Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова И.С.

В статье отражены научные подходы и перспективы использования информационных аналитических систем и дистанционных образовательных технологий в системе дошкольного образования. Основная цель работы педагога - повышение качества образования. Но в связи с нехваткой определенных условий, педагоги не всегда могут работать качественно, соответствуя поставленным требованиям. Нередко мы слышим такие термины как индивидуализация процесса, оптимизация процесса и использование новых технологий, в том числе информационных (компьютерных). Чтобы работать по стандарту, в дошкольных учреждениях происходит процесс цифровой трансформации образования. Пришло время использования информационных аналитических систем не только на базе школ, но и в дошкольных образовательных организациях. В статье предлагается к рассмотрению опыт работы МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка» по апробации цифровых образовательных платформ АИС «Мапа.рус», Smart School Pro, а также опыт работы муниципальной инновационной площадки «Индивидуализация развития и обучения дошкольников посредством дистанционных образовательных технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION ANALYTICAL SYSTEMS AND DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION

The article reflects scientific approaches and prospects for the use of information analytical systems and distance learning technologies in the system of preschool education. The main goal of the teacher's work is to improve the quality of education. But due to the lack of certain conditions, teachers cannot always work efficiently, meeting the requirements set. We often hear such terms as process individualization, process optimization and the use of new technologies, including information (computer). In order to work according to the standard, the process of digital transformation of education is taking place in preschool institutions. The time has come to use information analytical systems not only on the basis of schools, but also in preschool educational organizations. The article proposes to consider the experience of the MBDOU CRR - DS «Fairy Tale» on the approbation of digital educational platforms AIS «Mapa.rus», Smart School Pro, as well as the experience of the municipal innovation platform «Individualization of the development and training of preschoolers through distance educational technologies».

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 373.24

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ирина Сергеевна Шарова

старший воспитатель irina. irinafroliva@yandex. ru Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье отражены научные подходы и перспективы использования информационных аналитических систем и дистанционных образовательных технологий в системе дошкольного образования.

Основная цель работы педагога - повышение качества образования. Но в связи с нехваткой определенных условий, педагоги не всегда могут работать качественно, соответствуя поставленным требованиям.

Нередко мы слышим такие термины как индивидуализация процесса, оптимизация процесса и использование новых технологий, в том числе информационных (компьютерных). Чтобы работать по стандарту, в дошкольных учреждениях происходит процесс цифровой трансформации образования. Пришло время использования информационных аналитических систем не только на базе школ, но и в дошкольных образовательных организациях.

В статье предлагается к рассмотрению опыт работы МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка» по апробации цифровых образовательных платформ АИС «Мапа.рус», Smart School Pro, а также опыт работы муниципальной

инновационной площадки «Индивидуализация развития и обучения дошкольников посредством дистанционных образовательных технологий».

Ключевые слова: информационные аналитические системы, дистанционные образовательные технологии, индивидуализация развития, индивидуализация обучения.

В условиях реализации ФГОС ДО педагоги стремятся работать качественно, соответствуя поставленным требованиям, но не всегда у них это получается, не всегда хватает определенных условий. Основная цель работы педагога - повышение качества образования. В настоящее время все чаще употребляют такие понятия как индивидуализация и оптимизация процесса обучения, использование новых технологий, в том числе информационных (компьютерных).

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. В некоторых сферах уже трудно представить, как раньше человек обходился без них, например, мобильные приложения банков давно стали нормой, но есть направления, где цифровые технологии применимы довольно редко. Один из ярких примеров - дошкольное образование. Но чтобы работать по стандарту, в дошкольных учреждениях происходит процесс цифровой трансформации образования. Пришло время использования информационных аналитических систем не только на базе школ, но и на базе дошкольных образовательных организаций.

