проведённого эксперимента были внедрены в практику общеобразовательных школ.
При подготовке эксперимента мы не обошлись без традиционных и современных апробированных форм, методов, педагогических условий, различных разработок уроков, тестов самопроверки системы занятий, которые содействовали бы развитию художественной культуры школьников. В методику обучения также входит историческая преемственность, нравственное наследие мастеров, накопленное и выработанное народом в развитии художественной культуры, в процессе творческой эволюции.
На уроках изобразительного искусства внимание уделялось произведениям мастеров народов Дагестана, представлявшимися учащимися. Каждому из них давалась эстетическая оценка. В беседе о составных частях народного искусства внимание учащихся акцентировалось не только на содержательном анализе художественных произведений, но и на правильном понимании школьниками значимости произведений декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры, развитию у обучающихся знаний, умений и навыков из области декоративно-прикладного искусства. В беседах о народном костюме в целях развития интереса к национальной художественной культуре учащимся демонстрировались репродукции, иллюстрации и наглядные пособия вместе с изделиями народных мастеров народов Дагестана, входящих в состав народного костюма.
Занятия в экспериментальной части исследования включали изучение:
• сведений по предмету, обязательных к усвоению учащимися с точки зрения действующих сегодня программ по изобразительному искусству;
• современных тенденций в области развития изобразительного искусства;
• особенностей произведений декоративно-прикладного искусства, наиболее важных с точки зрения формирования художественной культуры обучающихся.
Проведённый эксперимент был направлен на решение следующих задач:
• подготовка необходимых педагогических условий, форм и методов развития художественной культуры школьников с помощью народного костюма;
• рост общего уровня художественного восприятия учащихся;
Библиографический список
• качественное приращение учебно-творческих работ учащихся;
• повышение у школьников уровня знаний по различным вопросам, касающимся народного костюма;
• оптимизация и интенсификация процесса формирования художественной культуры школьников.
Экспериментальные занятия проводились, в том числе, и в следующих формах:
• уроки-беседы, посвящённые истории народного костюма;
• ознакомление учащихся с работами народных мастеров.
Проведённый эксперимент показал, что именно эти формы учебных занятий с наиболее высокой вероятностью способствуют формированию у школьников интереса к народному костюму и повышению уровня их художественного восприятия. Темы экспериментальных уроков раскрывались с учётом уровня знаний каждого учащегося по соответствующей проблематике. В ходе данных занятий нашёл свой применение ряд наглядных пособий, учитывающих основные направления и стилистические особенности народного костюма.
Будучи рассчитанными на учащихся 5 - 7 классов, разработанные планы-конспекты экспериментальных уроков прошли внедрение в практическую деятельность школ при непосредственном участии автора исследования, учителей изобразительного искусства, и студентов художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета при прохождении педагогической практики в школах Республики Дагестан.
Таким образом, представленные нами планы-конспекты уроков, внедрение их в учебный процесс для использования в экспериментальном обучении представляются эффективным условием формирования художественной культуры школьников.
Через осмысление образцов народного костюма учащиеся с высокой вероятностью смогут раскрыть законы взаимности красоты и эстетики труда. Для достижения соответствующих целей их учебная и внеучебная деятельность должна быть приближена к искусству, направлена на развитие творческого начала.
Большое значение при этом имеет также развитие у школьников способностей к интеллектуальному и эмоциональному восприятию художественно-эстетического содержания народного костюма.
1. Алибекова М.И. Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана (в аспекте проектирования современной одежды). Москва, 2006.
2. Волкова Т.В. Формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства. Человек и образование. 2013; № 1: 161 - 165.
3. Дамаданова С.Р Художественное оформление традиционного костюмного ансамбля горцев Дагестана. Вестник МГУКИ. 2011; № 6 (44): 239 - 244.
4. Кузин В.С. Психология. Москва, 1988.
5. Кушаев Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства. Москва, 2001. References
1. Alibekova M.I. Razrabotka metodov analiza i klassifikacii tradicionnogo kostyuma narodov Dagestana (v aspekte proekiirovaniya sovremennojodezhdy). Moskva, 2006.
2. Volkova T.V. Formirovanie hudozhestvennoj kul'tury u uchaschihsya na urokah izobrazitel'nogo iskusstva. Chelovek i obrazovanie. 2013; № 1: 161 - 165.
3. Damadanova S.R. Hudozhestvennoe oformlenie tradicionnogo kostyumnogo ansamblya gorcev Dagestana. VestnikMGUKI. 2011; № 6 (44): 239 - 244.
