Научная статья на тему 'К вопросу подготовки студентов педагогического вуза к просвещению родителей по развитию координационных способностей детей дошкольного возраста'

К вопросу подготовки студентов педагогического вуза к просвещению родителей по развитию координационных способностей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ / EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / COORDINATION ABILITIES / STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY / PARENT EDUCATION / FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович

В статье обосновывается актуальность проблемы подготовки к просветительской деятельности будущих воспитателей дошкольного образования. Представлены результаты анкетирования студентов-бакалавров направления «Педагогическое образование» по вопросам просвещения родителей в области развития координационных способностей детей дошкольного возраста. Представлено описание направлений и форм обучения студентов просветительской деятельности в процессе изучения дисциплины «Организационные и содержательные основы просветительской деятельности» и в рамках практического обучения в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of training of students of the pedagogical higher education institution to the education of parents on the development of coordination abilities of children of preschool age

The article substantiates the urgency of the problem of preparing for the educational activities of future teachers of preschool education. It presents the results of the survey of the bachelor students in the Pedagogical Education area on parental education in the development of the coordinating abilities of the children at preschool age. Description of the directions and forms of the education of the students in educational activities in the process of studying the discipline «Organizational and substantive foundations of educational activities» and in the framework of practical training in kindergarten has been presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу подготовки студентов педагогического вуза к просвещению родителей по развитию координационных способностей детей дошкольного возраста»

Таблица 1 - Итоговая форма отчета

№ ФИО Вид спорта Возраст Образование Стаж Категория Группа КЭД Оценка

1 О-ов А.Г. Гребля 41 Высшее 15 Высшая УТГ-2 1,25 Мастер

2 Ш-ов И.М Шахматы 29 Высшее 10 1-я ГНП 1,25 Мастер

Представленное в статье программное приложение, является логичным развитием технологии фрагментации тренировочного занятия на базовые элементы деятельности [2] и позволяет формализовать оценку эффективности обучающей деятельности тренера на занятии.

ВЫВОДЫ

В контексте управления подготовкой спортсменов, создание соответствующих программных продуктов позволяет совершенствовать информационное сопровождение учебно-тренировочного процесса и обеспечить мониторинг качества подготовки спортсменов. Возможности программного приложения позволяют оперативно использовать его, как в рамках управления тренировочным процессом, так и в процессе осуществления аттестации/сертификации тренерских кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов, И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте / И.А. Воронов ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2005. - 80 с.

2. Грабельников, С.А. К вопросу об объективизации оценки эффективности деятельности тренера при проведении тренировочного занятия / С.А. Грабельников, Е.В. Землянов // Вестник ТвГУ. Серия : Педагогика и психология. - 2018. - № 4. - С. 50-57.

3. Землянов, Е.В. Структурная модель компонентов, определяющих эффективность деятельности учреждений дополнительного образования спортивной направленности / Е.В. Землянов // Физическая культура и спорт Верхневолжья. - 2011. - № 4. - С. 34-37.

REFERENCES

1. Voronov, I.A. (2005), Information technologies in physical culture and sports, GUFK im. P. F. Lesgafta, St. Petersburg.

2. Grabelnikov, S.A. and Zemlyanov, E.V. (2018), "То the question of objectification evaluation of the performance of the coach during the training session", Bulletin of Tver state university, series "Pedagogy and Psychology", No. 4, pp. 50-57.

3. Zemlyanov, E.V. (2011), "Structural model of components that determine the effectiveness of institutions of additional education sports orientation", Physical culture and Sport Upper Volga, No. 4, pp. 34-37.

Контактная информация: ev.zemlianov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.05.2019

УДК 378.147

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ирина Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Николаевна Евтушенко, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Александрович Артеменко, кандидат биологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(«ЮУрГГПУ»), Челябинск

Аннотация

В статье обосновывается актуальность проблемы подготовки к просветительской деятельности будущих воспитателей дошкольного образования. Представлены результаты

анкетирования студентов-бакалавров направления «Педагогическое образование» по вопросам просвещения родителей в области развития координационных способностей детей дошкольного возраста. Представлено описание направлений и форм обучения студентов просветительской деятельности в процессе изучения дисциплины «Организационные и содержательные основы просветительской деятельности» и в рамках практического обучения в детском саду.

