Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова М.С., Корепанова Е.В.

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы создания интерактивной образовательной среды в сельской образовательной организации. Моделируются психолого-педагогические условия взаимодействий в системе «учитель - знание - обучающийся», составляющие основу целостного образовательного в сельской образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN INFORMATION INTERACTIVE ENVIRONMENT IN A RURAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses the theoretical and methodological foundations of creating an interactive educational environment in a rural educational organization. The psychological and pedagogical conditions of interactions in the "teacher - knowledge - learner" system, which form the basis of a holistic educational in a rural educational organization, are modeled.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 371.485

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мария Сергеевна Невзорова

кандидат педагогических наук, доцент

mgau@yandex.ru Елена Васильевна Корепанова

кандидат психологических наук, доцент заведующий кафедрой педагогики и психологии

pip-mgau@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические основы создания интерактивной образовательной среды в сельской образовательной организации. Моделируются психолого-педагогические условия взаимодействий в системе «учитель - знание - обучающийся», составляющие основу целостного образовательного в сельской образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная среда, интерактивная среда, психолого-педагогические условия развития образовательной среды.

Современное образование в сельских школах сегодня подвергается существенным переменам в связи с глобальной тенденцией информационного развития общества. Сегодня подходы к работе обучающегося с информацией связаны с переходом от ее поиска к выбору наиболее приемлемого содержания, что приводит к смещению акцентов образования от информирования детей к обучению обнаружению, компиляции и творческой обработке полученного контента, построению собственных моделей и схем, работе в проблемном поле учебной темы. Все это требует перестройки самого пространства педагогического общения с учетом быстро изменяющейся информационной среды и включения ее составляющей в среду взаимодействия субъектов образовательного процесса. Данная тенденция содержится и в требованиях ФГОС к результатам общего образования, в которых в качестве целей присутствуют: «организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений», «обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»; «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач» [1]. Поэтому к современной сельской образовательной организации предъявляются государством и обществом требования, касающиеся формирования у участников образовательного процесса компетенций в сфере интерактивного, с использованием современных информационных ресурсов, взаимодействия с прочими его субъектами. Интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса выстраивается в условиях образовательной среды современной сельской образовательной организации и составляют один из ведущих показателей качества ее работы, оказания ею образовательных услуг.

Интерактивная среда сельской образовательной организации требует обоснования ее проектирования с учетом научных педагогических и психологических подходов. Концептуальные основы складываются из методологических представлений о среде, управлении образовательным

процессом, представлениях о специфике образовательного процесса сельской школы.

Очевидно, развитие интерактивной среды образовательной организации в первую очередь предполагает анализ ее первоначальной категории. Положения о роли и значении среды как фактора, оказывающего влияние на ребенка, разрабатывались еще в педагогике начала XX века К.Д. Ушинским, А.Ф. Лазурским, Н.И. Пироговым и другими. Значимость среды в формировании личности в контексте педагогики не утрачивает своей актуальности на протяжении многих десятилетий. Инструментально ее роль представляется в виде средства развития ребенка - управляемого, прогнозируемого, воспроизводимого. Определяя концептуальные основы средового подхода, Ю.С. Мануйлов отмечает, что среда - это «то, среди чего- (кого) пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» [2], то есть делает среду достоянием личности и личность продуктом своей среды. В составе среды он определяет субстанциальные объекты: ниши (статичные элементы) и стихии (динамичные элементы), которые питают и увлекают индивида.

В целом, сама идея средовой обусловленности формирования личности не является новой, но в ней содержится имплицитно то смысловое ядро, которое позволяет выстраивать педагогические системы и обеспечивать их переход к состоянию саморазвития. В.П. Беспалько и другие считали, что «среда базируется, прежде всего, на восприятии ее как системы, которая включает разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера» [3, с.82]. К.Ю. Полякова и Е.А.Еремин указывают, что «в различных областях знаний понятие «среда» сопряжено с понятием «система». Так, в кибернетике и теории управления под системой понимается группа объектов и связей между ними, выделенных из среды и рассматриваемых как одно целое» [4].

