Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций'

Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПОДГОТОВКА / РЕБЕНОК / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TEACHER / TRAINING / CHILD / EARLY AGE / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSION / PRESCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Тимохина Татьяна Васильевна, Енова Ирина Владимировна

Повышение эффективности подготовки педагогов к взаимодействию в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций является важнейшей проблемой современного образования. В ходе проведенного исследования были использованы теоретические методы: анализ и синтез, обобщение, систематизация, классификация, прогнозирование. Результатами исследования стало педагогическое обоснование пользы совместного обучения детей с разным уровнем развития и возможностей. Выделены специально организованные, коррекционно-образовательные условия воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Ими явились: нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса; организация предметно-пространственной адаптированной и развивающей среды; эффективное управление развитием кадрового потенциала; психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса; обязательное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей. Общая значимость исследования подчеркивается полученными результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Тимохина Татьяна Васильевна, Енова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training future teachers to interact with young children in the conditions of inclusive groups of preschool educational institutions

Improving the effectiveness of training teachers to interact in the conditions of inclusive groups of preschool educational institutions is a major problem of modern education. In the course of the study, the following theoretical methods were used: analysis and synthesis, generalization, systematization, classification, forecasting. The results of the study were the pedagogical substantiation of the benefits of children co-education with different levels of development and capabilities. Specially organized, correctional and educational conditions for the upbringing and education of young children with health impact assessment in a preschool educational institution are highlighted. They were: regulatory and programmatic and methodological support of the correctional and educational process; organization of the subject-spatial adapted and developing environment; effective management of human resources development; psychological and pedagogical support of the educational process; obligatory interaction of the preschool educational institution with a family. The overall significance of the study is emphasized by the results.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 378.14, 373.2

Н. М. Толкова, Т. В. ТимохинА, И. В. Еновд

Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций

Повышение эффективности подготовки педагогов к взаимодействию в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций является важнейшей проблемой современного образования. В ходе проведенного исследования были использованы теоретические методы: анализ и синтез, обобщение, систематизация, классификация, прогнозирование. Результатами исследования стало педагогическое обоснование пользы совместного обучения детей с разным уровнем развития и возможностей. Выделены специально организованные, коррекционно-образовательные условия воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Ими явились: нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса; организация предметно-пространственной адаптированной и развивающей среды; эффективное управление развитием кадрового потенциала; психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса; обязательное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей. Общая значимость исследования подчеркивается полученными результатами.

Ключевые слова: педагог, подготовка, ребенок, ранний возраст, инклюзивное образование, инклюзия, дошкольное образование, образовательная организация.

Ссылка для цитирования:

Толкова Н. М., Тимохина Т. В., Енова И. В. Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 322-334. 10.32744/ pse.2019.425

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 6 June 2019 Published: 31 August 2019

N. M. TOLKOVA, T. V. TlMOKHINA, I. V. ENOVA

Training future teachers to interact with young children in the conditions of inclusive groups of preschool educational institutions

Improving the effectiveness of training teachers to interact in the conditions of inclusive groups of preschool educational institutions is a major problem of modern education. In the course of the study, the following theoretical methods were used: analysis and synthesis, generalization, systematization, classification, forecasting. The results of the study were the pedagogical substantiation of the benefits of children co-education with different levels of development and capabilities. Specially organized, correctional and educational conditions for the upbringing and education of young children with health impact assessment in a preschool educational institution are highlighted. They were: regulatory and programmatic and methodological support of the correctional and educational process; organization of the subject-spatial adapted and developing environment; effective management of human resources development; psychological and pedagogical support of the educational process; obligatory interaction of the preschool educational institution with a family. The overall significance of the study is emphasized by the results.

