Научная статья на тему 'Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьёй по формированию у детей ценностного отношения к здоровью'

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьёй по формированию у детей ценностного отношения к здоровью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ / HEALTH / VALUE ATTITUDE / PRESCHOOL ORGANIZATION / FAMILY / INTERACTION / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Н.Е., Абдульманова Л.В.

В статье рассматриваются вопросы воспитания здорового ребенка дошкольного возраста. На решение данной проблемы направлены усилия дошкольной образовательной организации и семьи. Подчеркивается значимость совместного взаимодействия педагогов и родителей в вопросах здоровья сбережения, особенно в условиях девальвации ценностей семьи, семейных отношений, позиций родителей по отношению к ребенку, в частности и к ценностям здоровья. В исследовании изучен процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию у детей ценностного отношения к здоровью. Разработана модель взаимодействия, представленная несколькими компонентами: содержательно целевым, организационно технологическим, оценочно результативным. Представлена программа работы с родителями (содержание, технологии и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринцева Н.Е., Абдульманова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION WITH THE FAMILY ON FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO HEALTH

The article deals with the issues of education of a healthy child of preschool age. The efforts of the preschool educational organization and the family are aimed at solving this problem. The importance of joint interaction of teachers and parents in health care issues is emphasized, especially in the conditions of devaluation of family values, family relations, positions of parents in relation to the child, in particular, to the values of health. The study studied the process of interaction between preschool educational organization and family on the formation of children's value attitude to health. The model of interaction is developed, presented by several components: meaningful target, organizational and technological, evaluative and effective. The program of work with parents (content, technologies, etc.) is presented.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьёй по формированию у детей ценностного отношения к здоровью»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 373.2: 37.018: 371.7

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-2-3-9

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

Татаринцева Н.Е., Абдульманова Л.В.

ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

THE INTERACTION OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION WITH THE FAMILY ON FORMATION OF VALUE ATTITUDE

TO HEALTH

Tatarintseva N. E., Abdulmanova L. V.

Southern Federal University, Rostov-on-don, Russian Federation

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитания здорового ребенка дошкольного возраста. На решение данной проблемы направлены усилия дошкольной образовательной организации и семьи. Подчеркивается значимость совместного взаимодействия педагогов и родителей в вопросах здоровьясбережения, особенно в условиях девальвации ценностей семьи, семейных отношений, позиций родителей по отношению к ребенку, в частности и к ценностям здоровья. В исследовании изучен процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию у детей ценностного отношения к здоровью. Разработана модель взаимодействия, представленная несколькими компонентами: содержательно целевым, организационно - технологическим, оценочно - результативным. Представлена программа работы с родителями (содержание, технологии и др.). Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение, дошкольная организация, семья, взаимодействие, модель. Annotation. The article deals with the issues of education of a healthy child of preschool age. The efforts of the preschool educational organization and the family are aimed at solving this problem. The importance of joint interaction of teachers and parents in health care issues is emphasized, especially in the conditions of devaluation of family values, family relations, positions of parents in relation to the child, in particular, to the values of health. The study studied the process of interaction between preschool educational organization and family on the formation of children's value attitude to health. The model of interaction is developed, presented by several components: meaningful target, organizational and technological, evaluative and effective. The program of work with parents (content, technologies, etc.) is presented. Keywords; health, value attitude, preschool organization, family, interaction, model.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Абдульманова Л.В. Организационно - педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей // Вестник «Биомедицина и социология». - 2018. - №3 [4].- С. 9-12. [2] Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Беседы с руководителем ДОУ о сотрудничестве с семьей. - Москва: Линка- Пресс, 2004. - 208с. REFERENCES [1] Abdul'manova L.V. Organizacionno - pedagog-icheskie uslovija formirovanija zdo-rovogo obraza zhizni u detej // Vestnik «Biomedicina i soci-ologija». - 2018. - №3 [4].- S. 9-12. [2] Arnautova E.P. V gostjah u direktora. Besedy s rukovoditelem DOU o sotrudniche-stve s sem'ej. -Moskva: Linka- Press, 2004. - 208s. [3] Zhuravleva, I.V. Otnoshenie k zdoro-v'ju individa i obshhestva. - M.: Izdatel'stvo Nauka, 2005. - 238

2019. Vol. 21. No 8

https://e-pubmed. ot

[3] Журавлева, И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. - М.: Издательство Наука, 2005. - 238 с.

[4] Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методические рекомендации. ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2019. -112 с.

[5] Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2002. -32 с.

