3. Сластёнин В.А. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе. Москва: Юрайт, 2017.
4. Турченюк И.Н., Волкова В.В. Научиться «смотреть за горизонт». К 10-летию кафедры государственного управления и национальной безопасности ВАГШ ВС РФ. Вестник военного образования. 2020; № 3 (24): 12 - 17.
5. Микитюк Ю.В. Ведомственное образование в Республике Крым: история и современность. Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. 2018; № 3: 4 - 11.
6. Кошелева А.О., Шевченко О.И., Архипенко М.А. Эффективная деятельность преподавателя ведомственного вуза в условиях интеграции науки и образования. Ученые записки Орловского государственного университета. 2017; № 4 (77): 240 - 244.
7. Прудников Л.А., Волкова В.В. Качество прежде всего. Из опыта подготовки военных педагогов. Вестник военного образования. 2021; № 6 (33): 23 - 28.
8. Прудников Л.А., Волкова В.В. Возможности педагогического сопровождения становления офицеров-преподавателей в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная мысль. 2020; № 12: 150 - 156.
9. Машарипова В.Г. Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся. Вопросы науки и образования. 2020; № 20 (155): 21 - 24.
10. Алиева У.Х. Роль самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе. Достижения науки и образования. 2021; № 7 (79): 54 - 55.
11. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Историческое развитие самостоятельной работы как вида деятельности школьников. Colloquium-journal. 2021; № 35 (122): 58 - 63.
12. Волков Н.П. Вопросы руководства самостоятельной работой слушателей академии. Москва: ВПА, 1985.
13. Барабанщиков А.В. Научно-педагогические основы самостоятельной работы слушателей и руководство ею. Пути совершенствования самостоятельной работы слушателей: сборник. Москва: ВПА, 1979: 3 - 15.
14. Никитин В.А., Детушев И.И. Соответствовать квалификации. Основные направления повышения качества подготовки слушателей по дисциплинам кафедры материально-технического обеспечения военной академии ВКО. Вестник военного образования. 2019; № 1 (16): 52 - 55.
References
1. Musinec P.V., Krayuhin A.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya professional'no-pravovoj kompetencii slushatelej voennyh vuzov. Nauchnye issledovaniya i innovacii. 2021; № 8: 230 - 235.
2. Avuza A.A. Povyshenie 'effektivnostirukovodstva samostoyatel'nojrabotojkursantov voennyh vuzov. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
3. Slastenin V.A. Tehnologiya professional'no orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole. Moskva: Yurajt, 2017.
4. Turchenyuk I.N., Volkova V.V. Nauchit'sya «smotret' za gorizont». K 10-letiyu kafedry gosudarstvennogo upravleniya i nacional'noj bezopasnosti VAGSh VS RF. Vestnikvoennogo obrazovaniya. 2020; № 3 (24): 12 - 17.
5. Mikityuk Yu.V. Vedomstvennoe obrazovanie v Respublike Krym: istoriya i sovremennost'. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. I.D. Putilina. 2018; № 3: 4 - 11.
6. Kosheleva A.O., Shevchenko O.I., Arhipenko M.A. 'Effektivnaya deyatel'nost' prepodavatelya vedomstvennogo vuza v usloviyah integracii nauki i obrazovaniya. Uchenyezapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 4 (77): 240 - 244.
7. Prudnikov L.A., Volkova V.V. Kachestvo prezhde vsego. Iz opyta podgotovki voennyh pedagogov. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2021; № 6 (33): 23 - 28.
8. Prudnikov L.A., Volkova V.V. Vozmozhnosti pedagogicheskogo soprovozhdeniya stanovleniya oficerov-prepodavatelej v Voennoj akademii General'nogo shtaba Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Voennaya mysl'. 2020; № 12: 150 - 156.
9. Masharipova V.G. Proekt kak vid samostoyatel'noj tvorcheskoj raboty uchaschihsya. Voprosy naukiiobrazovaniya. 2020; № 20 (155): 21 - 24.
10. Alieva U.H. Rol' samostoyatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya v uchebnom processe. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2021; № 7 (79): 54 - 55.
11. Scherbakova E.V., Scherbakova T.N. Istoricheskoe razvitie samostoyatel'noj raboty kak vida deyatel'nosti shkol'nikov. Colloquium-journal. 2021; № 35 (122): 58 - 63.
