Научная статья на тему 'Цифровая образовательная среда сельской школы'

Цифровая образовательная среда сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
929
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / цифровая компетенция / педагог / общеобразовательная организация / digital educational environment / digital competence / teacher / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Иванова Мария Денисовна, Абрамова Варвара Гаврильевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием цифровой образовательной среды в современной сельской общеобразовательной организации. Рассмотрены основополагающие законодательные и нормативные документы, направленные на ее формирование в Российской Федерации. Проведенный анализ различных источников по теме исследования позволил сформулировать собственное определение дефиниции «Цифровая образовательная среда общеобразовательной организации». Раскрыты основные причины, сдерживающие процесс создания цифровой образовательной среды в сельских школах Республики Саха (Якутия). Целью проведенного исследования являлось раскрытие основных компонентов цифровой образовательной среды общеобразовательной организации. В итоге была построена схема цифровой образовательной среды образовательной организации, состоящая из 4 взаимосвязанных модулей, в числе которых модули «Управление», «Методической обеспечение», «Обучение» и «Контроль результатов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Иванова Мария Денисовна, Абрамова Варвара Гаврильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF RURAL SCHOOLS

The article discusses issues related to the creation of a digital educational environment in a modern rural educational organization. The fundamental legislative and regulatory documents aimed at its formation in the Russian Federation are considered. The analysis of various sources on the topic of the research allowed us to formulate our own definition of the definition of “Digital educational environment of a general educational organization”. The main reasons hindering the process of creating a digital educational environment in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) are revealed. The purpose of the study was to reveal the main components of the digital educational environment of a general educational organization. As a result, a diagram of the digital educational environment of the educational organization was built, consisting of 4 interconnected modules, including the modules “Management”, “Methodological support”, “Training” and “Control of results”.

Текст научной работы на тему «Цифровая образовательная среда сельской школы»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Цифровая образовательная среда сельской школы

Игнатьев Владимир Петрович,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: vpi_50@mail.ru

Иванова Мария Денисовна,

аспирант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: imden1975@mail.ru

Абрамова Варвара Гаврильевна,

аспирант, Северо-Восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова

E-mail: Varya.abramova@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием цифровой образовательной среды в современной сельской общеобразовательной организации. Рассмотрены основополагающие законодательные и нормативные документы, направленные на ее формирование в Российской Федерации. Проведенный анализ различных источников по теме исследования позволил сформулировать собственное определение дефиниции «Цифровая образовательная среда общеобразовательной организации». Раскрыты основные причины, сдерживающие процесс создания цифровой образовательной среды в сельских школах Республики Саха (Якутия). Целью проведенного исследования являлось раскрытие основных компонентов цифровой образовательной среды общеобразовательной организации. В итоге была построена схема цифровой образовательной среды образовательной организации, состоящая из 4 взаимосвязанных модулей, в числе которых модули «Управление», «Методической обеспечение», «Обучение» и «Контроль результатов».

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая компетенция, педагог, общеобразовательная организация.

о

CJ

см

см

л

Z

172

Массовый переход Российской Федерации на цифровую экономику, несомненно, приведет в ближайшем будущем к перестройке и модернизации практически всех сфер жизнедеятельности человека и коснется подавляющего большинства отраслей и сфер экономики. Согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, основной целью становится «создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний» [1]. Данная цель предполагает дальнейшее развитие информационных технологий, ориентированных на создание информационного общества с развитой цифровой инфраструктурой, разнообразными информационными сервисами и надежной системой безопасности. Очевидно, что эти глобальные задачи невозможно решить без подготовки специалистов, владеющих современными информационными технологиями.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 была утверждена государственная программа РФ «Развитие образования», содержащая в своей структуре федеральный проект «Цифровая образовательная среда», целью которого является «создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» [2].

Начальный уровень цифровой грамотности любой специалист получает на уровне общеобразовательной школы. Для того чтобы качество и уровень цифровых знаний, умений и владений был достаточным, необходимо провести модернизацию общеобразовательных организаций.

