Научная статья на тему 'Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования'

Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / РАЗДЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / THE DIFFERENTIATED FORMATION / SUCCESS OF THE PUPIL OF PRIMARY SCHOOL / EFFICIENCY OF THE TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / SEPARATE AND PARALLEL TRAINING OF YOUNGER PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Наталья Александровна

В статье представлены результаты экспериментальной деятельности учителей начальных классов гимназии по внедрению дифференцированного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек. Отмечается, что успешность ученика это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, но и его позитивная самооценка. Подчеркивается, что раздельно-параллельное обучение младших школьников предполагает раскрытие индивидуальности сообразно полу и направлено на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESS OF THE PUPILS OF PRIMARY SCHOOL IN CONDITIONS OF THE DIFFERENTIATED EDUCATION

In paper results of experimental activity of primary school teachers of a gymnasium on introduction of the differentiated approach to training and education of boys and girls of elementary school are presented. It is stressed, that success of the pupil is not only objective parameter of high results of cognitive activity, but also its positive self-estimation. It is emphasized that separate and parallel training of younger pupils involves the opening of identity according to the sex and it is directed at improving the educational process.

Текст научной работы на тему «Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Н.А. Вагнер

УДК 371 + 373.3/.5

УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Вагнер (Новосибирск, Россия)

В статье представлены результаты экспериментальной деятельности учителей начальных классов гимназии по внедрению дифференцированного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек. Отмечается, что успешность ученика - это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, но и его позитивная самооценка. Подчеркивается, что раздельно-параллельное обучение младших школьников предполагает раскрытие индивидуальности сообразно полу и направлено на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: дифференцированное образование, успешность ученика начальной школы, эффективность учебно-воспитательного процесса, раздельно-параллельное обучение младших школьников.

Успешность ученика - это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка, этому в полной мере соответствует система раздельно-

параллельного образования.

С 1 сентября 2006 года в гимназии № 14 «Университетская» г. Новосибирска реалии-зуется программа эксперимента «Раздельнопараллельное обучение и воспитание младших школьников». Программа была разработана творческой группой администрации и педагогов гимназии № 14 «Университетская» под руководством директора гимназии Л.В. Судоргиной [4], при научном консультировании В.Д. Еремеевой (автора научной литературы по проблемам раздельно-

параллельного образования) и утверждена на заседании педагогического совета. Программа была разработана на основе анализа научной литературы и практического опыта современных отечественных и зарубежных образовательных учреждений, работающих в данном направлении [1-3].

Раздельно-параллельное обучение

школьников, предполагающее раскрытие индивидуальности сообразно полу,

направленно не только на повышение эффективности учебно-воспитательного

процесса, адекватного усвоения социальных ролей, но и на сохранение здоровья. Таким образом, идея гендерного образования способствует внедрению здоровьесберегающего и личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.

Вагнер Наталья Александровна - учитель начальных классов, ФБОУ Гимназия №14 «Университетская». E-mail: vagner_72@mail.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Цель программы эксперимента «Раздельно-параллельное обучение и воспитание младших школьников» -внедрение системы раздельно-параллельного обучения и воспитания как условия успешности образования и развития младших школьников.

Важным показателем эффективности экспериментальной деятельности являются результаты обучения. Уровень обученности в классах мальчиков за последние годы, благодаря внедрению дифференцированного подхода в образовании, всегда 100 %,

качество обучения 2009/2010 уч. год -мальчики - 60 %, девочки - 70 %, 2010/2011 уч. год - мальчики - 40 %, девочки - 79 %.

Главным и ключевым моментом в организации деятельности классов

раздельного обучения является исследование и диагностирование интеллектуального, психологического здоровья, межличностных отношений в коллективе мальчиков и девочек.

Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности и

функционального состояния организма школьников, обучающихся раздельно в однородном по полу классном коллективе, позволяет отметить преимущества раздельнопараллельного обучения.

