Научная статья на тему 'Игровые технологии как средство социально-культурной абилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья'

Игровые технологии как средство социально-культурной абилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
372
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулешова Э. В.

Playing technologies as a way of socio-cultural rehabilitation of the pre-school age children with restricted abilities of the health. The author reveals the necessity of socio-cultural rehabilitation of the pre-school age children with restricted abilities of the health, and outlines the ways for optimization of this process. The priority in the rehabilitation of the pre-school age children, to the author's opinion, belongs to the use of playing technologies of leisure activities in the corrective pedagogical work. The article reveals the possibilities of playing technologies enabling the pre-school age children with restricted abilities to accumulate social potentials and to secure the preparation of the children of this category for the valuable life in the society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кулешова Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Playing technologies as a way of socio-cultural rehabilitation of the pre-school age children with restricted abilities of the health

Playing technologies as a way of socio-cultural rehabilitation of the pre-school age children with restricted abilities of the health. The author reveals the necessity of socio-cultural rehabilitation of the pre-school age children with restricted abilities of the health, and outlines the ways for optimization of this process. The priority in the rehabilitation of the pre-school age children, to the author's opinion, belongs to the use of playing technologies of leisure activities in the corrective pedagogical work. The article reveals the possibilities of playing technologies enabling the pre-school age children with restricted abilities to accumulate social potentials and to secure the preparation of the children of this category for the valuable life in the society.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии как средство социально-культурной абилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

туации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную культуру как источник своего развития. По отношению к такому ребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного пространства нарушает условия «врастания» ребенка в культуру, страдает реализация его права на наследования социального и культурного опыта человечества [2].

Дошкольный период жизни ребенка -наиболее благоприятный момент для формирования базовой культуры ребенка, определяющийся его сензитивностью.

Возникает объективная потребность в разработке особых способов воздействия, которые могли бы обеспечить такому ребенку все необходимые условия для «врастания» в культуру, для реализации его права на наследование социально-культурного опыта человечества.

Важнейшая роль в этом принадлежит общеобразовательным учреждениям, учреждениям дополнительного образования, детским объединениям, призванным способствовать адекватному вхождению личности в социум.

Полноценное функционирование личности возможно при ее включенности в среду человеческого общежития, что, в свою очередь, обусловлено непосредственной подготовкой человека, включающей в себя: освоение норм и правил поведения; владение навыками коммуникаций; формирование положительной «Я-концепции».

Социальная реабилитация, как особое направление работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приобретает все большое значение в современном обществе. Ее основная задача - восстановление социального статуса ребенка и включение его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для того соответствующих условий.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев начинается в дошкольный период их жизни, поэтому говорить о реабилитации, т. е. о вос-

становлении утраченных функций, на наш взгляд, не вполне корректно.

Речь должна идти об обучении, создании возможностей, наращивании социального потенциала, обеспечивающего подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе, т. е. о том, что понимается под термином «абилитация». Содержание абилитационного обучения названного контингента детей должно быть направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание компенсаторного и социально-адаптационного способов деятельности. Работа должна быть направлена на формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, максимально возможную компенсацию первичного дефекта, социальную адаптацию, подготовку к доступным видам деятельности, на то, чтобы дать детям возможность самореализации, максимального использования своих способностей и таким образом способствовать ощущению ими своей полезности, появлению чувства радости в их жизни.

Исходя из вышесказанного, под социально-культурной абилитацией мы будем понимать процесс формирования функций, навыков и способностей, необходимых для активного приспособления индивида к социокультурной среде, к ее традициям, нормам, правилам и культуре организации с целью облегчить дальнейшую социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Культурно-досуговая деятельность детей -это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, семьи, учреждений дополнительного образования, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе обучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры. В дошкольных образовательных учреждениях досуг проводится всегда в определенной культурной форме, т. е. он выполняет социокультурную функцию, которая характеризуется следующим: обеспечивает приобщение ребенка к культуре; способствует развитию творческого мышления; направлена на совершенствование интеллектуальных, художественных и специальных способностей; способствует расширению общего кругозора; предоставляет возможность овладения опытом самореа-

лизации в совместной творческой деятельности, культурой общения и поведения.

Целью культурно-досуговой деятельности является, прежде всего, создание условий для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирования положительной «Я-концепции» [3].

Одной из важных исследовательских задач остается разработка форм социального воспитания, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий. Причем решающее значение оказывает не вообще деятельность, а ведущая деятельность, в которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и наиболее эффективно усваивает социальный опыт.

Согласно Л.С. Выготскому, игра - источник развития личности, создающий зону ближайшего развития, «...по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка» [4].

Основные механизмы коррекционного воздействия игры:

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстникам, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

В нашем исследовании мы будем рассматривать игру как деятельность, направленную на воссоздание и усвоение общественно-исторического культурного опыта, в котором складывается и совершенствуется личность дошкольника.

На наш взгляд, приобрести навыки социально-культурного взаимодействия и подготовится к самостоятельной жизнедеятельности наиболее успешно возможно через систему специальным образом подобранных игр, то есть через игровые технологии.

Игровые технологии позволят ребенку быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дадут возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Игровые технологии позволят дошкольникам осуществить массу социальных проб, принять на себя различные социальные роли, позволят увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия.

Хорошая игра - это эксперимент, который ставит сам по себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того - чаще всего неожиданны, а иногда -очень болезненны. В игре ребенок осмысливает новый опыт: «То был не ты, а предложенная тебе роль. У тебя все по-другому». Это важно в любом возрасте, а в детском -особенно [5].

Открытие в игре механизмов моделирования социальных и личностных отношений позволяет открывать новое как в сфере «искусственной» игровой реальности, так и в реальной окружающей повседневности.

Особенно это актуально в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую не знающих и не имеющих опыта тех проблем, с которыми им придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Огромные возможности социокультурных технологий в абилитации детей с нарушениями в развитии реализуются далеко не в полном объеме. Между тем, использование социокультурных технологий может помочь детям с ограниченными возможностями развить творческую деятельность, коммуникативные навыки, освоить принятые модели поведения, сформировать уверенность в себе, то есть подготовить их к жизни в социуме.

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

2. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2002.

3. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание. 2003. № 12. С. 2-7.

4. Выготский Л.С. // Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 15-17.

5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битя-новой. М., 2003.

Поступила в редакцию 19.02.2006 г.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСУГОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

О.Н. Струкова

Strukova O.N. Forming the national consciousness of the young people within the public associations of leisure activities. The article reveals the specific features of the formation of national consciousness of the young people within the public associations. The author shows that the problems of national consciousness are of special importance for Russia. The most important task of the present day is the preserving the national unity of Russia, spiritual purification of the society, which is impossible without educating a national consciousness. The article presents the results of the investigation aimed at the scientific motivation and design of the conditions of implementing a process of formation of the national consciousness of the young people in the public associations of the sphere of leisure.

На фоне утраты ценностных ориентиров у многих граждан России, обусловленной изменениями в политической жизни страны и сложными социально-экономическими проблемами, как никогда становится важным воспитание у молодых людей национального самосознания. В условиях разрушения прежних идеалов приоритетным направлением воспитательной деятельности на современном этапе развития общества должно стать духовно-нравственное становление детей и молодежи.

Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что разрушение традиционных систем ценностей опережает процесс становления и усвоения новых. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского национального самосознания. Многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, пессимистическом восприятии жизни.

Проблема формирования сознания и самосознания личности всегда занимала особое место в различных науках, в том числе этими вопросами занимались философы, педагоги, психологи, социологи, культурологи.

Философское осмысление понятия «самосознание» впервые можно обнаружить в

древнеиндийском эпосе, а как теоретическая концепция «самосознание» рассматривалось в рамках идеалистических течений в древнекитайской и древнегреческой философии. В период Средневековья понятие «самосознание» принимало разнообразные религиозные и метафизические оттенки. В Новое время теория самосознания занимает ведущее место в работах классиков немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX в. (Канта, Гегеля). Гегель сводил человеческую сущность к духу, лишенному индивидуальности, к абстракции самосознания. Несмотря на определенные недостатки, например, на недооценку подлинности и ценности индивидуального бытия человека, в его теории есть много позитивного.

Самосознание возникает одновременно с сознанием как производное от него, однако оно проявляется на более высокой ступени развития человечества.

В отечественной науке понятие «национальное самосознание» используется как осознанная индивидом принадлежность к определенной нации, к социально-экономической и политической общности. Но очевидно, что национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.