Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерная социализация / полоролевая социализация / технология параллельного обучения / педагогические условия / gender socialization / sex-role socialization / technology of parallel teaching and upbringing / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.В. Смирнов

Вопросы гендерного образования и просвещения приобретают все большую актуальность в контексте реализации идей гендерного равенства в современном обществе. В данной статье представлен анализ технологии параллельного обучения и воспитания школьников как одной из возможных моделей осуществления гендерного подхода в образовании. Автором рассматриваются концептуальные аспекты технологии, выделяются педагогические условия ее применения, методики, дидактические и технические средства реализации. Анализируются образовательные возможности дифференциации процесса обучения на основе фактора пола, при безусловном соблюдении идей гендерного равенства. Выделены педагогические принципы технологии параллельного обучения и воспитания школьников, представляющие интерес с позиции реализации гендерного подхода в образовании. Представленный материал может послужить основой для внедрения данной технологии учителями в общеобразовательных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.В. Смирнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY OF PARALLEL LEARNING AND UPBRINGING IN A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

The issues of gender education and enlightenment are becoming increasingly relevant in the context of implementation of ideas of gender equality in modern society. The article presents an analysis of the technology of parallel teaching and upbringing of schoolchildren as one of the possible models for the implementation of a gender approach in education. The author examines the conceptual aspects of technology. The pedagogical conditions of its application, methods, didactic and technical means of implementation are highlighted. The educational and upbringing possibilities of differentiating the learning process on the basis of the gender factor are analyzed with unconditional adherence to the ideas of gender equality. The pedagogical principles of the technology of parallel teaching and upbringing of schoolchildren are highlighted which are of interest from the standpoint of the implementation of the gender approach in education. The presented material can serve as a basis for the introduction of this technology by teachers in general education schools.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

как учеников между собой в процессе совместных выступлений в класс-концертах и творческих мастерских, так и преподавателей в рамках методических семинаров, открытых уроков и педагогических показов.

Принцип ранней профилизации в сочетании с индивидуальным подходом предполагает выбор форм, средств и методов музыкального обучения с учетом не только индивидуальных особенностей учащихся (музыкальных способностей, характера, темперамента и т.д.), но и особенностей специализации (инструментальное исполнительство, вокальное искусство, музыковедение и т.д.). Так, при составлении программ по музыкально-теоретическим дисциплинам максимально учитывается специфика каждой исполнительской специальности (фортепиано, струнные, духовые, народные инструменты и пр.), что выражается в конкретизации целей и задач обучения на разных факультетах вуза, отделениях школы и колледжа, в применении разнообразных видов заданий и практических работ, в дифференциации экзаменационных требований по специальностям, а также в использовании нужного ракурса подачи учебного материала.

В программах общепрофессиональных дисциплин, например, «Фортепиано», дифференциация по специальностям выражена еще рельефнее: практически для всех исполнительских факультетов и отделений (в рамках одной образовательной программы «Инструментальное исполнительство») разрабатываются самостоятельные рабочие учебные программы - для исполнителей на струнных, духовых, народных инструментах; для будущих дирижеров хора, вокалистов, музыковедов и пр. Преподавание строится на основе индивидуализации образовательных задач с учетом исполнительского профиля подготовки, что отражается в отборе содержания обучения, последовательности его освоения, формировании учебного репертуара и т.д.

Библиографический список

Учебные планы предоставляют обучающимся возможность изучения предметов по выбору, получения дополнительных квалификаций в зависимости от индивидуальных потребностей, профессиональных интересов и социальных запросов. Среди условий, обеспечивающих достаточный уровень профессиональной подготовки обучающихся, существенными являются сбалансированность теоретического и практического ее компонентов по всему циклу специальных, психолого-педагогических и методических дисциплин и опора на интенсивные методы обучения (педагогическое моделирование, решение аналитических, конструктивных, коммуникативных, методических задач).

Таким образом, мы видим, что принцип ранней профилизации и индивидуализации обучения является имманентно присущим системе музыкального образования и обеспечивает решение большей части профессиональных задач в воспитании квалифицированного специалиста-музыканта. Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что многие современные подходы, обозначенные в начале статьи и связанные с обновлением содержания общего образования, внедрением идей ранней профориентации и навигации, изначально лежали в основе российской системы непрерывного музыкального образования и были успешно реализованы при формировании модели интегрированных многоуровневых вузов, которые сегодня составляют большую часть учебных заведений сферы искусства и культуры.

