Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Л.В. Судоргина
УДК 371 + 373.3/.5
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ РАЗДЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Судоргина (Новосибирск, Россия)
В статье представлен анализ вопросов гендерного подхода в обучении и воспитании детей. Знания о функциональной специализации психики мальчиков и девочек важны, так как позволяют разрешить многие противоречия современного процесса обучения. Исследованиями педагогов, психологов, нейропсихологов, физиологов, врачей доказано, что раздельно-параллельное обучение дает преимущество в развитии мальчиков и девочек. При этом формируется более адекватная жизненная позиция, личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, сохраняется психологическое и физическое здоровье. В статье особо подчеркивается, что раздельнопараллельное обучение в школе способствует достижению максимального результата в обучении для получения высокого качества образования и сохранения здоровья детей.
Ключевые слова: гендерный подход в обучении, раздельно-параллельное образование, здоровьесберегающее образование.
В последние годы в научной литературе все чаще появляются публикации по вопросам гендерного подхода в обучении и воспитании детей [1; 3; 9; 11]. Часто гендерный подход связывают с дифференцированным подходом в обучении. Для того чтобы осуществлять дифференцированный подход, необходимо понимать, какие базовые механизмы скрываются за различиями в усвоении школьной программы мальчиками и девочками, в их поведении. Знания о различиях, т.е. функциональной специализации мозга и психики мальчиков и девочек очень важны, так как позволяют разрешить многие противоречия современного процесса обучения [5]. Используя результаты теоретических и практических исследований гендерных особенностей детей можно целенаправленно влиять на успешность обучения [10].
Более 50 лет мальчики и девочки России ходят в общий класс, сидят за одной партой. Сторонники совместного обучения мальчиков и девочек доказывали, что новация безопасна для детей и от реализации этой идеи общество получит положительный результат, но игнорирование принципов раздельного
обучения и воспитания изменило половую ориентацию, сделало ее смешанной:
феминизируя мальчиков и омужествляя
девочек. У девочек и женщин появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики и мужчины соглашаются на второстепенную роль, роль ведомого. Так происходит перекос ролей. Это, естественно, порождает проблемы в будущих семьях и в воспитании детей.
Проблема заключается еще и в том, что игнорирование объективно существующих
Судоргина Любовь Вилениновна - соискатель кафедры управления образованием, заслуженный учитель России, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]_______________________________________________________________________
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
различий в познавательной и аффективной сфере мальчиков и девочек, которое обусловлено нейрогенетически [3], приводит к снижению качества образования в целом. Учитывая, что обучение в начальной школе является важнейшим этапом формирования основных психофизиологических функций, операций мышления, становления навыков учебного труда, наибольшей
восприимчивости к педагогическим
воздействиям, целесообразно введение раздельного обучения на начальном этапе систематического обучения детей.
Исследованиями педагогов, психологов, нейропсихологов, физиологов, врачей доказано, что раздельно-параллельное обучение дает преимущество в развитии мальчиков и девочек. При этом формируется более адекватная жизненная позиция, личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, сохраняется психологическое и физическое здоровье, формируются адекватные полоролевые функции, воспитывается уважение к противоположному полу, что, в целом, определяет будущее развитие мальчиков и девочек, их жизненную успешность. Поэтому, при планировании развития нашего образовательного учреждения гендерный подход в обучении и воспитании взят за основу, как одна из форм дифференциации в образовании, а использование гендерных особенностей применяется для достижения максимального результата в обучении, для получения высокого качества образования и сохранения здоровья детей.
Девочки и мальчики, их организмы устроены совершенно по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Девочке свойственна нежность, грациозность,
мягкость, уступчивость, ранимость,
терпимость, нерешительность. Мальчику, наоборот, присущи резкость, решительность, азартность, соревновательность, бесшабашность, удаль. Если рассуждать с позиции Л.С. Выготского, создавшего оригинальное научное направление в психологии [4], где основу составляет учение об общественноисторической природе сознания человека, то испокон веку каждый народ стремился сохранить здоровье потомства, поэтому воспитанию подрастающего поколения уделялось очень большое внимание. И богатые аристократы, и бедняки своих детей ориентировали на мужской и женский образы, считавшиеся идеалом идеальной культуры. У всех народов всегда женщины и мужчины резко различались в своих обязанностях, задачах, работах, отличались внешне и внутренне.