Цифровая модернизация системы российского образования коснется всех направлений функционирования общеобразовательных организаций, включая создание цифровой образовательной среды, и главным субъектом, которой является учитель. От уровня его цифровых компетенций будет зависеть эффективность работы цифровой образовательной среды и как следствие - качество образования. Для этого необходимо формирование и развитие цифровых компетенций учите-

лей общеобразовательных организаций вне зависимости от места их расположения. В настоящее интернет доступен на всей территории Российской Федерации. Поэтому все школы страны, включая отдаленные сельские, в том числе малокомплектные школы, расположенные в арктических районах Республики Саха (Якутия), должны перейти на активное использование цифровых образовательных технологий. Для того чтобы обеспечить высокое качество образования, сегодня помимо высокоскоростного интернета необходимо иметь также педагогические кадры, владеющие цифровыми образовательными технологиями и методиками их эффективного использования в образовательном процессе [3].

Анализ современных исследований отечественных и зарубежных авторов позволяет утверждать, что цифровые технологии существенным образом воздействуют на многие аспекты функционирования образовательного процесса, включая цели обучения, содержание образования, методическое и информационное обеспечение, используемые методы обучения и образовательные технологии, способы контроля и в целом управления системой образования.

Определенные требования к необходимости владения цифровыми компетенциями на уровне общего образования определены в Профессиональном стандарте педагога в его трудовой функции, предполагающей наличие компетенций, основанных на необходимых умениях «владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием» [4]. Однако данных умений уже в настоящее время становится недостаточно для качественного обучения учащихся, т.к. информационные образовательные технологии развиваются довольно быстрыми темпами, предъявляя всё более возрастающие требования к уровню сформированности цифровых компетенций современного педагога. Как показала практика перехода образовательных организаций из-за коронавирусной инфекции в марте 2020 года на дистанционную форму обучения, многие учителя общеобразовательных школ, особенно расположенных в отдаленной сельской местности, оказались не готовы к данному переходу и испытывали сложности, связанные со слабым развитием цифровых компетенций.

Тем не менее, в условиях активной цифровиза-ции образовательной деятельности основные усилия должны быть направлены на создание цифровой образовательной среды (ЦОС), в которой должна функционировать современная школа.

Процесс создания ЦОС в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) идет довольно медленными темпами в связи с тем, что имеются следующие проблемы и недостатки, сдерживающие создание ЦОС на местах: 1. Не полностью проработан терминологический

аппарат ЦОС.

2. Несовершенство законодательства в сфере использования инструментов ЦОС и защиты авторских прав педагогов, персональных данных учителей и учащихся.

3. Активное создание ЦОС сдерживается отсутствием в сельских школах высокоскоростного интернета.

4. Отсутствуют на государственном уровне единые требования к организационно-техническому и методическому обеспечению ЦОС.

5. Во ФГОС отсутствуют механизмы и порядок работы педагогов в условиях ЦОС.

6. Отмечается недостаток целевых средств, направляемых на создание ЦОС в конкретных школах, в особенности в части, касающейся приобретения необходимого программного обеспечения.

7. Недоработан механизм повышения квалификации педагогов в области цифровых технологий в рамках «одного окна», что сдерживает процесс формирования и развития цифровых компетенций педагогов.

8. Не разработаны единые критерии оценки уровня сформированности цифровой компетентности педагогов, что препятствует выявлению проблем у педагогов в части использования цифровых образовательных технологий в их профессиональной деятельности.

9. Отсутствие конкретных планов создания ЦОС и лиц ответственных за её создание на всех уровнях управления образованием. Красильникова В.А. использует термин информационно-образовательная среда, под которой ею понимается «многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам» [5, с. 105].

Официально под цифровой образовательной средой понимается «подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий [б, с. 39].

Согласно Федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», реализуемому в рамках Национального проекта «Образование», к 2024 году по всей стране «должна внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и ре-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать рутинные административные, управленческие и обеспечивающие процессы; проводить процедуры оценки качества образования. Будет обеспечена оптимизация деятельности образовательных организаций, перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование» [7, с. 87].

