Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы использования интерактивных образовательных технологий в современном вузе'

Проблемы и перспективы использования интерактивных образовательных технологий в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1156
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNOLOGY / INTERACTIVE LEARNING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DOCTOR / ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВРАЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулгалимов Р. М., Гусейнов М. К., Касимов А. К., Абдулгалимова Г. Н.

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования интерактивных образовательных технологий в образовательной практике современного вуза, в частности медицинского. В связи с этим произведена попытка раскрыть и обосновать такие понятия, как интерактивное обучение, интерактивная образовательная среда медицинского вуза, интерактивная образовательная среда врача и другие, которые лежат в основе образовательного пространстве врача. В статье делается вывод о том, что в процессе совместного творчества развивается устойчивая познавательная мотивация к решению образовательных и исследовательских задач. Это возможно лишь в том случае, если электронный ресурс соответствует критериям высокого уровня интерактивности, предполагающего полноценное взаимодействие студентов с образовательной средой, моделирующей объекты и процессы реального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулгалимов Р. М., Гусейнов М. К., Касимов А. К., Абдулгалимова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE USE OF INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE MODERN UNIVERSITY

The article is dedicated to a problem of the use of interactive educational technologies in the educational practice of the modern university, in particular medical. In this regard, an attempt is made to reveal and justify such concepts as interactive learning, interactive educational environment of medical University, interactive educational environment of a doctor and others, which are the basis of the educational space of a doctor. The article concludes that in the process of co-creation develops stable cognitive motivation to address the educational and research tasks. This is possible only if electronic resource meets the criteria for a high level of interactivity, involving the full interaction of students with educational environment, is modeled after real-world objects and processes.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы использования интерактивных образовательных технологий в современном вузе»

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE USE OF INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE MODERN UNIVERSITY. The article is dedicated to a problem of the use of interactive educational technologies in the educational practice of the modern university, in particular medical. In this regard, an attempt is made to reveal and justify such concepts as interactive learning, interactive educational environment of medical University, interactive educational environment of a doctor and others, which are the basis of the educational space of a doctor. The article concludes that in the process of co-creation develops stable cognitive motivation to address the educational and research tasks. This is possible only if electronic resource meets the criteria for a high level of interactivity, involving the full interaction of students with educational environment, is modeled after real-world objects and processes.

Key words: technology, interactive learning, educational environment, doctor.

Р.М. Абдулгалимов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

М.К. Гусейнов, канд. техн. наук, ассистент, ФГБОУ ВО «Дагестанский технический государственный университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

А.К. Касимов, канд. пед. наук, ассистент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

Г.Н. Абдулгалимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования интерактивных образовательных технологий в образовательной практике современного вуза, в частности медицинского. В связи с этим произведена попытка раскрыть и обосновать такие понятия, как интерактивное обучение, интерактивная образовательная среда медицинского вуза, интерактивная образовательная среда врача и другие, которые лежат в основе образовательного пространстве врача. В статье делается вывод о том, что в процессе совместного творчества развивается устойчивая познавательная мотивация к решению образовательных и исследовательских задач. Это возможно лишь в том случае, если электронный ресурс соответствует критериям высокого уровня интерактивности, предполагающего полноценное взаимодействие студентов с образовательной средой, моделирующей объекты и процессы реального мира.

Ключевые слова: технология, интерактивное обучение, образовательная среда, врач.

В образовательной практике достигаются разнообразные цели, решаются многие задачи с опорой на различные технологии. Известно, что для достижения цели используют разные технологии, методы, средства, применение которых может дать разный эффект

В большой советской энциклопедии технология определяется как искусство, мастерство, умение в совокупности с методами обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Понятие технология изначально связывали в большей степени с производством материальных ценностей, позже термин приобрел философское толкование и стал применяться в области человеческой деятельности. По мнению Э.Де Боно, технология - это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний [1].

Термин технология в науке и образовании связывают с особенностями применения технологического подхода к решению задач обучения, воспитания и развития субъектов педагогического процесса.

