Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родина Неля Михайловна

Цель исследования - раскрыть возможности детского экспериментирования в когнитивном развитии дошкольников. Научная новизна заключается в обосновании необходимости поэтапного формирования исследовательской деятельности в разные возрастные периоды, в результате которого дошкольники получают возможность устанавливать всю систему взаимосвязей между объектами окружающего мира. В результате выявлено, что детское экспериментирование направлено на изучение особенностей окружающего мира через исследовательские действия ребенка. Процесс формирования экспериментально-исследовательской деятельности ребенка представляет собой поэтапный многогранный процесс. К особенностям реализации детского экспериментирования в образовательном учреждении можно отнести непосредственное участие детей в исследовательской деятельности, использование практических действий, посильную форму исследовательских задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITY OF THE IMPLEMENTATION OF CHILD EXPERIMENTATION IN THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN DIFFERENT AGE PERIODS

The purpose of the study is to reveal the possibilities of children's experimentation in the cognitive development of preschoolers. Scientific novelty involves rationale for exploratory activity formation on a step-by-step basis within different age periods resulting in pre-schoolers shall obtain the option to determinate the whole system of synergy between objects within the environment. As a result the following was found out: children's experimentation is directed to study of environment characteristics by research activities of a child. The process of a child's experimental and research activity formation is represented by phased multifaceted process. Characteristics of realization of children's experimentation within educational institution shall also include direct involvement of children to research activity, usage of practical activities and adequate forms of research problems.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ»

> <

X

UJ

10. Хрячкова А. С. Предпосылки применения ква литативного подхода в оценке качества образования/ А. С Хрячком // Научный альманах.-2016. -№ 8-1(22), - С. 160-163

11. Щекотин Е.8. Концепция качества жизни в кон тексте современного квалитативизма / Е.В. Ще котин // Теория и практика общественного развития. - 2020. - № 7(149). - С. 37-39

12. Assessment of the quality of inclusive education in genera! education organizations of Russia /V.K, Eliseev, LM.Táflhtseva, R.A. Dormidontov, V.N. Dolmatova // Amazonia Investiga. - 2021. - Vol. 10.-No 45.-P, 195-197

13. Blahun, N. Quality of education as a key aspect of problem of socialization control of educational process in genera! educational establishment /

N. Blahun// Российский академический журнал. -2014.-Vol. 28, - No2.- P. 54-57

14. Education and Science Committee, 2014/15 Annual review of the Tertiary Education Commission, 2015, p.2 (http://www.parliament.nz/ resource/ en-nz/51 D8SCH SCR68665 1/ 1 d4697901 b6fb486045821 b6f0e5d- 8d2385c603c)

15. NZ Legislation, Education (Pastoral Care of International Students) Code of Practice 2016, 2016 (http://www.legislation.govt.nz/regulation/ public/ 2016/0057/la test/D LM6748147.htm!?src=qs)

16. Ron Crawford, History of tertiary education reforms in New Zealand, New Zealand Productivity Commission, January 2016, p.10 (http://www. productivity.govt.nz/sites/default/files/nz pc-rn-2016-1-historyofter- tiary education-reforms.pdf)

О

LU

=r

<

CI UJ

с

322

PECULIARITY OF THE IMPLEMENTATION OF CHILD EXPERIMENTATION IN THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN DIFFERENT AGE PERIODS

Rodina Neiya Mikhaiiovna, Lecturer, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The purpose of the Study is to reveal the possibilities of children's experimentation in the cognitive development of preschoolers. Scientific novelty involves rationale for exploratory activity formation on a step-by-step basis within different age periods resulting in pre-schoolers shall obtain the option to determinate the whole system of synergy between objects within the environment. As a result the following was found out: children's experimentation is directed to study of en vironment characteristics by research activities of a child. The process of a child's experimental and research activity formation is represented by phased multifaceted process. Characteristics of realization of children's experimentation within educational institution shall also include direct involvement of children to research activity, usage of practical activities and adequate forms of research problems.

Keywords: children's experimentation; cognitive development; research activities; preschool age; experiment; development of preschoolers.

