Научная статья на тему 'Информационная интерактивная среда как ресурс подготовки преподавателей вузов к исследовательской деятельности в системе магистратуры'

Информационная интерактивная среда как ресурс подготовки преподавателей вузов к исследовательской деятельности в системе магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION INTERACTIVE ENVIRONMENT / INFORMATION / INTERACTIVE TECHNOLOGY / A MODEL OF INFORMATION INTERACTIVE ENVIRONMENT / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Евгения Викторовна

В статье приводится опыт работы по созданию информационной интерактивной среды в системе магистратуры и определяется ее роль в формировании и развитии исследовательской деятельности при подготовке преподавателей вузов. Для реализации задач формирования и развития исследовательской деятельности как ключевого элемента современного качества образования была разработана модель организации информационной интерактивной среды, проанализированы условия ее реализации, особенности, компоненты, технические возможности, формы взаимодействия субъектов, образовательные и воспитательные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides experience on creation of the information interactive environment in the system magistracy and its role in formation and development of research activity of teachers training of higher education. To implement the objectives of formation and development of research activity as a key element of modern quality of education, at educational organization the model of the organization of the information interactive environment is developed. Conditions of realization of the information interactive environment, its feature, components, technical capabilities, forms of interaction of subjects, educational results are analyzed.

Текст научной работы на тему «Информационная интерактивная среда как ресурс подготовки преподавателей вузов к исследовательской деятельности в системе магистратуры»

9. Построение стратегии внедрения e-learning в компании [Электронный ресурс]. - URL: http://www. slideshare.net/skiitout/elearning-2064658.

10. Склатер Н. Электронное образование в облаке // 10-й Международный журнал по проблемам систем управления виртуальным и индивидуальным обучением [Электронный ресурс]. - 2010. - URL: www. distance-learning.ru.

11. Стулов А. Оценка эффективности электронного дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. - URL: http://websoft.ru/db/wb/26D3C1E6AD7BC171442 579820031F250/doc.html.

12. Щурова Е. В. Электронное обучение в ТПУ: проблемы и возможные решения // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты

инженерного образования: сб. тр. науч.-метод. конф. -Томск, 2012. - С. 199-200.

13. Тог Atle Hjeltnes, Boerje Hannson. Cost Effectiveness and Cost Efficiency in E-learning [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww2. tisip.no%2Fquis%2Fpublic_files%2Fwp7-cost-effectiveness-efficiency.pdf.

14. E-learning in Korea [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.e-service-expert.com/e-Learning-Korea.html.

15. Leakey J. Evaluating Computer-Assisted Language Learning. Peter Lang AG. - Bern, 2011. - P. 308.

16. Suzuki Katsuaki E-Learning in Japan: Past, Present and Future // 2009 KAEM and the 4th BK21 GGRTE International Conference: Technology and Future Learning Space, Proceedings. - P. 9-17.

УДК/uDC 378.12(14.35.07) Е. В. Демина

E. Demina

информационная интерактивная среда

КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАТУРЫ

INFORMATION INTERACTIVE ENVIRONMENT

as resource of teachers training of higher education to research activity in system of the magistracy

В статье приводится опыт работы по созданию информационной интерактивной среды в системе магистратуры и определяется ее роль в формировании и развитии исследовательской деятельности при подготовке преподавателей вузов. Для реализации задач формирования и развития исследовательской деятельности как ключевого элемента современного качества образования была разработана модель организации информационной интерактивной среды, проанализированы условия ее реализации, особенности, компоненты, технические возможности, формы взаимодействия субъектов, образовательные и воспитательные результаты.

The article provides experience on creation of the information interactive environment in the system magistracy and its role in formation and development of research activity of teachers training of higher education. To implement the objectives of formation and development of research activity as a key element of modern quality of education, at educational organization the model of the organization of the information interactive environment is developed. Conditions of realization of

the information interactive environment, its feature, components, technical capabilities, forms of interaction of subjects, educational results are analyzed.

Ключевые слова: информационная интерактивная среда, информационные и интерактивные технологии, модель информационной интерактивной среды, исследовательская деятельность.

Keywords: information interactive environment, information, interactive technology, a model of information interactive environment, research activity.

В настоящее время для педагогического сообщества всех уровней профессионального образования актуальным является вопрос об изменении подхода к преподаванию в образовательной организации (далее — ОО) с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач. В частности, в системе магистратуры вуза при подготовке преподавателей встали другие задачи: не только учитывать знаниевый компонент обучающихся, но и обе-

спечить формирование и развитие профессиональных (исследовательских) компетенций, а именно в области научно-исследовательской деятельности.

