Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический процесс / самостоятельная работа слушателей ФППК / преподавательский состав / сотрудники ФППК / руководство самостоятельной работой слушателей ФППК / пути совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей / pedagogical process / independent work of students in retraining and further training faculties / teaching staff / staff of faculties of retraining and further training / supervision of independent work of trainees in refresher and advanced training faculties / ways to improve management of students’ own work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Лазукин, И.В. Фукс

В статье представлена характеристика актуальных проблем совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации (далее – ФППК) военных вузов, обусловленных различными социально-экономическими и психолого-педагогическими причинами. Представлены различные точки зрения на понимание сущности и содержание основных компонентов самостоятельной работы, проведен их сравнительный анализ. Выделены и обоснованы личностные и деятельностные слагаемые, определяющие уровень подготовленности обучающихся к самостоятельной работе и их взаимодействию с организаторами и руководителями самостоятельного учебного труда слушателей. На основе анализа теоретических источников и педагогической практики охарактеризованы роль и место самостоятельной работы в целостном педагогическом процессе как связующего звена в решении задач по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Представлена обобщающая характеристика сущностных составляющих самостоятельной работы слушателей ФППК и руководства ею. Обобщены и сформулированы основные пути и педагогические условия совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей ФППК в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Лазукин, И.В. Фукс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN FACULTIES OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF MILITARY UNIVERSITIES

The article presents an analysis of current problems of independent work of students in retraining and further training faculties (further RFTF) of military universities, caused by various socio-economic and psychological and educational reasons. Different points of view presented on the understanding and content of the main components that found in independent study, conducted their comparative analysis. The personal and operational components of the students’ level of preparation for independent work and their interaction with the organizers and supervisors of independent study of the students are identified and substantiated. Based on an analysis of theoretical sources and pedagogical practices described the role and place of independent work in a holistic pedagogical process, as a bridge to learning challenges, education and development of students. A summary of the essential characteristics of the participants’ of RFTF independent work is presented. Basic pathways and pedagogical conditions for increasing the effectiveness of the participants’ of RFTF independent work are generalized and formulated in modern conditions in view of the changes taking place in training activities and military practice.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

4. Герасимова И.Г Формирование межкультурной компетенции студентов геологических специальностей в процессе обучения профессиональному общению на английском языке. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2010.

5. Жиляева О.А. Языковая культура как фактор успешности профессиональной деятельности. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009; № 93: 245 - 249.

6. Иванова И.Д. Языковая личность современного экономиста. Молодой ученый. 2019; № 40 (278): 237 - 239.

7. Иностранный язык как путь к карьере. Available at: https://nn.hh.ru/article/13815

8. Ивукина Е.С. Особенности перевода экономических текстов. Available at: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/33668/1/iyalvmop_2015_29.pdf

9. Каверина О.Д. Организация преподавания учебных курсов по экономике в российских университетах в XIX веке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2010; № 3: 85 - 94.

10. Клеменцова Н.Н. Текст в обучении иностранному языку. Вестник МГИМО. 2012; № 5. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/tekst-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku

11. Микоян А.И. Так было. Москва: Вагриус, 1999.

12. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Москва, 2004.

13. Струнина Н.В. Реализация компетентностного аспекта ФГОС ВПО в обучении иностранному языку в вузе. Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014; № 1-1: 105 - 110.

14. Соловьева О.Б. Обучение устному профессионально ориентированному общению студентов морских инженерных специальностей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2011.

15. Шишкин М.В., Мисько О.Н. Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (часть II). Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015; № 4: 90 - 94.

16. Ярунина С.А. Основы внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017; № 2: 76 - 82.

References

1. Akopyan L.G. Razlichnye podhody v prepodavanii inostrannogo yazyka studentam v neyazykovyh vuzah. Available at: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/ conf3/30.pdf

2. Belyanin V.P. Psiholingvisticheskie osobennosti hudozhestvennogo teksta. Moskva, 1988.

3. Bim I.L., Sadomova L.V. Kul'turnoe prostranstvo inovoe soderzhanie obrazovaniya: razmyshleniya o vzaimodejstvii fakiorov imehanizmov: monografiya. Moskva, 2014.