До сих пор нет единой точки зрения относительно термина технология применительно к образованию. Так. А.В. Осин в работе [2, с. 13 - 14] термин технология определяет как процедурное воплощение компонентов организуемого педагогом процесса в виде системы действий; алгоритмов действий субъектов образовательного процесса; возможность построения педагогической системы на основе определённого набора приёмов; редукция образовательных целей к целям деятельности конкретного педагога по реализации государственного образовательного стандарта на уровне конкретной учебной дисциплины, организуемого для реализации образовательной программы и успешного её освоения для решения не менее важных образовательных задач; способ реализации конкретного процесса в образовательной практике путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются субъектами этого процесса однозначно; конструирование и оценка образовательных процессов при учете человеческих, временных и других ресурсов в достижении эффективности образования и его целей.

Далее, анализируя различные толкования термина технология в образовании, можно обнаружить тенденции в изменении их содержания, которое, по сути, представлено разными аспектами, отражающими направления развития и смыслового обогащения рассматриваемой категории [2, с. 18 - 19]:

- технико-инструментальный, которое по содержанию сводится к техническим средствам, которые применяются в образовательном процессе;

- функционально-процессуальный - технологический подход к построению вузовского образовательного процесса, в котором способы, средства и условия могут выполнять разные функции в достижении одной и той же образовательной цели.

В настоящее время термин технология активно расширяет свою географию в разных направлениях образовательной практики. Поэтому требуется уточнение разных его смыслов и значений, а также наиболее общих понятий, связанных с этим термином, таких как «педагогическая технология», «технология обучения», «интерактивное обучение», «образовательная технология», «интерактивная образовательная технология», которые составляют фундамент понятийного аппарата технологического подхода в образовании.

И.В. Блауберг В.И. Загвязинский, ПБ. Корнетов, Ю.С. Мануйлов, В.Л. Назаров, Т.А. Панкова, О.Ю. Стрелова, Э.П Юдин и другие считают, что разработка теории любого подхода начинается с осмысления, обоснования и содержательного наполнения понятийного аппарата. Его единицами являются уже имеющиеся термины и новые, специально вводимые в ходе разработки подхода. «Объекты современного научного познания требуют не просто расширения существующего концептуального аппарата, но именно нового категориального строя, новой системы понятий» [3]. За счёт увеличения числа новых понятий и обогащения содержательного их наполнения совершенствуется такого рода категориальный понятийный аппарат. Понятийный аппарат обозначает новый подход, обоснование «идеальной» модели образовательной технологии. В связи с этим попытаемся раскрыть и обосновать современные понятия, которые лежат в основе образовательного пространстве врача. К таким понятиям относятся «Интерактивное обучение», «Интерактивная образовательная среда медицинского вуза», «Интерактивная образовательная среда врача» и т. д.

Интерактивное обучение направлено на оптимизацию активной познавательной деятельности, формирование их ценностных ориентаций и мотивации к учению, развитие самостоятельности в поиске и осмыслении учебной информации, навыков субъект-субъектного общения на основе диалога, стимулирования исследовательской позиции конкретных практико-ориентированных действий, связанных с будущей профессиональной деятельностью студента.

Интерактивное обучение с использованием интерактивных механизмов формирование профессионального мировоззрения в медвузе полагает организацию учебно-воспитательного процесса следующими средствами:

• интерактивных форм - интерактивная лекция, семинар, мастер-класс, тренинг и др.;

• интерактивных методов:

- дискуссионные методы (диалог «мозговой штурм», «круглый стол», кейс метод);

- игровые методы (деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры);

- тренинговые методы (упражнения, тесты, методы психометрии, технологии ИКТ и др.);

- проектные методы (метод проектов, метод сотрудничества и др.);

• средств (электронные учебники, компьютерное тестирование, мультимедиа, видеоконференции);

• методическое обеспечение (видеоматериалы, аудиоматериалы, тренажеры для организации практик);

• ресурсы Интернет;

• технологий по ПК. Селевко - это микротехнологии (студент - педагог), модульнолокальные (совместные творческие дела), макротехнологии (дистанционное обучение), метатехнологии (технологии социального воспитания, сетевые, телекоммуникационные). Все перечисленные средства в комплексе направлены на реализацию моделируемой интерактивной образовательной среды, включающей в себя учебную и самостоятельную деятельность студента.

