Научная статья на тему 'Игровая деятельность в формировании социально одобряемого поведения у детей'

Игровая деятельность в формировании социально одобряемого поведения у детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1190
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьева О. А.

Vorobyeva O.A. Playing activity in forming socially approved behavior of children. The author deals with the problem of social adaptation of young schoolchildren with deviant behavior. The increasing number of deviations in the behavior of children is a serious problem of the modern pedagogical theory and practice. The end of the preschool period and the whole period of the young school-age are an important age stage for the development of socially approved behavior skills. The game has a great potential for ensuring the social adaptation of pupils. The author suggests the psycho-pedagogical conditions for children's playing activity. Those conditions are supposed to form their socially approved behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность в формировании социально одобряемого поведения у детей»

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

О.А. Воробьева

Vorobyeva O.A. Playing activity in forming socially approved behavior of children. The author deals with the problem of social adaptation of young schoolchildren with deviant behavior. The increasing number of deviations in the behavior of children is a serious problem of the modern pedagogical theory and practice. The end of the preschool period and the whole period of the young school-age are an important age stage for the development of socially approved behavior skills. The game has a great potential for ensuring the social adaptation of pupils. The author suggests the psycho-pedagogical conditions for children’s playing activity. Those conditions are supposed to form their socially approved behavior.

Современный этап развития общества переживает сложную и драматическую эпоху в своей тысячелетней истории, находится в глубоком духовном кризисе, разрушающем традиционные представления человека о смысле бытия. Одним из действенных факторов такого разрушения является массовая культура, расшатывающая устои сознания человека, его способность к полноценному нравственному выбору. Это неизбежно ведет к формированию у вступающих в жизнь поколений молодежи искаженных ценностных ориентации и жизненных устремлений. Серьезным испытаниям подвергается прежде всего нравственность, которая все больше вытесняется стремлением к личному обогащению и материальному благополучию. В рамках такого духовного кризиса все более заметными становятся нарушения адаптации и рост отклонений в социальном поведении детей младшего школьного возраста, проявляющиеся в повышенной агрессивности, тревожности, гиперактивности, конформности, капризности, социальном негативизме, упрямстве, осознанном нарушении принятых общественных норм.

Что же подразумевается под отклоняющимся поведением и в чем особенность его проявлений в младшем школьном возрасте? Отклоняющееся поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространением в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Отклонения в поведении индивида не только оборачиваются потерями социума, но и отрицательно сказываются на развитии самой личности. Отклоняющееся поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов дея-

тельности, распространением в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Сознательное нарушение любых социальных норм - есть отклоняющееся поведение. Недостатки поведения - начальная стадия, характерная для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,

- результат несформированности опыта поведения или постоянных неудач в той или иной деятельности. Известно, что в младшем

школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. Ребенок не всегда может найти социально одобряемую форму поведения: у одних недостает некоторых положительных качеств, у других социального опыта поведения. «Если формирование личности не корректировать в соответствии с повышающимися общественными требованиями, - пишет А.И. Кочетов, - то неизбежно возникает противоречие между требованиями извне и реакцией человека на них. В этих условиях все чаще появляются отклонения поведения: ошибки в работе, отчужденность или конфликтность в отношениях с людьми» [1].

Успешному решению этих задач способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата, устранение эмоционально-психологических перегрузок), так и специальные (организация успеха ребенка с отклоняющимся поведением, руководство его поведением путем опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков и деятельности в

коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности нравственного и эмоционально-волевого развития, расширение опыта поведения). Человек становится цивилизованным через обретение социального опыта и воспитание. Жизнь заставляет его подчиняться действительности, а воспитание облегчает вхождение в культуру. Воспитание

- это только средство раскрытия уже существующих потенциальных возможностей, и оно не может добавить ничего нового к тому, что в индивиде уже есть. Ребенок, вырастающий без должного воспитания, не соответствует социальным нормам и, следовательно, вступает в конфликт с обществом. Воспитание социально одобряемого поведения - одна из важнейших и трудных целей педагогики. Для ее достижения необходимо решить ряд таких конкретных задач, как помочь ребенку при включении его в систему социальных отношений, формирование состояния социальной компетентности, навыков удовлетворения социальных потребностей общественно приемлемым, нормативным способом, воспитание умения осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали. Отклонения в поведении индивида не только оборачиваются потерями социума, но и отрицательно сказываются на развитии самой личности. Переживания личностного неуспеха во взаимодействии, порицания, насмешки, наказания, отторжение со стороны окружающих ведут к накоплению опасного состояния дезадаптации, то есть стойкого рассогласования личности со средой обитания. Своевременное овладение социально приемлемыми формами поведения -залог предупреждения адаптивного синдрома.