4. Kuzin V.S. Psihologiya. Moskva, 1988.
5. Kushaev N.A. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami iskusstva. Moskva, 2001.
Статья поступила в редакцию 15.02.21
УДК 378
Tretyachenko D.S., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING OF MILITARY UNIVERSITY TEACHERS FOR THE SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS. The growing interest of foreign countries in Russian military universities determines the active research of an actual scientific problem - the theoretical and methodological justification of the structure of training of military university teachers for the socio-cultural adaptation of foreign cadets. The work is based on the analysis of the scientific literature, the author considers the characteristic features of the socio-cultural adaptation of foreign students, due to the specifics of military educational organizations. Special attention is paid to the integration of competence, system-activity, and andragogical approaches to the development of professional and pedagogical competencies of teachers in the theory and practice of socio-cultural adaptation of foreign cadets. The novelty of the obtained results lies in the identification and characterization of diagnostic-target, content-activity and analytical-prognostic modules for training military university teachers for the socio-cultural adaptation of cadets from foreign countries. The author presents the expected results of the implementation of such a program and formulates conclusions about its importance in strengthening the authority of the Russian military education in the world.
Key words: military education, military-technical cooperation, foreign cadets, socio-cultural adaptation, teacher training.
Д.С. Третьяченко, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Возрастающий интерес зарубежных стран к российским военным вузам детерминирует активные исследования актуальной научной проблемы - теоретико-методологического обоснования структуры подготовки преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных курсантов. На основе анализа научной литературы автор рассматривает характерные особенности социокультурной адаптации иностранных обучающихся, обусловленные спецификой военных образовательных организаций. Особое внимание в статье уделено интеграции компетентностного, системно-деятельностного, андрагогического подходов к развитию профессионально-педагогических компетенций преподавателей в теории и практике социокультурной адаптации
иностранных курсантов. Новизна полученных результатов заключается в выявлении и характеристике диагностически-целевого, содержательно-деятель-ностного и аналитико-прогностического модулей подготовки преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации курсантов из зарубежных стран. Автор представляет ожидаемые результаты реализации такой программы и формулирует выводы о ее значении в укреплении авторитета российского военного образования в мире.
Ключевые слова: военное образование, военно-техническое сотрудничество, иностранные курсанты, социокультурная адаптация, подготовка преподавателей.
В условиях интенсивного развития международного военно-технического сотрудничества все большей популярностью в мире пользуются российские военные вузы.
Вопросам обучения иностранных курсантов в российских вузах посвящен достаточно обширный круг исследований, в которых глубоко и всесторонне рассмотрены различные аспекты их адаптации к новым образовательным, социальным, этнокультурным условиям жизнедеятельности [1].
Исследователи отмечают, что адаптация иностранных курсантов к обучению в военном вузе включает не только их приспособление к закрытому режиму, определяющему особенности организации образовательного процесса, стиль взаимодействия в воинском коллективе, особую социально-профессиональную и межличностную среду, но и необходимость овладения новыми ролевыми моделями поведения, характерными для учебной и военно-профессиональной деятельности [2].
Сравнительный анализ широкого круга научных источников позволяет заключить, что, как особая разновидность социальной адаптации, социокультурная адаптация курсантов из зарубежных стран может быть рассмотрена как сложный процесс и результат их включения не только в образовательно-профессиональное пространство военного вуза, но и в широкую социальную среду жизнедеятельности, учитывая тип поселения, этнокультурные и демографические особенности местного социума, культурные традиции и др. [3; 4].
Проведенный нами анализ научной литературы [5] позволил сформулировать закономерный вывод о нелинейной сложности, противоречивости и длительности процесса социокультурной адаптации обучающихся из зарубежных стран [6].
Рассматривая многофакторный характер социокультурной адаптации иностранных курсантов военных вузов, следует принимать во внимание как инвариантные особенности социокультурной адаптации как научно-практического феномена, так и особенности этого процесса, обусловленные спецификой военных образовательных организаций. В этой связи важно учитывать результаты выполненных исследований, в которых выявлены специфические характеристики организации образовательного процесса в военных вузах, потенциал военно-образовательной подготовки в мотивации курсантов из зарубежных стран к осознанному овладению военной профессией; их знакомство с российской военно-профессиональной культурой и формирование на этой основе межкультурных компетенций для успешной учебной и социальной жизнедеятельности в новой социокультурной среде [5].
Особая роль в решении сложных задач социокультурной адаптации иностранных курсантов военных вузов принадлежит преподавателям, командному составу, непосредственно включенных в процессы профессионально-личностного взаимодействия в учебных воинских коллективах, состоящих из представителей зарубежных стран.
Проведенный нами анализ научной литературы [7; 8] и эмпирического педагогического опыта позволил предположить, что подготовка преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных курсантов будет успешной, если будет разработана на основе современных педагогических концепций и методологических принципов.
Целостная интеграция компетентностного, системно-деятельностного, андрагогического подходов призвана обеспечить целенаправленное развитие профессионально-педагогических компетенций преподавателей военных вузов, необходимых для работы в международном контексте, с учетом их активного и осознанного включения в деятельностное овладение новыми знаниями и моделями поведения.
