УДК 378.82.03 DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-25-30
Поступила в редакцию / Received 03.07.2020 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 18.09.2020 Принята к публикации / Accepted 14.10.2020
Когнитивная репрезентация процесса взаимопознания преподавателя и студентов в образовательном пространстве вуза
Перышкова Светлана Алексеевна
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1553-6003, e-mail: perissveta@yandex.ru
Аннотация. На основе теоретико-методологического анализа представлен процесс взаимного познания преподавателя и студента. Рассмотрены особенности педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся в образовательном пространстве вуза. Личность, вступая во взаимоотношения, лучше узнает партнера по взаимодействию и неизбежно претерпевает изменения. Поэтому особое внимание уделяется педагогическому взаимодействию как сфере профессиональной реализации и личностного развития участников образовательных отношений в высшей школе. В контексте педагогического взаимодействия в вузе проанализирован процесс взаимопознания преподавателя и студентов. Рассмотрена роль феномена взаимопознания в социальном развитии личности, формировании коллектива, сохранении чувства психологической безопасности. Обоснована результативность изучения феномена взаимопознания с помощью научного аппарата когнитивной психологии. Представлена когнитивная репрезентация процесса взаимопознания педагога и обучающихся, состоящая из концептуальной представленности, фреймового описания и скриптового сценария. Такая репрезентация позволяет более детально изучить динамическую сущность взаимопознания и более детально представить этот процесс относительно преподавателя и студентов, что поможет оптимизировать их педагогическое взаимодействие. Выявлена взаимосвязь личностно-профессионального развития участников образовательного процесса в высшей школе от результативности педагогического взаимодействия и взаимопознания преподавателя и студентов.
Ключевые слова: высшая школа; педагогическое взаимодействие; преподаватель; студент; взаимопознание; концепты; фреймы; скрипты; личностно-профессиональное развитие
Для цитирования: Перышкова С.А. Когнитивная репрезентация процесса взаимопознания преподавателя и студентов в образовательном пространстве вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 3 (45). C. 25-30. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-25-30
Cognitive representation of the process of mutual recognition of lecturers and students in the educational space of the university
Svetlana A. Pyoryshkova
Michurinsk State Agrarian University 101 Internationalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1553-6003, e-mail: perissveta@yandex.ru
Abstract. On the basis of theoretical and methodological analysis, we presented the process of mutual knowledge of the lecturer and student. We considered peculiarities of pedagogical interaction of lecturer and students in educational space of university. The personality, entering into a relationship, better recognizes the interaction partner and inevitably undergoes changes. Therefore, we paid special attention to pedagogical interaction as a sphere of professional implementation and personal development of participants in educational relations in higher education. In the context of pedagogical interaction, the university analyzed the process of mutual recognition of the lecturer and students. We considered the role of the
© Перышкова С.А., 2020
phenomenon of mutual knowledge in social development of personality, formation of collective, preservation of sense of psychological safety. We justified the effectiveness of studying the phenomenon of mutual recognition using the scientific apparatus of cognitive psychology. We presented a cognitive representation of the process of mutual recognition of the lecturer and students, consisting of conceptual representation, frame description and script. This representation allows you to study the dynamic essence of mutual knowledge in more detail and present this process in more detail regarding the lecturer and students, which will help optimize their pedagogical interaction. We revealed the relationship between the personal and professional development of participants in the educational process in higher school and the effectiveness of pedagogical interaction and mutual knowledge of the lecturer and students.
Keywords: high school; pedagogical interaction; lecturer; student; mutually knowledge; concepts; frames; scripts; personal and professional development
For citation: Pyoryshkova S.A. Kognitivnaya reprezentatsiya protsessa vzaimopoznaniya prepo-davatelya i studentov v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Cognitive representation of the process of mutual recognition of lecturers and students in the educational space of the university]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 3 (45), pp. 25-30. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-25-30 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Преобразования современного общества неизбежно влияют на перестройку многих сфер нашей жизнедеятельности. Регулярный мониторинг системы образования показывает необходимость своевременных изменений в образовательной сфере. Современные образовательные технологии широко применяются на разных ступенях образования, уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям, конкретизируются требования к результатам обучения и уровню развития обучающихся [1; 2].