Key words: teacher, training, child, early age, inclusive education, inclusion, preschool education, educational institution

For Reference:

Tolkova, N. M., Timokhina, T. V., & Enova I. V. (2019). Training future teachers to interact with young children in the conditions of inclusive groups of preschool educational institutions. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 40 (4), 322-334. doi: 10.32744/ pse.2019.4.25

_Введение

Актуальность изучения вопросов, связанных с подготовкой к профессиональной деятельности в постоянно изменяющейся образовательной среде не вызывает сомнений. В последние годы наблюдается тенденция повышения требований к будущим педагогам, которые должны иметь достаточную компетентностную подготовленность и набор личностных качеств, необходимых в работе с детьми.

Исследователи все чаще обращаются к проблемам, связанным с различными сопутствующими педагогической работе видами деятельности, недостаточно разработанными ранее. И.А. Комарова рассматривает педагогические возможности использования игровых ситуаций [3]. Е.А. Екжанова [2] анализирует аспекты коррекци-онно-развивающего обучения и воспитания. А.А. Даниелян представляет во взаимосвязи социальную ситуацию при переходе к младенческому возрасту [1]. Н.Ш. Тюрина, делая обзор выступлений на международном симпозиуме, посвященном вопросам инклюзии, отмечает сходство проблем в различных странах [15].

Активно развиваются исследования, связанные с дошкольным образованием и развитием детей с раннего возраста. А.А. Даниелян представляет в взаимосвязи социальную ситуацию при переходе к младенческому возрасту, характеризуя специфику взаимодействия в микросоциуме ребенка [1]. Е.А. Стреблева всесторонне раскрывает педагогические условия для коррекции в раннем возрасте [10]. Н.Н. Павлова и др. раскрывают дошкольное образование в историческом контексте, связывая его с актуальными направлениями развития современности [5].

Разрабатывается инклюзивное и интегрированное образование на всех ступенях функционирующей системы и подготовки специалистов к работе в инклюзивной среде. Н.О. Садовникова представляет в системе основные принципы подготовки педагогов для работы в ней [7]. Е.И. Санина и др. характеризуют авторскую систему подготовки бакалавров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [8]. М.П. Прохорова и др. рассматривают профессиональную подготовку в рамках специфики управления [6]. Н.Г. Спиренкова и др. представляют профессиональную подготовку с позиций дальнейшего осуществления патриотического воспитания [9].

В современном обществе наблюдается прогресс в разработке и практическом применении новых методов и приемов обучения и воспитания детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Не только родители, но и педагоги осознали и приняли потребность таких детей в хорошем отношении, внимании, любви; они убедились в том, что дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья могут с пользой для себя получать знания в дошкольных образовательных организациях.

В России создаются центры ранней педагогической помощи и осуществляются попытки интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Очень важно, применяя принцип ранней помощи, начинать инклюзивное образование с раннего возраста, что позволит им в дальнейшем успешно адаптироваться в детском саду, школе, а затем войти во взрослую жизнь, осваивая профессию. Совместное обучение детей с разным уровнем развития полезно не только особенным детям, но и тем, развитие которых соответствует возрастной норме. Процесс социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях позволяет сформировать толерантное отношение общества к данной категории детей.

Кроме того, в связи с возросшим интересом к закономерностям развития личности ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном взаимодействии в условиях детского сада наблюдается комплексное использование различных инновационных, коррекционных методик.

_Материалы и методы

В ходе проведенного исследования были использованы теоретические (анализ и синтез, обобщение, систематизация, классификация, прогнозирование) методы исследования. Основу исследования составили положения о педагогическом взаимодействии в условиях инклюзии российских и зарубежных ученых (исследования М.М. Ахмадовой, Н.О. Садовниковой, Е.И. Саниной, М. Ashan, и. Sharma, J. Deppeler и др.); о ведущей роли педагога в развитии детей раннего возраста (исследования А.А. Дани-елян, В.Н. Мирзмагомедовой, Е.А. Стреблевой и др.). Прикладные аспекты были рассмотрены по материалам конференций: «Инклюзивное образование: теория и практика», «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве» и пр., публикациях в периодических изданиях: «Перспективы науки и образования», «Вопросы образования» и др., результатам собственного многолетнего педагогического опыта.

