Научная статья на тему 'Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения'

Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1206
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бревнова Ю. А.

В статье раскрываются трудности преподавания информатики в дошкольных учреждениях связанные, прежде всего, с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и низким, по сравнению со школьниками, уровнем их знаний.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article difficulties of teaching of computer science in preschool centres connected, first of all, with age features of children of preschool age and low, in comparison with schoolboys, level of their knowledge reveal.

Текст научной работы на тему «Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

БРЕВНОВА Ю.А.

В статье раскрываются трудности преподавания информатики в дошкольных учреждениях связанные, прежде всего, с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и низким, по сравнению со школьниками, уровнем их знаний.

In article difficulties of teaching of computer science in preschool centres connected, first of all, with age features of children of preschool age and low, in comparison with schoolboys, level of their knowledge reveal.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности [1].

Практическая деятельность пока еще немногочисленных компьютерных классов на базе дошкольных учреждений показывает эффективность использования компьютерных развивающих игр и программ в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Курс изучения информатики на этом этапе носит пропедевтический характер и служит формированию основ информационной культуры, компьютерной грамотности ребенка, его всестороннему развитию. Дети легко адаптируются к условиям работы в компьютерном классе, «умные машины» не вызывают у них комплекса сложной техники, свойственного взрослым. Скорее ребята воспринимают компьютер как новую, интересную игрушку и при умелом руководстве компьютерная техника с первых же занятий становится привычным участником учебного и воспитательного процесса дошкольников.

Трудности преподавания информатики в дошкольных учреждениях связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и низким, по сравнению со школьниками, уровнем их знаний. Работа с не умеющими читать детьми требует построения учебного процесса в совершенно иных формах и с совершенно иным содержанием, нежели проведение традиционных уроков информатики в средней и старшей школе.

В связи с тем, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста [3], мы говорим об использовании компьютера, прежде всего как о новой интересной игрушке, формирующей представления о мире, развивающей вкус, нравственные чувства и творческие способности детей. По сути, при работе с дошкольниками, речь идет о построении занятий на основе обучающих компьютерных игр или таком использовании стандартных компьютерных программ, которое было бы наиболее близко к игровой деятельности. Такие занятия с одной стороны должны повышать мотивацию детей к учению как процессу приобретения знаний, умений и навыков вообще, а с другой стороны способствовать хотя бы минимальной пропедевтике основных понятий информатики и знакомству с компьютером на уровне пользователя.

Профессиональное образование. Столица | № 12 2009 1

Применение компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста может осуществляться в любых областях педагогического процесса: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, логопедии, изобразительном творчестве, развитии логики и пространственного мышления. Мы, занимаемся в Центре развития ребенка детского сада № 2402, интеграцией компьютерных технологий в преподавание изобразительного искусства и делаем основной упор на развитие творческих способностей детей с использованием компьютерной техники. Многие мои коллеги занимаются развитием других сторон личности дошкольника с применением ИКТ, но общий принцип представления компьютерной техники как удобного инструмента для решения задач поставленных перед ребенком или самим ребенком остается в силе не зависимо от педагогической тематики, в которой используется компьютер.

Таким образом, вырисовывается общий методологический подход к выбору пригодного программного обеспечения для обучения дошкольников. Это обучающие и развивающие русифицированные игры, подобранные с учетом особенностей детей данной возрастной категории и приближенные к игровым задания, выполняемые в таких стандартных программах, как Microsoft Word или Paint [2]. Однако в выборе программ нельзя ориентировать исключительно на возрастные рекомендации, прописанные производителем игровой продукции. К сожалению, современный рынок компьютерных программ, как для взрослых, так и для детей наводнен некачественными, а нередко и недопустимыми с психологической точки зрения мультимедиа продуктами. Преподаватель информатики должен тщательным образом изучить всю предлагаемую продукцию и исключить не только игры пропагандирующие насилие и агрессивное поведение, но и постараться отследить неподходящие по менталитету российским дошкольникам, безобидные на первый взгляд моменты. Приведу пример: замечательная серия игр для дошкольников «Несерьезные уроки», рекомендуемый возраст 5-10 лет, диск «Учимся рисовать», предлагаемое задание - раскрасить фрагменты картинки в нужные цвета, кажется, что может быть лучше, но почему-то предлагается для раскрашивания негр с весьма сомнительной внешностью и к тому же сигарой в зубах! После выполнения заданий не все дети даже понимают, что именно у них получилось, настолько этот образ им не близок и непонятен. То есть такую игру можно использовать лишь предварительно выбирая подходящие задания. И так почти во всех современных играх - одна из лучших развивающих творческие способности игр «Мышка Мия юный дизайнер» начинается мультфильмом, в котором Мия гоняется, щелкая ножницами за своим приятелем пауком, а ведь только на предыдущем занятии дошкольникам убедительно рассказывали, что по технике безопасности с ножницами надо обращаться очень осторожно.

