Научная статья на тему 'Организация интерактивной среды вуза как императив современного профессионального образования'

Организация интерактивной среды вуза как императив современного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРАКЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SPACE / INTERACTION / INTERACTIVITY / INTERACTIVE LEARNING / INTERACTIVE INTERACTION / INTERACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Наталья Николаевна, Шевченко Владимир Иванович

Современные тенденции модернизации отечественного образования связаны с повышением качества профессиональной подготовки специалистов, соответствующей перспективным социально-экономическим потребностям общества и государства. В связи с этим необходимо, чтобы образовательная политика способствовала подготовке выпускника вуза, обладающего способностями выстраивания своей собственной стратегии профессионального роста, конкурентоспособными личностными качествами, необходимыми профессиональными компетенциями. Следуя этой установке, в российском образовании идет поиск обогащения его содержания с использованием эффективных моделей и технологий в организации образовательного процесса. Одним из факторов, обеспечивающих повышение качества подготовки будущих специалистов, является проектирование и организация интерактивной среды вуза как важнейшего образовательного ресурса их профессионального становления. В статье рассматривается понятие интерактивной образовательной среды; выделены составляющие ее структурные компоненты и характерные свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Наталья Николаевна, Шевченко Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTIVE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS AN IMPERATIVE OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION

Modern tendencies of modernization of national education are connected with improvement of quality of professional training of specialists corresponding to perspective social and economic needs of society and the state. In this regard, it is necessary that educational policy contributes to the training of graduates who have the ability to build their own strategy of professional growth, competitive personal qualities, necessary professional competencies. Following this setting, the Russian education is looking for enrichment of its content using effective models and technologies in the organization of the educational process. One of the factors that ensure the improvement of the quality of training of future specialists is the design and organization of the interactive environment of the University as the most important educational resource of their professional development. The article considers the concept of interactive educational environment, highlights its structural components and characteristic properties.

Текст научной работы на тему «Организация интерактивной среды вуза как императив современного профессионального образования»

Высшее образование

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Н. Шевченко, В.И. Шевченко

Аннотация. Современные тенденции модернизации отечественного образования связаны с повышением качества профессиональной подготовки специалистов, соответствующей перспективным социально -экономическим потребностям общества и государства. В связи с этим необходимо, чтобы образовательная политика способствовала подготовке выпускника вуза, обладающего способностями выстраивания своей собственной стратегии профессионального роста, конкурентоспособными личностными качествами, необходимыми профессиональными компетенциями. Следуя этой установке, в российском образовании идет поиск обогащения его содержания с использованием эффективных моделей и технологий в организации образовательного процесса. Одним из факторов, обеспечивающих повышение качества подготовки будущих специалистов, является проектирование и организация интерактивной среды вуза как важнейшего образовательного ресурса их профессионального становления. В статье рассматривается понятие интерактивной образовательной среды; выделены составляющие ее структурные компоненты и характерные свойства.

Ключевые слова: среда, образовательная среда, образовательное пространство, интеракция, интерактивность. интерактивное обучение, интерактивное взаимодействие, интерактивная образовательная среда.

THE INTERACTIVE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS AN IMPERATIVE OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION

N. Shevchenko, V. Shevchenko

Abstract. Modern tendencies of modernization of national education are connected with improvement of quality of professional training of specialists corresponding to perspective social and economic needs of society and the state. In this regard, it is necessary that educational policy contributes to the training of graduates who have the ability to build their own strategy of professional growth, competitive personal qualities, necessary professional competencies. Following this setting, the Russian education is looking for enrichment of its content using effective models and technologies in the organization of the educational process. One of the factors that ensure the improvement of the quality of training of future specialists is the design and organization of the interactive environment of the University as the most important educational resource of their professional development. The article considers the concept of interactive educational environment, highlights its structural components and characteristic properties.

Keywords: environment, educational environment, educational space, interaction, interactivity, interactive learning, interactive interaction, interactive educational environment.

