5. Зубарева Т.Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Курск, 2009. - 24 с.
6. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / О.А. Козырева // Вестник ТГПУ. - 2014. - N 1 (142). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-inklyuzivnoy-obrazovatelnoy-sredy-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 20.10.2020).
7. Козырева О.А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Козырева // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. -2014. - N 9/10. - С. 33-37.
8. Корлякова Я.Е. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченным возможностями здоровья / Я.Е. Корлякова, Д.Ю. Скрябина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - N 6. - С. 486.
9. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов [Электронный ресурс] / Е.Б. Лактионова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - N 128. - С. 40-53. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov (дата обращения: 22.10.2020).
10. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии / В.В. Рубцов. - М.: Издательство «Институт Практической Психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Бартаева Полина Петровна
ГАУ ДПО «Бурятский Республиканский Институт Образовательной Политики» (г. Улан-Удэ)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТАРНОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье материал опытно-экспериментальной деятельность детей дошкольного возраста. Формирование у детей познавательно- исследовательской деятельности актуальная тема в современном мире. Проанализированы теоретические основы познавательной - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Детская активность непосредственно связана с активностью воспитателя, знания и умения ребенок получает, усваивает при помощи взрослого. Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности организуется в форме партнёрской деятельности воспитателей и детей. Период открытий и увлечений, любознательность у детей приходится на старший дошкольный возраст познавательный потенциал приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития ребёнка. Исследовательская деятельность -позволит вырасти детям любознательными, сообразительными. В статье выделенные направления и условие для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Данный вид деятельности очень сложный для детей, требует не только сформированность ранее полученных навыков, но и понимание ребёнком смысла проводимых им действий. Ребёнок прирождённый исследователь, ему свойственно быть любопытным, интересоваться всем, что происходит вокруг.
Ключевые слова: познавательно - исследовательская деятельность, элементарное экспериментирование, познавательное развитие детей дошкольного возраста, познавательный интерес, актуализация знаний в исследуемой проблеме, предпосылки универсальных учебных действий.
Annotation. The article contains material of experimental and experimental activity of preschool children. The formation of cognitive and research activities in children is an urgent topic in the modern world. Analyzed the theoretical foundations of the cognitive - research activity of children of senior preschool age. Children's activity is directly related to the activity of the educator, the child receives knowledge and skills, assimilates with the help of an adult. Research activity - will allow children to grow up curious, quick-witted. The article presents the highlighted directions and conditions for the development of cognitive interest in preschool children. This type of activity is very difficult for children, it requires not only the formation of previously acquired skills, but also the child's understanding of the meaning of his actions. A child is a born explorer, he tends to be curious, interested in everything that happens around him. The formation and development of cognitive research activities is organized in the form of partnership activities between educators and children. The period of discoveries and hobbies, curiosity in children falls on the senior preschool age, the cognitive potential takes on new forms, the desire to learn coincides with intellectual capabilities, which means a favorable time for the development of the child.
Keywords: cognitive - research activity, elementary experimentation, cognitive development of preschool children, cognitive interest, actualization of knowledge in the problem under study, prerequisites for universal educational actions.
Введение. Дошкольный возраст считается наилучшим для развития познавательных способностей в целом. Поэтому развитие познавательных процессов наилучшим образом приходятся именно на этот возраст. Интерес к познанию сам по себе является залогом успешного обучения в жизни. Всеми известно, что окружающий мир привлекает внимание детей. Еще не осознавая, ребенок видит перспективу собственного развития, которая проявляется в момент познания и исследования чего-то нового и неизвестного. Доминируя над детьми, не давая им познавать и исследовать - то ребенок не приобретет личностные черты, не научится размышлять, делать выводы, находить решения и объяснять происходящее.
Переход ребёнка от дошкольного уровня к начальному общему образованию является сложным жизненным этапом. Очень важно, чтобы данные изменения произошли максимально «мягко» и были созданы все условия, которые необходимы для успешного развития, обучения и воспитания ребёнка. Уже на дошкольном уровне образования должны обеспечиваться равные «стартовые» возможности для детей дошкольного возраста, поступающих в первый класс.
Проявляя любознательность, дети дошкольного возраста получая опору в лице взрослых начинают познавать мир, ориентируются в окружающей среде и выработают свои представления. Изучая представления детей об окружающем мире, можно убедится в том, что ребенок с радостью познает и проявляет интерес к новому и загадочному миру [9].
Познавательно - исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне - через побуждение, но и изнутри - путем построения деятельности, педагога и ребенка [13, с. 24].
Данная деятельность имеет высокое значение после утверждения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где определено познавательное развитие детей, любознательности и формирование познавательных действий [14, с. 112].
