Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллигентность / структура интеллигентности / духовно-интеллектуальные качества / духовно-нравственные качества / духовно-эстетические качества / воспитание интеллигентности / университет / высшее образование / intelligence / intelligence structure / spiritual-intellectual features / spiritual-moral features / spiritual-ethic features / intelligence training / university / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Фунтикова

В статье обоснована целостность структуры интеллигентности как интегративного качества личности. Рассматривая интегративность как ключевую характеристику понятия «интеллигентность», автор раскрывает содержание интегративности и специфику интегративных понятий, поскольку именно они и составляют методологическую основу обоснования целостности структуры интеллигентности в контексте решения задач воспитания интеллигентности у студентов университета. На основе ранее проведенного анализа автор в контексте данного исследования определяет интеллигентность как интегративное качество человека, объединяющее его духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества на основе активного смысложизненного стремления к совершенствованию себя и мира на основе высших духовных ценностей, и обращается к анализу соотношения и взаимодействия выделенных компонентов. Автором проанализированы последствия неравномерности развития интеллектуальной, нравственной и эстетической сфер человека, их негармоничного взаимодействия. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества человека формируют между собой интегративные отношения, поэтому представляют собой принципиально новое человеческое качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF INTELLIGENCE STRUCTURE INTEGRITY AS AN INTEGRATIVE QUALITY OF A PERSON IN THE CONTEXT OF TASKS OF EDUCATION OF INTELLIGENCE AT UNIVERSITY STUDENTS

In the article the intelligence structure unity as integral quality of a personality is justified. Investigating integration as a core characteristic feature of “intelligence” concept, the author reveals the sense of integrativity and specifics of integrative concepts because they are the things which reveal methodological basis of intelligence structure unity justification in the context of university students intelligence education task solution. In the context of presented investigation the author defines intelligence as a person’s integrated characteristic feature combining his/her spiritual-intelligence, spiritualmoral and spiritual-esthetic qualities on the basis of active vital and sense aspiration for self-perfection and perfection of the world on the basis of the highest spiritual values and applies to analysis of the stresses components balance and interrelations on the basis of analysis performed. The author has analyzed the consequences of person’s intellectual, moral, and ethic spheres of development irregularity and their non-harmonic interaction. The performed analysis allows to conclude that person’s spiritual-intellectual, spiritual-moral, and spiritual-ethic features form integrated relations with each other and thus forming principally new characteristic feature of a person.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

Библиографический список

1. Саенко Л.А., Суменко Л.В., Панасенкова М.М., Горбушина И.А. Актуальные социально-педагогические проблемы детства современной России. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007.

2. Кочеткова А.Н. К проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Международный студенческий научный вестник. 2015; № 5-3: 397 - 399.

3. Лысенко Н.В. Организация поисково-исследовательской работы в детском саду. Киев: РУМК, 2010.

4. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. Дошкольная педагогика. 2011; № 1: 25 - 31.

5. Поддьяков Н.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212 - 219.

7. Саенко Л.А. Развитие аналитических умений будущих специалистов сферы рекламы средствами кейс-заданий. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021; № 3 (84): 204 - 209.

8. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.

9. Саенко Л.А., Горбушина И.А. Технологии социально-педагогической поддержки семьи и детства в современной России: монография. Ставрополь: Бюро новостей, 2009.

10. Соломатина ГН. Адаптивная образовательная среда для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальное и инклюзивное образование: материалы Международной научно-практической конференции. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021: 40 - 44.

References

1. Saenko L.A., Sumenko L.V., Panasenkova M.M., Gorbushina I.A. Aktual'nye social'no-pedagogicheskie problemy detstva sovremennoj Rossii. Stavropol': OOO «Mir dannyh», 2007.

2. Kochetkova A.N. K probleme razvitiya poznavatel'no-issledovatel'skoj deyatel'nosti doshkol'nikov. Mezhdunarodnyjstudencheskijnauchnyj vestnik. 2015; № 5-3: 397 - 399.

3. Lysenko N.V. Organizaciya poiskovo-issledovatel'skojraboty v detskom sadu. Kiev: RUMK, 2010.

4. Parshukova N.L. Malen'kie issledovateli. Vidy i struktura issledovatel'skih zanyatij v detskom sadu. Doshkol'nayapedagogika. 2011; № 1: 25 - 31.

5. Podd'yakov N.N. Metodologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya issledovatel'skoj deyatel'nosti. Issledovatel'skaya deyatel'nost'uchaschihsya vsovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2006.

6. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212 - 219.

7. Saenko L.A. Razvitie analiticheskih umenij buduschih specialistov sfery reklamy sredstvami kejs-zadanij. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021; № 3 (84): 204 - 209.

8. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.

9. Saenko L.A., Gorbushina I.A. Tehnologii social'no-pedagogicheskoj podderzhki sem'i i detstva v sovremennoj Rossii: monografiya. Stavropol': Byuro novostej, 2009.

10. Solomatina G.N. Adaptivnaya obrazovatel'naya sreda dlya obucheniya i vospitaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Special'noe i inklyuzivnoe obrazovanie: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yaroslavl': Yaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.D. Ushinskogo, 2021: 40 - 44.

Статья поступила в редакцию 05.02.22

УДК 378.1

Funtikova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Industrial and Pedagogical Training Department, Vladimir Dahl Lugansk State University

(Lugansk, LPR), E-mail: [email protected]

JUSTIFICATION OF INTELLIGENCE STRUCTURE INTEGRITY AS AN INTEGRATIVE QUALITY OF A PERSON IN THE CONTEXT OF TASKS OF EDUCATION OF INTELLIGENCE AT UNIVERSITY STUDENTS. In the article the intelligence structure unity as integral quality of a personality is justified. Investigating integration as a core characteristic feature of "intelligence" concept, the author reveals the sense of integrativity and specifics of integrative concepts because they are the things which reveal methodological basis of intelligence structure unity justification in the context of university students intelligence education task solution. In the context of presented investigation the author defines intelligence as a person's integrated characteristic feature combining his/her spiritual-intelligence, spiritual-moral and spiritual-esthetic qualities on the basis of active vital and sense aspiration for self-perfection and perfection of the world on the basis of the highest spiritual values and applies to analysis of the stresses components balance and interrelations on the basis of analysis performed. The author has analyzed the consequences of person's intellectual, moral, and ethic spheres of development irregularity and their non-harmonic interaction. The performed analysis allows to conclude that person's spiritual-intellectual, spiritual-moral, and spiritual-ethic features form integrated relations with each other and thus forming principally new characteristic feature of a person.

Key words: intelligence, intelligence structure, spiritual-intellectual features, spiritual-moral features, spiritual-ethic features, intelligence training, university, higher education.

Н.В. Фунтикова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. индустриально-педагогической подготовки Луганского государственного университета

имени Владимира Даля, г. Луганск, E-mail: [email protected]

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье обоснована целостность структуры интеллигентности как интегративного качества личности. Рассматривая интегративность как ключевую характеристику понятия «интеллигентность», автор раскрывает содержание интегративности и специфику интегративных понятий, поскольку именно они и составляют методологическую основу обоснования целостности структуры интеллигентности в контексте решения задач воспитания интеллигентности у студентов университета. На основе ранее проведенного анализа автор в контексте данного исследования определяет интеллигентность как интегративное качество человека, объединяющее его духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества на основе активного смысло-жизненного стремления к совершенствованию себя и мира на основе высших духовных ценностей, и обращается к анализу соотношения и взаимодействия выделенных компонентов. Автором проанализированы последствия неравномерности развития интеллектуальной, нравственной и эстетической сфер человека, их негармоничного взаимодействия. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества человека формируют между собой интегративные отношения, поэтому представляют собой принципиально новое человеческое качество.

Ключевые слова: интеллигентность, структура интеллигентности, духовно-интеллектуальные качества, духовно-нравственные качества, духовно-эстетические качества, воспитание интеллигентности, университет, высшее образование.

В современном мире все более очевидным становится возрастание роли университетского образования, что актуализирует необходимость изучения тенденций, следование которым определяет стратегический вектор развития университета, ценности и перспективы профессионального образования. Только через реализацию гуманистической методологии мы можем сформировать педагогические модели реализации миссии современного университета - воспитания студентов как носителей общей и профессиональной культуры, ответственных и достойных членов общества, воспитания в процессе профессиональной подготовки Человека, Гражданина и Профессионала. Эти качества - качества интеллектуала, ответственного профессионала, патриота, тонко чувствующего гармонию окружающего мира и старающегося ее сохранить, - объединяются в понятии интеллигентности. Признание воспитания интеллигентности целью современной высшей школы актуализирует задачи поиска педагогического смысла данного понятия, раскрытия его структуры как основы для выстраивания содержания образовательного процесса в университете, методологического и методического обоснования воспитания личности в процессе профессиональной подготовки [1-11].

Цель исследования и соответствующие задачи для достижения этой цели. Целью данной статьи является обоснование целостности структуры интеллигентности как интегративного качества личности, что предполагает постановку и решение следующих задач: анализ интегративности как сущностной характеристики интеллигентности, описание структуры интеллигентности, анализ роли каждого из выделенных компонентов в целостной структуре интеллигентности и его взаимодействия с другими компонентами, прогнозирование результатов самостоятельного или негармоничного развития компонентов, доказательство необходимости гармоничного развития компонентов в целостной структуре интеллигентности.

Научная новизна результатов исследования. Обоснование целостной структуры интеллигентности как интегративного качества личности является основанием для выявления личностных качеств, в которых проявляется интеллигентность, и которые формируют содержательный каркас интеллигентности как основу идеального образа интеллигентного человека, что позволит в ходе разработки теоретической модели воспитания интеллигентности у студентов университета сформировать представления о педагогическом содержании данного процесса.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Выделение на основе целостной структуры интеллигентности комплекса личностных качеств, в которых проявляется интеллигентность, является основой для разработки методических основ воспитания интеллигентности у студентов университета, проектирования и эффективной реализации образовательного процесса, направленного на воспитание интеллигентного человека в процессе обучения в высшей школе.

Исходя из признания интегративного характера понятия «интеллигентность», мы, прежде всего, считаем необходимым определиться с сущностью интегративности как признака и спецификой интегративных понятий, поскольку именно они и составляют методологическую основу обоснования целостности структуры интеллигентности в контексте решения задач воспитания интеллигентности у студентов университета.

Следует отметить, что в современном научном мышлении и общении термин «интегративное понятие» является достаточно частотным, что связано со стремлением к целостному, всестороннему осмыслению человека, содержания, способов и форм его самопроявления. Интегративность в последнее время стала методологической основой новых отраслей науки - интегративной экологии, интегральной философии, интегральной психологии, интегративной антропологии, интегративной педагогии и других. Рассматривая интегратив-ность как проявление, а иногда и синоним целостности, современные исследователи подчеркивают внимание не к внешней целостности, а к внутренним причинам, механизмам и процессам ее формирования и сохранения [1, с. 51]. Научные источники отмечают, что интегративность рассматривается как логическое единство, неразрывное соединение частей, объединенность их в целое, восстановление единства, состояние связанности частей в единое неразрывное целое [2, с. 345; 3, с. 176].

Интегративное понятие традиционно определяется как понятие, объединяющее в себе знание из разных сфер науки, при осмыслении которого возможно формирование общенаучных понятий и выход на общенаучный уровень методологического анализа. Мы исходим из понимания интегративного представления как понятия, содержание которого составляет сложная система неоднородных сущностных признаков, вступающих между собой в разноуровневые связи, формируя целостность и возможность самовоспроизводства.

Проанализировав имеющиеся подходы к определению интеллигентности, а также выявив интегративный характер этого понятия, мы пришли к выводу, что в контексте нашего исследования интеллигентность может рассматриваться как интегративное качество человека, объединяющее его духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества на основе активного смысложизненного стремления к совершенствованию себя и мира на основе высших духовных ценностей.

Наиболее дискуссионным в плане анализа содержания интеллигентности как личностного качества в научной и публицистической литературе остается вопрос о соотношении интеллигентности и образованности, развитой интеллек-

туальности, который находит свое отражение в уже ставшей традиционной дискуссии об интеллигентах и интеллектуалах.

Значительная часть авторов фактически отождествляют интеллигентность и рациональность, считая образованность не только основанием для принадлежности к интеллигенции, но и основой интеллигентности как личностного качества.

Такое отождествление образованности и интеллигентности достаточно распространено, оно характерно, прежде всего, для социологической и социально-экономической концепций интеллигентности [4, с. 61-62], где интеллигентность рассматривается, в частности, как умственная развитость, образованность, подготовленность к пониманию теоретических вопросов, профессиональная занятость сложным и творческим умственным трудом.

Образованность, профессионализм, даже наличие научных степеней не является, по мнению Д. Лихачева, абсолютной гарантией интеллигентности, поскольку ни образование, ни профессионализм не препятствуют избыточному погружению в решение профессиональных задач, когда, подчиняясь интересам специальности, специалисты «...жертвуют интересами людей или культурными ценностями» [5, с. 6].

Другая, менее распространенная точка зрения связана с отказом от рассмотрения интеллектуальной развитости как необходимой составляющей интеллигентности. В частности, Иванов-Разумник считал, что термин «интеллигенция» не связан с определенными профессиями или образованием, по его мнению, на основании определенного социально-этического критерия к интеллигенции может принадлежать и полуграмотный крестьянин или рабочий, а «. образованнейший академик и профессор может не принадлежать к интеллигенции», поскольку «... никакие дипломы не сделают сами по себе «образованного» человека «интеллигентным»» [6, с. 75, 80].

Признавая наличие обозначенных подходов к пониманию соотношения интеллигентности и образованности, мы исходим из позиции, в соответствии с которой мышление, интеллект, интеллектуальное развитие, образованность, стремление к самообразованию являются необходимой и неотъемлемой, но не единственной и не определяющей составной интеллигентности. Раскрывая содержание интеллигентности через соотнесение с интеллектуальностью, мы признаем важность в ней образованности, развитых интеллектуальных способностей, мышления, поскольку способность человека осознавать себя, осмысливать жизнь и собственные поступки, строить жизненные стратегии и анализировать результаты их реализации невозможно без развитого сознания, без достаточно сформированных познавательных умений и целостного мировоззрения. Образованность, по мнению Д. Лихачева, является необходимой составляющей интеллигентности, причем по своему характеру образованность должна быть «европейской», то есть соответствующей гуманистической культурной традиции [5, с. 6-8]. Итак, в современных условиях интеллектуальные качества человека, его интеллектуальное развитие в процессе образования и самообразования, интеллектуальная деятельность мыслятся как неотрывные от их духовного смысла.

Неразрывная связь интеллектуальных качеств человека и его нравственности, единство «человека интеллектуального» и «человека нравственного» [7, с. 249] и является основой для выделения в нашем исследовании комплекса духовно-нравственных качеств личности как еще одного компонента интеллигентности, поскольку именно нравственность, задавая разуму гуманистическую направленность, в свою очередь, опирается на разум.

Вопрос о нравственных основаниях интеллигентности считал крайне важным Д. Лихачев [5, с. 4], поскольку нравственность обеспечивает гармоничность отношений между людьми, сохранение культурной преемственности в развитии общества. Свобода выбора, внутренняя, интеллектуальная свобода личности как нравственная категория является, с точки зрения Д. Лихачева, основным принципом интеллигентности [5, с. 3]. Способность к самостоятельному принятию решений, к самостоятельному выбору, интеллектуальную свободу, независимость мысли, дополненную европейским образованием, Д. Лихачев называет интеллигентностью [5, с. 6]. Интеллигентный человек, по мнению Д. Лихачева, свободен в своих убеждениях от экономических, государственных, идеологических, карьерных обстоятельств, несвободен он «.лишь от своей совести и от своей мысли» [5, с. 5].

Итак, нравственность, интегрируя в себе идеалы этической культуры, формирует человеческое измерение духовного мира человека, благоговение перед жизнью. Исключительная важность способности человека к восприятию, осмыслению добра и его принятию в качестве основы творческой деятельности и самотворчества и определяет закономерность рассмотрения духовно-нравственных качеств личности как необходимого компонента интеллигентности.

Исходя из понимания эстетического как совокупности «.человеческих взаимодействий и отношений с миром, нацеленных на достижение гармонии с ним» [7, с. 157], мы поддерживаем точку зрения о том, что эстетический мир человека концентрирует в себе представления о нем самом и об окружающем его мире, их эстетическое восприятие и оценку в контексте идеала прекрасного, он является неотъемлемой частью внутреннего мира личности и неисчерпаемым внутренним источником ее развития, что и обусловливает закономерность рассмотрения духовно-эстетических качеств как компонента интеллигентности.

Способность человека к эстетической деятельности и созданию эстетического оценочного суждения, в которых в интегрированной форме проявляются

его духовно-эстетические качества, демонстрирует содержание индивидуального эстетического сознания, целостность, гармоничность личности. Эстетическая картина мира дополняет и обогащает личностные ценности и смыслы человека, создает пространство для соединения рациональной, этической и эстетической оценки им действительности и самого себя. Эстетическое отношение к миру предусматривает построение отношения к себе, к другим людям, окружающему миру в целом и отдельным его явлениям на основе идеалов гармонии и красоты, что проявляется в стремлении к их глубокому и целостному постижению и признанию их совершенства, неповторимости и самобытности. Такой целостный анализ мира и человека и составляет, по мнению В. Ракова, сущность эстетической реакции на действительность [9, с. 20], которая лежит в основе особого, непрагматичного, неутилитарного отношения человека к действительности [7, с. 157], что дает право автору считать интеллигентность эстетической категорией.

Единство интеллектуального, нравственного и эстетического в человеке, его интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств как составляющих его внутреннего «Я» существует вследствие целостности человека, выступающего как единство трех своих сущностных проявлений - человека интеллектуального, человека нравственного и человека эстетического.

Однако интеллектуальная, нравственная и эстетическая сферы человека, имея определенную самостоятельность, неравномерность развития, могут взаимодействовать по-разному в разных ситуациях, в разные периоды жизни и деятельности человека, иногда даже входя в противоречие друг с другом. В частности, приоритет интеллектуальных качеств ведет к признанию приоритета чистого знания над его гуманистической ценностью, пренебрежению этическими измерениями общественных отношений. В жизни человека, отдающего приоритет нравственным нормам и измерениям жизни, будет преобладать чувство долга, не уравновешенное достаточно развитым чувством меры и способностью к всестороннему анализу ситуации. Приоритет эстетической сферы может вести

Библиографический список

к восхищению внешне совершенным, но внутренне безобразным, безнравственным.

Несогласованность, внутренний разрыв духовно-интеллектуальной, духовно-нравственной и духовно-эстетической сфер, нарушая гармоничность человека, разрушают его способность к саморазвитию и самореализации, к полноценному и гармоничному самовыявлению как творческой личности. Сосуществуя, дополняя друг друга, духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества формируют внутренний мир интеллигентной личности, создают интеллигентность как интегративное личностное качество.

Итак, проведенный анализ позволяет заключить, что духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества человека, взаимодействуя, формируют между собой не аддитивные отношения, а интегратив-ные, то есть интеллигентность не является набором, суммой этих качеств, она представляет собой «.принципиально новое человеческое качество, рожденное сложным разноуровневым взаимодействием названных выше качеств» [3, с. 176], что и является основанием для выявления тех признаков, тех личностных качеств, в которых интеллигентность проявляется, которые формируют специфический конструкт - «несущую конструкцию» [10], содержательный каркас интеллигентности как основу идеального образа интеллигентного человека [11, с. 12]. Выделение таких личностных качеств, их иерархизация позволит, во-первых, сформировать представления о содержании процесса воспитания интеллигентности у студентов университета, что является необходимым этапом разработки теоретической модели данного процесса, а во-вторых, определить подходы к разработке комплекса методов, форм и средств воспитания интеллигентности. Именно это и определяет теоретическую и практическую значимость проведенного исследования и перспективы дальнейшей работы в направлении разработки методологических и методических основ воспитания интеллигентности у студентов университета.

1. Блюмин А.М. Теория систем и системный анализ. Модуль 1. Основы теории систем. Москва: Российский новый университет, 2006.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. Москва: Эксмо, 2005.

3. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

4. Соколов А.В. Формула интеллигентности. Вопросы философии. 2005; № 5: 57 - 67.

5. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции: Письмо в редакцию. Новый мир. 1993; № 2: 3 - 9.

6. Иванов-Разумник РВ. Что такое интеллигенция? Интеллигенция - Власть - Народ: Антология. Москва: Наука, 1992: 75 - 87.

7. Келеман Л.А. Интеллигентность: антропологический статус и манифестация в современном мире. Диссертация ... доктора философских наук. Ставрополь, 2006.

8. Бычков В.В. Эстетика. Москва: Гардарики, 2002.

9. Раков В.П. Из истории интеллигентского дискурса (Когнитивный стиль Ап. Григорьева). Интеллигенция и мир. 2001; № 1: 18 - 27.

10. Веселов В.Р Интеллигенция на рубеже эпох: проблемы исторического выбора и преемственности. Интеллигенция и мир. 2001; № 1: 6.

11. Будник Г.А. Понятие «интеллигенция»: новые подходы и дискуссии. Интеллигенция и мир. 2009; № 3: 7 - 18.

References

1. Blyumin A.M. Teoriya sistem i sistemnyj analiz. Modul' 1. Osnovy teorii sistem. Moskva: Rossijskij novyj universitet, 2006.

2. Krysin L.P. Tolkovyjslovar'inoyazychnyh slov. Moskva: 'Eksmo, 2005.

3. Horuzhenko K.M. Kul'turologiya. 'Enciklopedicheskijslovar'. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.

4. Sokolov A.V. Formula intelligentnosti. Voprosy filosofii. 2005; № 5: 57 - 67.

5. Lihachev D.S. O russkoj intelligencii: Pis'mo v redakciyu. Novyj mir. 1993; № 2: 3 - 9.

6. Ivanov-Razumnik R.V. Chto takoe intelligenciya? Intelligenciya - Vlast' - Narod: Antologiya. Moskva: Nauka, 1992: 75 - 87.

7. Keleman L.A. Intelligentnost': antropologicheskijstatus imanifestaciya v sovremennom mire. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Stavropol', 2006.

8. Bychkov V.V. 'Estetika. Moskva: Gardariki, 2002.

9. Rakov V.P. Iz istorii intelligentskogo diskursa (Kognitivnyj stil' Ap. Grigor'eva). Intelligenciya i mir. 2001; № 1: 18 - 27.

10. Veselov V.R. Intelligenciya na rubezhe 'epoh: problemy istoricheskogo vybora i preemstvennosti. Intelligenciya i mir. 2001; № 1: 6.

11. Budnik G.A. Ponyatie «intelligenciya»: novye podhody i diskussii. Intelligenciya i mir. 2009; № 3: 7 - 18.

Статья поступила в редакцию 04.02.22

УДК 37

Amuchieva T.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Universityy (Machachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF LOGICAL THINKING OF SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF SOLVING PROBLEMS WITH A PARAMETER. This article examines the basic laws of the process of forming the thinking of schoolchildren based on solving tasks with a parameter. The theoretical study of physical processes, the solution of economic problems often leads to various equations or inequalities containing parameters, and a necessary part of their solution is the study of the nature of the process depending on the values of the parameters. Thus, tasks with parameters are small research tasks. Solving problems with parameters is one of the most difficult sections of school mathematics. When solving problems with parameters, it is required, in addition to a good knowledge of standard methods for solving equations and inequalities, the ability to conduct quite extensive logical constructions. This requires a more developed logical thinking and mathematical culture from the student, but in turn, these tasks themselves contribute to their development.

Key words: secondary general education, teaching mathematics at school, solving equations, problems with parameter, teacher, student.

Т.С. Амучиева, канд. физ.-мат. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ

В настоящей статье исследуются основные закономерности процесса формирования мышления школьников на основе решения задач с параметром. Теоретическое изучение физических процессов, решение экономических задач часто приводят к появлению различных уравнений или неравенств, содержащих параметры, необходимой частью решения которых является исследование характера процесса в зависимости от значений параметров. При

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.