Научная статья на тему 'Исследование процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста'

Исследование процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КООРДИНАЦИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЕМЬЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна

В статье описаны результаты изучения процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста, родители дошкольников, педагоги детского сада. Обозначены методологические основы исследования, методика исследования, обозначены направления решения выявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of process of interaction of the family and preschool organization in questions of development of coordination abilities among children of the senior preschool age

The article describes the results of studying the process of interaction between the family and preschool organization in the development of coordination abilities among the children of the senior preschool age. The study involved children of preschool age, parents of preschoolers, kindergarten teachers. The methodological basis of the research, the research methodology, and the directions for solving the identified problem are indicated.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

обязательные тесты и достижения в спорте.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.03.2019

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ирина Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Николаевна Евтушенко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(«ЮУрГГПУ»), Челябинск

Аннотация

В статье описаны результаты изучения процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста, родители дошкольников, педагоги детского сада. Обозначены методологические основы исследования, методика исследования, обозначены направления решения выявленной проблемы.

Ключевые слова: взаимодействие, координация, координационные способности, дети дошкольного возраста, семья, дошкольная образовательная организация.

STUDY OF PROCESS OF INTERACTION OF THE FAMILY AND PRESCHOOL ORGANIZATION IN QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION

ABILITIES AMONG CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE

Irina Yuryevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Nikolaevna Evtushenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article describes the results of studying the process of interaction between the family and preschool organization in the development of coordination abilities among the children of the senior preschool age. The study involved children of preschool age, parents of preschoolers, kindergarten teachers. The methodological basis of the research, the research methodology, and the directions for solving the identified problem are indicated.

Keywords: interaction, coordination, coordination abilities, preschool children, family, pre-school educational organization.

ВВЕДЕНИЕ

С начала формирования системы общественного дошкольного образования педагогическая наука и практика в течение нескольких десятилетий осуществляла поиск разных условий оптимального взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Условия вариативности и изменчивости дошкольного образования обозначили особую потребность в регулировании отношений детского сада с родителями дошкольников в процессе физического развития и воспитания детей, а также отбора и разработки новых форм, технологий, и условий обеспечения качественно новой стратегии выстраивания партнерских взаимоотношений дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) с семьей.

«Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение от 25 августа 2014 года №1618-р) и «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025» (распоряжение от 29 ноября 2014 года №2403-р), предусматривают мероприятия по формированию

ценностей физического развития у молодёжи и в семье. В основных положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее -ФГОС ДО) обозначается, что базовыми принципами дошкольного образования выступают «сотрудничество Организации с семьёй», оказание поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их физического, психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей.

Нам импонирует мнение Л.Д. Столяренко, которая подчеркивает, что взаимодействие предполагает действия индивидов, которые направлены друг к другу. Данные действия могут быть рассмотрены как система способов, используемых человеком для реализации определенных целей - решения практических задач или реализации ценностей [1].

В практике дошкольного образования работа педагогов с родителями в конце прошлого столетия, изучалось главным образом через призму поиска различных способов пропаганды педагогических знаний родителям (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, и др.), а также установления причин трудностей работы с семьей (Е.П. Арнаутова, В.Г. Алямовская, Н.Л. Бабкина, Данк Лан Фыонг, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева и др.). Современные психолого-педагогические исследования (М.Г. Дрезнина, О.А. Куре-вина, Н.М. Недвецкая, Л.В. Михайлова-Свирская, И.Ю. Иванова и др.), анализируют проблему взаимодействия родительской и образовательной общественности и позволяют описывать взаимодействие в контексте системы партнерских отношений как действенного инструмента решения проблем целостного развития ребенка.

Изучению проблемы взаимодействия семьи и детского сада по развитию координационных способностей детей посвящены работы В.В. Бойко, А.Д. Викулова, В.М. Волкова, A.A. Гужаловского, З.И. Кузнецовой, Г.Ф. Шитиковой и др. Следует отметить, что существующие методики имеют следующие недочеты: одностороннее развитие моторики детей, превалирование усредненного подхода при развитии координационных способностей, не учитываются биологические закономерности развития детей и др.

Методологической основой исследования выступили идеи личностно-деятельност-ного подхода, которые были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и др. Обоснованием результатов нашего исследования выступила теория личности как субъекте отношений и собственной жизни (А.Ф. Ла-зурский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев и др.), как высшей ценности и самоцели общества, о диалектике общего, особенного, единичного и личностного и философско-антропологи-ческие теории, на основе которых обобщены знания о взаимодействии ДОО с семьей (А.П. Валицкая, И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, В.С. Шубинский и др.).