12. Volkov N.P. Voprosy rukovodstva samostoyatel'noj rabotoj slushatelej akademii. Moskva: VPA, 1985.
13. Barabanschikov A.V. Nauchno-pedagogicheskie osnovy samostoyatel'noj raboty slushatelej i rukovodstvo eyu. Puti sovershenstvovaniya samostoyatel'noj raboty slushatelej: sbornik. Moskva: VPA, 1979: 3 - 15.
14. Nikitin V.A., Detushev I.I. Sootvetstvovat' kvalifikacii. Osnovnye napravleniya povysheniya kachestva podgotovki slushatelej po disciplinam kafedry material'no-tehnicheskogo obespecheniya voennoj akademii VKO. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019; № 1 (16): 52 - 55.
Статья поступила в редакцию 05.02.22
УДК 373.2
Rodina N.M., lecturer, Department of Choir Conducting and Social and Cultural Projects, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
CHILDREN'S EXPERIMENTATION AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN PRESCHOOL CHILDREN. The article considers the essence and meaning of the concepts of "children's experimentation", "cognitive activity." The directions and types of children's experimentation (mental, real, social) are substantiated and described. The motives of children's experimentation are revealed. The positive influence of children's experimentation on the intellectual, social, creative development of preschoolers is substantiated. The essence of cognitive interest is considered from the point of view of the leading motive of the child's activity, including research and teaching. The influence of cognitive interest on the mental development of preschoolers, on the formation of the moral qualities of the child, the formation of his system of moral values, the development of volitional qualities, the manifestation of the positive qualities of the child in joint activities are shown. The relationship between children's experimentation and the development of the cognitive interest of preschoolers is revealed.
Key word: cognitive interest, preschool age, experiment, children's experimentation, development of preschoolers.
Н.М. Родина, преп., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассмотрена сущность и значение понятий «детское экспериментирование», «познавательная активность». Обоснованы и описаны направления и виды детского экспериментирования (мысленное, реальное, социальное). Выявлены мотивы детского экспериментирования. Обосновано положительное влияние детского экспериментирования на интеллектуальное, социальное, творческое развитие дошкольников. Рассмотрена сущность познавательного интереса с точки зрения ведущего мотива деятельности ребенка, в том числе исследовательской и учебной. Показано влияние познавательного интереса на умственное развитие дошкольников, на формирование нравственных качеств ребенка, его системы нравственных ценностей, развитие волевых качеств, проявление положительных качеств ребенка в совместной деятельности. Выявлена связь между детским экспериментированием и развитием познавательного интереса дошкольников.
Ключевые слова: познавательный интерес, дошкольный возраст, эксперимент, детское экспериментирование, развитие дошкольников.
В современный период развития образования актуальным является вопрос повышения качества образования, нацеленность на формирование личности творческой, активной, проявляющей интерес к учению, способной к нестандартным решениям в различных ситуациях. В ФЗ «Об образовании» отражены данные образовательные установки. В непрерывной системе образования РФ дошкольная образовательная организация считается первой ступенью, следовательно, в период дошкольного детства проблема развития познавательного интереса является значимой, так как такие качества личности, как интерес к
учению, целеустремленность, активность закладываются именно в этот период. В стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечены задачи дошкольного учреждения по развитию познавательного интереса, такие как: 1) создание педагогических условий по обеспечению развития способностей детей и их интересов; 2) обеспечение условий по стимулированию любознательности и познавательной активности; 3) формирование познавательного интереса и познавательной самостоятельной деятельности дошкольников. Таким образом, решение проблем, связанных с развитием познавательного интереса дошколь-
ников, становится одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики [1-10].
Цель статьи - показать возможности детского экспериментирования в развитии у дошкольников интереса к окружающему миру, любознательности, стремлении познать предметы и явления, что в целом составляет развитие познавательного интереса ребенка.
Основные задачи статьи: рассмотреть понятия «детское экспериментирование», «познавательный интерес», определить связь между экспериментальной деятельностью ребенка и его познавательной активностью, выявит закономерности.
Научная новизна определяется выявлением зависимости между детским экспериментированием и познавательной активностью ребенка.
Теоретическая значимость статьи: систематизация материала по осуществлению детского экспериментирования, познавательной активности дошкольников; определении педагогической закономерности и взаимозависимости рассматриваемых феноменов.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение передового педагогического опыта в области дошкольной педагогики по проблеме развития познавательного интереса средствами детского экспериментирования.