4. Gerasimova I.G. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii studentov geologicheskih special'nostej v processe obucheniya professional'nomu obscheniyu na anglijskom yazyke. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

5. Zhilyaeva O.A. Yazykovaya kul'tura kak faktor uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009; № 93: 245 - 249.

6. Ivanova I.D. Yazykovaya lichnost' sovremennogo 'ekonomista. Molodojuchenyj. 2019; № 40 (278): 237 - 239.

7. Inostrannyj yazyk kak put' k kar'ere. Available at: https://nn.hh.ru/article/13815

8. Ivukina E.S. Osobennostiperevoda 'ekonomicheskih tekstov. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/33668/1/iyalvmop_2015_29.pdf

9. Kaverina O.D. Organizaciya prepodavaniya uchebnyh kursov po 'ekonomike v rossijskih universitetah v XIX veke. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 'Ekonomika. 2010; № 3: 85 - 94.

10. Klemencova N.N. Tekst v obuchenii inostrannomu yazyku. VestnikMGIMO. 2012; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku

11. Mikoyan A.I. Takbylo. Moskva: Vagrius, 1999.

12. Pidkasistyj P.I. Organizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov. Moskva, 2004.

13. Strunina N.V. Realizaciya kompetentnostnogo aspekta FGOS VPO v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2014; № 1-1: 105 - 110.

14. Solov'eva O.B. Obuchenie ustnomu professional'no orientirovannomu obscheniyu studentov morskih inzhenernyh special'nostej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.

15. Shishkin M.V., Mis'ko O.N. 'Ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii: vchera, segodnya, zavtra (chast' II). VestnikUGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. Seriya: 'Ekonomika. 2015; № 4: 90 - 94.

16. Yarunina S.A. Osnovy vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii inostrannogo yazyka. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2017; № 2: 76 - 82.

Статья поступила в редакцию 31.01.22

УДК 378

Lazukin A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honored worker of the Higher School of the Russian Federation, Professor, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Lazykin@yandex.ru

Fuks I.V., Head of Department of Retraining and Advanced Training of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, postgraduate, Faculty of pedagogy at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: fuks68@mail.ru

IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN FACULTIES OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF MILITARY UNIVERSITIES. The article presents an analysis of current problems of independent work of students in retraining and further training faculties (further RFTF) of military universities, caused by various socio-economic and psychological and educational reasons. Different points of view presented on the understanding and content of the main components that found in independent study, conducted their comparative analysis. The personal and operational components of the students' level of preparation for independent work and their interaction with the organizers and supervisors of independent study of the students are identified and substantiated. Based on an analysis of theoretical sources and pedagogical practices described the role and place of independent work in a holistic pedagogical process, as a bridge to learning challenges, education and development of students. A summary of the essential characteristics of the participants' of RFTF independent work is presented. Basic pathways and pedagogical conditions for increasing the effectiveness of the participants' of RFTF independent work are generalized and formulated in modern conditions in view of the changes taking place in training activities and military practice.

Key words: pedagogical process, independent work of students in retraining and further training faculties, teaching staff, staff of faculties of retraining and further training, supervision of independent work of trainees in refresher and advanced training faculties, ways to improve management of students' own work.

АД. Лазукин, д-р пед. наук, проф., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Lazykin@yandex.ru И.В. Фукс, нач. факультета переподготовки и повышения квалификации Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: fuks68@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В статье представлена характеристика актуальных проблем совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации (далее - ФППК) военных вузов, обусловленных различными социально-экономическими и психолого-педагогическими причинами. Представлены различные точки зрения на понимание сущности и содержание основных компонентов самостоятельной работы, проведен их сравнительный анализ. Выделены и обоснованы личностные и деятельностные слагаемые, определяющие уровень подготовленности обучающихся

к самостоятельной работе и их взаимодействию с организаторами и руководителями самостоятельного учебного труда слушателей. На основе анализа теоретических источников и педагогической практики охарактеризованы роль и место самостоятельной работы в целостном педагогическом процессе как связующего звена в решении задач по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Представлена обобщающая характеристика сущностных составляющих самостоятельной работы слушателей ФППК и руководства ею. Обобщены и сформулированы основные пути и педагогические условия совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей ФППК в современных условиях.

