Научная статья на тему 'Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации'

Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОНЕНТНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL PROCESS IN PRESCHOOL EDUCATION / THE CONTENT AND COMPONENT NATURE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION / PARTIAL PROGRAM / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF A FAMILY / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Анна Сергеевна, Быковская Тамара Егоровна, Пантелеева Наталья Георгиевна, Балабас Наталья Николаевна, Третьяков Андрей Леонидович

Исследование проведено в 2018-2019 учебном году научно-педагогическими работниками кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета среди участников образовательно-воспитательных отношений дошкольных организаций Московской области. Цель исследования выявление особенностей содержательных основ экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации, а также определению образовательного эффекта экологической направленности таких социальных институтов как семья, дошкольная образовательная организация, окружающая действительность. В качестве методов исследования использовались: анкетирование детей, их родителей и воспитателей; индивидуальные беседы с детьми и родителями; посещение семьи ребенка; углубленное наблюдение за общением детей и родителей; моделирование проблемных ситуаций. В ходе исследования был выявлен уровень экологической культуры детей, их родителей и воспитателей; раскрыты содержательные основы организации экологического образования в пространстве дошкольной образовательной организации; а также предпринята попытка спроектировать педагогическую состоятельность родителей в формировании основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Ключевым основным ориентиром исследования стало определение того, какие организационные основы влияют на уровень экологического образования детей, что послужило отправной точкой для проектирования оптимальной модели эколого-воспитательной деятельности в пространстве дошкольной организации. Анализ качества педагогического взаимодействия педагогов с родителями дошкольников по формированию основ их экологической культуры показал, что наиболее часто встречается несогласованный уровень взаимодействия. Кроме того, по результатам исследования были отмечены факторы, тормозящие развитие сотрудничества с семьями дошкольников со стороны педагогов в вопросах экологического образования. Результаты проведенного исследования позволяют сформировать представление о современном состоянии экологического образования, его содержательной реализации в дошкольных образовательных организациях, а также позволяет узнать уровень эколого-педагогической культуры родительского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвина Анна Сергеевна, Быковская Тамара Егоровна, Пантелеева Наталья Георгиевна, Балабас Наталья Николаевна, Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the implementation of the content of environmental education in the context of a preschool educational organization

The study was conducted in the 2018-2019 academic year by the academic staff of the Department of Preschool Education of the Moscow State Regional University among participants in the educational relations of preschool organizations in the Moscow Region. The purpose of the study is to identify the features of the substantive foundations of environmental education in the context of preschool educational organizations, as well as to determine the educational effect of the environmental orientation of such social institutions as family, preschool educational establishment, surrounding reality. The following methods were used as research ones: questioning of children, their parents and kindergarten teachers; individual conversations with children and parents; visiting a child's family; in-depth monitoring of communication between children and parents; modeling of problem situations. The study revealed the level of environmental culture of children, their parents and kindergarten teachers; the substantive foundations of the organization of environmental education in the space of a preschool educational organization were revealed; an attempt was made to design the pedagogical solvency of parents in forming the foundations of the environmental culture of preschool children. The key focus of the study was the determination of what organizational foundations affect the level of children's environmental education, which served as a starting point for designing an optimal model of environmental educational activities in the space of a preschool organization. The analysis of the quality of the pedagogical interaction of teachers with parents of preschool children to form the foundations of their environmental culture showed that the inconsistent level of interaction is the most common. Besides, according to the results of the study, factors inhibiting the development of teachers' cooperation with families of preschool children in environmental education were noted. The results of the study allow forming an idea of the current state of environmental education, its meaningful implementation at preschool educational organizations, as well as finding out the level of environmental-pedagogical culture of the parent community.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Дата публикации: 31.10.2019 УДК 811.161.1

А. С. Москвина, Т. Е. Быковская, Н. Г. Пантелеева, Н. Н. Балабас, А. Л. Третьяков

Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование проведено в 2018-2019 учебном году научно-педагогическими работниками кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета среди участников образовательно-воспитательных отношений дошкольных организаций Московской области. Цель исследования - выявление особенностей содержательных основ экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации, а также определению образовательного эффекта экологической направленности таких социальных институтов как семья, дошкольная образовательная организация, окружающая действительность.

В качестве методов исследования использовались: анкетирование детей, их родителей и воспитателей; индивидуальные беседы с детьми и родителями; посещение семьи ребенка; углубленное наблюдение за общением детей и родителей; моделирование проблемных ситуаций.

В ходе исследования был выявлен уровень экологической культуры детей, их родителей и воспитателей; раскрыты содержательные основы организации экологического образования в пространстве дошкольной образовательной организации; а также предпринята попытка спроектировать педагогическую состоятельность родителей в формировании основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

Ключевым основным ориентиром исследования стало определение того, какие организационные основы влияют на уровень экологического образования детей, что послужило отправной точкой для проектирования оптимальной модели эколого-воспитательной деятельности в пространстве дошкольной организации.

Анализ качества педагогического взаимодействия педагогов с родителями дошкольников по формированию основ их экологической культуры показал, что наиболее часто встречается несогласованный уровень взаимодействия. Кроме того, по результатам исследования были отмечены факторы, тормозящие развитие сотрудничества с семьями дошкольников со стороны педагогов в вопросах экологического образования.

Результаты проведенного исследования позволяют сформировать представление о современном состоянии экологического образования, его содержательной реализации в дошкольных образовательных организациях, а также позволяет узнать уровень эколого-педагогической культуры родительского сообщества.