В работах В.А. Сухомлинского отмечается, что по своей природе дошкольники - активные исследователи, старающиеся познать всё окружающее. Дошкольникам свойственны любознательность, самостоятельное исследование окружающего мира, стремление к экспериментированию. В связи с этим педагогическая задача состоит в том, чтобы активно помогать и развивать эту деятельности, не пресекая познавательную активность дошкольника. Детские впечатления являются самыми яркими, запоминающимися, поэтому роль воспитателя ДОУ состоит в том, чтобы поддержать ребенка, помочь ему сохранить первые впечатления о мире, природе, красоте и разнообразии окружающего мира.
В домашних условиях или на улице дошкольники часто экспериментируют с различными предметами. Эти эксперименты являются потребностью детей в познании свойств предметов, узнать об этих предметах что-то новое. Например, дети скидывают предметы с высоты, наблюдая за тем, как они летят; разбирают игрушки, стремясь узнать, как все устроено; следят за предметами на воде, определяя, какие из них тонут, а какие - нет; пробуют снег на вкус и т.д. Такая детская самостоятельность может быть опасной, поскольку дошкольники еще не знают, что такие детские эксперименты и исследования могут иметь серьезные последствия (дети не знают химических свойств веществ, характеристик предметов, правил личной безопасности).
Безопасность специально организованного педагогом/воспитателем эксперимента очевидна, поскольку он проходит под наблюдением взрослого и не сковывает деятельность ребенка. В связи с этим специально организованное детское экспериментирование выступает средством познания мира, способствует развитию познавательного интереса ребенка.
В исследованиях психолога Н.Н. Поддъякова [5] отмечается, что в период дошкольного детства ведущей является не только игровая деятельность, но детское экспериментирование. Детское экспериментирование можно рассматривать как отдельный, самостоятельные вид деятельности, поскольку он составляет основу других видов деятельности - коммуникативной, игровой, изобразительной, конструктивной.
Идея детского экспериментирования разрабатывается многими учеными: Н.Н. Поддъяковым, Н.В. Лысенко, Н.Л. Паршуковой, ПН. Соломатиной и др. Авторы отмечают положительное влияние детского экспериментирования на развитие дошкольников в различных аспектах - нравственном, интеллектуальном, творческом, социальном.
Исследования (А.Н. Кочеткова, Н.Л. Паршуковой, ПН. Соломатиной) [2; 4; 10] показывают, что в исследовательской деятельности происходит активизация мыслительных процессов, накопление практического опыта дошкольников. Поэтому детское экспериментирование есть средство интеллектуального развития ребенка.
Ведущим мотивом детского экспериментирования, согласно материалам Л.А. Саенко и ПН. Соломатиной [6], является направленность ребенка на получение новых знаний, новых сведений о предметах. В исследованиях Н.В. Веракса, О.Р Палимова, Н.П Гончаровой, Л.В. Ивановской, Е.Ф. Мазанюк, Н.В. Сапроновой, Л.В. Смирновой, Н.А. Шинкаревой детское экспериментирование представляется как сложный вид деятельности, в ходе которого происходит развитие различных способностей дошкольников - рассуждение, прогнозирование, построение этапов эксперимента, проектирование, целеполагание, поиск решений в исследовании.
Ученые (Н.Н. Поддъяков, Н.Л. Паршукова и др.) [5; 4] выделят виды детского экспериментирования:
1) мыслительное экспериментирование;
2) реальное экспериментирование;
3)социальное экспериментирование.
В последние годы отмечается повышенный интерес к изучению детского экспериментирования (О.В. Афанасьева, А.И. Иванова, О.В. Киреева, Н.А. Шин-
карева и др.), а именно - поиск содержательного наполнения, индивидуализация процесса экспериментирования, развитие художественного (творческого) экспериментирования, разработка технологий проведения детского экспериментирования в детском саду, разработка методического материала для воспитателей и родителей по детскому экспериментированию.
Коллектив авторов отмечает [1], что при экспериментировании у дошкольников развивается способность к моделированию, установлению связей между явлениями и предметами, происходит освоение природных закономерностей и зависимостей. Отмечается, что изучение предметов, экспериментирование с ними носит творческий характер, что стимулирует развитие детской любознательности и познавательной активности дошкольников.
Познавательный интерес как направленность личности является сильным побудителем к деятельности, а также регулятором этой деятельности, способствует становлению дошкольников как субъектов познавательной деятельности, стимулирующий ребенка к получению знаний, к учению, отмечают педагоги Е.И. Зритнева и Л.А. Саенко [8].