Ключевые слова: педагогический процесс, самостоятельная работа слушателей ФППК, преподавательский состав, сотрудники ФППК, руководство самостоятельной работой слушателей ФППК, пути совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей.

Изменение и обновление задач профессиональной деятельности офицерского состава Вооруженных Сил РФ, выпускников военных вузов разных лет в современных условиях повлекло за собой и потребность изменений в организации и содержании их повышения квалификации и переподготовки в военных вузах. Как показывает педагогическая практика и специальные исследования, основными характерными чертами процесса переподготовки и повышения квалификации кадров в образовательном пространстве ФППК современных отечественных военных вузов являются:

- увеличение числа преподаваемых дисциплин;

- систематическое уплотнение и обновление преподаваемого материала;

- регулярное привлечение слушателей к различным видам общественной деятельности;

- пропуски слушателями плановых учебных занятий по объективным причинам [1-6].

Эти и некоторые другие факторы снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. И в этих условиях даже посещение всех учебных занятий, по материалам нашего исследования, не может обеспечить переподготовку или повышение квалификации офицеров на уровне, соответствующем запросам, предъявляемым современным динамично развивающимся обществом и, в частности, Вооружёнными Силами РФ как его неотъемлемой частью.

В связи с этим результативность подготовки слушателей ФППК тесно связана с наличием у них достаточно развитого комплекса способностей, позволяющих осуществлять систематическую самостоятельную работу с учебной информацией. Подобная актуализация навыков самостоятельной учебной деятельности характерна для большинства современных российских ФППК военных вузов [1; 4; 7]. И поэтому сегодня самостоятельная работа слушателей ФППК представляет собой важную составляющую их учебной деятельности.

Педагогическая практика свидетельствует, что методически четко организованная самостоятельная учебная работа слушателей благоприятно воздействует на процесс развития их профессиональных компетенций, а также способствует формированию у них потребности в самообразовании и саморазвитии. Учитывая это, членам педагогических коллективов ФППК необходимо уделять повышенное внимание проблемам, связанным с эффективной организацией руководства соответствующим сегментом переподготовки офицерских кадров, в важности которого мы только что имели возможность убедиться [2; 5; 6; 8].

Цель данной статьи предполагает научное и прикладное уточнение специфики совершенствования руководства процессом самостоятельной работы слушателей ФППК военных вузов.

Основными задачами статьи являются:

- рассмотрение ключевых сущностных и содержательных характеристик самостоятельной работы слушателей ФППК военных вузов, а равно и вопросов, связанных с руководством ею;

- рассмотрение наиболее эффективных на данном этапе развития соответствующего сегмента военного образования путей совершенствования руководства самостоятельной учебной деятельностью слушателей ФППК.

Методы исследования: анализ специальной литературы и педагогического опыта работы авторов в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.

Представляется возможным и необходимым остановиться на наиболее значимых составляющих самостоятельной работы слушателей ФППК и руководства ею, которые могут выступать методологической и научно-теоретической основой понимания процесса её зарождения и становления, а также выявления путей и условий совершенствования в новых условиях деятельности ФППК.

Современный этап функционирования высшей государственной и негосударственной школ, в том числе ФППК, с их проблемами и противоречиями свидетельствует о необходимости изучения истории и опыта учебного процесса и его важнейшей составляющей - самостоятельной работы обучающихся для использования в профессионально-педагогической деятельности в настоящее время на ФППК военных вузов.

Анализ ряда наименований специальной литературы, так или иначе затрагивающих вопросы, связанные с самостоятельной работы обучающихся, даёт нам право с определённой долей уверенности утверждать, что одним из ключевых педагогических условий, обеспечивающих успешность дальнейшего совершенствования процессов, связанных с управлением ей, является изучение опыта предыдущих поколений педагогов-исследователей и практиков, работавших в данной области [2; 8-11]. Можно выделить шесть стадий становления самостоятельной работы как частей учебного процесса, осуществляемого в пространстве образовательных организаций (табл. 1).