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» имеет свой опыт работы по данному направлению. Так в 2019 году дошкольное учреждение принимало участие в апробации отечественной цифровой образовательной платформы АИС «Мапа.рус». Мапа.рус является инновационной программой для мобильного телефона и интернет-сервисом для всех участников образовательных отношений (родителей воспитанников, педагогов и руководителей дошкольных организаций). Это единый портал в жизнь образовательного учреждения, позволяющий: вести мониторинг освоения образовательной программы по направлениям развития; заполнять данные о ежедневных наблюдениях педагога за воспитанниками, расписании образовательной деятельности, детской посещаемости; автоматизировать отчетность педагогов. Также это - информационная среда, включающая в себя обмен сообщениями, публикацию объявлений, размещение фото и

видеоматериалов. Это возможность родителей воспитанников ДОУ быть на связи с воспитателем и получать важную информацию о своем ребенке.

По итогам участия в региональном пилотном проекте и успешную апробацию цифровой платформы, детский сад «Сказка» награжден благодарственным письмом от коллектива компании-разработчика цифровой платформы «Мапа.рус». Более десяти педагогов, участвующих в тестировании системы, получили наградные документы.

В 2020-2021 учебном году коллектив детского сада «Сказка» апробировал предназначенную для дошкольных учреждений образовательную платформу Smart School Pro.

Современные родители предъявляют серьезные требования к детским садам и к организации процесса коммуникации. Со Smart School Pro они получили удобное мобильное приложение, позволяющее им получать актуальную информацию: индивидуальное расписание ребенка, меню, ежедневные отчеты и многое другое. Через профиль ребенка могли вносить в систему справки и документы, доносить до педагогов информацию, которую им нельзя забыть или пропустить (аллергии, ограничением по питанию, физической нагрузке, особенностям развития). Отпала необходимость в мессенджере WhatsApp и бумажных записках. Общение педагога и родителя воспитанника являлось адресным и структурированным. Родители смогли получать полный спектр информации о своем ребенке в удобном для них информационном поле. Вся информация, хранящаяся в системе, хронологически сохранялась в профиле и при необходимости архивировалась. Благодаря этой функции процесс управления являлся прозрачным и эффективным.

Руководитель имел возможность видеть историю коммуникаций с каждым родителем, данные о посещаемости, показатели развития ребенка, профили групп, эффективность работы персонала.

Со Smart School Pro воспитатель имел возможность получать аналитику по каждому ребенку и по группе в целом. Это помогало планировать образовательный процесс и отслеживать динамику изменений.

Работа по апробации пилотного проекта Smart School Pro завершилась успешно. Признано целесообразным его внедрение в дальнейшую инновационную деятельность учреждения. Регулярно пользующиеся системой родители воспитанников отметили положительные стороны работы проекта и остались довольны мобильным приложением. При использовании системы была удобна функция отслеживания комментариев педагогического состава (например, новость о проведенных или планируемых мероприятиях).

Административный и педагогический состав отметили удобство системы в обеспечении современной коммуникации внутри ДОУ и наличии канала обратной связи с семьями воспитанников. Использование Smart School Pro позволило заложить основы цифровизации у воспитанников ДОУ и их семей. Так при поступлении детей в школу, у родителей уже будет понимание, что с помощью информационных систем, они смогут получать нужную информацию, поддерживать связь с педагогами и другими родителями. Работа по тестированию платформы способствовала построению эффективной горизонтальной коммуникации внутри коллектива дошкольного учреждения, обеспечила прозрачность всех процессов.

За время работы с цифровой платформой 10 педагогов ДОУ освоили программы внедрения цифровых технологий и проведения диагностики детского психофизического развития. По итогам обучения все педагогические работники получили подтверждающие документы. Использование цифровой платформы Smart School Pro является эффективным инструментом для работы в информационном пространстве. В результате ДОУ получило положительные отзывы от родителей воспитанников, а педагоги МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» -богатый опыт использования информационно-коммуникационных технологий.

С целью создания равных условий для получения качественного образования детьми дошкольного возраста при разных стартовых

возможностях, в том числе и для расширения содержания базового компонента дошкольного образования с января 2021 года на базе МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка» начала действовать муниципальная инновационная площадка «Индивидуализация развития и обучения дошкольников посредством дистанционных образовательных технологий».