Ключевые слова: просвещение, просветительская деятельность, координационные способности, студенты педагогического вуза, просвещение родителей, формы просвещения.

TO THE QUESTION OF TRAINING OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO THE EDUCATION OF PARENTS ON THE

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN OF

PRESCHOOL AGE

Irina Yuryevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Nikolaevna Evtushenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Boris Alexandrovich Artemenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article substantiates the urgency of the problem of preparing for the educational activities of future teachers of preschool education. It presents the results of the survey of the bachelor students in the Pedagogical Education area on parental education in the development of the coordinating abilities of the children at preschool age. Description of the directions and forms of the education of the students in educational activities in the process of studying the discipline «Organizational and substantive foundations of educational activities» and in the framework of practical training in kindergarten has been presented.

Keywords: education, educational activities, coordination abilities, students of pedagogical university, parent education, forms of education.

ВВЕДЕНИЕ

Значимость подготовки студентов к просвещению родителей в вопросах развития дошкольников определяется необходимостью консолидации педагогических ресурсов воспитания детей, а также потребностью общества в повышении педагогической культуры родителей, формирования у них ответственности за процесс воспитания своих детей. Современная просветительская деятельность как средство взаимодействия семьи и детского сада в вопросах физического развития, в том числе, развития координационных способностей детей, обладает ресурсностью, обеспечивающей атмосферу доброжелательности и здорового оптимизма.

Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования одним из видов профессиональной деятельности педагога дошкольного образования является культурно-просветительская деятельность, направленная на решение педагогических задач изучения и формирования потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности, в популяризации профессиональной области знаний общества. В профессиональном стандарте педагога (воспитатель, учитель) также описаны требования к профессиональным педагогическим умениям воспитателя - умение осуществлять партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. В этой связи, просвещение, ориентированное на повышение педагогической компетентности родителей - профессиональная обязанность каждого воспитателя. Следует отметить, что анализ практической ситуации показывает, дошкольные организации не всегда готовы и способны выполнять в полном объеме задачу повышения педагогической компетентности родителей дошкольников в области физического развития - данная проблема может быть частично исчерпана на этапе высшего профессионального образования будущих специалистов дошкольного образования.

Сложность подготовки будущих бакалавров к просвещению родителей воспитанников по вопросам развития координационных способностей обусловлена необходимостью глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии психолого-педагогического образования специалистов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, устанавливающимся в системе дошкольного образования. Данный процесс требует постоянного совершенствования форм и методов обучения студентов при подготовке к просветительской деятельности, реализуемых на современном этапе развития высшего образования, а также, развитие и углубление социально-культурологического, педагогического и методического компонентов в образовательном процессе педагогического вуза.

Обратимся к анализу трактовок понятия «просветительская деятельность». Под просветительской деятельностью в данной статье, мы понимаем процесс пропаганды, распространения и разъяснения взрослым научных, культурных и этических знаний и социально значимых сведений [4]. Современная просветительская деятельность выступает средством организации партнерского взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, которое мы понимаем как совокупность взаимосвязанных отдельных действий родителей и воспитателей детского сада по развитию координационных способностей ребенка, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия, это система и процесс координации действий семьи и детского сада при реализации общетеоретических, психолого-педагогических, организационных и тактико-методических принципов формирования основ физической культуры у дошкольников, основанных на передовой педагогической практике, а также способах, процедурах, методах и формах взаимодействия родителей и воспитателей в ходе организации работы по формированию основ физической культуры у детей [5].

Обратимся к определению понятия «физическое воспитание», которое рассматривается как целенаправленная, специально организованная и системно осуществляемая физкультурная и спортивная деятельность детей. Она позволяет включать подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью [6]. Одной из значимых частей физического развития детей выступает процесс развития координационных способностей детей. Процесс развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста охватывает комплекс физического и гигиенического воспитания. В общем виде под координационными способностями мы понимаем возможности ребенка, обеспечивающие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. Координационные способности определяются ориентацией в пространстве и точностью воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках нашего исследования мы провели предварительное анкетирование будущих воспитателей, целью которого было изучение и анализ представлений студентов о просветительской деятельности, формах ее реализации, о ее значимости во взаимодействии с родителями дошкольников.

