Научная статья на тему 'Информационное обеспечение инновационных процессов в дошкольном образовании'

Информационное обеспечение инновационных процессов в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1307
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Р. Ю., Голунова М. И.

В статье поднимается проблема использования информационных технологий в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Авторы представляют форматы применения Интернет-маркетинга для создания устойчивого имиджа учреждения. Экспериментально разработанные на основе технологии E-Publish электронные образовательные ресурсы могут стать эффективным средством инновационного развития ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение инновационных процессов в дошкольном образовании»

ННОВАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

INFORMATION SUPPORT OF INNOVATION PROCESSES IN PRESCHOOL EDUCATION IN NIZHNIY-NOVGOROD REGION

Белоусова Р.Ю.

Зав. кафедрой управления дошкольным образованием,

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», к.п.н., доцент,

Belousova R.Y.

Head of the Preschool

Education Department, The State Educational Institution for Further Vocational Education «Nizhniy Novgorod Institute of Education Development»,

Сandidate of science (Education), associate professor

Голунова М.И.

Зав. кафедрой теории и методики обучения информатике,

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Golunova M.I.

^airman of department of theory and methods of teaching computer science,

Educational Institution for Further Vocational Education «Nizhniy Novgorod Institute of Education Development»

Аннотация. В статье поднимается проблема использования информационных технологий в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Авторы представляют форматы применения Интернет-маркетинга для создания устойчивого имиджа учреждения. Экспериментально разработанные на основе технологии E-Publish электронные образовательные ресурсы могут стать эффективным средством инновационного развития ДОУ.

Annotation. The article raises the problem of using information technologies in the innovation activity of pre-school educational institution. The authors present the possibility of applying Internet- marketing for creating the stable image of institution. Experimentally developed technology based E-Publish E-learning resources can be an effective means of innovative development of preschool.

Ключевые слова. Инновационный процесс, технологическое обеспечение, новые информационные технологии, информационное пространство.

Keywords. Innovation process, technological support, new information technologies, the information space.

Неадекватность классической, традиционной модели организации и функционирования системы дошкольного образования социально-экономическим реалиям общества вызвала необходимость научного поиска путей преобразования дошкольных учреждений в образовательные организации нового типа, ориентированные на запросы родителей и инновационные преобразования. По мнению В.И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, методы, технологии, которые еще не использовались, но еще и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования [7].

В этой связи поясним ведущую идею научного исследования. Инновационные процессы являются движущим фактором развития системы образования. В ходе исследования необходимо было выявить и научно обосновать комплекс элементов системы технологического обеспечения инновационных процессов, несущих в себе «прогрессивное начало», представленный в виде технологии реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве инноваций.

Проблема нашего исследования обусловлена ценностно-целевой направленностью процессов модернизации отечественного образования и заключается в необходимости нахождения нового научного знания о сущности, проектировании и условиях реализации технологического обеспече-

ния инновационных процессов в системе дошкольного образования. Информационное обеспечение является необходимой составляющей этой системы. Рассмотрим общие концептуальные позиции научного исследования.

Целью исследования явилось теоретическое обоснование концепции, организационноуправленческих и образовательных условий проектирования и практической реализации технологического обеспечения инновационных процессов в дошкольном образовании.

Мы выдвинули следующее предположение: теоретическое осмысление изменений в системе дошкольного образования предполагает разработку (выявление) целостной совокупности концептуальных идей и основных характеристик технологического обеспечения инновационных процессов в контексте современной ситуации развития образования. Применительно к проектированию технологического обеспечения инновационных процессов в дошкольном образовании было необходимо:

• выявить основные направления инновационных процессов и проблемы их развития,

• определить сущность и содержание технологического обеспечения инновационных процессов,

• спроектировать необходимые организационно-управленческие и образовательные условия разработки и реализации технологического обеспечения инновационных процессов,

• определить системные показатели эффективности технологического обеспечения инновационных процессов.

