A.B. Лякишева
РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ ...
ROLE OF NON-FORMAL EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE IDEAS
INFORMAL YOUTH EDUCATION
© 2013
A.V. Liakisheva, Ph.D., assistant professor of social pedagogy and pedagogy of higher education, a doctoral student of the Institute of Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine
Eastern National University named after Lesya Ukrainka, Lutsk (Ukraine)
Annotation-. The paper summarizes the results of theoretical studies are after-school educational establishments of Ukraine as possible agents of informal education of children and youth.
Keywords. school education, after-school establishments, informal education, socially active youth.
УДК 007.51
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© 2013
У.М. Новикова, заведующий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Золотая искорка» городского округа Тольятти (Россия)
Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы модернизации дошкольного образования. Проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения. Выявлена эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений на основе использования компьютерных программ.
Ключевые слова: инновация; информационные технологии; информационная образовательная среда; личност-но-ориентированное взаимодействие; информатизация управления; субъекты образовательного процесса; портфо-лио педагога; информационно-коммуникативная компетентность руководителя; индивидуализация педагогического процесса.
Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ). Чтобы изменить старую систему управления, сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения (анг. innovation), которые качественно повысят уровень развития учреждения.
Такой инновацией, которая серьезно повышает эффективность управленческой деятельности, а значит, способствует развитию учреждения в целом, в настоящее время считают информационные технологии (ИТ). Чаще всего под информационными технологиями понимают технологии активного использования компьютера. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [1].
Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой [2]. А.Д. Хомоненко в своих статьях доказывает, что информационные технологии являются одной из неотъемлемых составляющих эффективного информационного обеспечения управления. Она раскрывает вопросы автоматизации обеспечения управления и совершенствования документированного управления [3]. Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели образовательного учреждения (Ю.Ю. Баранова, Е.Н. Богданов, А.Б. Боровков, К.П. Волокитин, Л.В. Жилина, Н.В. Кисель, Д.Ш. Матрос, Е.А. Тюрина, В.В. Хабин, А.А. Чадин и др.) не рассматривают вопросы совершенствования административно - управленческой деятельности, не содержат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу - пользователю. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность руководителя дошкольного
образовательного учреждения.
Являясь нашим помощником, компьютер выполняет кропотливую обработку и хранение огромных объемов информации, освобождая человека от процесса получения информации в пользу ее анализа и принятия оперативных управленческих решений.
Доказано, что информатизация управления позволяет создать информационно-образовательную среду, которая включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информации детям, педагогам, родителям, руководителям образовательного учреждения и общественности, а также создает условия для личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Очевидно, что сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны:
- паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОУ и др.);
- кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);
- воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей и др.);
- расписание видов детской деятельности (автоматизированное составление вариантов расписания видов деятельности с возможностью выбора оптимального);
- библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);
- медицинский кабинет (ведение медицинских карт детей, медицинское сопровождение);
- бухгалтерия (учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности);
- методическая служба (электронное портфолио воспитателей, как средство хранения информации об успехах и достижениях деятельности педагогов, презентация опыта, электронные отчеты и др.) [4].
Несмотря на такой спектр возможных направлений применения ИТ, дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современно-
УМ. Новикова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС ..
го мира информационных технологий. Как показывает практика управления, анализ периодической печати, руководители дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информационных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы.
Анализ данной ситуации позволил выделить ряд противоречий между:
- возросшей необходимостью использования информационных технологий в процессе управления и неподготовленностью руководителей к данной деятельности;
- новыми требованиями к уровню профессионализма руководителя и отсутствием готовности к созданию информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении;
- необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности руководителя в области практического применения информационных технологий в своей управленческой деятельности и малой эффективностью процесса повышения квалификации, который чаще всего сводится к формированию азов компьютерной грамотности.
В целом информатизация ДОУ понимается практиками однобоко: проблема оснащения компьютерной техникой стоит на первом месте, а вопросам содержательной стороны этих средств не уделяется нужного внимания. Вместе с тем существует важная объективная причина, почему информационные технологии не являются эффективным средством для принятия оперативных управленческих решений - это отсутствие компьютерных программ, адаптированных для деятельности дошкольных образовательных учреждений. Все это сдерживает инновационные процессы, связанные с активизацией информационно-технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Таким образом, главной целью руководителя-новатора становится внедрение и использование информационных технологий как управленческого ресурса в своей деятельности.
Основными задачами должны стать:
- обновление, пополнение информационных ресурсов в управленческом процессе ДОУ;
- проектирование и апробация новых авторских компьютерных программ и автоматизированных систем, адаптированных для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;
- разработка системы самообразования руководителя в вопросах повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности, как целостного образования личности, включающего совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ [5].
Главным условием достижения поставленных задач является личная заинтересованность руководителя в применении современных информационных технологий. Эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений можно рассмотреть на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 2 «Золотая искорка» городского округа Тольятти.
В период с 2009 года по 2012 год был реализован проект «Модель информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования», который предполагал систематизацию и структурирование образовательной среды с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации. Были разработаны программы для ЭВМ в помощь руководителю: «Metod.
Express» (или «Быстрый методист») - компьютерная программа с автоматизированной базой данных, рассчитанная для оперативной работы методической службы, обеспечивающая внутренний документооборот, а также позволяющая максимально быстро обрабатывать информацию о профессиональной деятельности педагогов, о результатах проведенных мониторингов с воспитанниками, об организации внутреннего контроля за деятельностью воспитателей, о результатах развития учреждения в целом; «ЭМК» (электронная медицинская книжка) - компьютерная программа, позволяющая осуществлять оперативный контроль за кратностью и сроками прохождения медицинской комиссии всеми сотрудниками ДОУ.
