Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
6(10) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© М. Ю.Ковель
УДК 373.3/.5
ГЕНДЕРНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ЛИЦЕЕ
М. Ю. Ковель (Железногорск Красноярского края, Россия)
Автор статьи обобщает опыт работы лицея № 103 «Гармония» города Железногорска, Красноярского края. Результаты работы Лицея складывались не один год. В статье дается характеристика основным технологиям, которые зарождались и развивались непосредственно в лицее и определяли траекторию развития образовательного учреждения. Особо выделена технология раздельного обучения. Отмечается, что к настоящему времени в лицее сформирована методическая база для раздельного обучения и сопровождения учащихся и их семей.
Ключевые слова: образовательный и воспитательный процесс, гендерное обучение, особенности психического и физиологического развития мальчиков и девочек, интеллектуальное развитие школьников, физическое и психическое здоровье.
О Лицее № 103 "Гармония» водительские права, государственный диплом
г. Железногорск Красноярского края. об окончании школы искусств и
профессиональные навыки программиста.
В Лицее обучается 830 учащихся, 32 класса. Из них 20 классов раздельного обучения мальчиков и девочек. Более 60% учащихся Лицея являются призерами олимпиад и конкурсов. Каждый четвертый выпускник Лицея за последние 3 года -медалист. Всего за 20 лет выпущено 214 медалиста. Поступаемость в Вузы среди выпускников Лицея № 103 ежегодно составляет более 90 %, сегодня четвертая часть выпускников - студенты столичных ВУЗов. Почти все выпускники получают
В Лицее 103 педагога, из них 98 % имеют высшую и первую категорию. 46 учителей победители и призеры национального проекта «Образование» (80 % побед). 70% учителей - победители профессиональных конкурсов. 80 % учителей владеют современными компьютерными технологиями. В Лицее работают около 30 учителей мужчин. Средний возраст учителей 43 года. 13 учителей - бывшие выпускники Лицея.
Ковель Марина Юрьевна - педагог-психолог, Лицей № 103 «Гармония» г. Железногорска
Красноярского края.
E-mail: kovel@sch 103.krasnoyarsk. su
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
6(10) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Сегодня Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»:
- четырежды победитель Приоритетного национального проекта «Образование»;
- победитель Всероссийского конкурса «Лучшая школа России 2006»;
- победитель Российского конкурса «Мы - патриоты России 2007»;
- ассоциированная школа ЮНЕСКО;
- дважды победитель конкурса «Лучшее образовательное учреждение Красноярского края»;
- дважды награжден Советом Федерации за успешное использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- победитель Всероссийского конкурса «Школа - территория здоровья» 2008;
- победитель Российского конкурса «Познание и творчество», 2009;
- лауреат Российского конкурса «Лучший школьный дизайн»;
- победитель международных конкурсов «Эрудиты планеты»;
- дважды призер международного конкурса «Красивая школа»;
- победитель конкурса «Школа-территория здоровья»;
- победитель конкурса «Лучшая школа Росатома»;
- многократный победитель международных и российских конкурсов видеостудий, школьных изданий, художественных конкурсов;
- по всем показателям работы Лицея (успешность обучения, спорт, творчество) Лицей в числе лидеров среди школ города и края.
Результаты Лицея № 103 «Гармония» складывались не один год, исследуя эти слагаемые успеха, особо отметим, что современная школы не может быть
неразвивающимся организмом, а может только идти «в ногу со временем», а лучше всего - впереди [1]. Школа всегда должна быть новой, современной и, по сути, создающей современность.
Охарактеризуем технологии, которые зарождались и развивались непосредственно в Лицее и определяли траекторию развития образовательного учреждения [2]. По-нашему мнению, некоторые школы могут по праву называться «инкубатором инновационных педагогических идей», по аналогии с «бизнес инкубаторами».
Идея первая - раздельное обучение. Более двадцати лет назад в Лицее появились классы раздельного обучения. Сегодня с трудом, но можно найти методические материалы по этому вопросу, но несколько лет назад таких разработок и технологий не существовало в педагогике и психологии. К настоящему моменту сделано многое, главное - сформирована методическая база для раздельного обучения и сопровождения учащихся и их семей.
Опыт востребован на всероссийском и региональном уровнях: появилось много единомышленников - это образовательные учреждения Новосибирска, Улан-Удэ, Свердловска. В последнее время проводятся региональные семинары по вопросам организации раздельного обучения. Осенью 2009 года совместно с Советом Федерации была проведена Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам гендерного образования. По итогам состоявшейся конференции был издан сборник трудов, большую часть которого составляют работы учителей Лицея, обобщающие опыт работы и методические рекомендации.
