Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КУРСАНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Наталья Валентиновна

В настоящей статье изучаются основные особенности педагогической диагностики как эффективного средства оптимизации обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Непосредственно перед рассмотрением основного предмета исследуется роль и место дисциплины «Иностранный язык» в системе подготовки будущих офицеров. Доказывается её важность на современном этапе развития высшего военного образования. Вместе с тем констатируется в ряде случаев недостаточно высокий уровень языковой подготовки выпускников военных вузов. Демонстрируются основные возможности, предоставляемые педагогической диагностикой для его повышения. Рассматриваются ключевые особенности педагогической диагностики, а также требования к диагностическим заданиям. Предлагаются пути решения проблем, могущих возникнуть в ходе осуществления педагогической диагностики на современном этапе развития системы высшего военного образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AS A MEANS OF OPTIMIZATION WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

The given article examines the main features of pedagogical diagnostics as an effective means of optimizing the foreign language teaching to military universities’ cadets. Immediately before considering the main subject, the role and place of the discipline «Foreign language» in the future officers training system is investigated. Its importance at the present higher military education development stage is proved. At the same time, it is stated in some cases that the level of language training of graduates of military universities is not high enough. The main possibilities provided by pedagogical diagnostics for its improvement are demonstrated. The main features of pedagogical diagnostics are considered, as well as the requirements for diagnostic tasks. The ways of solving the problems that may arise during the implementation of pedagogical diagnostics at the present development stage of higher military education system in the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

2. Волобуева, О.Н. Учебное пособие по английскому языку для специалистов в области информационных технологий: проблемы и задачи // Приоритетные научные направления: от теории к практике: Сборник материалов ХЫ Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 08-31 августа 2017 года / Под общей редакцией С. С. Чернова. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества»,

2017. - С. 201-206.

3. Декамили, Ю.Г. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов 1Т-специальностей в дистанционном формате обучения // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 5. - С. 127-131.

4. Егорова, Е.И. Теория психотипов личности и педагогическое взаимодействие / Е.И. Егорова, Л.Н. Мещанова // Развитие личности средствами искусства: Материалы V Международной научно-практической конференции, Саратов, 15 марта 2018 года / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. - Саратов: Издательство «Саратовский источник»,

2018. - С. 28-34.

5. Ионова, Е.С. Элементы геймификации при обучении иностранному языку студентов 1Т-специальностей // Язык и коммуникация в контексте культуры: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции (21 апреля 2021 года). - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ), 2021. - С. 118-121.

6. Петрушова, Н.В. Использование метода проектов при обучении иностранному языку в вузе // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход - 2020: Материалы международной научно-практической конференции (11 ноября 2020 г., г. Барнаул) / Под общ. ред. И. В. Рогозиной. - Барнаул: АлтГТУ, 2020. - С. 77-79.

7. Сушко, П.Е. Специфика человеческого капитала работников сферы информационных технологий // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2017. - Т. 9. - № 14. - С. 54-61.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Гусева Наталья Валентиновна

ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны РФ» (г. Москва), старший преподаватель

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В настоящей статье изучаются основные особенности педагогической диагностики как эффективного средства оптимизации обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Непосредственно перед рассмотрением основного предмета исследуется роль и место дисциплины «Иностранный язык» в системе подготовки будущих офицеров. Доказывается её важность на современном этапе развития высшего военного образования. Вместе с тем констатируется в ряде случаев недостаточно высокий уровень языковой подготовки выпускников военных вузов. Демонстрируются основные возможности, предоставляемые педагогической диагностикой для его повышения. Рассматриваются ключевые особенности педагогической диагностики, а также требования к диагностическим заданиям. Предлагаются пути решения проблем, могущих возникнуть в ходе осуществления педагогической диагностики на современном этапе развития системы высшего военного образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее образование, высшее военное образование, преподавание иностранного языка в неязыковых вузах, педагогическая диагностика, курсант, преподаватель.

Annotation. The given article examines the main features of pedagogical diagnostics as an effective means of optimizing the foreign language teaching to military universities' cadets. Immediately before considering the main subject, the role and place of the discipline «Foreign language» in the future officers training system is investigated. Its importance at the present higher military education development stage is proved. At the same time, it is stated in some cases that the level of language training of graduates of military universities is not high enough. The main possibilities provided by pedagogical diagnostics for its improvement are demonstrated. The main features of pedagogical diagnostics are considered, as well as the requirements for diagnostic tasks. The ways of solving the problems that may arise during the implementation of pedagogical diagnostics at the present development stage of higher military education system in the Russian Federation are proposed.