Ключевые слова: экологическое образование, дошкольная образовательная организация, образовательно-воспитательный процесс в системе дошкольного образования, содержание и компонентность экологического образования, парциальная программа, педагогический потенциал семьи, проектирование

Ссылка для цитирования:

Москвина А. С., Быковская Т. Е., Пантелеева Н. Г., Балабас Н. Н., Третьяков А. Л. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 271288. сМ: 10.32744^.2019.5.20

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Accepted: 21 August 2019 Published: 31 October 2019

A. S. MosKViNA, T. E. Bykovskaya, N. G. Panteleeva, N. N. Balabas, A. L. Tretyakov

Features of the implementation of the content of environmental education in the context of a preschool educational organization

The study was conducted in the 2018-2019 academic year by the academic staff of the Department of Preschool Education of the Moscow State Regional University among participants in the educational relations of preschool organizations in the Moscow Region. The purpose of the study is to identify the features of the substantive foundations of environmental education in the context of preschool educational organizations, as well as to determine the educational effect of the environmental orientation of such social institutions as family, preschool educational establishment, surrounding reality.

The following methods were used as research ones: questioning of children, their parents and kindergarten teachers; individual conversations with children and parents; visiting a child's family; in-depth monitoring of communication between children and parents; modeling of problem situations.

The study revealed the level of environmental culture of children, their parents and kindergarten teachers; the substantive foundations of the organization of environmental education in the space of a preschool educational organization were revealed; an attempt was made to design the pedagogical solvency of parents in forming the foundations of the environmental culture of preschool children.

The key focus of the study was the determination of what organizational foundations affect the level of children's environmental education, which served as a starting point for designing an optimal model of environmental educational activities in the space of a preschool organization.

The analysis of the quality of the pedagogical interaction of teachers with parents of preschool children to form the foundations of their environmental culture showed that the inconsistent level of interaction is the most common. Besides, according to the results of the study, factors inhibiting the development of teachers' cooperation with families of preschool children in environmental education were noted.

The results of the study allow forming an idea of the current state of environmental education, its meaningful implementation at preschool educational organizations, as well as finding out the level of environmental-pedagogical culture of the parent community.

Key words: environmental education, preschool educational organization, educational process in preschool education, the content and component nature of environmental education, partial program, pedagogical potential of a family, design

For Reference:

Moskvina, A. S., Bykovskaya, T. E., Panteleeva, N. G., Balabas, N. N., & Tretyakov, A. L. (2019). Features of the implementation of the content of environmental education in the context of a preschool educational organization. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 41 (5), 271-288. doi: 10.32744/pse.2019.5.20

_Введение

енаши дни вопросы экологизации общества приобрели новую актуальность, идут поиски наиболее эффективных форм и методов экологического образования подрастающего поколения, что содействует формированию основ экологически ответственного мировоззрения и поведения в окружающем мире, включения вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы. Это позволит формировать у детей умения и навыки здорового и безопасного образа жизни, компетенций в области экологически целесообразного поведения.

На третьем тысячелетии со стороны государства вопросам организации и содержания экологического образования детей дошкольного возраста уделяется пристальное внимание. В настоящее время разработано большое количество комплексных программ дошкольного образования, базовой основой которых является традиционно сложившийся раздел по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром и природой, направленный на ознакомление с различными явлениями и объектами природы, формированию бережного и ответственного отношения к ним (нравственный ориентир).

Так, Л. Т. Потанина и А. Н. Гусев отмечают, что реализация нравственных основ современной личности достижима посредством образно-символического мышления, которое исследуется учеными в контексте развития ценностно-нравственной структуры личности, рассматривается как особый вид деятельности, обусловленный спецификой процессов абстрагирования, обобщения, с одной стороны, и связанный с развитием эмоциональной сферы - с другой [11].

Наряду с этим, обосновывая далее актуальность исследуемой проблематики, важно отметить вклад исследователей Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации относительно феномена этико-экологического воспитания подрастающего поколения. Авторы, рассматривая необходимость создания сетевой модели центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания, а также центров медиаобразования, акцентируют внимание на то, что на сегодняшний день подобные структуры могут быть созданы (как один из вариантов) на базе библиотек образовательных организаций. Описаны краткие исторические аспекты медиаобразования. Отмечено, что эколого-правовое просвещение может осуществляться (как вариант) посредством обозначенных выше центров на базе библиотечно-информационных и образовательных организаций. Описан опыт создания подобного модельного центра [3].

Кроме того, 7 мая 2018 года состоялось подписание Президентом России Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [14]. Данный документ предоставил условия для ориентации и создания платформы базовых направлений деятельности всей социально-экономической сферы России в части прорыва в области научно-технологического развития, повышения индекса счастья населения, организации безопасной комфортной среды для каждого россиянина. В контексте данного документа необходимо создать экологоо-

риентированную среду в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), которая раскрыла бы возможности для саморазвития и отражения таланта и одарённости каждого ребенка. Общеизвестно, что, инвестиции в детство превышают в 5-6 раз инвестиции в обучение и воспитание детей в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Это и послужило отправной точкой исследования проблемы содержательных основ экологического образования в условиях ДОО.

_Материалы и методы

Целью настоящего исследования является выявление особенностей содержательных основ экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации, а также определению образовательного эффекта экологической направленности таких социальных институтов как семья, ДОО, окружающая действительность.

