ДЕТСКИЙ САД ШКОДА ВУЗ
УДК 378.637(075.8) DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-67-72
Поступила в редакцию / Received 11.01.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.02.2021 Принята к публикации / Accepted 24.03.2021
оригинальная статья
Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога
Манаенкова Марина Петровна, Калякин Евгений Викторович
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2402-2613, e-mail: mmanaenkova@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5547-0339, e-mail: Evgenivmich@vandex.ru
Аннотация. Рассматривается проблема личностно-профессионального развития будущих педагогов-психологов. Излагаются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к вопросам соотношения профессиональной подготовки и профессионального развития человека. Рассмотрен вопрос о сущности процесса профессионального становления вообще и в психолого-педагогической сфере деятельности в частности. Акцентируется внимание на федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования последнего поколения - магистратура по психолого-педагогическому направлению подготовки, и на соответствующий профессиональный стандарт как нормативная основа организации образовательного процесса в современном вузе. Аргументировано доказывается целесообразность модернизации современной образовательной системы в высшей школе, обоснованность перехода на актуальный компетентностный подход как методологическую базу организации образовательного процесса в вузе. Подчеркивается необходимость при организации развивающего образовательного пространства в высшей школе уделять внимание развитию профессионализма и, что особенно важно, развитию социально важных личностных качеств. Особое внимание уделяется анализу объема личностной составляющей специалиста как важному компоненту в понятии профессионализм. В заключение доказана целесообразность учета основных психолого-педагогических условий при проектировании профессионального развития будущего педагога-психолога.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; компетенция; компетентность; личност-
но-профессиональное развитие; педагог-психолог; социализация
Для контактов: Манаенкова Марина Петровна, е-mail: mmanaenkova@vandex.ru
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Манаенкова М.П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2021. Т. 20. № 1 (47). C. 67-72. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-67-72
© Манаенкова М.П., Калякин Е.В., 2021
original article
Psychological and pedagogical basic principles of professional formation of educational psychologist
Marina P. Manaenkova, Evgeny V. Kalyakin
Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2402-2613, e-mail: mmanaenkova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5547-0339, e-mail: Evgeniymich@yandex.ru
Abstract. We consider the issue of personal and professional development of future educational psychologists. We present theoretical approaches of Russian and foreign scientists to the issues of the correlation of professional training and the professional development of a person. We consider the process of professional formation in general and in the psychological and pedagogical sphere of activity in particular. We focus on the federal state educational standards of higher education of the latest generation - the master's degree in psychology and pedagogy, and on the corresponding professional standard as a normative basis for the organization of the educational process in a modern university. The expediency of modernizing the modern educational system in higher education, the reasonableness of the transition to the current competence-based approach as a methodological basis for the organization of the educational process in higher education is argued. The development of professionalism and, most importantly, socially important personal qualities is essential when organizing a developing educational space in higher education. We analyze the volume of the personal component of a specialist as an important component in the concept of professionalism. In conclusion, the expediency of taking into account the basic psychological and pedagogical conditions when designing the professional development of a future educational psychologist is proved.
Keywords: psychological and pedagogical conditions; competency; competence; personal and professional development; educational psychologist; socialization Corresponding author: Marina P. Manaenkova, e-mail: mmanaenkova@yandex.ru
There is no conflict of interests
For citation: Manaenkova M.P., Kalyakin E.V. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy professional'no-go stanovleniya pedagoga-psikhologa [Psychological and pedagogical basic principles of professional formation of educational psychologist]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 1 (47), pp. 67-72. DOI 10.20310/1810-231X-2021 -20-1(47)-67-72 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Модернизация современной образовательной парадигмы предполагает создание максимально эффективных условий для профессионального становления обучающихся в высших учебных заведениях. Экономические и социокультурные изменения, происходящие сегодня в мире вообще и в нашей стране в частности, обусловливают значительное повышение требований к профессиональному уровню современных выпускников вузов. Государство в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования соответствующего направления подготовки регламентирует объем универсальных и общепрофессиональных компетенций, кото-
рые должны быть сформированы у обучающихся в процессе обучения в вузе.
Так, например, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 22 февраля 2018 г. № 127, у выпускников должны быть сформированы универсальные компетенции, касающиеся системного и критического мышления, разработки и реализации проектов, командной работы и лидерства, коммуникации, межкультурного взаимодействия, самоорганизации и саморазвития (в том числе здоровьесбереже-
ния), а также общепрофессиональные компетенции, предполагающие знание правовых и этических основ профессиональной деятельности, разработку основных и дополнительных образовательных программ, совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, построение воспитывающей образовательной среды, контроль и оценку формирования результатов образования, психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, взаимодействие с участниками образовательных отношений, научные основы педагогической деятельности.
