отбор, это усиливает «мотивацию на достижение» у участников подобных проектов, способствует тому, чтобы не только рационально осмыслить, но и эмоционально пережить (и навсегда запомнить как счастливые минуты) опыт добровольчества, работы в молодёжной сплочённой команде в рекреационной зоне (например, на Байкале, в Горном Алтае и т. д.), где воздействует на личность участника важный для молодёжи фактор красоты, эстетики природно-ландшафтного комплекса.
Таким образом, социальный менеджмент и маркетинг организационных форм добровольческой деятельности является
Библиографический список
в современных условиях инновационной социокультурной технологией. Эта технология обеспечивает формирование и продвижение молодёжного и студенческого добровольчества на муниципальном и региональном уровнях именно потому, что строится на основе учёта социально-территориальных, национально-культурных, возрастных особенностей населения, его социально-демографических групп, а также степени ресурсного обеспечения оргпроектов с учётом поиска и консолидации не только финансовых (бизнес), но и информационных (СМИ) и административно-управленческих (власть) ресурсов.
1. Оленина Г.В. Оптимизация добровольческой деятельности студенческой молодёжи в сфере досуга: проектный подход. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2006.
2. Оленина Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2012.
3. Оленина Г.В. Добровольческое движение молодёжи за рубежом. Мир науки, культуры, образования. 2014, № 6: 199 - 203.
4. Курбатов В.И.; Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2001.
5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. Санкт-Петербург: Лань, 2001.
6. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И. В. Маркетинг. Москва: Дашков и К°, 2004.
7. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Москва: Экономика, 1990.
References
1. Olenina G.V. Optimizaciya dobrovol'cheskoj deyatel'nosti studencheskoj molodezhi v sfere dosuga: proektnyj podhod. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2006.
2. Olenina G.V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2012.
3. Olenina G.V. Dobrovol'cheskoe dvizhenie molodezhi za rubezhom. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014, № 6: 199 - 203.
4. Kurbatov V.l.; Kurbatova O.V. Social'noe proektirovanie. Rostov-na-Donu: Nauka-Press, 2001.
5. Tul'chinskij G.L. Menedzhment v sfere kul'tury. Sankt-Peterburg: Lan', 2001.
6. Godin A.M., Maksimova N.S., Podporina I. V. Marketing. Moskva: Dashkov i K°, 2004.
7. 'Evans Dzh.R., Berman B. Marketing. Moskva: 'Ekonomika, 1990.
Статья поступила в редакцию 13.03.18
УДК 378.14.014.13
Rosin A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management of Daily Activities of the Divisions,
Yaroslavl Higher Military School of Air Defence (Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF INDEPENDENT WORK OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY. Currently, higher military educational organizations give great importance to the independent work of cadets in the process of acquiring their knowledge, the search for optimal ways of its organization and improvement. In the process of training for future professional activity it is necessary to build the educational process in such a way as to increase the proportion of independent work of cadets, ensuring the development of intellectual and professional qualities. A retrospective analysis of the activities of the military educational institutions, private educational experience allows you to identify the specific features of the organization of this process.
Key words: independent work, cadets, military university, higher military educational organization, types of independent work of cadets.
А.А. Розин, канд. пед. наук, доц. каф. управления повседневной деятельностью подразделениями, Федеральное
государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль, Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время в высших военных образовательных организациях большое значение придаётся самостоятельной работе курсантов в процессе приобретения ими знаний, поискам оптимальных путей её организации и совершенствования. В процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности необходимо построение учебного процесса таким образом, при котором растет удельный вес самостоятельной работы курсантов, обеспечивающей развитие интеллектуальных и профессиональных качеств. Ретроспективный анализ деятельности военных образовательных организаций, собственный педагогический опыт позволяет выявить специфические особенности организации данного процесса, к которым можно отнести: четкую и строгую временную регламентацию, отводимую на самостоятельную работу обучающихся; ограничение возможностей для самостоятельной работы у обучающихся рамками конкретной военной образовательной организации и представленным в ней библиотечным фондом; дифференциация уровня знаний курсантов, их адаптация к военной службе.
Ключевые слова: самостоятельная работа, курсанты, военный вуз, высшая военная образовательная организация, виды самостоятельной работы курсантов.
Современные социально-политические, экономические и культурные процессы, происходящие в мире, обусловливают актуальность поиска оптимальных путей организации самостоятельной работы курсантов военных вузов, обеспечивающих развитие творческих способностей личности, направленных на решение проблемных задач в нестандартных условиях, на ов-
ладение ведущими способами и инструментальными умениями в процессе выполнения своей профессиональной деятельности.
Особенности организации учебного процесса в военных образовательных организациях достаточно подробно рассмотрены в работах А.В. Барабанщикова [1], О.П. Бажоры, А.И. Богомолова [2], В.П. Демиденко, И.М. Звягина, В.П. Иванова, Б.П. Корочкина,
B.М. Куликова, М.В. Лагуновой, А.П. Порохина, А.А. Порошина[3], A.A. Червовой и других.
Изучение проблемы самостоятельной работы обучающихся в различных ее аспектах представлено в трудах ученых психологов и педагогов: Ю.К. Бабанского, В. Графа, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.И. Ильясова, И.А. Зимней, А.А. Кирсанова, Г.М. Коджаспировой, A.C. Лында, В.Я. Ляудиса, А.И. Ниль-сона, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, С.И. Самыгина,
C.Д. Смирнова, А.В. Усовой.
Прежде всего, это зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «самостоятельный». В педагогике самостоятельность трактуется как одно из свойств личности, характеризующееся двумя факторами. Первый фактор включает в себя совокупность средств - знаний, умений, навыков, которыми обладает обучающийся. Второй фактор - отношение обучающегося к процессу деятельности, её результат и условия осуществления, а также складывающиеся в процессе деятельности связи с другими людьми.
В рассматриваемых работах встречаются три значения данного понятия: 1. Обучающийся должен выполнять работу сам, без непосредственного участия педагога; 2. От обучающегося требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; 3. Выполнение работы строго не регламентировано, обучающемуся предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.
По определению И.А. Зимней самостоятельная работа представляется как «целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [4].
В свою очередь П.И. Пидкасистый считает, что «самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления познавательной деятельностью в учебном процессе» [5]. Кроме того, «самостоятельная работа является и средством вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность» [5].
Н.Г. Дайри, рассматривая самостоятельную работу, выделяет несколько её характеристик. Первая из них - это отсутствие посторонней прямой помощи. Вторая характеристика представляет собой опору на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, использование их при рассмотрении вопроса и решении его по-своему, выражение личного отношения, высказывание собственной аргументации, проявление инициативы, творческого начала. Третья характеристика - образовательное, воспитательное, логическое содержание работы, оно является важным, полноценным и поэтому обогащает обучающегося, вызывает напряжение мышления и развитие его [6].
Таким образом, сущность самостоятельной работы раскрывается учеными-педагогами через описание либо путей руководства ее выполнением, либо форм организации учебных занятий. В силу этого, самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения; другими - как прием учения; третьими - как форма организации деятельности обучающихся.
Обучающийся как субъект деятельности и как личность может быть успешен в том случае, если он обладает ярко выраженной и устойчиво проявляющейся склонностью к учебе, создающей прочную основу для сохранения положительно направленной и продуктивной по своим результатам активности личности.
Самостоятельная работа курсантов военного вуза в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности, на наш взгляд - это целенаправленная совокупность субъективных действий обучающихся, осуществляемая под непосредственным или опосредованным управлением педагога, направленная на освоение содержания образования и развитие самостоятельности личности [7].
Библиографический список
Организация данного процесса в современной военной образовательной организации направлена на обеспечение следующих видов самостоятельной работы курсантов: репродуктивную, предполагающую воспроизведение информации о различных свойствах изучаемого объекта посредством чтения литературы и её конспектирования, прослушивания и просмотр аудио,- и видеоматериалов, решения задач, выполнения тренировочных упражнений, тестов; продуктивную, требующую самостоятельного приобретения знаний, заключающуюся в поиске информации в справочных изданиях, справочно-правовых системах, в выполнении графической работы, составления таблиц; творческую, обеспечивающую перенос знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработку гипотетического аналогового мышления в рамках подготовки проектов, рецензирования, подготовки к участию в конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выполнения выпускной квалификационной работы.
Изучение специальной литературы по данной проблеме, ретроспективный анализ деятельности военных образовательных организаций, собственный педагогический опыт позволил нам выявить специфические особенности организации самостоятельной работы курсантов военных вузов в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. К ним мы относим:
Во-первых, четкую и строгую временную регламентацию, отводимую на самостоятельную работу обучающихся, которая предусматривается учебным планом. Содержание самостоятельной работы курсантов закрепляется в рабочих программах учебных дисциплин и направлено на расширение и углубление знаний по данным курсам. В рабочих программах дисциплин устанавливаются тематические блоки, ориентированные во времени, для каждого из которых определены все необходимые виды занятий, объем самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. Самостоятельная работа организуется в часы, отведенные распорядком дня, в специально закрёпленных за учебными группами аудиториях, читальных залах, учебно-методических кабинетах, специализированных классах.
Во-вторых, ограничение возможностей для самостоятельной работы у обучающихся рамками конкретной военной образовательной организации и представленным в ней библиотечным фондом. Несмотря на то, что библиотека военного вуза вносит значительный вклад в процесс подготовки к будущей профессиональной деятельности курсантов, предоставляет доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, в ней находится, как правило, только литература с грифами секретности по специальным дисциплинам, изучаемым в вузе.
В-третьих, исходя из особенностей организации учебного процесса в военном вузе (выполнение хозяйственных работ, несением службы суточного наряда, осуществляемых дежурными подразделениями по графику, или наряда вне очереди за служебные нарушения; мероприятий, подготовка и проведение которых регламентированы приказами руководителя военной образовательной организации) осуществляется отрыв обучающихся не только от самих учебных занятий, но и непосредственно от самой самостоятельной работы.
В-четвертых, организация самостоятельной работы обучающихся в военном вузе зависит от значительной дифференциации уровня знаний курсантов, их адаптации к военной службе, новому коллективу, с которым их связывает совместное проживание и быт. Обучение в военной образовательной организации требует от курсантов большего, по сравнению со студентами гражданских вузов, психологического и эмоционального напряжения. Реализация данного процесса предполагает следующую логику построения: от расширения и закрепления знаний и умений, приобретаемых курсантом на младших курсах на традиционных формах занятий до развития творческого потенциала обучающегося, проявления его профессиональной направленности, выраженного военно-профессионального сознания и мышления на старших курсах.
1. Барабанщиков А.В., Корочкин Б.П. Научно-педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы. Организация и методика самостоятельной работы студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 1979: 6 - 8.
2. Богомолов А.И. O.A. Кудрявцев. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие. Пенза: ПАИИ, 2006.
3. Порошин А.А. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2000.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
5. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы её классификации. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000.
6. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы. Народное образование. 1963; 5: 34 - 56
7. Розин А.А., Розина Е.А. Принципы организации самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе. Научный форум: Педагогика и психология: сборник статей по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. Москва: Издательство «МЦНО», 2017; 10 (12): 116 - 120.
References
1. Barabanschikov A.V., Korochkin B.P. Nauchno-pedagogicheskie osnovy povysheniya 'effektivnosti samostoyatel'noj raboty. Organizaciya i metodika samostoyatel'noj raboty studentov: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 1979: 6 - 8.
2. Bogomolov A.I. O.A. Kudryavcev. Tehnologiiprofessional'no-orientirovannogo obucheniya: uchebnoe posobie. Penza: PAII, 2006.
3. Poroshin A.A. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya u kursantov voenno-uchebnyh zavedenij gotovnosti k aktivnoj samostoyatel'noj rabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2000.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.
5. Pidkasistyj P.I. Suschnost' samostoyatel'noj raboty studentov i psihologo-didakticheskie osnovy ee klassifikacii. Problemy aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Perm', 2000.
6. Dajri N.G. O suschnosti samostoyatel'noj raboty. Narodnoe obrazovanie. 1963; 5: 34 - 56
7. Rozin A.A., Rozina E.A. Principy organizacii samostoyatel'noj deyatel'nosti kursantov v voennom vuze. Nauchnyj forum: Pedagogika i psihologiya: sbornik statej po materialam XII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moskva: Izdatel'stvo «MCNO», 2017; 10 (12): 116 - 120.
Статья поступила в редакцию 13.03.18
УДК 378-057.876:72.034(450)7:786Скарлатти
Savina O.V., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Seregina T.N, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Slepkina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Faterina A.V., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
LEARNING THE STYLISTIC FEATURES OF DOMENICO SCARLATTI'S KEYBOARD SONATAS IN CONTEXT OF MUSIC PERFORMANCE TRAINING IN HIGHER SCHOOL. The article considers some practical aspects of learning the stylistic peculiarities of Domenico Scarlatti's keyboard sonatas that are instrumental "embodiment" of stylistic face of the baroque musical culture. The authors prove the importance of mainstreaming Domenico Scarlatti's sonatas into today's higher school students' academic stock of plays and present its artistic and pedagogical significance. The authors discuss some stylistic features of Domenico Scarlatti's keyboard creative work, analyze a genre genesis, specifics of musical shape forming, metre rhythm: they focused on peculiarities of fortepiano music performing, methods of phonation, runs, articulation, finger notation during Domenico Scarlatti's music performing. Also, the authors disclose an interaction between learning stylistic peculiarities of Domenico Scarlatti's keyboard sonatas and a need of a student's piano playing skills developing.
Key words: clavier sonatas by D. Scarlatti, coarse form, sound production, metrorhythm, small and large technique, ornamentation, dynamics, articulation, fingering.
О.В. Савина, доц. каф. музыкознания и фортепиано, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Т.Н. Серегина, доц. каф. музыкознания и фортепиано, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Ю.В. Слепкина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкознания и фортепиано, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.В. Фатерина, доц. каф. музыкознания и фортепиано, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСВОЕНИЕ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАВИРНЫХ СОНАТ Д. СКАРЛАТТИ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
В данной статье представлены практические аспекты освоения стилевых особенностей клавирных сонат Доменико Скар-латти, выступающих инструментальным воплощением стилистических особенностей музыкальной культуры эпохи барокко. Обосновывается важность включения сонат Д. Скарлатти в учебный репертуар студентов-музыкантов вуза в контексте формирования профессиональных музыкально-исполнительских компетенций, раскрывается их художественно-педагогическая значимость. Рассматриваются стилевые признаки клавирного творчества Д. Скарлатти, анализируются жанровые истоки, специфика формообразования, метроритма. Акцентируется внимание на особенностях исполнительской фортепианной техники, приемов звукоизвлечения, мелизматики, артикуляции и аппликатуры при исполнении музыки Д. Скарлатти. Авторы последовательно раскрывают взаимосвязь освоения стилевых особенностей клавирных сонат Д. Скарлатти с необходимостью совершенствования специальных пианистических навыков.
Ключевые слова: клавирные сонаты Д. Скарлатти, крупная форма, звукоизвлечение, метроритм, мелкая и крупная техника, орнаментика, динамика, артикуляция, аппликатура.
Модернизация отечественного высшего профессионального образования определила пути совершенствования подготовки музыкантов различного профиля в системах бакалавриата и магистратуры. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) отражается внедряемый в вузах в настоящее время компетентностный подход. Компетентностно-ориентированное профессиональное образо-
вание базируется на ключевых и профессиональных компетенциях, требующих обновления предметного содержания обучения и новых педагогических технологий его осуществления. Предлагаемый набор компетенций инициирует формирование и развитие музыканта высокого профессионального уровня, имеющего наряду с общегуманитарной, культурологической, искусствоведческой, качественную музыкально-исполнительскую подготовку.