописан учет национальных, этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Правильный ответ на этот вопрос дали 34% реципиентов, 23% из которых назвали Конституцию Российской Федерации, 22% - ФГОС ДОО. Субъектное отношение педагогов к вопросам межкультурного, межнационального общения чаще оценивается как безразличное; большая часть опрошенных педагогов не задумывается о необходимости формирования культуры межнациональных отношений у детей (78%). Анализ результатов опроса родителей позволяет констатировать, что незначительная их часть (21%) считает в воспитании у детей основ культуры межнационального общения ведущую роль играет семья и детский сад (4%.). При этом в домашних условиях беседы о национальных, этнических, религиозных различиях не проводятся (94%).

Более заинтересованы в данной проблеме психологи. По результатам анкетирования можно констатировать, что они готовы внедрять в свою работу методы и программы, способствующие благоприятному развитию культуры межнационального общения у дошкольников. Также психологи отмечают, что в организации данного процесса они сталкиваются с рядом трудностей: низкий уровень компетентности в данной области, отсутствие поддержки со стороны администрации детского сада, размытость параметров характеристик изучаемого личностного образования и неопределённость диагностического инструментария по его выявлению. Анализ реальной практики формирования основ межнациональной культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО позволил констатировать необходимость разработки и введения в практику дошкольного образовательного учреждения психолого-педагогического сопровождения этого процесса в контексте реализации полисубъектного подхода, задействовав в нем психологов, педагогов, родителей и детей.

В работе с воспитателями, педагогами-психологами существует необходимость в повышении их компетентности в области межэтнического, межнационального общения через организацию массового обучения (курсы). Деятельность педагога-психолога должна осуществляться посредством построения учебно-воспитательного процесса в целом. Психолог и методист производит экспертную оценку содержания образовательной программы учреждения, внедрение в повседневный образовательный процесс программы и технологии работы с детьми и их родителями, направленными на усвоение ценностей разных национальных культур. В практике ДОО необходимо активное включение родителей в образовательный процесс посредством организации мероприятий, направленных на знакомство, усвоение детьми всего, что связанно с формированием культуры межнационального общения (праздники, игры, квесты, литературные вечера, походы в музеи, создания выставки традиций семьи т.д.).

Работа психолога с родителями должна быть связана с реализацией диагностической, профилактической функции, обеспечивающих повышение родительской компетентности. В работе с детьми важным аспектом является учет национальных и культурных особенностей каждого ребёнка в детском коллективе. Разнообразие форм проведения мероприятий, направленных на освоение детьми культуры межнационального общения должно быть включено в непрерывный, каждодневный процесс. Эффективность работы с детьми предопределяется проведением совместных мероприятий с родителями. Взаимодействие психологов с детьми также должно быть направлено на реализацию диагностической и профилактической функций.

В ФГОС ДО отражены основные принципы организации педагогического процесса, обеспечивающие соответствующую возрасту детей социализацию и ориентацию на формирование культуры межнационального общения, что включает в себя приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурных особенностей развития детей, формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников [1]. В числе предпосылок, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, ФГОС ДО называет «создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям» [1].

В контексте работы по образовательному стандарту дошкольного образования не вызывает сомнений необходимость исследований в области психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников. Одна из задач нашего исследования заключается в том, чтобы конкретизировать понятие психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения детей дошкольного возраста, определить его критерии, показатели, сущностные характеристики, и затем построить модель такого сопровождения в

условиях ДОО.

В большинстве исследований психолого-педагогическое сопровождение детей рассматривается как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В нашем исследовании психолого-педагогическое сопровождение будет представлено как система профессиональной деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленное на поиск и создание психолого-педагогических условий для успешного развития и воспитания ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В соответствии с современными требованиями ФГОС ДОО в рамках системы дошкольного образования сегодня наиболее востребовано психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях выступают воспитанники, родители (законные представители) ребенка и педагогические работники [1]. По мнению Захаровой Н.И. именно психолого-педагогическое сопровождение призвано обеспечить активное взаимодействие между всеми субъектами педагогического процесса [4, с. 615]. Соответственно, целевой компонент психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения включает обеспечение активного взаимодействия между всеми субъектами данного процесса.

На уровне дошкольного образовательного учреждения основной задачей психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса становится совместная деятельность всех специалистов по выявлению имеющихся проблем в формировании основ культуры межнационального общения детей и оперативному оказанию помощи в преодолении трудностей в общении с представителями иных культур и этносов.

В основание системы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования основ культуры межнационального общения дошкольников, по нашему мнению, должны быть положены возрастные особенности детей дошкольного возраста на разных периодах их развития, а также психолого-педагогические направления деятельности педагогов, психологов, родителей и других участников процесса воспитания. Психолого-педагогическое сопровождение должно стать не простой совокупностью разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, а являться комплексной технологией поддержки и реальной помощи каждому ребенку в решении задач формирования у него основ культуры межнационального общения.

