Научная статья на тему 'Взаимодействие участников личностно - ориентированного образовательного процесса'

Взаимодействие участников личностно - ориентированного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESSES / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESSES / TRAINEE / THE "SUBJECT-SUBJECT" RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Марина Владимировна

В статье автор акцентирует внимание на феномене педагогического взаимодействия участников образовательного процесса и отвечает на вопрос, являются ли взаимоотношения «учитель-обучающийся», «педагог-студент» в действительности «равнопартнерскими», субъект-субъектными. Убедительно доказывает, что на современном этапе развития образования остро встает вопрос личностно-ориентированного взаимодействия педагога и обучающихся, а ведущими характеристиками взаимоотношений становятся взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN PERSON-CENTERED EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS

In this article, the author focuses on the phenomenon of the pedagogical interaction of participants of educational processes and answers the question of whether the relationships “teacher trainee” and “professor student” are really equal partnerships and “subject-subject” ones. He proves conclusively that at the current stage of educational development, there is much tension around the issue of person-centered interaction between a teacher and students; the major characteristics of the relationship are now interactive learning, mutual understanding, two-way influence and compatibility.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие участников личностно - ориентированного образовательного процесса»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 370.153 ББК 4410.241 Ф342

М. В. Федотова Иркутск, Россия

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье автор акцентирует внимание на феномене педагогического взаимодействия участников образовательного процесса и отвечает на вопрос, являются ли взаимоотношения «учитель-обучающийся», «педагог-студент» в действительности «равнопаргнёрскими», субъект-субъектными. Убедительно доказывает, что на современном этапе развития образования остро встает вопрос личностно-ориентированного взаимодействия педагога и обучающихся, а ведущими характеристиками взаимоотношений становятся взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость.

Ключевые слова: взаимодействие; общение; сотрудничество; образовательный процесс; обучающийся; субъект-субъектные отношения; участники образовательного процесса.

M. V. Fedotova Irkutsk, Russia INTERACTION BETWEEN PERSON-CENTERED EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS

In this article, the author focuses on the phenomenon of the pedagogical interaction of participants of educational processes and answers the question of whether the relationships "teacher - trainee" and "professor - student" are really equal partnerships and "subject-subject" ones. He proves conclusively that at the current stage of educational development,

© Федотова M. В., 2015

there is much tension around the issue of person-centered interaction between a teacher and students; the major characteristics of the relationship are now interactive learning, mutual understanding, two-way influence and compatibility.

Key words: interaction, communication, educational processes, trainee, the "subject-subject" relationships, participants of educational processes

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие учителя на обучающегося, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежат совместная деятельность и общение педагогов и учащихся.

Основными характеристиками взаимодействия исследователи считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. При этом необходимо понимать, что взаимодействие сторон - это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач [Смирнов, 2001].

В своем генезисе проблема взаимодействия раскрывалась с разных позиций: от гуманного отношения к ребенку со стороны учителя (Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.) до планомерного воздействия на школьника с целью формирования заданных качеств, к чему призывала советская педагогика. Более поздний период исследований (Ш. А. Амонашвили, Э. Д. Днепров, В. Я. Ляудис и др.) был посвящен разработке и внедрению в педагогический процесс сотрудничества как совместной деятельности педагога и учащихся, характеризующейся достижением определённых целей. Современная педагогика (В. Ю. Питюков, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) определяет подходы к изучению данной проблемы с позиций гуманистической парадигмы, утверждая приоритет субъект-субъектных отношений.

Многообразие процессов, отображаемых понятием «взаимодействие обучающего и обучающегося», позволяет представить его как некую развивающуюся целостность, в которой в единстве выступают субъект-

субъектное и субъект-объектное взаимодействие, практическое и духовное, предметное и межличностное.

Субъект-субъектные связи в этой целостности определяют взаимные положения преподавателей и студентов как развивающихся личностей, субъектов собственной жизнедеятельности, а субъект-объектные -подчеркивают функционально-ролевой характер их взаимных положений («ведущий - ведомый»). Практический обмен охватывает реальные действия педагога и обучающегося, а духовно-информационный предполагает обмен идеями, мыслями, чувствами, интересами и т.д., то есть всем тем, что является достоянием внутреннего мира взаимодействующих. Деятельность педагога и учащегося и их общение предстают в рассматриваемой целостности как разные способы обмена между двумя сторонами взаимодействия. При этом общение есть не только необходимая сторона деятельности, но и способ реализации потребностей взаимодействующих друг в друге.

