Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3059
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / ЦИФРОВОЙ ДЕТСКИЙ САД / SMART CITY / ЭКОСИСТЕМА / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Светлана Николаевна, Челышева Юлия Вячеславовна

Современным трендом системы образования в мире является персонализация и цифровизация, требующая от человека постоянного развития, следования инновациям, совершенствования своих компетенций. При этом деятельность специалиста любой сферы, в том числе и образования, сопровождается цифровыми технологиями, которые призваны помочь решать сложные задачи, перераспределить часть рутинных функций в работе, а в некоторых случаях и заменить человека. Современные цифровые технологии и цифровая среда становятся средством, которое соответствует качественно новому содержанию развития и обучения ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса в детском саду. Цель статьи: описание результатов исследования представлений педагогов дошкольного образования о цифровой трансформации образовательной среды. Основой методологии исследования выступает сочетание экосистемного подхода на основе концепции Smart City в образовании, онтологического подхода и принципов системного анализа и интеграции. Под «цифровой трансформацией» дошкольной образовательной среды мы понимаем экосистемные изменения с позиции технологий, содержания деятельности, информационных ресурсов и коммуникативных образовательных моделей, а также структуры цифровой грамотности педагога дошкольного образования. В статье цифровая трансформация в дошкольном образовании рассматривается с учетом особенностей детей дошкольного возраста, развивающихся в новой социокультурной ситуации цифрового мира. На основе анализа различных научных подходов к понятиям исследования в работе определены сущностные характеристики цифровой грамотности педагогов дошкольного образования. К компонентам цифровой грамотности педагога дошкольного образования отнесены: компьютерная грамотность, информационно-коммуникационная грамотность, грамотность в области визуализации образовательного контента и грамотность в создании образовательных медиапродуктов. Представленное исследование отражает результаты самооценки педагогов дошкольного образования в применении цифровых инструментов и технологий проектирования современной образовательной среды детского сада. Выявлены дефициты в области цифровой грамотности педагогов дошкольного образования в контексте теории поколений. Представлена модель цифрового детского сада и структурные компоненты цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Светлана Николаевна, Челышева Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The current trend of the educational system in the world is personalisation and digitalisation, which requires a person to constantly develop, follow innovations, and improve their competencies. At the same time, the activity of a specialist in any eld, including education, is accompanied by digital technologies that are designed to help solve complex problems, redistribute some of the complex or routine functions in work, and in some cases, replace a person. Modern digital technologies and digital environment are a means that corresponds to a qualitatively new content of child’s development and learning, which increases the e ectiveness of the educational process organisation in a kindergarten. The purpose of the article is to describe the results of the study of the ideas of preschool teachers about digital transformation of the educational environment. The research methodology is based on a combination of the ecosystem approach employing the Smart City concept in education, the ontological approach, and the principles of system analysis and integration. By the digital transformation of preschool educational environment, we mean the ecosystem changes from the point of view of technologies, the content of activities, information resources and communicative educational models, as well as the structure of digital literacy of a preschool teacher. The article considers digital transformation in preschool education taking into account the peculiarities of preschool children developing in a new socio-cultural situation of the digital world. Based on the analysis of various scienti c approaches to the concepts of research, the paper de nes the essential characteristics of digital literacy of preschool teachers. The components of digital literacy of a preschool teacher include: computer literacy, information and communication literacy, literacy in the eld of visualisation of educational content and literacy in creation of educational media products. The research presented re ects the results of self-assessment of preschool teachers in the use of digital tools and technologies for designing modern educational environment of a kindergarten. De cits in the eld of digital literacy of preschool teachers in the context of the theory of generations are revealed. The model of a digital kindergarten and the structural components of digital educational environment of a preschool educational organization are presented.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Литвинова Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент, директор зеленоградского отделения Института делового администрирования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

_litsveta_@mail.ru ORCID: 0000-0002-4589-3688

Челышева Юлия Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент, педагог-психолог Центра STEAMS образования и профессионального общения «Моя планета» ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4 cherishevauv@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-7533-5938

Цифровая трансформация образовательной среды

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С. Н. Литвинова, Ю. В. Челышева

Аннотация: Современным трендом системы образования в мире является пер-сонализация и цифровизация, требующая от человека постоянного развития, следования инновациям, совершенствования своих компетенций. При этом деятельность специалиста любой сферы, в том числе и образования, сопровождается цифровыми технологиями, которые призваны помочь решать сложные задачи, перераспределить часть рутинных функций в работе, а в некоторых случаях и заменить человека. Современные цифровые технологии и цифровая среда становятся средством, которое соответствует качественно новому содержанию развития и обучения ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса в детском саду.