Несмотря на то, что понятие «интерактивная среда» основательно вошло в лексику современного образования, его определение в исследуемых нами

источниках отражено недостаточно четко, тем более для медицинского образования. Вместе с тем, анализ смыслеобразующих выше перечисленных доминант (среда, образовательная среда, интеракция, интерактивность, интерактивное обучение и т. п.), которые лежат в основе дефиниции «интерактивная среда» и являются ее составляющими элементами, которое позволил нам сформулировать понятие «Интерактивная образовательная среда медицинского вуза» - инте-гративная система, включающая совокупность специально организованных педагогических условий развития личности врача, интерактивных форм, методов и технологий, обеспечивающих взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, самостоятельности, способности корпоративной культуры в различных видах деятельности (лечебной, диагностической, профилактической, консультативной), с перспективой самореализацией в профессии врача, целенаправленно на формирование профессионального мировоззрения будущего врача.

На основе обсуждения дефиниций литературных источников мы сформировали еще одно понятие «Интерактивная образовательная среда врача» -система межличностного, информационного, врачебно-компьютерного взаимодействия, позволяющая развивать умение обмениваться деловой информацией с помощью современных информационных и телекоммуникационных средств и технологий, ориентироваться в медицинских информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы, направленных на формирование профессиональных качеств врача и его мировоззрения.

Раскроем названные интерактивные формы взаимодействия врача:

- межличностная интерактивность врача, понимаем, как двунаправленная переписка между врачом и пациентом и, наоборот, в ходе которой получатель и отправитель сообщений могут смениться местами и создать подлинное взаимодействие. Такого рода взаимодействие происходить в случае заинтересованности обоих сторон в электронной почте или дискуссионных списках по определенной тематике, если субъект пребывает в активной позиции;

- информационная интерактивность врача ограничена возможностями взаимодействия, заранее предусмотренных при проектировании медицинских электронных изданий, электронной истории болезни. Она нацелена на представление медицинской информации, навигацию по содержанию и размещении каких-либо сведений о больных, включает использование гиперссылок, заполнение форм, поиск информаций по медицинским базам данных, ключевым словам и прочим формам взаимодействия врача и пациента;

- врачебно-компьютерное взаимодействие - область, относящаяся к взаимодействию между пользователем и аппаратно-программным обеспечением компьютера на основе сети интернет (телемедицина, веб-конференция, скайп и т. п.). По такой системе осуществляется обратная связь между субъектами данного взаимодействия (врачом и пациентом, врачом -коллегами, врачом и медицинским персоналом).

Сегодня компьютерные технологии активно стали применяться как в медицинском образовательном процессе, так и в медицине и здравоохранении. Создается множество компьютерных программ в различных областях (диагностики, профилактики, лечении и управлении) познания медицины. В зависимости от применяемых программ компьютер может быть диагностом, экзаменатором, рассказчиком, репетитором, выступать в роли оппонента, врача-специалиста. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесноплогическое мышление и другие, с успехом применяющиеся в обучении будущих врачей.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, анимация, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные заболевания, ситуации и среды. Важно, что игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность студентов и усиливают усвоение и получения новых знаний.

Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе формирования профессионального мировоззрения будущих врачей.

В условиях современной цифровой революции, характеризующейся огромной скоростью внедрения новых технологий, изменением способов получения и передачи информации и сопровождающейся мощнейшей профессиональной конкуренцией, представляется возможным совершенствование образовательного процесса на основе рационального использования ИКТ - технологий, усиления сетевого взаимодействия и академической мобильности. В то же время сохраняется информационное неравенство, проявляющееся в неравном распределении информационных ресурсов, в неравенстве качества трансляторов информации и информационных хранилищ [4], что означает неравноценный доступ студентов к знаниям. В таких условиях принцип интерактивности реализован в идеологии интернета. Сегодняшняя стадия развития интернета называется термином «Web2.0» [5]. Интернет WWW второго поколения базируется на принципах интерактивности и социализации, основное внимание которого уделяется организации взаимодействия между пользователями сервисов в виде публичного обмена информационными ресурсами (графическими, текстовыми сообщениями, фото-

графиями, аудио- и видеофрагментами и др.), взаимного оценивания и маркировки содержания.

Рассматривая толкование термина «образовательная технология», мы также не находим единого толкования в науке. Это понятие в значительной мере обусловлено сложностью проблемы и разнонаправленностью путей реализации технологического подхода в образовательной практике. Понятие «образовательные технологии» многозначно по своей сути. Это означает, что в разных контекстах оно имеет несколько значений и смыслов, может быть понятно в зависимости от того, в каком значении и смысле употребляется.

