ДЕТСКИЙ САД ШКОДА ВУЗ
УДК 378+811.11(07) doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-57-62
ОЦЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Старцев Максим Валерьевич
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов вуза как важнейший фактор профессионального становления специалиста (бакалавра, магистра), в значительной степени определяющий эффективность процесса обучения. На основании анализа принципов и методов системно-квалиметрического подхода предложена схема изучения взаимодействия субъектов образовательного процесса: реальный объект - системное представление - математическая форма описания - педагогическая интерпретация. Разработана авторская модель взаимодействия субъектов, располагающаяся в многомерном пространстве их профессионально-личностных качеств, ценностей и способностей. Подробно описан квалиметрический инструментарий, используемый для оценки эффективности процесса педагогического взаимодействия в вузе.
Ключевые слова: педагогическая квалиметрия, системно-квалиметрическицй подход, преподаватель, студент, педагогическое взаимодействие, оценка эффективности, квали-метрический инструментарий
Личностно-ориентированная парадигма образования, утвердившаяся на сегодняшний день в педагогике, актуализирует исследование вопросов, связанных с эффективностью осуществления процесса взаимодействия педагога и обучающихся [1; 2]. В спектре наших исследовательских интересов лежит взаимодействие основных субъектов образовательного процесса в вузе - педагога и студентов. Педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов вуза было и будет важнейшим фактором профессионального становления специалиста (бакалавра, магистра), в значительной степени определяя эффективность процесса обучения.
В данной статье взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе мы определяем как процесс проявления индивидуальных способов действий и общения преподавателя и студентов, направленных друг на друга, определяемых их функционально-ролевыми и личностными позициями, следствием которых являются взаимные изменения в деятельности, общении, отношениях участников педагогического процесса, а также их личностное развитие. Взаимодействие преподавателей и студентов вуза - процесс целенаправленный и управляемый.
Целенаправленное управление любой системой немыслимо без возможности оценки результативности ее функционирования. Таким образом, в любой системе существует необходимость адекватной методики оценивания рассматриваемой системы, дающей возможность получения объективной и полной информации о ее состоянии. Как правило, эффективность взаимодействия педагога и студентов оценивается лишь по результатам сессий. Данная система оценок, на наш взгляд, не может характеризовать процесс взаимодействия в целом, отражая лишь его деятельностную составляющую, не учитывая характер межличностного общения и особенностей взаимоотношений субъектов. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно для решения задачи оценивания взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе привлечение возможностей квалиметрии.
Квалиметрия - область научного знания, изучающая методологию и проблематику разработки комплексных, а в некоторых случаях и системных количественных оценок качества любых объектов (предметов, явлений, процессов). Специфична педагогическая квалимет-рия, оценивающая психолого-педагогические и
дидактические объекты. В основе педагогической квалиметрии лежат такие науки, как педагогика, психология, социология, математика. Сама педагогика пользуется такими методами математики, как многомерный статистический, факторный и корреляционный анализ, применение которых вызывает необходимость дополнительной разработки разделов прикладной математики, а именно теории систем, таксономии и др.
В последнее время, к квалиметрическим процедурам и методам все чаще стали обращаться в педагогических исследованиях различного уровня: от исследований в конкретных образовательных учреждениях до системы образования в целом [3-5]. Многие из них посвящены проблемам качества управления образовательным учреждением (от дошкольного образовательного учреждения до вуза): технология аттестации; измерение менеджмента качества образовательных услуг. Другие исследования направлены на измерение качества усвоения знаний учащихся. Однако, рассматривая образовательный процесс в вузе, мы пришли к заключению, что система оценивания такого важного его компонента как взаимодействие преподавателей и студентов не нашла своего отражения в научной литературе, что актуализировало наш интерес к данной теме.
Для изучения взаимодействия преподавателя и студентов был необходим не просто анализ отдельных проявлений взаимодействия как педагогического явления, а системное видение данного процесса, в чем заключалась сложность исследования рассматриваемого феномена. Необходимость целостного представления о феномене взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе (его сущности, структуре, особенностях субъектов, специфических противоречиях и условиях их разрешения) обусловила привлечение системного подхода. Системный подход определяет общенаучный уровень методологии и характеризуется совокупностью следующих принципов: целостности, коммуникативности, структурности, управляемости и целенаправленности, развития.
По нашему мнению, целесообразно использовать системный и квалиметрический подходы при оценке педагогических явлений в их взаимосвязи. Квалиметрический подход логично дополняет системный, ибо само по себе системное представление объекта не дает информации о его параметрах и о динамике
количественно-качественных изменений его характеристик, что является важным компонентом педагогического исследования. Тем самым, мы можем говорить об интегративном системно-квалиметрическом подходе при исследовании педагогических явлений. Подробнее сущность и взаимосвязь этих подходов раскрывалась в наших более ранних работах [6; 7].