По результатам наблюдений и диагностики процесса внимания в классах раздельного обучения наблюдается положительная динамика во все периоды экспериментального наблюдения. По

параметрам распределения и устойчивости внимания происходят качественные изменения, как в классе девочек, так и в классе мальчиков.

Объем слуховой памяти у девочек несколько выше, чем у мальчиков, что характерно для восприятия информации у

девочек в этом возрасте, учитывая их психофизиологические особенности развития.

Объем зрительной памяти у мальчиков выше, чем у девочек, это также соответствует психофизиологическому развитию мальчиков.

Учащиеся умеют сознательно управлять вниманием и своей памятью, и регулировать их проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Исследования тревожности показало, что уровень тревожности - низкий, что говорит о стабильном эмоциональном состоянии детей.

По параметру комфортности за все учебные годы отмечается высокий показатель. Положительная динамика исследуемого параметра свидетельствует о благоприятной эмоциональной атмосфере в классах раздельного обучения, доверительном отношении между учителями и учениками.

Самооценка у детей в классах раздельного обучения по прежнему остается высокой. Учитывая психофизиологические особенности мальчиков и девочек - в возрасте до 9-10 лет самооценка высокая, считается нормой. В этом возрасте дети опираются на оценку окружающих, и только в 10-11 лет уровень самооценки становится более адекватным, так как дети уже способны оценить себя, свои возможности.

В процессе обучения учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности мальчиков и девочек, что способствует проявлению индивидуального своеобразия, связанного с гендерной идентификацией, а также помогает создавать оптимальные условия для активного и успешного познавательного развития и повышения качества психического здоровья.

Рассматривая показатели физического здоровья в рамках эксперимента, необходимо

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

отметить, что просматривается положительная динамика состояния здоровья учащихся.

Главным условием эффективности эксперимента, на наш взгляд, является профессиональная компетентность и мотивированная готовность педагогов к экспериментальной деятельности.

Педагоги-экспериментаторы гимназии работают на основе анализа научной литературы по проблемам гендерной педагогики и психологии, полоролевых и нейропсихологических особенностей

учащихся, а также анализа практического опыта работы образовательных учреждений, работающих в режиме раздельнопараллельного обучения мальчиков и девочек. На основе изучения опыта средней школы № 3 г. Тулы были собраны материалы практического опыта педагогов школы по экспериментальной деятельности в режиме раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек. Администрация и учителя гимназии прошли курсы повышения квалификации в 2006 г. «Психологическое сопровождение образовательного процесса в классах раздельного обучения» г. Санкт-Петербург, Восточно-Европейский Институт психоанализа. В 2007 г. стажировались в лицее № 103 «Гармония» г. Железногорск (Красноярский край) «Методы и формы работы педагогов в разнополых классах». В 2007 г. также стажировались по вопросам раздельного обучения в Академии

постдипломного педагогического

образования, г. Санкт-Петербург. В 2008 г. прошли заочное обучение по теме «Модель раздельного обучения мальчиков и девочек: теория и практика». В 2008 г. также был прослушан авторский курс В.Д. Еремеевой по теме «Нейропсихология, нейропедагогика как основа дифференцированного обучения» на базе Красноярского краевого института

повышения квалификации работников образования. Кроме того, педагогический коллектив учителей начальной школы гимназии принял участие в авторском семинаре В.Д. Еремеевой, проводимом на базе гимназии В результате педагоги стажировались в различных образовательных учреждениях раздельного обучения.

Большое значение приобрел обмен опытом учителей-экспериментаторов,

осуществляемый в ходе открытых семинаров, круглых столов, педсоветов, психологопедагогических консилиумов, проводимых мастер-классов на базе гимназии и других учреждений образования.

В 2008 году при Городском центре развития образования создана модульная лаборатория «Гендерное обучение и воспитание» под руководством директора гимназии Л.В. Судоргиной. В соответствии с приказом Главного управления образования мэрии Новосибирска № 99 ОД от 05.02.2009 года, гимназия стала городской экспериментальной площадкой в составе образовательных учреждений, реализующих гендерный подход в городе Новосибирске.