При взаимоотношении детей со взрослыми изучения окружающего мира положительно влияет на познавательную деятельность. Дети, имеющие рядом с собой взрослого, взаимодействуют с ним, не боятся окружающего мира и активно его исследуют. Взаимодействие со взрослым, общение с ним положительно влияют на познавательную активность ребенка, дают значительный импульс к его исследовательской деятельности. Как показала практика, большинство детей с удовольствием проводят разнообразные исследования. Поэтому им необходимо создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родным и близким, и в дальнейшем учатся ставить новые задачи и самостоятельно решать их.
Важно дать ребёнку проблему, что б ребёнок нашел пути решения, делая выводы. Главное- не боятся пробовать, давать возможность детям экспериментировать, ставить опытно- экспериментальную деятельность и помогать делать выводы самостоятельно.
Изложение основного материала статьи. Проанализировав работы ученых Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамонова, [7, 9] по формированию поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста, изучив программу «Ребёнок в мире поиска» разработчики программы О.В. Дыбина, В.В. Щитинина [4] - пришла к выводу, что осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Элементарное- экспериментирование направлено на изучения детьми связей между разными предметами и явлениями окружающего мира.
Переосмысления того, как и чему учить детей. Ведущей вид деятельности в детском саду игра- с ее помощью детям легче и интереснее познается мир и окружающая действительность. Интерес детей дошкольного возраста издавна является предметом пристального внимания мыслителей и ученных. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения...убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет», - писал К.Д. Ушинский. В современных условиях внедрения в практику дошкольных образовательных организации ФГОС ДО проблемы формирования познавательного интереса дошкольников вновь становится актуальной [15, с. 5]. Детство - самая счастливая пора в жизни человека. Дошкольник энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, смыслить самостоятельно и творчески.
Цель - формирование у дошкольника первоначальных навыков в поисковой деятельности, а также применение полученных путем исследовательской работы знаний с дальнейшим решением необходимой проблемы.
Задачи — это необходимость развить у дошкольника познавательные способности, творческое мышление и коммуникативные навыки.
> Развивать предпосылки к диалектическому мышлению, способности познавать окружающий мир.
> Расширять познавательно- исследовательскую деятельность путем элементарного экспериментирования.
> Формировать познавательную активность и самостоятельность, представления, определяющие целостную картинку мира.
Главное создать все необходимое для познавательно- исследовательской деятельности. Элементарное экспериментирование должно соответствовать возрасту детей их интересам, умению делать выводы и находить решение проблемы. Наблюдая за детьми, я пришла к мнению, всё что дети не могут объяснить для них это «волшебство». В нашем современном мире, новые технологии, много разных технических возможностей, но мы взрослые забываем о том, что методом проб и ошибок дети познают мир. Для этого не обходимо проводить с детьми элементарное- экспериментирование, чтоб дети принимали активное участия, только попробовав самостоятельно дети смогут сделать вывод и найти решение проблемы или объяснить происходящие. При помощи исследования дети приобретают навыки, умения, знания, происходит расширение и активация словаря детей дошкольного возраста. Поэтому важно чтоб элементарное-экспериментирование проходило в детском саду систематически в форме игры, чтоб дети решали проблемы и находили разные варианты ответов, у детей через исследовательскую деятельность и развитие и мышление, что отображено в статьях - ученных Т.В. Волосовец., И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина [8]. Успешность и самостоятельность исследовательской деятельности детей дошкольного возраста зависит от поисково-информационных умений в соответствии с особенностями проблемы и этапов исследования. Особое внимание нужно уделить воспитателю на взаимосвязь познавательно- исследовательской деятельности реализацию в соответствии с ФГОС ДО. В основы познавательно- исследовательской деятельности нужно заложить становление самостоятельности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности, что не нужно давать детям готовую информацию, а дать все в виде проблемной ситуации - провокация детей в режимном моменте, дать самостоятельно дошкольникам необходимость решетить проблему, руководствуясь ранее полученными знаниями и закрепление их [4, 11].
Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав воспитательно-образовательный процессии проведя диагностическое исследования по методике «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, на начало 2019 и конец 2020 года получены такие результаты:
Высокий уровень. Дети отличились тем, что способны сформулировать достигнут результат или нет, а также устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делают самостоятельные выводы.
Средней уровень. Дети со средним уровнем чаще всего формулировали выводы при помощи педагога и пользуются аргументами и суждениям с помощью взрослого.
Низкий уровень. Дети с низким уровнем практически не делают выводы даже при помощи взрослых, а также ориентируются только на внешние несущественные особенности материала.
Исследовательскую деятельность можно рассмотреть, как форму активности и нового формата изучения и приобретения детьми нового опыты и знаний, при решении поставленный задач или проблемной ситуации-рассматривали этот вопрос в своих работа Г.И. Щукина [12].