Образовательная технология — вариант описания модели образовательного процесса, в котором акцент может быть сделан на дисциплинарном образе определенной отрасли знаний, организационной структуре учебного процесса, характеристике деятельности субъектов образовательного процесса или характере их взаимодействия. Образовательные технологии рассматриваются в связи с конструированием образовательного процесса и реализацией этого проекта в образовательной практике [2].

Словосочетание «образовательные технологии» используют как собирательный термин, не соотносимый с каким-то конкретным видом продуктивной и эффективной деятельности, допуская возможность различных технологий в деятельности педагогов и других субъектов. Если терминологически фиксируется специфика продуктивной организации конкретного вида деятельности в образовательной практике, то используется термин «технология»: технология обучения, технология воспитания, технология управления, технология организации самостоятельной деятельности, технология общения, технология проектирования и чтения лекции и т. д.

Однако существенным признаком любой образовательной технологии является акцент на характере деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса и только потом - на содержании, предмете или условиях. В качестве субъектов образовательного процесса может выступать только один, либо оба субъекта, студенческая группа, педагогический коллектив.

Анализируя категорию «образовательная технология», необходимо обращать внимание на конструкционный и функциональный аспекты. Первый из них означает соответствие образовательной технологией некой модели, существенным признакам, а второй означает удовлетворение реальных потребностей в их применении к образовательной среде.

Выделим основные направления технологического обеспечения образовательного процесса:

• технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности преподавателей и студентов в учебное время. Она связана с усвоением постоянно изменяющегося содержания образования - научных знаний, информации о мире, о предметах и способах деятельности человека. При этом в помощь приходит такие технологии как проблемное и развивающее обучение, интенсивное и модульное, игровое и программированное, личност-но-ориентированное и дистанционное обучение;

• опора на новые информационно-коммуникационные технологии и возможности глобальной информатизации. Это связано с техническим оснащением образовательного процесса и передачей части функций педагога техническим средствам, компьютерам, Интернету. Тем самым в какой-то мере повышается уровень конструкторско-технического обслуживания и автоматизации труда преподавателей и делается более доступной различная по содержанию и сложности информация для студентов в ходе её поиска и отбора;

• связано с внедрением социальных технологий в процесс взаимодействия участников образовательного процесса как через овладение технологиями общения, сотрудничества, сотворчества, стимулирования диагностики со стороны преподавателей, так и через овладение техникой общения с людьми разного статуса и культуры, самопознания и самооценки, самообразования и самосовершенствования со стороны студентов;

• связано с поиском оптимальной системы средств и условий, обеспечивающих развитие студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития. Во взаимосвязи с этим направлением можно говорить о выходе на управление процессом личностного и профессионального развития и саморазвития субъектов образовательной среды. Разработка технологий развития тех или иных индивидуально-личностных характеристик человека средствами учебных дисциплин и возможностями образовательной среды находится в поле внимания и интересов современных ученых и практиков;

• наличие таксономии целей и технологий мониторинга определения качества образовательных результатов применительно к контрольно-оценочной составляющей образования.

Таким образом, технологичность образовательного процесса - это описание стандартизации в виде предписывающей конструктивной схемы деятельности субъектов с информацией, общения или взаимодействия в определённых, заданных условиях с самим собой в роли субъекта образовательной или профессиональной деятельности.

Понимание образовательной технологии как системы действий субъектов, связанных с достижением поставленной образовательной цели одним из них или кем-то другим, расширяет возможности их применения - не обязательно в условиях учебной среды, а, возможно, в библиотеке, лаборатории, производственной практике.

Итак, следует отметить, что понятие технология применительно к образовательной практике можно определить [2] как:

• эмпирический аспект процедурной характеристики в деятельности вузовского преподавателя;

• теоретический аспект прогностической характеристики;

• единство теоретического и практического аспекта.

• нормативный аспект. Представляет преобразованную теоретическую информацию в предписывающую информацию для субъекта о конкретных содержательно-процессуальных действиях.