Общим для всех охарактеризованных выше этапов интеграции самостоятельной работы в систему учебной деятельности организаций высшего и послевузовского образования было отсутствие однозначного понимания конкретных её сущностных и содержательных характеристик применительно к системе переподготовки и повышения квалификации [11, с. 60].

Соответственно, и на сегодняшний день фиксируется факт существования определённого плюрализма взглядов на различные проблемы, связанные с самостоятельной работой, в т.ч. слушателей ФППК военных вузов [3; 11; 13]. Однако на сегодняшнем этапе разработки данной проблематики представляется возможным выделение ряда важнейших сущностных признаков их самостоятельной работы (табл. 2).

Таблица 1

Наименование периода Хронологические рамки Краткая характеристика

Возникновение и становление самостоятельной работы в частной и общественной школе России X - середина XIX вв. Самостоятельная работа интегрируется в учебный процесс как объективная потребность в развитии самостоятельности обучающихся, организуется на уровне преподаватель - обучающийся

Интеграция самостоятельной работы в образовательную среду вузов по мере развития системы ВО в России Вторая половина XIX - конец XIX в. Определённое внимание к самостоятельной работе обучающихся со стороны организаторов образовательной деятельности, связанное с этим её выделение как самостоятельной части образовательного процесса

Формирование унифицированных систем учебной деятельности в вузах Конец XIX - начало ХХ вв. Специальное планирование самостоятельной работы обучающихся, зафиксированное на страницах учебных планов и программ, вооружение различных категорий обучающихся навыками и умениями самостоятельной работы

Педагогическая рецепция предшествующего опыта профессионального обучения, в т.ч. критическая оценка роли и места самостоятельной работы в образовательном процессе Начало XX - середина XX в. Повышение роли и места самостоятельной работы в системе профессиональной подготовки, дискуссии в среде педагогов-исследователей и практиков по вопросам, связанным с ее сущностными и содержательными характеристиками

Современный этап развития системы высшего и послевузовского образования Конец XX - первая четверть XXI вв. Повышение роли самостоятельной работы в профессиональном образовании, широкое внедрение различных инновационных образовательных технологий, позволяющих оптимизировать самостоятельную учебную деятельность, интенсивные поиски путей дальнейшего повышения их эффективности [10; 11]

Этапы интеграции самостоятельной работы в образовательный процесс

Таблица 2

Сущностные признаки самостоятельной работы слушателей ФППК военных вузов

Группа признаков Xарактеристика

Внешние Практическая, либо учебно-познавательная задача выступает в роли учебной проблемы, решение которой способствует развитию профессиональных и/или личностных качеств слушателей. Эта задача должна побуждать их к различным проявлениям самостоятельной активности. Роль педагогического состава ФППК сводится к организационным функциям

Внутренние Слушатели ФППК военных вузов проявляют самостоятельную творческую активность в ходе решения поставленных перед ними задач. При этом их самостоятельная работа претерпевает качественные изменения и поступательно развивается [14, с. 53]

Изучение современного состояния самостоятельной работы слушателей ФППК военных вузов позволило выявить основные трудности в руководстве ею. Последние могут быть разделены на четыре группы (табл. 3).

Таблица 3

Трудности, возникающие при организации самостоятельной работы слушателей ФППК военных вузов

Группы Xарактеристика

Психологические Трудности, связанные с мотивацией слушателей к самостоятельному учебному труду

Организационно-технические Связаны с методическим, информационным и материально-техническим обеспечением руководства самостоятельной работой слушателей ФППК

Координации и взаимодействия Связаны с объединением усилий всех участников образовательного процесса в целях достижения единой цели переподготовки и повышения квалификации слушателей

Технологические Трудности, связанные с необходимостью овладения слушателями ФППК военных вузов системой знаний, умений и навыков, относящихся к области самостоятельного учебного труда [1; 7; 11; 13; 14]

Исследование теоретических и прикладных основ организации, содержания и методики самостоятельной работы слушателей ФППК военных вузов, а также изучение её практики позволили разработать и обосновать комплексную целевую программу совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей ФППК военных вузов, а также организовать ее опытную проверку на ФППК в Военном университете МО РФ и нескольких военных академиях. Содержательную основу реализации комплексной целевой программы совершенствования соответствующего сегмента учебной деятельности составили следующие положения:

1. Целенаправленное объединение профессорско-преподавательского состава под общей педагогической целью повышения мотивации у обучаемых ФППК к самостоятельному учебному труду.