Гармоничное сочетание теоретической и практической подготовки с учетом индивидуально-профессиональных запросов преподавателей военного вуза, возникающих у них затруднений в процессе работы с иностранными курсантами позволит максимально учесть принципы андрагогических теорий обучения в рамках каждого из выделенных нами модулей подготовки преподавателей военных вузов к социокультурной адаптации обучающихся из зарубежных стран.
Диагностически-целевой модуль подготовки преподавателей военных вузов к социокультурной адаптации иностранных курсантов предполагает:
- целевую ориентацию профессионально-педагогической деятельности коллектива на создание условий для активного включения иностранных курсантов в новую академическую, бытовую, социокультурную среду военного вуза и местного социума;
- диагностику уровня сформированности компетенций межкультурной коммуникации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала вуза и его структурных подразделений;
- выявление и анализ, систематизацию затруднений преподавателей в организации образовательного процесса для курсантов из зарубежных стран;
- анализ культурологической и страноведческой подготовки преподавателей военного вуза.
Содержательно-деятельностный модуль ориентирован на:
- проектирование содержания учебных разделов программы, посвященных изучению специфических особенностей академической, социально-психологической, межкультурной подготовки курсантов из зарубежных стран к обучению в российских военных вузах;
- анализ потенциала международного опыта социокультурной адаптации студентов и научно-методическое обоснование условий его эффективного использования в вузе при разработке основных образовательных программ;
- разработку интерактивных обучающих упражнений по активному включению преподавателей в овладение новыми способами профессионально-педагогической деятельности и межличностного взаимодействия с иностранными обучающимися;
- освоение преподавателями навыков адаптации учебного предметного материала с учетом уровня владения курсантами русским языком в учебно-профессиональных целях;
- анализ кейсов из опыта знакомства иностранных курсантов с традициями и культурой Российской Федерации, Краснодарского края в учебном процессе и во внеаудиторной деятельности;
- изучение эффективных механизмов вовлечения курсантов из зарубежных стран в деятельность творческих объединений и клубов, спортивных секций;
- обмен опытом по развитию профессионально-военных мотивов иностранных курсантов, их ориентации на высокий уровень боевой подготовки.
Аналитико-прогностический модуль нацелен на:
- анализ и перспективы развития накопленного в вузе опыта социокультурной адаптации иностранных студентов;
- анализ эффективных организационно-управленческих и психолого-педагогических механизмов предупреждения и преодоления барьеров в межкультурном взаимодействии с курсантами из зарубежных стран;
- разработку предложений по разработке комплексной программы по социокультурной адаптации иностранных обучающихся с учетом накопленного в вузе опыта;
- разработку целостной системы мониторинга процесса подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов;
- анализ прогностического потенциала программы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных обучающихся как конкурентного преимущества вуза на международном рынке военно-образовательных услуг;
- разработку эффективных способов диссеминации опыта подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов среди других военных образовательных организаций.
В результате разработки и реализации модулей подготовки преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных курсантов все участники программы будут знать:
- характеристики адаптационных стратегий иностранных курсантов в российских образовательных организациях;
- адаптационные барьеры курсантов из зарубежных стран;
- причины и пути преодоления адаптационных барьеров и сложностей иностранных курсантов;
- педагогические и методические приемы создания благоприятной психологической обстановки в учебном процессе с учетом этнокультурных особенностей курсантов учебных подразделений военного вуза;
- способы предупреждения межэтнических конфликтов в молодежной среде;
- методы включения межкультурного контекста в содержание изучаемого учебного материала.
По окончании обучения в рамках обучающей программы преподаватели военного вуза будут уметь:
- выявлять адаптационные барьеры курсантов из зарубежных стран;
- разрабатывать адаптационные программы для иностранных обучающихся из разных стран;
- оказывать индивидуальную педагогическую поддержку курсантам из зарубежных стран на этапе социокультурной адаптации;
- использовать оптимальные стратегии межкультурного взаимодействия и межличностного общения с иностранными курсантами в различных ситуациях жизнедеятельности;
- внедрять эффективные методы развития профессионально-военных мотивов курсантов из зарубежных стран.
Анализ и обобщение полученных результатов позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Подготовка преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных курсантов предполагает целостную интеграцию компетентностного, системно-деятельностного, андрагогического подходов, обеспечивающих непрерывность и прогностический характер их профессионального развития в обла-
Библиографический список
сти межкультурной коммуникации в образовательном пространстве военного вуза.
2. Системная подготовка преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных курсантов способствует укреплению авторитета российских военных образовательных организаций на международной арене, стимулируя интенсификацию военного научно-технического сотрудничества.
1. Гурьянчик В.Н., Макеева Т.В. Социокультурная адаптация иностранных курсантов российских военных вузов. Социологические исследования. 2018; № 11: 124 - 133.