В исследовании решаются следующие задачи развития экологизации детства:

1. Определение целевых ориентиров экологического образования;

2. Аналитико-педагогический анализ парциальных экологоориентированных программ и их компонентного наполнения;

3. Анализ показателей эффективности применения образовательных моделей в экологическом образовании дошкольников;

4. Анализ содержания экологического образования по основным направлениям развития ребенка;

5. Проектирование педагогической состоятельности родителей в формировании основ экологической культуры дошкольников.

Эмпирическая база включает в себя результаты исследований, проведенных авторами среди 50 ДОО Московской области.

Выборка респондентов составила более 300 участников образовательно-воспитательных отношений (педагоги, дошкольники и их родители).

Для решения поставленных задач исследования нами активно использовался метод анкетирования. Мы использовали как индивидуальное, так и групповое анкетирование. Анкеты включали в себя вопросы открытого и закрытого типа, которые были направлены на выявление уровня экологической культуры участников образовательно-воспитательных отношений, эффективности применения образовательных моделей в воспитании и обучении детей, а также содержательно-организационных основ развития экологизации детства в пространстве дошкольной образовательной организации. Кроме того, посредством очного анкетирования также осуществлялось педагогическое наблюдение в различных группах детского сада. Наряду с этим, анкетные вопросы отражали специфику и векторы развития ФГОС ДО в части экологического образования и проч.

При разработке методологии содержательного подхода к экологическому образованию в ДОО мы учитывали и некоторые более ранние результаты наших собственных исследований [7; 13].

По результатам исследования, которые отражены в следующем разделе статьи, спроектированы возможные пути развития, организации и содержания экологического образования в условиях ДОО; а также решены поставленные исследовательские задачи.

_Результаты

Значительное количество экологоориентированных программ, прошедших экспертизу профильных федеральных ведомств, для воспитательно-образовательной деятельности ДОО условно, на наш взгляд, можно разделить на: программы биоэкологической направленности; программы эколого-эстетико-культурной направленности и программы социально-экологической направленности. Данное разделение производилось с учётом того, что коллектив авторов данной статьи работает в научной школе эстетического воспитания личности Т. С. Комаровой, одного из соавторов общеобразовательной программы «От рождения до школы», по которой работают более 80% ДОО Российской Федерации [5]. Аналитико-педагогический анализ приведённых выше программ отражён в следующей таблице.

Таблица 1

Программы экологического образования дошкольников

Название и направленность программы Автор(ы) Цель программы

Программы биоэкологической направленности

«Юный эколог» С. Н. Николаева Формировать бережное отношение к природе, прививать умения и навыки здорового образа жизни, безопасного поведения в природе.

«Наш дом - природа» Н. А. Рыжова Формировать экологическое сознание, умение адаптироваться к природной среде и навыки экологически целесообразного поведения.

«Мы» Н. Н. Кондратьева Осознавать многообразие связей человека с природой.

«Паутинка» Ж. Л. Васякина-Новикова Формировать у детей разумное отношение к миру и к себе как жителю нашей прекрасной планеты.

«Экологическая дорожка» А. В. Королева Создавать разнообразные компоненты природной среды в условиях дошкольной образовательной организации, обеспечивающие ее экологическую безопасность; учить детей наблюдать за изменениями состояний природной среды.

Программы эколого-эстетико-культурной направленности

«Семицветик» B. И. Ашиков, C. Г. Ашикова Создавать психолого-педагогические условия для всестороннего развития ребенка, развивать способности создавать новое, необычное в творческой детской деятельности.

«Мир вокруг нас» Т. И. Попова Формировать экологическую культуру ребенка и новую систему ценностей с опорой на эстетические компоненты.

«Природа и художник» Т. А. Копцева Способствовать становлению экологически- нравственно развитой, творческой личности.

Программы социально-экологической направленности

«Мы - земляне» Н. К. Вересова Формировать основы экологической культуры ребенка, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края, приводить к осмыслению и осознанию своего места в природе и окружающем мире.

«Планета - наш дом» И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская Учить детей видеть красоту родной природы, формировать умения открывать ее разнообразие, хрупкость и уникальность, расширять возможность практического взаимодействия с объектами природного окружения.

«Надежда» Т. В. Потапова Формировать современного экологически грамотного человека XXI века, прививать навыки экологически ответственного поведения.

Для парциальных программ экологической направленности характерно сосредоточение внимания на ознакомлении детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.д. При отборе содержания парциальных программ по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста учитывается ряд общепедагогических принципов: научности и доступности; ценностной ориентации, предполагающей обращение к общечеловеческим ценностям; системности в логике и характере подачи материала; конструктивизма и интеграции экологических знаний, умений и навыков. В качестве примера остановимся на парциальной программе Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», которая направлена на становление начал экологической культуры через познание закономерностей природы. Данная программа состоит из 10 блоков, каждый из них включает обучающий и воспитывающий компоненты -получение знаний о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней. Такая взаимосвязь обеспечивает формирование нового качества обучения - оно становится воспитывающим.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматривается феномен экологического образования через экспериментаторскую и исследовательскую деятельность детей. Так, «для детей дошкольного возраста (3-8 лет) - это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка» [15].

Структура детского экспериментирования состоит из следующих элементов: постановка проблемы, которую нужно решать; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях); анализ полученного результата (подтвердилось или нет); формулирование выводов.