Цель статьи: описание результатов исследования представлений педагогов дошкольного образования о цифровой трансформации образовательной среды. Основой методологии исследования выступает сочетание экосистемного подхода на основе концепции Smart City в образовании, онтологического подхода и принципов системного анализа и интеграции. Под «цифровой трансформацией» дошкольной образовательной среды мы понимаем экосистемные изменения с позиции технологий, содержания деятельности, информационных ресурсов и коммуникативных образовательных моделей, а также структуры цифровой грамотности педагога дошкольного образования. В статье цифровая трансформация в дошкольном образовании рассматривается с учетом особенностей детей дошкольного возраста, развивающихся в новой социокультурной

© Литвинова С. Н., Челышева Ю. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 99—112.

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2021. Вып. 62. С. 99-112

DOI: 10.15382/sturIV202162.99-112

ситуации цифрового мира. На основе анализа различных научных подходов к понятиям исследования в работе определены сущностные характеристики цифровой грамотности педагогов дошкольного образования. К компонентам цифровой грамотности педагога дошкольного образования отнесены: компьютерная грамотность, информационно-коммуникационная грамотность, грамотность в области визуализации образовательного контента и грамотность в создании образовательных медиапродуктов.

Представленное исследование отражает результаты самооценки педагогов дошкольного образования в применении цифровых инструментов и технологий проектирования современной образовательной среды детского сада. Выявлены дефициты в области цифровой грамотности педагогов дошкольного образования в контексте теории поколений. Представлена модель цифрового детского сада и структурные компоненты цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация дошкольного образования, цифровая грамотность воспитателя, цифровой детский сад, Smart City, экосистема, цифровые инструменты.

Введение

Современное дошкольное образование развивается в контексте вызовов времени. Скорость появления цифровых технологий опосредует необходимость изменений методов проектирования и реализации педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации.

Трансформация современного мира связана с экосистемой Smart City. Концепция Smart City предполагает внедрение сотен новых технологий — от мониторинга передвижений до передачи данных с помощью света. Цифровые технологии быстро распространяются и обновляются: высокоскоростной интернет, высокопроизводительные цифровые мобильные устройства, Web инструменты (блоги, Вики, социальные сети, облачные сервисы), новое поколение устройств виртуальной и дополненной реальности, искусственный интеллект — все эти инструменты органично входят в нашу жизнь. Основным компонентом Smart City (умного города) является Smart Education (умное образование). Трансформация образования происходит под воздействием следующих трендов: цифровизация и автоматизация труда, глобальная турбулентность и стратегическая неопределенность, необходимость перехода на экосистемность на основе принципов устойчивости. В образовании появляется новое терминологическое смысловое пространство: цифровая грамотность, цифровая перцепция, цифровые инструменты, цифровое гражданство, цифровая социализация и т. п. Данные контексты требуют переосмысления и переформатирования технологий проектирования и организации образовательной среды в детском саду.

Основные изменения в образовании связаны с цифровизацией образования. Термин «цифровизация образования» рассматривается с различных точек зрения. В широком смысле цифровизация понимается как процесс формирования конкурентоспособных профессионалов в цифровом мире. С точки зрения индивидуализации обучения, цифровизация образования обеспечивает

гибкость и персонализированность образовательного процесса, что повышает его эффективность. С точки зрения средств обучения, цифровизация делает возможной трансформацию аналоговых ресурсов в цифровые, что способствует расширению технологических возможностей педагогических средств обучения. С позиции организации педагогического общения, цифровизация образования ведет к появлению новой цифровой образовательной коммуникации, влияющей на процесс и результат образования. В процессе цифровизации фундаментально меняются сама структура обучения и организация образовательного процесса. Информационно-коммуникационные технологии являются начальным условием для развития цифровой педагогики. Национальный проект «Образование» ориентирован на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, в данном проекте в качестве ключевого представлено направление цифровизации разных уровней образования.

Цифровую трансформацию дошкольной образовательной среды мы будем рассматривать с позиции технологий, содержания деятельности, информационных ресурсов и коммуникативных образовательных моделей, а также структуры цифровой грамотности педагога дошкольного образования (табл. 1).

