УДК 378.1
М.С. АРТЮХИНА, Е.И. САНИНА
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ ВУЗА
Рассмотрены возможности интерактивных технологий обучения для самоактуализации личности обучающихся. Становление личности студента может успешно осуществляться благодаря определенным педагогическим условиям, к числу которых относится применение в вузе интерактивных технологий обучения. Интерактивное обучение представлено как обучение в активном диалоговом взаимодействии всех субъектов учебного процесса в информационной образовательной среде. Дано описание интерактивных форм, методов и средств обучения. Акцентируется внимание на взаимодействии всех субъектов учебного процесса. Интерактивные средства обучения позволяют выстраивать совершенно новое информационное взаимодействие среди членов учебного процесса, обогащая своими возможностями информационную образовательную среду, которая обеспечивает развитие самоактуализации личности студентов в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: личностно-ценностная парадигма образования, интерактивное обучение, взаимодействие, самоактуализация, кейс-метод обучения.
In article possibilities of interactive technologies of training for self-updating of the identity of the trained are considered. Formation of the identity of the student can successfully be carried out thanks to certain pedagogical conditions to which number application in higher education institution of interactive technologies of training belongs. Interactive training is presented as training in active dialogue interaction of all subjects of educational process in the information educational environment. The description of interactive forms, methods and tutorials is given, focusing attention on interaction of all subjects of educational process. Interactive tutorials allow to build absolutely new information exchange among members of educational process, enriching with the opportunities the information educational environment which provides development of self-updating of the identity of students in the course of training in higher education institution.
Key words: personal and valuable paradigm of education, interactive training, interaction, self-updating, training case method.
В настоящее время происходит становление новой неклассической модели высшего образования, стержнем которой является формирующаяся личностная парадигма. Последняя предполагает целостное развитие личности студентов, т.е. развитие не только профессиональных навыков, но и об-
© Артюхина М.С., Санина Е.И., 2015
щей культуры мышления, целостного мировоззрения, нравственных качеств. Задача педагога - дать возможность саморазвитию личности, ее самоактуализации и способствовать поиску своей индивидуальности каждому студенту.
Самоактуализация - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 81
стать полноценно функционирующей личностью. Главным результатом самоактуализации становится ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, уверенности в том, что все сделано правильно, несмотря на частные ошибки и промахи, что другие признали в тебе личность, твою индивидуальность и одновременно универсальность.
Становление личности студента может успешно осуществляться благодаря определенным педагогическим условиям, к числу которых относится применение в вузе интерактивных технологий обучения.
Самоактуализация личности не возникает на пустом месте, она формируется. Основу ее формирования в учебном процессе составляют интерактивные технологии обучения [5]. Создание особого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, уважительно отстаивает свою позицию, формулирует взаимоприемлемую точку зрения, предполагает коммуникативный подход к обучению. Установление коммуникативных связей между участниками учебного процесса является важным компонентом интерактивного обучения [8].
Интерактивное обучение - это обучение в активном диалоговом взаимодействии всех субъектов учебного процесса в информационной образовательной среде. Основными принципами интерактивного обучения являются: диалогическое взаимодействие; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевая (игровая) деятельность; тре-нинговая организация обучения. Та-
кие условия позволяют не только получать и закреплять новые знания, но и развивать познавательную деятельность, повышать мотивацию и интерес, переводить их на более высокий уровень взаимодействия [4].
Задача педагога - помощь обучающимся в процессе обмена информацией: выявление многообразия точек зрения, обращение к личному опыту обучающихся, поддержка активности, облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников, поощрение творческой активности всех членов учебного процесса и т.п. Педагог должен побуждать обучающихся к самостоятельному поиску знаний, а опыт обучающихся является ключевым условием обучения. Обучающимся, опираясь на имеющиеся знания и опыт, необходимо влиться в процесс познания и постоянно рефлексировать по поводу того, что они знают, умеют и думают. Все обучающиеся должны быть вовлечены в учебный процесс, их совместная деятельность в процессе усвоения учебного материала представлена как обмен знаниями, идеями и способами деятельности. Каждый обучающийся на основе своего опыта вносит свой индивидуальный вклад в процессе познания. Роль педагога заключается в том, чтобы создать благоприятную, доброжелательную атмосферу, помочь выстроить отношения взаимной поддержки и сотрудничества. На первый план в таком обучении выходит не отдельный обучающийся, а группа взаимодействующих студентов, которые активизируют друг друга.
Акцентируя внимание на изменении образовательного пространства, создании в вузе единой информационно-образовательной среды, рассмотрим влияние интерактивных форм, методов
и средств обучения на развитие личности студентов во взаимодействии всех участников учебного процесса, средствами учебных предметов.
Применение технологий интерактивного обучения математике студентов гуманитарного направления позволит создать условия для развития самоактуализации обучающихся.
Методы интерактивного обучения тесно взаимосвязаны с групповыми формами работы обучающихся, поскольку предполагают активное взаимодействие, коммуникацию и обсуждение конкретного вопроса среди большого числа участников. Рассматривая интерактивные формы обучения, следует отметить, что понятие формы можно рассматривать как вид коммуникативного взаимодействия между субъектами учебного процесса (парные, групповые, фронтальные), так и вид занятия, т.е. формы организации обучения.
Выделим основные интерактивные организационные формы обучения, их особенности и возможности для самоактуализации личности обучающихся.