Key words: higher education, higher military education, teaching a foreign language in non-linguistic universities, pedagogical diagnostics, cadet, teacher.

Введение. В образовательном пространстве современного военного вуза важное место занимает дисциплина «Иностранный язык» [4; 7-9; 12]. Успешное усвоение курсантами соответствующих программ помогает преодолеть разрыв между гуманитарными, техническими и военными дисциплинами [3, С. 150].

С другой стороны, анализ исследований и сложившейся на настоящий момент ситуации позволяет констатировать, что сегодня иноязычная компетенция военного специалиста не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к нему современным обществом. В характерных для последнего динамично меняющихся социально-экономических и культурных условиях специалист, в т.ч. военный, с необходимостью должен уметь приспосабливаться к динамично меняющейся среде, обладать развитой способностью к решению нестандартных задач. С точки зрения развития данных аспектов важно не только усвоение курсантом знаний по иностранному языку, но также и умение применять их на практике, готовность к развитию новых компетенций, как предметных, так и общекультурных, на протяжении всей профессиональной жизни [1; 7; 10-11; 13].

Одним из существенных факторов, объясняющих недостаточность языковой подготовки выпускников военных вузов, является недостаточная реализация идей педагогической диагностики уровня обученности иностранному языку [2-3; 8; 12].

Её возможностям как действенного средства оптимизации при обучении курсантов военных вузов иностранному языку будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. В рамках данного исследования термин «педагогическая диагностика» будет трактоваться как отдельный компонент профессиональной педагогической деятельности, включённый в структуру образовательного процесса военного вуза [1; 5-11].

Наработки педагогов-исследователей и практиков в соответствующей области позволяют говорить о существенных особенностях, присущих процессу педагогической диагностики результатов обучения курсантов военного вуза иностранному языку (табл. 1).

Таблица 1

Особенности процесса педагогической диагностики результатов обучения курсантов военного вуза

иностранному языку

Наименование Характеристика

Дисциплинарный характер диагностики Диагностика иноязычного обучения выявляет уровень развития коммуникативной компетенции, необходимый для дальнейшей профессиональной деятельности будущих офицеров [2; 4].

Необходимость для контрольно-оценочной системы На настоящем этапе развития системы высшего военного образования в РФ педагогическая диагностика приобретает всё большую востребованность с точки зрения совершенствования в учебно-воспитательного процесса.

С точки зрения дальнейшей оптимизации процесса профессиональной подготовки курсантов военных вузов педагогическая диагностика результатов их обучения иностранному языку с высокой вероятностью может обеспечить достижение ряда положительных последствий (табл. 2).

Таблица 2

Возможные положительные последствия педагогической диагностики как средства оптимизации процесса

обучения курсантов иностранному языку

Последствия Характеристика

Ясность заданий Связана с лаконичностью, присущей тестовым заданиям.

Диагностическая ценность Возможность осуществлять объективный мониторинг качества обучения курсантов иностранному языку [8, С. 242].

Объективность и достоверность данных Прежде всего, относится к степени сформированности коммуникативной компетенции.

Существенная экономия учебного времени Происходит за счёт существенного сокращения временных затрат на проверку и оценку сформированности системы знаний, умений и навыков.

Автоматизация рутинных процессов Упрощает процесс контроля и оценки качества иноязычной подготовки курсантов.

Лучшее понимание обучающимися смысла и значения заданий Способствует повышению мотивации курсантов к изучению иностранного языка.

Составление диагностических заданий по иностранному языку для курсантов современных военных вузов связано с решением ряда проблем (табл. 3).

Таблица 3

Проблемы, которые необходимо решать при составлении диагностических заданий

Проблема Решение

Осуществление контроля сформированности иноязычной лексики в контексте или вне контекста Связано с характером диагностируемых лексических трудностей курсантов. Например, в случае если известно фонетическое влияние друг на друга слов until, uncle, aunt, то составитель диагностического задания должен решить, устроит ли его несколько искусственная форма контекста типа: My father's brother is my l.until, 2.aunt, 3.uncle. или он предпочтет другую технику тестирования, основанную на внеконтекстной группировке этих слов. В свою очередь, выбор контекстной или внеконтекстной формы в значительной степени предопределяется числом проблем, входящих в задание, которое должно иметь такой вид, чтобы с максимальной ясностью выделить лексическую трудность [13, С. 52-531.