Диагностика показала следующие результаты представлений студентов-бакалавров о просветительской деятельности в дошкольном образовании. Нами были опрошены студенты - бакалавры очной и заочной форм обучения первого курса (78 человек), направления «Педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета».

Анализ ответов респондентов позволил сделать вывод, что значительная их часть (68%) не понимают смысла понятия «просветительская деятельность». На вопрос о том, что такое просветительская деятельность они отвечали, что это «это когда «ты» (человек)

занимаешься каким-то делом, к примеру: пишешь разные проекты, научные статьи, тем самым более углубляешься и познаешь», «разновидность информационного образования, совокупность мероприятий», «это осведомление в появлении инноваций», «это работа с родителями по формированию навыков здорового образа жизни» и др.

Следует отметить, что 32% студентов-бакалавров более точно охарактеризовали просветительскую деятельность. Их ответы распределились следующим образом: «разновидность неформального образования, совокупность мероприятий, направленных на определенную тематику», «целенаправленная деятельность, направленная на передачу информации и важного опыта», «разновидность неформального образования, которая обобщает имеющийся опыт просветительской деятельности» и проч.

Далее участникам анкетирования предлагалось поразмышлять над вопросом «Какова роль просвещения родителей в физическом развитии детей в работе воспитателя детского сада?» и объяснить, почему они так считают. На этот вопрос мы получили следующие ответы: «педагог приобщает взрослых людей к культуре здорового образа жизни, педагог всегда воспринимается окружающими как просветитель разумного, доброго, вечного», «педагог является авторитетом для многих людей, к его мнению прислушиваются, поэтому роль просветительской деятельности в работе педагога велика», «огромная роль, ведь педагог должен постоянно быть в курсе обсуждаемых тем, должен знать новые методы, подходы для улучшения своей работы». Анализ ответов показал, что студенты не всегда понимают и видят все ресурсы, присущие просветительской деятельности. На вопрос «Что нового Вы хотели бы узнать из теории и практики организации просветительской деятельности» большинство бакалавров (86%) ответили: «психологические приемы, рекомендации просветительской деятельности, особенности организации», «как уверенно и открыто преподать знание; формы, принципы; техника подачи занятия; познавательно, конструктивно дать материал» и др.

МЕТОДИКА

Проведенное исследование послужило нам ориентиром в отборе и организации мероприятий по подготовке студентов к просвещению родителей в детском саду. В рамках учебных занятий по дисциплине «Организационные и содержательные основы просветительской деятельности» мы организовывали процесс изучения теоретических основ просветительской деятельности и формирования умений, связанных с организацией и реализацией просвещения родителей в дошкольной организации на основе идей дифференцированного подхода.

В обучении мы организовывали деятельность студентов с направленностью на партнерство с родителями в процессе взаимодействия. Данный ориентир позволил формировать компетентность будущих педагогов в реализации традиционных форм - родительских собраний, лекций, практикумов, и инновационных форм - устных журналов, экскурсий, родительских клубов, акций, оздоровительных мероприятий, игр и т. п. На занятиях мы использовали интерактивные формы обучения, позволяющие организовать квазипрофессиональную деятельность, обеспечивающую в дальнейшем взаимодействие студентов с родителями на паритетных основах. Такое общение возможно осуществлять в современных условиях только на основе представлений о родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом данных знаний вырабатывались у студентов навыки анализа и отбора форм просвещения родителей, которые должны соответствовать критериям: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Практическая работа реализовывалась на базе детских садов - партнеров университета в сетевом взаимодействии. Обучающиеся проводили анкетирование родителей для выявления их образовательных потребностей в области физического развития, организовывали мероприятия просветительского характера: семинары-практикумы, мастер-классы, беседы, консультации, родительские собрания в детском саду. Рассмотрим формы

взаимодействия детского сада с родителями по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, на основе изучения которых в рамках учебных занятий мы осуществляли подготовку студентов к просветительской деятельности в ДОО. Прежде всего, это просветительская работа среди родителей в демонстрационно-наглядной форме. Например, студенты готовили информацию о пользе плавания, которое оказывает большое оздоровительное действие на весь организм ребенка и является мощным средством развития координации движений, а также является жизненно необходимым навыком. Студенты в рамках практики обучали родителей комплексу упражнений по развитию координации движений, формирующих у них представления о значимости и ценности выполнения всей семьей ежедневных утренних гимнастик. В рамках промежуточной аттестации студенты разрабатывали информационные буклеты, брошюры, листовки, тематические журналы, бюллетени для родителей и информационные стенды [2].