Из этого следует, что при проектировании содержания образования в рамках реализации национальных проектов, федеральных и региональных программ, касающихся выявления и педагогической поддержки одаренных детей, необходимо ориентироваться, прежде всего, на опыт, накопленный в сфере художественного образования, и учитывать достижения многоуровневой системы музыкального образования «школа - училище - вуз».

1. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» (Челябинская область). Available at: http://minobr74.eps74.ru/LegalActs/Show/8463

2. Сизова Е.Р Средовой подход в профессиональной подготовке музыкантов. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 3 (40): 164 - 166.

3. Сизова Е.Р О создании системы выявления и педагогического сопровождения одаренных детей в Челябинской области. Образование в сфере искусства. 2017; № 2 (10): 97 - 103.

4. Сизова Е.Р Тенденции структурной интеграции в системе классического музыкального образования начала XXI века. European Social Science Journal. 2014; Т. 1, № 4: 143 - 148.

5. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Москва: Музыка, 1975.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва; Ленинград: АПН РСФСР 1947.

References

1. Pasportregional'nogoproekta "Uspeh kazhdogo rebenka" (Chelyabinskaya oblast). Available at: http://minobr74.eps74.ru/LegalActs/Show/8463

2. Sizova E.R. Sredovoj podhod v professional'noj podgotovke muzykantov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 3 (40): 164 - 166.

3. Sizova E.R. O sozdanii sistemy vyyavleniya i pedagogicheskogo soprovozhdeniya odarennyh detej v Chelyabinskoj oblasti. Obrazovanie vsfereiskusstva. 2017; № 2 (10): 97 - 103.

4. Sizova E.R. Tendencii strukturnoj integracii v sisteme klassicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya nachala XXI veka. European Social Science Journal. 2014; T. 1, № 4: 143 - 148.

5. Fejgin M.'E. Individual'nosf uchenika iiskusstvo pedagoga. Moskva: Muzyka, 1975.

6. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Moskva; Leningrad: APN RSFSR, 1947.

Статья поступила в редакцию 03.09.20

УДК 37.043.1

Smirnov K.V., postgraduate, Moscow Ciy Pedagogical University; teacher, School No. 760 n.a. A.P. Maresyev (Moscow, Russia), E-mail: kirrri@inbox.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY OF PARALLEL LEARNING AND UPBRINGING IN A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL. The issues of gender education and enlightenment are becoming increasingly relevant in the context of implementation of ideas of gender equality in modern society. The article presents an analysis of the technology of parallel teaching and upbringing of schoolchildren as one of the possible models for the implementation of a gender approach in education. The author examines the conceptual aspects of technology. The pedagogical conditions of its application, methods, didactic and technical means of implementation are highlighted. The educational and upbringing possibilities of differentiating the learning process on the basis of the gender factor are analyzed with unconditional adherence to the ideas of gender equality. The pedagogical principles of the technology of parallel teaching and upbringing of schoolchildren are highlighted which are of interest from the standpoint of the implementation of the gender approach in education. The presented material can serve as a basis for the introduction of this technology by teachers in general education schools.

Key words: gender socialization, sex-role socialization, technology of parallel teaching and upbringing, pedagogical conditions.

К.В. Смирное, аспирант, Московский городской педагогический университет, учитель ГБОУ «Школа № 760 имени А.П. Маресьева», г. Москва,

E-mail: kirrri@inbox.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вопросы гендерного образования и просвещения приобретают все большую актуальность в контексте реализации идей гендерного равенства в современном обществе. В данной статье представлен анализ технологии параллельного обучения и воспитания школьников как одной из возможных моделей осуществления гендерного подхода в образовании. Автором рассматриваются концептуальные аспекты технологии, выделяются педагогические условия ее применения, методики, дидактические и технические средства реализации. Анализируются образовательные возможности дифференциации процесса обучения на основе фактора пола, при безусловном соблюдении идей гендерного равенства. Выделены педагогические принципы технологии параллельного обучения и воспитания школьников, представляющие интерес с позиции реализации гендерного подхода в образовании. Представленный материал может послужить основой для внедрения данной технологии учителями в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: гендерная социализация, полоролевая социализация, технология параллельного обучения, педагогические условия.

