Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова М.С., Кондакова И.А.

В статье предложена методика развития интерактивной среды образовательной организации. В основание методики положены принципы целостности, открытости и интегративности, субъектности, нормативности. Ее реализация направлена на совершенствование трех компонентов интерактивной среды образовательной организации: дидактического; информационно-технологического; социального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невзорова М.С., Кондакова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF INTERACTIVE THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN SCHOOL

The article proposes a methodology for the development of an interactive environment of an educational organization. The methodology is based on the principles of integrity, openness and integrativity, subjectivity, normativity. Its implementation is aimed at improving the three components of the interactive environment of an educational organization: didactic; information technology; social.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК 373.31

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Мария Сергеевна Невзорова1

доцент, кандидат педагогических наук nevzorovamic@rambler.ru Ирина Анатольевна Кондакова2

учитель биологии и географии Мп^ . kondakova@yandex. т 1Мичуринский государственный аграрный университет

2МБОУ «Гимназия» г. Мичуринск г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье предложена методика развития интерактивной среды образовательной организации. В основание методики положены принципы целостности, открытости и интегративности, субъектности, нормативности. Ее реализация направлена на совершенствование трех компонентов интерактивной среды образовательной организации: дидактического; информационно-технологического; социального.

Ключевые слова: интерактивная среда образовательной организации, методика развития интерактивной среды образовательной организации, принципы организации интерактивной среды образовательной организации.

Современная потребность практической педагогики в упорядочивании применения современных интерактивных средств ставит перед теорией образования задачи создания логически организованного методического обеспечения. К средствам его относятся традиционно педагогические технологии, методики, программы, учебно-методические комплексы развития интерактивной среды образовательной организации. Современная школа нуждается в новых решениях относительно организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, что обусловлено тенденциями развития информационной среды существования человека. Процессы информатизации и цифровизации тесно сплетаются в современном социуме с процессами развития личности, что отражается на характере взаимодействия людей как в производстве, так и в сфере образования. Дистанционное образование и его элементы стали обычной практикой в работе школ. Поэтому современная школа остро нуждается в психологических и педагогических механизмах управляемых процессов организации и развития интерактивных образовательных сред.

Целью разрабатываемой нами методики стало развитие интерактивной среды современной образовательной организации. В основу методики положены модифицированные: модель информационной интерактивной среды школы как средства обеспечения качества образовательных услуг Е.В. Деминой [1] и модель интерактивного обучения Д. Сессомса [2].

Методика опирается на педагогические принципы целостности, открытости и интегративности, субъектности, нормативности [3;4;5].

Принцип целостности предполагает укрепление связей образовательной среды школы с внешними средами как социальной макросистемой и микросистемами классов, детских объединений и т.д. внутри школы. Реализация его позволяет развивать среды не в искусственном, отчужденном от ценностей общества, семьи и т.д. формате, а в естественном, но обогащенном за счет организованности и специфической направленности на формирование личности ребенка.

Открытость и интегративность, понимаемая нами в широком смысле, представляет собой культурную интеграцию и создание единого культурного пространства в школе, учитывающего те ценности, установки из тех сред, где дети проходили и проходят социализацию помимо школы. Интегративность представляется как путь восприятия информации открытой системой школы. Открытость демонстрируется не только в социальном, предметном, ценностном планах, и в технологическом. Так, взаимодействие субъектов образовательного процесса открыто принимает в качестве каналов коммуникации новые технические возможности, современные электронные устройства как средства, за счет их повышая эффективность образовательного процесса.

Принцип субъектности в основе методики предполагает создание образовательной среды с уравновешенной активностью ребенка и взрослого. Применение его направлено на создание условий для развития учебной самостоятельности школьника, его мотивации и постановке учебных целей, способности планировать учебные действия и корректировать их в процессе достижения результата.

Нормативность образовательного процесса, функционируя как принцип, состоит в регламентации, запрограммированности результатов образовательного процесса и основных шагов по его достижению [6]. Также он базируется на реализации педагогического управления интерактивным образовательным пространством школы.