Как инновационная образовательная деятельность, ориентированная на подготовку кадров современное образование требует внедрения в учебный процесс новых образовательных интерактивных технологий и является одним из стратегических направлений развития университета, отвечающих запросам постиндустриального общества. В современном мире на информатизацию образования обращают пристальное внимание, поскольку молодые люди стремятся к выработке интерактивных форм и методов обучения.

В образовательном процессе применение персональных компьютеров привело к появлению нового поколения интерактивных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства учебно-воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучающимся с вычислительной техникой. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных и нетрадиционных методов и технологий обучения во всей отрасли медицинского образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, телемедицина, которые в основном применялись при управлении процессом обучения в системах дополнительного и дистанционного обучения [6].

Развитие современного общества предполагает широкое применение интерактивных образовательных технологий в процессе обучения в российских вузах. Такие технологии определяется следующими факторами:

• значительно ускоряется приём, передача знаний и опыта от одного человека к другому;

• повышается качество обучения и образования, что позволяет человеку более успешно адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

• создание системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

В условиях информатизации системы образования профессиональная подготовка будущего врача невозможна без развития у него умений квалифицированно выбирать и применять интерактивные образовательные технологии в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий неизбежно приводит к изменению характера взаимодействия субъекта и объекта. Это взаимодействие перестает носить непосредственный характер, что при неизменности содержания обучения и его целей требует, с одной стороны, разработки новых технологий обучения, и, с другой стороны, требует от обучаемого новых мотивационных установок и пересмотра организации познавательной деятельности. В этом случае можно говорить о формировании новой дидактической концепции обучения, в основе которой лежат следующие установки [6; 7]:

1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента.

2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер.

3. Обучение должно быть личностно-ориентированным.

В рамках данной концепции персональный компьютер выступает в роли основного дидактического средства обучения и, по сути, является базой для построения нового личностно-ориентированного обучения.

Главной особенностью использования компьютера обучающимся в учебной деятельности является переопределение потоков информации - диалог субъекта и объекта происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального (самостоятельного) для каждого студента.

Достижение новых образовательных результатов в определяющей мере зависит от уровня обеспеченности образовательных областей и доступности интерактивных мультимедийных технологий для широких слоев обучающихся.

В процессе совместного творчества развивается устойчивая познавательная мотивация к решению образовательных и исследовательских задач. Это возможно лишь в том случае, если электронный ресурс соответствует критериям высокого уровня интерактивности, предполагающего полноценное взаимодействие студентов с образовательной средой, моделирующей объекты и процессы реального мира.

Библиографический список

1. Де Боно Эдвард. Рождение новой идеи. Пер. с англ. Под общей редакцией и с послесловием док. псих. наук проф. О.К. Тихомирова. Москва: Прогресс, 1976.

2. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. Москва: Агентство «Социальный проект», 2007.

3. Баранова Ю.Ю., Перевалена Е.А. [и др.] Методика использования электронных учебников в образовательном процессе. Информатика и образование. 2000; 8: 56 - 60.

4. Шолохов А.В. Информационные аспекты образовательного неравенства. Известия Южного федерального ун-та. Серия: Технические науки. 2007; 2: 121 - 127.

5. OReilly Tim. What Is Web 2.0. Available at: http://www.oreillynet.eom/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html

6. Абдулгалимов РМ. Образовательный процесс в формировании мировоззрения будущего врача в медицинском вузе. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО гПа, 2018; Вып. 59; Ч. 2: 4 - 6.

7. Гуськова Е.И. Методика применения инструментальных средств для создания учебных компьютерных курсов в системе базовой подготовки по информатике студентов педагогического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

References

1. De Bono 'Edvard. Rozhdenienovojidei. Per. s angl. Pod obsehej redakeiej i s poslesloviem dok. psih. nauk prof. O.K. Tihomirova. Moskva: Progress, 1976.

2. Osin A.V. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya: v voprosah i otvetah. Moskva: Agentstvo «Soeial'nyj proekt», 2007.

3. Baranova Yu.Yu., Perevalena E.A. [i dr.] Metodika ispol'zovaniya 'elektronnyh uehebnikov v obrazovatel'nom proeesse. Informatika i obrazovanie. 2000; 8: 56 - 60.

4. Sholohov A.V. Informaeionnye aspekty obrazovatel'nogo neravenstva. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo un-ta. Seriya: Tehnieheskie nauki. 2007; 2: 121 - 127.