Нами были изучены исследования инновационных процессов в образовании по проблемам теоретико-методологического характера, относящимся к инновациям и творческой педагогической деятельности.

Анализ ряда исследований 60-80 гг. (Ф.Н. Гоноболин, С.М. Годник, В.И. Загвязинский, А.Е. Кондратенков, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Л.М. Фридман, А.И. Щербаков) позволил выявить общие и специфические особенности творческой педагогической деятельности; инновационных явлений (А. А. Арламов, М.С. Бургин, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, Г.А. Игнатьева, А. Николс, А.А. Скам-ницкий, В.И. Слободчиков, Н.М. Чегодаев, Н.Р. Юсуфбекова).

Нами были изучены исследования по управлению инновационным процессом (Н. П. Капустин, В.С. Лазарев, А.В. Лоренсов, С.В. Наумов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, О.Г. Хомерики, Т.И. Шамова и др.); внедрению и распространению передового опыта как инновационной практики (А.А. Арламов, Ю.К. Бабанский, А.Н. Бойко, Г.В. Воробьев, А.М. Гельмонт, В.И. Гусев, В.И. Журавлев, П.И. Карташов, В.Ю. Кухарев, З.Е. Михайлова, М.Н. Скаткин, Я.С. Турбовской); технологическому подходу в образовании (В.П. Беспалько, Б. Блум, Е.В. Бондаревская, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов, П.И. Пидкасистый, Т. Сакомото, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, П.И. Третьяков, М. А. Чошанов и др.). Управленческие и образовательные аспекты инновационных процессов в дошкольном образовании, озвученные в трудах К. Ю. Белой, В.Н. Казаковой, Г.П. Новиковой и др., явились базовыми при разработке системы технологического обеспечения инновационных процессов.

На основе систематизации изученных исследований, маркетингового анализа состояния дошкольного образования, мы определяем технологическое обеспечение инновационных процессов в дошкольном образовании как универсальную комплексную систему обеспечения процессов создания, освоения, использования и распространения нового.

«Универсальность» рассматривается нами как возможность проектирования технологического обеспечения инновационных процессов применительно к уровням:

• политической деятельности (проектирование системы дошкольного образования как социокультурной инфраструктуры региона или страны в целом);

• управленческой деятельности руководителя образовательной структуры разных уровней (федерального, регионального, муниципального, уровня учреждения);

• образовательной деятельности конкретного педагога в условиях учреждений разных типов и видов.

«Комплексность» предусматривает технологическое обеспечение инновационного процесса в единстве его целевого, содержательного и процессуального компонентов.

В качестве методологической основы исследования нами были определены несколько подходов. Системный подход к исследованию проблем модернизации образования определил логику развития системы дошкольного образования и, соответственно, технологического обеспечения инновационных процессов в этой сфере. Проектно - преобразующий подход позволил определить специфику проектирования необходимых организационно-управленческих и образовательных условий разработки и реализации технологического обеспечения инновационных процессов. Маркетинговый подход к управлению инновационным процессом был использован при определении образовательных запросов родителей, выявлении инновационных сегментов дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях, выстраивании маркетинговой стратегии развития дошкольного образования. Личностно-деятельностный подход обеспечил специфику повышения квалификации руководителей образовательных учреждений по проблемам управления инновационным процессом и переподготовки педагогов ДОУ для работы в условиях новых форм дошкольного образования.

Система технологического обеспечения инновационных процессов классифицирована следующим образом:

• нормативное и организационно-правовое обеспечение;

• кадровое обеспечение;

• информационное обеспечение;

• научно-методическое обеспечение;

• программно-методическое обеспечение.

В нашей статье мы приводим результаты экспериментальной деятельности по информационному обеспечению образовательной и управленческой деятельности в дошкольных учреждениях Нижегородской области.