В этой связи актуальным является вопрос о развитии координационных способностей детей. По мнению Б.А. Ашмарина координационные способности выступают как функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие [3].

В общем виде под координационными способностями мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. Координационные способности включают в себя: ориентацию в пространстве; точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам. Мы считаем, что для развития координационных способностей необходимо привить дошкольнику основы знаний - тот минимум, который помог бы ему в дальнейшей жизни.

Соглашаясь с такими авторами как А.М. Виноградова, М.Б. Зацепина, И.А. Карпенко, Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.В. Загик, В.В. Квитковский, Л.Ф. Островская, О.Н. Урбанская, и др., мы определяем взаимодействие семьи и ДОО в развитии координационных способностей как совокупность взаимосвязанных отдельных действий родителей и воспитателей ДОО по развитию координационных способностей ребенка,

определяющие готовность ребенка к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия.

МЕТОДИКА

Для решения поставленных задач нами были проведены исследования уровня развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Материалом для данного исследования послужили результаты эксперимента, проведенного в двух группах - экспериментальной (ЭГ) - 24 человека и контрольной (КГ) - 22 человека, на базе детского сада г. Челябинска. Для определения уровня развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику определения физической подготовленности детей дошкольного возраста разработанную Т.А. Швалевой, О.П. Матониной [2]. Распределение детей осуществлялось по трем уровням: высокий, средний, низкий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты диагностики показали, что у детей контрольной группы (далее - КГ) и экспериментальной группы (далее - ЭГ) слабо развиты координационные способности. Высокий уровень отсутствует в обеих группах, в ЭГ преобладают данные низкого уровня - 58% (КГ - 50%). Это говорит о том, что необходима системная работа ДОО и семьи по развитию координационных способностей детей.

Поскольку нас интересует вопрос взаимодействия с семьями воспитанников, в этой связи, был также проведен опрос родителей, в котором участвовало 92 человека. Родителям были предложены вопросы, касающиеся степени удовлетворенности успехами своих детей в физическом развитии, взаимодействием детского сада с семьями по вопросам физического воспитания детей и проч. Результаты показывают, что удовлетворенность взаимоотношениями воспитателей с родителями по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста испытывают лишь 42% родителей, отношение сотрудников детского сада «к Вам как к родителю» оценивается в 27% и удовлетворенность формами взаимодействия воспитателей с родителями по развитию координационных способностей - 39%. Позитивные показатели отмечаются в отношении к качеству оказания образовательных услуг детского сада, на вопрос: «Устраивает ли Вас качество работы детского сада по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста», степень удовлетворенности составила 60%. Таким образом, результаты опроса родителей показали средний, а по отдельным позициям - низкий уровень процесса взаимодействия ДОО с семьей по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Анализ сравнительных результатов гибкости в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах исследования показали позитивные изменения в ЭГ и несущественные в КГ. Так, например, результаты у мальчиков по тесту «Шпагат» в ЭГ увеличился на 6%. По тесту «Мост» увеличился на 15%. По тесту «Выкрут» увеличился на 8%. Такая же тенденция в ЭГ и у девочек. По тесту «Шпагат» в ЭГ увеличился на 9%. По тесту «Мост» увеличился на 3%. По тесту «Выкрут» увеличился на 3%. В КГ многие показатели остались без изменений, например, у мальчиков результаты теста «Шпагат» остались на прежнем уровне (63%), либо увеличения несущественные, например, у девочек в КГ по тесту «Выкрут» результат увеличился всего на 1%. По остальным тестам результаты в КГ идентичны. Обобщая полученные данные, следует подчеркнуть, что значимость развития КС у детей ЭГ после коррекционной работы увеличилась (мальчики и девочки) — по гибкости на 9%, по КС на 14%, по ОФП - на 10%. В целом, наблюдается положительная динамика по всем показателям, которую можно объяснить эффективностью коррекционной работы, в частности внедрением обучающей методики, направленную на развитие КС.

Для оценки динамики количественных показателей мы воспользовались Критерием Х2 Фридмана. Расчет значимых отличий по направлению работы - оценка работы со стороны родителей. Сумма рангов по каждому испытуемому составляет 6. Расчетная сумма рангов 92.

Нами были сформулированы две гипотезы:

Н0 - между показателями, полученными, на разных этапах в период занятий, существуют лишь случайные различия.

Н, - между показателями, полученными, на разных этапах в период занятий, существуют неслучайные различия.