Рассматривая взаимодействие учителя и обучающегося, мы отмечаем, что оно обозначает достаточно широкий круг явлений.

Во-первых, оно отражает в себе основные связи и зависимости, присущие социальным контактам. Следовательно, «взаимодействие» есть социально обусловленный процесс, в котором его участники находятся между собой в социально регулируемых отношениях и реализуют свои контакты в стенах государственного воспитательного института.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Так, Н. Е. Щуркова и В. Ю. Питюков утверждают, что «педагогическое воздействие» осуществляется педагогом с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта. При этом авторы подчёркивают, что педагогическое воздействие — это не любое воздействие, а воздействие

педагога, являющегося носителем сознания, воли, отношений, а, следовательно, осознающим связи своего «Я» с другими «Я», с миром в целом.

Это предвосхищение будущего развития личности воспитанника формируется у педагога на основе знаний природы ребенка, закономерностей его развития целесообразности педагогических воздействий; что педагогическое воздействие наполнено социальным смыслом, поскольку педагог выступает от имени общества и его интересов. Поэтому он должен транслировать ребенку мир на уровне высоких культурных достижений, наработанных человечеством. В целом, «педагогическое воздействие» - это особый вид деятельности педагога, его тонкое прикосновение к личности, направленное на раскрытие ее потенциальных возможностей быть и становиться субъектом деятельности и своей собственной жизни.

Педагогическое воздействие осуществляется как раскрытие, демонстрация и передача личностного ценностного отношения педагога к кому бы-то ни было, чему-то. И от того, насколько ярко ему удастся выразить себя, зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание, ощущение радости, а, может быть, и гнева, недовольства и др.), его проявление в словах, мимике, поступках. Воздействие, педагогически и психологически верно осуществляемое, обеспечивает адекватное взаимодействие педагога с воспитанником, группой детей, коллективом класса.

Рассматривая категорию «взаимодействие» шире, чем «воздействие», определяем в исследовании характер педагогического взаимодействия как проявление индивидуальных способов действий педагога и обучающегося, определяемых их функционально-ролевыми и личностными позициями, следствием которых являются взаимные изменения в деятельности, общении и личностное развитие участников педагогического процесса. «Позиция» в науке понимается, как положение человека в системе межличностных отношений, которое регламентирует его поведение и действия. Характер взаимодействия

при этом произволен от занимаемых участниками педагогического взаимодействия ролевых позиций.

В свою очередь, «педагогическое взаимодействие» - это социально значимая форма связи между участниками образовательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер его участников.

Взаимодействие как педагогическое явление - это специально организуемый, целенаправленный процесс, в ходе которого позитивно преобразуются участники взаимодействия, сам процесс и условия его развертывания.

Как психологическое явление, взаимодействие обозначает всю сложность психологических связей между субъектами образовательного процесса, такими как сопереживание, соучастие, взаимопонимание и др.

Многими исследователями, изучающими данный аспект, было установлено, что взаимодействие преподавателей и студентов выступает одновременно как:

• особый тип связей, отношений, характеризующий процессы взаимного воздействия преподавателей и студентов друг на друга, взаимного влияния и изменения;

• процесс их деятельностного и личностного обменов, в результате чего происходит их взаимное обогащение и преобразование;

• специфическая форма организации их деятельности, предполагающая объединение усилий в воздействии на общий предмет деятельности.

Таким образом, педагогическое взаимодействие педагога и обучающегося - это целостность, которая выступает одновременно как единство противоположных типов взаимосвязи (субъект-субъектного, субъект-объектного), противоположных типов содержания обмена (духовного и практического), противоположных способов обмена (деятельности и общения). Каждая из «плоскостей» рассмотрения взаимодействия («тип взаимосвязи», «содержание обмена», «способ обмена») задает определенное «пространство»

для соответствующих противоположностей, а пересечение «плоскостей» -«пространство возможностей» для взаимодействия преподавателей и студентов [Федотова, 2000]. В этом «пространстве» возможны различные варианты взаимодействия его субъектов, в частности, преподавателей и студентов, каждый из которых характеризуется своим особым сочетанием содержания обмена, способа обмена и типа взаимосвязи.