Проведем сравнительный анализ компьютерных игр для детей дошкольного возраста, направленных на развитие их творческих способностей.

Название игры, Производитель Описание Преимущества Недостатки

«Мышка Мия юный дизайнер» Новый диск Программа познакомит ребенка с набором графических средств, научит его рисовать и раскрашивать По сути своей это упрощенный графический редактор, адаптированный для детского восприятия, в нем нет отвлекающих момен- Нет предварительного просмотра печати, некорректный мультфильм перед началом игры

тов и ограничения. После установки, требует отдельного диска для каждого компьютера.

«Тим и Тишка спасают шедевры Эрмитажа» Медиа Хауз Игра из серии образовательных энциклопедий, знакомящая с мировыми шедеврами живописи и скульптуры Большая коллекция шедевров с описанием работы и автора. Наличие игр-головоломок: «Найди отличия», «Собери по кусочкам», позволяющих рассмотреть и запомнить различные произведения искусств. Игры «Пятнашки» и «Соедини точки» не рассчитаны на детей дошкольного возраста. Игра редко бывает в продаже.

«Трое из Простоква-шино Дядя Федор учится рисовать» Акелла Цель игры помочь ребенку запомнить названия цветов и геометрических фигур, научить смешивать цвета для получения новых оттенков, различать схожие оттенки цветов, уметь находить более светлый по отношению к предыдущему тон. Доброжелательный интерфейс, понятные и интересные задания, с которыми дети старшего дошкольного возраста могут справиться самостоятельно. Нет ограничений во времени выполнения задания. В процессе игры нельзя сохранить уже выполненные задания и вернуться к ним в следующий раз, т.е. каждый раз игру нужно начинать заново!

«Развивайка. Клуб художников» Руссобит-М Под словом «нарисовать» производители данной игры понимают: « взять готовую фигурку и вставить в готовый фон». И так во всех заданиях, одно и то же... Учит манипулировать мышкой, не требует присутствия взрослого. Не имеет ничего общего с понятием «рисовать», не соответствует заявленной рекламе, в которой говорится, что ребенок познакомится с художественной перспективой и дизайном.

Стандартная программа Paint Графический редактор, позволяющий создавать разнообразные творческие работы в технике компьютерной графики Нет отвлекающих моментов, нет ограничения во времени, легко подписать готовую работу. Не адаптирована для дошкольников - много текста, трудно поворачивать изображение, необходима помощь взрослого при настройке параметров печати изображения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эффективность применения компьютерных игр в дошкольной педагогике в первую очередь зависит от правильного подбора качественной продукции и умения педагога анализировать игру, предложенную производителем. Преподаватель должен методически грамотно подбирать игры в соответствии с психологическими особенностями возраста ребенка, компьютерные занятия не должны быть изолированы от педагогического процесса всего детского сада. Они должны учитывать особенности и способности каждого ребенка, его творческий потенциал и зону ближайшего развития. Компьютерные игры не заменяют традиционные методы обучения и воспитания, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх пред-

лагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять и усвоить сложно, а так же те виды творческих заданий, выполнение которых в реальном материале было бы слишком трудоемким или нерациональным.

Признавая, что компьютер новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. При соблюдении этих условий компьютер естественно вписывается в жизнь детского сада и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: преподавателей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Библиографический список

1. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста// ИТО-Троицк 2008.

2. Куприянов Н.И. «Рисуем на компьютере» изд. Питер 2006г.

3. Эльконин Д.Б.Психология игры. - М.Владос,1999.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное образование, дошкольное учреждение, компьютерные игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.