Научная статья на тему 'Интенсификация предшкольной подготовки с использованием личностно ориентированных средств'

Интенсификация предшкольной подготовки с использованием личностно ориентированных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенина Светлана Николаевна, Прокудин Юрий Петрович

The article motivates the urgent necessity for using the person-oriented means in the process of pre-school training taking into account the goal of intensification of this process. The article represents a model for organizing the pre-school training which allows to distinguish stages in the application of person-oriented means in the pre-school educational establishments and to improve the diagnostics of the adequacy of training of the pre-school age children for elementary education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intensification of pre-school training using the person-oriented means

The article motivates the urgent necessity for using the person-oriented means in the process of pre-school training taking into account the goal of intensification of this process. The article represents a model for organizing the pre-school training which allows to distinguish stages in the application of person-oriented means in the pre-school educational establishments and to improve the diagnostics of the adequacy of training of the pre-school age children for elementary education.

Текст научной работы на тему «Интенсификация предшкольной подготовки с использованием личностно ориентированных средств»

практические навыки и умения сформированы у 62-58 % учащихся на высоком уровне; у 27 % - на среднем уровне; у 9 % учащихся на уровне ниже среднего; у 7 % учащихся на низком уровне.

Сравнение начального и конечного результатов в экспериментальных группах демонстрирует процентное снижение показателей низкого и ниже среднего уровней развития практических умений (в среднем на 46 %).

Сравнительный анализ уровней мотивационной готовности детей к занятиям по народной культуре на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялся на основе той же балловой системы оценки уровня мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности, которая использовалась при проведении диагностического этапа эксперимента. Сравнение данных тестирования позволяет сделать вывод, что в экспериментальных группах уровень положительной мотивации к занятиям, построенным на материале фольклорных источников традиционной народной культуры, повысился на 73 %. Как показали результаты теста, учащиеся с интересом относятся к предмету народного творчества, занятия по народной культуре в основном вызывают у учащихся чувство удовлетворения, радости, эмоционального подъема.

В контрольной группе также можно отметить изменение показателей уровня положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности, однако они не настолько значительны, как в экспериментальной группе (снижение показателей низкого и ниже среднего уровней в среднем на 7 %).

Результаты исследования показали эффективность предложенного проекта, что дает основание сделать вывод о том, что разработанный и внедренный социально-культурный проект соответствует таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость, что позволяет обеспечить целевую, содержательную и процессуальную основу этнокультурного воспитания детей и подростков.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

2. Сочинения Ивана Пересветова. М., 1956.

3. Памятники литературы Древней Руси: XI -начало XII. М., 1978.

4. Симеон Полоцкий. Избранные произведения. М., 1953.

Поступила в редакцию 11.07.2006 г.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СРЕДСТВ

С.Н. Пенина, Ю.П. Прокудин

Penina S.N., Prokudin Y.P. Intensification of pre-school training using the person-oriented means. The article motivates the urgent necessity for using the person-oriented means in the process of pre-school training taking into account the goal of intensification of this process. The article represents a model for organizing the pre-school training which allows to distinguish stages in the application of person-oriented means in the pre-school educational establishments and to improve the diagnostics of the adequacy of training of the pre-school age children for elementary education.

В Концепции модернизации российского образования к числу качеств, характеризующих «личность с новыми жизненными установками», отнесены современная образованность, нравственность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, способность к сотрудничеству, мобильность, дина-

мизм, конструктивность. Задача формирования такой личности может быть решена с помощью применения личностно ориентированных технологий на всех образовательных ступенях, прежде всего, в период закладки основ сознания и поведения нового типа, т. е. в дошкольных учреждениях.

Реализация личностно ориентированных технологий в дошкольных образовательных учреждениях связана с применением соответствующих средств, которые являются частью педагогических средств в целом (рис. 1).

Рис. 1. Личностно ориентированные средства как часть педагогических средств

Личностно ориентированные средства предшкольной подготовки можно определить как совокупность приемов и способов организации педагогической деятельности, направленной на развитие природных качеств старшего дошкольника и создание условий для самопознания, самореализации как воспитанников, так и педагогов. Обосновывая важность средств как компонента лично-стно ориентированной педагогической системы, И.С. Якиманская указывает, что только при их технологическом совершенстве можно говорить о реализации принципа субъект-ности в учебно-воспитательном процессе.

