3. Сидоров С.В. Педагогика (теория обучения): методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.
4. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010; № 125. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniyashkolnikov-4-5-klassov
References
1. Tyutyunova Yu.M. Plen'er: nabroski, zarisovki, 'etyudy: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2012.
2. Sokol'nikova N.M. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012.
3. Sidorov S.V. Pedagogika (teoriya obucheniya): metodicheskie materialy dlya podgotovki studentov k seminarskim zanyatiyam. Shadrinsk, 2004.
4. Borisov V.Yu. Razvitie hudozhestvenno-obraznogo myshleniya shkol'nikov 4-5 klassov. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2010; № 125. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniyashkolnikov-4-5-klassov
Статья поступила в редакцию 19.05.22
УДК 378
Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of General and Clinical Psychology, Moscow International Academy of Education
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Khokhlova D.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kolosova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF THE USE OF THE METHOD OF CHILDREN'S EXPERIMENTATION. The article studies a problem of development of cognitive activity of preschool children, where the method of children's experimentation is the main tool that contributes to this. The article also discusses the importance of using the method - children's experiments in pedagogical practice, which is effective and necessary for the development of research activities, cognitive activity among preschoolers and an increase in knowledge and skills. It is noted that experimentation is an effective way of teaching children research activities in all its forms and types and is a method of increasing the child's independence. It gives the prerequisites for the active development of cognitive interest in the purposeful perception of the world around and is the leading activity in learning. The main categories that reflect the features of the cognitive activity of preschoolers are revealed.
Key words: experiment, cognitive activity, children's experimentation, intellect, intellectual activity, interest.
Э.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., ОЧУ ВО «Московская международная академия», г. Москва, Е-mail: [email protected]
Д.А. Хохлова, канд. ист. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
Е-mail: [email protected]
Н.В. Колосова, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме развития познавательной деятельности дошкольников, где метод детского экспериментирования выступает основным инструментом, способствующим этому. Также в статье рассматривается важность использования метода «детские эксперименты» в педагогической практике, который является эффективным и необходимым для развития научно-исследовательской деятельности, познавательной деятельности у дошкольников и увеличения объема знаний и навыков. Отмечается, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Раскрываются основные категории, которые отражают особенности познавательной деятельности дошкольников.
Ключевые слова: эксперимент, познавательная деятельность, детское экспериментирование, интеллект, интеллектуальная деятельность, интерес.
Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы статьи обусловлена проблемой развития познавательного интереса и познавательной активности дошкольников, что является одной из актуальных проблем педагогической науки, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а также активность является источником формирования интеллектуальных качества человека, его предприимчивости и самостоятельности.
В настоящее время перед педагогикой стоит задача воспитания ребенка как творческого, активного человека. Как показывают исследования в области интеллектуального образования, для этого есть много резервов. Для их применения важно экспериментально разработать такие вопросы, как особенности познавательного интереса дошкольников, способы его выявления и создания условий для его развития. Детское экспериментирование выступает как метод, где ребенок проявляет любопытство, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причиной и следствием отношения, пытается самостоятельно придумать объяснения природным явлениям, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает базовыми знаниями о себе, природе и социальном мире.
Цель данной статьи заключается в исследовании сущности развития познавательной деятельности дошкольников на основе использования метода детского экспериментирования.
Основные задачи статьи можно определить следующим образом:
- выявить уровень развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;
- определить роль метода детского экспериментирования при развитии познавательной деятельности дошкольников.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты, заключающиеся в диагностике уровня развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования детского экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в том, что исследовательская деятельность дошкольников получила новый импульс в развитии с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация образовательного поля «Когнитивное развитие» в условиях развития познавательной исследовательской деятельности гарантируется такими формами работы, как эксперименты, проектирование и другие [1; 2].
Практическая значимость состоит в том, что подготовленные и проведенные мероприятия по экспериментам с детьми, направленные на развитие познавательной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, могут быть рекомендованы педагогам, родителям и специалистам.
Анализ педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детских экспериментов [3-2б]:
- экспериментирование понимается как особый метод духовного и практического развития реальности, направленный на создание условий, в которых объекты более четко раскрывают свою сущность;
- эксперимент является методом обучения, если он используется для передачи новых знаний детям;
- экспериментирование как специально организованная деятельность способствует формированию целостного представления о мире ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего его мира;
- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к изучению природы, развивает умственные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение и т. д.), стимулирует познавательную деятельность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала при ознакомлении с явлениями природы, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. д.;
- детские эксперименты состоят из чередующихся этапов и имеют свои возрастные особенности развития;
- детские эксперименты, по словам Н.Н. Поддякова, претендует на ведущую деятельность в период дошкольного развития ребенка [25].
Детские эксперименты - один из методов когнитивного развития детей дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность позволяет совмещать все виды деятельности и все аспекты образования, развивает наблюдательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в сложных ситуациях, создать творческую личность [26].
Углубленная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности [5].
Как показал анализ работы, детские эксперименты играют большую роль в развитии интеллекта у ребят старшего дошкольного возраста. В связи с этим были намечены основные мероприятия по развитию познавательной деятельности в группе:
3. Создание мини-лаборатории для проведения экспериментов.
1. Проведение диагностики, направленной на выявление уровня развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
2. Составить комплекс занятий по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста с предметами живой и неживой природы [7].
Одной из задач является создание мини-лаборатории для проведения экспериментов. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Этим высказыванием следует руководствоваться в работе с детьми дошкольного возраста [12].
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности [10].
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка. Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать [17].
Для исследования уровня познавательного интереса была использована методика «Сказка» Н.И. Гуткиной.
Исследование проводилось в МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 «Улыбка» г. о. Подольск, в нем приняли участия 30 детей, 2 группы 5-6 лет в количестве 15 человек в экспериментальной группе и 15 детей в контрольной группе.
Процедура исследования.
Ребенка приглашают в комнату, где на столе выставлены обычные, не очень привлекательные игрушки. Примерный набор игрушек может быть следующим: 1 кукла, один предмет мебели, один предмет кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка;
Следует отметить, что любимые игрушки этого ребенка не вошли в этот набор.
Инструкции: ребенку было предложено внимательно осмотреть игрушки и запомнить их. Это займет около минуты. После того, как он ознакомится с ними, экспериментатор зовет его к себе и предлагает послушать сказку. Они читают сказку ребенку, которую он раньше не слышал. В самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает субъекта, хочет ли он в данный момент поиграть с игрушками на столе или послушать рассказ до конца.
Дети с ярко выраженным познавательным интересом обычно предпочитают слушать продолжение сказки. Дети с плохими когнитивными потребностями предпочитают играть. Но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.
Если ребенок выбирает игрушки, а затем, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит прочитать сказку, взрослый отказывается, ссылаясь на то, что выбор уже сделан.
Если ребенок, выбирая игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой прочитать сказку, тогда взрослый предлагает ребенку поставить игрушку на место и затем прийти по-
слушать сказку. Если ребенок отказывается расстаться с игрушкой, взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что нужно сделать выбор: либо сказка, либо игрушка.
Интерпретация: Протокол фиксирует выбор субъекта, его высказывания и действия, на основаниикоторого делаетсявывод о том, что в мотивационной сфере ребенкв домиеивиет позновательныВили игровой мотвв. Выбор стазки указывает на преобладание познавательного мотива. Выбор игрушек свидетельствует о днменирортнии огровогомоиивд. Жнлание твраиь н елуптати ивазку рассматривается д тотеи треиио пнроо го оыбо ра,то е тть дом интрооаеии игро вой мотивации, ронтраитт вызыоаетигровдйактнвностидз-зескудногоинеиеиерес-ного набо ро птрнштк.
Результаты нссггедооаиьо проведеты о та^!т
Таблица 1
Уров н и развития познавательного интереса
Уровень Группа
Контрольная Экспериментальная
Высокий 3 6
Средний 8 9
Низкий 4 -
Результаты контрольного этапа эксперимента вэксперименталыш и контрольной группахотображены всыоторьой аиаергмме нарис. 2.
Рис. 2. Результаты контрольного этапа
Сравнителгные |оезульткты оонт^льноно этапаэенее|вимента в экспериментальной а гентролыной нывппэхтрератавланыныгысоопнавме нарис. 3.
I Контрольная I Экспериментальная
Высокий
Средний
Низкий
Рис. 3. Сравнительные результаты контрольного этапа
Обобщая результаты, можно сказать, что уровень познавательной заинтересованности детей старшего дошкольного возраста может быть значительно улучшенприсвоевременном педагогическом воздействии, аименно -вовремя систематической экспериееиталдноД демвадьнодни сетей.
Проведенная работа показала, что использование целенаправленного си-свмматтоесиэго пт-менаоое экссеридтнтов в °тебнээ процессе поз-ол-втре-бенкумоэдлидовсеь вcвoeмванеспиикapтнэyмтpa на основе собственных наблюдений, ответов, установления взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Кроме тсзг^д^- прюоращесрядотсрыемн совершэес мод-екэами, мтсссс-мрчесдий хеpaктep,высоlвaювенотаэр кистаэдтва-и-м, развивают смстве-дытоперасви, сгдоулир-ют пoзнопетеньнyюдссвнльнocть, лмбoкн-пeльнн-та.
7
6
5
4
3
После проведения разработанных занятий и применения подчеркнутых в ходе исследования знаний можно сделать несколько умозаключений.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. Главное - создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира [22].
В ходе работы в специально подготовленной среде дети:
- проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
- задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
- стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что...»;
- проявляют интерес к познавательной литературе;
Библиографический список
- умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
- пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
- применяют свои знания в жизни [14].
Успешность эксперимента: работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок - исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5 лет, а готовить его к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители, и педагоги [23].
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Москва: ACT, 2019.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.): принят Государственной Думой 21.12.2012 г. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902389617
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 (ред. от 21.01.2019 г.). Available at: http://docs.cntd.ru/ document/499044346
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 (ред. от 21.01.2019 г.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/499057887
5. Бакина М. Современные дети, современные игры. Дошкольное воспитание. 2010; № 4; 58 - 60.
6. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. Москва: Сфера, 2017.
7. Венгер ЛА Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Москва: Просвещение, 2006.
8. Веракса Н.Е., Галимов О.Р Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Москва: Мозаика-Синтез, 2013.
9. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология: хрестоматия. Москва: Мозаика-Синтез, 2014.
10. Габова МА Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2016.
11. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2016.
12. Гогоберидзе A.T Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
13. Головина ОА Экспериментирование с живой и неживой природой как метод познавательного развития детей. Журнал педагогических исследований. 2018; № 2: 114 - 127.
14. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. Москва: Сфера, 2010.
15. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: учебное пособие. Москва: Academia, 2015.
16. Зыкова ОА Экспериментирование с живой и неживой природой: учебно-методическое пособие. Москва: ЗAO «Элти-кудиц» 2012.
17. Казарина Е.С. Роль экспериментирования в дошкольном возрасте. Вопросы науки и образования. 2018; № 26 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-eksperimentirovaniya-v-doshkolnom-vozraste
18. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации. Психологическая наука и образование. 2011; № 2: 123.
19. Костюченко М.П., Камалова Н.Р Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов: пособие. Москва: Учитель, 2018.
20. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
21. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.
22. Макарова В.Н., Ставцева E.A., Едакова М.Н. Интеллектуальное развитие дошкольников: монография. Москва: РИЦ «^льфа», 2011.
23. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.
24. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ Санкт-Петербург: ООО «Издательство Детство - Пресс», 2019.
25. Поддьяков A.H. Исследовательская активность ребенка. Детский сад от А до Я. 2004; № 2: 10 - 20.
26. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
References
1. Konsiiiuciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. Moskva: AST, 2019.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. №273-FZ (red. ot 27.12.2019 g.): prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 21.12.2012 g. Available at: http://docs. cntd.ru/document/902389617
3. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po osnovnym obscheobrazovatel'nym programmam - obrazovatel'nym programmam doshkoi'nogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 30.08.2013 g. №1014 (red. ot 21.01.2019 g.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/499044346
4. Ob utverzhdenii Federai'nogo gosudarsivennogo obrazovaiei'nogo siandarta doshkoi'nogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.10.2013 g. №1155 (red. ot 21.01.2019 g.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/499057887
5. Bakina M. Sovremennye deti, sovremennye igry. Doshkoi'noe vospiianie. 2010; № 4; 58 - 60.
6. Babunova T.M. Doshkoi'naya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Sfera, 2017.
7. Venger L.A. Razviiie poznavatei'nyh sposobnosiej v processe doshkoi'nogo vospiianiya. Moskva: Prosveschenie, 2006.
8. Veraksa N.E., Galimov O.R. Poznavatel'no-issledovatel'skaya deyatel'nost' doshkol'nikov. Moskva: Mozaika-Sintez, 2013.
9. Veraksa N.E. Doshkoi'naya pedagogika i psihoiogiya: hrestomatiya. Moskva: Mozaika-Sintez, 2014.
10. Gabova M.A. Doshkoi'naya pedagogika. Razvitie prostranstvennogo myshleniya i graficheskih umenij: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury. Moskva: Yurajt, 2016.
11. Galiguzova L.N. Doshkoi'naya pedagogika: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2016.
12. Gogoberidze A.G. Doshkoi'naya pedagogika s osnovami meiodik vospiianiya i obucheniya: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.
13. Golovina O.A. 'Eksperimentirovanie s zhivoj i nezhivoj prirodoj kak metod poznavatel'nogo razvitiya detej. Zhurnaipedagogicheskih issiedovanij. 2018; № 2: 114 - 127.
14. Dybina O.V., Rahmanova N.P., Schetinina V.V. Neizvedannoe ryadom: opyiy i 'eksperimeniy diya doshkoi'nikov. Moskva: Sfera, 2010.
15. Egorov S.F., Lykov S.V., Volobueva L.M. Vvedenie v isioriyu doshkoi'nojpedagogiki: uchebnoe posobie. Moskva: Academia, 2015.
16. Zykova O.A. 'Eksperimentirovanie s zhivoj i nezhivoj prirodoj: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: ZAO «Elti-kudic» 2012.
17. Kazarina E.S. Rol' 'eksperimentirovaniya v doshkol'nom vozraste. Voprosy nauki i obrazovaniya. 2018; № 26 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-eksperimentirovaniya-v-doshkolnom-vozraste
18. Klopotova E.E. Vozmozhnosti razvitiya poznavatel'noj aktivnosti doshkol'nikov v normativnoj situacii. Psihoiogicheskaya nauka iobrazovanie. 2011; № 2: 123.
19. Kostyuchenko M.P., Kamalova N.R. Deyaiei'nosi' doshkoi'nikov v deiskoj 'eksperimeniai'noj iaboraiorii. Programma, igrovye probiemnye situacii, karioieka opyiov: posobie. Moskva: Uchitel', 2018.
20. Krezhevskih O.V. Razvivayuschaya predmetno-prostranstvennaya sreda doshkoi'noj obrazovatel'noj organizacii: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
21. Loseva E.V. Razvitie poznavatei'no-issiedovatei'skoj deyatei'nosti u doshkoi'nikov. Iz opyta raboty. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2015.
22. Makarova V.N., Stavceva E.A., Edakova M.N. Inteiiektuai'noe razvitie doshkoi'nikov: monografiya. Moskva: RIC «Al'fa», 2011.
23. Marudova E.V. Oznakomienie doshkoi'nikov s okruzhayuschim mirom. 'Eksperimentirovanie. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2015.
24. Nischeva N.V. Opytno-'eksperimental'naya deyatel'nost' v DOU. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo Detstvo - Press», 2019.
25. Podd'yakov A.N. Issledovatel'skaya aktivnost' rebenka. Detskij sad ot A do Ya. 2004; № 2: 10 - 20.
26. Ryzhova L.V. Metodika detskogo 'eksperimentirovaniya. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo «Detstvo-Press», 2017.
Статья поступила в редакцию 17.05.22