Таблица 1

Цифровая трансформация дошкольной образовательной организации

№ п/п Параметры сравнения Детский сад XX в. Детский сад XXI в.

1 Цель дошкольного образования Подготовка к школе, развитие математических и социальных знаний, представлений об окружающем мире, развитие речи и т. п. Формирование цифровой и информационной культуры, развитие умений применять и структурировать информацию в процессе познавательной деятельности. Развитие самостоятельности, инициативности, элементов сильного мышления, креативности, умений вступать в социальные коммуникации, навыка видеть и решать жизненные задачи

2 Базовый процесс Игровая деятельность и учебная деятельность Образовательное событие, проектная и исследовательская деятельность

3 Содержание деятельности Задано в программе Интеграция содержания в вариативных образовательных решениях с учетом требований ФГОС ДО

4 Модели Педагогическое общение Межличностная и сетевая

коммуникации и межличностное взаимодействие образовательная коммуникация

№ п/п Параметры сравнения Детский сад XX в. Детский сад XXI в.

5 Организационные условия (технологии) Методики обучения, развития и воспитания Интерактивные технологии, мультимедийные технологии, steam-технологии и т. п.

Рассматривать цифровую трансформацию в дошкольном образовании необходимо с учетом особенностей детей в цифровом мире. Данная проблема изучалась в исследованиях Н. Е. Вераксы, Л. В. Байбородовой, О. А. Бондарчук, Г. У. Солдатовой, С. Г. Шабас и др.1 Дети XXI в. с рождения погружены в цифровое пространство, реальный и виртуальный миры для них равнозначны и свободно проникают друг в друга. Основной экран для современных детей — это смартфон, который они воспринимают как продолжение своей руки и своего мозга. Современные дети — прирожденные пользователи приложений. В 1997 г. американский писатель и журналист Пол Гилстер впервые предложил термин «цифровая грамотность». Он обратил внимание не только на необходимость понимать и использовать информацию, предоставленную в разных форматах, но и обозначил сетевую концепцию и правила общения в цифровом пространстве.

Цифровые технологии активно внедряются в жизнь современного человека и становятся составной частью культуры общества XXI в. Цифровизация не может не оказывать влияние на психическое развитие человека, так как быстроменяющийся мир требует высокой скорости принятия решений, переработки информации, быстроты реакций.

Большинство исследователей в области педагогики, психологии, физиологии признают тот факт, что нынешнее поколение (поколение детей XXI в.) — это дети, чьи поведение и психическое развитие характеризуется подавленностью, склонностью к депрессии, расстройствам внимания, памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями.

К характеристикам современного ребенка ряд исследователей относят гиперактивность, своеволие, непослушность, самоуверенность. Дети ориентированы на себя, на свои интересы и потребности. Страдает и психическое развитие: дети сталкиваются с трудностью концентрации внимания, быстро воспринимают информацию, но не могут качественно ее переработать, не умеют формулировать свои мысли, практически не умеют играть.

1 Байбородова Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровиза-ции образования // Педагогика. 2020. № 7. С. 22-30; Бондарчук О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий // Научный альманах. 2019. № 5-3 (55). С. 136-138; Веракса Н. Е. Проблема средств в цифровом обучении // Педагогика. 2020. № 4. С. 19-26, 136-138; Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12-27; Шабас С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320. pdf (дата обращения: 21.06.2021).

Развитие современного ребенка характеризуется изменениями в формировании высших психических функций (страдает произвольная память, внимание, мышление, речь), изменениями способов деятельности (если раньше ребенку для получения информации требовалось приложить усилия, то в настоящий момент любую информацию он получает в сети Интернет, практически не прикладывая никаких усилий), изменениями во взаимоотношениях (появляются новые формы взаимоотношений, влияющие на психическое развитие ребенка, — троллинг, кибербуллинг, спамирование). На психическое развитие ребенка оказывают влияния новые психологические феномены: интернет-зависимость, многозадачность, селфизм, блогосфера.

Исследователи отмечают, что для современного ребенка одним из ключевых факторов успешной социализации оказывается «освоение цифровой реальности как средства деятельности и общения»2. Возник новый термин «цифровая социализация», несомненно влияющий на развитие ведущих видов деятельности ребенка, которые становятся цифровыми. Воздействие цифровизации на развитие ведущих видов деятельности ребенка представлено в табл. 2.