В контексте темы нашего исследования, основываясь на научных представлениях об этой многомерной категории, среду мы далее будем

определять как комплекс психолого-педагогических условий, воздействующих на субъекты и преобразующих их.

Средством управления этим процессом в сельской образовательной организации в этом случае будет сама интерактивная среда воспитания и обучения детей.

Далее требуется определение «информационной интерактивной среды» сельской образовательной организации, которое также приводится в научной литературе и обладает характеристиками многозначности. В качестве синонимичных понятий в научной литературе встречаются «информационно-образовательная среда», «электронная среда обучения» и т.д.

Для внесения ясности в ситуацию целесообразно руководствоваться положениями образовательного законодательства. В частности ФГОС определяет, что «необходимо создать адекватную планируемым результатам (предметным, метапредметным и личностным) современную информационно-образовательную среду» [1]. В документе она определяется среды как «системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанной с человеком как субъектом образования» [1].

Коротенков Ю.Г. предлагает уровневую структуру образовательной среды: «первым уровнем, определяющим форму, содержание образовательной среды и остальные содержательные уровни информационной образовательной среды, является педагогическая система. Вторым уровнем является система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Третьим уровнем можно считать образовательную медиасреду, содержащую познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразованием» [7].

Таким образом, развитие информационной интерактивной среды в сельской образовательной организации обусловлено следующими факторами: достаточный уровень развития взаимодействий в системе «учитель - знание -

обучающийся» для беспрепятственного и постоянного ее функционирования; достаточный уровень информатизации образовательной среды в школе и дома.

Под информационной интерактивной средой сельской образовательной организации в контексте вышесказанного целесообразно рассматривать информационно-образовательную среду, основанную на педагогическом управлении информационными, техническими, учебно-методическими ресурсами в целях развития субъектов образования, обладающих специфическими чертами.

Определяя содержательный компонент информационной образовательной среды, Гура В.В. пишет, что в контексте «информационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность» [8].

Как видим, в рамках средового подхода основной целью современной сельской образовательной организации становится управление информационно-образовательной средой для эффективной организации развития личности обучающихся.

Создание любой образовательной среды предполагает управление условиями обучения и развития ребенка. Демидова Г.А. предлагает комплексно опираться в организации образовательного процесса на психолого-педагогические условия «как совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренней обеспеченности образовательной деятельности, способствующей сохранению целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности» [9].

Таким образом, психолого-педагогические условия информационной интерактивной среды в сельской образовательной организации могут быть рассмотрены как сочетание направленных на решение актуальных задач образования возможностей содержания, форм и методов, представленных: продуктивным взаимодействием педагога и обучающихся; включением их в совместную деятельность; технической и методической обеспеченностью их

деятельности; отработанностью и эффективностью методик, методов, приемов, форм образовательной деятельности в интерактивной среде.

Психолого-педагогические условия становятся структурирующими элементами для всего образовательного процесса и включают весь спектр ориентиров и схем их достижения, взаимодействий и отношений, средств, которые обеспечивают достижение определенных образовательных целей.

Вместе с тем, приведенные выше параметры требуют уточнения с позиции современных тенденций развития образования, что делает особенным и образование в сельской школе, расширяя его за счет возможностей глобальных информационных систем. Образовательное пространство сельской школы в связи с этим больше не может считаться изолированным, вырванным из культурного пространства больших социумов, лишенным возможности приобщаться к лучшим культурным практикам. Сегодня все это возможно за счет включения в глобальные информационные интерактивные среды. Но возможность такого включения не безусловна, она связана с готовностью самих субъектов образовательного процесса к продуктивному взаимодействию.