Прежде всего, должен измениться взгляд на ребенка. Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для саморазвития. Этот потенциал уникален, неповторим и всегда устремлен к лучшему. Ребенок - это субъект собственного развития. Он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опыта. Исходя из принципов гуманистической педагогики, разумнее определить условия для развития ребенка и его максимальной самореализации. В дошкольном и младшем школьном возрасте одним из таких ус-

ловий может выступать игровая деятельность. Именно в игровых ситуациях проявляется наиболее ярко непосредственность, быстрота реакции, социальное становление личности младших школьников.

Природа не случайно предоставила человеку длительный период детства, чтобы, играя, ребенок познавал жизнь, готовил себя к ней, развивал жизненно важные органы и функции, влиял на мир, вступал в сложные коммуникативные контакты, становился человеком, творцом. Игровая деятельность способна оказать ребенку младшего школьного возраста значительную помощь в социальной ориентации, выработке социальноценной модели поведения, которой предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации.

Д.Б. Эльконин называл игру «арифметикой социальных отношений», как один из способов познания ребенком мира взрослых (добавим - и мира сверстников). Ребенок самовыстраивается, по его мнению, как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в общении. Он пишет: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения» [4]. Опираясь на выводы Д.Б. Эльконина, можно сказать, что в игре психические процессы ребенка не только проявляются, не только формируются, но и подвергаются коррекции. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин).

На рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов у детей не только появляются новые психологические особенности и изменяется ситуация развития, но и происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной. Однако это вовсе не означает, что, переступив порог школы, ученики перестают обращаться к играм. Игры по-прежнему не теряют для них своей привлекательности и занимают значительное место в жизнедеятельности, выступая не только как форма успешного освоения содержания новой деятельности, но и как эмоциональная опора личности, способствующая более спешному протеканию адаптации, обеспечивающая психологический комфорт, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника в среде сверстников.

Создавая условия для развития игровой деятельности, мы создаем условия для усвоения ребенком общечеловеческих норм и ценностей, формирования его представлений о самом себе и о том, каким он хотел бы быть, а так же для формирования произвольных психических процессов, что составляет комплекс условий, необходимых для его успешной социальной адаптации.

Игровая деятельность воспитанников с отклоняющимся поведением должна проводиться систематически, последовательно (поэтапно), создавая условия для раскрытия личностных качеств и формирования социально-ценных норм, в соответствии со следующими принципами организации игровой деятельности младших школьников с отклоняющимся поведением.

Принцип ориентации на позитивное в личности ребенка с отклоняющимся поведением. Лучшие качества личности воспитанника служат фундаментом для формирования социально-ценного поведения, самоуверенности, позволяя взглянуть на свое поведение по иному. Раскрыв в ребенке то положительное, что у него имеется, педагог ориентирует его в игровой деятельности на развитие этого положительного потенциала, предлагая различные роли, поручения, задания и т. д.

Принцип единства группового и индивидуального воспитательного влияния обу-

словлен тем, что ребенок приобретает опыт социально-ценного поведения благодаря, с одной стороны, совместной игровой деятельности младших школьников, способствующей освоению ими опыта социального взаимодействия в игровой деятельности, а с другой - предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия, выявления причин отклоняющегося поведения, определение особенностей включения в игровую деятельность.

Принцип социального тренажа учащихся в игровой деятельности требует включения детей в игровые ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку социальной устойчивости.

Принцип саморефлексии позволяет учить детей целенаправленно анализировать и оценивать себя, свои действия, поступки. Послеигровая рефлексия помогает дать оценку событиям и их участникам как с точки зрения отдельных личностей, так и играющего коллектива.

Принцип последовательности и систематичности использования игровой деятельности в формировании опыта социальноценного поведения позволяет более четко сконструировать последовательность формирования компонентов сознания личности в системе игровой деятельности.