На основе современных образовательных стандартов можно составить характеристику современного педагога и выпускника конкретной ступени образования. Однако результативность образования не должна нивелировать его процессуальность. Акцентирование важности результата может привести к снижению значимости самого образовательного процесса. А это, в свою очередь, неотвратимо приведет к снижению эффективности таких важных составляющих образовательного процесса, как педагогическое взаимодействие.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает процесс педагогического взаимодействия в высшей школе. Начало профессионального пути любого человека особенно важно. Именно в этот момент формируются основные профессиональные установки, мотивы, система ценностей и профессиональное мировоззрение личности в целом. Помимо овладения профессиональными знаниями,
формирования определенного компетентно-стного уровня у обучающихся, необходимо отвести важное место в процессе обучения в высшей школе формированию и самореализации личности, развитию навыков делового общения и сотрудничества, интеграции личности в эффективную совместную деятельность [3].
В процессе реализации современных концепций образования речь идет о развитии конкурентоспособной личности будущего профессионала, способного решать нестандартные задачи. Формировать и воспитывать такую личность будет под силу прогрессивному, активному педагогу, владеющему современными технологиями, умеющему применять индивидуальный подход и работать с разными психотипами обучающихся. Более того, успешность образовательного процесса в высшей школе будет напрямую зависеть от качества педагогического общения и взаимодействия субъектов образовательной деятельности, прежде всего - педагога и студентов [4].
Таким образом, важность повышения эффективности педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся в системе высшего образования очевидна. Педагогическое взаимодействие является благоприятной средой для личностно-профес-сионального развития преподавателя и обучающихся, создавая уникальные условия обучения и формирования личности [5; 6]. Педагогическое взаимодействие преподава-
теля и обучающихся вуза предполагает совместную деятельность, межличностное взаимодействие и осуществляется в контексте делового общения. С этих позиций нам представляется значимым выделение познавательного компонента взаимодействия и реализация личностного потенциала его участников. Познавательный компонент педагогического взаимодействия находит свою реализацию в передаче знаний, формировании профессиональной компетентности педагога и студентов.
Вместе с тем педагогическое взаимодействие, помимо профессиональных знаний, предполагает формирование социально-психологической компетентности его участников, развитие коммуникативных навыков, умения бесконфликтно общаться, стремление к познанию личностно-профессио-нальных черт и особенностей партнера по общению. Такое познание методологически опирается на диалогическую концепцию, предполагающую развитие у собеседников отношений равнопартнерства, эмпатии, формирование рефлексивных навыков, стремление к взаимопониманию [7].
Диалог в широком смысле провоцирует глубинные личностные изменения не только у студентов, но и у преподавателя, подчеркивая взаимность, двусторонность, обоюдность данного процесса. Кроме того, познавательный компонент педагогического взаимодействия в данном случае будет распространяться на познание собственной личности, партнера по взаимодействию и мира вообще.
Таким образом, педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся, основанное на сотрудничестве и поддерживающее диалогическое понимание взаимодействия, будет направлено на познание личности другого/других и, как следствие, его участники будут стремиться к взаимопониманию и результативности данного взаимодействия. Поэтому взаимопознание преподавателя и студентов, реализуемое в контексте педагогического взаимодействия в вузе, можно рассматривать в качестве важного компонента личностно-профессиональ-ного развития его участников. С этих позиций педагогическое взаимодействие в высшей школе можно охарактеризовать как совместную деятельность преподавателя и обучающихся, основанную на диалогических
отношениях и взаимном познании.
Познание другого будет означать взаимный интерес, внимание к партнеру по взаимодействию, стремление к более глубокому личному контакту, совместному решению возникающих проблем, готовность к сотрудничающему взаимодействию, сотворчеству, сопереживанию. В данном случае можно четко увидеть наиболее полное удовлетворение социальных потребностей личности: через полноценное общение - к эффективному взаимодействию; через познание другого/других - к интеграции в группу (коллектив).
Психологическое благополучие личности будет определяться степенью ее психологической безопасности, адаптивности, отсутствием стресса. Привычные ситуации, известная обстановка, а прежде всего знакомая (по сути - безопасная) социальная среда создают чувство защищенности личности, способствуя ощущению психологического комфорта. Педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся вуза, подразумевающее взаимное познание друг друга, будет многократно снижать уровень стрессо-генности различных ситуаций обучения. Также важным механизмом, способствующим созданию продуктивных взаимоотношений преподавателя и студентов, будет являться механизм межличностной аттракции, влияющий, в свою очередь, на появление аффилиации во взаимоотношениях педагога и обучающихся.