По педагогической природе личностно ориентированные средства можно поделить на ведущие виды деятельности, элементы

Ведущая деятельность как педсредство

\ Микросреда 4 чкак педсредство^

Мат.-тех.

] обеспечение как_____

I— педсредство

социальной среды, материально-техническое обеспечение педагогического процесса; по назначению - на средства развития личностной сферы, средства развития познавательной сферы, средства развития деятельности; по этапам применения в педагогическом процессе - на средства, мотивирующие педагогическую деятельность; средства, способствующие постановке цели деятельности; средства осуществления операций; средства контроля результата; по сочетаемости со средствами реализации других образовательных технологий - на личностно развивающие; личностно адаптивные и др.

В.В. Сериков считает, что по характеру личностно ориентированные средства, направленные на развитие личностных функций (ответственности, самостоятельности, рефлексии), можно поделить на контекстуальные, игровые, диалоговые. Анализ педагогической теории и практики показывает, что этот вид разбиения может быть применен и к личностно ориентированным средствам предшкольной подготовки в целом.

Совместив классификацию личностно ориентированных средств по педагогической природе и характеру, мы получим наглядное представление о том, в каком объеме необходимо планировать их использование для организации полноценной предшкольной подготовки (рис. 2).

Игровой ^характер мат.-тех. ^ обеспечения

Рис. 2. Разновидности личностно ориентированных средств по их педагогической природе и условиям применения

Анализ личностно ориентированного потенциала педагогических средств, приведенных в современных программах для дошкольных образовательных учреждений («Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» под редакцией Т. С. Комаровой, В.В. Гербовой, М. А. Васильевой; программа дошкольной подготовки по математике детей 5-7 лет Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной; программа «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой)); программа «Развитие» (авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера); программа «Истоки» (научно-исследовательский Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца); программа «Детство» (кафедра дошкольной педагогики РГУ им. А.И. Герцена)) показал, что в условиях развития вариативности дошкольного образования практически каждая из них предусматривает конкретные виды работ и занятий, ориентированных на развитие личности ребенка, его самостоятельности, инициативы, творчества, реализацию потребностей и интересов, формирование эмоциональной общности со сверстниками и взрослыми, совершенствование умения детей владеть своим поведением. Однако личност-но ориентированная направленность не всегда является ведущей, а будучи обозначенной в качестве таковой, часто не имеет точного определения средств своей реализации на практике. Наиболее раскрытыми личност-но ориентированными средствами пред-школьной подготовки остаются игра и ее дидактическое обеспечение. В то же время, практически не разработаны технологии создания контекста и организации диалога в микросреде (материальной и нематериаль-

ной), окружающей ребенка в процессе его деятельности с использованием специфического оборудования. Причиной подобных недостатков является отсутствие целостности в реализации целевого, структурного, содержательного и инструментального компонентов личностно ориентированного подхода.

Таким образом, возникает необходимость создания программы предшкольной подготовки, которая, во-первых, имела бы личност-но ориентированные цели, структуру и содержание, а во-вторых, предлагала бы средства учебно-воспитательного процесса систематично и в относительно полном объеме. Результатом нашего теоретико-методического поиска стала программа «Живая математика», утвержденная и допущенная к использованию экспертным советом управления образования мэрии г. Тамбова. Ее основой послужила математическая модель пространства предшкольной подготовки, созданная на базе психолого-педагогических и статистических исследований процесса саморазвития личности с позиций полилатерального подхода д. п. н., профессором Л.Н. Макаровой и д. п. н., доцентом И.А. Шаршовым (ТГУ им. Г. Р. Державина).

Рассматривая предшкольную подготовку как многоаспектное явление и предполагая в перспективе диагностику ее состояния, мы выделили уровень готовности ребенка к начальному обучению (УГ) как функцию от участия старшего дошкольника в пред-школьной подготовке (ПП), определяемую состоянием личностных функций старшего дошкольника (ЛФ), его познавательной сферы (ПС) (рис. 3). Эту зависимость можно зафиксировать в формуле: УГ = ПП (ЛФ; ПС).

Предшкольная

Рис. 3. Пространство предшкольной подготовки

Для характеристики состояния переменных и функции нами были выделены по четыре уровня (рис. 4).

