Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова М.С., Плаксина А.В., Томонов Д.С.

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия развития интерактивной среды современной образовательной организации. Приводятся теоретические основания проектирования психолого-педагогических условий управления средой школы. Из теоретико-методологических оснований и на основании апробации выводятся психолого-педагогические условия, способствующие совершенствованию интерактивной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE USE OF ICT TOOLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL

The article considers the psychological and pedagogical conditions for the development of the interactive environment of a modern educational organization. The theoretical foundations of the design of psychological and pedagogical conditions of school environment management are given. Psychological and pedagogical conditions that contribute to the improvement of the interactive educational environment are derived from the theoretical and methodological foundations and on the basis of approbation.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373.31

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мария Сергеевна Невзорова

кандидат педагогических наук, доцент й^. mgau@yandex.ru Алена Владимировна Плаксина

студентка plaksina68@yandex.ru Данила Сергеевич Томонов магистрант Tomonovdanila@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены психолого-педагогические условия развития интерактивной среды современной образовательной организации. Приводятся теоретические основания проектирования психолого-педагогических условий управления средой школы. Из теоретико-методологических оснований и на основании апробации выводятся психолого-педагогические условия, способствующие совершенствованию интерактивной образовательной среды.

Ключевые слова: образовательная среда современной образовательной организации, интерактивная образовательная среда, психолого-педагогические условия развития образовательной среды.

Интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса выстраивается в условиях образовательной среды современной образовательной организации и составляет один из ведущих показателей качества ее работы. В настоящий период в связи с острой потребностью появляется все больше научных исследований, посвященных проблеме изучения информатизации образования (А.И. Горячева, М.Г. Гельфман, М.А Холодная, В.Э. Меламуд, И.В. Роберт и другие). Вместе с тем нужно отметить, что до сих пор не нашел практического разрешения вопрос о создании в современной образовательной организации интерактивной среды, включающей как участников образовательного процесса, так и актуальную информационную среду, а также определяющих продуктивные пути включения в нее средств ИКТ, что и составило проблему нашего исследования.

Среда как категория образования определена как комплекс психолого-педагогических условий, воздействующих на субъекты и преобразующих их. Средством управления этим процессом в образовательной организации в этом случае будет являться развитие интерактивной среды.

Создание любой образовательной среды предполагает управление условиями обучения и развития ребенка, под которыми традиционно понимаются «обстоятельства, требования, правила и обстановка для реализации какой-либо деятельности. Психолого-педагогические условия направлены на выстраивание целостного образовательного процесса» [1], что отражено в исследованиях В.И. Андреева А.Я. Найн и других. Демидова Г.А. предлагает комплексно опираться в организации образовательного процесса на психолого-педагогические условия «как совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренней обеспеченности образовательной деятельности» [2].

Ипполитова Н.В. и Стерхова Н.С. понимают их «как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса» [3].

Хушбахтов А.Х. отмечает, что «основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности» [4].

Таким образом, психолого-педагогические условия в контексте проблемы исследования могут быть рассмотрены как сочетание задач образования с технологиями, методиками, методами, формами, представленными: «деятельностью учителя и обучающихся» [5] (В.В. Краевский); «методикой обучения» [6] (Н.М. Скаткин); «способами и последовательностью организации основных элементов учебного процесса» [7] (И.Я. Лернер); «учебным комплексом» [8] (Л.Д. Зуев); «учебной информацией и проектирующей учебной деятельностью» [9] (В.П. Беспалько); «планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-методической документации и дидактических средств обучения» [10] (В.А. Скакун).

Психолого-педагогические условия становятся структурирующими элементами для всего образовательного процесса и включают весь спектр ориентиров и схем их достижения, взаимодействий и отношений, средств, которые обеспечивают достижение определенных образовательных целей.

Как отмечают многие ученые (Т.Б. Захарова, А.А. Кузнецов, В.С. Леднев, и др.), развитие интерактивной среды современной образовательной организации возможно лишь с учетом тенденций интерактивной среды современного общества. В число этих тенденций входят: «глобализация образования за счет унификации информационных систем, превращения культуры и знания в достояние всего человечества; технологизация образования и управления учебным процессом» [11].

Как отмечается в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [12].

Взаимодействие субъектов образовательного процесса приобретает здесь черты:

- непрерывности и активизации диалогического взаимодействия между педагогом и обучающимися, а также их родителями;

- высокой степени опосредованности информации. Информация подающаяся обучающимся педагогу, в особенности в процессе дистанционного взаимодействия, черпается им из множества источников - сетевых обучающих и справочных ресурсов. Это требует от педагога и обязательного управления и сопровождения освоения детьми способов работы с доступной информацией, обучения поиску и методам применения в ходе учебной деятельности.