Образ другого человека, появляясь в процессе взаимного познания, трансформируется и видоизменяется в зависимости от продолжительности и ситуаций общения, индивидуально-психологических особенностей партнеров по взаимодействию, социального опыта, установок и др. Становление образа другого человека, проходя через осмысление (когнитивный компонент) неизбежно формирует определенное отношение к нему (аффективный компонент) и обусловливает определенные действия и деятельность в целом (поведенческий компонент). Результативность взаимопознания преподавателя и студентов напрямую влияет на эффективность совместной деятельности, успешность общения и итог педагогического взаимодействия в целом.
Продуктивное изучение феномена взаимопознания возможно осуществить с приме-
нением научно-исследовательского аппарата когнитивной психологии. Итогом взаимопознания с позиций когнитивной методологии является схематизация информации, представленная поэтапно. Концептуальная представленность образа другого поможет создать его обобщенную характеристику, собрав воедино его основные свойства. На уровне концептуальной представленности образа другого становится возможным составить обобщенный словесный портрет собеседника, то есть вербализовать описание.
Фреймовая представленность другого является следующим этапом когнитивной модели его образа. Фрагментарное описание знаний о другом человеке составляет фреймовую представленность его признаков, позволяя выделить индивидуальные черты и сформировать большую узнаваемость его образа. Фреймовая представленность позволит типо-логизировать личность партнера по общению, выделив наиболее типичные черты его внешности, личности, профессионального развития и др. Именно фреймовая представленность в когнитивной модели образа другого человека дает возможность выделить типичное/нетипичное для партнера по взаимодействию, тем самым позволяя прогнозировать действия, поступки и взаимодействие в целом.
Фреймовая представленность не исчерпывает когнитивную модель образа другого и дает возможность сформировать скрипто-вый сценарий. Сценарное описание включает в себя предполагаемые вероятные поведенческие паттерны и шаблоны деятельности партнера по взаимодействию. То есть скрип-товый сценарий поведения позволит прогнозировать типичные для партнера по педагогическому взаимодействию формы поведения в учебных и неучебных ситуациях, деловом и личном общении. Скриптовые сценарии поведения партнера по общению формируются в процессе взаимопознания и на основе предыдущего опыта педагогического взаимодействия.
Итак, когнитивный подход позволяет более детально рассмотреть процесс взаимопо-
знания, выявить его динамическую суть, оптимизируя таким образом само педагогическое взаимодействие. В таком контексте результативность педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся в образовательном пространстве вуза будет зависеть от качества взаимного познания друг друга, объективности построенных образов друг друга, точности прогнозирования поведенческих реакций, позитивного отношения к самому процессу взаимодействия [8; 9].
Таким образом, очевидно положительное влияние взаимного познания преподавателя и студента на педагогическое взаимодействие, а, следовательно, на результативность обучения в целом. Знания друг друга позволяют преподавателю и студенту выстроить более эмпатичное педагогическое взаимодействие, в котором роль педагога будет фа-силитирующей. У участников педагогического взаимодействия не будет ложных представлений друг о друге, соответственно, не формируются неоправданные ожидания относительно другого. Образ другого будет более точным и объективным, что препятствует возникновению когнитивного диссонанса в общении педагога и обучающихся.
Взаимное познание преподавателя и обучающихся вуза представляет собой основу для формирования диалогичных отношений, сотрудничества, сотворчества, создавая условия для продуктивного педагогического взаимодействия и совместной деятельности. Взаимопознание является частью педагогического взаимодействия и всего педагогического процесса в вузе, влияет на его течение и результат. Участники педагогического взаимодействия познают друг друга и лучше узнают себя, тем самым формируют и укрепляют свою личностную позицию. Укрепление позиций личности благодаря взаимопознанию будет способствовать укреплению внешней позиции личности, что определяет личностный и профессиональный рост участников педагогического взаимодействия -преподавателя и студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перышкова С.А. Взаимопознание в диаде «преподаватель-студент» как условие педагогического взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Вып. 3 (47). С. 156-160.
2. Сластенин В.А., Образцов П.И., Виленский М.Я., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Юрайт, 2019. 258 с.