Разделяя позицию В.М. Толстошеиной [7] и ряда других исследователей эффективность психолого-педагогического сопровождения, предопределяется соблюдением ряда принципов:

- принцип непрерывности сопровождения на всех этапах образовательного процесса (изучения наличествующего уровня основ культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста, анализ и интерпретация результатов, разработка модели и проекта, взаимодействия педагога с детьми и родителями, определение эффективности его реализации);

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, основанный на выборе форм, средств и методов формирования культуры межнационального общения с учетом индивидуальных потребностей каждого из детей группы и их культурных различий;

- принцип культуросообразности (строится на учете влияния окружающей среды, места рождения, проживания, ценностные ориентации представителей своего народа и т.д.);

- деятельностный принцип (базируется на теории психического развития ребёнка, описанного в трудах Д.Б Эльконина, А.Н. Леонтьева, где деятельность выступает центральным ядром в развитии ребёнка);

- принцип гуманистической направленности предполагает уважительное отношение к личности ребёнка и развитию его индивидуальности;

- принцип активного включения в процесс формирования культуры межнационального общения всех его участников (ближайшее окружение ребёнка семья, воспитатели, педагоги).

Монгуш О.О, изучая проблемы формирования основ культурного общения отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования культуры межнационального общения затрагивает следующие направления деятельности:

• обогащение информационного поля социокультурных знаний детей ценностями культур других народов;

• обогащение эмоциональной сферы каждого ребенка положительными эмоциями, связанными с национальными культурами, традициями и обычаями разных народов, и уважительным отношением к ним;

• развитие дружеских взаимоотношений детей различных национальностей и культур через игру, общение дошкольников в повседневной жизни, совместные мероприятия;

• обучение детей социально приемлемым и одобряемым способам выражения эмоций, выразительным жестам, движениям, принятым в культуре проживания;

• расширение знаний педагогов дошкольного учреждения о различных вариантах эмоционального развития детей в дошкольном детстве, обогащение представлений о возможностях преодоления эмоциональных трудностей детей этого возраста;

• повышение общей психолого-педагогической и межкультурной компетентности всех участников образовательного процесса;

• информационно-аналитическое обеспечение процесса формирования культуры межнационального общения [6].

Последовательность действий по психолого-педагогическому сопровождению процесса формирования основ культуры межнационального общения в рамках решения конкретной проблемы может быть представлена следующим алгоритмом:

1. Постановка проблемы, определяется в соответствии с поступлением запроса, осознание сути имеющейся проблемы, разработкой плана сбора информации о каждом ребёнке и проведение необходимого диагностического исследования.

2. Анализ полученной в ходе исследования информации, включающий оценку и обсуждение со всеми участниками процесса возможных путей и способов решения проблемы, выявление и анализ как позитивных, так и негативных сторон различных решений;

3. Разработка плана комплексной помощи, включающего определение последовательности необходимых действий, распределение функций и обязанностей участников, установление сроков реализации, совместную выработку рекомендаций для детей, родителей, педагогов и других специалистов;

4. Реализация утвержденного плана по разрешению выявленной проблемы, то есть, поэтапное выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения в установленные сроки;

5. Оценивание результатов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников включают: разработку схемы взаимодействия в работе педагогов и других специалистов дошкольного учреждения, а также родителей; разработку алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей; сформирован-ность необходимого понятийного аппарата у всех участников педагогического процесса. Предлагаемый нами алгоритм проекта психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста подразумевает изменения не только в содержании дошкольного образования, но и в организации всего процесса жизнедеятельности детей, а также в области управления дошкольным образовательным учреждением. Представляется, что психолого-педагогическое

сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников будет гарантировать повышение профессионального мастерства педагогов, развитие педагогической компетентности и психологической культуры родителей, что будет способствовать разностороннему полноценному развитию ребенка, отвечающему требованиям современного многонационального мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (последняя редакция) // URL : http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 01.09.2018).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 01.09.2018).

3. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 01.09.2018).

4. Захарова, Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС детей дошкольного возраста / Н.И. Захарова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - № 5. - С. 615-616.

5. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования : дис. ... д-ра пед. наук / Коломийченко Л.В. - Пермь, 2008. - 404 с.

6. Монгуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М. : Буки-Веди, 2015. - С. 59-62.

7. Смолярчук, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании / И.В. Смолярчук, В.М. Толстошеина, Н.В. Вязовова // Поволжский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - С. 13-18.

REFERENCES

1. On education in the Russian Federation: Federal Law dated December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on December 30, 2015), available at: // SPS Consultant Plus.

2. On approval of the federal state educational standard for pre-school education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013 No. 1155, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.

3. On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2025: Decree of the President of the Russian Federation No. 1666 dated December 19, 2012, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.

4. Zakharova, N.I. (2016), "Psychology and pedagogical maintenance of educational and educational process in the conditions of realization of FGOS of children of preschool age", Collection of materials of the Annual international scientific and practical conference "Education and Training of Children of Younger Age", Mozaika-Sintez, Moscow, No. 5, pp. 615-616.

5. Kolomiychenko L.V. (2008), The social development of preschool children in the culturalpar-adigm of education, dissertation, Perm.

6. Mongush O.O. (2015), "Psychological and pedagogical follow-up for children of preschool age", Pedagogical skills: materials of the VI Intern. scientific conf. (Moscow, June 2015), Buki-Vedi, Moscow, pp. 59-62.

7. Smolyarchuk, I.V., Tolstosheina, V.M. and Vyazovova, N.V. (2014), "Psychology and pedagogical escort of children in inclusive education", Volga region pedagogical bulletin, No. 1, pp. 13-18.

Контактная информация: aleks0606@list.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.