2. Формирование у участников образовательного процесса мотивации на эффективное управление самостоятельной учебной деятельностью слушателей ФППК.

3. Подготовка членов педагогических коллективов к руководству самостоятельной работой слушателей, учитывающему требования современного социума.

4. Расширение использования методов активизации самостоятельной учебной деятельности слушателей.

5. Обучение слушателей ФППК основам эффективного использования передовых методик самостоятельной работы, повышение заинтересованности слушателей в соответствующих формах активности.

Реализация охарактеризованной выше программы доказала свою обоснованность и продуктивность. Результаты, полученные в ходе её апробации, позволяют нам с определённой долей уверенности говорить об эффективности ряда путей совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей ФППК военных вузов (табл. 4).

Библиографический список

Таблица 4

Эффективные пути совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей ФППК военных вузов

Пути Педагогические условия их успешной реализации

Оптимизация подготовки преподавательского состава к руководству самостоятельной работой слушателей Вооружение преподавателей современными педагогическими технологиями организации самостоятельной работы

Формирование у преподавателей осознанного стремления к усвоению системы знаний, умений и навыков, связанных с эффективным руководством самостоятельной работой

Регулярный педагогический контроль за осуществлением преподавателями руководства самостоятельной работой слушателей ФППК военных вузов

Активное включение преподавателей в различные виды деятельности, направленные на эффективное руководство самостоятельной работой слушателей

Активизация самостоятельного учебного труда слушателей ФППК на основе личностно ориентированного подхода Генерация упорядоченной системы самостоятельной работы слушателей, соответствующей цикличности их работоспособности

Широкое использование преподавателями ФППК методов эффективного педагогического стимулирования работы слушателей

Организация самостоятельной работы слушателей в соответствии с дидактическими принципами

Знакомство слушателей с наиболее эффективными на сегодняшний день методиками самостоятельной учебной деятельности

Рациональная оптимизация деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы слушателей Формирование у членов педагогических коллективов положительной мотивации деятельности, связанной с организацией самостоятельной работы слушателей в процессе учебно-методических занятий и индивидуальной работы

Обеспечение эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рациональный выбор технологий, форм и методов проведения занятий в рамках подготовки преподавателей и сотрудников к осуществлению деятельности по организации самостоятельной работы слушателей

Таким образом, анализ состояния самостоятельной работы слушателей ФППК в военных вузах показывает, что сложившаяся практика руководства ею в современных условиях претерпевает значительные изменения и нуждается в совершенствовании. Ее организаторы и участники находятся в процессе поиска путей и способов осуществления такой организации, содержания и методики организации самостоятельной работы обучающихся и руководства ею, которая соответствовала бы обновляющимся требованиям к подготовке специалистов, выдвигаемым на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней обобщен определенный историко-педагогический опыт самостоятельной работы обучающихся в отечественных образовательных учреждениях и руководства ею; уточнены сущность и содержание самостоятельной работы слушателей ФППК и особенности руководства ею в современных условиях; определены, обоснованы и представлены основные пути и педагогические условия совершенствования руководства самостоятельной работой слушателей ФППК военных вузов.

Теоретическая значимость статьи определяется представлением актуальной научной проблемы - совершенствование руководства самостоятельной работой слушателей ФППК военных вузов, обогащающей имеющиеся знания о сущности и содержании этого дидактического процесса.

Практическая значимость связана с тем, что на основе анализа специальной литературы и педагогического опыта авторов определены основные направления, по которым может осуществляться совершенствование процесса руководства самостоятельной работой слушателей.

1. Мусинец П.В., Краюхин А.И. Организационно-педагогические условия совершенствования профессионально-правовой компетенции слушателей военных вузов. Научные исследования и инновации. 2021; № 8: 230 - 235.