Гендерные исследования, затрагивающие различные области научного знания: философию, историю, социологию, психологию, педагогику, находят отражение в отечественной педагогической практике. Возросший интерес к тендерным аспектам образования связан с рядом причин. На наш взгляд, главной из них является актуализация потребности общества в идеях гендерного равенства и последующее за этим переосмысление гендерных ролей и стереотипов.

Реализация идей гендерного направления в образовании представляет интерес с позиций традиционной (полоролевой) и эгалитарной (гендерной) стратегии социализации полов. Оба подхода рассматривают процессы воспитания и социализации как ведущие факторы формирования личности человека, однако расходятся в понимании места биологических и социальных аспектов пола в дальнейших стратегиях самореализации и поведения мужчин и женщин в семье и обществе. При этом становится очевидным возрастающая роль образовательных учреждений в конструировании системы гендерных отношений.

Вариативность современного российского образования открывает школе и учителю широкие возможности по выбору и реализации технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания. Выбор, обоснование, проверка результатов реализации учебно-воспитательного процесса требуют конкретизации значимых факторов его осуществления, то есть выявления педагогических условий его применения, целью которых в итоге является раскрытие личностных ресурсов и образовательных потребностей учащихся.

Анализ педагогических исследований, посвященных проблеме сущностных характеристик понятия «педагогические условия» показывает, что наиболее часто исследователями выделяются организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия. В целом под педагогическими условиями понимается комплекс образовательных и материально-технических компонентов педагогической системы, обеспечивающих ее развитие и эффективное функционирование.

Педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-технической среды, эффективность и конечный результат применяемых образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания. Понятие «педагогическая технология» рассматривается в работах многих отечественных ученых: В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Б.Т. Лихачева, ГК. Селевко, С.А. Сластенина и др. В.П. Беспалько характеризует педагогическую технологию как «систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса» [1, с. 5], отмечая при этом, что «это не застывшая голая схема, в которую втискивается живой педагогический процесс, а итог глубоко продуманной, творческой и созидательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов обучения и воспитания» [1, с. 177]. М.В. Кларин определяет понятие педагогическая технология как «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [2, с. 17]. ГК. Селевко выделяет следующие аспекты педагогических технологий: научный, процессуально-описательный и процессуально-действенный. К критериям технологичности относит: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [3, с. 16, 18]. Таким образом, процесс внедрения педагогических технологий подразумевает анализ их теоретических и концептуальных положений, описание алгоритма реализации, прогнозирование результатов применения с целью осуществления эффективного образовательного процесса.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в процессе обучения послужила началом разработки в 70-х годах XX века технологии здоровьесбе-регающего параллельного обучения и воспитания школьников. Проведя ряд исследований и проанализировав медицинские показатели здоровья школьников, В.Ф. Базарный с соратниками получил следующие результаты: признаки психических расстройств в процессе обучения наблюдаются у 70 - 83% школьников, патология позвоночника у 90 - 100%, сосудисто-мозговые расстройства и деградация детородной сферы у 2/3 юношей и девушек [4]. Причиной тому, по мнению исследователей, послужила организация образовательного процесса в школе. Они констатировали, что обездвиженный, сидячий учебный процесс, моторная закрепощенность, огромная психоэмоциональная нагрузка приводят к перегрузкам учащихся и, как следствие, к «эмоциональному выгоранию» и подрыву здоровья школьников. Исходя из этого, главной целью дальнейшей работы ученых стал поиск решений проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Исследовательской группой была разработана и апробирована программа «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». В 1989 году данная программа была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций. В ее основе лежит «перевод эргономики учебного процесса в образовательных учреждениях, а также целого ряда профессий, сопровождающихся обездвиженностью на фоне зрительного и нервно-психического напряжения, на природосообразную основу, обеспечивающую возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности с учетом требований организма человека» [5].

