Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования образа мира у детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту'

Педагогические условия формирования образа мира у детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / WORLD IMAGE / УСЛОВИЕ / CONDITION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGIC CONDITIONS / ИГРА / PLAY / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Валерия Владимировна

Рассматриваются особенности формирования образа мира у детей в период перехода от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Научно обосновываются понятия «условие», «педагогические условия» и их роль в процессе формирования образа мира ребенка. Рассматриваются особенности игры и художественной деятельности как педагогических условий формирования образа мира у детей исследуемого возрастного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the peculiarities of formation of children’s world image in the period of change from senior preschool to primary school age. There are given scientific grounds for the notions “condition”, “pedagogic conditions” and their role in the process of formation of a child’s world image. There are considered the peculiarities of play and artistic activities as pedagogic conditions for formation of children’s world image in the period of change from senior preschool to primary school age.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования образа мира у детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту»

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

в.в. ТКАЧЕНКО (Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ

Рассматриваются особенности формирования образа мира у детей в период перехода от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Научно обосновываются понятия «условие», «педагогические условия» и их роль в процессе формирования образа мира ребенка. Рассматриваются особенности игры и художественной деятельности как педагогических условий формирования образа мира у детей исследуемого возрастного периода.

Ключевые слова: образ мира, условие, педагогические условия, игра, художественная деятельность.

В современных условиях развития вариативного дошкольного и начального образования в России созданы благоприятные условия для разработки новых систем знаний для детей 5-7 лет. Все они отражают изменившиеся условия действительности и в разной степени востребованы педагогической практикой.

Главная стратегическая линия развития вариативного образования определяется как переход от отдельных альтернативных педагогических школ к системе вариативных инновационных технологий и программ в контексте культурно-исторической педагогики [4]. Через вариативное образование индивидуальность встраивается в логику историко-эволюционного процесса, благодаря которому растет ценность человека.

Для выявления условий, способствующих формированию целостного образа мира у детей 5-7 лет, необходимо определить понятие «условие». «Условие» в общеупотребительном понимании определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит; как обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо. Если рассматривать термин «условие» как философскую категорию, то оно выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее для предмета многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Люди, познав законы природы, могут создавать благоприятные и устранять неблагоприятные условия своей деятельности. Влияя на явления и процессы, условия сами подвергаются их воздействию [8].

A.М. Новиков считает, что педагогическими условиями выступают обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей [5].

Н.М. Борытко под педагогическим условием понимает какое-либо «внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса» [1, с. 34].

B.В. Сериков считает, что условия могут быть отнесены к педагогическим в силу нескольких причин. Во-первых, если осуществляется включение воспитанника в жизнедеятельность (поведение, решение задач, выполнение действий различного характера), которую он еще не может осуществлять без помощи педагога. Во-вторых, включаясь в данную специально организуемую жизнедеятельность, ребенок оказывается в ситуации дефицита какого-либо опыта, который необходимо восполнить, в результате чего приобретается новый опыт. И, в-третьих, если для реализации этой цели педагог ставит ребенка в позицию субъекта, осваивающего некоторую культурную сферу [7].

Под педагогическими условиями формирования образа мира у детей 5-7 лет мы понимаем организацию такой жизнедеятельности, которая способствует максимальной реализации ребенком своих потребностей и возможностей в процессе познания и преобразования окружающего мира.

Ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, суще-

О Ткаченко В.В., 2015

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ

ствующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей [2].

Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, - это игра.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, познает окружающий мир, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра [10].

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не внимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется

сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей. У дошкольника появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Игровая деятельность является ведущим педагогическим условием при формировании эмоционально-чувственного компонента образа мира у детей 5-7 лет. Таким образом, игра выступает средством познания и одновременно средством вхождения в окружающий ребенка мир.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, но она не теряет своих функций при переходе ребенка в социальный статус школьника. Специфика заключается в том, что игровая деятельность перестает быть ведущей и на ее смену приходит учебная, предпосылки которой формировались в дошкольном возрасте на основе развития познавательной деятельности. Именно развитие познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте стимулирует переход игровой деятельности в учебную. В связи со сменой ведущего вида деятельности в образе мира ребенка младшего школьного возраста появляются новые представления, знания, получаемые при освоении нового вида деятельности. Содержание образа мира обогащается представлениями ребенка о себе как об ученике, новая позиция реализуется через отношения. Новый статус обусловлен участием во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, который по-иному, нежели в дошкольном учреждении, формирует представления ребенка об окружающем мире. Учитель дополняет существующий у ребенка образ мира новыми знаниями,

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

которые подкрепляются научным содержанием. В рамках учебной деятельности происходит формирование нового знания, которое дополняет, обогащает образ мира ребенка. В дошкольном возрасте педагог формирует базисную основу позитивного образа мира, в котором есть сам ребенок, отношения со сверстниками и взрослыми, обогащает знания, регламентирующие способы взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Переход от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту - это период возникновения у ребенка представления о новом «мире» - мире социальных отношений, мире, регламентированном иными, чем в близком окружении, нормами. Ребенок, попадая изначально (с момента рождения) в исторически сложившуюся систему общечеловеческих ценностей, принимает от значимого взрослого систему ценностных ориентиров как нечто фундаментальное и неизменное. Углубляясь в познание социальной действительности, ребенок начинает обогащать собственные знания о ценностных ориентирах, накапливает привычки нравственного поведения, которые входят в социальный опыт и которые впоследствии преобразуются в навыки социально-ценностного поведения [9].