2. Авуза А.А. Повышение эффективности руководства самостоятельной работой курсантов военных вузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

3. Сластёнин В.А. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе. Москва: Юрайт, 2017.

4. Турченюк И.Н., Волкова В.В. Научиться «смотреть за горизонт». К 10-летию кафедры государственного управления и национальной безопасности ВАГШ ВС РФ. Вестник военного образования. 2020; № 3 (24): 12 - 17.

5. Микитюк Ю.В. Ведомственное образование в Республике Крым: история и современность. Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. 2018; № 3: 4 - 11.

6. Кошелева А.О., Шевченко О.И., Архипенко М.А. Эффективная деятельность преподавателя ведомственного вуза в условиях интеграции науки и образования. Ученые записки Орловского государственного университета. 2017; № 4 (77): 240 - 244.

7. Прудников Л.А., Волкова В.В. Качество прежде всего. Из опыта подготовки военных педагогов. Вестник военного образования. 2021; № 6 (33): 23 - 28.

8. Прудников Л.А., Волкова В.В. Возможности педагогического сопровождения становления офицеров-преподавателей в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная мысль. 2020; № 12: 150 - 156.

9. Машарипова В.Г. Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся. Вопросы науки и образования. 2020; № 20 (155): 21 - 24.

10. Алиева У.Х. Роль самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе. Достижения науки и образования. 2021; № 7 (79): 54 - 55.

11. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Историческое развитие самостоятельной работы как вида деятельности школьников. Colloquium-journal. 2021; № 35 (122): 58 - 63.

12. Волков Н.П. Вопросы руководства самостоятельной работой слушателей академии. Москва: ВПА, 1985.

13. Барабанщиков А.В. Научно-педагогические основы самостоятельной работы слушателей и руководство ею. Пути совершенствования самостоятельной работы слушателей: сборник. Москва: ВПА, 1979: 3 - 15.

14. Никитин В.А., Детушев И.И. Соответствовать квалификации. Основные направления повышения качества подготовки слушателей по дисциплинам кафедры материально-технического обеспечения военной академии ВКО. Вестник военного образования. 2019; № 1 (16): 52 - 55.

References

1. Musinec P.V., Krayuhin A.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya professional'no-pravovoj kompetencii slushatelej voennyh vuzov. Nauchnye issledovaniya i innovacii. 2021; № 8: 230 - 235.

2. Avuza A.A. Povyshenie 'effektivnostirukovodstva samostoyatel'nojrabotojkursantov voennyh vuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

3. Slastenin V.A. Tehnologiya professional'no orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole. Moskva: Yurajt, 2017.

4. Turchenyuk I.N., Volkova V.V. Nauchit'sya «smotret' za gorizont». K 10-letiyu kafedry gosudarstvennogo upravleniya i nacional'noj bezopasnosti VAGSh VS RF. Vestnikvoennogo obrazovaniya. 2020; № 3 (24): 12 - 17.

5. Mikityuk Yu.V. Vedomstvennoe obrazovanie v Respublike Krym: istoriya i sovremennost'. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. I.D. Putilina. 2018; № 3: 4 - 11.

6. Kosheleva A.O., Shevchenko O.I., Arhipenko M.A. 'Effektivnaya deyatel'nost' prepodavatelya vedomstvennogo vuza v usloviyah integracii nauki i obrazovaniya. Uchenyezapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 4 (77): 240 - 244.

7. Prudnikov L.A., Volkova V.V. Kachestvo prezhde vsego. Iz opyta podgotovki voennyh pedagogov. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2021; № 6 (33): 23 - 28.

8. Prudnikov L.A., Volkova V.V. Vozmozhnosti pedagogicheskogo soprovozhdeniya stanovleniya oficerov-prepodavatelej v Voennoj akademii General'nogo shtaba Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Voennaya mysl'. 2020; № 12: 150 - 156.

9. Masharipova V.G. Proekt kak vid samostoyatel'noj tvorcheskoj raboty uchaschihsya. Voprosy naukiiobrazovaniya. 2020; № 20 (155): 21 - 24.