Такое управление в системе «человек-техника» применительно к образовательному процессу характеризует и М.С. Артюхина. Автор отмечает «проводящую» опосредующую роль технических средств в диалоге педагога и обучающихся [13].

Демина Е.В. пишет: «Диалоговый режим обучения и взаимодействие осуществляется не только между обучающимися и педагогом, но с интерактивным средством обучения и является спецификой интерактивных средств» [14].

Такой опосредованный диалог позволяет повысить активность и самостоятельность обучающихся в учебной деятельности. У детей они развиваются за счет получения широких возможностей использования ресурсов информации, справочников, получения оперативных консультаций, представлений о результатах своей работы, в том числе - в сравнении с результатами других обучающихся (возможность увидеть свое место в рейтинге выполнивших учебное задание). Также значительно снижается тревожность, связанная с получением оценки и возможность возврата к решению и коррекции. Появляются широкие потенциалы индивидуализации образовательных учебного процесса за счет выбора темпа, логики, глубины и полноты освоения учебного материала. Для младших школьников значимую роль в обучении играют и огромные возможности компьютерных средств для

визуализации, повышения наглядности учебного материла, что отвечает возрастным особенностям восприятия.

Ясность в представления о психолого-педагогических условиях развития интерактивной среды современной образовательной организации вносят исследования М.С. Артюхиной, О.И. Артюхина, Д. Сессомса, Х.Дж. Смита и других.

Так, в отечественной педагогической науке и практике в русле проблемы исследования акцент делается в большей мере на обеспеченность образовательного процесса средствами интерактивного общения: электронными учебниками, справочными источниками, наглядностью, интерактивными досками и планшетами, а также другими устройствами, позволяющими обогатить взаимодействие субъектов. В иностранной литературе точки интеракции педагога с обучающимися смещаются в поле достаточного владения субъектами этими средствами. Так, в работах Х.Дж. Смита, С. Хиггинса и других поднимается вопрос о «пересечении технической и педагогической интерактивности в реальности» [15].

Интерактивная среда современной образовательной организации сама в таком случае переходит в разряд средств, инструментов формирования и эффективного использования этих видов готовности субъектов для достижения качества результатов образования. Здесь, как показало наблюдение, существует несколько факторов, которые тормозят развитие интерактивной среды. В частности, педагоги могут демонстрировать сопротивляемость таким инновациям, которые связаны с использованием новых технических средств обучения. Для их использования в обучении требуются специальные компетенции, которые требуют перестройки методики преподавания, освоения новых знаний по проектированию учебных курсов или их элементов, по работе с электронными средствами контроля и ведения документации. Зачастую только в специально организованных условиях, при наличии обязательных требований, прохождении курсов компьютерной грамотности педагоги и управленцы становятся способными к их эффективному использованию.

Для обучающихся и их родителей электронные учебные ресурсы также могут оказаться «китайской грамотой» без педагогического управления, предшествующего использованию. Значительное время занимает самостоятельное освоение их возможностей, способов использования в учебной деятельности. Для детей такая самостоятельная деятельность часто вообще оказывается непосильной. Особенно непреодолимые трудности испытывают в этом плане младшие школьники, возрастной особенностью которых является работа по готовым схемам и образцам действий с объектами. Свободный поиск и применение различных схем еще совершенно недоступно для них в силу особенностей их познавательных психических процессов. Поэтому для педагога важно начать создание интерактивной образовательной среды с обучения и закрепления у детей компетенций в сфере работы с интерактивными средствами в сфере учения. Нужно вводить их постепенно, пошагово в процесс образовательного взаимодействия, каждое средство отдельно и с детальной проработкой способов их дальнейшего самостоятельного применения. В педагогической среде бытует мнение о том, что современные дети и без специального обучения «настроены», хорошо обучаемы в работе с современными электронными интерактивными средствами. На самом деле исследования ученых свидетельствуют о том, что в условиях отсутствия специального обучения применения интерактивных учебных ресурсов, знания и способы действия с этими объектами передаются с существенным искажением «из уст в уста», родители и сами учащиеся находят случайные и неполные возможности этих средств. Осложняется здесь ситуация и тревожностью, страхом перед оцениванием, неверным действием, поэтому и сам круг поиска возможностей существенно сужается, а интерактивные средства все чаще избегаются, применяются по необходимости, снижается мотивация к работе с ними [11, 14, 17, 18 и др.].

Управление процессом организации эффективной интерактивной образовательной среды, таким образом, практически полностью зависит от развития ее на уровне управления всей системой школы или нескольких школ.