Принципам соответствуют функции мотивационно-ценностная, технологическая, деятельностная, рефлексивная.

Методика развития интерактивной информационной среды реализовывается в трехкомпонентной структуре:

1. Дидактический компонент интерактивной среды.

2. Информационно-технологический компонент интерактивной среды.

3. Социальный компонент интерактивной среды.

В дидактический компонент входят целевой и результативный компоненты образовательного процесса, содержание образования. В

построении этого компонента особая роль отводится разнообразию его содержательной части, ее гибкости относительно вхождения новых объектов. Это позволяет интерактивному процессу в образовательной среде быть максимально эффективным, ликвидным по отношению к потребностям детей и взрослых, учитывать их особенности и потребности. Содержание образования может быть расширено или реализовываться на базовом уровне в соответствии с запросами и возможностями участвующих субъектов, что согласуется с положениями ФГОС.

Диагностические процедуры производятся в интерактивной образовательной среде как в «живом», так и в электронном формате. Возможно их проводить и дистанционно, что не повлияет на качество оценивания. В экспериментальных классах в периоды эпидемий различных заболеваний, отдельных организационных процедур в школах и т.д. обучающиеся, в том числе, начальной школы, получали полноценные образовательные услуги в дистанционном формате в условиях развитой интерактивной образовательной среды.

При начале эксперимента обнаружился формальный подход и к использованию субъектами электронных средств обучения, потенциально полезными для интерактивного процесса. Характерно, что для использования электронно-образовательных ресурсов специального обучения их использования детьми педагоги не проводили. Зачастую в таких ситуациях учителями и администрацией школы высказывались суждения наподобие: «Современные дети хорошо владеют электронными средствами, поэтому учебные ресурсы быстро освоят сами» и т.п. Конечно, учителями велись электронные дневники и разделы на платформе «Дневник.ру». Но отсутствие систематической работы по развитию интерактивной образовательной среды не велось, что дезорганизовывало всех участников образовательного процесса при необходимости совмещения реальной и электронной форм взаимодействия, а также растягивало и затрудняло в целом процесс ориентировки в ходе выполнения учебных заданий. В некоторых случаях были отмечены даже

конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса, вызванные дезорганизованностью в процессе выполнения заданий и контрольных работ без непосредственного участия учителей. При использовании электронных средств взаимодействия первоначально обнаружилось отсутствие субъектности (активности, инициативности и т.д.) как у обучающихся, так и у педагогов. Вторые использовали ИКТ в основном для поиска информации в сети Интернет, вторые же не владели даже элементарными навыками поиска, отбора, изложения и компиляции информации. Вместе с тем, нужно отметить и неравномерность в готовности обучающихся к интерактивному взаимодействию с использованием средств ИКТ: на высоком уровне развиты навыки использования рекреационных программ, но крайне низко - учебных, на среднем уровне коммуникативных. Такая поляризация свидетельствовала об отсутствии корректных источников информации, специального обучения в сфере применения электронных средств обучения.

Проведение систематической работы по развитию интерактивной среды образовательной организации включило в себя следующий комплекс мер:

- Административные (управленческие) - ведение электронных вариантов документации образовательного процесса, совершенствование доступа к ней участников;

- Образовательные - обеспечение доступности планов и графиков освоения учебных курсов, учебных заданий, материалов для их выполнения, автоматизированная система оценивания результатов учебной деятельности, система для работы над ошибками и углубления знаний по предметам.

- Коммуникативные - организация делового взаимодействия между субъектами образовательного процесса в максимально удобном для них формате и графике.

Проведенная работа способствовала развитию организованности, ответственности, активности обучающихся на всех образовательных ступенях. Педагоги и административные работники школы, участвовавшие в

эксперименте снизили значительно уровень тревожности, связанной с инновационной деятельностью и повысили мотивацию к взаимодействию в интерактивной образовательной среде, начали проявлять творчество и инициативу в отношении создания новых средств взаимодействия с обучающимися.