_Результаты исследования

Особое значение формированию ребенка в дошкольном возрасте уделяют ряд ученых. А.А. Даниелян, В.А. Мирземагомедова [1], рассматривая различные аспекты при переходе от младенческого к раннему возрасту, отмечают: «Ранний возраст - весьма значимый и ответственный промежуток психического созревания ребят. Это возраст, когда всё в первый раз, всё только лишь начинается - речь, игра, коммуникация с ровесниками, начальные суждения о себе, о других, об обществе» [1, с. 3].

В современных дошкольных образовательных организациях (ДОО) не всегда и не все готово для полноценного инклюзивного воспитания и обучения ребенка раннего возраста. Проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время ДОО, заключаются как в отсутствии узких специалистов (дефектологов, тьюторов, социальных педагогов, психологов и т.п.), так и в неполной комплектации ДОО современными средствами для проведения коррекционных занятий, а также отсутствия лицензированных специальных коррекционных программ для обучения детей раннего возраста с ОВЗ.

Предыдущие работы авторов посвящены решению данной проблемы в контексте развития профессиональной подготовки по различным направлениям деятельности будущего педагога [13; 16].

Исследователи последних лет часто обращаются к необходимости создания специальных условий, социального окружения для развития ребенка.

Так, Е.А. Стреблева отмечает: «К специальным педагогическим условиям относятся: изучение индивидуальных образовательных потребностей ребенка; разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, организация занятий, создание предметно-развивающей среды, работа специалистов с родителями по созданию адекватных условий воспитания ребенка в семье» [10, с. 37].

Для своевременного и наилучшего интегрированного инклюзивного образования на этапе раннего детства следует создавать специально организованные, коррекцион-но-образовательные условия воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации:

Первое условие. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса. В детском саду должен быть разработан нормативно-правовой документ в соответствии с ФГОС ДО, задающий концептуально-теоретический подход развития инклюзивного образования детей раннего возраста с ОВЗ в дошкольной организации.

Второе условие. Организация предметно-пространственной специально организованной развивающей среды, учитывающей индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Специально организованная предметно-пространственная развивающая среда для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, должна соответствовать ряду специальных, адаптированных к потребностям ребенка условий. И.А. Комарова отмечает, что они «Смогут обеспечить всестороннее, полноценное развитие детской деятельности, а также должны быть направлены на коррекцию психофизических функций и становление личности ребенка (физкультурно-оздоровительные комплексы, игровые сооружения, музыкально-театральная среда и т.п.)» [3, с. 29].

Важнейшим условием при организации особой адаптивной среды для детей раннего возраста с ОВЗ является оснащение детского сада специальным коррекционным оборудованием:

- наличие пандусов, опор для сидения, вертикализаторов, специальных столов и стульев с подлокотниками и возможностью фиксации и т.п. - для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы;

- соответствующее СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» (редакция от 27.08.2015 г.) освещение помещений детского сада (групповых, игровых и т.п. помещений). Наличие специальных оптических средств (очки, линзы и т.п.), тактильные панели - которые можно осязать и манипулировать - для детей с нарушением зрения [4];

- специальные технические устройства и слуховые аппараты для детей с нарушением слуха.

Третье условие. Управление развитием кадрового потенциала. Оказание квалифицированной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья возможно при наличии в дошкольной организации узких специалистов: де-фектологов, логопедов, тьюторов, психологов, социальных педагогов и т.п., но кроме этого все педагоги дошкольной организации должны обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Педагоги должны регулярно повышать свою компетентность в разных сферах дошкольного образования, для этого подойдут различные курсы повышения квалификации, обучающие вебинары, научно-практические семинары. Кроме этого должна быть целенаправленная подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Четвертое условие. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. В ДОО должна быть создана ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) для организации целенаправленного и всестороннего воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, социализации и адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации, кроме этого, психоло-

го-педагогическая и социальная поддержка семьи. Комплексное, коррекционно-пе-дагогическое сопровождение детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации предполагает взаимодействие всех специалистов ДОО друг с другом, с воспитанником, его семьей.