Этот факт подтверждается уровневой системой профессионального образования, которая включает в себя образовательные программы различных видов и (или) направленности, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), согласно которому выпускникам образовательных организаций предъявляются требования к результатам основных образовательных программ [10]. Так, в ФГОС высшего профессионального образования (ВПО) на всех уровнях профессионального образования отражена научно-исследовательская деятельность [9].

Согласно требованиям ФГОС ВПО выпускники-магистры должны обладать профессиональными компетенциями и быть подготовлены к решению профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности: реализация и оценка результатов научного исследования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий; анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований; проектирование, организация, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач и т. д. [7].

Концептуальная идея участия педагогов-преподавателей в научной исследовательской деятельности отражена также в Национальной доктрине образования РФ: «Привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы» [6]. Таким образом, учитывая законодательный аспект проблемы подготовки к исследовательской деятельности преподавателей вузов в системе магистратуры, постепенно будет осуществлен переход от внедрения к постоянному обновлению эффективного использования средств обеспечения качественного образования.

Исследовательская деятельность субъектов образовательного процесса (преподаватель, обучающийся) в системе магистратуры должна быть связана с применением активных или, как их еще называют, интерактивных технологий. Суть интерактивного обучения состоит в том, чтобы практически все обучающиеся

оказались вовлеченными в учебный процесс (процесс познания). Они имеют возможность и должны понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся и преподавателя в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, что идет взаимообмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [3].

Ввиду технологизации процесса обучения педагог образовательной организации в современных условиях не может решить задачи повышения качества образования без использования инновационных технологий и средств информатизации. Сегодня каждому преподавателю ноутбук необходим как инструмент для работы. Современный педагог ориентирован на инновационные методики преподавания, которые включают в себя концепцию педагогики, ориентированную на обучающихся, концепцию расширенного обучения за пределами класса/аудитории (обучение вне школы), а также использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для преподавания и обучения. Термин «инновационные» в данном контексте представляет собой сочетание этих методик и интерактивных технологий с целью решения проблем качественного образования новыми способами. Подобное сочетание педагогических методик с технологиями, описанными выше, способствует, по-нашему мнению, формированию и развитию у обучающихся исследовательских компетенций, достижению общекультурных и профессиональных результатов учебной деятельности и обладает потенциалом реальных инноваций.

Как отмечают многие ученые (С. А. Бешен-ков, А. Г Гейн, Т. Б. Захарова, А. А. Кузнецов, К. К. Колин, В. С. Леднев, Е. А. Ракитина и др.), без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества [8, с. 51]. Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, ин-тегрированность и индивидуализация, должно опираться на современные информационные технологии. Другими словами, информацион-

ные технологии — это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [5]. Информационные технологии в образовании — это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и преподаватели, и студенты, и управленческий персонал. Это и внедрение комплекса программ управления образованием, и создание единого информационного образовательного пространства в организации, и разработка интегрированных занятий, и проектная деятельность, и активное использование Интернета в образовании, и дистанционное обучение, сетевое взаимодействие и т. д. [2].

Изучение проблемы эффективной организации исследовательской деятельности на занятиях с позиции ФГОС в условиях информационной интерактивной среды отражено и проанализировано в системе общего образования Российской Федерации. Педагоги общего образования большое внимание уделяют рассмотрению вопросов, связанных с использованием интерактивных технологий в условиях введения новых образовательных стандартов, основной целью которых является повышение качества образования и эффективности механизмов управления. В результате реализации данной концепции ожидается формирование эффективной системы управления качеством образования на основе внедрения и использования информационно-технологической инфраструктуры в образовательной организации за счет возможностей мультимедийных, интерактивных контентов, созданных специализированными программными пакетами.

В настоящее время активные педагоги осуществляют поиск методов, форм, инструментов повышения качества обучения. Решением данной проблемы может стать одна из наиболее эффективных электронных платформ системы дистанционного обучения LMS Moodle, которая зарекомендовала себя как высокотехнологичный инструмент повышения качества обучения в системе высшего образования.

В ФГОС ВПО отражена необходимость создания адекватной планируемым результатам современной информационно-образовательной среды — «использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных» [7].

Использование компьютерных технологий в обучении, интегрированных в электронное образование, позволяет создать единое рабочее пространство, доступное для всех участников образовательного процесса: преподавателя и обучающихся.

