Научная статья на тему 'ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО ВУЗА'

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее военное образование / военный вуз / иностранные учащиеся российских военных вузов / социокультурная адаптация / внеучебная деятельность / higher military education / military university / foreign students of Russian military universities / socio-cultural adaptation / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Оржеховский, Ю.В. Сорокопуд

Основное внимание в работе авторы акцентируют на возможностях внеучебной деятельности иностранных обучающихся как средства их адаптации к образовательной среде российского военного вуза. Статья раскрывает содержание понятия «адаптация» с учётом специфики деятельности иностранных обучающихся в пространстве российских военных вузов. Авторами прослеживается ход данного процесса в соответствии с основными его этапами. Определяются ключевые особенности интеграции иностранных курсантов в образовательную среду военных вузов, функционирующих на территории Российской Федерации. Даётся обобщённая характеристика трудностей, возникающих у выходцев из ближнего и особенно дальнего зарубежья при встраивании в учебно-воспитательный процесс, реализуемый в российских военных вузах. Предлагаются формы осуществления внеучебной работы, обладающие, по мнению авторов, наибольшей эффективностью в плане облегчения приспособления иностранных военнослужащих к условиям организаций высшего военного образования, действующих на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Оржеховский, Ю.В. Сорокопуд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF FOREIGN STUDENTS AS MEANS TO ADAPT TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A RUSSIAN MILITARY UNIVERSITY

The authors focus on foreign students and extracurricular activities they do, which are understood as possible ways to get adapted to a military university in Russia. The article reveals contents of the concept of adaptation, taking into account the specifics of activities of foreign students in the system of Russian military universities. The authors seek to trace the course of this process in accordance with its main stages. Key features of integration of foreign cadets into the military universities operating in the Russian Federation territory educational environment are determined. The work describes difficulties encountered by immigrants from the near and especially far abroad when integrating into the educational process in a Russian military university. The researchers propose forms of introduction of extracurricular work, which are most effective in terms of facilitating the adaptation to the higher military education organizations in Russia.

Текст научной работы на тему «ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО ВУЗА»

УДК 378

Orzhekhovsky A.S., Head of the preparatory course of the Special Faculty of the Military Training and Research Center of the Ground Forces "Combined Arms

Academy of the Armed Forces of the Russian Federation" (Moscow, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methodology of Educational Activities, Moscow Financial and Industrial

University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF FOREIGN STUDENTS AS MEANS TO ADAPT TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A RUSSIAN MILITARY UNIVERSITY. The authors focus on foreign students and extracurricular activities they do, which are understood as possible ways to get adapted to a military university in Russia. The article reveals contents of the concept of adaptation, taking into account the specifics of activities of foreign students in the system of Russian military universities. The authors seek to trace the course of this process in accordance with its main stages. Key features of integration of foreign cadets into the military universities operating in the Russian Federation territory educational environment are determined. The work describes difficulties encountered by immigrants from the near and especially far abroad when integrating into the educational process in a Russian military university. The researchers propose forms of introduction of extracurricular work, which are most effective in terms of facilitating the adaptation to the higher military education organizations in Russia.

Key words: higher military education, military university, foreign students of Russian military universities, socio-cultural adaptation, extracurricular activities

А.С. Оржеховский, нач. подготовительного курса спец. факультета Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия

Вооружённых сил Российской Федерации», г. Москва, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,

ФГБОУ Во «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО ВУЗА

Основное внимание в работе авторы акцентируют на возможностях внеучебной деятельности иностранных обучающихся как средства их адаптации к образовательной среде российского военного вуза. Статья раскрывает содержание понятия «адаптация» с учётом специфики деятельности иностранных обучающихся в пространстве российских военных вузов. Авторами прослеживается ход данного процесса в соответствии с основными его этапами. Определяются ключевые особенности интеграции иностранных курсантов в образовательную среду военных вузов, функционирующих на территории Российской Федерации. Даётся обобщённая характеристика трудностей, возникающих у выходцев из ближнего и особенно дальнего зарубежья при встраивании в учебно-воспитательный процесс, реализуемый в российских военных вузах. Предлагаются формы осуществления внеучебной работы, обладающие, по мнению авторов, наибольшей эффективностью в плане облегчения приспособления иностранных военнослужащих к условиям организаций высшего военного образования, действующих на территории РФ.