Как отмечают многие ученые (А.Г. Гейн, К.К. Колин, В.С. Леднев, и другие), развитие интерактивной среды современной образовательной организации возможно лишь с учетом тенденций интерактивной среды современного общества. Современные исследователи отмечают, что в число этих тенденций входят: «глобализация образования за счет унификации информационных систем, превращения культуры и знания в достояние всего человечества» [12]. Отмечено, что «технологизация образования и управления учебным процессом, относящиеся в первую очередь к процессам оценки и сертификации результатов обучения, использованию социальных сетей для обмена учебной, научной и организационной информацией между субъектами образовательного процесса» [12; 13; 14].

По этому поводу Градова Т.В. пишет, что «информационные технологии в образовании - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя и администрация школы» [16].

Основываясь на сказанном выше определим, что интерактивная среда сельской образовательной организации должна быть рассмотрена нами как некое пространство взаимодействия субъектов образовательного процесса в очном (offline) формате, так и в дистанционном (online) - с использованием современных информационно-коммуникационных средств (компьютеров и мобильных устройств с доступом в интернет), добавлением в процесс обучения факторов всеобщей доступности информации.

Причем взаимодействие приобретает черты:

- непрерывности и активизации диалогического взаимодействия между педагогом и обучающимися, а также их родителями;

- высокой степени опосредованности информации. Информация подающаяся обучающимся педагогу, в особенности в процессе дистанционного взаимодействия, черпается им из множества источников - сетевых обучающих и справочных ресурсов. Это требует от педагога и обязательного управления и сопровождения освоения детьми способов работы с доступной информацией, обучения поиску и методам применения в ходе учебной деятельности.

Такое управление в системе «человек-техника» применительно к образовательному процессу характеризует и М.С. Артюхина. Автор отмечает «проводящую» опосредующую роль технических средств в диалоге педагога и обучающихся [17].

Демина Е.В. пишет: «Такие виды учебной деятельности, как сбор, хранение, поиск, регистрация, накопление, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме, управление различных явлений, объектов, процессов, обеспечивают появление интерактивных средств обучения. Диалоговый режим обучения и взаимодействие осуществляется не только между обучающимися и педагогом, но с интерактивным средством обучения и является спецификой интерактивных средств, имитируя некоторые функции педагога» [18, с. 96].

Такой опосредованный диалог позволяет повысить активность и самостоятельность обучающихся в учебной деятельности. У детей они развиваются за счет получения широких возможностей использования ресурсов информации, справочников, получения оперативных консультаций, представлений о результатах своей работы, в том числе - в сравнении с результатами других обучающихся (возможность увидеть свое место в рейтинге выполнивших учебное задание). Также значительно снижается тревожность, связанная с получением оценки и возможность возврата к решению и коррекции. Появляются широкие потенциалы индивидуализации образовательных учебного процесса за счет выбора темпа, логики, глубины и полноты освоения учебного материала. Для младших школьников значимую роль в обучении играют и огромные возможности компьютерных средств для визуализации, повышения наглядности учебного материла, что отвечает возрастным особенностям восприятия.

М.С. Артюхина пишет, что «возможность обратной связи, стимулирование и мотивация различных видов деятельности, в том числе без применения компьютера и развитие сотрудничества между обучающимися»

[17].

Ясность в представления о психолого-педагогических условиях развития интерактивной среды современной образовательной организации вносят исследования М.С. Артюхиной, О.И. Артюхина, Д. Сессомса, Х.Дж. Смита и других.

Так, в отечественной теории и практике организации интерак5тивыных образовательных систем акцент делается в большей мере на обеспеченность образовательного процесса средствами интерактивного общения: электронными учебниками, справочными источниками, наглядностью, интерактивными досками и планшетами, а также другими устройствами, позволяющими обогатить взаимодействие субъектов. В иностранной литературе точки интеракции педагога с обучающимися смещаются в поле достаточного владения субъектами этими средствами. Так, в работах Х.Дж.

Смита, С. Хиггинса и других данная проблема объясняется с позиций «пересечения технической и педагогической интерактивности в реальности»

[19].

