ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ К ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ
Л.А.Хамидуллина
Статья раскрывает особенности формирования начальных естественнонаучных представлений на этапе дошкольного детства как важного и необходимого условия становления целостной современной картины мира. Основное внимание автор акцентирует на обосновании процесса естественнонаучного образования детей дошкольного возраста, который является пропедевтической основой для успешного усвоения предметов естественнонаучного цикла в школе.
Ключевые слова: естественнонаучное образование; мировоззрение, естественнонаучная картина мира, дошкольный период, специалист дошкольного профиля.
Socially-pedagogical aspects of formation of the complete modern picture of the world. Article opens features of formation of initial natural-science representations at a stage of the preschool childhood as important and necessary condition of formation of a complete modern picture of the world. The author accents the basic attention on a substantiation of process of natural-science formation of children of preschool age which is a propaedeutic basis for successful mastering of subjects of a natural-science cycle at school.
Key words: natural-science formation; outlook, a natural-science picture of the world, the preschool period, the expert of a preschool profile.
В условиях обновления и развития системы российского образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нем. Особую роль в этих условиях приобретает естественнонаучное образование, важными задачами которого является понимание принципов системности, преемственности и интеграции знаний в изучении природы, формирование основ научного мировоззрения и становления целостной современной картины мира.
Теоретические основы естественнонаучного образования представлены в различных психолого-педагогических исследованиях В.И. Вернадского, Л.Э. Гуревич, А.А.Гурштейна, В.В.Докучаева, А.И. Еремеевой, А.И.Игнатова, В.В.Казютинского, В.Н.Комарова, Г. Риккерт и др.
Большой вклад в формирование естественнонаучных представлений в современных образовательных системах внесли И.Ю.Алексашина, О.И. Донина, Г.С.Ковалева, И.Э.Куликовская, И.Я.Ланина, Е.П.Левитан, Н.Н.Линкина, Н.Н.Суртаева и др.
В ряде исследований раскрыты роль и место знаний о неживой природе, физических явлениях в формировании у дошкольников реалистических представлений об окружающем мире
(Т.В.Земцова, Л.И.Мищик, И.С.Фрейдкин и др.), особенности формирования представлений о растительном (Б.Н.Бонева, Н.К.Постникова, И.А.Хайдурова и др.) и животном (С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, Е.Ф.Тереньева и др.) мире.
Период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного общего развития ребенка. Важность дошкольного периода в становлении личности подчеркивали в своих исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с окружающим миром. Благодаря этому появляется возможность формирования начальных естественнонаучных представлений у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней. Причем качество современного дошкольного образования определяется не получением ребенком огромного объема знаний, а развитием и формированием у него необходимых личностных качеств. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, сформировать в их сознании целостную картину мира. Любознательность детей, их высокий познавательный интерес к широкому кругу явлений социальной действительности, их повышенная эмоциональность могут и должны стать положительным фоном для их естественнонаучного образования.
Чтобы реализовать эти возможности, специалисты дошкольного профиля должны быть широко и глубоко образованными людьми, владеть знаниями в рамках современной естественнонаучной картины мира, обладать умениями адаптировать к детям достаточно сложную научную информацию.
Следует отметить, что такие умения и качества, по крайней мере, их базис закладывается на этапах среднего и высшего профессионального образования, однако развитие необходимых умений по организации естественнонаучного образования детей подкрепляется непосредственно в процессе практической работы с детьми. А это означает, что на новом этапе непрерывного образования специалисту необходима систематизация, углубление, осмысление опыта работы по формированию естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. Это в свою очередь требует перестройки работы с педагогическими кадрами, актуализирует проблему совершенствования качества послевузовского педагогического образования. Система повышения квалификации играет в связи с этим особую роль, поскольку позволяет компенсировать возможные недостатки вузовского образования, адаптировать педагога к изменяющейся в области образования ситуации.