Уровень владения языковым материалом, который преподаватель хочет отразить в задании - узнавание или продуцирование Необходимо установить степень адекватности планируемых к использованию приемов тестирования уровню лексических навыков по пройденному материалу.

Использование в тексте задания только изучаемого языка или, наряду с ним, элементов родного Зависит от характера лексических трудностей и этапа обучения. На начальном этапе обучения родной язык является надежным средством фиксации семантики лексических единиц. Следует при этом помнить, что педагогическая диагностика, осуществляемая на межъязыковой основе, в ряде случаев недостаточно объективна в силу того, что большинство лексических единиц не имеет абсолютно точных переводных эквивалентов в других языках.

Проблема использования конкретных приемов диагностического тестирования Выбор приема зависит от характера трудностей усвоения материала учащимися, в частности, от фиксирующихся в ходе его усвоения типичных ошибок. Многое также зависит от того, насколько известны курсантам те или иные тематические ряды.

Уровень владения языком или речью подвергается диагностике Диагностика уровня владения языком предполагает взятие за основу тестовых заданий явления системы языка и подбор лексического материала, ориентированного на демонстрацию учащимися понимания языкового механизма. При тестировании речи за основу выполнения диагностического задания должны быть взяты те внеязыковые отношения, которые заложены в речевых высказываниях [13, С. 55].

В целях оптимизации контроля сформированности знаний, умений и навыков курсантов в ходе занятий по иностранному языку диагностические задания должны характеризоваться всеми признаками проблемных ситуаций:

- трудность решения;

- динамичность;

- возможность формулирования проблем и гипотез [1-2; 10; 13].

Существует множество видов диагностических заданий. Вместе с тем в основе большинства из них лежит ограниченный круг вербальных и умственных операций над языковым материалом. К ним относятся:

- расположение данных объектов в соответствии с каким-либо порядком, либо поиск недостающего объекта;

- выделение и идентификация объекта;

- обобщение, исправление, оценка полноты и правильности предоставленной информации;

- сопоставление объектов [2-3; 11].

Приведём примеры диагностических заданий для курсантов из учебника С.В. Шермазановой [14], который активно используется в учебном процессе Военного университета в процессе обучения курсантов английскому языку:

I. Translate the following word combinations and sentences from English into Russian (Переведите следующие словосочетания и предложения с английского на русский):

- Effectively coordinate

- Permanent commander

- Secretariat and secretary

- Civilian structure

- Private Office

- Public Diplomacy Division

- The Military Committee

- Civil Emergency Planning

- Electronic Warfare

- Project Steering Committees

- International Military Staff

II. Translate the following word combinations from Russian into English (перевести на английский языке словосочетания):

- Североатлантический Союз,

- Атомная бомба,

- Координировать действия,

- Растущее беспокойство,

- Штаб-квартиры,

- Союзные державы,

- Верховные главнокомандующие,

- Генеральный секретарь НАТО,

- Отдел общественной дипломатии,

- Наука и технологии,

- Координационный комитет проекта.

III. Match the word from the left column to the translation from the right one (Сопоставьте слово из левого столбца с переводом из правого).

Таблица 4

1 treaty a Частично

2 to be founded b быть подписанным

3 in response to c Служить

4 threat d Намерение

5 partially e Возрождение

6 creation f всплеск, начало (зд.)

7 effort g Соответственно

8 to serve h обеспокоенность

9 purpose i Эффект

10 to forbid j Создание

11 to deter k Получать

12 revival l Договор

13 to encourage m Впоследствии

14 accordingly n устанавливать, учреждать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 to be signed o в ответ на

16 Allies P союзники

17 worries q постоянный

18 intention r стимулировать

19 detonation s быть основанным

20 outbreak t штаб-квартира

21 effect u Цель

22 to gain v Взрыв

23 afterward w сдерживать

24 to establish x усилие, попытка

25 permanent y Угроза

26 Headquarters z запрещать

Тем самым, мы считаем, что всесторонняя диагностика знаний курсантов по иностранному языку обеспечивает прочное усвоение материала, так как позволяет выявить возможные пробелы в знаниях курсантов по заданной тематике.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что академическая дисциплина «Иностранный язык» на сегодняшний день занимает важное место в образовательном пространстве военных вузов.