Введение ФГОС ДО вызвало активную публикационную деятельность российских исследователей по вопросам экологического образования. Так, работа С. Н. Николаевой и Н. А. Рыжовой «Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов» рассматривает феномен экологического образования граждан Российской Федерации для развития его экологического сознания и экологической культуры [10]. Кроме того, исследователи обращают внимание на первую ступень образовательной лестницы личности - ступень дошкольного образования, где большое внимание должно уделяться экологическому образованию и новым направлениям его организации в дошкольных образовательных организациях современной России. Наряду с этим, авторы описывают проблемные места внедрения ФГОС ДО и СанПиН в части организации экологического образования, образовательный эффект которого достичь не всегда возможно во всех отечественных детских садах. Также обращено внимание педагогической общественности и социального сектора на необходимость формирования экологического климата в дошкольных организациях в условиях устойчивого развития.

Итак, ФГОС ДО ориентирует участников образовательно-воспитательных отношений на необходимость формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста с окружающим миром, приобретения опыта эколо-гонаправленной деятельности, формирования основ экологической культуры.

Ядро содержания экологического образования, по мнению А. Н. Захлебного и Е. Н. Дзятковской, включает и следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивно-познавательный, ценностный, деятельностный, нормативный, креативный [4].

Таблица 2

Компоненты содержания экологического образования

Компоненты содержания образования Характеристика

Когнитивный (познавательный) компонент Формирование экологических знаний: - о явлениях природы; - о жизни человека и его месте, и роли в природе; - об особенностях взаимодействия природы и социума, способах познания природы.

Ценностный компонент Формирование ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, осознание многообразия связей человека с природой.

Деятельностный компонент Формирование умений и навыков, различных способов овладения общественно-полезной практической деятельностью, направленной на формирование бережного отношения к природе, экологически ответственного поведения.

Нормативный компонент Овладение нормами, правилами ответственного, безопасного поведения в окружающей природной среде.

Креативный (творческий) компонент Готовность к творческой разнообразной деятельности дошкольников, к поиску способов рения решения сложных жизненных проблем.

Кроме обозначенной выше выборки, обработанные результаты которой приведены в данной статье, на базе кафедры дошкольного образования факультета психологии Московского государственного областного университета проводятся исследования, направленные на определение качества реализации содержания экологического образования в условиях ДОО Московской области. Выполняя дипломные проекты, студенты очной и заочной форм обучения в своих исследованиях выявляли уровень сформированности каждого компонента содержания экологического образования.

Было отмечено, что в целом у дошкольников в наибольшей степени сформирован когнитивный компонент содержания экологического образования. Дети правильно и охотно отвечают на вопросы, касающиеся отношения к природе, их интересует новое, вызывает большой интерес и активность непознанного. Однако, студенты-исследователи указывают на часто встречающиеся жестокие поступки детей по отношению к объектам природы. Проблема в том, что экологические знания, которые даются детям не трансформируются в отношения, как записано в «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой [9]. Примерами модификации отношения дошкольников к природе может служить использование целого комплекса экологических обучающих ситуаций (ЭОС), предметов-заместителей в сюжетно-роле-вых играх экологической направленности (ломают ветки деревьев, рвут охапками цветы, т.е. совершают необдуманные действия по отношению к окружающей природе, необходимо создавать условия для обогащения сюжета игр и детских видов деятельности). Мы видим, что ценностный компонент имеет довольно часто эгоцентрический оттенок. У дошкольников собственные внутренние побуждения превалируют над бе-

режным отношением к природе, что говорит о несформированности нормативного компонента и приводит к потребительскому отношению к природе. Анализ овладения нормами, правилами поведения в окружающей природной среде (нормативный компонент) показал, что дети знают правила поведения в природе. Более того, у них имеются умения и навыки правильного (нормативного) поведения, но преобладает ситуационное отношение (смотрит педагог, могут наказать и т.д.).

Большую тревогу вызывает неразвитость у дошкольников практических навыков взаимодействия с объектами природы (деятельностный компонент). В основе их практического отношения к природным явлениям лежит утилитарный подход - «дождь идет для того, чтобы появились лужи и по ним можно бегать босиком, это весело». Взаимодействие детей дошкольного возраста с природой происходит в основном не по собственной инициативе, а как ответ на внешнее воздействие.

Опыт наблюдений за эффективностью применения различных образовательных моделей в экологическом воспитании дошкольников свидетельствует о том, что в ДОО Московской области одно и то же содержание учебного материала транслируется в контексте различных образовательных моделей. Для «модельного» описания образовательного процесса используются следующие измерения, предложенные Н. А. Коротковой: отношение педагога к детям и его роль в создании развивающей предметно-пространственной экологической среды, применение активных методов и разнообразных форм организации разных видов детской деятельности [6]. В языке данных измерений существующие педагогические технологии (традиционные и инновационные) сводятся к трем общим типам моделей образовательного процесса: учебная модель; комплексно-тематическая модель; предметно-средовая модель.

По предложению Н. А. Коротковой и Н. Я. Михайленко для дошкольного образования приемлемой является «сборная» модель, т.е. построение образовательного процесса на лучших чертах, взятых от каждой модели; в практике экологического воспитания дошкольников - это методическое обеспечение программы, которая реализует ее главные идеи и положения, проявляющие в закономерных событиях природы и общества. И реализуется в процессе организации образовательной деятельности в различных видах детской деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей в центрах активности и при взаимодействии с семьями воспитанников.