Анализ содержания шести универсальных и восьми общепрофессиональных компетенций, перечисленных в указанном выше ФГОС ВО, которые должны быть сформированы у будущих педагогов-психологов, позволяет сделать вывод о том, что современному обществу нужны специалисты, обладающие необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности и эффективной адаптации как в профессиональном сообществе, так и в обществе вообще компетенциями. Показательным, по нашему мнению, является то обстоятельство, что в новом стандарте общекультурные компетенции заменены универсальными. В анализируемом определении компетенций отражено стратегическое направление современной образовательной системы высшей школы - ориентированность на подготовку мобильного, способного на решение многих, даже сильно отличающихся задач специалиста. Примечательно, что, например, в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова у слова «универсальный» отмечается два значения: 1) разносторонний, охватывающий многое; 2) с разнообразным назначением, для разнообразного применения [1, с. 681].
В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (в сфере образования)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н, у выпускников анализируемого направления подготовки должны быть сформированы профессиональные компетенции, позволяющие успешно решать следующие типы задач: педагогический, сопровождение, научно-исследовательский.
Очевидным является то обстоятельство, что при организации процесса подготовки
педагога-психолога большое внимание уделяется формированию не только профессионализма у выпускников, но и развитию их личностных качеств, необходимых для успешной социализации. Развивающее образовательное пространство вуза должно быть направлено на достижение триединой задачи: воспитание профессионала, личности, достойного члена общества.
Многие исследователи проблемы профессионального становления и развития отмечают, что основополагающей в данном процессе является личностная составляющая специалиста, ведь способность человека вообще (а педагога-психолога в особенности) эффективно осуществлять профессиональную деятельность зависит от вполне определенного набора личностных качеств. Специалист, у которого на достаточно высоком уровне развиты такие качества, как организованность, ответственность, дисциплинированность, исполнительность, любую профессиональную операцию сможет выполнить лучше, чем тот, у которого вышеперечисленные качества недостаточно развиты. Интересным в этой связи является данное Е.Н. Богдановым и В.Г. Зазыкиным определение профессионала, который, как известно, является результатом профессионального развития. К профессионалу они относят субъекта «профессиональной деятельности, обладающего высокими показателями профессионализма личности и деятельности» [2, с. 38]. Данное определение профессионала является чрезвычайно показательным в плане приоритетности основных составляющих анализируемого чуть раньше понятия.
Правильность исполнения той или иной профессиональной операции в современных реалиях не является основным критерием уровня профессионального развития. Более существенными показателями данного уровня являются психологические критерии, которые способны отразить степень погружения человека, именно его личностного потенциала, в решение ситуационных задач в определенной профессиональной деятельности. Стратегическое направление современной образовательной системы высшей школы ориентировано на подготовку такого выпускника, у которого сформированы базовые личностные качества на уровне, достаточном для того, чтобы весь объем компетенций, сформированных в вузе,
направить на саморазвитие и самореализацию как в профессиональном плане, так и в личностном. Исследователи справедливо отмечают, что успешность самореализации определяется объективными показателями - значимостью осуществляемой конкретным человеком профессиональной деятельности для общества -и субъективными показателями - чувством личной удовлетворенности профессиональной деятельностью, результатами труда, а также соотношением объективного и субъективного критериев [3, с. 74].
В работах отечественных и зарубежных ученых, исследующих проблему профессионального становления, большое внимание уделяется вопросам соотношения профессиональной подготовки и профессионального развития человека. Отмечается, что исследуемые процессы являются важными составляющими таких механизмов социализации, как адаптация (приспособление) и обособление, так как реализация в профессиональном плане предполагает освоение новой социальной роли и, как следствие, формирование способностей, необходимых для эффективного выполнения соответствующих функций. Становление и реализация человека в определенной профессии является важным этапом в жизнедеятельности взрослого члена общества, обусловливает факторы, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека и для формирования и развития качеств, которые требуются не только для выполнения определенной профессиональной деятельности, но и предопределяют направление индивидуального развития человека. В современном обществе компетентность специалиста, что особенно важно, должна обусловливать и инициировать процессы его многовекторного саморазвития и самоактуализации.
Принадлежность человека к определенной профессии является важным компонентом его социального становления: в значительной степени способствует самореализации и показывает, насколько человек успешно или неуспешно прошел социализацию, с одной стороны, а с другой - является источником средств для жизни. Человек должен в определенный возрастной период освоить новую социальную роль, представляющую особую значимость для общества, - профессию. В специальных исследованиях профессию, как правило, рассматривают как исторически
сложившуюся форму деятельности, для успешного выполнения которой человек должен обладать определенным объемом знаний, умений и навыков, а также необходимыми для выполнений профессиональных операций способностями и качествами.