Необходимость и естественность половых различий в организации психической деятельности мальчика и девочки доказана исследованиями как советских и российских ученых (В.Д. Еремеева [12], В.Г. Геодаян, В. Искрин [7], В.Ф. Базарный [1-2] и др.), так и зарубежных (М. Гариен [5], Т.В. Бендас [3]).
Дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек уже стал одной из важнейших проблем во многих зарубежных странах и становится все более актуальным и востребованным в российской педагогике.
Медицинские исследования профессора Натальи Николаевны Куинджи (Москва) неопровержимо доказали, что при раздельном обучении все системы организма детей дают лучшие показатели [6; 8]: и пищеварительная, и сердечнососудистая, и нервная. В целом, снижается утомляемость, заболеваемость, тревожность.
Особой популярностью среди педагогов в последние годы пользуются идеи
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
В.Ф. Базарного, основным девизом которого является девиз «Спасем природу мальчиков и девочек - спасем Россию» [1]. В полной мере на протяжении 17 лет реализация идей доктора В.Ф. Базарного осуществлена в школе
- лаборатории № 760 им. А. Маресьева г. Москвы. Физическое развитие мальчиков, обучение письму перьевой ручкой, ростомерная мебель (приспособленная к росту каждого ребенка), «конторки Базарного», сенсорные тренажеры и многое другое способствует созданию здоровьесберегающей школы. Газета. Ru в статье «Девочки отдельно, мальчики отдельно» отмечает: «около десяти лет назад эксперимент по внедрению здоровьесберегающих технологий в обучении начинался и в нескольких детских садах и школах Московской области, но местные чиновники его благополучно похоронили. А вот некоторые российские регионы оказались в этом вопросе более дальновидными. Система, оберегающая здоровье детей, повсеместно внедряется в школах республики Коми, Ставропольского края, Оренбургской, Пермской и Вологодской областей и «ближнезарубежного» Крыма. В Москве же - другой здоровьесберегающей школы, кроме 760-ой, нам найти так и не удалось».
В целом, в системе образования существует парадоксальное явление: образование в нашей стране является мужским по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют сильную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом на включение подготовленного ученика в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными и мужские стили познания, а также мускулинные качества личности. Но формы организации образования, способы передачи знания
выстроены таким образом, что являются по своим психофизиологическим параметрам преимущественно женскими, особенно в начальной школе. В связи с этим с наибольшими трудностями в начальной школе сталкиваются мальчики, так как их психофизиологические особенности часто мешают быть «примерными» учениками. В средней и старшей школе картина меняется, так как на первый план выходят другие подходы в обучении, преимущественно мужские, и на втором плане оказываются девочки.
Можно привести многочисленные примеры положительных результатов раздельно-параллельного обучения в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Железногорске, Костроме, Сыктывкаре, Перми, Ставрополе, в республике Коми. В настоящее время в сети Интернет размещено значительное количество сайтов и информации о школах, реализующих гендерные походы и систему раздельнопараллельного обучения.
Раздельно-параллельное обучение и воспитание по праву считается здоровьесберегающим, потому что базируется на глубоком изучении физиологических и психологических особенностей ребенка.
Интерес к разработанным в России здоровьесберегающим технологиям
проявляют органы образования Англии и Италии, уже несколько лет по схожим методикам работают экспериментальные школы и детские сады в Финляндии. Подтверждение популярности раздельного обучения имеются и в Англии - 80 % раздельные школы, в США за последние годы их количество увеличилось в 200 раз, во Франции государственные школы смешанные, частные все раздельные.