Организованная и продуманная модель ввода в систему взаимодействия непосредственных субъектов образовательного процесса - педагогов и обучающихся - предполагает пошаговое обучение применению интерактивных ресурсов как обязательных средств образовательного процесса, понятного и доступного элемента среды общения, преподавания и учения. Для этого реализуются специальные программы подготовки педагогов и обучающихся к использованию интерактивных средств образовательного процесса. В процессе обучения меняются не только умения и навыки их применения, но и сам взгляд участников образовательного процесса на их обязательность и полезность для результата. Первоначальное отношение к интерактивной среде как к новому объекту, средству обучения вызывает сопротивление у участников, представляется как дополнительная и в некоторой степени бесполезная надстройка над непростыми и напряженными действиями учения и преподавания. До тех пор, пока интерактивная среда остается непознанным объектом, не включенным в собственный опыт, она вызывает тревожность. Дети, родители, педагоги постоянно обращаются с вопросами о технических особенностях применения этих средств. Зачастую подобные вопросы без организованного управления адресуются некомпетентным субъектам, что обусловлено боязнью порицания, обвинения в недостаточной осведомленности. Поэтому родители и обучающиеся и педагоги начинают представлять две отдельных, нередко противоборствующих среды. Это приводит к взаимным обвинениям и ухудшению эмоционального климата во взаимодействии. Поэтому необходимым становится введение на первых порах технической поддержки, готовой прийти на помощь и пояснить участникам порядок действий, вооружить средствами работы в интерактивной среде школы.

Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что развитие интерактивной среды современной образовательной организации базируется на комплексе психолого-педагогических условий, состоящих в готовности образовательной организации, а также педагогов и обучающихся как непосредственных субъектов к использованию в процессе взаимодействия

интерактивных средств (педагогических и технических, в том числе, в дистанционной форме). Управление развитием среды предполагает создание у субъектов мотивации, условий для удовлетворения их потребностей и интересов средствами планомерного развития интерактивной среды образовательной организации в целом в процессе обеспечения достижения качества образования.

Список литературы:

1. Андреев А.А., Троян Г.М. Основы интернет-обучения / Москва. 2003. 68с.

2. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: мат-лы Междунар. научно-практич. конф. (31 октября 2012, г. Новосибирск). В 2 ч. Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов». 2012. Ч. 1. С. 32-38.

3. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация» // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 11. (С. 8-14.).

4. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1020-1022.

5. Краевский, В. Методология педагогики / Чебоксары: Изд-во чуваш. Ун-та. 2001. 224 с.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.: Педагогика. 1986. 152 с.

7. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / М.: Педагогика. 1981. 186 с.

8. Зуев, Д.Д. Проблемы школьного учебника. XX век. Итоги / М.: Просвещение. 2004. С. 327-328.

9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии PDF / М.: Педагогика. 1989. 192 с.

10. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие / М.: ФОРУМ: ИНФРА. 2007. 336 с.

11. Невзорова М.С., Корепанова Е.В. Современные тенденции развития высшего педагогического образования в России // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

12. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» от 06.04.2011 №65-ФЗ

13. Артюхина М.С. Интерактивные средства обучения: теория и практика применения: монография / Барнаул: ИГ «Си-пресс». 2014. 168 с.

14. Демина Е.В. Информационная интерактивная среда школы как средство обеспечения качественных образовательных услуг: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Томск. 2016. с. 72.

15. Smith, H.J., Higgins, S., Wall, K., Miller, J. Interactive whiteboards: Boon or bandwagon? A critical review of the literature / H.J. Smith, S. Higgins, K. Wall, J. Miller // Center for Learning and Teaching, School of Education Communication and Language Sciences. UK: University of Newcastle Upon Tyne. 2005. C. 91-101.

16. Корепанова Е.В., Невзорова М.С. Педагогическая психология: учебное пособие. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина: ГОУ ВПО «Мичуринский гос. пед. ин-т». 2007. 285 с.

17. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т.4. №1.

18. Обносов, В.Н. Развитие способностей детей: основные требования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 198.

UDC 373.31

THE SPECIFICS OF THE USE OF ICT TOOLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL

Maria S. Nevzorova

candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor trud.mgau@yandex.ru Alena V. Plaksina student

plaksina68@yandex.ru Danila S. Tomonov

master student Tomonovdanila@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers the psychological and pedagogical conditions for the development of the interactive environment of a modern educational organization. The theoretical foundations of the design of psychological and pedagogical conditions of school environment management are given. Psychological and pedagogical conditions that contribute to the improvement of the interactive educational environment are derived from the theoretical and methodological foundations and on the basis of approbation.

Keywords: educational environment of a modern educational organization, interactive educational environment, psychological and pedagogical conditions for the development of the educational environment.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.