Несмотря на то, что познавательный интерес является ведущим мотивом деятельности, в дошкольной педагогике лишь в последнее время появились множественные исследования и методические разработки в этом направлении. Познавательный интерес, являясь мотивационным фактором и частью структуры познавательной деятельности, оказывает влияние на формирование и развитие личностных отношений дошкольников: общение со сверстниками, с воспитателем, родителями, различными иными участниками познания. Можно сделать вывод, что на основе познания мира на уровне предметов, постижения научных истин детьми, появляющимся отношением к новому знанию формируется у дошкольников собственное миропонимание, а далее - мироощущение и мировоззрение.
Педагогом ГН. Соломатиной [10] отмечается, что в старшем дошкольном возрасте активно развивается исследовательская позиция детей, формируется тип его исследовательского поведения. При этом проявляются познавательные интересы дошкольников, а именно - рассматривание предметов, расспрашивание взрослых об интересующих предметах (растения, животные, машины и др.), самостоятельный поиск доступной информации.
Педагоги и психологи (Н.В. Исакова, А.А. Кивилёва, Н.Г. Морозова, И.Н. Соколовская, И.Ф. Харламов, ГИ. Щукина) отмечают влияние познавательного интереса на умственное развитие дошкольников, на формирование нравственных качеств ребенка, его системы нравственных ценностей. Кроме того, отмечается, что при увлекательной исследовательской деятельности проявляются положительные качества детей. Познавательный интерес управляет поведением дошкольника, является регулятором его деятельности и поступков. В работах И.Н. Соколовской отмечено, что познавательный интерес сопряжен с волевыми усилиями ребенка, поэтому он выступает стимулов в развитии настойчивости, стремлении к завершению начатого дела, целеустремлённости.
Все вышеизложенное показывает, что детское экспериментирование является продуктивным средством развития познавательного интереса ребенка в дошкольном возрасте, оказывает положительное влияние на его интеллектуальное развитие, эмоциональную сферу, социальное становление, практический опыт различной деятельности, творческое развитие дошкольников. Опыт детского экспериментирования ложится в основу направленности дальнейшей исследовательской деятельности дошкольников.
Выделим положительный эффект использования детского экспериментирования в развитии дошкольников:
- стимулирование исследовательской деятельности;
- получение и накопление объема новых знаний, умений и навыков;
- развитие собственной активности дошкольников;
- развитие творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательного интереса, любознательности;
- формирование предпосылок потребности в непрерывном образовании.
Таким образом, познавательный интерес можно рассматривать как многозадачный феномен, оказывающий положительное влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Познавательный интерес является стимулом для интеллектуального развития, потребности в получении новых знаний, познании окружающего мира, социального взаимодействия ребенка. Эффективным средством развития познавательного интереса является детское экспериментирование, поскольку вызывает у дошкольников интерес, любознательность, стимулирует мыслительные операции. Детское экспериментирование не может быть изолировано от других видов деятельности, в которой проявляет себя дошкольник. В нем развиваются коммуникативные, творческие способности, личностные качества. Детское экспериментирование должно быть организованным педагогом, именно он вызывает познавательный интерес у детей, которые сами должны осуществлять маленькие эксперименты.
Выявлена закономерность: чем больше ребенок осуществляет свои маленькие эксперименты, тем выше у него проявляется познавательный интерес. И чем выше уровень познавательного интереса, тем все активнее и интенсивнее ребенок будет осуществлять свои исследования, участвовать в экспериментировании.
Библиографический список
1. Саенко Л.А., Суменко Л.В., Панасенкова М.М., Горбушина И.А. Актуальные социально-педагогические проблемы детства современной России. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007.
2. Кочеткова А.Н. К проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Международный студенческий научный вестник. 2015; № 5-3: 397 - 399.
3. Лысенко Н.В. Организация поисково-исследовательской работы в детском саду. Киев: РУМК, 2010.
4. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. Дошкольная педагогика. 2011; № 1: 25 - 31.
5. Поддьяков Н.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212 - 219.
7. Саенко Л.А. Развитие аналитических умений будущих специалистов сферы рекламы средствами кейс-заданий. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021; № 3 (84): 204 - 209.
8. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.
9. Саенко Л.А., Горбушина И.А. Технологии социально-педагогической поддержки семьи и детства в современной России: монография. Ставрополь: Бюро новостей, 2009.
10. Соломатина ГН. Адаптивная образовательная среда для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальное и инклюзивное образование: материалы Международной научно-практической конференции. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021: 40 - 44.