Формирование произвольного поведения школьника является важной задачей образовательных учреждений, семьи, общества. Игра способна оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. С.А. Шмаков считает, что «использование игры как средства психокоррекции необходимо чаще применять в работе... Игра - сильнейшее средство социализации индивидуума, включающее в себя как социально контролируемые процессы целеустремленного воздействия на становление личности, усвоение учащимися знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка [3].

В работе с детьми, имеющими отклонения в поведении, следует использовать инди-

видуальную и групповую форму организации игровой деятельности. На первом этапе важно добиться, чтобы ребенок испытывал интерес к игре, создать атмосферу доверия. Раскрепощение, самораскрытие личностных качеств ребенка происходит на втором этапе. На третьем этапе дети самоутверждаются, принимая других и себя через других.

Рассмотрим некоторые игровые педагогические формы работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, применяемые на практике.

^ Подвижные игры, забавы и развлечения всесторонне влияют на развитие ребенка и являются одним из лучших способов борьбы с гиподинамией. В своей совокупности они исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю и др. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха.

> Психолого-педагогические игры и тренинги - один из распространенных видов работы с детьми не только у психологов, но и у педагогов. «Игра - уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Это важно в любом возрасте, а в детском - особенно» [2].

^ Рассказывание и инсценирование сказок, их совместное сочинение, переделывание сказок, варьирование с личностными чертами персонажей - широко распространенная форма работы. Сказки помогают в нереальном мире смоделировать на символическом языке реальные проблемы. Всевозможные изменения сюжета дают возможность либо объемно и метафорично показать саму проблему и возможные варианты ее решения, либо подвести ребенка к самостоятельному моделированию решения.

> Опыт участия детей в спектаклях - как один из способов педагогической помощи. В таком виде деятельности дети имеют возможность выразить себя, уви-

деть себя со стороны, проиграть свое поведение и попробовать сыграть себя другого. Особенно удачна для младших школьников форма кукольного театра, поскольку, работая, например, над своими негативными чертами характера, ребенок не чувствует себя одиноким, может вместе с куклой и разделить переживания по поводу своих нежелательных черт, и просто приписать их кукле (на каком-то начальном этапе работы).

^ В драматическом кукольном представлении ребенок учится способности ощущения своего тела и управлению им, получает возможность отреагировать на агрессию. В импровизированном варианте дети имеют и возможность выбора при выходе из проблемной или конфликтной ситуации при ограниченном времени, как это и бывает в реальной жизни, и возможность выбора и характера играемой роли, ее поведения, и возможность, таким образом, - решения своих проблем. В театральной студии учатся искусству самовыражения, общения и взаимопонимания.

Потребность в игре старших дошкольников и младших школьников велика, т. к. она на время как бы освобождает от трудностей и противоречий внутреннего и внешнего мира ребенка. Однако такой добрый «самообман», происходящий в условиях фантазирующего детства, является своеобразной защитой от жестокости бытия. Но необходим перенос игровых знаний в реальную действительность, когда настоящее соотносится с «прошлой игрой». Таким способом можно мобилизовать потенциалы рефлексии, научив ребенка социально-ценной ориентации в нашем сложном мире через игровую деятельность. Усвоение социальных норм поведения - важный шаг в понимании ребенком, «что такое хорошо и что такое плохо», и развитии у него нравственного сознания. Основная направленность заключается в том, чтобы научить ребенка не только нравственному поведению, но и, прежде всего, нравственной работе, совершаемой по внутренним потребностям понять себя в происходящем и происходящее в себе. Развитие навыков рефлексии содействует тому, что внутренние силы выступают главным резервом и побу-

дителем активности, задают ее вектор во всем, в том числе в поступках воспитанника с отклонениями в поведении, когда поведение его начинает становиться осознанным.

Таким образом, можно отметить, что именно в период старшего дошкольного и младшего школьного возрастов закладываются основы адаптационного поведения, некие навыки поведения в обществе, ощущения себя в нем, т. е. то, что происходит в этот возрастной период, - это остается на всю жизнь. Поэтому, видимо, необходимо своевременно начинать вести работу по преду-

преждению отклоняющегося поведения еще в дошкольном возрасте.

1. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М., 1986.

2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М.Р. Битя-новой. СПб., 2004.

3. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.

4. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

Поступила в редакцию 4.09.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.