Информатизация образования рассматривается сегодня, прежде всего, как «процесс интеллектуализации деятельности обучающегося и обучаемого (на основе реализации возможностей ИКТ), поддерживающий интеграционные процессы познания закономерностей предметных областей и окружающей среды и инициирующий развитие индивида адекватно запросам и вызовам современного информационного общества массовой глобальной коммуникации» [9]. Данные обстоятельства актуализируют новые задачи построения содержания постдипломного образования руководителей и педагогов дошкольных учреждений в условиях информационной среды, которое наиболее полно реализуется в процессе модульных курсов. В соответствии с разработанной Г.А. Игнатьевой концепцией деятельностного содержания профессионального развития педагога в системе постдипломного образования [8] нами была построена модель модульного содержания информационно-технологической подготовки руководителей и педагогов ДОУ.

Специфика разработанной технологии построения модульного содержания информационнотехнологической подготовки руководителей и педагогов ДОУ в системе повышения квалификации состоит в том, что она может рассматриваться как технология управления темпом и содержанием профессионального развития слушателей и формирования их способности строить собственную педагогическую деятельность как инновационную.

В соответствии с этими концептуальными положениями в учебный план модульной образовательной программы информационно-технологической подготовки руководителей и педагогов ДОУ включены обучающие модули со специфическими функциями:

1. Модуль «Информационные технологии в дошкольном образовании» предназначен для формирования у обучающихся системы профессиональных знаний в области информатизации современного образования.

2. Модуль «Проектирование профессиональной деятельности руководителей и педагогов ДОУ» предназначен для формирования у обучающихся системных умений программирования и управления профессиональной деятельностью с использованием информаци-онно-комму никационных технологий.

3. Модуль «Электронные образовательные ресурсы в административной и педагогической деятельности ДОУ» предназначен для освоения обучающимися способов разработки со-

временных форм организации образовательного процесса с использованием электронных и Интернет-ресурсов.

Опытно-экспериментальная работа по информационному обеспечению инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении (одно из направлений научного исследования) проводилась совместно кафедрой управления дошкольным образованием и кафедрой теории и методики обучения информатике ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» с 2006 года.

Приведем результаты опытно-экспериментальной работы на базе МДОУ № 22 «Колокольчик» (г. Бор Нижегородской области) по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса».

Изучив теорию и практику проблемного поля исследования [4], мы пришли к выводу, что в ряде компьютерных обучающих программ для дошкольников слабо и бессистемно представлено информационное обеспечение экологического содержания с целью формирования у детей дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе.

Мы приступили к разрешению основного противоречия, которое заключается в следующем: отсутствие в программно-методическом обеспечении специально разработанной системы компьютерных игр для формирования осознанно-правильного отношения детей дошкольного возраста к природе и востребованность данной системы дошкольными учреждениями, имеющими компьютерно-игровые комплексы.

В ходе экспериментальной работы мы выдвинули предположение о том, что применение программ и реализация методических рекомендаций по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса могут обеспечить формирование осознанно-правильного отношения детей к природе и одновременно их обучение компьютерной грамоте. Кроме того, специально разработанные компьютерные программы могут стать средством диагностики сформированности определенного рода отношения детей к природе (познавательного, эстетического и гуманистического).

Основным источником информации для создания программы экологического воспитания детей в условиях компьютерно-игрового комплекса стал Интернет. Для поддержки работников системы ДОУ были изучены и систематизированы Интернет-ресурсы, организована подборка программ, презентационных материалов и игр экологического содержания.

Компьютерные игры были отобраны в строгом соответствии с возрастными особенностями детей и классифицированы как обучающие, развивающие, игры-эксперименты, диагностические.

В ходе эксперимента педагогами использовались методы, стимулирующие самостоятельность и активность детей:

• проблемные ситуации;

• метод нарочитой ошибки;

• экспериментальные задания;

• творческие задания;

• познавательные вопросы и пр.

Для освоения дошкольниками основных приемов работы на ПК использовался мультимедийный курс «Мир информатики». Его дружелюбный, интуитивно понятный интерфейс, интерактивные анимации, разнообразные тестовые задания, выполненные в игровой форме, доступной детям, позволили им эффективно усвоить основы одной из сложнейших наук - информатики.

Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению материала в соответствии с их индивидуальными типологическими особенностями в ходе эксперимента проводилась диагностика полученных результатов: определялся уровень развития у детей индивидуальных психических и физических способностей, степень утомляемости. В связи с этим каждому ребенку давались задания разных уровней сложности с опорой на зону ближайшего развития.

Итоги диагностики подводились два раза в год. В начале учебного года определялся общий уровень развития детей путем изучения у них:

• умения следовать поставленной цели в условиях возникших затруднений;

• навыков самоконтроля;

• объема произвольного внимания;

• зрительной и слуховой памяти;

• словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

• устойчивости и распределения внимания;

• скорости движений и уровня развития координации кисти;

• координации движений, взаимодействия рук и глаз.

Изменения в развитии ребенка фиксировались согласно следующим параметрам:

• умение подчинять свои действия определенному правилу;

• целенаправленность деятельности;

• устойчивость внимания;

• степень сформированности отношения к объектам природы;

• уровень освоения программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»;

• скорость движений и уровень развития координации кисти.

Педагогическое обследование по итогам воссоздающего эксперимента свидетельствует о том, что занятия по экологическому воспитанию в условиях компьютерно-игрового комплекса дают положительные результаты.

Как показали результаты диагностики по итогам воссоздающего эксперимента, проведение занятий по экологическому воспитанию в условиях компьютерно-игрового комплекса имеет позитивные результаты:

• повысился уровень познавательной активности детей;

• усовершенствованы навыки учебной деятельности;

• значительно быстрее идет усвоение материала (представления о животных, птицах как живом организме, об их приспособленности к среде обитания стали системными);

• улучшилась координация руки и глаз и др.

Таким образом, целенаправленное использование компьютерных игр в экологическом воспитании делает развитие ребенка более эффективным, нежели традиционные групповые занятия.

Промежуточные результаты экспериментальной деятельности были продемонстрированы в мае 2009 года на открытом семинаре для руководителей ДОУ Борского района, где присутствовали представители научно-методического отдела Нижегородского института развития образования, областной организации Всероссийского общества охраны природы, комитета по охране окружающей среды Борского района.

Экспериментальная работа по теме «Управление инновационным процессом в ДОУ на основе маркетингового подхода» проходила на базе МДОУ № 20 (г. Балахна Нижегородской области).

Дошкольное учреждение-открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами система, о которой все чаще и чаще говорят как о сфере услуг, употребляя слова «маркетинг», «конкурентноспособность», «сегмент рынка», «образовательная услуга» и т.д.

Создание позитивного имиджа ДОУ - часть маркетинговой технологии управления ДОУ. Устойчивый имидж-важный современный компонент образовательного продукта ДОУ и дополнительный ресурс управления. Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный, сознательно сформированный образ образовательного учреждения, делающий его узнаваемым, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума.

Для создания внешнего положительного имиджа в учреждении были разработаны визуальные и деятельностные элементы внешней атрибутики, созданы элементы собственного стиля для демонстрации духа общности, корпоративности, единения; для формирования узнаваемого образа на рынке образовательных услуг района.

Вот некоторые из элементов фирменного стандарта учреждения:

1. Логотип, в котором отражено название ДОУ, представленный в различных вариантах: печать учреждения, фирменные бланки, поздравительные открытки, приглашения, дипломы и грамоты, рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), бейджи сотрудников ДОУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Летопись детского сада-книга отзывов для родителей и гостей ДОУ.

3. Журнал ДОУ. Чтобы родители и гости могли полнее ознакомиться с деятельностью учреждения.

4. Р Я -мероприятия: организация дней открытых дверей, совместные акции с социальными партнёрами, презентации, участие в семинарах, конференциях, выставках.

5. Публикации и репортажи о достижениях ДОУ в СМИ.

6. Корпоративный сайт как модель электронной маркетинговой деятельности ДОУ.