2. Васьков И.Р Адаптация курсантов к обучению в военном вузе как психолого-педагогическая проблема. Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия: материалы IV Межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Кострома, 2018: 66 - 69.
3. Павлушкина Т.В. Проблемы адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012; № 3 (10): 170 - 172.
4. Розин А.А. Адаптация иностранных курсантов к повседневной деятельности военного вуза. Colloquium-journal. 2018; № 11-5 (22): 73 - 75.
5. Скибо Т.Ю. Социально-психологические аспекты подготовки иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2017; № 1: 26 - 332.
6. Третьяченко Д.С. Полифункциональность педагогического сопровождения социокультурной адаптации иностранных обучающихся военных училищ. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020; № 9-2 (48): 93 - 95.
7. Алдакимова О.В. О моделировании методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 70 - 72.
8. Овсянникова И.Г., Терещенко Т.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе. Известия ВГПУ. 2018; № 3: 41 - 46.
References
1. Gur'yanchik V.N., Makeeva T.V. Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh kursantov rossijskih voennyh vuzov. Sociologicheskie issledovaniya. 2018; № 11: 124 - 133.
2. Vas'kov I.R. Adaptaciya kursantov k obucheniyu v voennom vuze kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Psihologo-pedagogicheskaya deyatel'nost': sfery sotrudnichestva i vzaimodejstviya: materialy IV Mezhregional'noj zaochnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kostroma, 2018: 66 - 69.
3. Pavlushkina T.V. Problemy adaptacii inostrannyh voennosluzhaschih v rossijskom voennom vuze. Vektornauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2012; № 3 (10): 170 - 172.
4. Rozin A.A. Adaptaciya inostrannyh kursantov k povsednevnoj deyatel'nosti voennogo vuza. Colloquium-journal. 2018; № 11-5 (22): 73 - 75.
5. Skibo T.Yu. Social'no-psihologicheskie aspekty podgotovki inostrannyh voennyh specialistov v vuzah Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2017; № 1: 26 - 332.
6. Tret'yachenko D.S. Polifunkcional'nost' pedagogicheskogo soprovozhdeniya sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh obuchayuschihsya voennyh uchilisch. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2020; № 9-2 (48): 93 - 95.
7. Aldakimova O.V. O modelirovanii metodicheskoj sistemy podgotovki prepodavatelej vuza k sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 70 - 72.
8. Ovsyannikova I.G., Tereschenko T.M. Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam obucheniya v rossijskom vuze. Izvestiya VGPU. 2018; № 3: 41 - 46.
Статья поступила в редакцию 26.02.21
УДК 378.1
Chernova N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Foreign Languages, Institute of Radioengineering and Telecommunication
Systems, MIREA - Russian Technological University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Katakhova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Institute of Radioengineering and Telecommunication
Systems, MIREA - Russian Technological University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
STUDENT'S FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE ADAPTABILITY AND ITS FORMATION IN THE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY. The article focuses on the study and analysis of a student's foreign language professional and communicative adaptability as well as its formation, development and self-development in the course of linguistic training in the technological university. The adaptability considered comprises its constituent competencies and personal qualities of students, the criteria and indicators logic modeling as well as level characteristic differentiation as its integral parts. These allow developing and successful implementing students' personal adaptive trajectories of vocational training in accordance with the RF education policy priorities to develop innovative human resources for high-tech production, which is of strategic importance and meets both the needs of society and the person himself.
Key words: foreign language professional and communicative adaptability, innovative human resources, high-tech production, adaptation, foreign language training, competence, university cluster.
Н.И. Чернова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. иностранных языков Института радиотехнических и телекоммуникационных систем «МИРЭА -
Российский технологический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
Н.В. Катахова, канд. пед. наук, доц., Институт радиотехнических и телекоммуникационных систем «МИРЭА - Российский технологический
университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ АДАПТИВНОСТЬ СТУДЕНТА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена исследованию и анализу иноязычной профессионально-коммуникативной адаптивности студента, ее формированию, развитию и саморазвитию в ходе лингвистической подготовки в технологическом вузе. Рассматриваемая адаптивность в совокупности составляющих ее компетенций и личностных качеств студентов, моделирование в логике критериев и показателей, а также дифференциация уровневых характеристик позволяют разрабатывать и успешно реализовывать индивидуальные адаптивные траектории профессиональной подготовки учащихся в соответствии с поставленными приоритетами в области государственной образовательной политики Российской Федерации по подготовке инновационных профессиональных кадров для наукоемкого производства, что имеет стратегическое значение и отвечает как запросам общества, так и самой личности.
Ключевые слова: иноязычная профессионально-коммуникативная адаптивность, инновационные профессиональные кадры, наукоемкое производство, адаптация, иноязычная подготовка, компетентность, университетский кластер.