В чем заключаются основные педагогические условия реализации технологии параллельного здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, разработанной под руководством В.Ф Базарного? Важнейшим психолого-педагогическим условием реализации технологии является дифференциация процесса

обучения на основе фактора пола с целью создания условий для всестороннего гармоничного развития личности каждого учащегося в наиболее комфортных и благоприятных условиях. В школу приходят не просто школьники, а конкретные мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины, со своими физиологическими и психологическими особенностями. Учет фактора пола при организации учебно-воспитательного процесса в школе обусловлен в первую очередь опережающим психофизиологическим развитием девочек относительно мальчиков, а также различиями в эмоционально-волевых, духовно-нравственных, познавательных сферах учащихся.

Ряд ученых (В.Ф. Базарный, В.А. Геодакян, В.Д. Еремеева, Н.Н. Куинджи, Т.П. Хризман) выделяют разные интересы, эмоциональные и социальные доминанты, духовно-нравственные ценности, присущие школьникам разных полов. Различна и динамика формирования познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер учащихся разных полов. Меньшая школьная зрелость мальчиков, по сравнению с девочками, особенно негативно влияет на формирование личности будущих мужчин. Более подготовленная к обучению в школе девочка (опережающая по своему психофизиологическому развитию ровесников мальчиков на 1,5 - 2 года) занимает в традиционном смешанном по календарному возрасту классе лидирующую позицию, часто подкрепленную более высокой успеваемостью (в силу уже названных причин), следовательно, становится одобряемым учителями примером для мальчиков-одноклассников. Оказавшись в эмоциональной и психологической зависимости от более «взрослой» одноклассницы, мальчики начинают подражать и примерять на себя не свойственные их природе модели и стратегии личностного развития. Изменение (искажение) под влиянием девочек маскулинных качеств личности мальчиков вызывает их повышенную возбудимость, эмоциональную дисгармонию, увеличивает и без того высокую нагрузку на нервную систему и, как следствие, приводит к снижению успеваемости и мотивации к обучению.

Технология параллельного обучения и воспитания школьников реализует такую форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой учебные занятия для мальчиков и девочек проводятся в раздельных классах. Учащиеся находятся среди сверстников, равных в своем психофизиологическом возрасте. При этом школьники полноценно общаются на переменах, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, группах продленного дня, при подготовке совместных школьных мероприятий. Содержание образовательных программ остается одинаковым и в классах мальчиков, и в классах девочек, меняются методы, приемы, способы преподнесения учебного материала, опирающиеся на особенности протекания познавательных процессов, темпах и стратегиях обработки информации, уровнях адаптивных возможностей организма и психики, особенностях эмоционально-волевой и духовно-нравственной сфер, особенностях восприятия окружающего мира мальчиками и девочками. Организованный таким образом учебно-воспитательный процесс подчеркивает равноправие, партнерство во взаимоотношениях между полами. Равные права и возможности подразумевают не отрицание различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, а подчеркивают их взаимодополняемость, индивидуальность и неповторимость каждой личности.

Вторым организационно-педагогическим условием реализации технологии является применение на уроках режима динамических поз с использованием парт-конторок. Школьные классы оснащаются конторками с наклонной поверхностью, подобранными под рост каждого учащегося, и обычными партами, предназначенными для занятий сидя. В течение урока, каждые 10 - 15 минут школьники поочередно сначала работают, стоя за конторкой, затем - сидя за обычной партой. Для чего это нужно? Как уже отмечалось выше, телесная закрепощен-ность, обездвиженность школьника, проводящего большую часть времени сидя за школьной партой, негативно влияют на физическое здоровье и эмоционально-волевую сферу школьников, которая и так находится в состоянии повышенной психоэмоциональной нагрузки. Режим смены динамических поз обеспечивает оптимальное функционирование сердечно-сосудистой системы организма, профилактику близорукости, нормализацию процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы. При работе стоя укрепляется позвоночник, осанка, формируется телесная вертикаль. Равномерное распределение нагрузки на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток и, как следствие этого, снятие телесного напряжения облегчает работу внутренних органов, способствует оптимальному (для сохранения здоровья органов зрения и осанки) расположению головы учащегося над рабочей поверхностью парты. Задача учителя - предоставить школьникам свободу выбора, возможность работать и сидя, и стоя, которая, в конечном итоге, приводит к комфортному психоэмоциональному состоянию учащихся, активизации их познавательных способностей. Общие положения, способы организации и требования к реализации режима динамических поз подробно изложены в методических рекомендациях «Об особенностях адаптации детей к режиму динамических поз в условиях школы» [6].

