Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаенкова М.П.

Статья посвящена описанию специфики проектирования и функционирования образовательного пространства современного вуза. Подчеркивается, что в настоящее время стратегическим направлением в организации образовательного процесса в высшей школе является создание информационно-коммуникационной инфраструктуры, которая и призвана придать образовательной среде статус цифровой. Формирование необходимых компетентностей у современного студента невозможно без взаимосвязи цифровой образовательной среды, собственно образовательной среды и социокультурной образовательной среды. Доказывается важность создания необходимых психолого-педагогических условий для эффективного проектирования и функционирования перечисленных выше сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манаенкова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article is devoted to the description of the specifics of the design and functioning of the educational space of a modern university. It is emphasized that currently the strategic direction in the organization of the educational process in higher education is the creation of information and communication infrastructure, which is designed to give the educational environment the status of digital. The formation of the necessary competencies in a modern student is impossible without the interconnection of the digital educational environment, the educational environment itself and the socio-cultural educational environment. The importance of creating the necessary psychological and pedagogical conditions for the effective design and functioning of the above environments is proved.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 37.062.2

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Марина Петровна Манаенкова

кандидат филологических наук, доцент mmanaenkova@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена описанию специфики проектирования и функционирования образовательного пространства современного вуза. Подчеркивается, что в настоящее время стратегическим направлением в организации образовательного процесса в высшей школе является создание информационно-коммуникационной инфраструктуры, которая и призвана придать образовательной среде статус цифровой. Формирование необходимых компетентностей у современного студента невозможно без взаимосвязи цифровой образовательной среды, собственно образовательной среды и социокультурной образовательной среды.

Доказывается важность создания необходимых психолого-педагогических условий для эффективного проектирования и функционирования перечисленных выше сред.

Ключевые слова: образовательное пространство, цифровая образовательная среда, профессиональная и личностная компетентность, всестороннее развитие личности.

В нормативно-правовых документах и методологических материалах, определяющих основы и перспективы развития современной системы высшего образования в нашей стране большое внимание уделяется формированию развивающей образовательной среды. Образовательная среда чаще всего в работах, посвященных исследованию данной проблемы, понимается как специально организованное пространство, целью проектирования которого является создание необходимых психолого-педагогических условий для обучения, воспитания и развития личности обучающихся [1, с. 93]. Образовательная среда, как известно, может в полной мере быть эффективной только при условии, что образовательный процесс основан на субъектно-субъектных отношениях его основных участников, поэтому, по нашему мнению, особенности взаимодействия субъектов педагогического общения являются важной структурно-содержательной составляющей архитектуры образовательного пространства любого учреждения в современной образовательной парадигме вообще, а высшего учебного заведения в особенности.

Важным условием эффективного функционирования образовательной среды является гибкость ее структуры и способность к трансформации [2, с. 110]. Данное обстоятельство обусловлено тем, что образовательное пространство любого образовательного учреждения направлено на подготовку специалиста, у которого на высоком уровне сформированы профессиональные и личностные компетентности в объеме, который необходим для их успешной не только социализации, но и саморазвития, и самоактуализации [3, с. 63]. Именно поэтому в настоящее время уделяется такое повышенное внимание исследованию проблем, связанных с цифровизаций образовательной среды.

Постановление Правительства Российской Федерации № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», территориальная ограниченность данного эксперимента являются убедительным доказательством ответственного отношения государства к модернизации современной образовательной

парадигмы, к внедрению цифровых инноваций в образовательный процесс учебных заведений [4, с. 97].

Очевидно, что проектирование цифрового образовательного пространства может добавить к уже имеющимся проблемам в системе образовании нашей страны вообще и высшего образования в частности новые проблемы.

В течение многих десятилетий система образования в нашей стране основывалась на проверенной многовековой историей классно-урочной системе, изменение которой, безусловно, будет сопровождаться многими сложностями. Более того, нет еще как результатов специальных исследований содержательно -структурных особенностей цифровой образовательной среды, так и значения цифровизации для формирования эффективной образовательной среды, например, вуза.

Субъектом целостного педагогического процесса, как известно, является преподаватель, ключевой фигурой он должен стать и в новом образовательном пространстве, поэтому так остро сегодня стоит как проблема цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава вуза, так и проблема организации работы центров повышения квалификации преподавателей в соответствии с новыми профессиональными и социальными вызовами.

Опыт работы многих педагогов во время пандемии в условиях дистанционного образовательного позволил выявить отрицательные стороны такой формы организации образования обучающихся: непрочность знаний и, как следствие, неовладение умениями и навыками, падение успеваемости, низкая степень социализации [5, с. 164].

Необходимо честно признаться в том, что финансовое, кадровое, техническое и программное обеспечение многих российских вузов, необходимое для создания цифровой образовательной среды сегодня, оставляет желать лучшего.

Сегодня цифровые технологии активно внедряются во всех сферах нашей жизни и деятельности, очевидно, что образование не станет исключением, но

чрезвычайно осторожно и очень внимательно нужно подходить к проектированию цифровой образовательной среды вуза.

Список литературы:

1. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.

2. Манаенкова М.П. Информационно-познавательный компонент образовательного пространства вуза: содержание, функционирование // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. 2018. С. 107113.

3. Невзорова М.С. Особенности профессиональной ориентации молодежи в условиях компетентностного подхода к образованию // Актуальные проблемы науки и образования. 2017. С. 61-64.

4. Перышкова С.А. Проблема оптимизации педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 96-103.

5. Попова С.В., Дегтярев А.В. Современное иноязычное образование: ноосферный подход // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 3 (73). С. 162-170.

UDC37.062.2

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PROBLEMS AND

PROSPECTS

Marina P. Manaenkova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

mmanaenkova@yandex.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the description of the specifics of the design and functioning of the educational space of a modern university. It is emphasized that currently the strategic direction in the organization of the educational process in higher education is the creation of information and communication infrastructure, which is designed to give the educational environment the status of digital. The formation of the necessary competencies in a modern student is impossible without the interconnection of the digital educational environment, the educational environment itself and the socio-cultural educational environment.

The importance of creating the necessary psychological and pedagogical conditions for the effective design and functioning of the above environments is proved.

Key words: educational space, digital educational environment, professional and personal competence, comprehensive personality development.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.