Каждый учебный год должен начинается с комплексной диагностики детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ всеми специалистами ДОО (воспитателем, дефектологом, психологом и т.п.). Затем, после совместного консилиума специалистов, для каждого ребенка с ОВЗ разрабатывается индивидуальный маршрут, определяющий зону ближайшего развития ребенка раннего возраста и допустимую нагрузку. При реализации индивидуального маршрута для ребенка раннего возраста с ОВЗ, решается главная задача - создание комплексного целенаправленного взаимодействия.

При реализации индивидуального маршрута развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья нельзя забывать о взаимодействии со специалистами медицинского профиля т.к. некоторые нарушения здоровья детей требуют постоянного специального медикаментозного лечения.

Педагоги, осуществляющие сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, как уже было сказано выше, должны владеть различными профессиональными компетенциями на высоком уровне, а также знать основы инклюзивного сопровождения семей воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ. В условиях интеграции ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации, педагогу необходимо:

- контролировать, чтобы все воспитанники, независимо от диагноза или индивидуальных возможностей, были включены в непосредственную образовательную деятельность, для этого разрабатывая индивидуальные маршруты;

- доброжелательно относиться ко всем воспитанникам группы, создавая психологическую безопасность. Педагог должен научиться принимать ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

- индивидуально и корректно оценивать личную динамику каждого воспитанника;

- при построении индивидуального маршрута для ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и при дальнейшем прогнозе его развития, педагог должен стремиться найти в воспитаннике сохранные психофизические функции, положительные тенденции в развитии личности ребенка, на которые в дальнейшем можно будет опереться в педагогической деятельности.

При организации коррекционно-образовательного воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации необходимо пересмотреть подход к НОД (непосредственно-образовательной деятельности), её формам и методам. В данном случае, педагог должен приложить максимум усилий и знаний, для поиска адекватных, доступных, интересных форм взаимодействия с каждым воспитанником. Педагог должен специально организовывать условия, направленные на самостоятельное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии с другими детьми. Вся деятельность в течении дня, должна учитывать индивидуальные программы развития и обучения воспитанников. При организации занятий необходимо помнить, что их форма должна быть игровой [2, с.15]. Кроме того, при проведении коррекционно-образовательной деятельности, необходимо варьировать формы её проведения: групповые, подгруп-повые, индивидуальные занятия. В данном случае происходит гармоничное сочетание развивающих и коррекционных подходов в обучении.

Как правило, дети раннего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать физические трудности, расторможенность в двигательной сфере, пониженную работоспособность, что необходимо учитывать педагогам при планирование непосредственной образовательной деятельности, а также в режиме дня (увеличение времени для проведения занятий, гигиенических процедур, прием пищи) [14].

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева в качестве специальных условий планирования работы с детьми раннего возраста отмечают: «Педагог должен самостоятельно определять методы обучения и воспитания. При планировании образовательной деятельности педагог должен использовать наиболее доступные методы, такие как наглядные, практические, словесные» [4, с. 131]. Педагог может сам варьировать в выборе альтернативных средств и методов создавая условия, ведущие к эффективности процесса обучения. Кроме того, педагог самостоятельно выбирает систему методов и приемов, ориентируясь на индивидуальные особенности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. При условии, если у ребенка тяжелые физические, психические нарушения, для него составляется индивидуальный маршрут, направленный на социализацию ребенка.

Для определенных категорий детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья со специфичным развитием, лучше включить в работу инновационные технологии, оригинальные методики. Так, например, для детей с глубокой задержкой речи эффективно использовать невербальные средства коммуникации.