Профессиональное развитие, как известно, продуцирует профессионала. В специальных исследованиях отмечается, что под профессионализмом следует понимать способность и готовность систематически точно и качественно выполнять сложную профессиональную деятельность в различных ситуациях. Примечательно, что важнейшим критерием профессионализма, как отмечают исследователи, являются не высокие результаты его производственной деятельности, а специфика его профессиональной мотивации, системы ценностного отношения к трудовой деятельности, к результатам труда [4, с. 54].
Профессиональное развитие личности в психологических исследованиях понимается как интеграция двух процессов: личностного становления в течение всей трудовой деятельности и профессионализации, которая предполагает деятельность с самого начала профессионального самоопределения и до завершения активной профессиональной деятельности [5, с. 154].
Профессиональная деятельность педагога-психолога характеризуется рядом особенностей, которые обусловливают уникальность ее природы, и специфику в системе профессий типа «человек - человек». Чрезвычайно важными являются в этой связи все составляющие образовательного пространства вуза, в котором происходит профессиональное формирование и развитие будущего педагога-психолога. Примечательно, что профессиональное становление в любой профессии, а в психолого-педагогической в особенности происходит во взаимосвязи с личностным развитием, а успешность исследуемого процесса зависит от ряда психолого-педагогических условий. В процессе получения образования в вузе у обучающегося должны быть сформированы профессионально важные качества, которые и обусловливают его профессиональную и личностную компетентность.
Для успешного становления будущего педагога-психолога необходимо создание развивающего образовательного пространства в вузе. Чрезвычайно важно, чтобы сама органи-
зация образовательного процесса способствовала развитию интереса к психолого-педагогическим знаниям, умениям, а также возникновению желания применять все это в практической деятельности. Необходимо в условиях высшей школы формировать психолого-педагогическую грамотность.
Образовательная среда вуза должна быть творческой, способствовать максимально эффективной индивидуализации обучающихся. В образовательном процессе должны применяться активные методы обучения, современные образовательные технологии, которые должны способствовать оптимальному лич-ностно-профессиональному развитию и обеспечивать сохранение здоровья, психологиче-
скую безопасность участникам образовательных отношений.
Образовательные отношения должны иметь субъект-субъектный характер: обучающийся должен осуществлять активную учебную деятельность, стремиться к самообразованию, саморазвитию, самореализации и самоактуализации.
Успешность профессионального формирования и развития будущего педагога-психолога обусловлена рядом психолого-педагогических условий при проектировании развивающего образовательного пространства вуза, и к ним необходимо очень внимательно относиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 921 с.
2. Богданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга: КГПУ, 2000. 97 с.
3. Кот Т.В., Лузганов А.П. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалиста-психолога в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3 (95). С. 73-76.
4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Воспитательное пространство вуза: проблемность определения и построения // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2019. С. 55-61.
5. Манаенкова М.П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2. С. 154-156.
REFERENCES
1. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Russian Language Dictionary]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1989, 921 p. (In Russian).
2. Bogdanov E.N, Zazykin V.G. Vvedenie v akmeologiyu [Introduction to Acmeology]. Kaluga, KSPU Publ., 2000, 97 p. (In Russian).
3. Kot T.V., Luzganov A.P. Aktual'nye problemy professional'noy podgotovki spetsialista-psikhologa v vuze [Topical problems of specialist-psychologist professional training in institution of higher education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2011, no. 3 (95), pp. 73-76. (In Russian).
4. Makarova L.N., Sharshov I.A. Vospitatel'noe prostranstvo vuza: problemnost' opredeleniya i postroeniya [Educational space of the university: problems of definition and construction]. Prepodavatel' vysshey shko-ly: traditsii, problemy, perspektivy [Teacher in Higher Education: Traditions, Issues, Prospects]. Tambov, "Derzhavinskiy" Publ. House, 2019, pp. 55-61. (In Russian).
5. Manaenkova M.P. K probleme formirovaniya rechevoy kompetentsii studentov v usloviyakh vysshey shkoly [To the problem of formation of speech competence of students in the conditions of the higher school]. Sot-sial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social-Economic Phenomena and Process, 2013, no. 2, pp. 154-156. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Манаенкова Марина Петровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация.
E-mail: mmanaenkova@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2402-2613 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание части текста статьи.
Калякин Евгений Викторович - магистрант по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация. E-mail: Evgenivmich@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5547-0339 Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста статьи.
Marina P. Manaenkova - Candidate of Philology, Associate Professor of of Pedagogy and Psychology Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: mmanaenkova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2402-2613 Contribution: general concept of the article, analysis of the literature, writing part of the article.
Evgeny V. Kalyakin - Master's Degree Student in "Psychological and Pedagogical Education". Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation.
E-mail: Evgeniymich@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5547-0339 Contribution: analysis of the literature, writing part of the article.