D0I 10.24923/2222-243X.2022-43.57

УДК 373.2

ВАК РФ 5.8.2/13.00.02

3 Родина НМ, 2022

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫЕВОЗРА СГНЫЕ ПЕРИОДЫ

Цель исследования - раскрыть возможности детского экспериментирования в когнитивном развитии дошкольников. Научная новизна заключае тся в обосновании необходимости поэтапного формирования исследовательской деятельности в разные возрастные периоды, в результате которого дошкольники получают возможность ус танавливать всю систему взаимосвязей между объектами окружающего мира. В результате выявлено, что детское экспериментирование направлено на изучение особенностей окружающего мира через исследовательские действия ребенка. Процесс формирования экспериментально-исследовательской деятельности ребенка представляет собой поэтапный многогранный процесс. К особенностям реализации детского экспериментирования в образовательном учреждении можно отнести непосредственное участие детей в исследовательской деятельности, использование практических действий, посильную форму исследова тельских задач.

Ключевые слова: детское экспериментирование; когнитивное развитие; исследовательская деятельность; дошкольный возраст; эксперимент; развитие дошкольников.

РОДИНА Неля Михайловна, препода ва тель кафедры Хорового дирижирования и социально-культурных проектов, Ставропольский государс таенный педагогический институт, Ставрополь

Введение

Современная реальность характеризуется быстрым темпом преобразований, происходящих в обществе, что способствует появлению необходимости в быстрых изменениях у людей навыков исследовательского поиска. К таковым навыкам можно отнести универсальные исследовательские способности: умение быстро

находить м анализировать необходимую информацию, ориентироваться е создавшейся ситуации, осуществлять творческий подход к решению проблемных ситуаций. Исследовательские умения быстро входят в повседневную жизнь человека вне зависимости от его возраста.

Исследовательские способности начинают закладываться в ранний период детства, поскольку именно этот возраст можно охарактеризовать как наиболее чувствительный для усвоения самых разнообразных знаний, для познания окружающей действительности. В процессе исследовательской деятельности ребенок получает реалистические представления о внешнем облике объекта, его расположении в пространстве, о взаимосвязях объектов в окружающей действительности. Результатом этой деятельности является активизация когнитивных процессов - мышления, памяти, внимания [6,13].

Исследовательскую деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности, принято называть детским экспериментированием [10], Ведущей направленностью детского экспериментирования является усвоение детьми новых знаний при ознакомлении с окружающим миром.

В связи с принятием федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО} каждое дошкольное учреждение стремиться в своей деятельности использовать детское экспериментирование. Однако не все педагоги качественно реализуют задачи дошкольного учреждения по развитию когнитивных способностей детей в процессе детского экспериментирования.

Цель исследования - раскрыть возможности детского экспериментирования в когнитивном развитии дошкольников, структурировала следующие задачи: 1) определить достоинства реализации детского экспериментирования; 2)определить наиболее значимые для когнитивного развития дошкольников особенности реализации детского экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении.

Для осмысления проблемы реализации детского экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении нами были использованы следующие методы исследования метод научного обобщения, метод анализа и синтеза, системно-структурный метод.

Теоретической основой исследования послужили научные труды в области детского экспериментирования Л.А. Венгера, O.E. Громо-

вой, H.A. Менчинской, B.C. Мухиной, H.H. Под-дъякова, Г.Н, Соломатиной и других отечественных ученых.

Основная часть

Начальным периодом развития детского экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, можно назвать ранний возраст, протекающий от года до трех лет. В этот период развития ребенка основным видом детской деятельности является манипулятивно-экспе-риментальная деятельность. Кроме того, ребенок активно обследует предметы окружающего мира через манипуляции с предметами, он овладевает способами действий с ними |2|.

Особенностью экспериментальной деятельности ребенка раннего возраста можно назвать бессистемность, ситуативность, зависимость от качества материалов объектов, исследуемых ребенком. Манипуляции с предметами, попадающими в поле зрения ребенка, посредством вкусового, тактильного, зрительного, слухового анализаторов, позволяют ребенку усваивать назначение окружающих предметов эмпирическим путем. Задача взрослого в этот период развития ребенка помочь ему овладеть доступными способами манипулирования с предметами и словесным обозначением через создание разнообразной пред-метно-развивающей среды.