Проведя анализ подходов к созданию ЦОС, мы сформулировали собственное частное определе-

• разработка концепции ЦОС;

• создание минипортала ОО;

• автоматизация;

• мониторинг ЦОС;

• повышение квалификации

• внутренняя система контроля качества образования;

• проведение тестирования;

• возможность самоконтроля

ние данного термина применительно к сельской общеобразовательной организации. Под цифровой образовательной средой общеобразовательной организации мы понимаем системно организованную совокупность управленческого, методического, обучающего и контролирующего компонентов образования, ориентированных на активное вовлечение учащихся в процесс познания посредством эффективного использования различных цифровых технологий и инструментов.

Исходя из предложенного термина, нами была составлена схема цифровой образовательной среды сельской школы (рис. 1).

• электронные образовательные ресурсы;

• библиотечные фонды;

• электронные методические разработки

1 современная МТБ; программное обеспечение; 1 цифровые образовательные технологии

Рис. 1. Цифровая образовательная среда сельской школы

о с

и

см л

Согласно представленной схеме, цифровая образовательная среда образовательной организации состоит из 4 взаимосвязанных модулей, в числе которых модули «Управление», «Методической обеспечение», «Обучение» и «Контроль результатов».

Модуль управление включает в себя следующие основные компоненты:

- разработка концепции ЦОС, предполагающей определение основных целей, задач, структуры, мероприятий, возможных рисков, источников финансирования, используемых ресурсов, планируемых результатов внедрения ЦОС;

- создание минипортала образовательной организации, предполагающего создание эффективного многофункционального сайта организации, объединяющего в себе все направления деятельности, организуемые в цифровом формате (электронные образовательные ресурсы, базы данных, портфолио педагогов и учащихся, электронное расписание, веб-сервисы, ссылки на полезные ресурсы и пр.);

- автоматизация процесса управления образовательной организацией, включающая электронный документооборот, создание информационно-аналитической системы, управление банками данных, электронные расписания;

- мониторинг ЦОС, позволяющий оценивать работу отдельных структурных подразделений и каждого педагога, принимая оперативные меры по устранению выявленных проблем;

- повышение квалификации педагогов, управленческого и обслуживающего персонала образовательной организации в области эффективного использования цифровых технологий и инструментов в своей профессиональной деятельности.

Модуль методическое обеспечение состоит

из следующих основных компонентов:

- электронные образовательные ресурсы, в числе которых различные информационно-образовательные ресурсы, федеральные образовательные порталы, электронные образовательные ресурсы по общеобразовательным дисциплинам;

- библиотечные фонды, предусматривающие доступ не только к электронным ресурсам своей образовательной организации, но и к электронным фондам других библиотек и образовательных порталов;

- электронные методические разработки, в состав которых входят учебно-методический комплекс предмета, учебно-методическая литера-

тура, учебно-наглядные пособия, дидактические, контролирующие материалы и пр. Модуль обучение включает следующие основные компоненты:

- современная МТБ, в которую входят натуральные средства обучения, учебное оборудование, технические средства информационных технологий обучения (виртуальные лаборатории, тренажеры, интерактивные панели, электронные доски, мультимедийные проекторы, компьютерная техника и пр.);

- программное обеспечение, без которого компьютерная техника не в состоянии обеспечить полноценный образовательный процесс;

- цифровые образовательные технологии, основанные на использовании различных образовательных платформ, а также веб-квесты, гей-мификация, развивающие soft-skills («мягкие» навыки), различные сервисы для создания интерактивных заданий и упражнений по предметам, подготовка презентаций, анимаций и пр. Модуль контроль результатов состоит из следующих основных компонентов:

- внутренняя система контроля качества образования, позволяющая автоматизировать процессы сбора, систематизации, анализа результатов обучения с целью принятия своевременных мер по корректировке образовательного процесса (электронный журнал, электронный дневник, электронные портфолио учащихся и педагогов);

- проведение электронного тестирования обучающихся для проверки уровня сформированно-сти их знаний и умений по отдельным предметам с целью выявления степени усвоения пройденного материала;

- возможность самоконтроля, позволяющего самостоятельно оценить свою обученность, выявить слабые места посредством анализа допущенных ошибок, внести коррективы в свой индивидуальный план обучения.