Обосновывая условия реализации процесса послевузовской подготовки специалистов дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей, необходимо выделить несколько групп условий, которые бы во взаимодействии давали возможность эффективно функционировать каждому компоненту данного процесса. Это три группы условий: общие, частные, специфические. К группе наиболее общих условий относится методологическое,
организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение процесса послевузовской подготовки. На базе общих условий реализуется группа частных условий, которые отражают специфику послевузовской подготовки специалистов дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей. Это разработка программы курса по организации естественнонаучного образования детей, тематического плана его реализации; связь с соответствующими муниципальными структурами (привлечение ведущих специалистов к проведению семинаров, практических занятий и т.д.); разработка структурно-функциональной модели послевузовской подготовки специалистов дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей; разнообразие методов и форм послевузовской подготовки. К группе специфических условий, основывающихся на вышеперечисленных группах условий, относится доведение до осознания каждого обучаемого идей, принципов, понятий, актуальности, приоритетности и практического значения естественнонаучного образования дошкольников, формирование у него средствами послевузовской подготовки ценностных мотивов, устойчивых качеств личности, научного мировоззрения. Для этого необходимо определить уровни усвоения знаний и способов обозначенной деятельности, выявив критерии и показатели их сформированности на каждом из уровней, переводить последовательно педагогов на более высокий уровень, формируя его субъектную позицию как профессионала.
Процесс послевузовской подготовки специалистов дошкольного профиля будет эффективно выполнять свои функции, если он, как минимум, будет удовлетворять следующим требованиям, общим для всех педагогических процессов:
- полноты состава действий (необходимых и достаточных для достижения поставленных
целей);
- целостности, скоординированности, синхронизации отдельных компонентов;
- сбалансированности по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым и т.д.);
- контролируемости (определяемой операциональностью промежуточных целей);
- чувствительности к сбоям (определяемой свойством своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного, представляющие угрозы для достижения поставленных целей).
К группе частных условий можно отнести внутренние условия учреждения, в котором осуществляется процесс послевузовской подготовки специалистов дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей:
- организационно-педагогические условия;
- психологические условия (морально-психологический климат);
- материальные условия (конкретная, работающая в образовательном учреждении, материально-техническая база обучения, управления);
- социально-бытовые условия;
- санитарно-гигиенические условия;
- пространственные условия;
- временные, темпоритмические условия (отражающие типичный ритм жизни, темпы жизнедеятельности, объем нагрузок в работе).
Повышение квалификации педагога есть процесс его профессионального совершенствования, развития творческого потенциала. Этот процесс становится более эффективным, когда осуществляется в комфортной педагогически ориентированной среде, где происходит ознакомление педагога с новыми педагогическими технологиями и передовым педагогическим опытом.
Специфика целей и задач послевузовской подготовки требует применения разнообразных методов и форм обучения, при выборе которых, предпочтение необходимо отдавать тем из них, которые позволяют педагогу быть в активной позиции исследователя, владеющего методами научного анализа и обобщения, а также творческим подходом к принятию педагогических решений. Новые требования к педагогу обуславливают ориентацию повышения его квалификации не на передачу готовых знаний, а формирование у педагога способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности.
На наш взгляд, для успешного выполнения деятельности по естественнонаучному образованию дошкольников специалисты дошкольного профиля должны обладать знаниями:
- основных естественнонаучных понятий и терминов, отражающих объективные свойства и связи мира, природы и человека;
- наиболее важных естественнонаучных идей и открытий, определяющих современные знания о мире;
- основных законов естествознания, раскрывающих связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
- теорий, содержащих систему научных знаний о возникновении и развитии жизни на Земле, возникновении и развитии самой Земли и Солнечной системы;
- знаний о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
- знаний о сущности и специфике содержания естественнонаучного образования дошкольников.
Готовность специалиста дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей предполагает наличие различных умений:
- анализировать задачи и содержание естественнонаучного образования в программах по дошкольному воспитанию и образованию;
- оценивать уровень развития естественнонаучных представлений с учетом возрастных особенностей детей;
- проектировать желаемый результат естественнонаучного образования детей;
- осуществлять планирование работы по естественнонаучному образованию дошкольников;
- отбирать для работы объекты и явления живой и неживой природы;
- создавать положительный настрой у детей при ознакомлении их с окружающим миром;
- выбирать педагогически целесообразные формы и методы для организации работы по естественнонаучному образованию дошкольников;
- анализировать собственную деятельность и деятельность коллег по формированию у детей естественнонаучных представлений, предвидеть возможные трудности в работе.