Одной из задач нашего исследования является определение эффективности формирования компонентов содержания экологического образования дошкольников через использование различных образовательных моделей организации педагогического процесса в дошкольной организации (см. табл. 3).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что при использовании учебно-дисциплинарной модели в образовательном процессе, дети хорошо усваивают факты, которые меняют систему представлений ребенка о природе. Примечательно, что большое удивление у дошкольников вызывает факт о том, что по характеру воздействия явления природы могут быть определены как стихийные природные явления разрушительного характера (ураганы, смерчи, землетрясения, нашествие насекомых-вредителей и др.); парализующие явления природы (снегопад, гололед, туман); явления истощающего воздействия (что влияет на урожайность, плодородность почвы и др.) [8].

Таблица 3

Показатели эффективности применения образовательных моделей в экологическом образовании дошкольников

Компоненты содержания образования Показатели эффективности применения моделей в образовательном процессе

Учебно-дисциплинарная модель Комплексно-тематическая модель Предметно-средовая модель

Когнитивный (познавательный) компонент 55% 75% 62%

Ценностный компонент 34% 85% 48%

Деятельностный компонент 23% 58% 35%

Нормативный компонент 31% 78% 55%

Креативный (творческий) компонент 18% 61% 85%

Однако следует отметить, что формируемые представления детей дошкольного возраста не носят системный характер, нравственно-эстетические чувства формируются недостаточно, что является препятствием к развитию абстрактного мышления ребенка [16].

Педагоги, готовясь к занятиям, заблаговременно пишут конспекты и готовят образовательную среду и учебные пособия. Вопросы к детям четко продумываются, и педагоги целенаправленно добиваются «правильных» ответов от детей. Эти ответы выучиваются детьми наизусть. Вот почему, знания ребенком экологически целесообразного поведения, не гарантирует такового на практике. Вовремя четко программированных занятий дети не проявляют активность, при решении возникающих проблем проявляют беспомощность, неуверенность и растерянность. Все это затрудняет влияние экологического образования на формирование субъективного отношения дошкольников к природе.

Основой комплексно-тематической модели организации образовательных содержаний является тематическое планирование, объединяющее все направления детской деятельности в течение пребывания ребенка в дошкольной организации. Для дошкольника пребывание в детском саду становится более интересным, а экологическое образование осмысленным, мотивированным. При такой организации образовательного процесса удается обеспечить единство воспитательных, развивающих и образовательных задач основной образовательной программы и парциальных программ по экологическому воспитанию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Построение учебно-воспитательного процесса с учетом образовательных областей дает возможность придать новый смысл экологическому образованию дошкольников и сформировать у них основы экологической культуры. Содержание деятельности детей по экологическому воспитанию включает совокупность образовательных областей по основным направлениям развития ребенка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому и обеспечивает увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самостоятельный уровень познания природы и ее значения в жизни человека.

Таблица 4

Содержание экологического образования по основным направлениям развития

ребенка

Образовательная область Содержание образования

Социально-коммуникативное развитие Наблюдая природу, заботясь о растениях и животных, у детей формируется система нравственных ценностей в отношении к природе и человеку, правильного поведения в природе, трудолюбие.

Речевое развитие Общение с природой способствует обогащению словарного запаса детей определениями объектов явлений природного характера, выделением их признаков и качеств. Чтение художественной литературы природоведческого характера воздействует на чувства детей, воспитывает любовь и бережное отношение к природе.

Художественно-эстетическое развитие Представ в натуральном виде или произведениях искусства, природа вызывает у детей эмоциональный отклик на прекрасное и, следовательно, способствует формированию высокой культуре чувств.

Физическое развитие Природа является важным средством становления здорового образа жизни дошкольника, основными составляющими которого становятся созданные здоровьесберегающие условия в детском саду.

Набор тем, которые определяет и планирует педагог, придает систематичность всему экологическому образовательному процессу. Осуществляя педагогической процесс в таком ключе, сам педагог должен обладать общей культурой, быть творческой личностью и экологически образован, так как отбор тем и перспективное планирование является сложным процессом. Экологическое образование имеет широкую направленность - это неживая природа, мир растений, мир животных, времена года, человек, потому большое значение имеет распределение программного материала на месяц, квартал, год. Известный педагог, профессор Н. В. Микляева рекомендует планировать педагогическую работу, используя модель интегрированного образовательного процесса. В основу такой модели, ориентируясь на принцип интеграции, можно положить соотнесение режимных моментов с особенностями организации предметно-пространственной среды, самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых, что созвучно «сборной» (синтетической) модели Н. А. Коротковой и Н. Я. Михайленко.

Организация такого обучения строится на основе практического освоения мира природы, каким является проект. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к сотрудничеству, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном экологическом пространстве при решении проблем. В практике ДОО используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые. Другой формой работы с детьми является исследовательская деятельность, экспериментирование, моделирование. В группах имеются уголки и центры экспериментирования, лаборатории, в которых расположено специальное оборудование и необходимый материал для проведения простых экспериментов. В группах живут персонажи, задающие вопросы детям и от имени которых моделируются проблемные ситуации. Дети проявляют активное участие и творчество в создании проектов, начинают нестандартно мыслить. Помимо прочных знаний о природных явлениях, у дошкольников формируются образные представления, которые в дальней-

шем станут основой их самостоятельных суждений и понятий. Нельзя в этом процессе исключать чувства ребенка, эмоции и душевные переживания, которые обеспечивают осмысление полученной информации и формирование его отношения к миру.

У дошкольников при такой организации педагогического процесса формируются нравственные качества личности, несущие экологический смысл: отзывчивость, гуманность, бережность, бережливость, рациональность, осознанность, ответственность. Общаясь с природой, ребенок учится находить культурную форму обращения с природным объектом и его сохранения, формируется непрагматическое взаимодействие с объектами природы.