Подобные мнения ученых свидетельствуют о том, что интерактивная среда современной образовательной организации развивается в условиях совпадения «интерактивного обучения и интерактивного изучения» [19].

То есть, интерактивная среда современной сельской образовательной организации будет развиваться при наличии следующих психолого-педагогических условий:

- Готовность к использованию современных интерактивных средств педагогом.

- Готовность к использованию современных интерактивных средств обучающимся.

- Готовность образовательной организации к использованию и управлению интерактивным взаимодействием обучающихся и педагогов.

Интерактивная среда современной сельской образовательной организации сама в таком случае переходит в разряд средств, инструментов формирования и эффективного использования этих видов готовности субъектов для достижения качества результатов образования. Здесь, как показало наблюдение, существует несколько факторов, которые тормозят развитие интерактивной среды. В частности, педагоги могут демонстрировать сопротивляемость таким инновациям, которые связаны с использованием новых технических средств обучения. Для их использования в обучении требуются специальные компетенции, которые требуют перестройки методики преподавания, освоения новых знаний по проектированию учебных курсов или их элементов, по работе с электронными средствами контроля и ведения документации. Зачастую только в специально организованных условиях, при наличии обязательных требований, прохождении курсов компьютерной грамотности педагоги и управленцы становятся способными к их эффективному использованию.

Для обучающихся и их родителей электронные учебные ресурсы также могут оказаться «китайской грамотой» без педагогического управления, предшествующего использованию. Значительное время занимает самостоятельное освоение их возможностей, способов использования в учебной деятельности. Для детей такая самостоятельная деятельность часто вообще оказывается непосильной. Особенно непреодолимые трудности испытывают в этом плане младшие школьники, возрастной особенностью которых является работа по готовым схемам и образцам действий с объектами. Свободный поиск и применение различных схем еще совершенно недоступно для них в силу особенностей их познавательных психических процессов. Поэтому для педагога важно начать создание интерактивной образовательной среды с обучения и закрепления у детей компетенций в сфере работы с интерактивными средствами в сфере учения. Нужно вводить их постепенно, пошагово в процесс образовательного взаимодействия, каждое средство отдельно и с детальной проработкой способов их дальнейшего самостоятельного применения. В педагогической среде бытует мнение о том, что современные дети и без специального обучения «настроены», хорошо обучаемы в работе с современными электронными интерактивными средствами. На самом деле исследования ученых [18; 12; 14 и др.] свидетельствуют о том, что в условиях отсутствия специального обучения применения интерактивных учебных ресурсов, знания и способы действия с этими объектами передаются с существенным искажением «из уст в уста», родители и сами учащиеся находят случайные и неполные возможности этих средств. Осложняется здесь ситуация и тревожностью, страхом перед оцениванием, неверным действием, поэтому и сам круг поиска возможностей существенно сужается, а интерактивные средства все чаще избегаются, применяются по необходимости, снижается мотивация к работе с ними.

Управление процессом организации эффективной интерактивной образовательной среды, таким образом, практически полностью зависит от развития ее на уровне управления всей системой школы или нескольких школ.

Организованная и продуманная модель ввода в систему взаимодействия непосредственных субъектов образовательного процесса - педагогов и обучающихся - предполагает пошаговое обучение применению интерактивных ресурсов как обязательных средств образовательного процесса, понятного и доступного элемента среды общения, преподавания и учения. Для этого реализуются специальные программы подготовки педагогов и обучающихся к использованию интерактивных средств образовательного процесса. В процессе обучения меняются не только умения и навыки их применения, но и сам взгляд участников образовательного процесса на их обязательность и полезность для результата.

