Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РФ'

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / высшее военное образование / подготовка иностранных военнослужащих в военных вузах РФ / курсант / преподаватель / higher education / higher military education / training of foreign servicemen in military universities of the Russian Federation / cadet / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оржеховский Алексей Станиславович, Сорокопуд Юнна Валерьевна

Цель исследования состоит в даче максимально точной характеристики специфики подготовки иностранных военнослужащих в пространстве военных вузов Российской Федерации. Его научная новизна заключается в определении основных черт процесса профессиональной подготовки иностранных курсантов военными вузами РФ и связанных с ними перспектив его дальнейшего совершенствования. В результате автор приходит к заключению, что совершенствование соответствующего сегмента высшего военного образования является одним из перспективных направлений его дальнейшего поступательного развития. На этом основании выделяются некоторые наиболее существенные его характеристики. По итогам их исследования предлагается ряд мер по улучшению соответствующих аспектов процесса профессиональной подготовки иностранных граждан российскими военными вузами. Соответствующие меры связаны, главным образом с организацией филологического сопровождения интересующего нас процесса. Они представляются выполнимыми на современной стадии развития отечественного высшего военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оржеховский Алексей Станиславович, Сорокопуд Юнна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study’s purpose is to give the most accurate characteristics for the specifics of the foreign military personnel training in the Russian Federation military universities space. Its scientific novelty lies in determining the foreign cadets professional training by Russian military universities process main features and the associated prospects for its further improvement. As a result, the author comes to the conclusion that the improvement of the higher military education corresponding segment is one of its further progressive development promising directions. On this basis, some of its most significant characteristics are highlighted. Based on their research results, a number of measures are proposed to improve the relevant aspects of the foreigners professional training by Russian military universities process. The corresponding measures are mainly related to the organization of this process philological support. They seem feasible at the Russian higher military education development stage.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РФ»

программы профильным компетенциям, связанным с развитием коммуникативных и рефлексивных навыков среди учащихся. Кроме того, методическое руководство должно включать примерное планирование тематических занятий, критерии и подходы к выбору практических заданий, а также необходимый информационный материал в рамках профиля предмета. Обозначенный информационный материал предназначен для педагогов и предполагает рекомендации с учетом билингвальных способностей учащихся, аспекты разъяснительного характера, методические указания в отношении профильной и отраслевой литературы, а также результаты исследований, проведенных различными представителями научного сообщества в отношении языковых способностей исследуемой категории учащихся.

Ресурсы информационного характера, а также результаты соответствующих исследований были сформированы научным сообществом следующих вузов: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ДГПУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова») [6], [7], [8]. Многие результаты лингвистических исследований, посвященных педагогическим аспектам исследуемой темы, отражены в монографиях профессорско-преподавательского состава указанных вузов. Ими также были сформированы методические разработки для повышения качества образовательного процесса, в том числе в процессе обучения русскому языку. При создании методического руководства для педагогов образовательных организаций будут также учтены практические аспекты и положительные результаты обучения государственному языку этнических групп в других регионах Российской Федерации.

Обучение русскому языку билингвальных учащихся в средней школе должно учитывать психологические и возрастные особенности, направленные на разностороннее интенсивное восприятие данными учащимися окружающей действительности. Педагогу следует учитывать как положительные стороны обучения русскому языку, так и преимущества билингвального типа мышления среди учащихся в целях достижения коммуникативной компетенции. Обозначенные аспекты совершенствования педагогической деятельности в средней школе предполагают необходимость разработки узконаправленной методологии, которую возможно посредством руководства для педагогов распространить в образовательной системе не только Республики Дагестан и Чеченской Республики, но также в других республиках Северного Кавказа.

Выводы. Современной образовательной системе необходимы непрерывные исследования в отношении потенциала билингвальных учащихся с учетом изменений в русском языке, которые осуществляются под влиянием меняющейся повседневной жизни. Кроме того, необходимо формирование педагогического подхода и методологии для педагогов образовательных организаций, в частности, в средней школе, так как многие территории Российской Федерации населяют этнически выраженные граждане с билингвальным типом мышления.

Литература:

1. Абдулазимова, Т.Х. Поликультурность в обучении языку как стратегия культурного самоопределения в эпоху глобализации / Т.Х. Абдулазимова, Р.П. Дохтукаева, С.С. Тазуркаева // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№70-4,-С. 4-7

2. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1986. - 336 с.

3. Мокина, Б.В. Билингвальное и поликультурное развитие младших школьников в условиях гимназии / Б.В. Мокина, И.О. Брохина, P.P. Басырова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - №1. -С. 65-73

4. Омарова, З.Ш. Характеристика диалогических единств в русском и аварском языках / З.Ш. Омарова, З.Г. Абдуразакова // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. - 2017. - №4. - С. 77-81

5. Педагогический словарь / [И.А. Каиров и др.]; под.ред. И.А. Каирова. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-766 с.

6. Официальный сайт Дагестанского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://dspu.ru/ (дата обращения: 11.06.2023)

7. Официальный сайт Чеченского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 11.06.2023)

8. Официальный сайт Чеченского государственного университета им. A.A. Кадырова:сайт,-2023. -URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4iqn471g7r978076229/ (дата обращения: 11.06.2023)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/fD9facf766fbeecl82d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения: 11.06.2023)

Педагогика

УДК 371

начальник подготовительного курса специального факультета Оржеховский Алексей Станиславович

Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); ФБГОУ ВО «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный)

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РФ

Аннотация. Цель исследования состоит в даче максимально точной характеристики специфики подготовки иностранных военнослужащих в пространстве военных вузов Российской Федерации. Гго научная новизна заключается в определении основных черт процесса профессиональной подготовки иностранных курсантов военными вузами РФ и связанных с ними перспектив его дальнейшего совершенствования. В результате автор приходит к заключению, что совершенствование соответствующего сегмента высшего военного образования является одним из перспективных направлений его дальнейшего поступательного развития. На этом основании выделяются некоторые наиболее

существенные его характеристики. По итогам их исследования предлагается ряд мер по улучшению соответствующих аспектов процесса профессиональной подготовки иностранных граждан российскими военными вузами. Соответствующие меры связаны, главным образом с организацией филологического сопровождения интересующего нас процесса. Они представляются выполнимыми на современной стадии развития отечественного высшего военного образования.

Ключевые слова: высшее образование, высшее военное образование, подготовка иностранных военнослужащих в военных вузах РФ, курсант, преподаватель.

Annotation. The study's purpose is to give the most accurate characteristics for the specifics of the foreign military personnel training in the Russian Federation military universities space. Its scientific novelty lies in determining the foreign cadets professional training by Russian military universities process main features and the associated prospects for its further improvement. As a result, the author comes to the conclusion that the improvement of the higher military education corresponding segment is one of its further progressive development promising directions. On this basis, some of its most significant characteristics are highlighted. Based on their research results, a number of measures are proposed to improve the relevant aspects of the foreigners professional training by Russian military universities process. The corresponding measures are mainly related to the organization of this process philological support. They seem feasible at the Russian higher military education development stage.

Key words: higher education, higher military education, training of foreign servicemen in military universities of the Russian Federation, cadet, teacher.

Введение. Актуальность исследования не должна вызывать сомнений, если принять в расчёт факт роста международной напряжённости, характерный для последних лет (И.О. Абрамова, О.А. Бучнева, Ю.А. Лобейко, Н.В. Поморцева, Н.Е. Суханова) [7, С. 35]. В непростой международной обстановке одним из важных факторов, позволяющих обеспечить достижение целей внешней политики России, является упрочение связей со стратегическими партнёрами (Х.С. Байчорова, И.А. Гребенникова, О.Н. Олейникова, О.Г. Тринитарская) [9, С. 116-117].

На сегодняшний день значимой областью, в которой возможно эффективное и взаимовыгодное международное сотрудничество, является военная сфера (И.А. Алёхин, И.С., Измайлова, Т.В. Павлушкина, А.Б. Ручкин, А.Н. Суханова, Н.Е. Суханова, Т.Н, Язвинская) [1, С. 101]. В свою очередь, достижение желаемых результатов в соответствующей сфере представляется возможным только при условии эффективной подготовки военнослужащих дружественных стран силами военных вузов, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации (Алёхин И.А., О.А. Береговая, А.С. Вершков, Л.В. Жежель) [2, С. 49-50].

Естественно, что в период модернизации отечественного образования этот процесс с неизбежностью должен претерпеть определённые изменения [8, С. 156]. Его специфике на современном этапе посвящена данная статья.

В виду вышеизложенного её цель мы можем определить следующим образом: охарактеризовать специфику подготовки иностранных военнослужащих в пространстве военных вузов Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная подготовка иностранных обучающихся российскими военными вузами представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование у них готовности к военно-профессиональной деятельности в вооружённых силах своих стран (Алёхин И.А., Измайлова И.С., Ленев Ю.А. и др) Г11.

В качестве содержательной основы процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих военными вузами РФ выступают:

• образовательные программы высшего образования (специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации);

• дополнительные профессиональные программы [6, С. 391.

Такие программы разрабатываются и реализуются в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также квалификационными требованиями к профессиональной подготовке военных специалистов. В ходе их разработки и реализации учитываются:

• результаты взаимодействия между Главным управлением международного военного сотрудничества МО РФ, российскими военными образовательными организациями с одной стороны и государствами-заказчиками - с другой [3, С. 13];

• требования федеральных государственных образовательных стандартов к уровню подготовки и ожидаемым результатам;

• основные положения ряда международных соглашений и контрактов;

• положения контрактов и договоров Министерства обороны РФ с производителями и разработчиками продукции военного назначения;

• приказы Министра обороны РФ;

• специфика поставки вооружений и военной техники в отдельные зарубежные государства [1, С. 103-104];

• ключевые особенности развития вооруженных сил государств-заказчиков на современной стадии [9, С. 118];

• необходимость соблюдения режима секретности.

Успешность подготовки курсантов из зарубежных стран на современном этапе развития системы высшего военного образования в нашей стране в основном определяется пятью факторами (Табл. 1).

Таблица 1

Факторы, определяющие успешность подготовки курсантов из зарубежных стран российскими военными

вузами

№ п/п Факторы

1 Уровень базовой подготовки учащихся.

2 Готовность преподавателей к работе с иностранными курсантами [2, С. 49-50].

3 Обеспеченность учебно-методическими материалами на национальных языках.

4 Наличие у иностранных учащихся опыта практической военной деятельности [1,С. 104].

5 Уровень владения обучающимися языком обучения (русский).

Как видим, уровень владения русским языком, характерный для иностранных обучающихся, является важным фактором, от которого, в числе прочих, зависит успех их профессиональной подготовки российскими военными вузами (Е.А. Великанова, Д.Х. Муртич, И.А. Чухлебова) [2, С. 12]. В этой связи приходится констатировать, что сегодня он

зачастую бывает недостаточным. Например, в странах бывшего СССР фиксируется отказ от национально-русского двуязычия и обучения на русском языке, что соответствующим образом отражается на уровне владения таковым. С другой стороны, сегодня система преподавания русского языка в военных вузах несовершенна [7, С. 37]. Это объясняется недостаточным количеством часов, отводимых в большинстве ОО на его освоение.

По этой причине в ходе разработки и реализации программ подготовки иностранных курсантов преподавателям необходимо уделять повышенное внимание вопросам отбора учебной информации [10, С. 238]. В частности, так как важным условием высокого уровня подготовки иностранных военных специалистов является качественное освоение терминологии на русском языке, преподаватели современных военных вузов тщательно подходят к оформлению необходимых данных в языковом плане. Соответственно, на настоящем этапе развития отечественной системы высшего военного образования для улучшения восприятия учебной информации иностранными учащимися необходимы следующие

• улучшение методики и содержательной стороны образовательного процесса с учётом того факта, что в соответствующих материалах содержится большое количество терминов, сложных для восприятия лицами, не являющимися носителями русского языка [9, С. 119];

• разработка словаря терминов при подготовке к лекционным занятиям;

• частичная реализация функций преподавателя русского языка педагогами-предметниками в ходе, например, объяснения терминологии преподаваемых дисциплин.

Как видим, в ходе профессиональной подготовки иностранных военнослужащих важная роль должна отводиться её филологическому сопровождению. Последнее построено на конструктивном взаимодействии между преподавателями профильных кафедр с одной стороны и преподавателями русского языка как иностранного - с другой [4, С. 24-25]. Такого рода совместная деятельность с большой вероятностью будет способствовать расширению языковой компетенции преподавателей-предметников, а равно и углублению фоновых знаний преподавателей русского языка как иностранного. Таким образом, в условиях современного военного вуза возможно существенное повышение качества образования, получаемого иностранными курсантами [5, С. 85].

Далее, одной из характерных черт процесса обучения курсантов из зарубежных стран является потребность в дополнительных консультациях во время, отведенное для самостоятельной работы [1, С. 98]. Это, в свою очередь влечёт некоторое увеличение учебной нагрузки преподавателей. Проявления данной тенденции могут быть сведены к минимуму, если заблаговременно выдавать учащимся набор терминов, которые планируется использовать на занятиях. Это позволит курсантам лучше подготовиться к ним и несколько расширить собственные возможности, связанные с адекватным восприятием и усвоением необходимого материала.

Сходным целям служит реализация принципа наглядности в ходе работы с иностранными курсантами [4, С. 22-23]. Так, наиболее эффективными в ходе объяснения работы тех или иных механизмов представляются:

• рисунки;

• схемы;

• действующие макеты;

• тренажеры [3, С. 11-12].

При этом в процессе объяснения учебного материала необходима педагогическая диагностика и коррекция трудностей, могущих возникнуть в ходе усвоения информации обучающимися.

Выводы. Подводя итоги, следует, в первую очередь, указать, что в современной международной обстановке одним из важных факторов, позволяющих обеспечить достижение целей внешней политики России, является упрочение связей со стратегическими партнёрами. При этом значимой областью, в которой возможно эффективное и взаимовыгодное международное сотрудничество, является военная сфера.

В свою очередь, достижение желаемых результатов в соответствующей сфере представляется возможным только при условии эффективной подготовки военнослужащих дружественных стран силами военных вузов, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Обучение иностранных учащихся российскими военными вузами - педагогический процесс, направленный на формирование у них готовности к военно-профессиональной деятельности в вооружённых силах своих стран. В качестве его содержательной основы выступают образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы.

Они разрабатываются и реализуются в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также квалификационными требованиями к профессиональной подготовке военных специалистов.

Успешность подготовки курсантов из зарубежных стран на современном этапе развития отечественной системы высшего военного образования в основном определяется пятью факторами. В их числе: уровень базовой подготовки учащихся; готовность преподавателей к работе с иностранными курсантами; обеспеченность учебно-методическими материалами на национальных языках; наличие у иностранных учащихся опыта практической военной деятельности; уровень владения обучающимися языком обучения (русский).

Таким образом, уровень владения русским языком, характерный для иностранных обучающихся, является важным фактором, от которого во многом зависит успех их профессиональной подготовки российскими военными вузами. В этой связи приходится констатировать, что сегодня он зачастую бывает недостаточным.

Выводы. На настоящем этапе развития отечественной системы высшего военного образования для улучшения восприятия учебной информации иностранными учащимися необходимы следующие меры: улучшение методики и содержательной стороны образовательного процесса с учётом того факта, что в соответствующих материалах содержится большое количество терминов, сложных для восприятия лицами, не являющимися носителями русского языка; разработка словаря терминов при подготовке к лекционным занятиям; частичная реализация функций преподавателя русского языка педагогами-предметниками в ходе, например, объяснения терминологии преподаваемых дисциплин.

Ещё одной характерной чертой процесса обучения курсантов из зарубежных стран является потребность в дополнительных консультациях во время, отведенное для самостоятельной работы. Это, в свою очередь влечёт некоторое увеличение учебной нагрузки преподавателей. Проявления данной тенденции могут быть сведены к минимуму, если заблаговременно выдавать учащимся набор терминов, которые планируется использовать на занятиях.

Сходным целям служит реализация принципа наглядности в ходе работы с иностранными курсантами.

Литература:

1. Алёхин, И.А. Современная методика формирования основ научного мировоззрения у иностранных военнослужащих в процессе обучения в военных вузах российской федерации / И.А. Алёхин, И.С. Измайлова, Ю.А. Ленев // Мир образования - образование в мире. - 2021. - № 4 (84). - С. 108-114

2. Анисимов, В.П. Характеристика иностранных военных специалистов, как целевой группы отечественной высшей военной школы (на примере ВУНЦ ВВС «ВВА») / В.П. Анисимов // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 2А. -С. 97-105

3. Измайлова, Н.В. Анализ уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов / Н.В. Измайлова // Мир образования - образование в мире. - 2021. - № 4 (84). - С. 115-121

4. Измайлова, Н.В. Статистический анализ мотивации курсантов военных вузов / Н.В. Измайлова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2021. - № 2 (62). - С. 100-111

5. Кукса, Д.А. Некоторые вопросы подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ / Д.А. Кукса // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 25 апр. 2018 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 84-85

6. Лаврентьева, З.И. Функции использования кейсов в военной педагогике / З.И. Лаврентьева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2 (93). - С. 39-41

7. Расторгуев, C.B. Обучение иностранных студентов в России: политические, экономические, социальные факторы / C.B. Расторгуев // Власть. 2019. - № 4. - С. 32-39

8. Тарасов, А.Н. Военно-профессиональная компетентность по практическому вождению боевых машин с применением современных технических средств обучения курсантов: содержание понятия и значимость для системы российского военного образования / А.Н. Тарасов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4 (95). - С. 155-157

9. Трегубчак, A.B. Особенности воспитательной работы с иностранными военнослужащими в вузе / A.B. Трегубчак // Вопросы педагогики. -2018. -№ 9. - С. 116-119

10. Трубникова, Л.И. О применении некоторых дидактических принципов при изучении технических дисциплин курсантами военного вуза / Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко, МЛ. Небреева // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 2 (93). - С. 236-239

Педагогика

УДК 37.086

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МИССИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ

СОЦИУМЕ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ и обобщение передового опыта, связанного с осмыслением миссии педагога в современной системе образования и постоянно изменяющемся социуме. Представлены основные нормативно-правовые документы, задающие ориентир деятельности педагога на непрерывное саморазвитие и профессиональный рост. Проанализированы проблемы и риски осуществления современной профессиональной деятельности педагога с позиции кардинальных преобразований в системе образования, модификации ценностно-смысловых ориентаций цифровых обучающихся «Поколение Z», увеличившихся государственных требований к профессиональной компетентности и профессионально-личностным качествам педагогического работника. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Обозначены направления и пути повышения престижа деятельности педагога с позиции минимизации возникающих рисков в сфере профессиональной деятельности педагогического работника.

Ключевые слова: модернизация системы образования, реформирование социума, педагог, обучающиеся, риски осуществления труда педагога, профессиональная педагогическая деятельность, образовательные организации, миссия педагога.

Annotation. The article presents a theoretical analysis and generalization of best practices related to understanding the teacher's mission in the modern education system and a constantly changing society. The main regulatory and legal documents setting the benchmark for the teacher's activities for continuous self-development and professional growth are presented. The problems and risks of carrying out the modern professional activities of the teacher from the standpoint of radical transformations in the education system, modifications of the value and meaning orientations of digital students "Generation Z," increased state requirements for professional competence and professional and personal qualities of the teacher were analyzed. The need to optimize work in this direction has been determined. Directions and ways to increase the prestige of the teacher's activities from the point of view of minimizing emerging risks in the field of professional activities of the teacher are outlined.

Key words: modernization of the education system, reforming of society, teacher, students, risks of the teacher's work, professional pedagogical activity, educational organizations, teacher's mission.

Введение. Современные постоянно изменяющиеся реалии и основные тенденции модернизации системы образования отражают повышение требований и запросов к педагогу как транслятору инновационных знаний и умений, духовному наставнику обучающихся, реализующему авторский педагогический стиль с позиции повышенного чувства долга, высокой степени ответственности и профессиональной чести. Постиндустриальному социуму в условиях стремительных перемен в содержании профессиональной педагогической деятельности необходим педагог, не только обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогическим мышлением, но и: постоянно развивающийся, с учетом турбулентно изменяющегося технологического уклада и модернизационных тенденций образовательной системы; нацеленный на самосовершенствование и приобретение новых профессиональных компетенций и психолого-педагогического опыта; осмысливающий профессиональную ответственность за собственные действия по обучению и воспитанию подрастающего поколения с позиции взращивания молодого человеческого капитала - будущего России.

Педагог должен предвидеть социокультурные изменения и своевременно внедрять инновации в сфере профессионального труда, осознать свои профессиональные дефициты и ускоренно их минимизировать, выстраивать продуктивные отношения с участниками образовательных отношений, креативно разрешать нестандартные педагогические задачи на основе интеграционного единства профессионализма и духовной культуры, мобильно находить оптимальные пути саморазвития и профессионального карьерного роста. При этом он должен стремится к сохранению и укреплению своей индивидуальности, самобытности, аутентичности в области выбранного труда, реализации жизненного и профессионального кредо педагога - стать духовным наставником обучающихся, реализовать собственную миссию в гармоничном становлении взрослеющих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.