На основании анализа принципов и методов системно-квалиметрического подхода нами была предложена схема изучения педагогических процессов, в частности взаимодействия субъектов образовательного процесса: реальный объект - системное представление - математическая форма описания - педагогическая интерпретация. Данная схема реализуется по мере прохождения ряда стадий:
1) аналитико-синтетическая стадия: объект исследования подвергается тщательному изучению; выделяются его свойства и структура; интегрируются различные представления об объекте;
2) стадия теоретического моделирования: выделяются наиболее существенные элементы объекта, их свойства, взаимосвязь и строится теоретическая модель объекта;
3) критериально-методическая стадия: разработка взаимосвязанных критериев и показателей, подбор и/или разработка методов проведения исследования, средств и процедур измерения свойств исследуемого объекта;
4) разработка математической модели: формализация теоретической модели; статистический и/или экспертный анализ модели, т. е. оценка неизвестных значений параметров, участвующих в описании модели; верификация модели;
5) аналитико-прогнозирующая стадия: интерпретация полученных в ходе проведения исследования данных, выводы, построение прогноза на возможную динамику развития педагогического объекта, проверка гипотезы (прогноза).
Всесторонне рассмотрев процесс взаимодействия преподавателей и студентов в вузе с позиции личностно-ориентированного подхода, мы пришли к выводу, что модель их взаимодействия возможно построить в многомерном пространстве профессионально-личностных качеств, ценностей и способностей. В качестве осей рассматриваемого пространства качеств мы выбрали базовые компоненты: деятельность, общение и взаимоотноше-
ния. Для графического отображения модели процесса педагогического взаимодействия мы определяем стадии всех трех базовых компонентов, пространственные пересечения которых дадут представления об их интегральном взаимодействии.
Развитие процесса взаимодействия преподавателей и студентов непосредственно связано с уровнем развития общения между ними. Нами выделено четыре последовательно сменяющих друг друга стадии: стадия формально-ролевого, ситуативно-ролевого, учебно-делового и профессионально-личностного общения.
Процесс взаимодействия преподавателей и студентов всегда опосредован совместной
учебно-педагогической деятельностью, которая в своем развитии проходит следующие стадии: организуемая деятельность, побуждаемая деятельность, регулируемая деятельность, совместная деятельность.
В качестве стадий развития взаимоотношений мы возьмем взаимопознание, взаимопонимание, взаимосодействие, взаиморазвитие. Овладение участниками взаимодействия последовательно соответствующими механизмами является качественными скачками в их деловых и личностных взаимоотношениях.
Наглядно модель педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза
Данная модель построена в трехмерной системе координат, где все оси имеют только положительное направление. Все возможные отрицательные показатели по взаимоотношению, общению и деятельности, соответствующие отрицательным направлениям данных осей, в этой модели будут приниматься за 0 (ноль). Точка в пространстве взаимодействия отражает состояние развития процесса педагогического взаимодействия преподавателя и/или студента в данный момент времени, определенный степенью выраженности качеств-координат. С более подробной интерпретацией представленной модели можно ознакомиться в других наших статьях [6; 7].
Исходя из системного понимания процесса педагогического взаимодействия, мы выделили критерии, на основе которых происходит суждение об уровне развития данного процесса: Эти критерии соответствуют осям нашей модели. Выделенные критерии раскрываются
через совокупность соответствующих показателей-стадий модели (табл. 1).
Оценить уровень педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе можно использовав квалиметрический инструментарий, подробно описанный в наших ранних работах. Суть квалиметрического инструментария оценивания взаимодействия заключается в следующем. Каждый показатель имеет свой коэффициент значимости, присвоенный в соответствии с экспертными оценками. Прибегая к методу экспертных оценок, мы неизбежно сталкиваемся с трудностями: во-первых, формирование группы экспертов; во-вторых, разработка анкеты, позволяющей собрать максимально исчерпывающую информацию от экспертов. Это трудоемкий и время-затратный этап разработки инструментария, однако он неизбежен. В противном случае, опираясь только на свой опыт, мы однозначно получим ненадежную систему оценивания.
