ЁП
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФИЛАКТИКУ
КОРОНАВИРУСА (COVID-19)
EXPERIMENTAL ACTIVITIES OF SENIOR PRESCHOOLERS AND PREVENTION OF CORONOVIRUS CONTROL COVID-19
УДК 371
Родина Неля Михайловна, аспирант кафедры общей педагогики и современных образовательных технологий Ставропольского государственного педагогического института
Rodina Nelya, postgraduate student of the Department of General pedagogy and modern educational technologies Stavropol state University pedagogical Institute, e-mail: nelya.rodina@yandex.ru
Аннотация
В современном мире навыки и умения исследовательского поиска требуются всем людям, а не только научным деятелям. Умение быстро ориентироваться в ситуации, находить и анализировать полученную информацию, творчески подходить к решению проблем - все это универсальные исследовательские способности, необходимые для активных действий, преобразований и творчества современного человека. Основы развития исследовательских способностей закладываются в дошкольном возрасте. Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Одним из эффективных приемов исследовательской деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания им окружающего мира. В связи с тем, что мировое сообщество на сегодняшний момент переживает эпидемию коронавируса, рассмотрим программу по профилактике коронавируса COVID-19, адресованную детям дошкольного возраста.
Summary
In modern world skills and abilities of research search is required by all people, not just scientists. Ability to quickly navigate the situation, find and analyze the information received, creatively approach problem solving - all these are universal research tools abilities equired for active actions and transformations and creativity of modern man. The basics development research abilities are laid in preschool age. A preschool child actively seeks to learn about the world around him as much as possible. One of the most effective methods of research activities of preschoolers is baby experimentation. Experimentation how specially-organized activity promotes formation of a complete picture of the world of a preschool child age and the basis of cultural knowledge of the surrounding world. Due to the fact that the world community at the moment is experiencing an epidemic of coronavirus, consider the program for prevention of coronavirus addressed to preschool children.
Ключевые слова: современная реальность, исследовательский поиск, дошкольный возраст, творческая активность, техника безопасности, познавательная активность, развитие личности, профилактика коронавируса COVID-19, исследовательские умения
Keywords: modern reality, research search, preschool age, creative activity, safety precautions, cognitive activity, personality development, prevention of coronavirus COVID - 19, research skills
Никто не станет отрицать, что современная реальность меняется в ускоренном режиме, и это способствует радикальной переоценке роли исследования в жизнедеятельности человека. Научные исследования сегодня являются одним из основополагающих факторов развития цивилизации и
каждого современного человека. В современном мире навыки и умения исследовательского поиска требуются всем людям, а не только научным деятелям. Умение быстро ориентироваться в ситуации, находить и анализировать полученную информацию, творчески подходить к решению проблем - все это универсальные исследовательские способности, необходимые для активных действий, преобразований и творчества современного человека. Современная наука, выйдя за пределы исследовательских институтов и лабораторий, самыми разнообразными путями входит в наше повседневное существование, независимо от возраста человека. Основы развития исследовательских способностей закладываются в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью ребенка -познавательной, исследовательской. По мнению А. И. Савенкова, любой здоровый ребёнок настроен на исследование мира, он стремится его понять. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для психического развития ребёнка, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и
интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
В связи с вышесказанным, одним из эффективных приемов исследовательской деятельности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В ФГОС ДО обозначено, что: «...Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и
др.)» [1].
В разработанных нами научных программах мы рассматриваем решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда научных показов, направленных на изучение окружающей нас действительности, посредством опытно - экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволяет сформировать у дошкольников знания о естественно-научном представлении
мира через практические навыки. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом или воспитателем в специально организованных видах деятельности, наблюдениях, экспериментах, выполняемые детьми самостоятельно под руководством наставника в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальной деятельности, эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Разработанные нами научные программы позволяют:
- Расширять знания детей об окружающем мире через опытно -экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух -его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы - делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
В связи с тем, что мировое сообщество на сегодняшний момент переживает эпидемию коронавируса, нами, в экстренном порядке, была разработана программа по профилактике коронавируса, адресованная в первую очередь детям старшего дошкольного возраста. В новой программе, при помощи эксперимента, мы наглядно рассказываем о том, какие меры необходимо принимать, чтобы остаться здоровым и не быть подверженным всеобщей панике. Дети принимают активное участие практически во всех опытах. В ходе программы рассказываем доступным для детей языком о том, что такое вирус, и - коронавирус, в частности. В чем его опасность и сколько
лет он существует. Знакомим детей с информацией о том, что у нас у всех есть мощная защита, под названием иммунитет и, что может произойти при попадании вируса в организм. Знакомим детей с нашими микробами и работой иммунитета. На наглядных материалах показываем, как иммунитет защищает организм человека. Рассказываем обо всех преимуществах физической активности, защитных средствах (маски, респираторы), чистоте рук и т. д.
Основные задачи программы:
• формировать у дошкольников потребность вести здоровый образ жизни;
• познакомить со способами поддержания здоровья;
• воспитать бережное отношение к здоровью своему и окружающих;
• познакомить детей с иммунитетом и его функцией в организме человека;
• продемонстрировать и закрепить с детьми комплекс упражнений, способствующих физической активности;
• оградить детей от страха корнавируса, навязываемого обществом и СМИ.
В программу входят профилактические правила, которые необходимо соблюдать всем дошкольникам, без исключения.
• Профилактика коронавируса:
профилактические мероприятия у взрослых и детей включают такие рекомендации:
• Поддерживайте чистоту всех поверхностей в доме, регулярно проводите влажную уборку и проветривание помещений;
• Следите за чистотой рук, для проведения гигиенических процедур используйте средства дезинфицирующего действия;
• Старайтесь не прикасаться руками к губам, глазам, слизистой оболочке носа. Делать это можно только после мытья рук. Ученые говорят, что люди неосознанно совершают такие прикосновения не менее 15 раз в час;
• Приобретите в аптеке дезинфицирующее средство с распылителем (в форме спрея) и носите его всегда с собой. Это поможет организовать профилактику коронавируса, где бы вы ни находились.
• Не употребляйте пищу из одной упаковки с другими людьми (орешки, чипсы, конфеты печенье). Отдавайте предпочтение снекам и продуктам в герметичной индивидуальной упаковке. Также нельзя пить напитки из одной бутылки с другими людьми;
• Очень важно соблюдать правила профилактики коронавируса при посещении общественных мест. Особенно это касается мест скопления большого числа людей. К таким местам относят аэропорты, вокзалы, общественный транспорт, спортивные арены. В таких местах лучше носить медицинскую маску или прикрывать рот и нос чистой салфеткой; лучше всего воздержаться от посещения мест большого скопления людей;
• Пока эпидемия не подавлена, старайтесь не здороваться за руку и не целоваться при встрече с малознакомыми людьми. Эти меры профилактики коронавируса не должны восприниматься окружающими, как проявление пренебрежения;
• Внимательно относитесь к чистоте поверхностей гаджетов и электроники — экран смартфона, пульты дистанционного управления, клавиатура и мышь компьютера и т.д.;
• Убедитесь, что каждый член семьи пользуется своим индивидуальным набором для гигиены - зубная щетка, полотенце, расческа, белье и т.д.
Среди мер обязательной профилактики врачи указывают ношение медицинских масок. Однако эффективность защиты маски зависит от соблюдения правил ее использования. Чтобы ограничить контакт вирусного возбудителя со слизистыми оболочками ротовой полости и носа, зазор между
лицом и маской должен быть минимальным. Нельзя прикасаться к маске руками во время использования. После каждого использования, важно менять медицинские маски. Повторное использование таких средств профилактики и передача их другим людям категорически запрещены.
Таким образом, включение в работу ДОУ экспериментальной деятельности актуально в настоящее время и является одним из способов решения задачи, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.» [2]. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование -замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
Литература
1. Афанасьев О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.07. - теория и методика дошкольного образования) / О.В. Афанасьева; - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 19 с.
2. Баранова Э.А. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 1. - С. 104117.
3. Вербенец А.М. Познавательные интересы современных старших дошкольников: проблемы, особенности, пути развития // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 1. - С. 8-21.
4. Гарифулина И.В. Игровой проект - эффективный инструмент развития познавательного интереса дошкольников // Детский сад от А до Я. -2009. - № 1. - С. 140-151.
5. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 192 с.
6. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.07. - теория и методика дошкольного образования) / О.В. Киреева; - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 22 с.
7. Поддяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Поддяков. - Волгоград: Перемена, 1995. -48 с.
8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. -М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 64 с.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.
10. Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада // Детский сад от А до Я. -2008. - № 1. - С. 101-107.
Literature
1. Afanasyev OV Pedagogical technology for developing interest in experimentation in children 4-5 years old: author. dis. ... cand. ped Sciences (13.00.07. - Theory and Methods of Preschool Education) / O.V. Afanasyev; -
SPb .: Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2005 .-19 p.
2. Baranova E.A. Features of the development of cognitive interest in preschool age // Kindergarten from A to Z. - 2009. - No. 1. - P. 104-117.
3. Verbenets A. M. Cognitive interests of modern senior preschoolers: problems, features, development paths // Kindergarten from A to Z. - 2009. - No. 1. - P. 8-21.
4. Garifulina I.V. The game project is an effective tool for the development of cognitive interest of preschoolers // Kindergarten from A to Z. - 2009. - No. 1. - P. 140-151.
5. Dybina OV Unknown nearby: Entertaining experiments and experiments for preschoolers / O.V. The swell. - M.: SC "Sphere", 2001. - 192 p.
6. Kireeva OV The development of research activity of older preschool children in the process of experimentation: author. dis. ... cand. ped Sciences (13.00.07. - Theory and Methods of Preschool Education) / O.V. Kireev; -SPb .: Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2008 .-22 p.
7. Poddyakov N.N. Creativity and self-development of preschool children. Conceptual aspect / N.N. Poddyakov. - Volgograd: Change, 1995 .-- 48 p.
8. A child in the world of search: Program for the organization of search activities of preschool children / Ed. O.V. By the hole. - M .: TC "Sphere", 2005. - 64 p.
9. Savenkov A.I. The path to the unknown: The development of research abilities of schoolchildren: A methodological manual for school psychologists / A.I. Savenkov. - M .: Genesis, 2005 .-- 203 p.
10. Chekhonina O.I. Independent search activity of children in the educational process of kindergarten // Kindergarten from A to Z. - 2008. - No. 1. - P. 101107.