Информационно-технологический компонент - компоент материального обеспечения методики. Он представлен в соответствии с требованиями ФГОС реурсами сети интернет и внутренними, в том числе учебной и справочной литературой, образовательными видеосюжетами, списками полезных ссылок и т.д.

Современные школы и семьи учащихся обладают, как правило, достаточным количеством электронных средств, оборудования, которые могут быть использованы в обучении. Все это обеспечило максимальный потенциал развития интерактивной образовательной среды в ходе эксперимента. Поэтому информационно-технологический компонент образовательной среды получал развитие в процессе обучения педагогов и детей способам действий с электронными средствами в интерактивном процессе, в ходе создания учителями собственными электронными образовательными продуктами -курсами, справочным и учебным контентом и т.д. Особой значимостью обладают в организации интерактивного взаимодействия возможности автоматического оценивания результатов учебных и контрольных работ, позволяющие возвращаться к пройденному материалу, исправлять допущенные ошибки, корректировать время исполнения заданий и повышать рейтинг в классе.

Очевидной в процессе подготовки эксперимента стала потребность в проведении курсов по использованию интерактивных средств в процессе взаимодействия как для педагогов, так и для обучающихся. Такое специально организованное обучение проводилось для формирования идентичного уровня владения субъектами образования интерактивными средствами, позволяло им соотносить свои действия в интерактивном пространстве, не сталкиваясь с

техническими затруднениями, говорить на «одном языке» при необходимости действовать опосредованно, в том числе - дистанционно. В начале экспериментальной работы мы столкнулись с проблемой организации подобных курсов и занятий. Это связано с тем, что всего 30 % занятий, по свидетельствам учителей, в работе используют интерактивные средства на уроках, так как не все кабинеты оснащены достаточным количеством техники. Однако около 90% педагогов когда-либо использовали в своей повседневной практике интерактивные инструменты и технологии. В основном это были вынужденные меры при организации дистанционного обучения в периоды пандемии и иные моменты, вызванные объективной необходимостью. Такое интерактивное обучение носило в основном эпизодический характер и не применялось учителями регулярно для индивидуализации обучения, повышения степени его наглядности, усиления самостоятельности и активности детей.

В рамках экспериментальной работы нами ежемесячно проводились опросы участников образовательного процесса в целях определения ориентированности обучающихся 3-4 и 7-11-х классов, участвующих в экспериментальной работе, на учебную деятельность в дистанционном и интерактивном формате. Результаты опросов показали, что интерес

обучающихся к предмету в течение года оставался стабильным, а к концу учебного года - повышается. Об интересе учащихся к интерактивному учению свидетельствует и тот факт, что к концу эксперимента зафиксировано повышение обращений детей к образовательным интерактивным ресурсам, не обязательным для освоения. Необязательные учебные задания дети стали выполнять в свободное время, руководствуясь интересом и не имя внешней мотивации.

Также для работы с педагогами использовался социальный компонент информационной интерактивной среды компонент, который был основан на виртуальных формах работы (дистанционный педагогический совет, Интернет-конференции, дистанционные занятия для педагогов и т.п.). Его характеризуют,

как отмечает А.Е.Войкунский, «культурные, языковые и социально-психологические особенности группового взаимодействия, регулирующие общение и отношения между удаленными партнерами, правила, закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей, перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений, принципы самовыражения личности и изменения «сетевой» идентичности» [7].

Достижение личностных и метапредметных результатов заложено в целевых компонентах ФГОС начального образования и ФГОС основного общего образования, где отмечается, что полученные в результате изучения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, компетентности составляют «совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий» ... «направленными на умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером» [8].

Поэтому социальный компонент методики выполнял стержневую роль, которая должна была определить весь характер интерактивного взаимодействия учителя с обучающимися. Социальный компонент для педагогических экспериментов всегда выполняет целеобразующую личностно-формирующую функцию.

