Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1196
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Вялова Наталия Вячеславовна, Волкова София Михайловна

В данной статье изучены особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, показано ее значение в развитии личности. Отмечено, что активизация исследовательских умений и способностей детей - одна из приоритетных задач современного дошкольного образования. Определены сущностные характеристики исследовательской деятельности дошкольников: поиск ответа на вопрос, направленность на получение нового знания, стремление понять, инициативность, др. Раскрывая специфику исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, авторы подчеркивают ее связь с детским экспериментированием как уникальным способом познания мира. Любознательность, как мотив исследовательской деятельности, лежит в основе формирования познавательных интересов и познавательного отношения к миру. Авторами охарактеризованы два вида исследовательской деятельности детей: стихийное самостоятельное исследование и деятельность, регламентируемая взрослым. Представлены структурные компоненты исследовательской деятельности детей: объект, предмет, средства, способы и др. Показано, что для полноценного развития личности дошкольника, в частности, успешной подготовки к школьному обучению, необходимо обеспечить оптимальные условия для организации исследовательской деятельности дошкольников. Обозначены основные методы организации исследовательской деятельности в детском саду. Авторы приходят к выводу о необходимости грамотной организации исследовательской деятельности дошкольников как о неотъемлемом условии психического развития ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Вялова Наталия Вячеславовна, Волкова София Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY IN PRESCHOOL AGE

In this article, the features of the organization of cognitive research activities of preschool children are studied, its significance in the development of personality is shown. It is noted that the activation of the research skills and abilities of children is one of the priority tasks of modern preschool education. The essential characteristics of the research activities of preschoolers are determined: the search for an answer to a question, the focus on obtaining new knowledge, the desire to understand, initiative, etc. Revealing the specifics of research activities at preschool age, the authors emphasize its connection with children's experimentation as a unique way of knowing the world. Curiosity, as a motive for research, underlies the formation of cognitive interests and a cognitive attitude to the world. The authors characterize two types of children's research activities: spontaneous independent research and activities regulated by adults. The structural components of children's research activities are presented: object, subject, means, methods, etc. It is shown that for the full development of the personality of a preschooler, in particular, successful preparation for schooling, it is necessary to provide optimal conditions for organizing research activities for preschoolers. The main methods of organizing research activities in kindergarten are outlined. The authors come to the conclusion that it is necessary to competently organize the research activities of preschoolers as an indispensable condition for the mental development of the child.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вялова Наталия Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Волкова София Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В данной статье изучены особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, показано ее значение в развитии личности. Отмечено, что активизация исследовательских умений и способностей детей - одна из приоритетных задач современного дошкольного образования. Определены сущностные характеристики исследовательской деятельности дошкольников: поиск ответа на вопрос, направленность на получение нового знания, стремление понять, инициативность, др. Раскрывая специфику исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, авторы подчеркивают ее связь с детским экспериментированием как уникальным способом познания мира. Любознательность, как мотив исследовательской деятельности, лежит в основе формирования познавательных интересов и познавательного отношения к миру. Авторами охарактеризованы два вида исследовательской деятельности детей: стихийное самостоятельное исследование и деятельность, регламентируемая взрослым. Представлены структурные компоненты исследовательской деятельности детей: объект, предмет, средства, способы и др. Показано, что для полноценного развития личности дошкольника, в частности, успешной подготовки к школьному обучению, необходимо обеспечить оптимальные условия для организации исследовательской деятельности дошкольников. Обозначены основные методы организации исследовательской деятельности в детском саду. Авторы приходят к выводу о необходимости грамотной организации исследовательской деятельности дошкольников как о неотъемлемом условии психического развития ребенка

Ключевые слова: дошкольный возраст, исследовательская деятельность, экспериментирование, познавательное развитие, познавательные интересы, развитие личности, исследовательские умения и способности.