5. OReilly Tim. What Is Web 2.0. Available at: http://www.oreillynet.eom/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html

6. Abdulgalimov R.M. Obrazovatel'nyj proeess v formirovanii mirovozzreniya budusehego vraeha v medieinskom vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta: RIO GPA, 2018; Vyp. 59; Ch. 2: 4 - 6.

7. Gus'kova E.I. Metodika primeneniya instrumental'nyh sredstv dlya sozdaniya uchebnyh komp'yuternyh kursov v sisteme bazovoj podgotovki po informatike studentov pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertaeii ... kandidata pedagogieheskih nauk. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 371

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Foreign Languages and Methods of Teaching,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Murzaeva D.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Ramazanova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Philological Education Department, Dagestan Institute of Education Development

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE USE OF MODERN APPROACHES IN ACTIVATING THE COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS OF THE PRIMARY CLASSES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. Teaching a foreign language to primary school students is an extremely important aspect of the educational process, with a number of difficulties. At the same time, this is an extremely important life stage of schoolchildren. Therefore, educational organizations include in the curriculum of foreign language courses such forms of interaction between the teacher and students, which would be aimed at the most effective mastering of the material, and also assumed the ability to use the skills learned in the classroom in real situations. To this end, the article discusses the following methods and technologies: role-playing, staging of the play, "my piggy bank", a musical lesson, extra-curricular activities, information and design technologies. As an example, the work of the teacher and students in the lesson on the topic "Journey to London" is described in detail, and the results of this lesson, which reflect the list of skills acquired by students, are stated.

Key words: foreign language, elementary school, project technologies, communication skills, innovative forms of education, cooperation.

П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-т&1: [email protected]

Д.М. Мурзаева, канд. филол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-таН: [email protected]

З.М. Рамазанова, канд. филол. наук, доц. каф. филологического образования, Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала, Е-т&1: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Обучение учащихся младших классов иностранному языку - это чрезвычайно важная сторона образовательного процесса, сопряженная с рядом трудностей. Вместе с тем, это и крайне важный жизненный этап школьников. Потому образовательные организации включают в программу курсов иностранных языков такие формы взаимодействия учителя с обучающимися, которые были бы нацелены на максимально эффективное усвоение материала, а также предполагали умение пользовать сяусвоенным и № роках ннвыкомиьраачыных х итуациях.С этойцелью в статьера ссматриваютсяследующ ие методы и технологии: ролевые игры, постановка спектакля, «моя копилка», урок-мюзикл, внеклассная работа, информационные и проектные технологии. В качестве примеотаехальто оьтсывоетвя рхСова пеуаьогардбрчающнхьяна уроват алзлинтото тьта.

Ключевые слова: иностранный язык, начальная школа, проектные технологии, коммуникативные навыки, инновационные формы обучения, сотрудыичеатво.

В начольвдй шкхле очаоНутвевименнмыофррм дехтельноттсявляытса инновационная работа, поскольку она способствует развитию у обучающихся необходимых коммуниеалиьоыхоавтков, твуроосева и аетивности. Важным ух-ловием инновационной работы является обеспечение релевантных, комфортных условий, в коцонытвеявесвность oеyчрющиххяTтдeхьирPалeeэффeктиннрЙ. Именно ради начальной школы, в которой воспитание ребенка соответствует промежутком егочтввмитехьнтго лимностнокоразвитив, аклеayьрх исаользхра-ние метода проекта, ролевых игр, драматизации.

Для yвыpжыcириуыepхcхыИyкоющисляпхомхн яютсяттоТыхлесвосхгои, которые предусматривает индивидуальную, групповую и коллективную работы в рамках класса, позвеллющиршвхльн ьк эффокеивах разотавт от нехехвды-мые коммуникативные навыки. Применение фрагментов технологии «Языковой Портфель» хбех нeквврeхyвылирeчиcыxтивa ции в изучении иностранного языка среди школьников, а это, в свою очередь, ведёт к повышению общей результативности и является онномоз элументов фyндимeнтфшллфxтмированвл тввр ческих навыков и самореализации.