Разработаны и внедрены 20 рабочих программ по предметам начальной школы в соответствии с УМК «Перспективная начальная школа» и «Перспектива» (для мальчиков), «Планета знаний» и «Школа России» (для девочек).

Преподавание в классах раздельного обучения ведется с учетом полоролевых, психофизиологических особенностей

мальчиков и девочек. Упор осуществляется на свойственные полу качества. Вместе с тем, должное внимание уделяется

компенсаторному развитию. Преподавание в классах мальчиков идет с преобладанием продуктивных методов и форм, направленных на снижение утомления, энергетическую

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

разрядку, закрепление знаний в различных видах деятельности (соревнования, диспуты, беседы, и т. д.) используется природное стремление мальчиков к лидерству и состязательности.

В классах девочек, учитывая их вербальность, консерватизм,

нерешительность, робость в восприятии новых знаний, превалирует объяснительноиллюстративный метод, который позволяет эффективно заложить фундамент знаний с использованием продуктивных методов, способствующих развитию

сообразительности, быстроты мышления, использования в учебно-воспитательном процессе поисковых ситуаций. Для девочек естественным является использование форм групповой работы в связи с их склонностью к опеке, подражанию, поучению, поддержке.

В связи с внедрением в практику прогимназии раздельно-параллельного

обучения девочек и мальчиков, возникла потребность в разработке системы воспитательной деятельности, основанной на взаимодействии и сотрудничестве классных коллективов девочек и мальчиков [5]. В рамках эксперимента создаются условия для процесса воспитания, как мальчиков, так и девочек, психологически комфортные, наилучшим образом, способствующие личностному развитию учащихся.

В настоящее время в гимназии разработаны следующие программы совместной воспитательной деятельности в классах раздельно-параллельного обучения: «Вместе весело шагать», «Мальчик? Прекрасно! Девочка? Замечательно!», «Ты да я, да мы с тобой», «Росток дружбы» (данная программа находится в разработке). Программы совместной воспитательной деятельности позволяют решить проблему дефицита общения мальчиков и девочек,

создать условия для правильного позитивного общения и воспитания девочек и мальчиков, уважающих друг друга.

Классные руководители проводят классные часы и мероприятия, направленные на интеллектуальное развитие учащихся, на формирование сплоченного коллектива, формирование навыков общения, позитивного отношения к окружающему.

Ключевым моментом в организации деятельности классов раздельного обучения является мониторинговое исследование, диагностирование интеллектуального,

психологического здоровья, межличностных отношений в коллективе мальчиков и девочек. Психолого-педагогической службой

проведено обследование детей с использованием педагогических,

психологических и нейропсихологических методик, выявляющих особенностей развития разных психических функций детей: восприятия, мышления, памяти, внимания, а также текущего эмоционального состояния и самочувствия. На каждого ребенка составлены индивидуальные карты психолого-

педагогических наблюдений, отслеживается динамика исследуемых параметров. На основе диагностики познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы,

межличностных особенностей и анализа состояния здоровья учащихся в классах раздельного обучения составлены матрицы индивидуального развития.

Образовательный процесс в

прогимназии организован по принципу «школы полного дня». Занятия иностранными языками, изобразительным искусством, музыкой, моделированием обеспечивают гимназическую образовательную программу. Для увеличения двигательной активности организованы занятия современными танцами, футболом для девочек.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Обеспечивают успешную социализацию и развития качеств личности занятия «Школы маленькой хозяюшки», курсов «Экология человека» и «Этикет». Занятия музыкой и изобразительным искусством в рамках занятий музыкального и художественного часа создают условия для эстетического развития детей. В условиях раздельнопараллельного обучения во время проведения музыкального, художественного и

шахматного часа проводятся совместные занятия мальчиков и девочек. Для развития логического мышления проводятся занятия по шахматам и РТВ.

