Научная статья на тему 'Модернизация приемов развития исследовательской активности современных дошкольников в экспериментировании'

Модернизация приемов развития исследовательской активности современных дошкольников в экспериментировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИК / АКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / MODERNIZATION / PRESCHOOL CHILD / ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN / CHILDREN'S EXPERIMENTATION / ENRICHMENT OF THE SUBJECT-ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демко Елена Винидиктовна

Статья посвящена теоретико-практическим вопросам модернизации инновационных подходов к детскому экспериментированию в развитии исследовательской активности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демко Елена Винидиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE DEVELOPMENT METHODS OF RESEARCH ACTIVITY OF MODERN PRESCHOOLERS IN EXPERIMENTATION

The article is devoted to theoretical and practical issues of modernization of innovative approaches to children's experimentation in the development of research activity of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Модернизация приемов развития исследовательской активности современных дошкольников в экспериментировании»

8. Макарова Светлана Викторовна Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (итоги формирующего эксперимента) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga-muzykanta-v-protsesse-obucheniya-v-kontsertmeysterskom-klasse-na (дата обращения: 08.01.2019).

9. Петунин Олег Викторович Компетенции учителя в свете требований профессионального стандарта педагога // Символ науки. 2015. №6. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/kompetentsii-uchitelya-v-svete-trebovaniy-professionalnogo-standarta-pedagoga (дата обращения: 09.01.2019).

10. Ибрагимова Л. А., Петрова Г. А. Профессиональная компетенция учителя: содержание, структура // Вестник НВГУ. 2010. №1. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/professionalnaya-kompetentsiya-uchitelya-soderzhanie-struktura (дата обращения: 09.01.2019).

11. Коршунова Ольга Витальевна Методологическая компетентность современного учителя // Вестник ВятГУ. 2012. №1-3. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/metodologicheskaya-kompetentnost-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 09.01.2019).

12. Серякова Светлана Брониславовна, Леванова Елена Александровна, Пушкарева Татьяна Владимировна, Баскакова Яна Анатольевна Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. 2016. №3. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/sotsialno-pedagogicheskaya-kompetentnost-spetsialista-sotsialnoy-sfery-teoreticheskie-polozheniya-i-napravleniya-issledovaniya (дата обращения: 09.01.2019).

13. Серякова Светлана Брониславовна, Леванова Елена Александровна, Пушкарева Татьяна Владимировна, Баскакова Яна Анатольевна Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. 2016. №3. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/sotsialno-pedagogicheskaya-kompetentnost-spetsialista-sotsialnoy-sfery-teoreticheskie-polozheniya-i-napravleniya-issledovaniya (дата обращения: 09.01.2019).

14. Гордиенко Надежда Евгеньевна Модели профессионализма учителя в системе непрерывного образования (из опыта французской системы образования) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-professionalizma-uchitelya-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-iz-opyta-frantsuzskoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 09.01.2019).

15. Тимофеева Наталья Борисовна Особенности формирования профессиональной компетентности учителя // Вестник ТГПУ. 2010. №10. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/osobennosti-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 09.01.2019).

16. Дедюхина Ольга Владимировна Профессиональная компетентность педагога-музыканта - результат его непрерывного образования // Вестник МГУКИ. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-muzykanta-rezultat-ego-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.01.2019).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Демко Елена Винидиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена теоретико-практическим вопросам модернизации инновационных подходов к детскому экспериментированию в развитии исследовательской активности дошкольников.

Ключевые слова: модернизация, дошкольник, активность, исследовательская активность дошкольников, детское экспериментирование, обогащение предметно-окружающей среды.

Annotation. The article is devoted to theoretical and practical issues of modernization of innovative approaches to children's experimentation in the development of research activity of preschoolers.

Keywords: modernization, preschool child, activity, research activity of preschool children, children's experimentation, enrichment of the subject-environment.

Введение. В настоящее время современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Поэтому необходимо модернизировать инновационные подходы к детскому экспериментированию в развитии исследовательской активности дошкольников.

Теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка инновационных приемов развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании позволило выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности в экспериментальной деятельности, определить приемы и методические подходы, обеспечивающие развитие исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, их эффективность в развитии исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании. Анализ исследований показывает, что существуют различные подходы к пониманию исследовательской активности (О.В Дыбина, O^. Князева, A.M. Матюшкин, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков). Для того чтобы раскрыть понятие исследовательской активности необходимо проанализировать более общее понятие "активность".

Изложение основного материала статьи. Слово "активность" происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность. Активность, как предмет исследования различных наук, трактуется не однозначно. В ряде работ активность рассматривается как «усиленная деятельность».

Г.С. Костюк отмечает, что активность это «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

Активность как особенность личности проявляется в энергичной, инициативной деятельности, в труде, в учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, в играх и т.д.». Личностный подход к определению активности позволяет рассмотреть ее как качество личности (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Г.И. Щукина), как черту или свойство личности (В.И.Лозовая, М.И. Лисина, И.Г. Гоман).

Особый интерес в этом плане представляет позиция К.А. Абульхановой-Славской, считающей, что активность - типичный для личности, обобщенный ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее жизненных потребностей в деятельности, общении, познании. Автор подчеркивает глубокое личностное основание активности, которая является не только способом выражения потребностей, но и организации условий деятельности, отвечающих данным потребностям, поиск условий и средств деятельности по ценностным, личностным параметрам. Таким образом, активность, по мнению К.А. Альбухановой-Славской, это функционально-динамическое качество личности, которое интегрирует и регулирует в динамике всю ее личностную структуру (потребности, способности, волю, сознание), что в свою очередь, обеспечивает личности возможность учета требований общества и проявления самостоятельности, самоопределения в качестве субъекта деятельности. Как целостное образование исследовательская активность представляет собой единство трех компонентов:

S мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием личности вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели;

S содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы;

S операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования.

На основе анализа современных подходов исследовательская активность субъекта может быть определена как выраженное, настойчивое стремление личности, направленное на поиск решения значимой для нее проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Результатом исследовательской активности становится получение нового знания и возможность дальнейшего познания и деятельности субъекта. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, И.Э. Куликовская и др.). Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (H.H. Поддьяков, А.Н. Поддьяков).

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников -представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование, которое способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Проблема детского экспериментирования и его роли в развитии дошкольников имеет определенную историю в отечественной и зарубежной педагогике (H.H. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Уродовских, Н.Е. Веракса, Е.В. Бодрова, И.С. Фрейдкин, Ж. Пиаже и др.). В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой (своеобразие и виды детского экспериментирования, особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду). В отечественной психологии накоплен определенный опыт изучения и формирования данного вида деятельности дошкольников (П.Я.Гальперин, A.B. Запорожец, JI.A. Венгер, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, H.H. Поддьяков, Н.Ф. Талызина).

Детское экспериментирование носит креативный характер и стимулирует формирование креативной направленности личности ребенка. Полученные данные (А.Н. Поддьяков, О.Л.Князева, Н.Е. Веракса) показывают, что участие в экспериментировании приводит к положительным изменениям в личности ребенка.

H.H. Поддьяков показал, что главный путь развития поисковой деятельности ребенка - собственная исследовательская практика, которая чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. Автор подчеркивает особую роль первого вида поисковой деятельности, где наиболее ярко наблюдается мотивация, которая удовлетворяет потребность ребенка в познании нового; эмоции, затрагивающие глубинные личностные структуры; возможность самостоятельного изучения и преобразования объектов окружающего мира, изобретение новых способов воздействия на предметы. Именно в ней проявляется поисковая деятельность дошкольников, которая приобретает форму экспериментирования. Детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (H.H. Поддьяков). Эта деятельность не задана взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте. При этом у детей ярко выражена исследовательская активность, лежащая в основе экспериментирования.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, которая ведет к развитию самостоятельности и творчества. Ситуация экспериментирования дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и со взрослыми. При этом ребенок может выступать в роли равноправного партнера по деятельности.

Важную роль в развитии исследовательской активности играют пробы и ошибки, являющиеся обязательным и важным компонентом детского экспериментирования. Наличие их объясняется тем, что для достижения поставленной цели ребенок пытается опробовать старый способ действий, комбинирует и перестраивает их в случае неудачи. Необходимость нахождения новых способов решения задачи ведет к

развертыванию поисковой деятельности, проявлению исследовательской активности. В процессе экспериментирования дошкольники преодолевают страх совершения ошибки, что развивает смелость мышления. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка. Преобразования объекта выявляют новые его свойства, а новые знания о них позволяют совершать новые, более сложные преобразования.

Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).

В программе «Детство» в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (Т.И. Бабаева) представлены разные виды экспериментирования для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа «Развитие» (ЛА. Венгер) ориентирована на развитие способностей дошкольников. Экспериментирование в ней рассматривается в разделе ознакомления детей с природой, где дошкольники наряду с экспериментированием наблюдают за явлениями природы и фиксируют увиденное.

В программе «Детское экспериментирование» (И.Э. Куликовская, H.H. Совгир) рассмотрена экспериментально-познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста в контексте личностно - ориентированного образования культурологического типа. В данном пособии представлены методы и приемы педагогического руководства экспериментированием детей.

В программе «Ребенок в мире поиска» (О.В. Дыбина, H.H. Поддьяков) обозначены содержание и задачи интеллектуально - личностного развития ребенка, которые решаются в процессе поисково - познавательной деятельности.

Следует подчеркнуть, что интерес к проблеме значимости экспериментирования в развитии дошкольников активизировался, это находит отражение в таких методических пособиях как: «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы» (О.В. Дыбина и др.), «Экспериментирование со звуками» (О.С. Лиференко), «Воз и маленькая тележка: опыты и эксперименты для детей» (Н.М. Зубкова), «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (Л.К Прохорова), «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (Л.С. Киселева) и др. В этих работах представлены практические материалы по разным видам экспериментирования детей, обоснованы методические рекомендации по организации детского экспериментирования, разработаны задания, дидактические игры, модели, схемы, алгоритмы, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников.

В работах подчеркивается, что для развертывания исследовательской активности необходим оптимальный уровень сложности решаемых задач, т.к. слишком легкие или сложные объекты ведут к быстрому угасанию исследовательской активности. Следовательно, задача педагога состоит в отборе такого содержания поисковой деятельности, которое соответствует возможностям и интересам ребенка, поэтому важным условием развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании является высокий уровень компетентности педагогов к определению инновационных подходов обогащение предметно-развивающей среды, владение личностно-ориентированным технологическим арсеналом, содержательное взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи, как совместная, взаимодополняющая деятельность субъектов, где каждый в полной мере использует свой потенциал и др.).

На современном этапе развития проблемы детского экспериментирования особого внимания заслуживает теория решения изобретательских задач - Г.С. Альтшуллера. Взгляд на методику с позиции инновационного подхода позволяет широко использовать приемы теории решения изобретательских задач в развитии исследовательской активности дошкольников в экспериментировании (освоение схематических изображений состава предметов и материалов, решение задач, сочетающих в себе несколько свойств, наблюдение, анализ, рассуждения, активный поиск, соревнования и т.д.). Данные приемы помогут детям закрепить ценные для самостоятельного исследования умения анализировать, сравнивать, делать выводы, видеть свои успехи и неудачи, слушать других, замечать интересные идеи, четко строить свою речь. В процессе выполнения упражнений, построенных на приемах Г.С. Альтшуллера, дошкольники проявляли эмоционально-положительное отношение к поисковой деятельности, преодолевали барьер боязни ошибок, приобретали навыки рассуждения вслух, комбинаторного перебора вариантов решения проблемы, что является предпосылками исследовательских умений, необходимых для успешного самостоятельного экспериментирования. Освоив приемы теории решения изобретательских задач, дошкольники могут переходить к целенаправленному исследованию на основе долговременного наблюдения и наглядной фиксации полученных результатов. Данный вид исследования требует от детей умения наблюдать, анализировать, вместе обсуждать и общий результат выражать в конкретных схематических изображениях. Целенаправленные исследования предполагают накопление таких ценных качеств как интерес к исследованию, развитие речи, мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), наблюдательности, самостоятельности, инициативности, понимания субъективности в оценке явлений, умения пользоваться приборами и т.д.

Современная ситуация взаимодействия семьи и дошкольной организации позволяет так же взглянуть на эту проблему с инновационной стороны. Новые способы, ситуации, стимулирующие исследовательскую активность на основе развития интереса к решению проблемы с помощью экспериментирования; ситуации освоения исследовательских умений и развития исследовательской активности в процессе накопления опыта самостоятельного экспериментирования в ДОО и семье; ситуации развития исследовательской активности в процессе индивидуальной и взаимной проверки и оценки дошкольниками результатов экспериментирования; ситуации развития исследовательской активности в условиях совместного обсуждения результатов экспериментирования, коллективного поиска и выдвижения перспектив дальнейшего исследования, должны строиться на проблемной основе как исследовательский поиск и решение детьми увлекательных задач с помощью экспериментирования с разнообразными объектами. При этом важно опираться на яркие детские впечатления повседневной жизни, сказочные события и персонажи, загадочные и таинственные обстоятельства, чтобы возбудить стремление дошкольников исследовательским путем найти разгадку. Использование проблемных ситуаций активизирует стремление детей к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в «домашних» условиях обеспечивают развитие умений принять проблему, требующую экспериментирования; найти новые способы решения, применить известные способы экспериментирования в новых условиях, получить результат адекватный поставленной цели. Так же

интересным представляется прием, в условиях свободного детского экспериментирования, «по выбору», обеспечивающий свободу выбора объектов экспериментирования, партнеров, схем, вариативных решений, способствующий активизации всех групп исследовательских умений.

Выводы. Таким образом, взгляд на проблему развития исследовательской активности дошкольников в экспериментировании «по-новому» позволил еще раз обозначить проблему учета особенностей развития современного дошкольника. Новые подходы, интерпретация уже забытых приемов в новых образовательных условиях будут способствовать успешному развитию основных структурных компонентов исследовательской активности, с учетом направленности современных интересов дошкольников 21 века.

Литература:

1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 24-26.

2. Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. - С. 22-25. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2687/

3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий // Учитель - 2012 г. -14 с.

4. Мясникова Н.А. Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста // http://festival.1september.ru/articles/562355.

5. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 240 с.

6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 208 с.

7. Худякова А.С. Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/

Педагогика

УДК 377.4

кандидат филологических наук, доцент Дёрина Наталья Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Павлов Сергей Николаевич Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

КОРПОРАЦИЯ КАК ПРИРОДА ГЕНЕЗИСА КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются факторы зарождения корпоративного образования, историография понятия «корпорация». Приведены подробные историографические периоды, примеры и характеристики корпоративных союзов и организаций, проанализированы отличия в развитии корпораций и предшествовавших формах общественных объединений, описаны главные предпосылки становления и развития корпоративного образования. В статье представлены основные этапы эволюции корпоративного образования, его природу, законов взаимодействия с внутренним миром корпорации. Определяется влияние корпорации на процесс создания корпоративной образовательной среды.

Ключевые слова: корпорация, корпоративная образовательная среда, профессиональные знания.

Annotation. The article considers the origins of corporate education, the historiography of the concept of "corporation". Detailed historiographic periods, examples and characteristics of corporate unions and organizations are given, the differences in the development of corporations and the preceding forms of public associations are analysed, the main prerequisites for the formation and development of corporate education are described. The article presents the main stages of the evolution of corporate education, its nature, the laws of interaction with the inner world of the corporation. The influence of the corporation on the process of creating a corporate educational environment is determined.

Keywords: corporation, corporate educational environment, professional knowledge.

Введение. Система непрерывного образования, занимающая лидирующие позиции в образовательной структуре России, выступает несомненным приоритетом в развитии общества.

Корпоративное образование как один из основных пластов дополнительного образования взрослых, непосредственно зависящий от экономических реформ и изменений в производственной сфере. Развитие экономики на современном этапе неизбежно влияет на раскол в тандеме: рынок труда - рынок образовательных услуг. Имеющиеся противоречия объясняются существенными изменениями и несовпадениями в профессиональных и образовательных стандартах. И именно корпоративное образование способно объединить и единообразить данные стандарты.

Корпоративное обучение по сценарию дополнительного профессионального образования является совокупностью процессов формального и неформального профессионального обучения, которые инициируются, систематизируются, управляются и контролируются представителями образовательной организации.

Корпоративное обучение представляет собой динамический процесс передачи знаний и информации, необходимых для принятия производственных решений. В рамках корпоративного обучения работники компании получают и применяют в практической деятельности полученные знания и навыки, которые способствуют их успешной и эффективной адаптации к изменениям внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.