В младшем и среднем дошкольном возрасте, т.е. в возрасте трех- пяти лет, начинает развиваться уже целенаправленная экспериментальная деятельность, в которой можно уже наблюдать признаки целеустремленности и преобразования объектов окружающего мира.

Ученые называют этот период развития периодом проб и ошибок. Особенностью этого периода является непредсказуемость результатов исследовательской деятельности ребенка, что напрямую связано с тем, что ребенок не в состоянии прогнозировать собственные действия, что и приводит к множественным ошибкам в процессе выполнения экспериментальных действий ребенка.

В процессе выполнения экспериментально-исследовательской деятельности ребенок углубляет собственные знания о внешних свойствах и внутренних признаках объектов окружающего мира, что способствует развитию когнитивных процессов, дальнейшему познанию окружающего мира.

Задача взрослого при организации экспериментальной деятельности ребенка - ознакомление его с правилами безопасного поведения во время выполнения экспериментальных дей-

CU CXJ О си

М

9

s: со

CU

■Ol

s

323

> <

X

LH

О

LU 3-

<

CI UJ

с

324

ствии, а также организация внешнего контроля за ходом детского экспериментирования.

Еще одной особенностьюдетскогоэкспери-ментирования в пятилетнем возрасте - собственные побуждения к поисково-исследова-тельской деятельности при использовании уже имеющихся знаний, что способствует расширению и углублению знаний ребенка, разнообразию способов познания окружающего мира, что определяет его дальнейшее когнитивное развитие.

Взрослый должен оказывать помощь ребенку на этом этапе развития в систематизации знаний ребенка, в стимуляции развития его познавательной активности и интересов,а также всех психических процессов [9,12].

К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны быть сформированы основные навыки исследовательской деятельности - умение определить проблемную ситуацию и выделить проблему, навык постановки цели исследовательской деятельности, выдвижения предположений и гипотезы, отбора материалов и инвентаря, необходимых для проведения исследования, проведения экспериментальных действий, решения проблем, возникающих входе деятельности, проведения последовательного анализа исследуемых объектов, сопоставления и обобщения получаемых в ходе эксперимента фактов. Сформированные навыки исследовательской деятельности показывают способность ребенка к проведению опытно-экспериментальной работы [15].

Дети дошкольного возраста используют исследовательское действие, в котором Л.А. Венгер, 8.С. Мухина выделили ориентировочную и исследовательскую части, С помощью ориентировочной части исследовательского действия ребенок выделяет свойства и признаки изучаемого объекта, а также выполняет само действие. Исследователи отмечают, что ребенок-дошкольник обследует предмет на основе осязательного и зрительного анализатора {для сравнения; ребенок раннего возраста обследование производит на основе предметных манипуляций) [1],

На основе формирующейся осязательно-двигательной и зрительной координации при использовании зрительного и осязательного анализаторов удошкольника постепенно преодолевается рассогласованностьвдеятельно-сти этих анализаторов. При этом ребенок выделяет качества и признаки предмета на основе зрительного восприятия, которое становится ведущим при экспериментировании.

Акт рассматривания предмета позволяет ребенку выполнять разнообразные действия, направленные на изучение предмета, к которым можно отнести: поиск предмета, его выделение из ряда предметов, выделение существенных признаков, частей, отличительных характеристик, на основе которых и происходит выделение и объединение предметов окружающего мира. Если в процессе исследовательской деятельности перед ребенком ставится более сложная задача или изучается новый объект, то соотношение участия зрительного и осязательного анализаторов в процессе экспериментирования меняется. Л. А. Венгер, B.C. Мухина приводят пример увеличения времени ознакомления с незнакомым предметом, при котором ребенок производит более сложную ориентировочную деятельность. По их мнению, дошкольный возраст характеризуется появлением рациональных приемов обследования изучаемого предмета на основе специализации обследовательских действий II].