Первый уровень развития личностных функций (ответственность, самореализация и рефлексия) у старшего дошкольника характеризуется их слабой выраженностью, на втором - они проявляются эпизодически, на третьем - систематически, на четвертом -практически постоянно.

Уровни развития познавательной сферы охарактеризуем как: «А» - внимание и память ребенка непроизвольны; воображение имеет пассивный непреднамеренный характер; мышление наглядно-действенное, со способностью к умственным действиям по аналогии и сравнению по внешним признакам; «В» - внимание и память старшего дошкольника послепроизвольны, воображение имеет пассивный преднамеренный характер, мышление наглядно-действенное и нагляднообразное, со способностями к сравнению объектов по существенным признакам и их классификации; «С» - внимание и память послепроизвольны с элементами произвольности, воображение носит активный воссоздающий характер, мышление нагляднообразное (иногда словесно-логическое), со способностями к умственному действию обобщения; «Б» - внимание и память практически произвольны, воображение носит активный творческий характер, мышление наглядно-образное (по необходимости наглядно-действенное), часто словесно-логи-

ческое, со способностями к элементарной аналитико-синтетической деятельности.

Определим уровни предшкольной подготовки, учитывая состояние переменных. На первом, созерцательно-коммуникативном

уровне, старший дошкольник проявляет интерес к предмету и открытость в общении. Эти качества становятся основой для наблюдения и речевого участия ребенка в педагогическом процессе. Второй уровень пред-школьной подготовки - подражательно-воспроизводящий, то есть такой, на котором ребенок подражает взрослому, воспроизводя его действия. Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы деятельность взрослого была разнообразна и имела бы игровой характер. Особое значение имеет присутствие вдохновения и желание поделиться им с ребенком. На третьем уровне пред-школьная подготовка может принимать вид организационно-алгоритмической, что подразумевает овладение старшим дошкольником простейшими технологиями познания. В этот период взрослый озвучивает алгоритмы практических и интеллектуальных действий и адаптирует их к восприятию ребенка. И, наконец, четвертый уровень предшкольной подготовки - это совместно-творческая деятельность, в процессе которой педагог и ребенок находятся в совместном поиске. Причем они занимают позиции субъектов деятельности и всегда готовы к помощи друг другу и объективной оценке своих достижений.

ПС

пп

IV

'

//■ ттт

'

II

I ЛФ

П /■

и —

^ В

У ^ Л

— Совместно-творческая деятельность

— Организационно-алгоритмическая деятельность

— Подражательно-воспроизводящая деятельность

— Созерцательно-коммуникативная деятельность

Аналогия, сравнение по внешним признакам

Сравнение, классификация

Обобщение

Элементарная аналитико-синтетическая деятельность

ЛФ проявляются практически постоянно ЛФ проявляются систематически ЛФ проявляются периодически ЛФ практически не проявляются

Рис. 4. Модель предшкольной подготовки (с позиций старшего дошкольника)

Исходя из приведенной выше модели, значенные личностно ориентированные

каждой стадии предшкольной подготовки средства (табл. 1).

соответствуют определенные конкретно обо-

Таблица 1

Личностно ориентированные средства (ЛОС) предшкольной подготовки (на материале математики)

й И О / одп реп * п/ / § я / т О / X ч Созерцательно- коммуникативный уровень Подражательно- воспроизводящий уровень Организационно- алгоритмич. уровень Совместно- творческий уровень

Ведущие виды деятельности как ЛОС

Контекст. характер Математические действия (сравнение, классификация, счет, измерение, конструирование и др.) с хорошо знакомыми детям предметами быта Проведение физкультминуток познавательного содержания по схеме: «Понятие, обладающее заданным свойством - движение детей, понятие, не обладающее заданным свойством - неподвижность» Знакомство с закономерностями процесса познания и алгоритмами познавательной деятельности Воссоздание бытовых ситуаций, содержащих противоречия и проблемы из личностного опыта ребенка

Игровой характер Сюрпризы, загадки, фокусы, связанные с математическим материалом Проведение новых, неизвестных детям игр с математическим содержанием Организация ассоциативного запоминания элементарных математических алгоритмов, определений, свойств математических понятий Привлечение детей к рассказыванию известных им и созданию новых математических сказок