Максимальная эффективность профессиональной деятельности специалиста дошкольного профиля по организации естественнонаучного образования детей достигается при совместном развитии всех компонентов профессиональной деятельности педагога: гностического, организационного, коммуникативного, проектировочного, конструктивного. Гностический компонент педагогической деятельности заключается в изучении объектов этой деятельности, ее содержания, средств, форм и методов; предполагает самоанализ личности педагога. Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе изложения материала, организацию деятельности детей и собственной деятельности в образовательном процессе. Организуя взаимодействие "педагог-ребенок", "ребенок-ребенок" и другие в процессе различных видов деятельности, педагог проявляет коммуникативные умения. Конструктивный и проектировочный компоненты функционирования педагогической системы являются носителями предметно-дидактического содержания деятельности педагога.
Весьма важным является вопрос о методическом обеспечении процесса послевузовской подготовки специалистов дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей. С этой целью была разработана программа «Актуальные проблемы естественнонаучного образования дошкольников» для специалистов дошкольного профиля. Содержание программы отражает ее цель, состоит из четырех разделов, включающих теоретические и практические занятия с педагогами.
Первый раздел программы посвящен анализу экологической проблемы современности и раскрытию основ естественных наук, являющихся источником содержания методики естественнонаучного образования дошкольников. Задачей второго раздела является ознакомление слушателей с особенностью формирования и развития начальных естественнонаучных понятий. Третий раздел связан с содержанием и методикой формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. Четвертый раздел направлен на ознакомление слушателей с вопросами педагогического управления процессом естественнонаучного образованию дошкольников.
Программа составлена на основе Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, а также современных исследований по проблемам экологического воспитания и естественнонаучного образования детей дошкольного возраста.
Прогностичность программы "Актуальные проблемы естественнонаучного образования дошкольников" определяется ее структурой: программа лабильна, содержание ее блоков легко
модифицируется при появлении новых научно-литературных данных. Программа позволяет в каждый конкретный момент диагностировать уровень образования педагогов по теории и методике естественнонаучного образования дошкольников.
Общее количество лекций, предусмотренных в программе "Актуальные проблемы естественнонаучного образования дошкольников" составило - 13, из них традиционных лекций- 3; активных лекций - 10, в числе которых: проблемных лекций - 2, лекций-визуализаций - 2, лекций вдвоем - 1, лекций-пресс конференций - 1, лекций-консультаций -1, лекций-диалогов - 2, лекций с применением игровых методов - 1. При этом мы учитывали, что традиционные лекции должны читаться в начале и в конце курса, чтобы дать слушателям определенные установки и подвести итоги. Кроме того, при ознакомлении слушателей с незнакомым для них материалом, новыми понятиями мы предусмотрели сопровождение лекций наглядными материалами. Планом курсовой послевузовской подготовки воспитателей к естественнонаучному образованию детей дошкольного возраста предусмотрено также 10 часов семинарских, 10 часов аудиторных практических занятий на базе института повышения квалификации и 12 часов выездных практических занятий на базах дошкольных образовательных учреждений. Такие занятия в большей степени способствовали формированию у слушателей профессиональных умений, так как во время их проведения слушатели включались в поисковую и исследовательскую деятельность, осваивали методы и формы естественнонаучного образования дошкольников, что позволило углубить и закрепить знания педагогов, полученные в ходе теоретического обучения.