[6] Котова И.Б., Сухомлинова Е.Н. здоровье как ценность: монография. - Ростов - на - Дону: Изд- во ГБОУ ДПО РИПК И ППРО, 2012. - 204 с.

[7] Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка. -СПб: Издательство: ИГ Лениздат, 2014, - 224 с.

[8] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Издательство Центр педагогического образования, 2014. -32 с.

[9] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. В редакции от 31.12. 2014 г.Ростов н/Д: Легион, 2016. -212 с.

[10] Шмойлова Н.А. Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности// Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. - 2007. - №3. - С.64-70.

s.

[4] Zvereva O.L., Krotova T.V. Obshhenie pedagoga s roditeljami v DOU: Metodicheskie rekomendacii. FGOS DO - M.: TC Sfera, 2019. -112 s.

[5] Kabaeva V.M. Formirovanie osoznan-nogo otnoshenija k sobstvennomu zdorov'ju u po-drostkov: avtoref. diss. kand. psihol. nauk. - M., 2002. -32 s.

[6] Kotova I.B., Suhomlinova E.N. zdorov'e kak cen-nost': monografija. - Rostov - na - Donu: Izd- vo GBOU DPO RIPK I PPRO, 2012. - 204 s.

[7] Lesgaft P.F. Semejnoe vospitanie rebenka. - SPb: Izdatel'stvo: IG Lenizdat, 2014, - 224 s.

[8] Federal'nyj gosudarstvennyj obra-zovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazo-vanija. - M.: Izdatel'stvo Centr pedagogiche-skogo obrazovanija, 2014. -32 s.

[9] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» №273-FZ ot 29.12.2012. V redakcii ot 31.12. 2014 g.- Rostov n/D: Legion, 2016. -212 s.

[10] Shmojlova N.A. Cennostnoe otnoshenie k zdorov'ju i samoaktualizacija lichnosti// Vestnik KGU im. N.A.Nekrasova. - 2007. - №3. - S.64-70.

Актуальность проблемы воспитания здорового поколения сегодня не вызывает сомнения. Здоровье является высшей ценностью в жизни каждого человека и показателем его культуры. Дошкольные годы являются важными в сохранении здоровья. В этот период здоровье ребенка можно не только укреплять, сохранять, но и преумножить. Но сегодня констатируется неблагополучное состояние здоровья современных детей России, что вызывает необходимость повышения требовательности к качеству организации работы ДОО по воспитанию здорового ребенка.

Проблема сохранения здоровья детей рассматривается на государственном уровне. Ежегодно представляется анализ состояния здоровья детского населения, представленный в государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации», «О состоянии здоровья детей

в Российской Федерации», где констатируется сохраняющаяся тенденция к ухудшению состояния здоровья детского населения.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что родители являются законными представителями несовершеннолетних обучающихся и участниками образовательных отношений (статья 2). Родители становиться участниками образовательных отношений с того момента, когда заведующая дошкольной образовательной организацией заключит с ними договор. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части 1 говориться о правах родителей на обучении и воспитание детей, а также их ответственности за их развитие: физическое, нравственное, интеллектуальное. Взаимодействуя с администрацией дошкольной

организации, родители имеют по закону достаточно большой объем прав. Они имеют права на получение информации о целях и задачах деятельности дошкольной организации. Они не только могут знакомиться с образовательной программой ДОО, но и участвовать в ее разработке. Родители имеют право присутствовать или принимать участие в образовательном процессе ДОО, а также участвовать в различных проектах в обсуждении моделей организации образовательного процесса в ДОО и др. [9].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставиться задача, связанная с физическим развитием, охраной и укреплением физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В ФГОС ДО говорится о том, что дошкольная образовательная организация должна выстраивать взаимодействие с семьей на основе партнерских отношений, родители должны быть включены в образовательный процесс, который носит открытый характер. Родителей необходимо включать в разнообразную проектную деятельность, изучив предварительно их интересы, потребности. ДОУ должно поддерживать проявление активности, инициативности родителей в выборе тем проектов, способов включения в образовательный процесс [8].

В связи с этим актуальной становится проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании ценностного отношения детей к здоровью. Родители достаточно активно включаются в процесс лечения своего ребенка, а не сохранения и преумножения его здоровья. По данным исследований семья играет важную роль в

воспитании здорового ребенка. Это связано прежде всего с формированием здорового образа жизни [2;4].

«Задача формирования основ здорового образа жизни должна решаться с дошкольного возраста, поэтому приоритетным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации сегодня является организация работы, направленной на улучшение состояния здоровья детей, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами» [1,

9].