Результатом положительного отношения родителей к раздельно-параллельному обучению может служить постоянный интерес и желание обучать детей именно в этих классах. Ежегодно при формировании первых классов количество поданных заявлений возрастает - в 2006/2007 учебном году был сформирован первый класс девочек численностью 22 человека, класс мальчиков -24 человека; в 2007/2008 учебном году класс мальчиков - 29 человек, девочек - 25; в 2008/2009 учебном году класс мальчиков - 30 человек, девочек - 28; в 2009/2010 учебном году класс мальчиков - 31 человек, девочек -29, а в 2010/2011 учебном году класс мальчиков - 30 человек, девочек - 33.

На примере выпускников первого набора классов раздельно-параллельного обучения можно увидеть сохранность контингента учащихся. После первого года обучения выбыли 1 девочка и 1 мальчик, после второго года обучения 1 девочка. После третьего года обучения выбыли 2 мальчика и 2 девочки. Основная причина выбытия - смена места жительства. За эти годы прибыли 4 мальчиков и 9 девочек.

Проведено анкетирование родителей по выявлению отношения к раздельно-

параллельному обучению. В анкетировании приняло участие 77 % родителей

обучающихся. Из опрошенных выразили положительное отношение к эксперименту 98 %. В анкетах родителей отмечается, что в рамках раздельного обучения:

• развивается умение мальчика выживать в мужском коллективе,

• нельзя спрятаться и отсидеться за девочками,

• отмечается психологический комфорт в классе.

По мнению педагогов в классах раздельного обучения легче организовывать деятельность детей на уроке. Дети чувствуют себя более комфортно, учась раздельно, в большей степени раскрываются их личностные качества.

Опыт работы гимназии представлен в средствах массовой информации:

• областной депутатский радиоканал «Слово», программа «Россия молодая», (ноябрь 2007 г.);

• газета «Педагогическое обозрение», издаваемая Городским центром развития образования г. Новосибирска, была посвящена обобщению опыта работы гимназии по раздельно-параллельному обучению и воспитанию (январь-февраль 2009 г.);

• научно-методическое издание кафедры начального образования гимназии «Школа в школе», посвященное вопросам гендерного обучения и воспитания (февраль 2009 г.);

• Областная Телевизионная Станция (ОТС), телепередача «Раньше всех» (март 2009 г.);

• на сайте гимназии работает страница «Мальчики и девочки учатся по-разному».

Подводя итоги реализации проекта «Раздельно-параллельное обучения и

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

воспитание младших школьников», анализируя результаты экспериментальной деятельности можно сделать вывод о положительных результатах внедрения системы раздельно-параллельного обучения и воспитания как условия успешности образования и развития младших школьников.

Полученные показатели обучения,

воспитания, индивидуального развития свидетельствуют об эффективности дифференцирования образовательного

процесса на основе раздельно-параллельного образования.

СТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апарцева А. О. Гендерная психология : учеб. пособие. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2005. -52 с.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология : учебное пособие. - СПб : Питер, 2006. - 431 с.

3. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! : руководство для педагогов и родителей : пер. с англ. - М. : Астрель : АСТ, 2004. - 302 с.

4. Судоргина Л.В. Формирование педагогической системы инновационного образовательного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - С. 34-39.

5. Тихомирова Е.Е., Колечкова О.И. Этические концепты культуры как основа воспитания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. -С.54-61.

UDC 371 + 373.3/.5

SUCCESS OF THE PUPILS OF PRIMARY SCHOOL IN CONDITIONS OF THE DIFFERENTIATED EDUCATION

N.A. Wagner (Novosibirsk, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In paper results of experimental activity ofprimary school teachers of a gymnasium on introduction of the differentiated approach to training and education of boys and girls of elementary school are presented. It is stressed, that success of the pupil is not only objective parameter of high results of cognitive activity, but also its positive self-estimation. It is emphasized that separate and parallel training of younger pupils involves the opening of identity according to the sex and it is directed at improving the educational process.

Keywords: the differentiated formation, success of the pupil of primary school, efficiency of the teaching and educational process, separate and parallel training of younger pupils.

Wagner Natalia Aleksandrovna - the teacher of initial classes, the Grammar school №14 «University». E-mail: vagner_72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.