Предметно-средовая модель проецирует содержание образования непосредственно на предметную среду. Роль педагога рассматривается как создателя развивающей природной среды, который провоцирует активное взаимодействие ребенка с природными объектами. В ДОО Московской области большое внимание уделяется продумыванию элементов развивающей природной среды. Во многих дошкольных организациях созданы живые уголки, огороды, цветники, большое внимание уделяется ландшафтному дизайну, озеленению территории. Важно, чтобы среда была не мертвой зоной, а обновлялась в связи с сезонными изменениями в природе, участок - это компонент образовательного пространства группового помещения, поэтому должен быть значимым в построении обучения. От того, насколько участок ухоженный, периодически обновляющий, с разумно спланированными зонами, будет зависеть результат воспитания.

Уникальность опыта экологического воспитания В. А. Сухомлинского не только в утверждении нового подхода - воспитание детей через природу, но и в раскрытии педагогических условий, при которых воспитание через природу развивает личность, становится основой образовательного процесса. Анализируя средства воспитания ребенка, великий педагог указывал на то, что окружающий ребенка мир - это, прежде всего природа с ее безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой [12].

По своим структурным характеристикам природная среда сложная, содержит много элементов и отличается реальностью, информативностью, конкретностью, эстетичностью. Потенциально влиять на формирование личности ребенка она может в том случае, если при общении с природой ребенок проявляет активность. Как никакая другая модель организации экологического образования, предметно-средовая модель, формирует у детей потребность в творчестве (креативный компонент). Наблюдая за живыми объектами в природной среде, дети испытывают положительные эмоции, восхищаются красотой природы и самое главное, приобретают опыт пространственного поведения.

На основании выше изложенного можно утверждать, что природная среда - мощный фактор развития ребенка дошкольного возраста. Предметно-средовая модель организации экологического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации способствует формированию экологической культуры детей. Гибкость и управляемость экологической средой позволяет детям осваивать мир природы максимально широко, проявлять свою активность в его освоении, а педагогу - менять и приспосабливать различные природные объекты к педагогическим целям и задачам.

Экологическое воспитание и образование - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры. Вхождение в культуру не совершается без помощи взрослых, которые профессионально оснащены умениями вводить ребенка в контекст культуры. Эффективность формирования экологической

культуры дошкольника зависит от осознания взрослыми (педагогами и родителями ребенка) смысла воспитательно-образовательной деятельности.

В настоящее время недостаточное внимание, на наш взгляд, в исследованиях уделяется специфике педагогического взаимодействия специалистов образовательной организации с семьей, целью которого является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Результаты исследования сформированности экологической культуры дошкольников в дошкольных организациях Подмосковья, определили необходимость построения более эффективной работы ДОО не только с детьми, но их родителями. Педагогическую состоятельность родителей в формировании основ экологической культуры дошкольников, мы выявляли с опорой на разработанные критерии и показатели педагогической культуры родителей [1; 2].

В соответствии с результатами исследования среди ДОО Московской области, мы выделили по три уровня в каждом критерии. Рассмотрим более подробно каждый из критериев.

SS85 ^Г

Низкий 1

уровень Срецний

51% уровень

L 3SK к J

Рисунок 1 Показатели педагогической культуры в соответствии с критерием «Целевое осознание родителями задач экологического образования»

Первый критерий «Целевое осознание родителями задач экологического образования» включает следующие уровни:

• высокий уровень владения педагогической культурой характеризуется целевым ориентиром содержательных основ экологического образования. В данном случае родители верно и целесообразно выстраивает архитектуру воспитательно-экологической деятельности. Высоким уровнем обладают всего лишь 12% родителей среди опрошенных.

• средний уровень заключается в поверхностном владении родителями воспитательно-экологической работы со своими детьми (36% респондентов).

• в соответствии с низким уровнем владения педагогической культуры, как правило, родители практически вообще не осведомлены и о задачных целях эко-логоориентированной воспитательной деятельности в кругу семьи, о чём и свидетельствуют цифры - 52% опрошенных респондентов.

Рисунок 2 Показатели педагогической культуры в соответствии с критерием «Целенаправленное использование эффективного инструментария в экологическом

образовании»

Высоким уровнем педагогической культуры в соответствии с данным критерием обладают уже 24% опрошенных, что вдвое больше, чем по предыдущему критерию. В рамках данного критерия семья обладает набором необходимых воспитательных инструментов, направленных на формирование экологического сознания ребенка.

Значительное количество ответов (67%) родителей свидетельствуют о том, что в рамках социального института семьи присутствует ясное понимание необходимости экологического образования, но системная работа по данному направлению осуществляется весьма маркерно и точечно.

Среди 9% родителей Московской области в соответствии с рассматриваемым критерием ощущают воспитательный «голод» в части экологического образования своих детей.

Рисунок 3 Показатели педагогической культуры в соответствии с критерием «Формирование родительско-детских отношений в части экологического

образования»

Высоким уровнем обладают 21% опрошенных родителей, которые предъявляют адекватные требования к необходимости экологического образования своих детей и систематически осуществляют взаимосвязь с детьми в части формирования экологического мировоззрения.

На средний уровень традиционно приходиться большее количество ответов. В данном случае 61% респондентов предъявляют требования к экологическому образованию, но системная работа не осуществляется.