Информационная среда включает в себя следующие составляющие: компьютерную технику и средства коммуникации, применение ИКТ на занятиях, формирование соответствующих компетенций субъектов образовательного процесса и создание единой информационной интерактивной среды (ИИС). ФГОС четко прописывает, что должна представлять из себя информационно-образовательная среда (ИОС), а также, какие возможности она должна обеспечивать. Перечислим основные составляющие и возможности информационной интерактивной среды и выделим основные проблемы ее формирования для соответствия требованиям стандарта. Информационная интерактивная среда должна включать в себя:

1) техническое оснащение и технологические средства (компьютеры, ноутбуки, коммуникационные каналы, сеть, разнообразное программное обеспечение и др.);

2) организационно-культурные формы информационного взаимодействия;

3) компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ. В настоящее время в основном развита у педагогов на базовом уровне;

4) наличие специалиста или служб поддержки применения ИКТ. В настоящее время в связи с оптимизацией, которая привела к сокращению ставок технического персонала (инженеров, лаборантов и т. д.), каждый руководитель образовательной организации решает проблему по-своему: стимулирующий фонд оплаты труда, заключение договора на обслуживание техники с конкретным человеком или фирмой.

Информационная интерактивная среда должна обеспечивать следующие возможности в электронной форме:

1) автоматизацию процесса планирования и управления образовательной организации;

2) электронную публикацию и сохранение материалов: творческие работы, исследовательские проекты обучающихся и педагогов для использования информационных ресурсов в образовательном процессе;

3) электронный мониторинг и оценочные мероприятия по результатам обучения, систе-

ма электронного тестирования — это прекрасный инструмент, чтобы контролировать успехи студента в учебе с целью фиксации хода образовательного процесса, результатов освоения образовательной программы;

4) дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет для решения задач управления образовательной деятельностью. Это значит, что взаимодействие должно быть организовано с помощью сетевого ресурса (сайт, разнообразные сетевые и электронные платформы и т. п.), причем в той системе, которая используется образовательным учреждением;

5) контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. «Интернет-Цензор» (http://icensor.ru) — программа ограничения доступа к сайтам, не отвечающим запросам образования. В основе работы Интернет-Цензора лежит технология «белых списков», гарантирующая стопроцентную защиту от опасных и нежелательных ма-

териалов. Программа надежно защищена от взлома и обхода фильтрации;

6)сетевое взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

На рисунке представлена модель организации информационной интерактивной среды в образовательном учреждении.

Модель ИИС предполагает использование каждым обучающимся компьютеров и разработку интерактивных занятий на основе цифровых обучающих материалов. Оптимальным вариантом реализации такой модели является то, что в распоряжении каждого обучающегося и педагога имеется собственный портативный компьютер, связанный с компьютерами других обучающихся по беспроводной локальной сети, имеющий доступ к серверу и выход в Интернет.

Для организации единого информационного пространства образовательной организации необходимы: переход на электронный документооборот, обеспечение открытости

Рис. Модель организации информационной интерактивной среды образовательной организации

и информационной прозрачности нормативно-правовой сферы управления через официальный сайт, научно-методическая деятельность педагогов, активное включение преподавателей в сетевое пространство профессиональных сообществ, внедрение и использование дистанционного обучения, а также автоматизированных информационных систем.

Дистанционное обучение, различные электронные, мультимедийные пособия, тесты онлайн используются в работе как средства повышения квалификации педагогического коллектива. Все это возможно благодаря безлимитному доступу к сети Интернет и освоению виртуальной среды дистанционного обучения LMS Moodle [1]. Интернет-ресурсы дистанционного обучения позволяют осуществлять доступ и получать консультации по вопросам планирования, организации и контроля в общеобразовательном учреждении, в том числе методической работы. Проведение научно-педагогических совещаний, заседаний сегодня невозможно без использования компьютерных технологий. Офисные программы, бесплатные ресурсы сети Интернет, системы управления дистанционным обучением Moodle в образовательном процессе — все это позволяет преподавателям конструировать интерактивные занятия, учебные курсы. Административному персоналу образовательной организации — своевременно, быстро составить и отправить отчет, педагогическую картотеку, создать презентации, которые используются при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний. В целом это создает основу для информационного обеспечения и инфраструктуры управления качеством образования. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Таким образом, интерактивные технологии в сочетании с информационными компьютерными технологиями составляют неотъемлемую часть образовательной деятельности [4].

В результате реализации модели организации информационной интерактивной среды достигаются следующие образовательные эффекты:

1. Обучающиеся самостоятельно выстраивают индивидуальную траекторию процесса обучения, выбирают темп и время разработки проекта с педагогами через сетевое пространство и интерактивные информационные

среды во внеурочное время с использованием компьютера.