Третье организационно-педагогическое условие реализации технологии В.Ф. Базарного направлено на профилактику и снятие зрительного утомления на уроках. Проведенные автором исследования показали, что в основе утомления учащихся лежит «нарушение телесно-моторного ритма, который призван интегрировать высокочастотные моторные ритмы глаза (а точнее зрительного сканера) и руки. При этом синтетическая роль телесно-осевого ритма выявляется только в режиме телесной вертикали» [7]. Чем больше учащиеся работа-

ют в режиме ближнего зрения, тем больше нарастает моторный хаос зрительного сканера. Это приводит к напряжению мышечно-моторной системы тела и к общей перегрузке и утомляемости организма. Чем больше школьник склоняет голову к объекту зрительного внимания, тем больше нарастает судорожность в работе зрительного сканера. Это состояние можно снимать с помощью «прослеживания за волнообразными линиями, удаленными от глаз» [7]. Для решения обозначенной проблемы была разработана и апробирована методика зрительно-вестибулярных тренажей на основе интегральной «схемы универсальных символов - СУС», а также автоматизированной системы «зрительно-вестибулярных тренажей - ЗЕВС». Разработанный комплекс упражнений на тренажерах способствует развитию общей и зрительной координации, реакции, снятию зрительного напряжения. Через органы зрения человек получает девяносто процентов всей информации об окружающем мире, значение сохранения зрения школьников невозможно преувеличить.

Технология параллельного здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников включает в себя ряд методик, дидактических и технических средств, способов организации образовательного пространства, направленных на сохранение здоровья учащихся, создание условий для их гармоничного, природосо-образного развития. Перечислим основные:

- методика обучения младших школьников импульсно-нажимному письму перьевой ручкой;

- наборы технических средств для обучения художественно-образному чтению детей в режиме свободного перемещения в пространстве;

Библиографический список

- сообразное сенсорным ритмам обустройство учебно-познавательной среды;

- технические устройства, предупреждающие утомление учащихся в процессе чтения и письма;

- технические устройства коррекции возникших в процессе обучения отклонений в развитии зрения и позвоночника;

- широкоформатное экологическое панно для обучения учащихся в режиме дальнего зрения и зрительно-образного моделирования и другие.

Анализ технологии параллельного обучения и воспитания школьников позволяет выделить три группы педагогических принципов, составляющих ее основу. К первой группе относятся общепедагогические принципы, включающие в себя принцип целостности, природосообразности, гуманности, демократизации учебно-воспитательного процесса. Вторую группу составляют принципы дифференцированного обучения. К ним относятся принципы ценностно-смысловой направленности, педагогической поддержки, индивидуализации учебного процесса. Третья группа включает в себя принципы гендерного подхода в образовании: принцип эгалитаризма, принцип формирования гендерной идентичности. Именно совокупность этих трех групп принципов определяет цель реализации технологии параллельного обучения и воспитания школьников, а именно учет основных психофизиологических, эмоционально-волевых, духовно-нравственных, познавательных особенностей мальчиков и девочек для создания комфортной, здоровьесберегающей учебной среды, позволяющей удовлетворить личностные и образовательные потребности учащихся общеобразовательной школы.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.

2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. Москва: Знание, 1989.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 1998.

4. Базарный В.Ф. Технологии здоровой жизни. Bazarny.ru: Официальный сайт. Available at: http://www.bazarny.ru/files/Zdrav-Tech.pdf

5. Базарный В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Hrono.info: библиотека Хронос. Available at: http://www.hrono.info/libris/lib_b/massov.html

6. Базарный В.Ф. Методические особенности адаптации детей к режиму динамических поз в условиях школы. Bazarny.ru: Базарный В.Ф. Официальный сайт. Available at: http://www. bazarny. ru/contents-110-110-71.html

7. Базарный В.Ф. Энергоактивирующий зрительно-вестибулярный тренаж профессора В. Ф. Базарного с помощью интегральной «Схемы Универсальных Символов» (СУС). Bazarny.ru: Базарный В.Ф. Официальный сайт. Available at: http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-SUS-A3.pdf

8. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. Москва: Редакция журнала «Пульс», 2009.

9. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия». Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2001; Выпуск 2: 101 - 104.

10. Раздельное обучение мальчиков и девочек: наука, методики, результаты. Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.А. Коробейникова. Москва: М-МЕГА, 2010.

References

1. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

2. Klarin M.V. Pedagogicheskaya tehnologiya v uchebnom processe. Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva: Znanie, 1989.

3. Selevko G.K. Sovremennyeobrazovatel'nye tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1998.

4. Bazarnyi V.F. Tehnologii zdorovoj zhizni. Bazarny.ru: Oficial'nyj sajt. Available at: http://www.bazarny.ru/files/Zdrav-Tech.pdf

5. Bazarnyj V.F. Massovaya pervichnaya profilaktika shkol'nyh form patologii, ili razvivayuschie zdorov'e principy konstruirovaniya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti v detskih sadah i shkolah. Hrono.info <http://www.hrono.info>: biblioteka Hronos. Available at: http://www.hrono.info/libris/lib_b/massov.html

6. Bazarnyj V.F. Metodicheskie osobennosti adaptacii detej k rezhimu dinamicheskih poz v usloviyah shkoly. Bazarny.ru: Bazarnyj V.F. Oficial'nyj sajt. Available at: http://www. bazarny. ru/contents-110-110-71.html

7. Bazarnyj V.F. 'Energoaktiviruyuschij zritel'no-vestibulyarnyj trenazh professora V. F. Bazarnogo s pomosch'yu integral'noi «Shemy Universal'nyh Simvolov» (SUS). Bazarny.ru: Bazarnyj V.F. Oficial'nyj sajt. Available at: http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-SUS-A3.pdf

8. Bazarnyj V.F. Ditya chelovecheskoe. Psihofiziologiya razvitiya iregressa. Moskva: Redakciya zhurnala «Pul's», 2009.

9. Kupriyanov B.V. Sovremennye podhody k opredeleniyu suschnosti kategorii «pedagogicheskie usloviya». Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 2001; Vypusk 2: 101 - 104.

10. Razdel'noe obuchenie mal'chikov i devochek: nauka, metodiki, rezul'taty. Opyt i perspektivy polo-lichnostnogo (gendernogo) obrazovaniya v Rossii: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.A. Korobejnikova. Moskva: M-MEGA, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.09.20

УДК 373.2

Vlasova V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssky State Humanitarian-Technical Institute (Russia), E-mail: vlasova_100@mail.ru

Supko ЕМ., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssky State Humanitarian-Technical Institute (Russia), E-mail: elena_sypko@mail.ru

Hilyuvchits Yu.A., senior teacher, Nevinnomyssky State Humanitarian-Technical Institute (Russia), E-mail: sima26rus@mail.ru

PECULIARITIES OF INTERACTION OF FAMILY AND PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS INSTITUTIONS OF EDUCATION IN THE PROCESS OF VALUE CONSCIOUSNESS FORMATION IN PRESCHOOL CHILDREN. The article reveals the problem of interaction between the family and the preschool educational organization as educational institutions in the process of forming value consciousness in preschool children. The reasons for the emerging contradictions in the interaction of the family and the preschool educational organization are revealed. The purpose, objectives, principles and priorities of the implementation of this interaction and the stages of implementation are considered: motivational, diagnostic, communicative-activity, reflexive. Particular attention is paid to the characteristics of traditional and innovative forms of interaction between the family and the preschool educational organization, which contributed to the effective organization of the process of forming value consciousness in preschool children.

Key words: family, preschool educational organization, teacher, parents, preschool children, interaction, value consciousness.

В.И. Власова, канд. пед наук, доц. Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск,

E-mail: vlasova_100@mail.ru

Е.В. Сыпко, канд. пед наук, доц., Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск,

E-mail: elena_sypko@mail.ru

Ю.А. Хилювчиц, ст. преп., Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, E-mail: sima26rus@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.