Для успешного продвижения своих продуктов на рынке образовательных услуг современный

детский сад с необходимостью проводит планомерную и систематическую маркетинговую деятельность.

Сущностью маркетинга на рынке дошкольных образовательных услуг является в первую очередь максимальный учет и удовлетворение потребностей родителей (основных заказчиков) в получении качественного дошкольного образования.

Интернет-маркетинг-это средство, при помощи которого образовательное учреждение может активно продвигать свои продукты на рынке образовательных услуг [10]. Услуги - не материальны и неосязаемы. Чтобы убедить родителя приобрести их, важно представить параметры услуги по возможности более наглядно. Этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

Интернет-маркетинг с его возможностью, так называемой обратной связью, позволяет руководителю выбрать верный путь развития учреждения с учетом выявленного спроса и проблем, позволит использовать свой опыт во избежание возможных ошибок в будущем. А верно выбранная стратегия лежит в основе гармоничного развития рынка образовательных услуг как отдельно взятого района и региона в целом [10].

При создании сайта перед его разработчиками возникает ряд вопросов: роль сайта в административной и воспитательной деятельности ДОУ, организация технического и методического сопровождения сайта, категории посетителей сайта, его востребованность и пр. Ответы на вопросы были найдены... в Интернете. На одном из наиболее популярных социальных сервисов «ВКонтакте» (http://vrontakte.ru/) размещен Клуб осознанных родителей. В этом клубе около 65 тысяч участников. Созданный энтузиастами, сегодня этот клуб поражает масштабом ведущихся дискуссий на самые животрепещущие темы воспитания и развития ребенка, в том числе целесообразности представительства ДОУ в глобальной сети Интернет. На сайте Дети74 (http://deti74.ru/) родители активно обсуждают проблемы детских садов, руководители которых даже не знают, что на этом сайте размещен неофициальный рейтинг ДОУ.

Мы изучили достаточно большое количество сайтов ДОУ. В основном это сайты-визитки, на которых опубликована информация регламентирующего характера: адрес, режим работы, программно-методическое обеспечение, фотографии с праздников, снимки грамот. На кого ориентирована данная информация? В первую очередь, конечно, на управленцев сферы образования. И это очень важно, но достаточно ли? На сайте должна быть размещена информация по деятельности ДОУ, которая может привлечь спонсоров, благотворителей и самое главное-родителей и детей. Время сайтов-визиток прошло. Главенствующее место на сайте должно быть отдано ребенку. Нужны места для активного, реального, «он-лайн» общения: профессионального с коллегами, актуального и полезного для родителей, доступного и понятного для детей. Создание сайта просто для того, чтобы он был в наличии, не имеет никакого смысла. И ещё один важный вывод, к которому мы пришли: не оформление, а содержание сайта - вот его главная красота и достоинство! Ресурс должен быть посещаем, а для этого необходима информация полезная и интересная для любой категории посетителей. Одновременно на сайте могут быть представлены достижения МДОУ.

Реализация проекта корпоративного сайта на основе технологии «Е-РиЬНвк» позволила открыть новые возможности развития учреждения во внешнем и во внутреннем взаимодействии с единомышленниками, помогла создать сплоченный коллектив педагогов и родителей, объединить их в единую образовательную команду.

Приведем краткую аннотацию созданного сайта ДОУ.

Главная страница сайта содержит фотографию учреждения и стихотворение педагогов о ДОУ. Нам представляется не совсем уместным помещать на главной странице историческую справку об учреждении, поскольку она «утяжеляет» восприятие информации. Главная страница сайта - это своеобразная мини-реклама дошкольного образовательного учреждения.

На странице «Документы» можно познакомиться с уставом учреждения, лицензией, свидетельством об аккредитации, публичным отчётом заведующей МДОУ, образовательной программой и программой развития учреждения. Страница «Образовательные программы» содержит не просто перечисление, а включает краткую характеристику основной общеобразовательной программы и дополнительных программ воспитания и обучения детей в детском саду. Страница сайта «О нас » знакомит посетителей сайта с особенностями условий предоставления образовательных услуг-предметно-развивающей средой МДОУ. Страничка «Наши достижения» наглядно демонстрирует социальную активность учреждения в целом, а также педагогов и специалистов в отдельности.