Конечно, необходимо подобрать теоретические основы для развития готовности всех трех субъектов образовательной среды (педагога, обучающегося, образовательной организации). Нам представляется удобной теория Х.Дж. Смита, С. Хиггинса, Д. Сессомса и других, дополненная Деминой Е.В., о соотнесении «машинного» и «человеческого» факторов в образовательном процессе школы. Она наиболее четко и логично возможности создания интерактивной образовательной среды современной сельской школы, а также управления ей. Интерактивные средства в реалиях современного образования должны быть дополнены дистанционными.

Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что развитие интерактивной среды сельской образовательной организации базируется на комплексе психолого-педагогических условий, состоящих в готовности образовательной организации, а также педагогов и обучающихся как непосредственных субъектов к использованию в процессе взаимодействия интерактивных средств (педагогических и технических, в том числе, в дистанционной форме). Управление развитием среды предполагает создание у субъектов мотивации, условий для получения качественных образовательных услуг даже в условиях удаления от крупнейших культурных объектов и ведущих образовательных ресурсов средствами планомерного развития

интерактивной среды образовательной организации в целом в процессе обеспечения достижения качества образования.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт, п. 22 [Электронный ресурс]: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.

2. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2008г. Т.14. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». № 1. Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании.

3. Солянкин А.В. Теоретические основы изучения информационной образовательной среды в России // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2021. № 7 (71). С. 80-84.

4. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. / К.Ю. Полякова, Е.А. Еремин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013. 304 с.

5. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. Кузнецов С.А 2000. СПб.: Норинт. 2000. 1536 с.

6. Родионов, И.Б. Теория систем и системный анализ [Электронный ресурс] / URL: http://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/rodionov.html.

7. Боровская Е.В. Система обновления современного образования на основе средового подхода (Тезисы) // Системные обновления современного образования: Миф или реальность?: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27 марта 2014 года). Оренбург. 2014. 27 марта.

8. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие [Электронный ресурс] // Академия Айти. 2010.

9. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2007. 320 с.

10. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: мат-лы Междунар. научно-практич. конф. (31 октября 2012, г. Новосибирск). В 2 ч. Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. Ч. 1. С. 32-38.

11. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация» // General and Professional Education. -2012. № 1. С. 11. (С. 8-14.).

12. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1020-1022.

13. Невзорова М.С., Корепанова Е.В. Современные тенденции развития высшего педагогического образования в России//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

14. Кирпичева Е.В.. Дымовских К.Е. Организация сетевого взаимодействия образовательной организации с музеями г. Мичуринска как условие воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 122.

15. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогического общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.

16. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 06.04.2011 №65-ФЗ

17. Градова, Т. В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением // Информационно-

коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2010. № 5(9). С. 9-10.

18. Артюхина М.С. Интерактивные средства обучения: теория и практика применения: монография / Барнаул: ИГ «Си-пресс». 2014. 168 с.

19. Демина Е.В. Информационная интерактивная среда как ресурс подготовки преподавателей ВУЗов к исследовательской деятельности в системе магистратуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1.(17). С. 96-101.

20. Smith H.J., Higgins S., Wall K., Miller J. Interactive whiteboards: Boon or bandwagon? A critical review of the literature / H.J. Smith, S. Higgins, K. Wall, J. Miller // Center for Learning and Teaching, School of Education Communication and Language Sciences. UK: University of Newcastle Upon Tyne. 2005. C. 91-101.

UDC 371.485

DEVELOPMENT OF AN INFORMATION INTERACTIVE ENVIRONMENT IN A RURAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Maria S. Nevzorova

candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

trud.mgau@yandex.ru Elena V. Korepanova candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Head of the Department of Pedagogy and Psychology

pip-mgau@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the theoretical and methodological

foundations of creating an interactive educational environment in a rural educational organization. The psychological and pedagogical conditions of interactions in the "teacher - knowledge - learner" system, which form the basis of a holistic educational in a rural educational organization, are modeled.

Key words: ducational environment, interactive environment, psychological and pedagogical conditions for the development of the educational environment.

Статья поступила в редакцию 30.09.2022; одобрена после рецензирования 10.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 30.09.2022; approved after reviewing 10.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.