На современном этапе в контексте общемировых и российских образовательных реалий образование выступает одним из ведущих социокультурных институтов, реализация стратегических целей и направлений которого оказывает влияние на развитие интеллектуального базиса экономики, науки, культуры, духовного потенциала общества в целом и каждой отдельной личности в частности. Сегодня можно констатировать о существенном повышении социальной роли профессионального образования, что связано с осознанием главной ценности современного общества - личности будущего специалиста, его ценностных ориентаций, смыслов, знаний, умений и навыков, опыта жизнедеятельности, способного к поиску и освоению новой

информации, принятию нестандартных творческих решений, к овладению необходимыми профессиональными

компетенциями.

Проектирование и организация

интерактивной образовательной среды вуза -одно из условий успешной реализации процесса профессиональной подготовки такого

специалиста, осуществляемой на основе концептуальных положений средового подхода, разрабатываемых Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, В.А. Козыревым, Л.М. Лузиной, Ю.С. Мануйловым, Л.И. Новиковой, С.А. Писаревой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Степановым, И.Д. Фруминым и другими авторами.

Ю.С. Мануйлов определяет среду как «то, среди чего пребывает субъект, посредством чего

формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» [10, с.85]. Он рассматривает свойства среды и выделяет типы влияния среды на человека: 1) среда «посредствует» субъекту в достижении его цели, создает условия, базу (материальные и духовные блага, информационное поле и т.д.) для удовлетворения его потребностей,

осуществления его деятельности; 2) среда «опосредует» сознание, поведение субъекта; является условием реализации полученных знаний, сформированных умений,

самоорганизации; 3) среда «осредняет» субъекта; формирует личность, ее потребности, влияет на формирование интересов, мотивов и т.д. Субъект впитывает, вбирает оценки, взгляды, установки, господствующие в среде, «несет на себе печать среды» [10, с. 101].

Л.И. Новикова определяет среду как «окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт и взаимодействует» [11, с.3]. Ю.Н. Кулюткин и С.В. Тарасов, рассматривая проблемы взаимоотношений человека и среды, определяют ее как существенное условие развития личности, указывают на то, что под влиянием деятельности человека среда изменяется сама [9].

В процессе жизнедеятельности человека в той или иной среде, во взаимодействии со всеми структурными компонентами ее составляющими происходит обогащение жизненного тезауруса, субъектного опыта личности, формируются смыслы, взгляды, мировоззренческие позиции, убеждения, а на их основе и поведенческие конструкты. Человек вправе осуществлять выбор тех компонентов среды, которые для него более значимы, оказывают преимущественные влияния на него в соответствии с его ценностями, представлениями, идеалами. Существует и обратная связь взаимодействия человека со средой, когда он сам мобилен к ее преобразованию, творческому созиданию на основе сложившихся эталонных представлений. Таким образом, можно говорить о том, что и сама среда как бы субъективируется.

Сегодня в педагогической науке оперируют такими близкими, взаимосвязанными, но не идентичными понятиями как «образовательная среда» и «образовательное пространство», на эту существующую взаимосвязь указывает С.А. Писарева. В определении

«образовательного пространства» и

«образовательной среды» она акцентирует внимание на «наборе определенным образом взаимосвязанных, расположенных друг относительно друга факторов (условий), которые могут оказывать влияние на образование

человека». При этом автор отмечает, что образовательная среда еще предполагает и «включенность обучающегося в образовательное пространство», где он «не может занимать позицию внешнего независимого наблюдателя, а занимает внутреннюю позицию» [12, с. 9].

В исследованиях Е.В. Бондаревской, Л.М. Лузиной, Н.Е. Щурковой раскрывается положение о созидательном воспитывающем потенциале образовательной среды в формировании культуры личности.

Н.Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих воспитанника обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» [4, с.45]. Л.М. Лузина отмечает, что процесс воспитания - это педагогически очерченное культурное пространство, «обеспечивающее свободное самоопределение, саморазвитие и

самореализацию личности, которое и сформирует «человека культуры» [4, с.62].