Раздел сайта «Наши сотрудники» позволяет ближе познакомиться с коллективом ДОУ: администрацией, специалистами, обслуживающим персоналом. Каждый воспитатель детского сада имеет свою персональную страничку, на которой есть и биографические данные и отражены заслуги педагога, дана краткая характеристика его деятельности в детском саду. На сайте можно быстро найти почтовый и электронный адрес ДОУ, телефоны учреждения и управления образования.

Часто посещаемыми страничками сайта являются «Видеоматериалы» и «Фотогалерея». Данный раздел сгруппирован по годам (это позволит воспитанникам увидеть себя в группах детского сада спустя много лет), по возрастным группам, по тематике фотографий и пр.

В корпоративном сайте мы попытались создать и внедрить:

• модель единого открытого информационно-образовательного пространства как пути повышения компетентности родителей;

• дистанционные формы общения специалистов ДОУ, педагогов, родителей и детей.

Страница «Вопросы оплаты» позволяет родителям оперативно знакомиться с состоянием

собственного лицевого счёта: узнавать о суммах оплаты за услуги детского сада, за предоставление дополнительных образовательных услуг. Родители могут самостоятельно распечатать необходимые квитанции об оплате, написать заявление о предоставлении льгот об оплате и выплате компенсации, ознакомиться с перечнем документов, которые необходимо представить для получения тех или иных выплат.

Страница «Спрашивайте - отвечаем» - новая дистанционная форма общения. Это реальная возможность для родителей анонимно получить ответы специалистов на некоторые «щепетильные» вопросы воспитания детей.

Открыв страницу «Родителям», посетители нашего сайта смогут прочесть общую для всех родителей памятку о правилах посещения ДОУ, написать заявление о приёме в наш детский сад, познакомиться с перечнем платных образовательных услуг и написать заявление на их предоставление.

Страница «Ин тернет -ресурсы» знакомит родителей с различными информационными материалами. Так, открыв страницу «Песни и стихи для детей», можно выучить с ребёнком понравившееся стихотворение к утреннику, спеть вместе с ребёнком знакомую песенку или порадовать своего малыша колыбельной перед сном.

В разделе сайта «Питание и медицинское обслуживание» родители видят план профилактических прививок на год, знакомятся с блюдами детской пищи и пр.

Дистанционные «Консультации для родителей» дают специалисты ДОУ: педагог-психолог и учитель-логопед. Тематика консультаций меняется с учетом поступающих на сайт вопросов.

Раздел «Опыт семейного воспитания» является своеобразным способом обобщения и распространения опыта воспитания воспитанников нашего детского сада в семье.

«Голос ангела» - это страница духовно-нравственного воспитания, возрождения традиций отечественной культуры. Сейчас на ней помещены беседы о семье Влады Владимировны Воскресенской. Они помогают родителям ответить на многие вопросы: Что такое доброта и человеколюбие, благодарность, смирение и гордость? Как это объяснить ребёнку?

Электронные варианты журналов и газет, выпускаемых в ДОУ, находятся на странице «Журналистика в детском саду».

На сайте предусмотрена и страничка для детей «Детский досуг». Тестовые задания не только развлекают детей, но и помогают родителям оценить уровень освоения детьми реализуемых ДОУ программ.

«Форум» - это реальная площадка для общения родителей, педагогов, специалистов и администрации ДОУ. Форум зарегистрирован недавно, поэтому пока мы не можем похвастаться большим кругом участников, но надеемся, что поставленные для обсуждения темы не останутся незамеченными широкой педагогической общественностью. Родителям предлагается обсудить вопросы предоставления платных образовательных услуг, организации питания в ДОУ.