Таблица 2

Цифровизация ведущих видов деятельности

№ п/п Возраст Ведущий вид деятельности с учетом цифровизации

1 Ранний возраст Манипулирование цифровыми устройствами

2 Дошкольный возраст Компьютерные игры, формируется навык извлечения игрового контента из интернета

3 Младший школьный возраст Формируется цифровое представление информации, происходит виртуозное освоение мобильного телефона, познание цифровых технологий в учебной деятельности

4 Подростковый возраст Цифровизация общения: переход из офлайн в онлайн (в интернет-общение), взаимодействие в социальных сетях

5 Старший школьный возраст Профессионализация посредством интернета и социальных сетей

Исследователи отмечают, что дети много времени проводят за цифровыми устройствами: играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, готовятся к занятиям.

Разумное применение цифровых технологий в дошкольной образовательной организации позволяет сделать занятие насыщенным, интересным и занимательным для ребенка, дает возможности разнообразного представления информации, формирует психические процессы и мотивацию. Цифровая трансформация позволяет активизировать ребенка на занятии, усилить усвоение материала, а также разнообразить содержание игры дошкольника.

2 Солдатова Г. У. Указ. соч. С. 14.

Организация исследования

Исследование проводилось с марта 2020 по март 2021 г. В исследовании принимали участие 1526 испытуемых в возрасте от 20 до 64 лет. Целевая аудитория: воспитатели дошкольных образовательных организаций. География исследования: Москва, Московская область, Екатеринбург, Свердловская область.

Целью исследования было изучить представления дошкольных работников о необходимости применения цифровых инструментов в работе с детьми и разработка модели цифрового детского сада. Нами был проведен анализ самооценки педагогами грамотности в применении цифровых инструментов в дошкольном образовании. Критериями выступали компоненты цифровой грамотности педагога дошкольного образования: компьютерная грамотность, информационно-коммуникационная грамотность, грамотность в области визуализации образовательного контента и грамотность в создании образовательных медиа-продуктов.

В качестве методов исследования мы использовали анкетирование, анализ и синтез, метод визуализации данных.

Результаты исследования

Анализ данных по возрастному показателю свидетельствует о доминировании возрастной категории педагогов поколения X в возрасте 37—57 лет (67%), на втором месте педагоги поколения У в возрасте 20—36 лет (24%). В дошкольных группах работают педагоги и старше 58 лет (9%), поколение ВВ.

Большинство опрошенных имеет стаж работы в образовательных организациях свыше 20 лет (26,8%) и 11—15 лет (22,5%). В выборку вошла категория педагогов, стаж работы которых составляет 16—20 лет (12,4%). В совокупности доля педагогов, имеющих педагогический стаж более 11 лет, в дошкольных образовательных организациях составляет 61,7%.

Опираясь на теорию поколений и анализ результатов исследования дефицитов в области цифровой грамотности у педагогов дошкольных образовательных организаций, мы определили взаимосвязи между особенностями применения цифровых инструментов в работе и потребностью в развитии цифровых навыков у педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Педагоги дошкольного образования признают значимость цифровых технологий в реализации задач дошкольного образования (см. ил. 1).

Данный факт свидетельствует о принятии педагогами дошкольного образования вызовов современного цифрового мира.

Педагоги всех поколений осознают значимость применения цифровых инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Мы проанализировали дефициты дошкольных работников в применении цифровых инструментов с позиции поколения и самоанализа компетенций в контексте цифровой грамотности (табл. 3).

Ил. 1. Ранжирование по степени значимости цифровых технологий в работе воспитателя

Таблица 3

Анализ типичных черт и дефицитов цифровой грамотности педагогов дошкольных образовательных организаций

Цифровая грамотность Типичные черты поколения Дефициты

Поколение X

Компьютерная грамотность Владеют на уровне пользователей стандартным пакетом Microsoft Office, используют ресурсы социальных сетей для общения, в том числе и делового Потребность в расширении компетенций в области применения возможностей Microsoft Office в связи с появлением новых программных продуктов