В экспериментальной работе социальный компонент планировался таким образом, чтобы все прочие были как бы встроены в него, дополняли его и обогащали. На практике это выражалось в том, что все занятия и мероприятия планировались исходя из их социального контекста. Сначала определялся сценарий взаимодействия субъектов образовательного процесса, а затем он

дополнялся ресурсным обеспечением в виде ИКТ. Так, например, было организовано дистанционно более 10 школьных событий: 4 конкурса, 2 олимпиады, 3 конференции, 3 урока-путешествия в online-режиме в сети Интернет на платформах: Skype, ZOOM, Dviger.com.

Каждый компонент интерактивной среды школы планировался, подвергался контролю и мониторингу, а также необходимой коррекции самостоятельно. Для индикации динамики их состояний потребовалось разработать критерии эффективности реализации методики развития интерактивной среды современной образовательной организации. Было сформировано три группы критериев, измеряемых и удобных для отслеживания в процессе проведения эксперимента: содержательный, динамический, деятельностный.

Содержательным критерием определялись возможности среды образовательной организации с позиции наличия у субъектов необходимых технических средств обучения, свободного доступа к интернету как в школе, так и дома, а также способность учителей и обучающихся к их конструктивному использованию для учебной деятельности, организованность их использования в рамках педагогического управления, а также наличия сопутствующих интерактивному взаимодействию процессов и явлений школьной жизни.

Динамический критерий определялся наличием организационных и психолого-педагогических условий создания и использования субъектами интерактивной среды образовательной организации.

Деятельностный критерий связывался нами с психологической и операционной готовностью каждого из субъектов образовательного процесса к использованию интерактивной среды школы: взаимодействия каждого из них со средой, социальной активности, умелости в использовании ее компонентов для повышения качества взаимодействия.

Посредством реализации методики развития интерактивной среды образовательной организации в образовательной организации создавались

экспериментальные психолого-педагогические условия. Результативность ее применения доказана в процессе анализа полученных на конечном этапе эксперимента статистических данных. Разработанная методика может быть применена в различных образовательных системах для развития интерактивной среды образовательной организации.

Список литературы:

1. Демина Е.В. Информационная интерактивная среда школы как средство обеспечения качественных образовательных услуг: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Томск. 2016. 22 с.

2. Sessoms D. Interactive instruction: Creating interactive learning environments through tomorrow's teachers // International Journal of Technology in Teaching and Learning. 2008. 4(2). С. 86-96.

3. Невзорова М.С. Факторы психологических опасностей и рисков современной образовательной среды // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: сборник материалов Международной научной школы (26 октября 2017 г.) / под общей редакцией Е.С. Симбирских. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2017. 315с.

4. Корепанова Е.В., Невзорова М.С. Педагогическая психология: учебное пособие. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина: ГОУ ВПО «Мичуринский гос. пед. ин-т». 2007. 285 с.

5. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогического общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.

6.Обносов, В.Н. Развитие способностей детей: основные требования / В.Н. Обносов. // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 198.

7. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. С. 240-245.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт, п. 22 [Электронный ресурс]: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:

кйр://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО^£

UDC 373.31

THE TECHNIQUE OF DANCE-MOTOR CORRECTION OF THE MANIFESTATIONS OF RDA IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF A SPECIAL CORRECTIONAL SCHOOL FOR STUDENTS WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Maria S. Nevzorova1

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences

nevzorovamic@rambler.ru Irina A. Kondakjva2 Biology and geography teacher irinal. kondakova@yandex. ru 1Michurinsk State Agrarian University 2of high school "Gimmsium" Michurinsk, Russia

Abstract. The article proposes a methodology for the development of an interactive environment of an educational organization. The methodology is based on the principles of integrity, openness and integrativity, subjectivity, normativity. Its implementation is aimed at improving the three components of the interactive environment of an educational organization: didactic; information technology; social.

Keywords: interactive environment of an educational organization, methods of development of the interactive environment of an educational organization, principles of organization of the interactive environment of an educational organization.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.