Мы считаем значимым направлением подготовки студентов в процессе просвещения родителей по развитию координационных способностей - участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий в детском саду. Студенты факультета дошкольного образования проводили спортивные праздники, организовывали спартакиады, соревнования, вечера, «дни здоровья» и т.д. В процессе организации и проведения данных мероприятий просветительского характера также осуществлялось формирование универсальных компетенций и компетенций культурно-просветительской направленности. При отборе содержания и форм учебных занятий и учебной практики мы исходили из требований ФГОС ВО и формировали компетенции у студентов, отвечающие требованиям Профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

Подготовка педагогов к реализации просветительской деятельности в ДОО осуществлялась в следующих направлениях:

1. Развитие общей и профессиональной культуры будущих педагогов дошкольного образования. Повышение культуры речевого общения будущего педагога - устной и письменной речи. Формирование навыков активного слушания и понимания проблемы другого.

2. Формирование и развитие мотивации у студентов к реализации педагогического просвещения с родителями. Данная работа с будущими педагогами осуществлялась в следующих аспектах:

- снятие страхов, повышение уверенности в успешной реализации педагогического просвещения. Данное направление успешно реализовывалось в процессе организации групповых тренингов, индивидуальных консультаций и прочих активных форм. Важно сформировать у будущих воспитателей понимание ограничения возможностей взаимодействия с родителями из-за страхов, неуверенности в себе;

- мотивирование будущих педагогов к реализации педагогического просвещения. Созданию положительной мотивации к осуществлению педагогического просвещения способствовали конкурсы профессионального мастерства в области педагогического просвещения и проч.

3. Апробация на практике сформированных универсальных компетенций.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что у студентов педагогического вуза - будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций недостаточно сформировано представление о осуществлении и содержании просветительской деятельности, о ее назначении, механизмах применения в образовательной практике, формах и средствах осуществления просвещения в ДОО, о ее возможностях в физическом развитии детей. Таким образом, в процессе обучения в вузе современному будущему педагогу дошкольного образования необходимо создавать условия для осознания значимости

просветительской деятельности в его профессии, так как только через приобщение субъектов системы дошкольного образования к ценностям здорового образа жизни, во взаимодействии с родителями и в процессе просвещения воспитывающих взрослых в области физической культуры возможно адекватное воспитание и развитие детей дошкольного возраста [1].

Необходимо также формировать у студентов понимание того, что содержание просвещения родителей в дошкольной образовательной организации в области физического развития (развития координационных способностей) может быть разнообразным, но, оно должно наполняться с учетом интересов современных родителей и на основе достаточно полного использования возможностей семейного воспитания с учетом дифференцированного подхода к воспитанию и развитию детей [3].

Таким образом, следует отметить, что просветительная деятельность не знает аналогов. Возможно, поэтому изучению научных основ ее технологии уделялось недостаточно внимания. И лишь в последние годы педагогическая наука, и практика стала обращаться к ее изучению, описанию и использованию. В данный момент направленность просветительской деятельности позволяет педагогам успешно осуществлять воспитательные задачи физического развития детей в детском саду, актуализирует необходимость знания и адекватного отбора технологий и методов, механизмов воздействия просветительной деятельности на родителей. На современном этапе развития дошкольного образования уровень технологии взаимодействия ДОО с семьей определяет облик образовательного учреждения и эффективность его функционирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, И.Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности / И.Ю. Иванова ; Южно-Уральский гос. пед. ун-т. - Челябинск : [б.и.], 2017. - 199 с.

2. Иванова, И.Ю. Современные тенденции организации и реализации просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации / И.Ю. Иванова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития : материалы международной научно-практической конференции. - Сургут, 2017. - С. 88-90.

3. Иванова, И.Ю. Исследование процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста / И.Ю. Иванова, И.Н. Евтушенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 111-115.

4. Кудрявцев, В.Т. Организация двигательно-оздоровительных моментов на занятиях дошкольников / В.Т. Кудрявцев, Т.В. Нестерюк. - М. : Добросвет, 2008. - 174 с.