Информационно-коммуникационная грамотность Быстро адаптируются к источникам получения информации. Используют интернет как информационный ресурс. Не боятся внедрения новых информационных средств. Глобальная информированность, техническая грамотность Трудности в адекватной интеграции информационно-коммуникационных технологий в организацию педагогического процесса в дошкольном образовании. Потребность в эффективном использовании социальных сетей, инструментов онлайн-коммуникаций в решении образовательных задач. Потребность в изучении технологий продвижения в социальных сетях образовательных продуктов, результатов совместной с детьми и родителями деятельности

Цифровая грамотность Типичные черты поколения Дефициты

Грамотность в области визуализации образовательного контента Владеют инструментами Power Point, а также наглядными средствами организации процесса познания детьми дошкольного возраста, готовы к изготовлению методических пособий «своими руками» Потребность в изучении новых цифровых инструментов визуализации образовательного контента, необходимость в развитии технических, графических навыков визуализации, в создании виртуальных экскурсий и других цифровых продуктов визуализации. Актуальность грамотного представления объектов визуализации в пространстве группы

Грамотность в создании образовательных медиапродуктов Владеют стандартными приложениями для редактирования фотографий, записи видео, создания видеороликов с целью демонстрации образовательных достижений родителям воспитанников Потребность в развитии технических навыков в применении арсенала цифровых инструментов для создания видеоконтента, обучающих роликов под конкретную задачу педагога, потребность в экспертной оценке инструмента и выбора адекватного поставленной задаче в дошкольном образовании; потребность в сочетании медиапродуктов с другими дидактическими инструментами организации образовательного процесса

Поколение Y

Компьютерная грамотность Владеют стандартным пакетом Microsoft Office, могут самостоятельно освоить новые возможности Microsoft Office, активно используют ресурсы социальных сетей для личного и делового общения, осваивают возможности разных мессенджеров для решения конкретных задач Потребность в применении собственных компетенций в организации образовательной среды в дошкольном образовании

Информационно-коммуникационная грамотность Умело пользуются информацией в интернете под конкретные задачи. Используют готовые обучающие цифровые продукты (виртуальные экскурсии, обучающие мультфильмы и т. п.) Потребность в эффективном применении цифровых продуктов в организации образовательного процесса в детском саду, умении методически выстраивать процесс с использованием информационных ресурсов, а также интегрировать информационные ресурсы

Цифровая грамотность Типичные черты поколения Дефициты

в организации деятельности. Быстро осваивают интерактивные технологии, типа Smartnotebook, интерактивные столы и т. п. и постоянно обновлять арсенал информационных средств. Необходимость создания виртуальных экскурсий

Грамотность в области визуализации образовательного контента Владеют инструментами Power Point, а также наглядными средствами организации процесса познания детьми дошкольного возраста, готовы к применению готового контента Потребность в изучении новых цифровых инструментов визуализации образовательного контента, потребность в развитии технических, графических навыков визуализации, потребность в создании виртуальных экскурсий и других цифровых продуктов визуализации. Потребность в грамотном представлении объектов визуализации в пространстве группы

Грамотность в создании о браз овательных медиапр одуктов Владеют стандартными приложениями для редактирования фотографий, записи видео, создания видеороликов с целью демонстрации образовательных достижений родителям воспитанников. Самостоятельно расширяют собственные компетенции в поиске новых инструментов создания видеопродуктов Потребность в развитии технических навыков в применении арсенала цифровых инструментов для создания видеоконтента, обучающих роликов под конкретную задачу педагога, потребность в экспертной оценке инструмента и выбора адекватного поставленной задаче в дошкольном образовании; потребность в сочетании медиапродуктов с другими дидактическими инструментами организации образовательного процесса

Поколение BB

Компьютерная грамотность Использование стандартного пакета Microsoft Office для решения личных задач, в ряде случаев профессиональных задач Потребность в развитии компетенций в области компьютерной грамотности

Информационно-коммуникационная грамотность Применение интернета для решения личных задач и общения. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ Потребность в понимании ценности и значимости информационных ресурсов для развития ребенка дошкольного возраста

Цифровая грамотность Типичные черты поколения Дефициты

в профессиональной деятельности

Грамотность в области визуализации образовательного контента Используют наглядные средства обучения, делают акцент на изготовление дидактических материалов собственными руками Педагоги испытывают трудности при создании презентационного материала, не могут воспользоваться возможностями программы Power Point

Грамотность в создании образовательных медиапродуктов Не применяют вообще цифровые продукты в деятельности с детьми, в некоторых случаях с помощью коллег или близких могут создать и применить виртуальную экскурсию, готовую презентацию и т. п. в работе с детьми Испытывают потребность в формировании начальных навыков в создании образовательных медиапродуктов

Анализ дефицитов дошкольных работников в применении цифровых инструментов позволил нам определить наиболее типичные затруднения. Педагоги испытывают трудности в адекватной интеграции информационно-коммуникационных технологий в организацию педагогического процесса в дошкольном образовании. Большинство педагогов отмечает наличие потребности в эффективном использовании социальных сетей, инструментов онлайн-коммуникаций в решении образовательных задач. Существует потребность в изучении технологий продвижения в социальных сетях образовательных продуктов, результатов совместной с детьми и родителями деятельности.

На основании полученных данных мы разработали модель цифрового детского сада.

Мы считаем, что «Цифровой детский сад» (ё1£11а1рге8сИоо1) — это, прежде всего, среда, позволяющая ребенку в дошкольном возрасте почувствовать себя уверенно в социуме, справляться с информационным потоком и находить решения в любой ситуации.

«Цифровой детский сад» (ё1£Иа1рге8сИоо1) — это своего рода цифровая экосистема, открытая, доступная и устойчивая, направленная на взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в цифровой форме на основе сервисов цифровой платформы. Важной особенностью данной экосистемы является ее персонализированный характер взаимодействия между педагогом и воспитанниками, основанный на анализе образовательных запросов и потребностей участников экосистемы.

Основное требование к цифровой образовательной экосистеме — ее постоянное обновление.

«Цифровой детский сад» (digitalpreschool) с позиции цифровой образовательной экосистемы представлен на ил. 2.

Ил. 2. «Цифровой детский сад» (digitalpreschooI) как цифровая образовательная экосистема

Компонентами «Цифрового детского сада» являются образовательные технологии, содержание деятельности, образовательные ресурсы, цифровая образовательная платформа. Данные компоненты взаимодействуют друг с другом для обеспечения развития и поддержания цифровой экосистемы.

Задачей «Цифрового детского сада» является создание цифровой среды, ориентированной на развитие компетенций воспитанников для реализации в современном мире.

Цифровая среда дошкольной образовательной организации — это различные лаборатории, профессиональное оборудование, компьютеры, электронные образовательные системы, онлайн-платформы, разнообразные технологии обучения, пространство для коммуникации, творчества и игры дошкольника.

Можно определить шесть основных проблем развития «Цифрового детского сада» (digitalpreschool) в современных условиях.

1. Доступность. В условиях развития цифровизации есть регионы (районы), которые до сих пор не обеспечены вообще сетью Интернет или обеспечены малоскоростным интернетом.

2. Оснащенность. Для развития доступной и гибкой цифровой среды в ДОО необходимо специальное оборудование и современная техника.

3. Готовность педагогического коллектива. Для развития цифровых компетенций у ребенка педагогу надо прежде всего сформировать данные компетенции у себя. Умение работать с техникой, выбирать обучающую информацию,

создавать виртуальные занятия и проводить их — это умения, которыми должен обладать педагог XXI в., это то, что делает педагога современным.

4. Новизна и современность программ. Информация в современном мире быстро обновляется. Важно разрабатывать и внедрять новые цифровые программы, игры, образовательный контент в систему работы дошкольной образовательной организации. Постоянно обновлять содержание виртуальных занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Обучение детей. В настоящий момент дети в большинстве своем интуитивно осваивают работу гаджетов и цифровых устройств, при этом происходит их бесконтрольное включение в цифровое пространство. Современные дети цифрового поколения нуждаются в систематическом и планомерном обучении работе с цифровыми устройствами и взаимодействию в цифровой среде.

6. Общественное мнение. Несмотря на то что число пользователей цифровых устройств растет с каждым днем, цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни, многие считают преждевременным вводить в дошкольные образовательные организации цифровые технологии. При этом дети дошкольного возраста вне детского сада бесконтрольно и бессистемно осваивают цифровое пространство.

Таким образом, цифровая трансформация дошкольной образовательной организации дает новые возможности и открывает педагогам новые пути взаимодействия в образовательной среде. Разнообразные цифровые устройства могут быть как средством обучения детей, так и помощником, организующим процесс коммуникации, объединяющим педагогов, родителей и дошкольников для совместной деятельности.