На страничке «Добро пожаловаться» родителям предоставляется возможность высказаться и быть услышанными. Интернет-общение инкогнито, снимает необходимость краснеть и переживать, что твой секрет станет известен всем. Тут все иначе, здесь все на равных. Сегодня успокоили вас, завтра вы окажете незаменимую помощь другому, просто обратив внимание на его вопрос, послав краткую ободряющую реплику. Для руководителя ДОУ форум - это уникальная возможность предотвратить назревающий конфликт, увидеть проблемы ДОУ глазами родителей.

Необходимо отметить, что информация, содержащая любые персональные данные, публикуется на сайте только по согласованию с участниками образовательного процесса ДОУ.

Программа «Конструктор школьных сайтов», разработанная по технологии компании «Е-РиЬ-НбЬ), явилась необходимой для создания целой серии полезных электронных образовательных ресурсов: консультаций, семинаров-практикумов, коррекционных познавательных занятий с детьми, диагностических методик и др. Многие образовательные ресурсы доступны также родителям и детям.

Педагоги дошкольного учреждения раскрыли свой творческий потенциал при создании электронного портфолио, в котором представлена система конспектов, фотоальбомы различных форм взаимодействия педагога с детьми и родителями (праздники-сюрпризы, ритуал «Наши гости», родительские собрания, выставки, дни открытых дверей и пр.). Электронное педагогическое портфолио включает в себя и материалы по повышению квалификации педагогов (программа по самообразованию, график повышения квалификации, фото- и видеоматериалы). Обобщая передовой педагогический опыт в электронном формате, педагоги открывают свое профессиональное богатство другим, следуя при этом известной народной пословице «Что отдано-то твоё, что спрятано-потеряно навеки».

Можно высказать общее мнение педагогов, создающих электронные образовательные ресурсы при помощи Конструктора школьных сайтов по технологии компании «Е-РиЬ^Ъ»: программа достаточно проста для уверенного пользователя компьютером, нет необходимости в специальных, глубоких знаниях информатики, программа рассчитана на среднестатистического педагога. Программа «Конструктор школьных сайтов» позволяет иллюстрировать работу лучших педагогов ДОУ, знакомить широкую педагогическую общественность с творческими находками, эффективными методами и приёмами работы с детьми. Создание собственных электронных продуктов структурирует и систематизирует профессиональную деятельность педагогов, способствует их саморазвитию.

Электронная версия авторского методического пособия «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет» [4], выполненная по технологии «Е-РиЬНвк», успешно прошла апробацию на занятиях с детьми в детских садах, в процессе курсовой переподготовки педагогов по образовательной программе «Дошкольное образование (гувернер)» в ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

Промежуточные результаты экспериментальной деятельности были продемонстрированы в апреле 2010 года на областном семинаре для руководителей ДОУ Нижегородской области с представительством компании «Е-РиЬНвк».

Таким образом, экспериментально полученные результаты подтверждают эффективность представленного авторами статьи информационного обеспечения инновационных процессов в дошкольном образовании Нижегородской области.

Литература

1. Бармин Н.Ю. Информатизация Нижегородских школ: состояние и перспективы.// Нижегородское образование. 2009. № 2. Н. Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.

2. Белоусова Р.Ю. Управление инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие / Р.Ю. Белоусова.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

3. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2009.

4. Белоусова Р.Ю, Голунова М.И. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса// Нижегородское образование. 2009. № 2. Н. Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.

5. Голунова М.И. Пути формирования ИКТ-компетентности педагога в процессе постдипломного образования// Сборник материалов ХХ международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 26 -27 июня 2009 г. Троицк Московской обл.

6. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Научная концепция / В.И. Слободчиков [и др.]; Институт развития дошкольного образования РАО.-М., 2005.

7. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука, Тюмень, 1993.

8. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. Монография-Н. Новгород, 2005. - 258 с.

9. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. 2008.- № 5.

10. Морозова Г.А. Маркетинговые технологии в регионе. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004.

11. Наумов С. В. Управление инновационными процессами в региональной системе образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.