Низким уровнем педагогической культуры в соответствии с критерием «Формирование родительско-детских отношений в части экологического образования» обладают 18% опрошенных родителей, которые в силу своей трудовой и бытовой деятельности не предъявляют в должной мере требований к содержательным основам экологического образования детей.

Рисунок 4 Показатели педагогической культуры в соответствии с критерием «Сольватация родителей и педагогов ДОО с целью экологического образования»

Взаимодействие родителей и педагогического коллектива ДОО, нацеленное на эффективное экологическое образование, выступает одним из главных векторов развития экологизации детства.

Так, отвечая на данный блок вопросов, всего лишь 14% родителей поддерживают тесную связь с ДОО, советуются с педагогами по вопросам экологического образования детей и охотно выполняют их рекомендации (высокий уровень).

63% респондентов периодически поддерживают связь с ДОО, однако редко советуются с педагогами по вопросам экологического образования и не всегда выполняют их рекомендации (средний уровень).

23% опрошенных контактируют с педагогами только по прямой инициативе последних, игнорируют советы и рекомендации педагогов по вопросам экологического образования детей (низкий уровень).

Таким образом, мы видим, что в сложившейся ситуации родителям необходимо повышать уровень своей эколого-педагогической культуры и создавать благоприятную экологоориентированную атмосферу для развития своих детей.

Анализ качества педагогического взаимодействия педагогов с родителями дошкольников по формированию основ их педагогической культуры показал, что наи-

более часто встречается несогласованный уровень взаимодействия. Кроме того, были отмечены факторы, тормозящие развитие сотрудничества с семьями дошкольников со стороны педагогов:

• навязывание своей точки зрения в вопросах экологического образования ребенка дошкольного возраста;

• нежелание и отсутствие компетенций трансформировать современные экологические требования и установки, направленные на решение задач экологического образования дошкольников;

• низкая экологическая культура самих педагогов;

• статичность педагогической позиции;

• неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;

• нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Результаты психолого-педагогической диагностики свидетельствуют о том, что родители имеют поверхностные представления о целях и направлениях воспитательной работы по экологическому образованию, а некоторые вообще не знали, что существуют специальные программы экологической направленности дошкольников.

_Обсуждение результатов

Экологизация дошкольного детства в настоящее время требует конвергентного и системного подходов в реализации целевых установок, которые продиктованы ФГОС ДО. Наше исследование, целью которого являлось выявление особенностей содержательных основ экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации, а также определению образовательного эффекта экологической направленности таких социальных институтов как семья, ДОО, окружающая действительность; подтвердило необходимость внедрения в образовательно-воспитательный процесс детского сада инновационные технологии экологического обучения и воспитания детей. В ходе исследования мы определили миссию экологического образования; провели аналитико-педагогический анализ парциальных экологоориентирован-ных программ и их компонентного наполнения, а также показателей эффективности применения образовательных моделей в экологическом образовании дошкольников. Кроме того, была предпринята попытка спроектировать педагогическую состоятельность родителей в формировании основ экологической культуры дошкольников. На наш взгляд, данное исследование дополняет пул тех направлений исследовательской деятельности экологического вектора развития дошкольной педагогики и психологии, а также позволяет стимулировать развитие образовательно-воспитательного процесса дошкольной организации, которая в современных условиях трансформируется в одно из главных мест пребывания ребенка (т.н. второе место маленького взрослого).

Заключение

С момента существования детских садов проблема экологического образования всегда стояла на первых позициях в деятельности воспитательно-образовательного корпуса ДОО. В настоящее время это направление деятельности в дошкольном образовании приобретает новую совершенно иную окраску. На наш взгляд, именно проектирование содержательных основ экологизации детства сможет реализовать

глубинный потенциал каждого ребенка и создать тот климат новой России, который необходим в условиях глобализации и глокализации.

Итак, на основании вышеизложенного, а также проведённого исследования, можно сделать следующий вывод о том, что в ДОО Московской области используются различные модели организации педагогического процесса по экологическому образованию дошкольников: учебная модель; комплексно-тематическая модель; предмет-но-средовая модель; «сборная» модель; модель интегрированного образовательного процесса. Характерной особенностью вышеперечисленных моделей организации педагогического процесса является гибкость, позволяющая варьировать содержание и методы работы в зависимости от конкретных образовательных задач и возрастных особенностей дошкольников.

Таким образом, обозначенные выше проектировочно-содержательные основы экологического образования дошкольников придают новый смысл современному образовательному процессу ДОО, являются уникальным средством сохранения и развития Homo Sapiens и продолжения человеческой цивилизации в галактическом масштабе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быковская Т. Е. Формирование педагогической компетентности родителей ребенка дошкольного возраста // Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. «XIII Левитовские чтения». Т. 2. М., 2018. С. 190-193.

2. Быковская Т. Е. Формирование семейной культуры воспитания: учеб. пособие. М.: РГСУ, 2011. 262 с.

3. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Сетевая модель центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания и центров медиаобразования на базе школьных библиотек: необходимость создания, возможности и реальные перспективы // Медиаобразование. 2016. № 3. С. 16-22.

4. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Государственный общеобразовательный стандарт: новая функция экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2009. № 4. С. 6-10.

5. Комарова Т. С. Художественно-эстетическая деятельность как основа всестороннего воспитания ребенка: монография. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. 251 с.

6. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 2012. 208 с.

7. Мельников Т. Н., Москвина А. С., Комарова И. И., Третьяков А. Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2018. 80 с.

8. Микляева Н. В. Экспресс-конструктор образовательной программы: методическое пособие. М.: Сфера, 2015. 128 с.

9. Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие. М.: Гном, 2005. 147 с.

10. Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 4-12.

11. Потанина Л. Т., Гусев А. Н. Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 30-40.

12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 2011. 336 с.

13. Третьяков А. Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста: постановка проблемы // Язык и актуальные проблемы образования: науч. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2019. С. 317-321.

14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 19.08.2019)

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 19.08.2019)

16. Щетинина В. В. К вопросу о развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. ст. Ульяновск, 2012. С. 133-143.

REFERENCES

1. Bykovskaya T. E. Formation of pedagogical competence of parents of a preschool child. Actual problems of psychological, psychological, pedagogical and pedagogical research: a collection of articles of the International scientific-practical conference "XIII Levitov Readings". T. 2. Moscow, 2018, pp. 190-193. (In Russ.)

2. Bykovskaya T. E. Formation of a family culture of education: a training manual. Moscow, RGSU Publ., 2011. 262 p.(In Russ.)

3. Demidov A.A., Tretyakov A. L. Network model of centers of ethical and legal education and civic-patriotic education and centers of media education based on school libraries: the need for creation, opportunities and real prospects. Media Education, 2016, no. 3, pp. 16-22. (In Russ.)

4. Zakhlebny A.N., Dzyatkovskaya E.N. State educational standard: a new function of environmental education. Ecological education: before school, at school, outside of school, 2009, no. 4, pp. 6-10. (In Russ.)

5. Komarova T. S. Artistic and aesthetic activity as the basis for the comprehensive education of the child: monograph. Moscow, MGGU named after M.A. Sholokhov Publ., 2011, 251 p. (In Russ.)

6. Korotkova N. A. Educational process in groups of children of preschool age. Moscow, Link-Press Publ., 2012. 208 p. (In Russ.)

7. Melnikov T.N., Moskvina A.S., Komarova I.I., Tretyakov A.L. Ecological education of preschool children: a training manual. Moscow, MGOU Publ., 2018. 80 p. (In Russ.)

8. Miklyaeva N.V. Express-constructor of the educational program: a methodological manual. Moscow, Sphere Publ., 2015. 128 p.

9. Nikolaeva N. N. Subject games in the environmental education of preschoolers. Game learning situations with toys of various types and literary characters: a manual. Moscow, Gnome Publ., 2005. 147 p. (In Russ.)

10. Nikolaeva S.N., Ryzhova N.A. Ecological education for sustainable development. Analysis of fundamental regulatory documents. Preschool education, 2018, no. 1, pp. 4-12. (In Russ.)

11. Potanina L. T., Gusev A. N. Connection of figurative and symbolic thinking with the development of value-semantic representations of personality. Psychology Issues, 2008, no. 2, pp. 30-40. (In Russ.)

12. Sukhomlinsky V.A. Birth of a citizen. Moscow, Young Guard Publ., 2011. 336 p. (In Russ.)

13. Tretyakov A. L. Ecological education of preschool children: statement of the problem. Language and urgent problems of education: scientific papers of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2019, pp. 317-321. (In Russ.)

14. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" [Electronic resource]. Available at: https:// rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (accessed 19 August 2019) (In Russ.)

15. Federal State Educational Standard for Preschool Education [Electronic resource]. Available at: https:// rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed 19 August 2019) (In Russ.)

16. Schetinina V.V. On the development of cognitive-research activities of preschool children. Problems of preschool education at the present stage: collection of scientific articles. Ulyanovsk, 2012, pp. 133-143. (In Russ.)

(The publication has been prepared with the support of the "RUDN University Program 5-100")

Информация об авторах Москвина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Российская Федерация, г. Мытищи) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Московский государственный областной университет E-mail: anna.moskvina@list.ru ORCID ID: 0000-0003-4388-4291

Information about the authors

Anna S. Moskvina

(Russian Federation, Mytishchi) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education Moscow Region State University E-mail: anna.moskvina@list.ru ORCID ID: 0000-0003-4388-4291

Быковская Тамара Егоровна

(Российская Федерация, г. Мытищи) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Московский государственный областной университет E-mail: tamara08-57@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-6541-6697

Tamara E. Bykovskaya

(Russian Federation, Mytishchi) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education Moscow Region State University E-mail: tamara08-57@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-6541-6697

Пантелеева Наталья Георгиевна

(Российская Федерация, г. Мытищи) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Московский государственный областной университет E-mail: natasha53.11@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4816-1471

Natalya G. Panteleeva

(Russian Federation, Mytishchi) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education Moscow Region State University E-mail: natasha53.11@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4816-1471

Балабас Наталья Николаевна

(Российская Федерация, г. Москва) Доцент,

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков института иностранных языков Российский университет дружбы народов E-mail: balnani@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2572-5684

Natalya N. Balabas

(Russian Federation, Moscow) Associate Professor, PhD in Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institut of Foreign Languages People's Friendship University of Russia (RUDN University) E-mail: balnani@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2572-5684

Третьяков Андрей Леонидович

Третьяков Андрей Леонидович (Российская Федерация, г. Мытищи) Старший преподаватель кафедры дошкольного образования

Московский государственный областной университет E-mail: altretyakov@list.ru ORCID ID: 0000-0002-6544-9349

Andrey L. Tretyakov

(Russian Federation, Mytishchi) Senior Lecturer of the Department of Preschool Education Moscow Region State University

E-mail: altretyakov@list.ru ORCID ID: 0000-0002-6544-9349

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.