Пятое условие. Взаимодействие дошкольной организации с семьей, что является необходимым условием для полноценного развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Большую роль играет сохранение в семье и детской образовательной организации единства и согласованности всех требований к ребенку. Задачей специалистов является помощь родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями понять и принять сущность имеющихся у ребенка отклонений.

Важным аспектом эффективной реализации инклюзивного образования является процесс подготовки педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций. Ключевым фактором выступает формирование профессиональной компетентности педагога. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании ориентирована на две позиции: социальную адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации социального подхода и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями необходимы изменения системы образования, в частности, системы подготовки будущих педагогов.

п " V

В современной педагогической литературе ученые по-разному рассматривают структуру профессиональной компетентности педагога, но можно выделить общие тенденции в определении компонентов: знания, умения, навыки, отношения, позволяющие успешно решать профессиональные задачи в соответствии с установленными стандартами.

В новых социальных условиях профессиональный стандарт предполагает готовность и способность педагогов обучать всех детей инклюзивного сообщества. В данном случае знаний, умений и навыков, как составляющих профессиональной компетентности педагога, недостаточно. В современных исследованиях рассматривается

понятие инклюзивной компетенции, этапы её формирования у будущих педагогов, психолого-педагогические условия организации инклюзивной образовательной среды и её влияния на социализацию детей с ОВЗ.

Кроме того, выделяют особое направление - формирование профессиональных компетентностей, связанных с организацией взаимодействия со всеми участниками инклюзивного процесса.

Инклюзивную компетентность можно продемонстрировать в виде следующих составляющих:

• мотивационная,

• психологическая готовность,

• диагностическая,

• теоретическая,

• методическая,

• практическая.

Процесс подготовки педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций предполагает непрерывность, персонифицированность, включение содержательного и организационного компонентов. Содержательный компонент подготовки педагогов представлен модульной программой, состоящей из независимых блоков, каждый из которых раскрывает различные аспекты инклюзивного образования и формирующий профессиональную компетентность будущего педагога. Такой подход позволяет сделать процесс подготовки педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций персонифицированным. Организационный компонент представлен в каждом модуле программы и направлен на формирование готовности (мотивационно-ценностной, операционно-деятельност-ной и рефлексивно-оценочной) будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, подготовку будущего педагога к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций мы рассматриваем как процесс формирования готовности и способности решать профессиональные задачи, связанные с инклюзивным образованием.

При разработке программы курса необходимо учесть специфику как аудитории, так и преподаваемого материала. Программу подготовки будущего педагога к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций целесообразнее реализовывать на старших курсах, поскольку значительная часть компетенций сформирована (отличием будет только уровень овладения компетенциями).

Модульный принцип построения позволит построить индивидуальную траекторию формирования профессиональных компетенций. Каждый модуль завершается итоговым контролем, который является допуском к следующему этапу обучения. Такой подход повысит качество образовательного процесса.

Студент может выбрать для себя: на каком этапе начать и закончить обучение, количество академических часов и модулей, необходимых для овладения профессиональными компетенциями.

Содержание курса может быть использовано как для подготовки бакалавров и магистров в рамках дисциплины по выбору, так и для педагогов в качестве модульной программы повышения квалификации или переподготовки.

Модуль 1 Психология раннего развития

Модуль 2 Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

Модуль 3 Технологии раннего развития детей

Модуль 4 Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста

Модуль 5 Современные технологии сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в развитии

Модуль 6 Модели оказания ранней помощи детям с ОВЗ

Модуль 7 Преемственность раннего и дошкольного образования детей с ОВЗ

Модуль 8 Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с ОВЗ в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций

Модуль 9 Организация развития ребёнка в семье

Модуль 10 Модели консультирования семей с детьми раннего возраста с ОВЗ

Организационный компонент включен во все модули программы и направлен на формирование готовности (мотивационно-ценностной, операционно-деятельностной и рефлексивно-оценочной) будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования на разных этапах педагогического процесса (целеполагание, планирование, организация, осуществление, рефлексия, анализ, коррекция). В этой связи, ключевыми направлениями подготовки будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций могут стать:

1. Организация психолого-педагогического взаимодействия со студентами (тренинги, семинары, игры, групповые дискуссии, мастер-классы), цель которых - развитие личностных качеств будущих педагогов. Специально организованная работа в этом направлении позволит создать положительную мотивацию, снять психологический барьер при взаимодействии с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций.