Таблица 1
Критерии и показатели оценки уровня взаимодействия субъектов
Критерии Показатели
Степень развития взаимоотношении субъектов (Кв) Взаиморазвитие
Взаимосодействие
Взаимопонимание
Взаимопознание
Степень развития педагогического общения (Кд) Профессионально-личностное общение
Учебно-деловое общение
Ситуативно-ролевое общение
Формально-ролевое общение
Согласованность учебно-профессиональной деятельности (Кд) Совместная деятельность
Регулируемая деятельность
Побуждаемая деятельность
Организуемая деятельность
Степень сформированности показателя определялась через меру проявления характеризующих его признаков. Для количественного определения меры проявления признаков (качеств) нами была использована следующая шкала: 0 - признак отсутствует, 1 - проявляется частично или нерегулярно, 2 - присутствует постоянно, сформирован полностью. Таким образом, степень проявления показателя можно вычислить по формуле:
I *
P = к •
n ,
где, Р - показатель;
k - экспертный коэффициент показателя; х/ - мера проявления /'-го признака показателя; п - количество признаков.
Следовательно, показатель может быть оценен в диапазоне баллов от 0 до 2k.
Каждый критерий, имея четыре показателя, может быть количественно оценен посредством суммирования числовых значений, входящих в него показателей. Максимальные количественные оценки критериев различны, поскольку различны их суммарные коэффициенты значимости. Так, для критериев «степень развития взаимоотношений субъектов», «степень развития общения», «согласованность учебно-профессиональной деятельности» максимальные баллы в соответствии с экспертными оценками будут следующие: Кв(тах) = 10,0; Ко(тах) = 10,2; Кд(тах) = 10,6. Нахождение субъ-
екта в пространстве педагогического взаимодействия будет определяться точкой Вс с координатами (Кв; Ко; Кд). Координаты этой точки будут демонстрировать наиболее «узкие» места во взаимодействии и, соответственно, указывать пути дальнейшего совершенствования этого процесса. Координаты точки можно найти, сложив все баллы показателей выбранного критерия.
Оценить уровень развития педагогического взаимодействия можно, сложив баллы всех трех критериев (Кв + Ко + Кд) и сопоставив итоговый результат с диапазоном значений, соответствующим определенному уровню (табл. 2).
Таблица 2
Определение уровней развития взаимодействия (по 3 критериям)
Уровень развития педагогического взаимодействия Диапазон суммы критериев
0 - индифферентное взаимодействие 0 < Вс < 6,0
I - стандартизированное взаимодействие 6,0 < Вс < 12,0
II - активизирующее взаимодействие 12,0 < Вс < 18,0
Ш - конструктивное взаимодействие 18,0 < Вс < 24,0
IV - развивающее взаимодействие 24,0 < Вс < 30,8
В соответствии с выделенными критериями и показателями, а также данными констатирующего эксперимента, в работе определены следующие уровни сформированности взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: индифферентного (0), стандар-
тизированного (I), активизирующего (II), конструктивного (III), развивающего взаимодействия (IV).
Каждому уровню соответствует диапазон значений и дана качественная интерпретация (подробнее см. [8]). На основе представленной модели, а также результатов констатирующего эксперимента сформулированы психолого-педагогические условия, влияющие на степень эффективности педагогического взаимодействия в вузе.
Проведенное нами исследование (еще в 2004-2006 гг.) педагогического взаимодействия преподавателей и студентов вузов г. Тамбова показало, что большинство студентов и преподавателей находятся на стандартизированном уровне взаимодействия. Причем доля студентов на данном уровне даже несколько выше чем, доля педагогов: около 50 % студентов и 43 % педагогов. Доля респондентов, находящихся на стадии индифферентного взаимодействия, также высока: около 20 % педагогов и 25 % студентов. Невысокий уровень развития общения и взаимоотношений не позволяет педагогам и студентам выйти на более эффективные уровни взаимодействия, что также негативно отражается и на деятельностной составляющей этого процесса. Только треть преподавателей и четвертая часть студентов смогли перейти на более эффективные с точки зрения профессионально-личностного развития уровни взаимодействия. Данные цифры продемонстрировали, что субъект-субъектная парадигма в образовании утвердилась в большей степени на страницах научных и учебных педагогических изданий, нежели чем в реальной педагогической практике.
Данные нашего исследования, проводимого в 2015-2016 гг., показали даже некоторый регресс по сравнению с данными 10-летней давности. Выросла доля студентов, находящихся на индифферентном и стандартизированном уровне взаимодействия (с 74,1 % до 87,5 %). Аналогична ситуация и в среде педагогов: суммарный процент по этим двум уровням возрос с 63,2 % до 74,1 %. При этом, отметим, что доля студентов на индифферентном уровне осталась практически неизменной, а доля педагогов на данном уровне даже несколько уменьшилась (с 20,5 % до 16,3 %).
Причины подобных противоречий между декларируемой эффективностью личностно-ориентированного обучения и малым масштабом его проникновения в реальную педагоги-
ческую практику требуют отдельного серьезного исследования. Тем не менее, ряд причин может назвать каждый преподаватель-практик.