2. Обучающиеся и педагоги взаимодействуют в команде на основе организации коммуникативной творческой деятельности, учебного и неформального общения, сотрудничества со сверстниками и учителями.

3. Обучающиеся и педагог собирают, обрабатывают, анализируют информацию, вносят свой вклад в исследование, проект и совместный конечный продукт.

4. Обучающиеся демонстрируют свои проекты, творческие и исследовательские работы в сети, педагогам и сверстникам, что помогает им самоутвердиться, самоактуализироваться и самореализоваться.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате реализации модели информационной интерактивной среды в обучении и управлении образовательным процессом повышается эффективность всей системы образования и обеспечение процессов формирования, развития познавательных интересов и способностей, творческого мышления, исследовательских компетенций при подготовке преподавателей в системе магистратуры. Проекция данной модели в систему высшего профессионального образования позволит, по нашему мнению, повысить качество обучения на уровне профессионального образования. Для этого в образовательной организации должны быть созданы условия, главным из которых является создание технической составляющей информационной интерактивной среды. Кроме того, предложенная модель организации информационной интерактивной среды, формируемая в рамках системы обеспечения гарантированного качества образования, способствует развитию исследовательской деятельности обучающихся за счет автоматизации системы внутреннего мониторинга, использования электронных, мультимедийных учебных материалов и программно-методического обеспечения, информационной и методической поддержки педагогов, оперативного распространения передового педагогического опыта.

1. Виртуальная среда обучения Moodle.org // GNU General Public License. - URL: http://moodle.org/ about/.

2. Градова Т. В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением // Кузбасская государственная педагогическая академия. - URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/42.

3. Интерактивное обучение - это дань моде или вынужденная необходимость? // Nice Interactive. - URL: http://www.nice.ua/pnoducts/interactive/education.

4. Кашлев С. С. Основы интерактивной педагогики // Па-зашкольнае выхаванне. - 2008. - №4. - С. 4-7.

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: фед. закон. РФ от 06.04.2011 № 65-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4600.

6. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 № 751 - URL: http:// www.ng.ru/2000/10/11/doktnina-dok.html.

7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Магистр») : приказ

от 14.01.2010 № 35 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/34/20110325144241.pdf.

8. Использование инновационных технологий в образовательном процессе / Е. Н. Рогановская, Л. Н. Поряди-на, П. В. Никитин [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина. -Красноярск : Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. - 212 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http:// fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5.

10. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3, п. 5., ст. 10 // Законы и Кодексы Российской Федерации. - URL: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/10/.

УДК/uDC 378 Н. Ю. Гутарева

N. Gutareva

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ORGANIZATION COMMuNICATION STuDENTS IN THE FOREIGN LANGuAGE TEACHING

Статья предлагает анализ психолого-педагогических условий, которые возникают в процессе обучения иностранному языку, на основе применения технологии педагогического сотрудничества, позволяющей благотворно влиять на психическое здоровье студентов. Автор обосновывает модель поведения педагога, способствующую возникновению дополнительных социально-психологических стимулов к обучению, созданию психологической атмосферы, благоприятной для удовлетворения социально-психологических потребностей обучающихся: в признании, уважении, внимании со стороны, авторитете.

Article is dedicated to the analysis of psycho-pedagogical conditions that arise in the process of learning a foreign language through the use of technology of pedagogical cooperation, allowing a beneficial effect on the mental health of students. The author proves her point of view theoretically and experimentally that such a pattern of behavior contributes to a teacher at the student's personality more, social and psychologicalincentives for teachingin educational support team a psychological atmosphere in

which it is possible to get opportunities to meet a very important socio-psychological needs of people: recognition, respect and attention from others, authority, etc.

Ключевые слова: технология педагогического сотрудничества, коррекционное игровое воздействие, психологический климат, тревожность.

Keywords: technology of pedagogical cooperation, correctional playing impact, psychological climate of educational group, anxiety.

Современное образование и общество стоят на пороге больших перемен в воспитании и обучении молодежи, связанных с проблемой нивелирования нравственно-духовных ценностей, культурных и образовательных традиций и устоев. Такая ситуация в социуме вызвана основными ориентирами капиталистического общества на материальный успех, прагматизм, личную выгоду, эгоизм и т. д. Все это способствует росту конфликтности, экстремизму, тревожности, нервозности, неуверенности, разрозненности и управляемо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.