References
1. Saenko L.A., Sumenko L.V., Panasenkova M.M., Gorbushina I.A. Aktual'nye social'no-pedagogicheskie problemy detstva sovremennoj Rossii. Stavropol': OOO «Mir dannyh», 2007.
2. Kochetkova A.N. K probleme razvitiya poznavatel'no-issledovatel'skoj deyatel'nosti doshkol'nikov. Mezhdunarodnyjstudencheskijnauchnyj vestnik. 2015; № 5-3: 397 - 399.
3. Lysenko N.V. Organizaciya poiskovo-issledovatel'skojraboty v detskom sadu. Kiev: RUMK, 2010.
4. Parshukova N.L. Malen'kie issledovateli. Vidy i struktura issledovatel'skih zanyatij v detskom sadu. Doshkol'nayapedagogika. 2011; № 1: 25 - 31.
5. Podd'yakov N.N. Metodologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya issledovatel'skoj deyatel'nosti. Issledovatel'skaya deyatel'nost'uchaschihsya vsovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2006.
6. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212 - 219.
7. Saenko L.A. Razvitie analiticheskih umenij buduschih specialistov sfery reklamy sredstvami kejs-zadanij. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021; № 3 (84): 204 - 209.
8. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.
9. Saenko L.A., Gorbushina I.A. Tehnologii social'no-pedagogicheskoj podderzhki sem'i i detstva v sovremennoj Rossii: monografiya. Stavropol': Byuro novostej, 2009.
10. Solomatina G.N. Adaptivnaya obrazovatel'naya sreda dlya obucheniya i vospitaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Special'noe i inklyuzivnoe obrazovanie: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yaroslavl': Yaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.D. Ushinskogo, 2021: 40 - 44.
Статья поступила в редакцию 05.02.22
УДК 378.1
Funtikova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Industrial and Pedagogical Training Department, Vladimir Dahl Lugansk State University
(Lugansk, LPR), E-mail: [email protected]
JUSTIFICATION OF INTELLIGENCE STRUCTURE INTEGRITY AS AN INTEGRATIVE QUALITY OF A PERSON IN THE CONTEXT OF TASKS OF EDUCATION OF INTELLIGENCE AT UNIVERSITY STUDENTS. In the article the intelligence structure unity as integral quality of a personality is justified. Investigating integration as a core characteristic feature of "intelligence" concept, the author reveals the sense of integrativity and specifics of integrative concepts because they are the things which reveal methodological basis of intelligence structure unity justification in the context of university students intelligence education task solution. In the context of presented investigation the author defines intelligence as a person's integrated characteristic feature combining his/her spiritual-intelligence, spiritual-moral and spiritual-esthetic qualities on the basis of active vital and sense aspiration for self-perfection and perfection of the world on the basis of the highest spiritual values and applies to analysis of the stresses components balance and interrelations on the basis of analysis performed. The author has analyzed the consequences of person's intellectual, moral, and ethic spheres of development irregularity and their non-harmonic interaction. The performed analysis allows to conclude that person's spiritual-intellectual, spiritual-moral, and spiritual-ethic features form integrated relations with each other and thus forming principally new characteristic feature of a person.
Key words: intelligence, intelligence structure, spiritual-intellectual features, spiritual-moral features, spiritual-ethic features, intelligence training, university, higher education.
Н.В. Фунтикова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. индустриально-педагогической подготовки Луганского государственного университета
имени Владимира Даля, г. Луганск, E-mail: [email protected]
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
В статье обоснована целостность структуры интеллигентности как интегративного качества личности. Рассматривая интегративность как ключевую характеристику понятия «интеллигентность», автор раскрывает содержание интегративности и специфику интегративных понятий, поскольку именно они и составляют методологическую основу обоснования целостности структуры интеллигентности в контексте решения задач воспитания интеллигентности у студентов университета. На основе ранее проведенного анализа автор в контексте данного исследования определяет интеллигентность как интегративное качество человека, объединяющее его духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества на основе активного смысло-жизненного стремления к совершенствованию себя и мира на основе высших духовных ценностей, и обращается к анализу соотношения и взаимодействия выделенных компонентов. Автором проанализированы последствия неравномерности развития интеллектуальной, нравственной и эстетической сфер человека, их негармоничного взаимодействия. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества человека формируют между собой интегративные отношения, поэтому представляют собой принципиально новое человеческое качество.
Ключевые слова: интеллигентность, структура интеллигентности, духовно-интеллектуальные качества, духовно-нравственные качества, духовно-эстетические качества, воспитание интеллигентности, университет, высшее образование.