3. Старцев М.В. Преподаватели и студенты вуза как субъекты педагогического взаимодействия // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 79-86.
4. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2013. № 1 (21). С. 92-96.
5. Перышкова С.А. Социально-психологический тренинг как средство развития взаимопознания преподавателя и студента // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. Вып. 1 (33). С. 18-24.
6. Бережная И.Ф. Образовательная среда вуза и ее роль в профессиональном развитии будущего специалиста // Антропоцентрические науки в образовании. Воронеж: Научная книга, 2018. С. 22-30.
7. Манаенкова М.П. Информационно-познавательный компонент образовательного пространства вуза: содержание, функционирование // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2018. С. 107-113.
8. Козачек А.В., Корепанова Е.В. Диалогизация педагогической деятельности в условиях агроэкологи-ческого вуза // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2018. Вып. 4 (70). С. 90-96.
9. Старцев М.В., Шаршов И.А. Педагогические условия повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11 (45). С. 350-354.
REFERENCES
1. Pyoryshkova S.A. Vzaimopoznaniye v diade «prepodavatel'-student» kak usloviye pedagogicheskogo vzaimodejstviya [Mutual knowledge in the dyad "lecturer-student" as a condition of pedagogical interaction]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - Tambov University Review. Series: Humanities. 2007, issue 3 (47), pp. 156-160. (In Russian).
2. Slastenin V.A., Obraztsov P.I., Vilenskij M.Ya., Uman A.I. Tekhnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole [Technology of Vocational Training in Higher Education]. Moscow, Yurajt, 2019. 258 p. (In Russian).
3. Startsev M.V. Prepodavateli i studenty vuza kak sub"ekty pedagogicheskogo vzaimodejstviya [Lecturers and students of the university as subjects of pedagogical interaction]. Lichnostnoye i professional'noye razvitiye budushchego spetsialista. - Personal and Professional Development of the Future Specialist. Tambov: Derzhavin TSU Publishing House, 2016, pp. 79-86. (In Russian).
4. Sharshov I.A., Makarova L.N. Vzaimodejstviye sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze kak faktor povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya [Interaction of subjects of the educational process at the university as a factor in improving the quality of higher education]. Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus». - Psychological and Pedagogical Journal "Gaudeamus". 2013, no. 1 (21), pp. 92-96. (In Russian).
5. Pyoryshkova S.A. Sotsial'no-psikhologicheskij trening kak sredstvo razvitiya vzaimopoznaniya prepodavatelya i studenta [Social and psychological training as a means of developing the mutual knowledge of the lecturer and student]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. - Psychology of Education in the Multicultural Space. 2016, issue 1 (33), pp. 18-24. (In Russian).
6. Berezhnaya I.F. Obrazovatel'naya sreda vuza i eyo rol' v professional'nom razvitii budushchego spetsialista [The educational environment of the university and its role in the professional development of the future specialist]. Antropotsentricheskiye nauki v obrazovanii. - Anthropocentric Sciences in Education. Voronezh: Scientific Book, 2018, pp. 22-30. (In Russian).
7. Manaenkova M.P. Informatsionno-poznavatel'nyj komponent obrazovatel'nogo prostranstva vuza: soderzhaniye, funktsionirovaniye [Informational component of the educational space of the university: content, functioning]. Prepodavatel' vysshej shkoly: traditsii, problemy, perspektivy. - Lecturer of Higher
Education: Traditions, Problems, Prospects. Tambov: TROO «Business-Science-Society», 2018, pp. 107113. (In Russian).
8. Kozachek A.V., Korepanova E.V. Dialogizatsiya pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyakh agroekologicheskogo vuza [Dialogization of pedagogical activity in the conditions of an agro-ecological university]. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. - Issues of Modern Science and Practice. Vernadsky University. 2018, issue 4 (70), pp. 90-96. (In Russian).
9. Startsev M.V., Sharshov I.A. Pedagogicheskiye usloviya povysheniya effektivnosti vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov vuza [Pedagogical conditions for increasing the effectiveness of interaction between lecturers and university students]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. - Social-Economic Phenomena and Processes. 2012, no. 11 (45), pp. 350-354. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Перышкова Светлана Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация.
E-mail: perissveta@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1553-6003 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.
Svetlana A. Pyoryshkova - Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: perissveta@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1553-6003 Contribution: general concept of the article, analysis of literature, writing of the article.