Список литературы

Байбородова Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации

образования // Педагогика. 2020. № 7. С. 22-30. Бондарчук О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий // Научный альманах. 2019. № 5-3 (55). С. 136-138. Веракса Н. Е. Проблема средств в цифровом обучении // Педагогика. 2020. № 4. С. 1926, 136-138.

Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12-27. Шабас С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf (дата обращения: 21.06.2021).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

Candidate of Sciences in Education,

Associate Professor,

Svetlana Litvinova,

2021. Vol. 62. P. 99-112

DOI: 10.15382/sturIV202162.99-112

of the Institute of Business Administration, Moscow City Pedagogical University, 4 Vtoroi Sel'skohoziaistvennyi proezd, Moscow, 129226, Russian Federation

Director of Zelenograd Branch

litsveta_@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4589-3688

Julia Chelisheva, Candidate of Sciences in Education, Associate Professor, Psychologist Teacher at STEAMS Centre

of Education and Professional Communication

"My Planet",

Moscow City Pedagogical University, 4 Vtoroi Sel'skohoziaistvennyi proezd, Moscow, 129226, Russian Federation

cherishevauv@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-7533-5938

Digital Transformation of Educational Environment of a Preschool Educational Institution

Abstract: The current trend of the educational system in the world is personalisation and digitalisation, which requires a person to constantly develop, follow innovations, and improve their competencies. At the same time, the activity of a specialist in any field, including education, is accompanied by digital technologies that are designed to help solve complex problems, redistribute some of the complex or routine functions in work, and in some cases, replace a person. Modern digital technologies and digital environment are a means that corresponds to a qualitatively new content of child's development and learning, which increases the effectiveness of the educational process organisation in a kindergarten. The purpose of the article is to describe the results of the study of the ideas of preschool teachers about digital transformation of the educational environment. The research methodology is based on a combination of the ecosystem approach employing the Smart City concept in education, the ontological approach, and the principles of system analysis and integration. By the digital transformation of preschool educational environment, we mean the ecosystem changes from the point of view oftechnologies, the content ofactivities, information resources and communicative educational models, as well as the structure of digital literacy of a preschool teacher. The article considers digital transformation in preschool education taking into account the peculiarities of preschool children developing in a new socio-cultural situation of the digital world. Based on the analysis of various scientific approaches to the concepts of research, the paper defines the essential characteristics of digital literacy of preschool teachers. The components of digital literacy of a preschool teacher include: computer

S. Litvinova, J. Chelysheva

literacy, information and communication literacy, literacy in the field of visualisation of educational content and literacy in creation of educational media products. The research presented reflects the results of self-assessment of preschool teachers in the use of digital tools and technologies for designing modern educational environment of a kindergarten. Deficits in the field of digital literacy of preschool teachers in the context of the theory of generations are revealed. The model of a digital kindergarten and the structural components of digital educational environment of a preschool educational organization are presented.

Keywords: digitalisation, digital transformation of preschool education, digital literacy of a teacher, digital kindergarten, Smart City, ecosystem, digital tools.

References

Baiborodova L. V. (2020) "Transformatsiia didakticheskikh printsipov v usloviiakh tsifrovizatsii obrazovaniia" ["Transformation of didactic principles in the conditions of digitalization of education"]. Pedagogika, 2020, vol. 7, pp. 22-30 (in Russian).

Bondarchuk O. A. (2019) "Osobennosti formirovaniia mirovozzreniia doshkol'nika pod vliia-niem informatsionnykh tekhnologii" ["Features of the formation of the worldview of a preschool child under the influence of information technologies"]. Nauchnyi al'manakh, 2019, vol. 5-3 (55), pp. 136-138 (in Russian).

Soldatova G. U. (2019) "Osobennosti ispol'zovaniia tsifrovykh tekhnologii v sem'iakh s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta" ["Features the use of digital technologies in families with children of preschool and younger school age"]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2019, vol. 4, no. 4 (36), pp. 12-27 (in Russian).

Shabas S. G. (2020) "Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sub'ektov distantsionnogo doshkol'nogo obrazovaniia" ["Psycho-pedagogical support of preschool subjects of distance education"]. Mirnauki. Pedagogika ipsikhologiia, 2020, vol. 8, no. 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf (21.06.2021) (in Russian).

Veraksa N. E. (2020) "Problema sredstv v tsifrovom obuchenii" ["The problem of means in digital learning"]. Pedagogika, 2020, vol. 4, pp. 19-26 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.