При организации основы познавательно- исследовательской деятельности, всех ее разновидностей следует опираться на личностно ориентированный и деятельностный подход, что позволит каждому ребенку выступать как самостоятельный объект при выполнении поставленной проблемы. В процессе элементарного-экспериментирования педагогу не обходимо выстроить свои взаимоотношения с детьми личностно-ориентированно, чтобы стимулировать и одновременно дать самостоятельность в работе. Применяя проблемную ситуацию, не давая готовый ответ или готовое решение проблемы, создается ситуация, которая не предусматривает быстрого решения с помощью предоставленных знаний. Дети должны осознавать проблему и разрешать ее в диалоге друг с другом и педагогом. Используется коллективно - поисковая деятельность.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы, но дети не умеют делать выводы, занимательные опыты, эксперименты побуждают детей, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников [8].
Выводы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся ставить новые задачи и самостоятельно решать их. Процессе элементарного экспериментирования у ребёнка формируется необходимые качества: любознательность, сообразительность, самостоятельность, развивается речь, что способствует успешному переходу детей в школу.
Для более полного погружения детей в исследовательскую деятельность необходимо оборудовать различными предметами постоянное место пребывания дошкольников. Эти идеи были реализованы на все возможные темы основы и методика организации детского экспериментирования, а также содержание многочисленных опытов, объектами которых являются растения, животные, человек, предметы неживой природы [6]. Желательно предложить детям разнообразные формы организации познавательно-исследовательской деятельности - в зависимости от индивидуальных особенностей детей, в этом направление работал А.А. Савенков [11]. Для детей дошкольного возраста нужно использовать - игры-ситуации, дидактические игры, сюрпризные моменты, содержащие элементы новизны, что будет стимулировать детей вести диалог с педагогом. Дети радуются новому открытию, имеют опору на жизненный опыт, происходит развитие эмоций, развитие воображения [12]. Для ступени дошкольного образования выделяют следующие виды УУД, которые возможно сформировать в соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям:
- личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции ребенка; действие нравственно-этического оценивания;
- регулятивные действия - действия принятия и сохранения цели, ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции;
- познавательные действия - логическое действие сохранения дискретного множества; знаково-символическое действие кодирования (замещения);
- коммуникативные действия - действия общения и кооперации.
2) Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование предпосылок УУД происходит в деятельности.
3) В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н.Н. Поддъяков). Данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.
4) Главное достоинство экспериментирования как средства формирования предпосылок УУД у старших дошкольников заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Структуру гибкости мышления составляет её средства - специфические представления и аналитико -синтетические мыслительные действия, позволяющие оперировать ими. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы ребенка, идет обогащение его памяти, так как постоянно возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, анализа и синтеза, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать свои выводы, будет способствовать как развитому логическому мышлению, так и интеллектуальному развитию детей в целом, что позволит в будущем решать поставленные задачи, диапазон которых - от парадоксальной головоломки до научного открытия.
Выводы. Важным моментом является позиция педагога: дать возможность детям самостоятельно устанавливать причинно- следственную связь между объектами, выделять основные характеристики и критерии для решения проблемной ситуации, на основе анализа находить правильные решения и планировать этапы своей работы. Метод поисковых проб и ошибок дает детям дошкольного возраста возможность, реализовывать себя как личность не боясь высказывать свое мнение на выдвижения гипотез, при принятии решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению.
Литература:
1. Бойцова, Н.Н. Развитие навыков познавательной деятельности детей старшего школьного возраста в процессе экспериментирования // Детский сад. Все для воспитателя!. - 2016. - №10 [58]. - С. 8-20
2. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2012. 128 с.
3. Гранчак, И.А. Экспериментирование в непосредственно образовательной деятельности дошкольников во ворой младшей группе // Детский сад. Все для воспитателя!. - 2017. - №5-6 [65-66]. -С. 11-13
4. Дыбина, Ольга Витальевна. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. -2-е издание, исправленное. - Москва: Сфера, 2014. - 188 с.
5. Дыбина, Ольга Витальевна. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддьяков. - Москва: Сфера, 2017.
6. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 4. - 2004. - С. 84-92.
7. Киреева О.В. Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. СПб., 2008. 21 с.
8. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / ФГБ НУ "Институт психолого-педагогических проблем детства РАО"; авторы-составители: Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина. - Москва: Русское слово, 2015. - 128 с.
9. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: монография / Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Л.Е. Журова, Т.В. Лаврентьева, К.В. Тарасова, В.В. Холмовская, Л.И. Цеханская. - М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
11. Савенков, Александр Ильич Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания / А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 206 с.
12. Щукина, Г.И. Формирование познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 2010. - 230 с.
13. Батова, И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Зима. Подготовительная группа (6-7 лет): комплект из 16 технологических карт / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2019. - С. 24
14. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №3. - С. 112
15. Фришман, И.И. Теоретические основания формирования познавательного интереса дошкольников / И.И. Фришман // Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. - М.: Русское слово, 2015. - С. 5