10. Alieva U.H. Rol' samostoyatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya v uchebnom processe. Dostizheniya naukiiobrazovaniya. 2021; № 7 (79): 54 - 55.

11. Scherbakova E.V., Scherbakova T.N. Istoricheskoe razvitie samostoyatel'noj raboty kak vida deyatel'nosti shkol'nikov. Colloquium-journal. 2021; № 35 (122): 58 - 63.

12. Volkov N.P. Voprosy rukovodstva samostoyatel'noj rabotoj slushatelej akademii. Moskva: VPA, 1985.

13. Barabanschikov A.V. Nauchno-pedagogicheskie osnovy samostoyatel'noj raboty slushatelej i rukovodstvo eyu. Puti sovershenstvovaniya samostoyatel'noj raboty slushatelej: sbornik. Moskva: VPA, 1979: 3 - 15.

14. Nikitin V.A., Detushev I.I. Sootvetstvovat' kvalifikacii. Osnovnye napravleniya povysheniya kachestva podgotovki slushatelej po disciplinam kafedry material'no-tehnicheskogo obespecheniya voennoj akademii VKO. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019; № 1 (16): 52 - 55.

Статья поступила в редакцию 05.02.22

УДК 373.2

Rodina N.M., lecturer, Department of Choir Conducting and Social and Cultural Projects, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: nelya.rodina@yandex.ru

CHILDREN'S EXPERIMENTATION AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN PRESCHOOL CHILDREN. The article considers the essence and meaning of the concepts of "children's experimentation", "cognitive activity." The directions and types of children's experimentation (mental, real, social) are substantiated and described. The motives of children's experimentation are revealed. The positive influence of children's experimentation on the intellectual, social, creative development of preschoolers is substantiated. The essence of cognitive interest is considered from the point of view of the leading motive of the child's activity, including research and teaching. The influence of cognitive interest on the mental development of preschoolers, on the formation of the moral qualities of the child, the formation of his system of moral values, the development of volitional qualities, the manifestation of the positive qualities of the child in joint activities are shown. The relationship between children's experimentation and the development of the cognitive interest of preschoolers is revealed.

Key word: cognitive interest, preschool age, experiment, children's experimentation, development of preschoolers.

Н.М. Родина, преп., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: nelya.rodina@yandex.ru

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрена сущность и значение понятий «детское экспериментирование», «познавательная активность». Обоснованы и описаны направления и виды детского экспериментирования (мысленное, реальное, социальное). Выявлены мотивы детского экспериментирования. Обосновано положительное влияние детского экспериментирования на интеллектуальное, социальное, творческое развитие дошкольников. Рассмотрена сущность познавательного интереса с точки зрения ведущего мотива деятельности ребенка, в том числе исследовательской и учебной. Показано влияние познавательного интереса на умственное развитие дошкольников, на формирование нравственных качеств ребенка, его системы нравственных ценностей, развитие волевых качеств, проявление положительных качеств ребенка в совместной деятельности. Выявлена связь между детским экспериментированием и развитием познавательного интереса дошкольников.

Ключевые слова: познавательный интерес, дошкольный возраст, эксперимент, детское экспериментирование, развитие дошкольников.

В современный период развития образования актуальным является вопрос повышения качества образования, нацеленность на формирование личности творческой, активной, проявляющей интерес к учению, способной к нестандартным решениям в различных ситуациях. В ФЗ «Об образовании» отражены данные образовательные установки. В непрерывной системе образования РФ дошкольная образовательная организация считается первой ступенью, следовательно, в период дошкольного детства проблема развития познавательного интереса является значимой, так как такие качества личности, как интерес к

учению, целеустремленность, активность закладываются именно в этот период. В стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечены задачи дошкольного учреждения по развитию познавательного интереса, такие как: 1) создание педагогических условий по обеспечению развития способностей детей и их интересов; 2) обеспечение условий по стимулированию любознательности и познавательной активности; 3) формирование познавательного интереса и познавательной самостоятельной деятельности дошкольников. Таким образом, решение проблем, связанных с развитием познавательного интереса дошколь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.