Её успешное усвоение во многом помогает преодолеть разрыв между гуманитарными, техническими и военными дисциплинами, изучаемыми курсантами.

При этом, в настоящее время иноязычная компетенция военного специалиста не всегда соответствует требованиям современного общества, предъявляемым к нему.

Последнее, в свою очередь, связано с недостаточной реализацией идей педагогической диагностики уровня обученности курсантов иностранному языку.

Педагогическая диагностика представляет собой компонент профессиональной педагогической деятельности, включённый в структуру образовательного процесса военного вуза.

Основными особенностями процесса педагогической диагностики результатов обучения курсантов военного вуза иностранному языку являются дисциплинарный характер диагностики и её необходимость для контрольно-оценочной системы.

С точки зрения оптимизации контроля сформированности знаний, умений и навыков курсантов в ходе занятий по иностранному языку диагностическим заданиям должны быть присущи признаки проблемных ситуаций.

В основе большинства известных на сегодняшний день видов диагностических заданий них лежит ограниченный круг вербальных и умственных операций над языковым материалом.

Литература:

1. Абашева, И.Х. Использование мультимедиа-программ и интернет-ресурсов в обучении английскому языку / И.Х. Абашева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2017. - №37. -Т. 14. - С. 231-233.

2. Авакова, О.В. Тестирование как средство контроля уровня сформированности общеучебных и профессиональных компетенций при обучении иностранному языку студентов правовых специальностей неязыковых вузов / О.В. Авакова // Филология: научные исследования. - 2017. - № 1. - С. 64-75.

3. Алехин, И.А. Интеграция интеллектуальных технологий в профессиональную подготовку военных специалистов / И.А. Алехин, А.А. Авуза, Т.Н. Герасимова // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 4. - С. 147-151.

4. Аракава, М.В. и др. Актуальные вопросы языкового тестирования. Пять лет секции тестологии Международной филологической конференции СПбГУ: Коллективная монография / М.В. Аракава, Н.И. Башмакова, И.А. Вороновская, М.И. Всемирнов, А.О. Гребенников, И.В. Григорьев, Л.А. Девель и др. / Под ред. И.Ю. Павловской. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. - 356 с.

5. Безукладников, К.Э. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации / К.Э. Безукладников, Б.А. Крузе, О.В. Вахрушева // Язык и культура. - 2018. - № 41. - С. 217-240.

6. Герасимова, Т.Н. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов / Т.Н. Герасимова, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 3 (76). -С. 224-225.

7. Гусева, Н.В. Балльно-рейтинговая система как эффективное средство педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов военных вузов / Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - № 2 (87). - 2021. -С. 151-153.

8. Гусева, Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема / Н.В. Гусева // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 1 (69). - С. 240-243.

9. Гусева, Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов / Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 189-191.

10. Клобукова, Л.П. Специфика определения уровня коммуникативной компетенции в области чтения в российской и финской системах языкового тестирования / Л.П. Клобукова, А.В. Сазонова // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 3. - Ч. 1. - С. 122-132.

11. Мирзоева, Ф.Р. К вопросу о мотивации в изучении иностранных языков на очно-заочном отделении ДА МИД / Ф.Р. Мирзоева, И.Э. Артемова // Сборник материалов II ежегодной международной научной-практической конференции. -2019. - М.: Дипломатическая академия МИД России. - С. 311-316.

12. Ростовцева, П.П. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий / П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 316-318.

13. Трубкина, Л.Ф. Роль тестирования при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Л.Ф. Трубкина // Проблемы современного образования в техническом вузе: материалы IV Республиканской науч.-методической конференции / Под общ. ред. А.В. Сычева. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. - С. 52-54.

14. Шермазанова, С.В. Международные неправительственные организации: Учебное пособие / С.В. Шермазанова. -М.: ВУ, 2019. - 187 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель 3 кафедры (тактики), соискатель кафедры педагогики Дворников Геннадий Сергеевич

Военный университет Министерства обороны РФ (г. Москва)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ

ВОЙСК

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются историко-педагогическим анализ дидактического моделирования боевых действий. Анализ производится на занятиях по тактической подготовке военнослужащих подразделений Сухопутных войск. В статье изложены особенности разработки моделей боевых действий в определенные периоды истории. Автор делает вывод о том, что согласованная разработка и системная совместимость моделей разных назначений поспособствует созданию набора моделей боевых действий, который является реальным инструментом обеспечения эффективных решений по подготовке военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.