Выделяя базовые составляющие процесса воспитания, такие как жизнетворчество, социализация, культурная идентификация, духовно-нравственное развитие и

индивидуализация личности, Е.В. Бондаревская рассматривает их как приоритетные в процессе включения человека в решение реальных проблем собственной жизни, «создания среды жизни» [2]. В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко и А.Я. Данилюк категорию «образовательное пространство» определяют как понятие нового педагогического мышления. «Образование, мыслимое в пространстве, воплощает мир, которым управляет разум, наука, культура, человечность». Мир образования представляется авторам «огромным, сложно устроенным культурно-воспитательным пространством, смысл существования которого в одном - во всестороннем и гармоничном развитии человека» [3, с.9 - 10].

В.А. Козырев указывает на то, что образовательная среда университета «не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Очень важна та общая университетская среда, которая включает традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброжелательности и взаимной ответственности, общие идеи и дела, имидж университета. Сюда же относится и та внеучебная деятельность (участие в работе творческих центров, коллективов, клубов по интересам), которая часто служит неким

стержнем личностного и профессионального развития» [7, с.69].

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод, что среда рассматривается как определенная целостность, сложное и многоаспектное социально-психологическое и педагогическое явление, важное условие жизнедеятельности человека, как фактор формирования и развития личности субъекта. Есть все основания рассматривать «образовательную среду как системную форму бытия, создающую условия для самовыражения, самореализации и самотворчества личности, а образование с позиций философско-антропологического подхода как процесс становления культуры человека, его духовности и субъектности, способствующих

самоутверждению, проявлению неповторимой индивидуальности и творческой активности в различных жизненных ситуациях, деятельности, в том числе и профессиональной» [14, с.35].

В контексте заявленной проблемы важно рассмотреть сущность интерактивной среды, составляющими которой являются такие значимые понятия как интеракция, интерактивность, интерактивное обучение. «Интеракция (англ. interaction, лат. inter - между и actio - деятельность) - это взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог. В социальной психологии интеракция

определяется как непосредственная

межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека принимать роль другого, представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа)» [8, с.76].

Понятие интеракции ввел американский социолог и философ Дж. Мид, автор теории символического интеракционизма, который считал, что жизнедеятельность и развитие личности, созидание человеком своего «Я» происходит только в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Интеракция предполагает взаимовлияние субъектов в совместной деятельности, их обмен опытом и мнениями, достижение взаимопонимания, выстраивание единой линии планирования или стратегии, становление себя на место партнера, видение ситуации глазами другого. Интерактивность (от англ. interaction -«взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами, «которое обеспечивает активность личности и контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, социальными

установками партнеров по взаимодействию» [13, с.284].

В современном образовании с категорией «интерактивная среда» тесно связано понятие «интерактивное обучение» как ее структурный компонент. В педагогическом

энциклопедическом словаре интерактивное обучение представлено как «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется

взаимодействие педагога и учащегося, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы» [1, с.107].

В основе организации интерактивного обучения лежат те формы, методы и технологии, в которых акцент в образовательном процессе ставится на психолого-педагогических механизмах влияния группы на усвоение каждым обучающимся опыта взаимодействия и взаимообучения, что позволяет судить о существующей взаимосвязи интерактивного обучения с педагогикой сотрудничества и проблемно-развивающим обучением.

«Интерактивное обучение обеспечивает создание оптимальных условий, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, переводя познавательную деятельность на более высокие формы кооперации и сотрудничества, способствуя формированию обобщенных, устойчивых психологических образований, нацеленных на деловую активность» [5, с.7].

Таким образом, основными особенностями интерактивного обучения являются: активизация познавательной деятельности обучающихся, групповой поиск решения проблем, создание благоприятного эмоционального фона для осуществления активной деятельности, непрерывно-действующие прямые и обратные связи между содержанием учебных дисциплин и результатами его усвоения обучающимися. При этом преподаватель выступает в роли менеджера, консультанта, организатора субъект - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с опорой на личный опыт студентов, стимулируя их к рефлексии, тем самым формируя предметные и социальные профессиональные качества будущих специалистов.