При переходе в школу существующие у ребенка знания и представления становятся более систематизированными в процессе целенаправленного обучения. Новые знания обогащают существующую базу, которая сформировалась на предшествующем этапе. Образ мира, сформированный в дошкольном возрасте, обеспечивает ребенку психологическую безопасность и является сферой реализации собственных интересов, личностного Я, самореализации. В процессе взаимодействия с окружающим миром происходит обогащение представлений о себе и о мире сквозь призму научных знаний, которыми овладевает ребенок в процессе школьного обучения. Если на этапе предшкольного обучения у ребенка не будут сформированы позитивное самоотношение и образ мира, то на этапе школьного обучения мы будем наблюдать неуверенного, неадаптивного, неактивного, слабо социализированного ученика. Образ мира, сформированный в дошкольном возрасте, является базовым основанием для дальнейшего развития личности, поэтому одновременно с игрой целесообразно использовать познавательную и художественную деятельность как педагогические условия формирования образа мира у детей 5-7 лет. Познавательная деятельность является ведущим педагогическим условием

при формировании когнитивно-оценочного компонента образа мира у детей 5-7 лет [6].

Художественная деятельность является историко-культурным видом человеческой деятельности, особого духовного творчества, субъективной интерпретации и одновременно перевода предметного содержания культуры в чувственные переживания смысложизнен-ных отношений человека с миром, что является необходимым условием развития духовно-творческого потенциала личности. Художественная деятельность играет определяющую культурную роль на всех уровнях онтогенеза в процессе социализации личности.

В духовно-творческой сфере человеческого бытия в наибольшей степени определяется субъектная активность развивающейся личности, и, наоборот, личностный уровень развития субъекта-деятеля определяет духовные характеристики его субъектного бытия. В диалектике их взаимодействия формируется и развертывается потенциал духовно-творческой активности личности. В этой связи художественная деятельность как творческий компонент человеческой деятельности играет преобразующую роль в уровневом развитии индивида, участвуя как постоянно действующий духовно-творческий фактор социализации и индивидуализации в формировании тех психосоциальных новообразований, которые несут смыслообразующую нагрузку всеобщего и универсального характера [3].

Различные виды деятельности в разной степени определяют психологическую интенсивность познания человеком своего существования в постоянно меняющемся мире.

Продукты художественной деятельности несут в себе целевые и жизненные свойства опыта деятельности, действий и отношений (Н.А Бердяев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Ф. Лосев, А.А. Смирнов). В связи с этим художественная деятельность открывается перед нами как конкретный вид человеческой деятельности, в котором субъект вырабатывает способность к творческому преобразованию собственного опыта, представляющего социальную организацию деятельности в пространстве культуры. Художественная деятельность является ведущим педагогическим условием при формировании деятельностно-личностного компонента образа мира у детей 5-7 лет. На схеме на с. 53 отражена взаимосвязь компонентов образа мира и деятельности.

Таким образом, мы выделили комплекс педагогических условий формирования образа мира у детей 5-7 лет - это игра, познавательная и художественная деятельность

ПЕДАГОГИКА шКОЛы

(рисование). Однако художественная деятельность является ведущим педагогическим условием.

Список литературы

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.

3. Горев В.В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2003.

4. Купецкова Е. Ф. Обогащение содержания образа мира у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.

5. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. М.: ИПК и ПРНО ОМ, 1996.

6. Русевич В.В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5-7 лет: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.

8. Философская энциклопедия. М., 1960. С. 280, 499-501.

9. Шарапова Э.И. Формирование социально-ценностного поведения детей 5-7 лет: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008.

10. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника // Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1966. С. 254-292.

* * *

1. Borytko N.M. V prostranstve vospitatel'noj dejatel'nosti: monografija. Volgograd: Peremena, 2001.

2. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. SPb.: Sojuz, 1997.

3. Gorev V.V. Hudozhestvennaja dejatel'nost' kak sposob samopoznanija i razvitija lichnosti: dis. ... kand. ped. nauk. Astrahan', 2003.

4. Kupeckova E. F. Obogashhenie soderzhanija obraza mira u doshkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1997.

5. Novikov A.M. Kak rabotat' nad dissertaciej: posobie dlja nachinajushhego pedagoga-issledovatelja. 2-e izd. M.: IPK i PRNO OM, 1996.

6. Rusevich V.V. Pedagogicheskie uslovija for-mirovanija obraza mira u detej 5-7 let: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2009.

7. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teorija i praktika proektirovanija obrazovatel'nyh sistem. M.: Logos, 1999.

8. Filosofskaja jenciklopedija. M., 1960. S. 280, 499-501.

9. Sharapova Je.I. Formirovanie social'no-cennostnogo povedenija detej 5-7 let: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2008.

10. Jel'konin D.B. Razvitie lichnosti rebenka doshkol'nikа // Jel'konin D.B. Psihologija lichnosti i dejatel'nosti doshkol'nika. M., 1966. S. 254-292.

Pedagogic conditions of formation of children's world image in the period of change from senior preschool to primary school age

There are considered the peculiarities of formation of children's world image in the period of change from senior preschool to primary school age. There are given scientific grounds for the notions "condition", "pedagogic conditions" and their role in the process of formation of a child's world image. There are considered the peculiarities of play and artistic activities as pedagogic conditions for formation of children's world image in the period of change from senior preschool to primary school age.

Key words: world image, condition, pedagogic conditions, play, artistic activities.

(Статья поступила в редакцию 7.08.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.