Среди педагогических средств активизации мыслительной и профессионально-творческой деятельности педагогов в процессе послевузовской подготовки особое место принадлежит учебной дидактической игре. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. Поэтому в программу послевузовской подготовки специалистов дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей дошкольного возраста мы включили деловую игру "Моделирование и игра в процессе естественнонаучного образования дошкольников ". Тема игры выбрана с тем условием, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
Основополагающим условием осуществления естественнонаучного образования дошкольников является выбор рациональных методов и приемов воспитания и обучения. Главными методами формирования естественнонаучных представлений у дошкольников являются практические, наглядные, игровые, словесные методы. Следует отметить, что все эти методы в процессе естественнонаучного образования дошкольников используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолировано.
Чтение и обсуждение детских книг по астрономии, рассматривание учебных картин, иллюстраций и фотографий объектов и явлений окружающей действительности, рисование, моделирование, конструирование, дидактические игры с естественнонаучным содержанием,
обсуждение «почемучкиных» вопросов - далеко не полный перечень видов деятельности на занятиях с детьми. Особое значение имеет детское экспериментирование. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта (Г.М.Лямина, Е.А.Панько, Н.Н.Поддьяков, А.П.Усова, и др.).
Важнейшей частью теоретических занятий должны быть дискуссии, к участию в которых полезно приобщать детей. У дошкольников предметом обсуждения могут стать многочисленные "почемучкины" вопросы, которые постоянно возникают у любознательных ребят. Но "банк" таких вопросов должен быть у педагога, ведущего курс. От педагога зависит выбор времени, места и формы дискуссии, которая может проводиться в учебном помещении или во время прогулки, с предварительной подготовкой или без нее, в форме диспута или в виде игры и т.д.
Уникальным средством формирования интереса к познанию окружающего мира является устное народное творчество (сказки, пословицы, загадки, поговорки, приметы). Например, сказка может представить ребенку образ мира или как что-то неизменное, в котором нужно освоиться и занять определенное место, или как что-то постоянно меняющееся, в котором этим новым надо овладевать. Сказочный герой приобретает опыт действий и переживаний, решает возникшие перед ним задачи, тем самым проверяется его способность удерживать цель в испытаниях, находить ее, утверждать ценности, использовать добытые им знания.
Большое внимание отводится проведению экскурсий, которые не только дают яркие впечатления, но и развивают наблюдательность ребенка. Однако наблюдения дают положительный эффект только при активности ребенка, когда он сам исследует объект или явление, а педагог направляет его исследовательскую деятельность. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка включает сбор информации, регистрацию полученных данных, их интерпретацию. При этом чрезвычайно важно, чтобы эти процессы не смешивались между собой. Известно много методов сбора информации: индивидуальные и фронтальные опросы, продукты деятельности ребенка, мнение родителей и др., но особенно значимым является наблюдение за поведением ребенка. При этом педагог не должен спешить с выводами и оценками - он должен помнить, что каждый ребенок проявляет себя по-разному, имеет право на свой собственный путь развития.
Таким образом, формирование начальных естественнонаучных представлений является пропедевтической основой для успешного усвоения детьми предметов естественнонаучного цикла в школе. Однако эффективность естественнонаучного образования дошкольников определяется качеством подготовки педагогов к осуществлению данного процесса. Это качество можно обеспечить, если будет разработана система повышения теоретического и практического уровня специалистов дошкольного профиля по естественнонаучному образованию детей на курсах
повышения квалификации, а также в межкурсовой период через содержание и формы внутрифирменного обучения педагогов.
Литература:
1. Донина О. И. Концептуальные основы аэрокосмического образования в массовых образовательных учреждениях. Ульяновск, 1999. 64 с.
2. Евдокимов А. Ю. Естественнонаучное образование: в начале цель, затем - качество. Экология и жизнь. 2000. № 1. С. 14-15.
3. Ланина И. Я. Преемственность естественнонаучных знаний в системе непрерывного педагогического образования. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: тез. Всероссийской науч.-практ. конф. СПб: Образование, 1994. С. 26-29.
4. Багманов И.Р., Хабарова Н.Г. Компетентностный подход к профессиональному образованию: проблема реализации. 2009. №5. С. 19-26.
5. Закирова Л.А. Концептуальные основы профессионально-экологического образования молодежи. 2009. № 2. С. 33-39.