В дошкольном возрасте возрастает и усиливается целенаправленность и управляемость выполнения исследовательских действий, увеличивается длительность выполнения заданий, наблюдается планирование деятельности, возрастает интерес к экспериментированию. Ребенок в состоянии обследовать большее количество предметов, использовать более разнообразные исследовательские действия, искать новые качества в уже знакомых предметах. В процессе собственной экспериментальной деятельности ребенок-дошкольник начинает все больше использовать речевое сопровождение, называя выделенные признаки, давая характеристику самой деятельности, определяя изучаемый предмет к определенному классу или разряду. Использование речевых средств в процессе экспериментирования позволяет ребенку абстрагироваться от ситуации экспериментирования, что приводит к переходу от наглядно-образного к сло-весно-логическому мышлению (11,14],

O.E. Громова, Г.Н. Соломатина в своих исследованиях показывают необходимость формирования речевых навыков в процессе детского экспериментирования. Работу по развитию всех компонентов речевой системы в процессе детской исследовательской деятельности проводят в следующей последовательности. Сначала дети учатся описывать отдельные предметы окружающего мира, используя нераспространенные простые предложения, затем простые распространен-

ные, постепенно, в старшем дошкольном возрасте, - сложноподчиненные предложения разных синтаксических конструкций.

Постепенно дети начинают делать самостоятельные выводы об из/чаемых объектах окружающего мира, об изменении их свойств и признаков. В этих выводах наблюдается усложнение используемых речевых средств: от описания к рассуждению, от простых грамматических конструкций к сложным. Усложнение используемых речевых средств свидетельствует об интенсивном развитии познавательных процессов у детей [3,4,5].

В исследованиях H.A. Менчинской показано, что, познавая окружающую действительность на основе исследовательской деятельности у ребенка дошкольного возраста начинает изменяться отношение к окружающей реальности, появляется потребность сравнивать знания уже имеющегося опыта с новыми знаниями, получаемыми в процессе экспериментирования, находить сходство и различие объектов. Таким образом, у дошкольника систематизируются естественнонаучные представления, классифицируются изучаемые предметы, происходит осмысление внешних и внутренних признаков и связей, что существенно определяет вектор умственного развития, поиск решений новых исследовательских задач [7, 8].

Значительную роль в процессе детского экспериментирования Н. А. Менчинская отводит вопросам, которые ребенок задает взрослому. Эти вопросы позволяют ребенку устанавливать закономерности социального мира, уточнять оценку собственной деятельности ил и деятельности другого ребенка, уточнять содержание предстоящей исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между объектами окружающего мира,

В процессе детского экспериментирования ребенок дошкольного возраста обязательно допускает ошибки, которые А. Н, Поддьяков считает закономерными. Причиной ошибок дошкольника А.Н. Поддьяков видит в усложнении самого процесса деятельности ребенка, когда дошкольник использует известные ему способы действия. 8 случае ошибочного действия ребенок начинает перестраивать и собственные действия, и саму деятельность, что приводит к поиску нового способа решения поставленной задачи, к развитию качеств личности, необходимых исследователю- самостоятельность, изобретательность, поисковая активность и др. Поэтому ошибочные действия ребенка, являясь закономерным явлением,

способствуют развитию мышления, расширению объема знаний, качеств и свойств личности [10].

По мнению А. Н. Лоддьякова, специфика экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста заключается в следующем:

- экспериментальная деятельность является способом познания ребенком окружающего мира;

- в экспериментальной деятельности ребенка всегда присутствуют практические действия, которые выполняют две важные функции -познавательную и ориентировочно-исследо-вательскую;

- для изучения объекта окружающего мира должны быть созданы определенные условия.

На наш взгляд, к особенностям реализации детского экспериментирования в образовательном учреждении можно отнести: непосредственное участие детей в исследовательской деятельности, использование практических действий, посильную форму исследовательских задач, поэтапность экспериментирования, обязательное речевое сопровождение экспериментальной деятельности дошкольников.

Непосредственное участие детей в процессе экспериментирования - главное условие проведения исследовательской деятельности, т.к. в процессе экспериментирования происходит интеграция сенсорных систем, развивается межанализаторная координация, получение чувственного и эмоционального опыта, формирование важных коммуникативных качеств, таких как умение работать в коллективе сверстников, речевое и практическое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Еще одной особенностью реализации детского экспериментирования является использование практических действий в процессе исследовательской деятельности. Эта особенность тесно связана с непосредственным участием детей в процессе экспериментирования. Совершаемые ребенком практические действия и преобразования способствуют получению и углублению знаний об объекте окружающей реальности, его свойствах, качествах. Дети получают необходимый сенсорный опыт, который совместное использованием речевых средств в процессе экспериментирования, создает необходимую почву для прочного усво-ениязнаний об окружающем мире, для выполнения более сложных исследовательских действий. Помимо этого, у ребенка появляются положительные эмоции по отношению как самой исследовательской деятельности, так и к ее результату, что также оказывает влияние на когнитивное развитие ребенка.