Annоtation. In this article, the features of the organization of cognitive research activities of preschool children are studied, its significance in the development of personality is shown. It is noted that the activation of the research skills and abilities of children is one of the priority tasks of modern preschool education. The essential characteristics of the research activities of preschoolers are determined: the search for an answer to a question, the focus on obtaining new knowledge, the desire to understand, initiative, etc. Revealing the specifics of research activities at preschool age, the authors emphasize its connection with children's experimentation as a unique way of knowing the world. Curiosity, as a motive for research, underlies the formation of cognitive interests and a cognitive attitude to the world. The authors characterize two types of children's research activities: spontaneous independent research and activities regulated by adults. The structural components of children's research activities are presented: object, subject, means, methods, etc. It is shown that for the full development of the personality of a preschooler, in particular, successful preparation for schooling, it is necessary to provide optimal conditions for organizing research activities for preschoolers. The main methods of organizing research activities in kindergarten are outlined. The authors come to the conclusion that it is necessary to competently organize the research activities of preschoolers as an indispensable condition for the mental development of the child.

Key words: preschool age, research activity, experimentation, cognitive development, cognitive interests, personality development, research skills and abilities.

Введение. Современные дети живут и развиваются в постиндустриальную эпоху, в которой одной из главных ценностей становится способность быстро ориентироваться в растущем потоке информации. Сегодня от человека требуется не столько умение владеть определенным объемом знаний, сколько развитая способность самостоятельно их добывать, свободно ими оперировать, творчески и самостоятельно применять, поэтому приоритетной для системы образования становится задача подготовки деятельного исследователя, создание оптимальной педагогически целесообразной образовательной среды, ориентированной на организацию исследовательской деятельности обучающихся.

Среди основных принципов дошкольного образования, сформулированных Федеральным государственным образовательным стандартом, принципы «формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка и поддержки детской инициативы в разных видах деятельности» акцентируют внимание педагога на активизации познавательно-исследовательской деятельности детей, развитии любознательности и познавательного отношения к миру на основе формирования системы первоначальных представлений [111.

Изложение основного материала статьи. Отметим, что познавательные действия с самого раннего возраста мотивированы природным любопытством ребенка. Так, младенец обращает внимание на яркую погремушку, желает потрогать ее. Научившись сначала ползать, а затем и ходить, он уже может сам двигаться по направлению к интересующему предмету, изучать его доступными способами. Постепенно дошкольник в ходе предметной деятельности учится сравнивать и классифицировать объекты, запоминает их отличительные свойства: цвет, размер, форму, постепенно осваивая сенсорные эталоны и перцептивные действия. Маленький ребенок еще мало знает о мире, в связи с этим, исследователи отмечают, что дети открыты новому знанию и готовы приобретать его самостоятельно в процессе познавательно-исследовательской деятельности; более того, ребенок по своей природе - неутомимый исследователь, познавательная мотивация его неистощима.

«Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира - это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования» [6, С. 551. Другими словами, под исследованием понимается не только сугубо научная деятельность, но и изучение окружающего пространства в широком значении: как в предметном смысле, так и в плане информационной среды. Исследование - это, в первую очередь, поиск истины в стремлении понять мир вокруг себя, поэтому, несомненно, оно присутствует в жизни дошкольника. По мнению специалистов, поисково-исследовательская деятельность может рассматриваться как запланированная и организованная педагогом деятельность, реализуемая через наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, практически-преобразовательные действия, и направленная на одновременное овладение новыми знаниями, умениями и способностями.

Для ребенка дошкольного возраста исследовательская деятельность является естественным состоянием, привычным каждодневным занятием, в котором находит действенную и продуктивную реализацию его природное любопытство: что, почему и как? Многие детские исследования начинаются с мысли: «Что будет, если я сделаю вот так?», и соответственно, попытки самостоятельного исследования с выбранным объектом.

Открытие, поиск дошкольником нового для себя знания является творческим актом и творческим процессом; как и всякое исследование, оно включает в себя постановку проблемы, предложение гипотез, наблюдение, собственно эксперименты и вывод - готовое умозаключение, которое ребенок получил и присвоил себе, даже если он открыл для себя очевидный взрослому человеку факт или «новый» закон природы.

Ученые отмечают, что если в раннем и младшем дошкольном возрасте интерес ребенка заключается преимущественно в чувственном восприятии предмета, то старшие дошкольники начинают активно интересоваться природными явлениями, их сущностью, причинно-следственными связями и закономерностями протекания. Так, их могут заинтересовать эксперименты с переводом воды в другое агрегатное состояние (лед или пар), магнитом и природным (статическим) электричеством, воздухом и песком. Ребенок раз за разом будет проводить собственные эксперименты, чтобы самостоятельно прийти к выводу и понять природное явление на доступном ему уровне.

Основа познавательной активности ребенка в исследовательской деятельности заключается в осознании противоречий между уже имеющимися в его опыте знаниями и умениями и результатом, полученным в ходе собственных проб и ошибок, совершенных в новых ситуациях и условиях. Устранение данного противоречия, желание интегрировать новый опыт в имеющейся багаж представлений о мире будет являться источником познавательной активности.

Конечно, познание окружающего мира детьми происходит в ходе всего многообразия видов деятельности, но, согласно позиции Н.Н. Поддьякова, познавательно-исследовательская деятельность, проникающая во все сферы детской жизни, обладает особым потенциалом в развитии познавательного отношения к миру [71. Более того, экспериментирование может являться частью детской игры, поэтому выделяют особый вид - игры-экспериментирования.

Н.Н. Поддъяков ввел понятие детского экспериментирования, подразумевая под ним активную, преобразующую объекты исследования и незапланированную взрослым форму проявления исследовательской активности; детское экспериментирование, по его мнению, «соревнуется за место ведущего вида деятельности» с игрой [71. С исследовательской деятельностью связано и детское творчество как неповторимый процесс создания уникального продукта.

Доказано, что исследовательская деятельность является особой формой детской активности; в ней ребенок выступает в роли субъекта, самостоятельно и обдуманно реализует собственную активность через совокупность исследовательских действий, направленных на познание окружающих предметов и явлений, социальных процессов и объектов. Формирование ребенка как субъекта деятельности через исследовательскую деятельность, присущую каждому человеку от природы, способствует развитию его как личности, поэтому исследовательская деятельность (как ее процесс, так и результат) становится неотъемлемым условием личностного развития дошкольника.

По мнению А.В. Запорожца, исследовательская деятельность позволяет создать оптимальные условия для возникновения психических новообразований, которые должны появиться на определенном этапе жизни ребенка. Каждое из психических новообразований является фундаментом и важным условием формирования гармоничной личности. Так, ребенок дошкольного возраста имеет только предпосылки для созревания словесно-логического мышления, для успешного формирования данного новообразования необходима опора на наглядно-действенные и образные способы познания, свойственные данному возрасту. Благодаря особенностям детского мышления наиболее прочно дошкольник усвоит то, что увидел в ходе наглядного эксперимента, а еще прочнее - то, что он сделал сам. Отмечая, что в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает образное мышление, В.А. Сухомлинский считал, что «школа наблюдательности в младшем возрасте - необходимое условие умственного развития» [10, С. 2001. Именно наблюдение является ключом к познанию ребенком окружающего мира. После пассивного наблюдения логически следует детский эксперимент как практическое познавательное взаимодействие с предметом (объектом исследования).

Важной особенностью исследовательской деятельности является то, что она дает дошкольникам представления о различных сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, его месте среди других объектов и связях с ними. Через проведение собственного исследования ребенок осваивает важные мыслительные операции, такие как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и сериация, др., тем самым, происходит переход от чувственного восприятия к логическому. Накопление новых фактов и фонда умственных действий и операций активизируют память ребенка. Развивается речь - благодаря потребности постоянно облекать в слова, формулировать выявленные закономерности. Ученые отмечают, что проведение экспериментов положительно сказывается на развитии эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста и его творческих способностей, помогает приучать воспитанников к трудовой деятельности и укрепляет их здоровье, поскольку повышает общий уровень двигательной активности.

Ученые считают, что исследовательская деятельность оказывает мощное влияние на формирование личности ребенка, а ограничение исследовательской деятельности дошкольника со стороны взрослых, как отмечает А.И. Савенков, приводит к катастрофическим нарушениям в дальнейшем интеллектуальном развитии человека [91. С.Л. Рубинштейн был убежден, что «для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности» [8, С. 1851. Н.Н. Поддъяков называет экспериментирование «ведущим функциональным механизмом творчества ребенка» [71; оно прививает навыки самостоятельного мышления в противовес привычке воспринимать знания в готовом виде извне, что, по мнению ученых, является важным фактором формирования готовности к школьному обучению и гарантом своевременного созревания психических новообразований, формирующих личность в целом и интеллектуальную сферу ребенка, в частности.

Отметим, что дошкольники могут осуществлять исследовательскую деятельность как стихийно, полностью самостоятельно, так и под руководством взрослого: родителя или педагога. Основываясь на этом, в дошкольном возрасте выделяют два ее вида (Н.Н. Поддъяков). Во-первых, это деятельность, стимулируемая субъективной познавательной активностью воспитанника; ребенок в этом случае - активный субъект деятельности, находит для себя объект исследования, определяет цель, подбирает методы исследования, формулирует выводы. В этом случае он действует методом проб и ошибок; может подобрать неудачный метод исследования, сделать неверный, неточный, поспешный вывод, но это не умаляет ценности данного вида исследования, так как дошкольник приобрел необходимый и ценный опыт познания, проявил самостоятельность и творческую инициативу. Во-вторых, исследовательская деятельность, смоделированная взрослым, в которой взрослый направляет активность воспитанника, обращает его внимание на важные аспекты, дает готовый алгоритм действий и помогает сформулировать вывод, который он запланировал [41. Данный способ ценен тем, что позволяет ребенку приобрести знание, умение или навык в действии, достаточно оперативно и безошибочно.

В исследовательской деятельности дошкольников принято выделять объект и субъект исследования, мотивы, средства, этапы, методы и результаты. Все эти компоненты составляют содержание детского исследования. Так, объектами исследования могут являться:

- рукотворные объекты: игрушки, материалы для поделок, любые предметы быта, которые могут быть доступны ребенку;

- объекты живой природы: животные и растения;

- объекты и явления неживой природы: почва, вода, камни и т.д.;

- человек, группы людей и человеческие сообщества;

- различные фантастические объекты.

Субъекты исследовательской деятельности: ребенок и педагог, ребенок и родители, ребенок и сверстники в группе детского сада. Мотив исследования может появиться спонтанно: наблюдение за объектом, случайно привлекшем внимание ребенка, или взаимодействие с ним (новая игрушка, к примеру). Мотив познания в данном случае абсолютно естественен и возникает сам собой как отклик на внешний раздражитель. Если же исследование организовано педагогом, то может возникнуть необходимость в том, чтобы направить детскую любознательность на объект исследования, пробудить познавательные мотивы.

Средства исследовательской деятельности дошкольников делятся на:

- внутренние: познавательные способности ребенка (восприятие, мышление, воображение) и приобретенные умения исследовательской деятельности;

- внешние: доступные ребенку источники информации и оборудование (игрушки и предметы быта).

Исследовательская деятельность может осуществляться только на восприятии при помощи органов чувств и

основанном на нем познании, может быть вербальным - с помощью вопросов, адресованных взрослому или сверстнику, и анализа полученных ответов, а может быть смешанным, когда дети используют все доступные им методы и средства исследования.

Среди методов исследовательской деятельности дошкольников можно выделить: наблюдение, опыты и эксперименты, эвристические беседы - постановка и решение проблемных вопросов, игры, моделирование, проектная деятельность и др. Результатами исследовательской деятельности дошкольников будут являться субъективно новое для них знание, приобретенные исследовательские умения и опыт нового способа деятельности, а также, что не менее важно, закрепление и поддержка познавательного мотива [1]. Каждый из этих методов может быть использован педагогом и органично встроен в педагогический процесс.

Используя метод наблюдения, взрослый обращает внимание дошкольника на те явления и объекты, которые считает важными, направляя интерес ребенка. Особенно эффективен этот метод на прогулках; воспитатель может предложить ребенку понаблюдать за состоянием погоды, ветром, облаками, солнцем, снежинками, сезонными изменениями (за расцвечиванием листвы на деревьях, зимующими или прилетевшими на лето птицами), за транспортом, строительными работами и др. Отчасти этот метод организации детского исследования перекликается с методами экологического воспитания дошкольников, так как обращен преимущественно на наблюдение за природой [2]. С другой стороны, метод наблюдения не ограничен только созерцанием природы, он может быть направлен и на рукотворные объекты и даже действия человека, например, при ознакомлении с трудом и профессиями взрослых.

На основе наблюдения может быть организована эвристическая беседа, в ходе которой воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает дошкольнику прийти к выводу и самостоятельно сформулировать его [3]. Вопросы могут основываться на том, что ребенок видит непосредственно на прогулке («Какого цвета листья на деревьях? А почему они стали желтыми?»), либо на актуализации уже имеющихся знаний с помощью опорных средств: изображений, видеофрагментов, игрушек-моделей, словесных описаний и т.д.

Игре как методу организации исследовательской деятельности ребенка ученые уделяют немало внимания, так как именно игру большинство специалистов считает основным видом деятельности дошкольника. Среди всех возможных игр в аспекте организации исследовательской деятельности особое значение, на наш взгляд, имеют дидактические игры. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, «дидактические игры относятся к «рубежным» играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения» [5, С. 2]. Чем младше ребенок, тем большая роль в игре отводится взрослому-организатору; справедливо и обратное: чем старше становится ребенок, тем больше инициативы в игре он может на себя взять.

Немало сказано и о значении эксперимента в исследовательской деятельности дошкольника; эксперимент либо проводится стихийно самим ребенком, либо целенаправленно организуется воспитателем. К занятиям по экспериментированию воспитатель готовится заранее, от него требуется определить задачи эксперимента, выбрать объект, продумать приемы и методы активизации детей. Плановые эксперименты, в отличие от стихийных, исходящих от самого ребенка, имеют свои недостатки: экспериментирование ограничено временными рамками занятия, не всегда учитывается реальный интерес детей, их желание, поэтому рекомендуется планировать экспериментальную деятельность детей во второй половине дня, более свободной от регламентированных режимных моментов, ее длительность в этом случае можно продлить или, наоборот, сократить, в зависимости от состояния и интереса детей. Таких недостатков лишен случайный эксперимент; он проводится без подготовки, экспромтом, может быть проведен в ответ на детский вопрос. С другой стороны, поскольку случайный эксперимент является импровизацией, опыту может не хватить продуманности, могут быть неправильно подобраны условия, способы реализации.

Выводы. Итак, исследовательская деятельность дошкольников порождается естественными познавательными мотивами, заложенными на уровне безусловного ориентировочного рефлекса, обеспечивает психику ребенка непрерывным потоком новой информации, содействуя ее развитию. Исследовательская деятельность ребенка дошкольного возраста имеет сложное, многокомпонентное содержание, схожа структурно с исследовательской деятельностью взрослого человека. Это идет вразрез с поверхностным представлением о ней и ошибочным мнением, что ребенок дошкольного возраста не способен заниматься исследовательской деятельностью и что она не важна для развития ребенка. Напротив, анализ научной литературы дает нам представление об исследовательской деятельности дошкольников как о неотъемлемом условии психического развития ребенка. Сензитивным периодом для развития познавательно-исследовательской деятельности как предпосылки учебной деятельности является старший дошкольный возраст, так как именно в нем у ребенка при сильной тяге к познанию достаточно развито воображение, а наглядно-образное мышление начинает постепенно сменяться словесно-логическим.

Литература:

1. Балдова, А.С. Пути и средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / А.С. Балдова, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. - 2019. - № 6 (102). - С. 12-18.

2. Борокина, В.А. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе / В.А. Борокина, Т.Г. Ханова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 28-31

3. Гримовская, Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике / Л.М. Гримовская // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 6.

4. Козырева, О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 1.

5. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 345 с.

6. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / И.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 19-23.

7. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет / Н.Н. Поддьяков. - М.: ТЦ «Сфера»; СПб.: Речь, 2010.

8. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - С. 182-192.

9. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8 / А.И. Савенков. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

10. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - Ижевск: Удмуртия, 1981. - 296 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

Педагогика

УДК 37.047

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, профессор Серебровская Наталья Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); начальник отдела организации дополнительного образования школьников Бедная Полина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье изучены особенности процесса становления и развития профессионального самоопределения обучающихся старшего школьного возраста. Обоснована необходимость правильного самоопределения на этапе школьного обучения как гарантии успешного выбора жизненного пути и самореализации в профессиональной и личностной сфере. По мнению авторов, важным новообразованием периода ранней юности является личностное самоопределение и, как его часть, профессиональное самоопределение. Самоопределение связано с осознанием себя как личности, своего социального статуса и своей роли в обществе. Рассмотрены особенности возрастного развития обучающихся в старшем школьном возрасте: становление психической зрелости, чувства взрослости, развитие самостоятельности, ответственности за свои поступки, поиски себя и своей индивидуальности и др. В данном возрастном периоде молодым людям интересен момент поиска, освоения нового интересного опыта, стремление почувствовать себя в разных ролях. Охарактеризованы профессионально-ценностные ориентации, определяющие мотивационную составляющую профессионального самоопределения. Среди них авторы выделяют престиж и социальную значимость профессии, возможность карьерного роста и творческой самореализации. Авторы убеждены, что актуальность данной проблемы обуславливается необходимостью поиска новых и современных подходов к решению вопросов профессиональной ориентации школьников, реализации психологического сопровождения этого процесса с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся, их социальных потребностей с перспективой личностного роста. Сделан вывод о необходимости разработки специальной программы психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников, нацеленной на формирование личностно-профессиональных ориентиров и активной гражданской позиции.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старший школьный возраста, личностное самоопределение, профессиональная ориентация, выбор профессии, психологическое сопровождение.

Annоtation. The article studies the features of the process of formation and development of professional self-determination of students of senior school age. The necessity of correct self-determination at the stage of schooling as a guarantee of a successful choice of life path and self-realization in the professional and personal spheres is substantiated. According to the authors, an important neoplasm of early adolescence is personal self-determination and, as part of it, professional self-determination. Self-determination is associated with awareness of oneself as a person, one's social status and one's role in society. The features of the age development of students at senior school age are considered: the formation of mental maturity, a sense of adulthood, the development of independence, responsibility for their actions, the search for themselves and their individuality, etc. In this age period, young people are interested in the moment of searching, mastering a new interesting experience, the desire to feel themselves in different roles. The professional value orientations that determine the motivational component of professional self-determination are characterized. Among them, the authors highlight the prestige and social significance of the profession, the possibility of career growth and creative self-realization. The authors are convinced that the relevance of this problem is determined by the need to search for new and modern approaches to solving the issues of professional orientation of schoolchildren, the implementation of psychological support for this process, taking into account the individual and personal characteristics of students, their social needs with the prospect of personal growth. It is concluded that it is necessary to develop a special program of psychological support for the professional self-determination of schoolchildren, aimed at the formation of personal and professional guidelines and an active citizenship.

Key words: professional self-determination, senior school age, personal self-determination, professional orientation, profession choice, psychological support.

Введение. Современная ситуация на рынке труда характеризуется серьезными трудностями в отношении трудоустройства молодежи. Работодатели с большим нежеланием принимают молодых людей на работу; это объясняется недостатком трудового опыта молодежи. Повышение конкурентности и высокие требования к потенциальному работнику, уровню его профессиональных и личностных компетенций является тем барьером, который не всегда легко преодолеть. При этом молодое поколение является более мобильной группой населения, быстрее приспосабливается к социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.