Создание внедрения ЦОС в образовательной

организации дает ей следующие преимущества:

- использование личностно-ориентированного подхода, позволяющей обеспечить построение индивидуальной образовательной траектории для обучающихся;

- повышение интереса и познавательной мотивации обучающихся;

- широкие возможности для раскрытия творческого потенциала учителя посредством создания собственных интерактивных образовательных контентов;

- снижение рутинной нагрузки с педагогов за счет автоматизации части их профессиональной деятельности;

- доступность всей учебной документации, переведенной на цифровой формат;

- повышение самостоятельности учащихся при работе с цифровыми ресурсами;

- возможность самоконтроля успешности обучения учащихся;

- расширение информационного взаимодействия между педагогами, учащимися и их родителями;

- возможность проведения видеоконференцсвя-зи при необходимости обсуждения каких-то вопросов с учащимися и с их родителями;

- создание портфолио учащихся позволяет отслеживать их успехи и достижения и способствует самоорганизации обучающихся;

- возможность автоматизации управленческих процессов и отчетности;

- возможность расширения участия родителей в достижении результатов образования за счет открытости информации об учебных достижениях их детей.

Таким образом, представленная нами схема цифровой образовательной среды свидетельствует о том, что практически вся профессиональная деятельность педагога сельской школы к 2024 году будет проводиться в рамках цифровой образовательной среды, которая, впрочем, не означает отход от традиционной системы обучения школьников, которая останется главным фактором, определяющим качество довузовского образования.

Для того, чтобы будущие педагоги могли эффективно организовывать педагогический процесс в цифровой образовательной среде, вузам необходимо формировать цифровые компетенции студентов - будущих учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 2032 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/ media/acts/files/0001201705100002.pdf.

2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// base.garant.ru/71848426/.

3. Игнатьев В.П., Иванова А.С., Иванова М.Д. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=29709.

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

5. Красильникова В.А. Методология создания единой информационно-образовательной среды университетского округа // Вестник ОГУ. -2002.- № 2. - С. 105-110.

6. Паспорт Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu54.ru/upload/ fMes/20Ш03/Федеральный%20проект%20 Цифровая%20образовательная%20среда^Г

7. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/72192486/.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF RURAL SCHOOLS

Ignatiev V.P., Ivanova M.D., Abramova V.G.

North -Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

The article discusses issues related to the creation of a digital educational environment in a modern rural educational organization. The fundamental legislative and regulatory documents aimed at its formation in the Russian Federation are considered. The analysis of various sources on the topic of the research allowed us to formulate our own definition of the definition of "Digital educational environment of a general educational organization". The main reasons hindering the process of creating a digital educational environment in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) are revealed. The purpose of the study was to reveal the main components of the digital educational environment of a general educational organization. As a result, a diagram of the digital educational environment of the educational organization was built, consisting of 4 interconnected modules, including the modules "Management", "Methodological support", "Training" and "Control of results".

Keywords: digital educational environment, digital competence,

teacher, educational organization.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 2032 of May 9, 2017 "On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" [Electronic resource]. Access mode: http://static.kremlin.ru/media/ acts/files/0001201705100002.pdf.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.12.2017 No. 1642 (ed. of 29.03.2019) " On approval of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" (with amendments and additions, intro. effective from 12.04.2019). [Electronic resource]. Access mode: https://base. garant.ru/71848426/.

3. Ignatiev V. P., Ivanova A.S., Ivanova M.D. ICT competence of teachers as the basis of digital literacy of students // Modern problems of science and education. - 2020. - No. 2. [Electronic resource]. Access mode: http://www.science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=29709.

4. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 544n of 18.10.2013 (as amended). of 25.12.2014) "On the approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary, general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 06.12.2013 No. 30550) [Electronic resource]. - Access mode: http: //fgosvo. ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf.

5. Krasil'nikova V. A. methodology for the creation of a unified information and educational environment of the University district // Vestnik OGU. - 2002. - No. 2. - P. 105-110.

6. The passport of the Federal project "Digital educational environment" (Annex to the minutes of the meeting of the project Committee on the national-term project "Education" on December 07, 2018, No. 3) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.edu54.ru/upload/files/2016/03/0eflepanbHWM%20 npoeKT%20^i£poBafl%20o6pa30BaTenbHafl%20cpefla.pdf.

7. Passport of the national project "Education" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Protocol No. 16 of 24.12.2018) [Electronic resource]. Access mode: https://base.garant.ru/72192486/.

о с

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.