CU CXJ О си

-0 9

s: со

3-OJ

■Ol

-Z.

S

325

Посильная форма исследовательских задач в дошкольном возрасте обеспечивает поддержание исследовательского интереса ребенка, возможность самостоятельной организации исследовательской деятельности, что способствует развитию психических функций ребенка, мотивации экспериментирования. Решение посильных исследовательских задач побуждает ребенка заниматься экспериментальной деятельностью, придает уверенность к дальнейшим экспериментам. Однако сложность решения исследовательских задач должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка (по Л, С. Выготскому). Поэтапность экспериментирования в дошкольном возрасте отражает психологические особенности детей дошкольного возраста. Так, в младшем дошкольном возрасте ребенку требуются инструкции для каждого этапа экспериментирования. Только выполнив задание одного этапа, он может получить следующую инструкцию. Ребенок предшкольного возраста уже может получать инструкцию или задание сразу для всего процесса экспериментирования.

Обязательное речевое сопровождение экспериментальной деятельности дошкольников основано на преобладании внешней речи детей дошкольного возраста. Учитывая этот факт, ребенку-до школьнику должны не только предлагаться инструкцию по выполнению экспериментальных действий на каждом этапе экспериментирования, но и проговаривать собственные действия, что способствует расширению и углублению знаний детей об объектах окружающего мира, накоплению лексических средств и грамматических средств речи, упорядочиванию мыслительных процессов.

Заключение

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы.

1. Детское экспериментирование, представляя собой форму исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста, направлено на изучение особенностей окружающего мира через исследовательские действия ребенка.

2. Развитие экспериментально-исследовательской деятельности начинается в раннем возрасте. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает всеми исследовательскими действиями.

3. К особенностям реализации детского экспериментирования в образовательном учреждении можно отнести непосредственное участиедетейв исследовательской деятельно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти, использование практических действий, посильную форму исследовательских задач, поэтапность экспериментирования, обязательное речевое сопровождение экспериментальной деятельности дошкольников.

Литература:

1. Венгер Л. А., Мухина В. С Развитие Мышления дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1994.

- т - С 34 - 37.

2. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / / Собр. соч. в б-ти томах. - М.: Педагогика, 1982. -Т. 2. -504 с.

3. Громова О, Е., Соломатина Г. Н. Времена года. Стихи. Рассказы. Игры. - М.: Сфера, 2021. - 112 с. 4 Громова О. Е., Сол ома тина Г. Н. Животные. Сти хи. Рассказы. Игры. - М.: Сфера, 2021. - 160 с.

5. Громова О, Е., Соломатина Г. Н. Растении. Стихи, Рассказы. Игры.-М.: Сфера,2021. - 112 с.

6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. ■• М.: Просвещение, 2005. - 35 с.

/. Кабушко А. 10., Соломатина, Г. Н. Методика ознакомления дошкольников с социальным миром в условиях предшкольного образования // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 4.

- С 12.

8. Менчинская Н, А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка. - М. : А1ПСИ, Воронеж: Мод эк, 2004. - 512 с,

9. Мухина В. С, Психология дошкольника : учеб. пособие для пед. ин-тов и пед. училищ/под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975,- 239с.

10. Поддьяков Н. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных тех пологий, 2006. - С. 51-58.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб: Питер, 2000,- 712 с.

12. СаенкоЛ. А., Соломатина Г. Н. Сущность и струк тура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020,- №5(80).- С- 212-219.

13. Саенко Л. А., Соломатина Г. Н. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 4 (38). -С. 68-75.

14. Соломатина Г. Н. Адаптивная образовательная среда для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Спе циальное и инклюзивное образование: материалы Международной научно-практической конференции, Ярославль, 03-04 марта 2021 года, - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021.-С 40-44.

15. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментал ь-пая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015, - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.