Цели гендерного образования почти десять лет реализует средняя школа № 3
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
г. Тулы, программой эксперимента предусмотрен опыт раздельного обучения мальчиков и девочек в разных классах при одновременном совместном пребывании детей в периоды вне классных занятий, на подготовительных и факультативных уроках и некоторых других общих мероприятиях. До начала эксперимента в школе констатировано ряд серьезных проблем, общих для всех смешанных форм образования. Гипотезой проводимого эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек стала предполагаемая возможность сделать процесс обучения, отвечающим психофизиологии-ческим особенностям тех и других, психологически комфортным, способствующим более гармоничному личностному развитию учащихся. Предварительное психологические обследование детей, участвующих в эксперименте, показало большой разброс и вариативность их индивидуальностей.
Раздельное обучение же создает условия для более индивидуального подхода к учащимся, с учетом их психологических и личностных особенностей. По результатам эксперимента отмечается ряд положительных тенденций в познавательном и личностном развитии мальчиков и девочек раздельных классов, создана новая гендерная модель образовательно-воспитательной системы, основанная на принципе демократичности. В гендерном подходе обучения мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. Принцип
природосообразности (признание личностного равноправия мальчиков и девочек) не означает отрицания биологических и
психофизиологических особенностей и
различий в их жизнедеятельности. Последнее требует различных форм, методов и средств обучения для более полной реализации
способностей каждого как в учебной и вне
учебной деятельности. Соответствие требованиям времени. В гендерном подходе в обучении детей особенно актуальны единство действий учителя и родителей ребенка.
Данное положение требует тесного
взаимодействия учителя с семьей учащегося для согласования целей задач воспитания и обучения на основе и уважения к ребенку как личности и соблюдения его прав как человека.
Но, пожалуй, самым результативным и впечатляющим является опыт лицея № 103 «Гармония» г. Железногорска Красноярского края, который уже не один год занимается проблемой раздельно-параллельного
образования мальчиков и девочек, т.е. подбором содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников.
Сегодня в Лицее № 103 разрабатываются образовательные технологии, учитывающие гендерные особенности учащихся. Созданы и апробируются программы и методические пособия по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам, информатике, математике, физической культуре, ИЗО, которые ориентированы на гендерную маркировку.
Вся научно-исследовательская работа Лицея нацелена на повышение профессиональной компетентности учителей в области нейропсихологии. В 1989 г. были набраны первые классы раздельного обучения. На сегодняшний день в Лицее 28 классов раздельного обучения (8 выпусков).
Кроме этого в едином образовательном пространстве с классами раздельного обучения обучаются еще более 20 классов смешанного типа. Такое сочетание дает
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
возможность для исследования и анализа процесса обучения и его результатов. Проводя среди учащихся 11 классов Лицея №103 «Гармония» тест Г.Айзенка «Коэффициент интеллекта» (Щ) определили: у мальчиков из классов раздельного обучения Щ выше, чем у мальчиков из смешанного класса, как 101,9 против 87,9. У девочек 104,8 против 90,2. Таким образом, проведенный сравнительный анализ успешности обучения в Лицее №103 показал, что, используя гендерные аспекты образования, удается достигнуть стабильных успехов именно в классах раздельного обучения. Особая форма организации учебновоспитательного процесса благоприятно сказывается на результатах успеваемости юношей и девушек, что обеспечит им и профессиональный успех в будущем. По всем другим направлениям работы школы (творчество, спорт, сохранность здоровья и т.д) результаты говорят о том, что раздельное обучение - это достаточно перспективное направление в проблеме «Природосообразная педагогика». Особая творческая обстановка, созданная за счет развития системы дополнительного образования способствует эффективному общению мальчиков и девочек во внеурочной деятельности. Более 30 творческих объединений, 18 хоров мальчиков, театр пластиковой моды, своя видео-студия, учителя во всех творческих делах вместе с учениками, настоящая гармония в отношениях и делах - отличительная особенность лицея раздельного обучения и неимоверная популярность в Красноярском крае.