Проведенное нами исследование показало, что каждый из вариантов взаимодействия преподавателей и студентов может оказывать определенное влияние на развитие образовательной системы и ее субъектов, но ни один из них в отдельности не может полностью обеспечить этого. В этой связи при построении взаимодействия преподавателей и студентов в каждом конкретном случае необходимо отбирать наиболее оптимальные его варианты из «пространства» возможных. Выбор того или другого варианта определяется логикой развития образовательной системы и личностного развития преподавателей и студентов; целью системы, для реализации которой она создана, и реальным уровнем ее достижений; предшествующим опытом взаимодействия, личностными способностями и потребностями преподавателей и студентов.

Сегодня остро встала задача - шагнуть на более высокую ступень в организации учебно-воспитательного процесса, от информационного типа перейти к личностно-ориентированному, которое, в большей мере, продуцирует развитие и саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности воспитанника. Это связано с тем, что целью личностно-ориентированного педагогического взаимодействия педагога с воспитанником является создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии (В. А. Сластенин, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, А. В. Мудрик, О. С. Газман и др.) и т.д. Решение данной задачи возможно не только с помощью создания благоприятных условий, но и с помощью создания положительного психологического климата, доброжелательных доверительных взаимоотношений, отношений сотрудничества «на равных».

Именно поэтому на сегодняшний день актуальным является личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», которое предполагает признание личности субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Ученик, воспитанник, студент - основной субъект образовательно-воспитательного процесса.

По мнению О.С. Газмана, базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога и обучающихся.

Личностному росту обучающегося (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая из интересов развития ребенка: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи.

Так, показателем эффективности взаимопонимания ряд авторов (И. П. Андриади и др.) считают объективность знания лучших личностных сторон друг друга, интересов, увлечений, обоюдный интерес друг к другу; взаимовлияния - способность приходить к согласию по спорным вопросам, учет мнения друг друга, принятие другого в качестве примера, изменение поведения и действий после замечаний и рекомендаций в адрес друг друга; взаимных действий - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности, согласованность действий, помощь, поддержка друг друга, координация действий.

Как уже отмечалось, многие ученые исследуют проблему личностно-ориентированного взаимодействия. Так, например, И. С. Якиманская считает, что всякое обучение и воспитание по своей сути есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным [Якиманская, 2000]. А главное в том, как понимать личность,

где искать источники ее развития. Этими источниками исследователи называют:

- приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности обучающегося как субъектного носителя опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного образовательно-воспитательного процесса, т.е. личность обучающегося изначально является субъектом познания, общения и деятельности;

- изучение и описание «познавательного профиля» обучающегося как своеобразного типа мышления;

- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач;

- сочетание различных видов деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной и др.);

- сотрудничество педагога и учащегося, направленного на обмен различного содержания опыта, взаимодействие двух видов опыта, постоянное их согласование;

- предоставление обучающемуся свободы выбора способов выполнения заданий, активизация творчества детей путем использования групповых форм занятий, диалоговых форм обучения и воспитания;

- организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности преподавателя и студента;

- опора на положительные качества студента, «подход к нему с оптимистической гипотезой и доверием» (А. С. Макаренко) и т.д.

Все вышеизложенное позволяет нам утверждать, что личностно -ориентированное взаимодействие в значительной степени оказывает влияние на характер взаимосвязи участников образовательного процесса, а именно, преподавателя и студента, как на основных субъектов педагогического взаимодействия.

Итак, теоретическое исследование категории «взаимодействие» позволило определить его как процесс непосредственного или опосредованного

влияния субъектов друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и взаимосвязь. В свою очередь, под «педагогическим взаимодействием» мы понимаем социально обусловленный и личностно значимый способ реализации межличностных и деятельностных контактов воспитанника и воспитателя (при направляющей роли последнего) [Федотова, 2003]. В ходе и в результате подобных контактов при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие обучающегося и происходит дальнейший личностно-профессиональный рост педагога, а также наблюдается укрепление их общности и возвышение отношений.

Библиографический список

1. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 304 с.

2. Федотова Е. Л. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся: опыт эмпирического исследования: монография / Е. Л. Федотова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. 122 с.

3. Федотова Е. Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу / Е. Л. Федотова. Иркутск : Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2003. 80 с.

4. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М. : Сентябрь, 2000. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.