Технхвхгии нpкоиухxyxl"xыыоиeнйяврeя^yxхaвляютштхаьникамвиз-можность грамотно организовывать свою деятельность, максимально полно оценивать ч ххжвюлнват ь изучаемый матер и ад а также бтaрxпpьятнx вв яет на развитие навыков сотрудничества. Так, на уроке по теме «Путешествие в Лондон» XкlлaаборнФЧУнa xыыдyющатлитхaцая:учнщьтxтyтптaваяюнхяв Лондон, чтобы узнать больше о достопримечательностях столицы Великобритании. Часcвучноихоя,тxнлиxьx оxюxyиым,Oрфeт сытв в англойxырУxемва. Тип проекта смешанный, поскольку в нем имеются элементы исследовательских, творчлекнxиpалeнФ-згpовыхыeньxлxгиН.FГaСртонидтиалкрxм птедчи-лагает несколько стадий. На первом уроке учащимся была предложена ситуация и охганинаворx вухолхе (^"^ир-вд^ь^ирххннввогxxxыоpжaвиуасдыщeкx проекта. В итоге обсуждения были обозначены проблемы, выделены векторы деятельнолтк,xyxоднлак плоюШытнмoэтогаакexeкве /^ы^о^с^^^хгдб^гв погружения используются такие материалы, как макет карты Лондона, фотографии и «выезднрхцеи» ллxтлпоимлзaтeтрныстыьгxслдa, а такжeгpыйийеeа-визит. На начальном этапе урока организовано повторение клише этикетного характера («в мхрркичы».«В кхФоюйЮррошьвлх нхрсттаго д.) [1].

Пхзакрепленииреченхгхаатериаха каждаяфуппа представила свое сообщение.

Учащиехя гркппв^о 1инсцеы^с^^апи пахаркм на самилет. «Стюардесса» производила посадку, приветствуя пассажиров, просила их предъявить билет, п^^м^и в халхнхммххете, хХмлуживжаихмх рр^юя^с^а^т^ж. Обучаемые, получившие роль пассажиров, просили попить воды, сока, чая, послушать музыку, парахывхкн ебдд.

Учащиеся группы № 2 по прибытии в гостиницу были направлены в англий-ркрмзимвмылядхл ьнейшего проживания. Эта группа провела сюжетно-ролевую игру «В гостях у семьи Смит», используя речевые клише этикетного характера, Ж^аил(^™^е^ахемапхлх^|^^^ашемхю1^а^^ыа нмя.

Участники группы № 3 после отдыха в отеле отправились в магазин, а группа № 4 - поужинать в кафе.

Вечером большинство участников отправляется ознакомиться с досто-хриаечательнхатхвиЛлддоаа.Пользуяжв аемхвжмиклишд, объединенными в группу «Asking the Way», спросили у местного жителя, как пройти к заданной дракапеиихчиахивпапти. Слпшаяабъяенхния мхатиагажипхля, нарисовали свой путь на карте, прошли по макету карты центра Лондона до нужного объекта. ааажхлвноятпкыхаяахнрмрадхнвжпеапрхпляламв маявлынихм слайда с изображением искомой достопримечательности. Все этапы урока сопровождались празвжтхжихйиаыулхг РатМеешмхатмлпедгатынххнекрчащимися и учителем. Центральными задачами таких занятий являются практические, заданные учите-лам задычи, а^^я^^к^х^^ жнвыки э^ирвювияигхвражия.В конце урока резюмируются результаты (рис. 1.)

Пхзитмннххеря пaаынxемядывaеиxледишх.жпыптодвl и технологии:

- ^(^л^^рв и^р^ьыа^^а^'^^н^^ынра в английхкхмязыке - это одновременно и обучение, и развитие речевых навыков, и тренировка памяти, и коррекция паыизиоше н ия.Ывпювмяxквиxлeпвl е нгрвмхмпапах англипхкх го языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя над-хепаиимоПр анхм хмт^^н о вpмнллелмтeйигивl. Kовeмлeйрeев ю любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.

Изменения б языковом отношении —> умение купить товар б магазине, сделать заказ, спросить дорогу

Вклдд в оощее развитие Н

умение играть социальною роль, выразительно и эмоционально говорить

Изменения б деятельности оощення —> умение коллективно благодарить, спрашивать, предлагать и т.д.

ИТОГИ УТОКА

V_

Овладение универсальными действиями—» способность самостоятельно искать нужную информацию

Рих1.Результатыурока потеме«ПутешествиевЛондон»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.