Как показывает представленный опыт, основная цель каждого образовательного учреждения, реализующего гендерный подход в обучении - создание ситуации успеха для каждого ученика и ученицы школы. Ведь только успешный ученик может стать успешным человеком. По определению
В.Д. Еремевой в понятие «успешный ученик» включает:
- способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям - всему классу одну и ту же;
- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь - это не одно и то же);
- высокие школьные отметки - чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
- способность использовать полученные знания, умения и навыки в жизни - это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
- положительную динамику развития -мы видим рост нашего ученика;
- положительную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса - ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
- социальную адаптированность - ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей; позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
- позитивные отношения с одноклассниками;
- хорошее физическое и психическое здоровье;
- адекватно-позитивная самооценка -ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
- чувство благополучия, защищенности в семье и школе - тревожный, задерганный
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
отличник не может быть назван успешным учеником.
Итак, успешность ученика - это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка, этому в полной мере соответствует система раздельно-
параллельного образования.
Таким образом, следует отметить, что самым разумным является организация образовательного процесса по принципу: обучаем раздельно, воспитываем вместе или, другими словами: «для того, чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться учить не просто школьников, а мальчиков и девочек» [12].
Осуществлять гендерный подход в образовании детей - это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок.
Актуальность выбора именно младшего школьного возраста для начала
осуществления раздельного обучения определяется тем, что в этом возрасте у ребенка слабо развита способность к рефлексии, он еще не понимает, не осознает индивидуальных особенностей собственной психики (особенностей восприятия, мышления) и не может сам адаптировать познавательный процесс в соответствии с ними. Сделать это - задача педагога.
Проект «Раздельно-параллельное
обучение и воспитание младших школьников в гимназии», разработанный творческой группой администрации и педагогов гимназии № 14 «Университетская» г. Новосибирска обеспечивает внедрение системы раздельнопараллельного обучения и воспитания в образовательный процесс начальной школы (прогимназии), в нем обозначены цели, задачи, ожидаемые результаты, определена новизна и практическая значимость, представлен перечень литературы по гендерной проблематике.
Разработке проекта предшествовало изучение научной и научно-популярной литературы, практического опыта школ России. Особую благодарность за представленный практический опыт по реализации системы раздельно-параллельного образования авторский коллектив выражает педагогическим коллективам Лицея № 103 «Гармония» г. Железногорска Красноярского края и средней общеобразовательной школы № 3 г. Тулы.
СТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. - М.: ООО «Редакция журнала «Пульс», 2009.
2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. -Сергиев Посад: Маковец,1995.
3. Бендас Т.В. Гендерная психология : учебное пособие. - СПб : Питер, 2009. - 431 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - Москва: Эксмо, 2004. - 508 с.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
5. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! : руководство для педагогов и родителей / пер. с англ. - М., Астрель : АСТ, 2004. - 302 с.
6. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - Москва : Медицина, 1989. - 224 с.
7. Искрин В.И. Новая психология. - Санкт-Петербург : Б&К, 2001. - 222 с.
8. Куинджи Н.Н. Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или ... // Биология в школе.
- 1988. - № 2. - С 17-20.
9. Старовойтова Ж.А. Организация процесса обучения в основной школе на основе гендерного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2006. - 22 с.
10. Судоргина Л.В. Формирование педагогической системы инновационного образовательного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - C. 34-39.
11. Тихомирова Е.Е., Колечкова О.И. Этические концепты культуры как основа воспитания //
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. — С. 5461.
12. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. -Москва : Педагогика, 1991. - 232 с.
UDС 371 + 373.3/.5
HEALTH PROTECTION ASPECTS OF SEPARATE AND PARALLEL EDUCATION
L. V. Sudorgina (Novosibirsk, Russia)
The paper is devoted to analysis of gender approach in training and education of children. Knowledge of functional specialization of mentality of boys and girls are important, as they allow to resolve many contradictions of modern process of training. Researches of teachers, psychologists, neuropsychologists, physiologists, doctors proved that separate and parallel training gives advantage in development of boys and girls Thus more adequate living position, personal self-determination, a choice of ideals and the vital purposes is formed, psychological and physical health is kept. Separate and parallel training at school promotes achievement of the maximum result in training, for high quality of education and protection of children health.
Keywords: the gender approach in the training, separate and parallel training, health protection aspects of separate and parallel education.
Sudorgina Lubov Vileninovna - the deserved teacher of Russia, the competitor of faculty of management of education, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]