Победа во Всероссийском конкурсе «Школа - территория здоровья» позволяет
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
6(10) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
говорить о том, что гендерно-ориентированное обучение и сложившаяся в Лицее система сопровождения учащихся и родителей дает хорошие положительные результаты. С позиции здоровьесбережения, данная технология является
природосообразной.
Реализация технологии раздельного обучения и сопровождения учащихся и их семей позволила Лицею стать образовательной площадкой КИПКРО по гендерному образованию.
Идея вторая - консолидация различных ведомств по вопросу развития здоровья учащихся. В свое время нам очень повезло и у Лицея появились УЧИТЕЛЯ - не в Лицее, а у Лицея - это ведущие нейропедагоги страны -В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман, дмн В.Ф. Базарный, дмн Н.Н. Куинджи, кмн Н.Ф. Казачкова, кбн Э.Я Олладо, кбн. В.А Гуров. Заслуга этих ученых в том, что они донесли науку до школы, все наши педагоги прослушали не один семинар по нейропедагогике и нейропсихологии, развивающим технологиям В.Ф. Базарного, новаторских подходах к организации школьной среды известного гигиениста Куинджи. Данная работа продолжается в течении 18 лет. Педагоги Лицея за это время усвоили многие особенности
здоровьеразвития и здоровьесбережения, а конторки и офтальмотренажеры Базарного в нашем Лицее - «обычное явление».
В 2011 Лицей победил, участвуя в конкурсе на право быть стажировочной площадкой КИПКРО по федеральной программе повышения квалификации работников образования «Учителя - учат учителей» (ФЦПРО). Была создана и лицензирована программа повышения квалификации, по которой прошли обучение около ста человек. В настоящее время
готовится к лицензированию программа «Организация гендерно-ориентированного образования и воспитания в школе».
Идея третья - активная жизненная позиция всех участников образовательного процесса. Продуктивной формой работы всех участников образовательного процесса является совместная проектная деятельность. В особенности, это касается социальных проектов. Участие в проектной деятельности позволяет построить совместную работу совершенно на другом уровне: демократический стиль общения и распределения обязанностей, деятельность, направленная на видимые конкретные результаты, возможность участия в конкурсах и грантах, - все это делает проектную деятельность незаменимым инструментом работы нашего педагогического коллектива. В Лицее работает более 10 проектов. Вот некоторые из них:
• проект «Смотри на меня как на равного» - проект, созданный для сопровождения детей-инвалидов;
• проект «Помоги и защити»: главная цель его формирование ответственности за братьев наших меньших, в результате проекта было собрано большое количество кормов для животных, выпущено 2 экземпляра газеты с этим же названием;
• проект «Солнечный зайчик», в результате реализации которого было собрано более 1000 игрушек и такое же количество книг для детской соматической больницы и детского клуба одного из поселков нашего ЗАТО;
• проект «Колыбель будущего»;
• проект «Музей академика М.Ф. Решетнева»: музейная площадка, на которой есть возможность представить свое творчество или творческую идею, рассказать об интересном человеке;
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
6(10) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
• проект БОС: система оздоровительных занятий для учащихся и педагогов, направленных на формировании и отработку диафрагмально релаксационного дыхания;
• проект «Дети атомных городов»: имеет исследовательскую направленность и нацелен на помощь детям, чьи родители работают на атомных производствах.
Многие из наших проектов направлены на развитие духовной составляющей здоровья учащихся, их родителей и педагогов. Организовывая проектную деятельность, мы предоставляем возможность и создаем условия для духовного роста социума Лицея, и тем самым, способствуем тому, что бы наши учащиеся были готовы сделать «хороший выбор» в своей жизни, а значит быть готовыми к здоровому образу души и тела.
Идея четвертая - инклюзивное образование. 20 лет назад в нашем Лицее появилась необычная ученица Никитина Полина, еще в 1990 г. мы начали процесс по включению детей-инвалидов в обычную образовательную среду. Дети с особыми образовательными потребностями не могли (в силу заболевания) посещать все уроки, но уроки искусства им доступны и так они были включены в работу эстетического отделения Лицея № 103 «Гармония». Личный опыт обучения таких учащихся показывает, что главное от данных занятий - это особая жизненная позиция, возникающая у семьи ребенка - позиция активного и творческого построения жизни. Гораздо позже появятся данные тенденции на уровне государства. А мы, спустя 20 лет можем уже говорить о результатах нашей деятельности:
- Полина Никитина (введите ее фамилию в любую поисковую систему и получите множество ссылок) - обладатель бронзовой Медали Пабло Пикассо от
ЮНЕСКО, автор уникального диска «Необычные художники», на котором собраны работы художников-инвалидов, их стихи и размышления о жизни и собственном предназначении, выставлялась во многих годах России и зарубежья;
- Омшина Анастасия - закончила Санкт-Петербургскую Академию Художеств по специальности искусствовед, участвует в международных конференциях, издается, активно выставляется и даже преподает.