Результаты внедрения данных информационных технологий можно сформулировать следующим образом. С точки зрения качественной оценки констатируем:
- документы приобрели единую структуру, логическую завершенность, эстетичное оформление, грамотное содержание и прочее (распорядительные документы);
- созданы условия для индивидуализации педагогического процесса с точки зрения создания индивидуальных маршрутов профессионального роста педагогических работников и образовательного учреждения в целом (аналитические, планово-прогностические документы);
- обеспечен качественный контроль за состоянием здоровья работников учреждения в части организации ежегодного медицинского обследования (организационные документы).
Таким образом, качественные изменения коснулись документов разных видов и типов. Это подтверждают следующие операции в компьютерной программе «Metod.Express»: возможность создания электронной системы годового планирования деятельности образовательного учреждения, работы воспитателей и специалистов ДОУ; обеспечение внутрисадовского контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса и деятельностью педагогов; создание системы мониторинга результатов усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ; формирование электронного портфолио педагогических достижений и профессионального мастерства сотрудников; создание циклограммы деятельности руководителя на год; организация курсовой подготовки и аттестации персонала, автоматизированная обработка результатов педагогической деятельности, выстраивание рейтингов воспитателей. Компьютерные программы «Metod.Express» и «ЭМК» обеспечивают: наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, использование одних и тех же данных в различных процессах. Таким образом, достигнут оптимальный уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности руководителем ДОУ, что позволяет эффективно управлять различными потоками информации.
С точки зрения количественной оценки можно отметить:
- произошло увеличение объема документооборота при уменьшении трудозатрат на конкретные виды технических работ с документами;
- отмечен значительный рост оперативности создания документов от нескольких дней до нескольких часов.
Таким образом, в целом в учреждении улучшилось качество информации, необходимой для принятия управленческих решений стратегического и тактического характера за счет таких характеристик информации, как: быстрота обработки, достоверность, объективность, своевременность поступления, отражение динамики изменений в объекте управлений и т.д.
С использованием компьютерных технологий управ-
У.М. Новикова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС ...
ленец может обрабатывать большой объем информации быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени [6-9].
Можно констатировать, что в рамках одного образовательного учреждения информационные технологии стали мощным управленческим ресурсом, позволяющим руководителю дошкольного образовательного учреждения комфортно чувствовать себя в нынешних социально-экономических условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешин Л.И., Максимов Н.В. Информационные технологии [Электронный ресурс]. URL: http://gendocs. ru/v30471/ (дата обращения 21.09.2013).
2. Дзюбенко А.А. Новые информационные технологии в образовании. - М.: Высшая школа, 2000.
3. Основы современных компьютерных технологий / под ред. проф. А.Д. Хомоненко. - СПб: КОРОНА, 2005.
4. Водопьянов Г.М., Уваров А.Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования. - 2007. - №5.
5. Сафонова О.А., Панова И.В. Компьютер как управ-
ленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
6. Коваль Н.Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31.
7. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н. Влияние интенсивности информационных потоков на управленческую деятельность руководителя школы и формирование у них «синдрома электронной почты» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 77-82/
8. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.
9. Коростелев А.А. Результативность разработки и применения программного обеспечения и информационных технологий в аналитической деятельности управления школой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 155-160
INFORMATION TECHNOLOGY AS A RESOURCE MANAGEMENT IN THE ACTIVITIES OF THE HEAD OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2013
Ju.M. Novikova, head
Municipal budget preschool educational institution Kindergarten generally developing form number
two «Golden light» of the city of Togliatti, (Russia)
Annotation: This article describes how to upgrade pre-school education. Analyzed the main areas of information management of the educational institution. The effective use of information technology in management heads of preschool educational institutions through the use of computer programs.
Keywords: innovation, information technology, information educational environment, student-centered interaction, informatization management, subjects of the educational process, the teacher portfolio, information and communication competence of the head; individualization of the educational process.
УДК 371.9
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2013
В.Г. Пустовалова, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры «Психология» Л.И. Окунева, преподаватель кафедры «Психология» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: в статье раскрываются особенности формирования деловых отношений у умственно отсталых подростков в процессе профессионального обучения.
Ключевые слова: деловые отношения, взаимоотношения, умственно отсталые подростки, профессиональное обучение.
В последнее годы особую актуальность приобрели вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц с нарушением интеллекта. Исследования данной проблемы проводились В.В. Коркуновым [1], Е.М. Старобиной [2], А.М.Щербаковой [3]. Однако до настоящего времени проблема профессиональной подготовки детей с нарушением интеллекта остается острой, а систему начального профессионального образования для этой категории лиц нельзя считать сформировавшейся окончательно.
По мнению А.Н. Голик [4], Т.Ю. Проскуриной [5] и других недостатки физического или психического здоровья еще более затрудняют процесс вхождения в социум выпускников специальных школ. С.Л. Мирский [6], П.И. Новиков [7] и другие считают, что такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможности ребенка в приобретении им социального опыта и подготовке к самостоятельной жизни.
По мнению Г.Г. Кулинич [8] деловые отношения -это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы
на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.
Т.А. Ботавина [9] утверждает, что деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. По характеру