Лекционная форма обучения является одной из основных в высшей школе. Интерактивная лекция отличается от традиционной тем, что лектор в ходе изложения учебного материала должен организовать диалоговое обучение. Особенности ее использования в технологии интерактивного обучения заключаются в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка, во время «стопа» идет или обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Организация работы может осуществляться как в условиях большой аудитории, так и малой. За счет функционирования обратной связи лектора и студента происходят стимулирование познавательной активности и повышение мотивации к обучению. Различают несколько видов интерактивных лекций за счет различных способов подачи учебного материала [6, 7]. Например, возможно создание проблемной ситуации, которая требует от обучающихся обнаружения и разрешения возникших противоречий; можно организовать диалог двух преподавателей или обучающегося и педагога - «лекция вдвоем»; возможно использование различных видов визуализации (схемы, таблицы и пр.); можно построить лекцию с заранее запланированными ошибками; лекции-пресс-конференции и т.д.
Интерактивная лекция позволяет сформировать такие базовые интеллектуальные качества личности, как профессиональная компетентность, творческая активность и коммуникативная деятельность [2]. Например, проведение интерактивных лекций в педагогическом вузе направлено не только на получение предметных знаний, но и на подготовку будущих педагогов к их последующей профессиональной деятельности. Студенты получают опыт и знания для проведения различных видов занятий в новых педагогических условиях.
Недостаточно организовать в процессе обучения общение между его участниками, необходим дидактический инструмент, который позволяет организовать обучающий диалог между студентами через решение реальных практических задач. Таким инструментом может служить кейс-метод, или метод анализа конкретных реальных ситуаций (case study).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ S3
В современной педагогической литературе существует несколько вариантов трактовок понятия «кейс-метод» (от английского case - случай, ситуация). Этот метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.
Кейс-метод базируется на разборе обучающимися учебных конкретных ситуаций, которые специально разработаны или подобраны преподавателем на основе фактического материала из реальной практики. Суть метода - совместными усилиями обучающихся и преподавателей проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса работы с кейсом - оценка предложенных алгоритмов решения и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Задачи, решаемые в процессе реализации данного метода:
• определение характеристики, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ);
• развитие у студентов критического, самостоятельного, аналитического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою;
• формирование коммуникативных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими);
• формирование умений поиска и выработки альтернативных решений;
• выработка навыков простейших обобщений; развитие способности и готовности к принятию решения и его оценки.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• кейс содержит проблему, опыт студентов в разрешении которой является существенным для деятельности обучающихся или ценен для них в личностном плане;
• кейс ориентирован на конкретные дидактические цели и учитывает особенности и уровень подготовленности обучающихся, имеет соответствующий уровень трудности;
• содержание кейса провоцирует дискуссию.
Отметим интерактивные средства обучения, отличительной характеристикой которых является наличие диалогового режима учебного материала с обучаемым [3, 9]. Интерактивные средства обучения позволяют выстраивать совершенно новое информационное взаимодействие среди членов учебного процесса, обогащая своими возможностями информационную образовательную среду [8], например информативную или справочную, консультирующую или результативную, используя при этом различные средства: графику, цвет, аудио и видео, периферийное оборудование и др.
Наличие обратной связи в компьютерных средствах обучения позволяет осуществлять коррекцию знаний самим обучаемым, опираясь на консультирующую информацию. Направляющая информация может выбираться либо самим обучаемым из памяти интерактивного средства обучения, либо на основе автоматической диагности-
ки ошибок, допускаемых в ходе учебной работы. Данные технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся и выстраивать индивидуальную траекторию изучения и контроля одного и того же материала [1]. Здесь подразумевается различная степень глубины и полноты содержания материала, индивидуальный темп обучения, а также последовательность, которая может выбираться как педагогом, так и самим обучающимся. Учитывается большое число параметров при работе с таким средством обучения: затраченное время на изучение или проверку знаний, число попыток, количество ошибок и т.п. Например, применение современных интерактивных средств обучения через усиление эргономики и наглядности восприятия изучаемого материала увеличивает познавательную активность, интерес к предмету изучения и учебную мотивацию, что сказывается на эффективности обучения в целом.
Интерактивные средства обучения интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления индивидуальных качеств личности, особенно самостоятельную деятельность обучающихся. Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени самоутверждение и самосовершенствование, имея во многом с ними общие цели и мотивы. Отличие самоактуализации от саморазвития, самоутверждения и самосовершенствования состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека.
Таким образом, интерактивное обучение, обучение в активном диалоговом взаимодействии всех субъектов учебного процесса направлено на самоактуализацию обучающихся средствами учебных предметов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова О.М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 155-159.
2. Артюхин О.И. Интерактивные методы обучения при подготовке студентов педагогического вуза для профессионального развития личности // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 74-81.
3. Артюхин О.И. Облачные технологии как средство организации самостоятельной деятельности студентов направления «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.
4. Артюхина М.С. Интеллектуальное воспитание обучающихся в контексте интерактивных технологий обучения // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 42-50.
5. Артюхина М.С. Интерактивные сред-
ства обучения: теория и практика применения : монография. Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. 168 с.
6. Артюхина М.С., Артюхин О.И. Теоретико-методические основы проведения интерактивных лекций // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-2. С. 304-308.
7. Помелова М.С., Артюхин О.И. Интерактивные формы обучения в системе курсов по выбору//Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 59-61.
8. Санина Е.И. Диалог как основной элемент коммуникативных технологий обучения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (31). С. 108-109.
9. Санина Е.И., Помелова М.С., Ням Нгок Тан. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий:монография. М.: РУДН, 2012. 164 с.