Основная идея инновационной деятельности состоит в разработке системы индивидуализации развития различных категорий воспитанников дошкольного учреждения с использованием дистанционных образовательных технологий. На организационном этапе реализации программы площадки выявлены и проанализированы образовательные потребности различных категорий воспитанников, отобраны образовательные порталы и ЭОР для работы («Пять+», ^ша», «Мерсибо», цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка»), на официальном сайте учреждения (http: //michskazka.68edu.ru/) создан раздел «Модуль-Мич» /Дистанционный детский сад/, являющийся сетевым ресурсом ДОУ. С января 2022 года началась апробация разработанного модуля в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на каждого воспитанника, участвующего в мероприятиях муниципальной площадки. К концу 2023 года планируется разработать методические рекомендации по внедрению дистанционных образовательных модулей в практику работы ДОУ и дать оценку сформированности системы развития и обучения различных категорий воспитанников с использованием дистанционных образовательных технологий.

Основой для построения структуры образовательной среды нового типа становятся инфокоммуникационные технологии. Происходит формирование единого информационного пространства и новой медиа культуры детского сада. ИКТ должны быть направлены на построение единой информационной среды ДОУ.

Цифровая трансформация работы ДОУ приводит к изменению элементов образовательной среды. Данные элементы в свою очередь способны перестроить ее внутреннюю структуру с целью обеспечения новых требований

к качеству образования со стороны социума. Участие в экспериментах по апробации информационных систем и использованию дистанционных образовательных технологий достаточно перспективно, так как дает широкие возможности для управления деятельностью ДОУ, формирует новый характер взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей (партнерство, совместное решение образовательных задач), новые формы контроля.

Использование дистанционных образовательных технологий является инновационным механизмом, позволяющим создать современное образовательное пространство. Данное пространство представляет собой динамическое единство всех участников образовательного процесса и их взаимоотношений, обеспечивает новое качество образования.

Необходимость внедрения и применения в детском саду индивидуализации обучения заключается в дополнении традиционного образовательного процесса электронными образовательными ресурсами и участием в апробации различных образовательных платформ.

Безусловно, опыт использования дистанционного сопровождения нового формата в ДОУ невелик, но работая в инновационном режиме, наш детский сад постепенно формирует свой фирменный стиль. Модернизированная методическая работа обеспечивает профессиональную готовность педагогического коллектива к реализации современных требований и устойчивый уровень качества предоставляемых образовательных услуг.

Список литературы:

1. Кондакова М. Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условии сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. — М.:СпортАкадемПресс, 2005.

2. Лугин В. Г. Формы и методы дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp:// repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html.

3. Полат Е. С., Моисеева М.В., Петров А.В. Педагогические технологии дистанционного обучения; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006.

UDC 373.24

APPLICATION OF INFORMATION ANALYTICAL SYSTEMS AND DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION

Irina S. Sharova

senior educator irina. irinafroliva@yandex.ru Municipal budget preschool educational institution «Child Development Center - kindergarten «Fairy Tale»

Michurinsk, Russia

Annotation. The article reflects scientific approaches and prospects for the use of information analytical systems and distance learning technologies in the system of preschool education.

The main goal of the teacher's work is to improve the quality of education. But due to the lack of certain conditions, teachers cannot always work efficiently, meeting the requirements set.

We often hear such terms as process individualization, process optimization and the use of new technologies, including information (computer). In order to work according to the standard, the process of digital transformation of education is taking place in preschool institutions. The time has come to use information analytical systems not only on the basis of schools, but also in preschool educational organizations.

The article proposes to consider the experience of the MBDOU CRR - DS «Fairy Tale» on the approbation of digital educational platforms AIS «Mapa.rus», Smart School Pro, as well as the experience of the municipal innovation platform «Individualization of the development and training of preschoolers through distance educational technologies».

Keywords: information analytical systems, distance learning technologies, individualization of development, individualization of learning.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.