Значение Х2 Фридмана для ЭГ (Значение Х2 шкале «оценка работы со стороны родителей»).

12

X2,„ =

25 х 3 (3 +1)

х(352 + 46,52 + 68,52)

- 3 х 25 (3 + 1) = 23,18

X (2,05 г = 5,991 X 02,01г = 9,21°.

Х2 эмпирическое превышает, х °01. - Гипотеза Н° отклоняется. Принимается гипотеза Н, - между показателями, полученными на разных этапах эксперимента, существуют неслучайные различия. Различия достоверны.

ВЫВОДЫ

Проведенная работа и полученные результаты доказали необходимость целенаправленного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников с целью развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Нами была разработана и реализована программа, основная функция которой состоит в объединении усилий родителей и воспитателей, направленных на развитие координационных способностей ребенка старшего дошкольного возраста. Организационными направлениями взаимодействия семьи и детского сада выступили физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями и др.) и активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы и проч.). Разработка и реализация программы осуществлялась на основе общепедагогических дидактических принципов (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.) и специальных, которые выражают специфические закономерности физического воспитания: принцип оздоровительной направленности, принцип гуманизации и демократизации, принцип индивидуализации, принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - М. : Просвещение, 2000. - 287 с.

2. Иванова, И.Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности / И.Ю. Иванова. - Челябинск : [б.и.], 2017. - 199 с.

3. Иванова, И.Ю. Современные тенденции организации и реализации просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации / И.Ю. Иванова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития : материалы международной научно-практической конференции / Сургутский государственный педагогический университет. - Сургут, 2017. - С. 88-90.

4. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 475 с.

5. Швалева, Т. А. Диагностика физической подготовленности дошкольников / Т.А. Швалева, О.П. Матонина. - Абакан : [б.и.], 2008. - 67 с.

REFERENCES

1. Ashmarin, B.A., Vinogradov Yu.A. and Vyatkina Z.N. (2000), Theory and methods of physical education, Education, Moscow.

2. Ivanova, I.Yu. (2017), Organizational and substantial bases of educational activity, Publishing house FGBOU VO "SUSU", Chelyabinsk.

3. Ivanova, I.Yu. (2017), "Modern trends in the organization and implementation of educational activities in preschool educational organizations", Preschool and Primary Education: Problems, Prospects, Development Innovations: materials of an international scientific-practical conference, Surgut State Pedagogical University, Surgut, pp 88-90.

4. Stolyarenko, L.D. (2017), Fundamentals of psychology, Phoenix, Rostov-on-Don.

5. Shvaleva, T.A. and Matonina, O.P. (2008), Diagnosis of physical fitness of preschool children, Publishing house of KSU named after N.F. Katanov, Abakan.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.03.2019

УДК 373.2

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский

государственный экономический университет; Елена Валерьевна Ненашева, заведующая, Татьяна Николаевна Попова, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад» г. о Самара № 378; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева

Аннотация

Целенаправленная и систематическая деятельность педагогов и родителей в ДОУ по воспитанию интереса к занятиям физической культурой, приобщению к спорту способствует развитию физических и психоэмоциональных способностей ребенка, что в свою очередь является неотъемлемым условием сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Поэтому эффективная организация воспитательного пространства дошкольника, применяемые инновационные методы и формы работы с детьми предопределяют успешность в этой работе. Авторы статьи, проанализировав опыт отечественных и зарубежных исследователей, разработали и внедрили программу «Детская чир лига в ДОУ», которая способствовала формированию у детей стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Следует подчеркнут, что за период исследовательской работы значительно уменьшилось количество заболеваний, при этом возросли показатели физического развития. В связи с этим можно сделать вывод, что дополнительные кружковые занятия положительно влияют на укрепление здоровья дошкольников, поддержание интереса к занятиям чир спортом и развивают психоэмоциональные способности.

Ключевые слова: концепция, оздоровительная направленность, чир спорт, здоровьесберегающая образовательная технология.

ORGANIZATION OF THE PROJECT GROUPS WORK WITH HEALTH-SAVING DIRECTION AT PRESCHOOL ESTABLISHMENT CONDITIONS

Lidiya Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics; Elena Valerievna Nenasheva, the chair, Tatyana Nikolaevna Popova, the senior educator, "Kindergarten" of Samara No. 378; Olga Alexandrovna Ka-

zakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara University

Annotation

Purposeful and systematic activity of the teachers and parents at the pre-school educational institutions to foster interest in physical culture and learning to sport contributes to the development of the child's

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.