5. Хоменко, И.А. Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьей / И.А. Хоменко // Человек и образование. - 2009. - № 2 (19). - С. 54-57.

6. Швалева, Т. А. Диагностика физической подготовленности дошкольников / Т.А. Швалева, О.П. Матонина ; Хакасский гос. ун-т. - Абакан : [б.и.], 2008. - 67 с.

REFERENCES

1. Ivanova, I.Yu. (2017), Organizational and substantial bases of educational activity, Chelyabinsk.

2. Ivanova, I.Yu. (2017), "Modern trends in the organization and implementation of educational activities in preschool educational organizations", Preschool and Primary Education: Problems, Prospects, Development Innovations: materials of the international scientific-practical conference, Surgut, pp. 88-90.

3. Ivanova, I.Yu. and Evtushenko I.N. (2019), "Study ofthe process of interaction between family and preschool organization in the development of coordination abilities in children of senior preschool age", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 111-115.

4. Kudryavtsev, V.T. and Nesteryuk, T. V. (2008), Organization of motor and fitness moments in the classroom of preschoolers, Dobrosvet, Moscow.

5. Khomenko, I.A. (2009), "Existential-humanistic orientation of training specialists for work with family", People and education, No. 2 (19), pp. 54-57.

6. Shvaleva, T.A. and Matonina, OP (2008), Diagnosis of physical fitness of preschoolers, Abakan.

Контактная информация: sovest74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2019

УДК 37.048.45

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ОШИБКИ И ИХ

ПОСЛЕДСТВИЯ

Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Александровна Васильева, Андрей Алексеевич Быковский, Азамат Айдамирканович Татлок, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Цель работы заключается в рассмотрении основных факторов, негативно влияющих на выбор будущей профессии выпускниками школ. От этого во многом зависит социально-экономическая стабильность нашей страны. Можно заметить, что выбор профессии старшеклассниками в большинстве случаев не осознан и поэтому решением данной проблемы, должны заниматься социальные институты. Профориентация предполагает широкий комплекс мер по оказанию профессиональной помощи старшеклассникам при выборе правильной профессии. А так как в настоящее время существует отсутствие системного подхода к организации профориенационной работы, то этот вопрос остается открытым.

Ключевые слова: выбор профессии, профориентация.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION, ERRORS AND THEIR EFFECTS

Natalia Gennadyevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Darya Aleksandrovna Vasilyeva, Andrey Alekseevich Bykovsky, Azamat Aydamirkanovich Tatlok,

Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of the research is to consider the main factors that negatively affect the choice of the future profession by graduates of schools. The social and economic stability of our country largely depends on it. It can be noted that the choice of profession by high school students in most cases is not realized and, therefore, the social institutions must deal with the solution of this problem. Career guidance involves a wide range of measures to provide professional assistance to high school students in choosing the right profession. And since at present there is a lack of systematic approach to the organization of vocational guidance, this question remains open.

Keywords: career choice, career guidance.

Проблема выбора профессии сейчас особенно актуальна. Ведь, если вы выберете то, что вам не по душе, вы будете вынуждены работать на нелюбимой работе. А соответственно подходить к своим обязанностям без какого-либо интереса. И может даже быть такое, что у человека есть талант в какой-либо сфере, и, к тому же, работа в этой сфере является высокооплачиваемой. Но несмотря на все это человеку не нравится эта профессия. Это делает выбор профессии для него еще сложнее. К тому же, в наше время существует огромное количество разнообразных профессий. Поэтому трудно понять, какую выбрать. Также многие не могут оценить свои возможности и могут выбрать то, что окажется им не по силам. Помимо этого, многие до конца не понимают ту или иную профессию, пока не поступят в вуз и обратного пути не будет.

Актуальность профориентации с каждым годом всё возрастает. Рыночные отношения требуют квалифицированных рабочих, умеющих самостоятельно принимать решения. Свобода выбора ставит перед людьми огромные задачи. Самостоятельно отдавать предпочтения тем или иным видам деятельности, объективно принимать решения, разбираться в себе, своих предпочтениях и способностях, все эти вопросы поможет решить профориентация [1]. Статистика говорит, что сейчас, большая часть учеников девятых-десятых классов выбирают профессию не потому, что им это интересно или у них к этому склонность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.