Здоровый ребенок может вырасти только в здоровой семье, в которой формируется ценность здоровья и здорового образа жизни. Тесное сотрудничество воспитателя с семьями воспитанников является залогом успеха в формировании ценностного отношения к здоровью у детей. Ребенок учиться построению собственного здорового образа жизни на основе примера значимого для него взрослого (педагога, родителей). Воспитатель, взаимодействуя с родителями подчеркивает их роль в передаче навыков и умений ухаживать за своим телом, выбирать способы оздоровления, например, показывает, как нужно закаляться, как выбирать способы приготовления пищи. Родители тем самым способствуют становлению представлений о здоровом образе жизни, показывая важность бережного отношения к своему здоровью [1].

Роль семьи в воспитании ребенка подчеркивалась еще в трудах основоположника семейного воспитания П.Ф. Лес-гафта. Он определял большое значение периоду жизни ребенка, который он проводит в семье. Автор, отводил главную роль семейному воспитанию, отмечая что ребе-

нок усваивает обычаи и привычки семейного уклада [7]. Поэтому на формирование привычки заботиться о своем здоровье семья влияет в первую очередь.

В исследованиях подчеркивается значимость взаимодействия дошкольной организации и семьи. Исследователи считают, что современная семья, которая претерпевает значительные изменения нуждается в помощи со стороны различных образовательных организаций и служб. Авторы приходят к единому мнению, что семья и дошкольная образовательная организация должны совместно решать все вопросы, касающееся развития ребенка (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова и др.).

Практика работы дошкольных образовательных организаций показывает, что родители не проявляют активности в установлении тесного взаимодействия с дошкольной организацией по развитию детей. Они не всегда имеют возможность, а иногда и желание активно участвовать в образовательном процессе дошкольной организации. Воспитатели стремятся к взаимодействию с родителями, осознавая их важную роль, но не всегда используют активные формы вовлечения родителей в жизнедеятельность дошкольной организации. В практике работы образовательных учреждений считается важным формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Большое значение в воспитании здорового ребенка принадлежит активному участию самого ребенка в процессе укрепления своего здоровья, поэтому формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста является сегодня одной из актуальных проблем.

Отношение к здоровью рассматривается представителями науки с различных точек зрения. В настоящее время окончательно не решён вопрос о том, какое отношение личности к здоровью является общественно значимым: «осознанное» (В.М. Кабаева), «ответственное» (Д.В. Колесов) или «ценностное» (И.Б. Котова, Е.Н. Сухомлинова и др.) [6].

В исследовании И.В. Журавлевой выделяется структура понятия «отношение к здоровью», которое включает в себя оценку состояния здоровья, восприятие здоровья, как ценности и деятельность по сохранению здоровья. Исследователь выделяет пять социальных институтов, способных повлиять на изменение отношения к здоровью: государство, средства массовой информации, здравоохранения, семья и образовательная организация [3].

В исследованиях последних лет рассматривается формирование ценностного отношения к здоровью. Под ценностным отношением к здоровью понимают систему отношений субъекта к своему здоровью, которая выступает регулятором его активности в сфере здоровья на основе осознания его ценности, позитивного отношения и готовности прилагать определенные усилия по его восстановлению, сохранению и приумножению (Л.В. Абдуль-манова, Е.Н. Сухомлинова, Н.А. Шмойлова и др.).

В нашем исследовании изучался процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию у детей ценностного отношения к здоровью. Результаты констатирующего эксперимента выявили средний уровень взаимодействия дошкольной организации и семьи по формированию у детей ценностного отношения к здоровью. Высо-

кий уровень не был представлен. Характеристика данного уровня связана с четкой постановкой цели взаимодействия по формированию у детей ценностного отношения к здоровью. Адекватно целям должны быть поставлены задачи.

Они реалистичны и диагностируемы. Показателем этого уровня является авторская модель взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию ценностного отношения к здоровью. Формы работы с родителями должны быть эффективными, адекватными уровню профессиональной компетентности педагогов. Должен проводится качественный анализ потребностей коллектива в повышении квалификации, который является основой для проектирования эффективной системы взаимодействия с семьей. Педагоги должны проявлять активность в выборе содержания и форм взаимодействия с родителями. Должен функционировать мониторинг для оценки результативности взаимодействия с родителями.