2. Разработка программ дисциплин по выбору, серии обучающих семинаров, встреч с педагогами практиками.

3. Составление учебно-методических пособий, электронных образовательных ресурсов по подготовке будущих педагогов к взаимодействию со всеми участниками педагогического процесса в условиях инклюзивного образования.

4. Создание базы электронных образовательных ресурсов теоретического и практического содержания, раскрывающего основные характеристики детей раннего возраста с нарушениями в развитии и возможные приемы взаимодействия с ними.

5. Организация сетевого взаимодействия с образовательными организациями и центрами ранней помощи. Такой подход позволит реализовывать полученные знания на практике в различных формах.

Результатом реализации данного подхода при подготовке будущего педагога к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций станет формирование общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

_Обсуждение результатов

Обсуждение результатов состоялось на Кафедре педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет». Профессорско-преподавательским составом отмечено повышение эффективности подготовки будущих педагогов к взаимодействию с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп дошкольных образовательных организаций. Использование представленной и апробированной практикоориентированной модульной программы для подготовки бакалавров и магистров и модели деятельности педагогов ДОО позволит существенно оптимизировать работу педагогов при взаимодействии с детьми раннего возраста в условиях инклюзивных групп. Профессорско-педагогическим составом кафедры были сделаны следующие выводы по результатам исследовательской работы:

1. Применение представленной модульной программы у будущих педагогов (бакалавров и магистров педагогического вуза) позволит сформировать умения вычленять реальные профессиональные проблемы, переводить их в разряд профессиональных задач, моделировать дальнейшую ситуацию развития и эффективно искать выходы из поставленной проблемы. В результате произойдут качественные изменения профессиональной деятельности будущего педагога (изменение целей, задач, выбор средств и способов построения педагогического процесса в условиях инклюзивных групп).

2. Работа в рамках заданных модулей и направлений позволит профессорско-преподавательскому составу осознать значимость профессиональной подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзии.

Заключение

Реализация инклюзивного подхода в детской дошкольной организации может быть разной, всё зависит от наполняемости групп, в которых воспитываются дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, тяжесть их заболевания и прочих факторов. Современный детский сад играет большую роль в полноценной социализации и адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, но лишь при четко продуманном содержании инклюзивного образования. При реализации инклюзивного подхода, важен кадровый потенциал дошкольной организации т.к. именно высококвалифицированные педагоги способны реализовать особые образовательные потребности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Именно педагоги могут создать комфортную, для всех участников педагогического процесса, психологическую атмосферу, в которой ребенок с особыми образовательными потребностями будет чувствовать себя комфортно. Детский сад должен стать тем местом, в котором ребенок раннего возраста сможет реализовать свое право не только на образование, но и получить возможность на проживание обычного детства. Интеграция детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс современного детского сада является актуальной, для решение которой необходимо дальнейшее проведение исследований и разработок, создание специальных условий в дошкольной организации.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Даниелян А.А., Мирземагомедова В.А. Социальная ситуация развития при переходе от младенческого к раннему возрасту / Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков и др. 2017. С. 93-95.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Комарова И.А. Педагогические возможности использования игровых обучающих ситуаций в профессиональной подготовке будущих педагогов учреждений дошкольного образования / Итоги научных исследований ученых МГУ имени А.А. Кулешова: Сборник научных статей. Под ред. Е.К. Сычовой. 2018. С. 167-169.

4. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление от 15 мая 2013 года N 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года) [Электронный ресурс] // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/ document/499023522 (дата обращения: 18.08.2019)

5. Павлова Н.Н., Енова И.В. Детские сады в России: история и современность / Студенческая наука Подмосковью: Материалы международной научной конференции молодых ученых. Министерство образования Московской области, ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт; Ответственный редактор: Бухаренкова. 2013. С. 105.

6. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.

7. Садовникова Н.О. Основные принципы подготовки педагогов для инклюзивного профессионального образования / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции. Научные редакторы: Е. М. Дорожкин, А. Федоров. 2015. С. 41-43.

8. Санина Е.И., Ахмадов М.М. Подготовка бакалавров педагогического профиля к реализации технологии инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 1446-1449.

9. Спиренкова Н.Г., Оськина Н.В. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 117-122.

10. Стребелева Е.А. Ранний возраст: педагогические условия для предупреждения и коррекции отклонений в психофизическом развитии детей с умственной недостаточностью // Специальное образование: Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова, Л. М. Кобрина. 2015. С. 36-40.

11. Тимохина Т.В., Енова И.В., Горшкова М.А. Перспективы развития тьюторской деятельности в системе подготовки студентов образовательных организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ (дата обращения: 18.08.2019)

12. Тимохина Т.В. Инклюзивное воспитательное пространство университета // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 3. С. 383-387.

13. Тимохина Т.В. Экспериментальная работа по организационно-технологическому и методическому обеспечению профессиональной подготовки специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде // Мир науки: интернет-журнал. 2015. № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/04PDMN315.pdf. (дата обращения: 18.08.2019)

14. Толкова Н.М. Взаимосвязь специфики общения и возрастных особенностей детей раннего возраста // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2015. № 22(41). С. 129-136.

15. Тюрина Н.Ш. Инклюзивное образование в мире (обзор выступлений международного симпозиума по инклюзивному образованию) // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-10. С. 181-190.

16. Ashan M. Challenges to prepare pre service teachers for inclusive education in Bangladech : beliefs of higher tlucational institutional hesds / M. Ashan, U. Sharma, J. Deppeler // Asia Pacific Jornal of Education. 2012. Vol. 32 (2). P. 241-257.

17. ^mokhina ТМ ^ntinuous Professional Training of Teachers under Conditions of Introducing Federal State Educational Standards (on the Example of Moscow Region) / T. V.Timokhina, I. A.Telina, E. B.Bulavkina, Y. V. Yeliseyev // 2018 International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018), pp. 753-759.

REFERENCES_

1. Danielyan A.A., Mirzemagomedova V.A. The social situation of development in the transition from infancy to early age / A new word in science: development strategies Collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference. Editorial Board: O.N. Shirokov et al. 2017, pp. 93-95. (in Russ.)

2. Ekzhanova E.A., Strebeleva E.A. Corrective developmental training and education / Compensating school program for preschool educational institutions for children with intellectual disabilities. Moscow, Education Publ., 2005. 272 p. (in Russ.)

3. Komarova I.A. Pedagogical possibilities of using game learning situations in the professional training of future teachers of pre-school educational institutions / Results of scientific research by scientists of A.A. Kuleshova: Collection of scientific articles. Ed. E.K. Sychova, 2018, pp. 167-169. (in Russ.)

4. On the approval of SanPiN 2.4.1.3049-13 "Sanitary and epidemiological requirements for the design, maintenance and organization of the working hours of preschool educational organizations" Resolution of May 15, 2013 No. 26 (as amended on August 27, 2015) [Electronic resource] / Consortium Code . Electronic Foundation for Legal and Technical Documentation. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (accessed 18 August 2019) (in Russ.)

5. Pavlova N.N., Enova I.V. Kindergartens in Russia: history and modernity / Student science near Moscow: Materials of the international scientific conference of young scientists. Ministry of Education of the Moscow Region; GOU VPO Moscow State Regional Humanitarian Institute; Executive Editor: Bukharenkova. 2013. p. 105. (in Russ.)

6. Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Aleshugina E.A., Trostin V.L. Preparation of future teachers of vocational training for managerial activities at the university // Prospects for science and education. 2018. No 4 (34). S. 21-25. (in Russ.)

7. Sadovnikova N.O. The basic principles of training teachers for inclusive professional education / Innovations in professional and professional pedagogical education materials of the 20th All-Russian Scientific and Practical Conference. Scientific editors: E. M. Dorozhkin, A. Fedorov. 2015.S. 41-43. (in Russ.)

8. Sanina E.I., Akhmadov M.M. Preparation of bachelors of pedagogical profile for the implementation of inclusive education technology for children with disabilities / ASOU Conference: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences. 2016. No. 3. P. 1446-1449. (in Russ.)

9. Spirenkova N.G., Oskina N.V. Preparation of Teachers of Preschool Education for Implementation of Patriotic Education of Children of Preschool Age. Perspectives of science and education. 2018, no 4 (34), pp. 117122. (in Russ.)

10. Strebeleva E.A. Early age: pedagogical conditions for the prevention and correction of deviations in the psychophysical development of children with mental deficiency / Special Education: Materials of the XI International Scientific Conference. Under the general editorship of V. N. Skvortsov, L. M. Kobrin. 2015. pp. 3640. (in Russ.)

11. Timokhina T.V., Enova I.V., Gorshkova M.A. Tutorial Activities Development Prospects in Preparation System for Students of Educational Organizations to Participate in Professional Skills Competitions. Perspectives of science and education, 2018, no. 6 (36). Available at: https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ (accessed 18 August 2019)

12. Timokhina T.V. Inclusive educational space of the university. Scientific notes of the Oryol State University, 2018, no. 3, pp. 383-387. (in Russ.)

13. Timokhina T.V. Experimental work on organizational, technological and methodological support for the professional training of specialists for work in an inclusive educational environment. World of Science: Internet Journal. 2015, no. 3. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/04PDMN315.pdf. (accessed 18 August 2019) (in Russ.)

14. Tolkova N.M. The relationship of the specifics of communication and age characteristics of young children. Bulletin of Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletov, 2015, no. 22 (41), pp. 129-136. (in Russ.)

15. Tyurina N.Sh. Inclusive education in the world (a review of the speeches of the international symposium on inclusive education). Problems of modern teacher education. 2017, no. 55-10, pp. 181-190. (in Russ.)

16. Ashan M. Chaiienges to prepare pre service teachers for inclusive education in Bangladech : beliefs of higher tlucational institutional hesds / M. Ashan, U. Sharma, J. Deppeler. Asia Pacific Jornal of Education, 2012, vol. 32 (2), pp. 241-257.

17. Timokhina T.V. Continuous Professional Training of Teachers under Conditions of Introducing Federal State Educational Standards (on the Example of Moscow Region) / T. V.Timokhina, I. A.Telina, E. B.Bulavkina, Y. V. Yeliseyev / 2018 International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018), pp. 753-759.

Информация об авторах Толкова Наталья Михайловна

(Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области)

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики начального и

дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected]

Тимохина Татьяна Васильевна

(Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области) Доцент, кандидат педагогических наук кафедры педагогики

Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-1255-5073

Енова Ирина Владимировна

(Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области) Старший преподаватель кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected]

Information about the authors Natalya M. Tolkova

(Russia, Orekhovo-Zuevo, Moscow region) PhD in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy, Primary and Preschool Education The State University of Humanities and Technology Email: [email protected]

Tatyana V. Timokhina

(Russia, Orekhovo-Zuevo, Moscow region) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Department of Pedagogy The State University of Humanities and Technology E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-1255-5073

Irina V. Enova

(Russia, Orekhovo-Zuevo, Moscow region) Senior Lecturer of the Department of Pedagogy, Primary and Preschool Education The State University of Humanities and Technology E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.