Ключевые слова: высшее военное образование, военный вуз, иностранные учащиеся российских военных вузов, социокультурная адаптация, внеучебная деятельность

Актуальность темы нашей статьи подтверждается событиями, происходящими на мировой арене в последние годы. Особенности их протекания подтверждают, что сохранение Российской Федерацией своего текущего статуса в глобальной геополитической системе, а значит, в определённой степени и её выживание во многом зависят от упрочения международного сотрудничества (А.Н. Андонова, В.В. Бесценная, С.Ф. Галкина, А.Г Корсунская, А.В. Петрухина, Е.В. Федяева, И.Е. Шемякина). Ввиду эскалации внешнеполитической напряжённости важным аспектом продуктивного взаимодействия между РФ и её союзниками представляется военная сфера (Н.В. Гусева, А.В. Петрухина, П.С. Тенитилов, Е.В. Федяева).

В свою очередь, значимое направление сотрудничества со странами дальнего и ближнего зарубежья в данной сфере - подготовка российскими военными вузами иностранных специалистов [1]. Следует при этом учесть, что в организациях такого типа, действующих на территории нашей страны, их обучение и воспитание, начиная с подготовительного курса, осуществляется только на русском языке [2]. Подобная ситуация способствует обострению проблем, связанных с интеграцией таких учащихся в новую для них социокультурную среду [3].

Адаптация к ней иностранных военнослужащих связана с необходимостью усвоения культурных образцов, нередко существенно отличающихся от привычных [4]. Так как складывавшиеся годами нормы поведения оказываются не вполне применимыми в новой среде, для успешной интеграции в неё представителей рассматриваемой категории учащихся требуются время и скоординированные усилия со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса [5]. Авторам представляется, что перспективным направлением их приложения является внеучебная деятельность.

Отсюда цель статьи заключается в рассмотрении внеучебной деятельности иностранных обучающихся как характеризующегося определённой эффективностью средства их адаптации к образовательной среде российского военного вуза.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть содержание термина «адаптация» с учётом специфики деятельности иностранных обучающихся в пространстве российских военных вузов;

- изучить её основные этапы;

- определить ключевые особенности процесса адаптации иностранных курсантов в условиях организации, осуществляющей деятельность по программам высшего военного образования на территории РФ;

- выявить наиболее характерные трудности, возникающие у выходцев из зарубежья при интеграции в учебно-воспитательный процесс, реализуемый в российских военных вузах;

- предложить формы реализации внеучебной работы, обладающие, на наш взгляд, наибольшей эффективностью в плане облегчения их приспособления к условиям организаций высшего военного образования, действующих на территории РФ.

Методы исследования, применявшиеся при подготовке настоящей статьи, включали:

- изучение литературы, затрагивающей её проблематику;

- анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна данной работы заключается в выведении сущностной характеристики термина «адаптация» применительно к деятельности иностранных курсантов в пространстве отечественных военных вузов.

Теоретическая значимость состоит в определении наиболее существенных особенностей данного процесса.

Практическая значимость видится в рассмотрении конкретных форм вне-учебной деятельности, обладающих определённой эффективностью в плане облегчения приспособления иностранных военнослужащих к условиям организаций высшего военного образования, действующих на территории РФ.

Термин «адаптация» (от лат adaptare - приспосабливать) в отечественной и зарубежной литературе, как правило, трактуется следующим образом: приспособление, необходимое для полноценного существования в динамичных условиях, активное освоение их специфики (Т. Гоу, Д.Б. Мукумова, Ю.А. Панасенко, Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко). В социокультурном плане данную дефиницию можно трактовать как процесс включения личности в новую для неё среду, служащий основой для становления новых её качеств (Т. Гоу, Е.В. Запорощенко, П.С. Тенитилов).

Если мы говорим об иностранных курсантах российских военных вузов, то адаптация представляет собой важную часть образовательной деятельности. Учебное заведение в данном случае является своего рода адаптивно-адаптирующей образовательной системой для всех иностранных учащихся [2]. Реализация такой его функции в основном сводится к двум аспектам:

- организация учебной и внеучебной работы в соответствии с потребностями обучаемых;

- создание таких условий, в которых происходит приспособление иностранцев к потребностям вуза [4].

Исследователи, как правило, говорят о пяти этапах адаптации иностранных учащихся (табл. 1).