Литература
1. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе в контексте реализации функции двойного опережения системы педагогического образования // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5-6 (27-28). С. 339-342.
2. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1(21). С. 92-96.
3. Кузьмин Р. И., Макарова Л. Н. Специфика корреляционно-регрессионного моделирования в рамках психолого-педагогических исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 3. С. 1059-1067.
4. Викулина М. А., Безукладников К. Э. Педагогическая квалиметрия и ее роль в определении качества образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия Психологические и педагогические науки. 2014. № 2-2. С. 28-38.
5. Шихов Ю. А., Шихова О. Ф., Юшкова В. В. Квалиметрический подход в образовании // Образование и наука. 2013. № 1(100). С. 30-41.
6. Шаршов И. А., Старцев М. В. Математическая модель и квалиметрический инструментарий оценки эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2006. Т. 11. № 2. С. 217-223.
7. Шаршов И. А., Старцев М. В. Системно-квалиметрический подход к построению модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. Т. 1. № 9. С. 177-183.
8. Старцев М. В. Уровни взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Орел, 2006. Вып. 2.
References
1. Sharshov I. А., Makarova L. N. Problema vzaimodejstviya sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze v kontekste realizatsii funktsii dvojnogo operez-heniya sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya [Problem of interaction of subjects of educational process at the higher education institution in the context of realization of function of a double advancing of system of pedagogical education] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2011. № 5-6 (27-28). S. 339-342.
2. Sharshov I. А., Makarova L. N. Vzaimodejstviye sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze kak faktor
povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya [Interaction of subjects of educational process at the higher education institution as a factor of improvement of quality of the higher education] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2013. № 1(21). S. 92-96.
3. Kuz'min R. I., Makarova L. N. Spetsifika kor-relyatsionno-regressionnogo modelirovaniya v ramkakh psikhologo-pedagogicheskikh issledovanij [Specifics of correlation and regression modeling within the psychology and pedagogical researches] // Vestnik Tambovs-kogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskiye nauki. 2012. T. 17. № 3. S. 1059-1067.
4. Vikulina M. A., Bezukladnikov K. E. Pedago-gicheskaya kvalimetriya i ee rol' v opredelenii kachestva obrazovaniya [Pedagogical qualimetry and its role in definition of quality of education] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo un-iversiteta. Seriya Psikhologicheskiye i pedagogicheskiye nauki. 2014. № 2-2. S. 28-38.
5. Shikhov Yu. A., Shikhova O. F., Yushkova V. V. Kvalimetricheskij podkhod v obrazovanii [Qualime-trical approach in education] // Obrazovaniye i nauka. 2013. № 1(100). S. 30-41.
6. Sharshov I. A., Startsev M. V. Matemati-cheskaya model' i kvalimetricheskij instrumentarij ot-senki effektivnosti vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov vuza [Mathematical model and qualimetrical tools of an assessment of efficiency of interaction of teachers and students of the higher education institution] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskiye nauki. 2006. T. 11. № 2. S. 217223.
7. Sharshov I. A., Startsev M. V. Sistemno-kvalimetricheskij podkhod k postroeniyu modeli vzai-modejstviya sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze [System and qualimetrical approach to creation of model of interaction of subjects of educational process at the higher education institution] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2006. T. 1. № 9. S. 177-183.
8. Startsev M. V. Urovni vzaimodejstviya sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Levels of interaction of subjects of educational process at the higher education institution] // Uchenye zapiski Orlovs-kogo gosudarstvennogo universiteta. Orel, 2006. Vyp. 2.
* * *
ASSESSMENT OF INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE BASIS OF SYSTEM AND QUALIMETRICAL APPROACH
Startsev Maksim Valeryevich
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article the author considers pedagogical interaction of teachers and students of higher education institution as the most important factor of professional formation of the expert (the bachelor, the master) substantially defining efficiency of process of training, offers the scheme of studying of interaction of subjects of educational process on the basis of the analysis of the principles and methods of system and qualimetrical approach: a real object - system representation - a mathematical form of the description -pedagogical interpretation. The author develops his model of interaction of subjects which is settling down in multidimensional space of their professional and personal qualities, values and abilities and describes the qualimetrical tools used for an assessment of efficiency of process of pedagogical interaction at the higher education institution in detail.
Key words: pedagogical qualimetry, system qualimetrical approach, teacher, student, pedagogical interaction, efficiency assessment, qualimetrical tools
Об авторе :
Старцев Максим Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the author:
Startsev Maksim Valeryevich, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin