Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PRESCHOOLER / ATTITUDE TO NATURE / ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING / PRESCHOOL AGE / COGNITIVE ATTITUDE / COGNITIVE-RESEARCH ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борокина Валерия Алексеевна, Ханова Татьяна Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности формирования познавательного отношения к окружающему миру, в частности, к миру природы, в период дошкольного детства. Показана взаимосвязь между поисково-исследовательским характером детской деятельности и формированием познавательного интереса и познавательного отношения к миру природы. На основе анализа исследований определены условия успешного формирования у детей познавательного отношения к миру, требования к педагогу как партнеру по совместной деятельности. Охарактеризованы основные методы организации образовательной работы, направленной на формирование познавательного отношения к природе. Авторы пришли к выводу о том, что необходимо активизировать познавательную сферу детей, целенаправленно формировать познавательное отношение, придав этой деятельности творческий и исследовательский характер, тем самым создавая условия для возникновения инициативы со стороны дошкольников.The article discusses the features of the formation of a cognitive attitude to the outside world, in particular, to the natural world, during the period of preschool childhood. The relationship between the search and research nature of children's activities and the formation of cognitive interest and cognitive attitude to the natural world is shown. Based on the analysis of studies, the conditions for the successful formation of a cognitive attitude to the world in children, the requirements for the teacher as a partner in joint activities are determined. The main methods of organizing educational work aimed at the formation of a cognitive attitude to nature are characterized. The authors came to the conclusion that it is necessary to activate the cognitive sphere of children, to purposefully form a cognitive attitude, giving this activity a creative and research character, thereby creating the conditions for the emergence of initiative on the part of preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ»

обнаруживаются в итоговых сочинениях, где выпускник школы должен показать не только высокий уровень соответствующих коммуникативных умений, но и способность мыслить, привлекая в качестве аргументов литературный материал. Отсылки в итоговом сочинении к произведениям, не понятым, не освоенным интеллектуально-эмоциональным опытом школьников, неуместны, неубедительны и нелогичны. Изменить коренным образом ситуацию сегодня весьма проблематично: количество уроков литературы ограничено учебным планом. Подготовить же учеников к анализу художественных текстов Ф.М. Достоевского в объеме, необходимом для демонстрации адекватного понимания произведения в его авторской концепции, можно на занятиях по подготовке к итоговому сочинению. Анализ итоговых сочинений выпускников текущего учебного года, содержащих отсылку к текстам Ф.М.Достоевского, показал продуктивность такой работы.

Литература:

1. Достоевский Федор Михайлович. Бесы [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека Алексея Комарова: Источник: Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., «Наука», 1991. Том 9-10. Добавлено в библиотеку: 07.07.05. URL: https://ilibrary.ru. (дата обращения: 02.04.2020)

2. Зинина Елена Андреевна, Новикова Лариса Васильевна. Круглый стол «Итоговое сочинение: анализируем результаты 2014-2015 учебного года, определяем перспективы» [Электронный ресурс] // МГУ -школе. URL: http:// http://teacher.msu.ru/sites/default/files/resursy/Зинина%20Е.А.%2C%20Новикова%20Л.В.%20Выступление%20н а%20круглом%20столе%20Итоговое%20сочинение%2С%2025.06.2015^£ (дата обращения: 02.04.2020)

3. Итоговое сочинение (изложение) [Электронный ресурс] / Федеральный институт педагогических измерений. URL: http//fipi.m/ege-i-gve-11/itogovoe-sochmenie. (дата обращения 02.04.2020)

4. Кошечко Анастасия Николаевна. Духовные императивы творчества Ф.М. Достоевского в системе ценностно ориентированного обучения в современной школе [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка»; Вестник ТГПУ, 2019. № 8(205) URL: https://cyberieninka.m/artide/n/duhovnye-imperativy-tvorchestva-f-m-dostoevskogo-v-sisteme-tsennostno-orientirovannogo-obucheniya-v-sovremennoy-shkole. (дата обращения 02.04.2020)

Педагогика

УДК 373.2

студент Борокина Валерия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования познавательного отношения к окружающему миру, в частности, к миру природы, в период дошкольного детства. Показана взаимосвязь между поисково-исследовательским характером детской деятельности и формированием познавательного интереса и познавательного отношения к миру природы. На основе анализа исследований определены условия успешного формирования у детей познавательного отношения к миру, требования к педагогу как партнеру по совместной деятельности. Охарактеризованы основные методы организации образовательной работы, направленной на формирование познавательного отношения к природе. Авторы пришли к выводу о том, что необходимо активизировать познавательную сферу детей, целенаправленно формировать познавательное отношение, придав этой деятельности творческий и исследовательский характер, тем самым создавая условия для возникновения инициативы со стороны дошкольников.

Ключевые слова: дошкольник, отношение к природе, экологическое образование и воспитание, дошкольный возраст, познавательное отношение, познавательно-исследовательская деятельность, образовательный процесс.

Annоtation. The article discusses the features of the formation of a cognitive attitude to the outside world, in particular, to the natural world, during the period of preschool childhood. The relationship between the search and research nature of children's activities and the formation of cognitive interest and cognitive attitude to the natural world is shown. Based on the analysis of studies, the conditions for the successful formation of a cognitive attitude to the world in children, the requirements for the teacher as a partner in joint activities are determined. The main methods of organizing educational work aimed at the formation of a cognitive attitude to nature are characterized. The authors came to the conclusion that it is necessary to activate the cognitive sphere of children, to purposefully form a cognitive attitude, giving this activity a creative and research character, thereby creating the conditions for the emergence of initiative on the part of preschool children.

Keywords: preschooler, attitude to nature, environmental education and upbringing, preschool age, cognitive attitude, cognitive-research activity, educational process.

Введение. Известно, что формирование познавательного отношения к природному миру является одной из ведущих задач познавательного развития дошкольников, поскольку стремление к усвоению новых знаний обогащает духовный мир детей. Дети учатся внимательно воспринимать окружающее - слушать, смотреть, ощупывать, осязать, чувствовать. В процессе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о явлениях, происходящих в природе и обществе, их взаимосвязи, что позволяет показать детям реальные причинные связи и зависимости.

Познавательный интерес сочетается с общей любознательностью, что указывает на развитие активности и богатство интеллектуальных эмоций [2]. Постепенное усложнение задачи по формированию познавательного отношения к природе ведет к зарождению у дошкольников познавательных интересов, поисковой деятельности, что благоприятно воздействует на их умственное развитие. Взаимодействие ребенка и природы происходит на всех этапах его развития. Так, уже в раннем возрасте ребенок начинает активно познавать окружающий мир через непосредственный контакт с природой. Дошкольный возраст служит

опорой для формирования основ мировоззрения, поэтому предоставляет обширные возможности для экологического образования и воспитания [3]. Природа, как известно, выполняет функцию одного из важнейших средств воспитания и обучения детей.

Изложение основного материала статьи. Дошкольный период - важный период в жизни каждого человека. В этот период интенсивно развиваются познавательные процессы: мышление, память, внимание, воображение, восприятие. Происходит рост показателей в личностной сфере: развивается воля, самостоятельность, усваиваются нормы поведения в обществе, нравственные представления. Исходя из этого, крайне важно не упустить дошкольный период детства, когда ребенок особенно восприимчив к получению новых знаний, развитию новых способностей.

В пункте 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится, что дошкольное образование обеспечивает познавательное развитие детей, предполагающее развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий [14]. Решение этих задач помогает воспитать личность дошкольника, который владеет навыками познавательной деятельности и может их применять, так как в современном мире от ребенка дошкольного возраста требуется не только владение определёнными знаниями, но и навыками самостоятельного нахождения информации, возможностью оперировать ими в процессе деятельности.

Изучением вопросов формирования познавательных интересов и познавательного отношения дошкольников к природе занимались такие ученые, как В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Н. Николаева, Н.Н. Поддъяков, К.Э. Фабри, И.С. Фрейдкин и другие. В своей «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С.Н. Николаева [8] рассматривала содержание экологического воспитания на пересечении двух аспектов: передача детям экологических знаний и трансформация их в отношение. Согласно ее подходу, начальным и обязательным компонентом структуры экологической культуры являются сами знания, а отношения - его конечным продуктом, результатом. Осознанный характер отношения к природе, на основе которого и формируется познавательное отношение, формируется лишь исходя из истинно экологических знаний. По мнению С.Н. Николаевой, наглядным показателем характера отношения к природе выступает наличие и направленность самостоятельной деятельности ребенка. Причём эта деятельность не должна осуществляться под принуждением, сопровождаться давлением и негативными эмоциями [8]. Схожая мысль представлена в работе Н.Н. Поддъякова: «Под содержанием умственного воспитания в дошкольной педагогике понимается формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (общественной жизни, живой и неживой природе и т.д.) и способов мыслительной деятельности — умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простые обобщения» [9], следовательно, в основе развития познавательного отношения дошкольников к природе лежит не только формирование определенных знаний об окружающей природе, но и познавательных действий с объектами природы, познавательных мотивов и интересов. При изучении объектов природы дети активно взаимодействуют с ними, благодаря чему новые представления приобретаются естественным, интересным и продуктивным путем, становятся для детей результатом собственного открытия, что делает их субъективно значимыми. Познавательный интерес активизирует психические процессы, что, несомненно, благотворно влияет на процесс получения знаний. Наличие такого стабильного интереса позволяет педагогу создать ситуацию, в которой знания, получаемые ребенком, становятся более полными, прочными и яркими, они быстрее и легче запоминаются.

Важным источником формирования познавательного отношения к окружающему является творческая деятельность, основанная на применении первоначальных знаний и умений [7]. Помимо такой деятельности, познавательное отношение формируется из познавательной потребности. Для ребенка все новое -интересное, и для того, чтобы удовлетворить эту потребность, ребенок сам осуществляет поиск путей познания неизведанного. Так, постепенно, с освоением исследовательской деятельности формируются познавательные навыки и способности вкупе с познавательными интересами, отношением и активностью.

Исследуя данную проблему, А.И. Савенков формирование познавательного отношения напрямую связывал с развитием исследовательской деятельности [12]. Он считал, что исследование является творческим процессом и, поскольку нельзя намеренно навязать внутреннее творчество, оно порождается внутренними потребностями, то есть потребностью в познании. Поскольку именно педагогу отводится значимая роль в создании условий для развития творческого познания детей, А.И. Савенков определяет ряд требований к самому педагогу [12].

1. Педагог должен быть чутким и внимательным, должен уметь в самом обычном видеть удивительное, и такие удивительные познавательно-исследовательские задачи преподнести детям в понятной для них форме.

2. Педагогу необходимо проводить такую познавательную работу с детьми, чтобы не только увлечь их исследовательской проблемой, но сделать так, чтобы она стала значимой проблемой для детей.

3. Педагог должен быть партнером и координатором в решении познавательно-исследовательских задач, не переходя к авторитету и давлению.

4. Педагог не должен торопить детей в их познавательной деятельности, необходимо быть терпимым к ошибкам детей в попытках найти собственное решение. Следует лишь направить ребенка в тех случаях, когда он начинается отчаиваться.

5. Познавательная деятельность должна быть разнообразной, чтобы дети были заинтересованы в решении исследовательских задач, для этого целесообразно организовать эксперимент, наблюдение, квест, проект, др.

6. Педагог должен выслушивать мнение каждого юного исследователя и обсуждать с ним возможные пути решения проблемы.

7. Педагогу необходимо развивать в детях критическое отношение к самому познавательному процессу.

8. В процессе исследования педагог должен следить за детским интересом и, при первых признаках его утери, простимулировать детей завершить исследование [12].

В системе профессиональной подготовки педагогов требования подобного рода в формате компетенций занимают ключевые позиции [4]. Требования к деятельности педагога помогают определить и условия формирования познавательных отношений и интересов. Среди них следует отметить следующие.

1. Следует правильно подбирать формы и методы познавательной деятельности. Практическая деятельность порождает практико-ориентированное мышление, а при изучении системы научных понятий формируется теоретическое мышление.

2. Материал, предоставляемый детям в процессе познавательной деятельности, должен носить характер новизны, противоречия. Узнав что-то новое, у детей должно возникнуть желание понять, почему все именно так, а не иначе, ведь дети изначально имеют задатки исследователей. В раннем возрасте предметом познания для малыша является мир человеческих предметов в контексте предметно-манипулятивной деятельности, а в дошкольном возрасте через сюжетно-ролевую игру ребенок познает мир человеческих отношений [16]. Но познавательное отношение к тому или иному явлению может возникнуть только при условии наличия интереса к нему.

3. При организации познавательной деятельности необходимо использовать различные формы познания, как уже говорилось выше. Это могут быть исследование, проектирование, моделирование, наблюдение, экспериментирование, решение проблемных задач т.д.

4. Роль педагога должна оставаться ведущей. Но дети при этом должны чувствовать, что они самостоятельно, своими силами решают поставленную задачу. Педагог может направить ребенка на ход мысли, подсказать источник информации, но сообщать готовое верное решение. Ребенок должен почувствовать свою значимость в познавательной деятельности, ощутить собственно полученный результат.

5. При организации познавательной деятельности не стоит загонять юного исследователя в какие-либо рамки. Нужно дать ему возможность самостоятельно и безгранично выбирать пути, средства, приемы решения задач.

Описанные выше условия организации познавательной деятельности обеспечат возможность для формирования познавательного отношения детей к окружающему. Дошкольники имеют задатки познавательной активности, будучи юными исследователями с раннего детства. Лишь правильное педагогическое воздействие может превратить начальный интерес ребенка в осознанное познавательное отношение. Педагогу важно показывать детям значимость собственного участия в познании. Дошкольникам важно понять, что изучение, исследование проблем окружающего мира позволит им открыть что-то новое, неизведанное, откроет загадочный мир природы и социума.

Рассмотрим методы развития у детей познавательного отношения к окружающему. Наблюдение - это один из самых широко используемых методов экологического воспитания. Педагог организует такую деятельность, которая позволяет дошкольникам продолжительно и активно изучать явления природы, например, циклы наблюдений за сезонными изменениями в природе [15]. С.Л. Рубинштейн называл наблюдение результатом осмысления того природного явления, которое изучал ребенок. Делая акцент на интеллектуальных процессах, ученый выделял стадии развития наблюдения, как ступени интерпретации природных явлений [11].

Опираясь на идею С.Л. Рубинштейна, можно сказать, что наблюдение - это не просто процесс исследования явления, но и изучение причин его возникновения. Две точки зрения сложились в изучении процесса наблюдения. Одни считают, что наблюдение - это источник знаний, другие считают, что наблюдение не может проходить без наличия определенных знаний, которые и будут начальной точкой наблюдения. С.Л. Рубинштейн полагает, что наблюдение может быть организовано лишь при наличии умений, опирающихся на систему знаний [11]. Примерно того же мнения придерживается и В.И. Загвязинский, считая наблюдение систематическим и целенаправленным восприятием явления [6]. Б.Г. Ананьев придерживается мысли, что наблюдение - сложная деятельность, которая соединяет мышление, речь и восприятие в один целостный акт умственный работы [1].

Совокупность вышеизложенных мнений определяет идею отечественных ученых относительно наблюдения: это такой процесс умственной деятельности, который может возникнуть на основе уже имеющихся знаний. Наблюдение как процесс может состояться лишь при условии, что ребенок будет иметь первоначальные знания о том, что он наблюдает. Для более точного изучения явления дошкольнику необходима мотивация, познавательный интерес.

Чтение художественной природоведческой литературы является одним из эффективных методов формирования познавательного отношения к природе. Эта эффективность обуславливается тем, что книга занимает особое место в жизни дошкольника. С точки зрения детей, книга - источник знаний, открытий. Слушая, как взрослый читает рассказ, ребенок погружается в сказочный мир, в котором есть ответы на его вопросы. С точки зрения педагогической ценности, художественная литература не только расширяет представления детей о мире и помогает осваивать им средства его восприятия, но и обеспечивает формирование как эмоционально-ценностных, так и познавательных установок по отношению к природе. Читая детям природоведческую художественную литературу, взрослый осознанно развивает все стороны детской личности. Развивается не только сфера нравственности, при которой дети учатся сопереживать, бережно и уважительно относиться к природе, но и интеллектуальная сфера, пробуждая интерес и желание познать окружающий мир.

Речевые логические задачи - это метод умственного воспитания, характеризующийся тем, что педагог ставит детей в такую ситуацию, в которой им необходимо активизировать умственную деятельность, что стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решая логическую задачу, детям необходимо сравнивать, искать новые пути решения, рассматривать ситуацию с разных сторон. По мнению Н.Ф. Виноградовой, педагог может использовать речевые логические задачи для того, чтобы поддерживать постоянный интерес детей к природе, развивать умения наблюдать, замечать происшедшие изменения. Такая умственная деятельность, несомненно, влияет и на постепенное формирование познавательного отношения к природе. Ведь пытаясь решить логическую задачу, ребенок прибегает к изучению неизвестного явления, проявляет интерес и заинтересованность [5].

Дидактическая игра - метод, средство и форма организации работы по формированию познавательного отношения дошкольников к природе. В ходе экологических игр дети используют такие способы умственной деятельности, как наблюдение, сравнение, классификация, анализ и обобщение на доступном им уровне. В таких играх появляется возможность для творческого развития интеллекта. Они разносторонне развивают личность дошкольника, удовлетворяют его эмоциональные и интеллектуальные потребности, помогают расширить уже имеющиеся представления о том, что его окружает. В работе В.А. Сухомлинского прослеживается мысль о важности таких игр экологической направленности: «Без игры невозможно полноценное умственное развитие. Игра - есть огромное светлое окно, пропускающий в духовный мир ребенка живительный поток понятий, представлений и суждений об окружающей действительности. Игра как искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности дошкольника» [13]. Экологическими

игры помогают не только сделать занятие более ярким и интересным, но и мотивируют дошкольников к получению новых знаний о природе.

Экспериментирование - это такая деятельность, которая проявляет активность детей в получении новых знаний. Именно детское экспериментирование дает возможность для формирования самостоятельности, способности преобразовывать предметы и явления, чтобы достичь желаемого результата. Н.Н. Поддъяков считал, что детское экспериментирование может считаться ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте ровным счетом так же, как и сюжетно-ролевая игра. Он считал, что основу ведущей деятельности составляет познавательное ориентирование и поэтому «потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира» [10]. Его исследования показали, что познавательный интерес дошкольника направлен и на сам процесс познания, и на результат, что связано с волевым напряжением, мотивацией, стремлением к достижению цели, преодолением преград в процессе ее реализации [9].

Выводы. Таким образом, изучив научную литературу и проанализировав основные идеи ученых, можно утверждать, что в образовательном процессе необходимо активизировать познавательную деятельность дошкольников, формировать познавательный интерес, и на его основе, познавательное отношение к миру природы, обеспечивать условия для стимулирования субъектности и инициативы дошкольников.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1 / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова; сост. В.П. Лисенкова. - 1980. - 231 с.

2. Балдова А.С., Ханова Т.Г. Пути и средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. -2019. - № 6 (102). - С. 12-18.

3. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6 (36). -С. 114-121.

4. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 2 (23). - С. 3. [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_35246436_33644997.pdf (дата обращения 11.11.2019).

5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение. - 1978. - 103 с.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.

7. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М., 2012. - 320 с.

8. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 330 с.

9. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника: монография. М.: Педагогика, 1977. - 272 с.

10. Поддъяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. - 1997. - №1. - С. 6.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер». - 2000. - 712 с.

12. Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. - 92 с.

13. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

15. Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. - 2018. - №2 (23). [Электронный ресурс]. - URL: https: //vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/814/666 (дата обращения 04.04.2020).

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики. - 2004. - 349 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Федосеева Любовь Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема внедрения сетевых коммуникаций в учебно-воспитательный процесс системы профессионального образования. Большое внимание уделяется эффективным средствам электронной коммуникации, значимости виртуального общения преподавателей и обучающихся. Раскрываются возможные перспективы и недостатки применения информационно-коммуникационных технологий в сети Интернет. Выделенные факторы сетевых коммуникаций в системе профессионального образования объясняют важность и значимость использования электронной коммуникации в вузе.

Ключевые слова: коммуникация, сетевое пространство, профессиональное образование, качество образования, электронная коммуникация, социальная сеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.