В организации образовательного процесса в вузе, с учетом основных положений интерактивного обучения, представляется необходимым формировать социально-психологическую адаптацию студентов к будущей профессиональной деятельности. «Под этим подразумевается, что помимо традиционной триады - знаний, умений, навыков, студент должен получить в вузе максимально приближенное к реальной профессиональной деятельности эмоционально-личностное восприятие условий ее осуществления во всем многообразии

социально-общественных и производственных связей» [6, с.26 - 27]. Интерактивное обучение предполагает организацию учебно-

воспитательного процесса в вузе с использованием соответствующих ему механизмов: интерактивных форм, методов, средств и технологий, которые в комплексе должны быть направлены на реализацию моделируемой интерактивной образовательной среды, включающей в себя учебную и внеучебную деятельность студентов (рис.1) [6, с. 35].

Интерактивное обучение

Интерактивные формы

Интерактивная лекция, семинар, мастер-класс, тренинг, комплексная игра, учебная фирма, бизнес-лагерь и др.

Интерактивные методы

- дискуссионные методы (диалог, «мозговой штурм», «круглый стол», кейс-метод, SWOT-анализ);

- игровые методы (деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры, бизнес-симуляции;

- тренинговые методы (упражнения, тесты, методы психометрии, технологии ИКТ и др.);

- проектные методы (метод проектов, модерация, метод сотрудничества и др.).

Интерактивные технологии (по Г.К. Селевко)

микротехнологии

(студент-педагог); мультимедиа,

- модульно- видеоконференции;

локальные - методическое

(совместные обеспечение

творческие дела); (мультимедиа-

- макротехнологии курсы,

(дистанционное видеоматериалы,

обучение); аудиоматериалы,

- метатехнологии тренажеры для

(технологии организации

социального практик);

воспитания, сетевые, - ресурсы мировой

телекоммуникацион- сети Интернет

ные). поисковые

системы).

Интерактивные средства

- электронные учебники;

- компьютерное тестирование;

средства

Рисунок 1. - Механизмы организации интерактивного обучения

Сегодня в образовательной среде вуза акцентируется внимание на использовании интерактивных форм и методов в проведении учебных занятий (лекций и семинаров в диалоговом режиме, групповых дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, анализа конкретных практико-ориентированных ситуаций, психологических и иных тренингов). Все эти виды учебной деятельности должны находиться во взаимосвязи с внеаудиторной деятельностью студентов, организуемой в интерактивном режиме (работа студенческих исследовательских групп, участие в вузовских и межвузовских конференциях, мастер-

классах, конкурсах профессионального мастерства) с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. Необходимо отметить, что использование интерактивных методов и форм в организации образовательного процесса в вузе оказывает положительное влияние на проявления интеллектуальной активности и духа соревнования студентов в их коллективном поиске истины.

Интерактивное обучение как один из основных составляющих структурных компонентов интерактивной образовательной среды вуза направлено на оптимизацию активной

познавательной деятельности студентов, формирование их ценностных ориентаций и мотивации к учению, развитие самостоятельности в поиске и осмыслении учебной информации, навыков субъект-субектного общения на основе диалога, стимулирования исследовательской позиции, конкретных практико-ориентированных действий, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Несмотря на то, что понятие «интерактивная среда» основательно вошло в лексику современного образования, его определение в исследуемых нами источниках отражено недостаточно четко. Вместе с тем, анализ смыслообразующих доминант таких понятий, как среда, образовательная среда, интеракция, интерактивность, интерактивное обучение, которые лежат в основе дефиниции «интерактивная среда» и являются ее составляющими конструктами, позволил нам предложить следующее определение. Интерактивная среда вуза - это системное интегративное образование, которое включает в себя организованную совокупность

педагогических условий, интерактивных форм, методов и технологий, обеспечивающих формирование активной позиции во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса в направлении их интеллектуального и духовно-нравственного развития, проявления индивидуальности, способностей к партнерскому общению, корпоративной культуры,

самостоятельности и креативности в различных видах учебной и внеучебной деятельности с перспективой самореализации в профессии.