Успех адаптации находится в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов. Среди них наиболее существенными являются:

Таблица 1

Этапы адаптации иностранных курсантов

№ п/п Специфика этапа

1. Иностранцы - будущие военные специалисты - демонстрируют высокий уровень энтузиазма, большинство из них действительно стремятся к обучению в вузах России [1]

2. Непривычная для представителей данной категории учащихся социокультурная среда начинает оказывать на них негативное воздействие. Курсанты-ино-фоны находится в шоковом состоянии. Оно, в свою очередь, обусловлено рядом обстоятельств: - информационная перегрузка; - высокий уровень эмоционального напряжения; - трудности в адаптации на бытовом уровне. На рассматриваемом этапе большинство из них демонстрируют разочарование, замешательство, депрессию и тревожность [3]

3. Симптомы культурного шока с большой вероятностью достигают критической точки. Курсанты ощущают собственную беспомощность, выказывая при этом желание вернуться домой раньше срока

4. Постепенно тревожность и депрессия сменяются уверенностью и удовлетворением. Обучающиеся начинают ощущать себя более приспособленными, интегрированными в жизнь общества. За счёт достижения ими к этому моменту приемлемого уровня владения русским языком и знаний в области ментальных установок и устойчивых мыслительных стереотипов, характерных для жителей РФ, курсанты отчасти преодолевают межкультурные различия (А.Н. Андонова, С.Ф. Галкина, Н.В. Гусева, А.А. Иткулова, Д.Б. Мукумова, Ю.А. Панасенко, П.С. Тенитилов)

5. Полная адаптация. Она подразумевает относительно стабильные изменения личности курсантов в ответ на требования окружающей социокультурной среды [6]

- степень сходства культуры, к которой принадлежит учащийся, и той, в которой он находится на данный момент;

- его индивидуальные особенности (образовательные потребности, цели, мотивы, ценностные ориентации) [7].

Данные обстоятельства являются общими применительно к адаптации ино-фонов в пространстве и военных, и гражданских вузов. При этом, конечно, их интеграция в образовательную среду первых имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Курсанты сталкиваются с принципиально новой, незнакомой прежде большинству из них организацией учебно-воспитательного процесса. Она интегрирует учёбу и военную службу [6]. Так, во время обучения иностранные военнослужащие находятся непосредственно на территории военного заведения, не имея возможности ежедневного свободного передвижения по городу (за исключением, конечно, выходных и праздничных дней). Безусловно, такая организация их жизни и деятельности позволяет курсантам быстрее адаптироваться к учебно-профессиональной среде [5]. Но, с другой стороны, их коммуникация с носителями русского языка и культуры таким образом существенно ограничивается. Следовательно, процесс интеграции в российскую социокультурную действительность замедляется [8]. В силу обозначенной выше особенности на их адаптацию влияет специфика построения коммуникации в военно-профессиональной сфере на основе воинского устава, приказов и воинской присяги, использование приказного языка старших по воинскому званию [9].

В этой связи не вызывают удивления трудности, наиболее часто возникающие при адаптации таких курсантов к условиям обучения в военном вузе. Как правило, они связаны с приспособлением к новой форме деятельности, сочетающей, как уже говорилось, учёбу и военную службу. С ними органично связаны трудности, обусловленные недостаточным уровнем компетентности в области русского языка и культуры [10]. Также затруднения, относящиеся к данной группе, обусловливаются ограниченностью общения с их носителями.

Следовательно, решить проблемы, относящиеся к обеим этим категориям, может помочь знакомство с историей и культурой России (Е.С. Анцибор, Н.В. Гусева, Л.Р. Исаева, А.А. Иткулова, Д.С. Третьяченко, Е.В. Шестакова). Таковое можно осуществлять средствами и учебной, и внеучебной работы [11]. В рамках настоящего исследования эта форма организованной активности учащихся интересует нас в первую очередь.

Прежде всего, одной из ведущих целей организации такой деятельности должно стать формирование у учащихся межкультурной компетенции. Данная черта их будущего профессионального портрета представляет собой способность языковой личности покинуть пределы собственной культуры, конечно, не утрачивая при этом собственной социокультурной идентичности [12]. Это, в свою очередь, предполагает использование таких форм организации внеаудиторной активности, которые позволят курсантам уделять особое внимание чертам сходства и различия, существующим между своей и чужими культурами [13]. Их использование может помочь в устранении непонимания среди обучающихся из разных стран, повышении эффективности взаимодействия между ними, а также формировании у рассматриваемой категории учащейся молодёжи позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп [14].

Библиографический список

В этой связи, прежде всего, стоит упомянуть занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью. Данный элемент обучения и воспитания будущих офицеров, в том числе иностранных, является необходимым с точки зрения поддержания их физического и психологического здоровья и связанного с ним скорейшего привыкания к новым условиям жизни и обучения (С.М. Артамонов, Д.С. Третьяченко, Л.Р Исаева, М.А. Юрченко). При этом некоторые спортивные мероприятия будут способствовать активизации участия курсантов в диалоге культур и проведению параллелей между своими и чужими культурами [13].

Примером таких событий являются различные соревнования, посвященные национальным российским праздникам, таким, как Новый год, Масленица, День Победы, День русского языка и др. [8]. Участвуя в них, иностранные военнослужащие ближе знакомятся с культурой России. Кроме того, подготовка и проведение подобных мероприятий подразумевает установление более близких контактов с другими учащимися и преподавателями, что содействует привыканию к социокультурным особенностям страны пребывания [12]. В свою очередь, подобные метаморфозы способствуют снижению психологического дискомфорта в новой среде (Н.В. Гусева, Е.В. Шестакова, М.А. Юрченко).

Ещё одно перспективное в этом плане направление - проведение творческих встреч иностранных курсантов с учащимися общеобразовательных школ России [9]. На них такие курсанты могут проявить собственные таланты (художественные, музыкальные), рассказать на русском языке о самобытной культуре своей Родины [14]. Такие формы активности с большой вероятностью будут способствовать созданию благоприятного психологического климата и установлению языковых контактов с носителями русских языка и культуры в лице учащихся [10]. Кроме того, необходимость использовать язык принимающей страны естественным образом увеличивает время активности курсантов в аутентичной лингвокультурной среде [11]. Таким образом закладываются основы для развития у них мышления на русском языке и лингвистической наблюдательности [7].

Подводя итог рассмотрению ряда проблем, связанных с использованием внеучебной деятельности иностранных обучающихся как средства их адаптации к образовательной среде российского военного вуза, отметим безусловную необходимость её реализации в данном качестве. Только правильно организованная внеаудиторная работа таких курсантов и её грамотное сочетание с аудиторной позволят оперативно решить проблемы, возникающие при их интеграции в российскую социокультурную среду.

В качестве одной из главных целей организации такой деятельности должно позиционироваться развитие у иностранных военнослужащих такой черты профессионального портрета, как межкультурная компетенция. Её формирование, в свою очередь, предполагает использование таких форм организации вне-учебной деятельности, которые позволят курсантам уделять особое внимание чертам сходства и различия, существующим между своей и чужими культурами. Авторам представляется, что существенным потенциалом в этом плане обладают физкультурно-оздоровительная работа, а также проведение творческих встреч иностранных курсантов с учащимися общеобразовательных школ, действующих на территории Российской Федерации.

1. Петрухина А.В., Шемякина И.Е. Академическая адаптация иностранных военнослужащих: междисциплинарный подход. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 92-94.

2. Бесценная В.В., Федяева Е.В. Адаптация иностранных курсантов в военном вузе РФ: что труднее всего? Наука и военная безопасность. 2020; № 1 (20): 163-170.

3. Иткулова А.А. Результаты апробации системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 143-146.

4. Андонова А.Н. Проблемы культурной адаптации иностранных студентов к поликультурной образовательной среде университета. Поликультурное образование в современном вузе: вызов и перспектива: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кемерово: КемГМУ, 2021: 65-76.

5. Корсунская А.Г, Галкина С.Ф. Специфика этноориентированного обучения русскому языку иностранных военнослужащих. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 31-33.

6. Панасенко Ю.А., Трубникова Л.И., Запорощенко Е.В. Особенности труда преподавателя и общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 158-161.

7. Гусева Н.В. Цифровые технологии как эффективное средство мотивации в процессе иноязычной подготовки курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 125-128.

8. Анцибор Е.С. Педагогические условия адаптации иностранных курсантов военного вуза на основе диалога культур. Вестник Оренбургского государственногоунивер-ситета. 2022; № 4 (236): 93-99.

9. Третьяченко Д.С. Подготовка преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 83-85.

10. Шестакова Е.В., Исаева Л.Р Роль уроков русского языка как иностранного в процессе социокультурной адаптации иностранных военнослужащих. Современное педагогическое образование. 2022; № 12: 357-360.

11. Жемчужников А.В., Артамонов С.М. К Вопросу о профессиональном становлении курсантов военных образовательных организаций. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; № 9 (211): 131-133.

12. Сорокин Д.О. Структура межкультурной компетенции обучающихся. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022; Т. 27, № 3: 664-676.

13. Хачикян Е.И., Юрманова С.А., Непарко М.В. Особенности построения модели межкультурной компетенции. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-4: 288-291.

14. Юрченко М.А. Формирующее оценивание в диагностике сформированности межкультурной компетенции. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023; № 207: 37-46.

References

1. Petruhina A.V., Shemyakina I.E. Akademicheskaya adaptaciya inostrannyh voennosluzhaschih: mezhdisciplinarnyj podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 92-94.

2. Bescennaya V.V., Fedyaeva E.V. Adaptaciya inostrannyh kursantov v voennom vuze RF: chto trudnee vsego? Nauka i voennaya bezopasnost'. 2020; № 1 (20): 163-170.

3. Itkulova A.A. Rezul'taty aprobacii sistemy formirovaniya u kursantov voennogo vuza gotovnosti k professional'noj mezhkul'turnoj kommunikacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 143-146.

4. Andonova A.N. Problemy kul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov k polikul'turnoj obrazovatel'noj srede universiteta. Polikul'turnoe obrazovanie v sovremennom vuze: vyzov i perspektiva: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kemerovo: KemGMU, 2021: 65-76.

5. Korsunskaya A.G., Galkina S.F. Specifika 'etnoorientirovannogo obucheniya russkomu yazyku inostrannyh voennosluzhaschih. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 31-33.

6. Panasenko Yu.A., Trubnikova L.I., Zaporoschenko E.V. Osobennosti truda prepodavatelya i obschie professional'nye trebovaniya k professorsko-prepodavatel'skomu sostavu v usloviyah voennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 158-161.

7. Guseva N.V. Cifrovye tehnologii kak 'effektivnoe sredstvo motivacii v processe inoyazychnoj podgotovki kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 125-128.

8. Ancibor E.S. Pedagogicheskie usloviya adaptacii inostrannyh kursantov voennogo vuza na osnove dialoga kul'tur. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 4 (236): 93-99.

9. Tret'yachenko D.S. Podgotovka prepodavatelej voennogo vuza k sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 83-85.

10. Shestakova E.V., Isaeva L.R. Rol' urokov russkogo yazyka kak inostrannogo v processe sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh voennosluzhaschih. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2022; № 12: 357-360.

11. Zhemchuzhnikov A.V., Artamonov S.M. K Voprosu o professional'nom stanovlenii kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022; № 9 (211): 131-133.

12. Sorokin D.O. Struktura mezhkul'turnoj kompetencii obuchayuschihsya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022; T. 27, № 3: 664-676.

13. Hachikyan E.I., Yurmanova S.A., Neparko M.V. Osobennosti postroeniya modeli mezhkul'turnoj kompetencii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-4: 288-291.

14. Yurchenko M.A. Formiruyuschee ocenivanie v diagnostike sformirovannosti mezhkul'turnoj kompetencii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2023; № 207: 37-46.

Статья поступила в редакцию 23.04.24

УДК 378

Suleymanova Z.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov; General Director, Museum-Reserve-Ethnographic complex"Dagestan Au" (Makhachkala, Russia), E-mail: suleimanova@mail.ru Suleymanova T.R., senior teacher, Department of Foreign Languages and Their Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: valiraya_9@mail.ru

THE POTENTIAL OF USING MUSEUM PEDAGOGY IN REALIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS MAJORING IN CREATIVE SPECIALTIES. The article deals with a close analysis of the potential of modern museum pedagogy in realization of extracurricular activities for students of creative specialties. Based on the study of special literature and their own pedagogical experience, the authors pay attention mainly to five aspects of the use of this pedagogy in organization of extracurricular work. Firstly, they study advantages of this component in educational activities. Secondly, the main forms of extracurricular activities that can be implemented using modern museums are demonstrated. The main factors contributing to their effective use are discussed. The potencies that exist for the integration of educational activities on the one hand and extracurricular activities implemented by museum pedagogy means on the other are investigated. The researchers give specific examples of some Russian universities that already use museums for extracurricular work.

Key words: higher education, professional training of students of creative specialties, extracurricular activities of students, educational activities of students, museum pedagogy

3.3. Сулейманова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», ген. директор ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул»», г. Махачкала, E-mail: suleimanova@mail.ru Т.Р. Сулейманова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: valiraya_9@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Статья посвящена пристальному анализу возможностей современной музейной педагогики, а равно - особенностей их реализации в ходе внеучебной деятельности студентов творческих специальностей. На основе изучения специальной литературы и рефлексии собственного педагогического опыта авторы уделяют внимание в основном пяти аспектам применения средств такой педагогики при организации внеаудиторной работы. Во-первых, ими изучается направленность этой составляющей образовательной деятельности, осуществляемой с использованием преимуществ музейной педагогики. Во-вторых,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.