В ходе констатирующего эксперимента был выявлен средний уровень организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию у детей ценностного отношения к здоровью. Мы констатировали четко сформулированную цель, связанную с взаимодействием дошкольной образовательной организации с родителями по оздоровлению детей, однако формирование ценностного отношения к здоровью среди задач не было. Формы работы с родителями были отобраны с учетом подготовки педагогов, но уже устарели, не было активных форм по включению родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Анализ проводится с целью включения воспитателей в процесс повышения их квалификации, но не учитывается их уровень подготовки. Воспитатели не готовы к выполнению творческих заданий. Мониторинг для оценки результативности взаимодействия с родителями по формированию у детей ценностного отношения к здоровью проводится фрагментарно.

В ходе исследования была разработана модель взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию у детей ценностного отношения к здоровью. Модель обладает такими свойствами как делимость -она состоит из нескольких компонентов, каждый из которых имеет свою цель; целостность - функционирует как единое целое; связанность -компоненты связаны между собой и влияют друг на друга и гибкость -выстроенная система взаимодействия с родителями адекватно реагирует на изменения.

Модель взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию у детей ценностного отношения к здоровью представлена несколькими компонентами: содержательно целевым, раскрывающим стратегию взаимодействия ДОО с семьей по формированию у детей ценностного отношения к здоровью, обеспечивающим единство и целостность системы взаимодействия, направленность ее на решение поставленной цели. Организационно - технологический компонент представляет собой средства, формы и методы взаимодействия ДОО и семьи в организации процесса формирования у детей ценностного отношения к здоровью, педагогическое просвещение родителей, поиск современных форм и методов работы с детьми, организации

развивающей предметно - пространственной среды. Оценочно - результативный компонент обеспечивает самоанализ, рефлексию и внесение коррективов в содержание.

Содержание технологического компонента было представлено программой работы с родителями. Она представлена 2 модулями.

Модуль 1. Познакомить родителей с понятием «ценностное отношение к здоровью». Расширить представления родителей о средствах, методах, условиях оздоровления детей. Формировать навыки рефлексивной деятельности в процессе взаимодействия по вопросам оздоровления детей.

Модуль 2. Познакомить родителей с технологией формирования у детей ценностного отношения к здоровью; о возможных формах взаимодействия и потенциального ресурса (материально-технического, средового, развивающего, образовательного, коммуникативного) дошкольной образовательной организации и семьи. Содержание программы реализуется тематическими циклами и технологиями работы с родителями:

- просветительские формы взаимодействия: мастер-класс, круглый стол, выпуск газет, консультации, организация тематических выставок, совместные детско-взрос-лые события, тренинг, неделя открытых дверей;

- событийно - коммуникативные технологии: «мозговой штурм», дискуссии, проблемные ситуации, деловая игра; совместное проектирование, рефлексия. Задачами педагогического просвещения родителей выступили:

• ознакомление родителей с результатами диагностики сформированности у

детей ценностного отношения к здоровью;

• ознакомление родителей с содержанием работы в дошкольной организации, направленной на формирование у детей ценностного отношения к здоровью;

• обучение конкретным приемам и методам формирования у детей ценностного отношения к здоровью;

Для реализации этих задач использовались следующие формы работы с родителями:

• информация на сайте дошкольной организации, в портфолио детей, родительских уголках, в агитационной наглядности - буклеты, газета, подборка литературы в библиотеке ДОО;

• индивидуальные беседы;

• работа «родительского клуба», выпуск листков с обсуждаемой в клубе тематикой, участие в заседаниях клуба различных специалистов ДОО (психолог, педиатр, инструктор по физическому развитию и др.), и другие приглашенные гости;

• открытие стадиона и «тропы туриста» на участке; совместная разработка проекта с родителями;

• проведение новой формы работы с родителями «педагогические качели», форма предполагает разворачивания дискуссий, обмен опытом по оздоровлению детей в семье;

• проведение малых семейных олимпийских игр; соревнования проводятся между дошкольными образовательными учреждениями;

• проведение квестов с детьми и родителями;

• использование видио диспутов;

• просмотр вебинаров и др.

Оценочно - результативный компонент был представлен разработанным нами Положением о мониторинге результативности взаимодействия с родителями по формированию у детей бережного отношения к здоровью.

Таким образом дошкольная образовательная организация определяет новые стратегии воспитания здорового ребенка на основе выстраивания эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Современный педагог должен обладать профессиональными компетенциями

для организации взаимодействия с родителями в вопросах формирования у детей ценностного отношения к здоровью. Для этого педагогу необходимо владеть не только коммуникативными компетенциями, но проектными, которые позволяют разработать модель взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, раскрывающей средства, формы и методы педагогического просвещения родителей в вопросах организации процесса формирования у детей ценностного отношения к здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.