Для интерактивной среды вуза, обеспечивающей качество профессиональной подготовки будущих специалистов,

характерными свойствами являются:

интерактивность, регулятивность, эффективность, открытость, демократичность. Интерактивность регламентирует реализацию творческого потенциала как преподавателей, так и студентов на основе сотрудничества и диалогового взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности. Регулятивность предполагает управление познавательной деятельностью и активностью обучающихся, координацию действий и поведения субъектов интерактивной среды. Эффективность определяется

интенсивностью использования условий среды, ее возможностей и ресурсов в соотношении с качественными и количественными результатами проявления интерактивного взаимодействия всех

участников образовательного процесса в различных видах деятельности.

Открытость интерактивной среды предполагает возможность ее обогащения с учетом интересов и потребностей обучающихся, применение дистанционных форм обучения, участие всех субъектов в проектировании и регулировании образовательной среды, размещение информации о значительных событиях образовательного учреждения на Интернет-сайтах в открытом доступе, взаимодействие с другими средами, в том числе с внешней социальной средой. Демократичность предусматривает самостоятельность учреждения образования в выборе стратегии своего развития, содержания и технологий организации целостного педагогического процесса, равноправие и взаимную заинтересованность в развитии всех субъектов образовательного процесса, выбор индивидуальных

образовательных маршрутов студентов с учетом их личностных потребностей.

Развитию интерактивной образовательной среды, способствует создание при вузах современных, ориентированных на запуск, реализацию и продвижение инновационных студенческих проектов технологически и информационно насыщенных пространств, создающих все условия для самореализации творческой личности и внедрения креативных разработок в промышленность и рыночную среду. Это разнообразные технопарки, иннопарки, бизнес - инкубаторы, центры инновационного развития и инновационные малые предприятия с полноценным участием студентов и преподавателей вуза. На данных площадках происходит их синергийное взаимодействие с работодателями,

представителями общественных организаций и государственных предприятий.

Взаимный обмен идеями, взглядами, профессиональными позициями, поиск эффективных решений актуальных проблем и способов сотрудничества формируют устойчивый интерес всех участников к взаимодействию и совершенствованию образовательной среды, способной удовлетворять растущие потребности общества и каждой отдельной личности. Таким образом, есть все основания рассматривать интерактивную среду как важнейший образовательный ресурс профессионального становления выпускников вуза, позволяющий значительно повысить качество их подготовки и обогатить профессиональными ценностями и смыслами.

Литература:

1. Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энцикл., 2002. - 527 с.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно -ориентированного воспитания [Электронный ресурс] // Педагогика. 2001. - № 1. -Режим доступа: http://portalus.ru

3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография. - М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. - 464 с.

4. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / науч. ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград: Перемена, 2000. - 225с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Волошина Т.А., Шевченко Н.Н., Шевченко В.И. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения: Монография. - Петрозаводск: Verso, 2013. - 222с.

6. Добрынина Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

7. Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании: Монография.

- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -307с.

8. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ, 1999. - 343с.

9. Кулюткин Ю.Н., Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс] // Новые знания. - 2001. - № 1. - Режим доступа: http://www.znanie.org/gurna l/nl_01/obraz_sreda.html

10. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 1997. - 193 с.

11. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985. - 80 с.

12. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебное пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб: КАРО, 2006. - 96с.

13. Рапацевич Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

14. Шевченко Н.Н. Организация художественно-эстетической образовательной среды педагогического вуза / Научно-педагогический журнал ВАК РФ «Известия Южного федерального университета». - Изд-во Ростов - на - Дону. - № 3, 2011. - С. 34- 41.

Сведения об авторах:

Шевченко Наталья Николаевна (г. Петрозаводск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Петрозаводского государственного университета, e-mail: [email protected]

Шевченко Владимир Иванович (г. Петрозаводск, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры туризма Петрозаводского государственного университета, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

N. Shevchenko (Petrozavodsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of Theory and Method of General and Professional Education Department of the Petrozavodsk State University, e-mail: [email protected]

V. Shevchenko (Petrozavodsk, Russia), сandidate of technical sciences, associate professor of the tourism Department of Petrozavodsk State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.