Диалоговый характер Проведение экскурсий в кабинет воспитателя по математике Использование художественного слова, драматизации; организация сюжетных занятий Проведение кратких эвристических бесед Организация обмена способами деятельности между детьми

Микросреда как ЛОС

Контекст. характер Проведение Недель Открытых Дверей с занятиями в присутствии родителей Преломление здоровьесберегающих техник к математическому содержанию (подвесные модули и схемы на потолке для зрительной разгрузки и профилактики остеохондроза, выполнение заданий стоя, в разных местах групповой комнаты, в сочетании с передвижениями и др.) Предоставление самостоятельности в моделировании элементарных математических действий Заполнение Уголка Впечатлений (от математической деятельности)

Игровой характер Проведение «праздничных» занятий в начале, середине (под Новый год) и конце года Проведение математических утренников Проведение интегрированных занятий Побуждение детей к само- и взаимо-оценке, само- и взаимоконтролю со стороны педагога и родителей

Диалоговый характер Проведение начальных, промежуточных, итоговых диагностик, подразумевающих длительный тесный контакт со взрослым Дифференцированная работа детей Поощрение коллективного поиска решения проблемы Ведение тетрадей для индивидуальной работы (с педагогом и родителями)

Окончание таблицы 1

Материально-техническое обеспечение как ЛОС

Контекст. характер Подбор нового математического оборудования, решающего более широкие задачи, чем традиционные средства («числовые лучи» вместо счетных палочек и под.) Подбор индивидуального оборудования для измерения и счета Расшифровка, создание и трансформация схем последовательностей некоторых математических операций Нестандартное использование учебного оборудования

Игровой характер Использование заместителей элементарных математических понятий Создание картотеки игр и заданий для индивидуальных занятий и ее дидактического обеспечения, доступного детям в любое время Знакомство с компьютерными программами по математике для дошкольников Создание и апробирование математических игр и игрушек вместе с детьми

Диалоговый характер Ведение Уголка Математики, обновляющегося после каждого занятия Использование ТСО, позволяющих осуществлять «забегание вперед» и возвращаться к пройденному Применение нового специфического оборудования, связанного с математическим содержанием, обсуждение способов деятельности с ним Создание схем с критериями оценки своей деятельности

Таблица 1 является приблизительной иллюстрацией характера и порядка введения личностно ориентированных средств, так как она не охватывает весь их объем и стадии применения. Кроме того, необходимо учитывать, что одно и то же личностно ориентированное средство может иметь контекстный, игровой и диалоговый характер (рис. 5).

Рис. 5. Дополнительные разновидности лич-ностно ориентированных средств по условиям применения

Например, одна из основных особенностей программы «Живая математика» - использование заместителей элементарных математических понятий, благодаря которым она получила свое название, может служить примером контекстуального и игрового средства, т. к. Царица Математика, Царевны Величины, одушевленные числа и фигуры приходят из мира игрушек и игр, т. е. являются включенными в контекст личностного опыта детей. В то же время заместители часто «нуждаются в помощи», что побуждает старших дошкольников к диалогу с ними и

друг другом, следовательно, использование математических персонажей может быть отнесено и к диалогическим средствам учебновоспитательного процесса.

Практически каждое из приведенных личностно ориентированных средств может быть использовано на разных уровнях пред-школьной подготовки. Например, проблемные ситуации применяются и на созерцательном, и на творческом уровне (с регулировкой сложности в зависимости от познавательного развития ребенка). Так, на первой стадии предшкольной подготовки решение проблемной ситуации должно прийти в результате действий по аналогии и сравнения, на следующей - классификации и т. д.

Дальнейшие перспективы разработки проблемы личностно ориентированных средств связаны с необходимостью рассмотрения модели предшкольной подготовки с позиции педагога, а также созданием алгоритма и принципов применения инструментального обеспечения личностно ориентированного процесса.

Технологические инновации, построенные на основе приведенной выше модели предшкольной подготовки, использовались в процессе формирования элементарных математических представлений в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Тамбова - Центре развития ребенка - детском саду № 43 «Яблонька» с 1998 по 2006 г. В результате чего были получены результаты, подтверждающие ее эффективность.

Поступила в редакцию 10.07.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.