В этом году вышел каталог городских художников и в нем наравне со мною -учителем, профессиональным художником -две моих ученицы, не говорю бывшие, потому, что до сих пор общаемся и учимся друг у друга. В 2002 г. у нас в Лицее появился инвалид-колясочник и обучение такого ребенка тоже поставило ряд задач перед педагогическим коллективом и все они были решены так, что данный учащийся успешно окончил школу, поступил в вуз. В Лицее имеется опыт обучения слабослышащих детей. Сейчас в нем обучается 5 детей-инвалидов.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что Лицей № 103 «Гармония» готов к обучению учащихся с самыми сложными диагнозами, а родители таких учащихся всегда найдут в рамках нашего образовательного учреждения понимание и поддержку.
Идея пятая - возрождение народных традиций, применение знаний этнопсихологии и этнопедагогики для воспитания учащихся. Началось все тоже достаточно давно в середине 1980-х гг. Н.Ф. Казачкова привезла из научной командировки впечатления и рассказы о том, что на севере детей до сих пор растят в колыбелях, подвешенных на пружину к потолку и дети вырастают с хорошим зрением, зрительно-моторной координацией,
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
6(10) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
легко восстанавливаются от различных травм. В Лицее нашлись активные педагоги, которые воплотили эту мысль в дело - у нас появилась мода растить детей в колыбелях, далее эта идея была воплощена в участии в международном музейно-выставочном
бьеннале с проектом «Колыбель будущего». Этот проект работает на уровне Лицея, города и даже края, наши выпускницы растят своих детей в настоящих русских колыбелях, и если у России появится новый тренд «колыбель», знайте, где он взял свое начало. Продолжением этого проекта стало участие во Всемирном Конгрессе по пренатальной психологии и психотерапии, во II всероссийской научно-практической
конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», а также появление гендерно ориентированных тренингов по
сказкотерапии, целью которых является формирование гармоничных гендерных установок у учащихся - и этот опыт представлен педагогическому сообществу России - во втором номере журнала «Директор школы» за 2009 год. Этот проект вышел за пределы Лицея, став направлением работы одной из краевых медицинских клиник.
Идея преемственности, сохранения традиций и традиционности, но с учетом современных условий и требований социума -как раз и является ключевой в организации гендерно ориентированного образования и воспитания. Мы видим, что наши выпускники активные, нравственные, конкурентоспособные личности. По исследованиям наших коллег из Ярославля среди учащихся окончивших классы раздельного обучения в 4 раза меньше разводов, чем в среднем по России. Это значит, что все мы, занимаясь гендерным образованием, работаем на будущее, будущее России.
Идея последняя - заключительная -одним из проектов нашего Лицея является проект «Мы вместе», направленный на объединение всех участников
образовательного пространства Лицея. Занимаясь вопросами образования, мы видим, что только совместными усилиями мы сможем сохранить и приумножить идею гендерно ориентированного образования! Присоединяйтесь, мы готовы к конструктивному сотрудничеству, и, несмотря на режимность нашего города, приглашаем в гости, приезжайте, будем делиться тем, что наработано.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гендерно ориентированное образование в Лицее № 103 раздельного обучения «Гармония»:
методический сборник. - Железногорск, Красноярского края, 2009.
2. Судоргина Л. В. Здоровьесберегающие аспекты раздельно-параллельного образования //
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 3. -С. 36-42.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
6(10) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
UDC 373.3/.5
TRAINING OF THE GENDER FOCUSED: PROBLEMS AND PROSPECTS OF REALIZATION IN LICEUM
M. Yu. Kovel' (Zheleznogorsk of Krasnoyarsk region, Russia)
The author of the article generalizes an operational experience of Liceum 103 "Harmony" of city of Zheleznogorsk of Krasnoyarsk region. Results of work of Liceum developed not one year. In the article characteristic to the basic technologies which arose and developed directly in Liceum is given and defined a trajectory of development of educational establishment. The technology of separate training is especially allocated. It is marked, that by present time the methodical base for separate training and support ofpupils and their families is generated.
Keywords: educational and educational process, gender training, features of mental and physiological development of boys and girls, intellectual development of schoolboys, physical and mental health.
Kovel Marina Yurevna - the teacher-psychologist of Liceum 103 "Harmony" of Zheleznogorsk of Krasnoyarsk region.
E-mail: kovel@sch 103.krasnoyarsk. su
© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены